Авторы: Селянина Елена Александровна, Войцехович Жанна Николаевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 20
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Раздел: начальное образование
Войцехович Ж. Н., Селянина Е.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №20 им. В.М. Елсукова»
г. Ленинск-Кузнецкий
Формирование коммуникативных универсальных учебных
действий у младших школьников
Младший школьный возраст является очень значимым периодом жизни,
поскольку в это время закладываются основы характера и поведения,
проявляется
темперамент,
а
также
стремление
занять
определенный
социальный статус в обществе. Приобретая новые качества и навыки, школьник
учится действовать в разных жизненных обстоятельствах самостоятельно,
благодаря чему на его плечи ложится личная ответственность за свои действия
и поступки. Все это приводит к тому, что у ребенка меняется мировосприятие и
повышается уровень интеллектуального развития.
Здесь есть свои психологические особенности, зная которые, младший
школьный возраст можно использовать в качестве базы для формирования
коммуникативных универсальных учебных действий. Одной из основных задач
детей
в
этот
период
становится
освоение
навыков
эффективной
коммуникативной деятельности. В младшем школьном возрасте в мышлении
обучающегося и его временном пространстве огромную роль занимает учебная
деятельность, в которой обучающийся не может осваивать одновременно
информацию образовательной программы и в полном объеме осваивать навыки
коммуникации.
Младший школьный возраст характеризуется самоутверждением ребенка,
которое может проявляться по-разному. Если у одних становление происходит
вместе с хорошей учебой и поведением, то у других это может происходит
абсолютно наоборот. Именно поэтому при формировании коммуникативных
навыков
следует
учитывать
психологические
особенности
младших
школьников, которые заключаются в стремлении к постоянному движению,
общению, необходимости делиться со взрослыми и сверстниками своими
достижениями и результатами, а также в потребности похвалы.
При условии правильно и полно сформированных коммуникативных
навыков младший школьник чувствует себя более уверенно, может выбирать
линию поведения в различных ситуациях и отстаивать свою точку зрения.
Следует также учитывать, что в этом возрасте все школьники стараются
копировать друг друга, и психологи отмечают так называемое коллективное
поведение, при котором ребенок начинает чувствовать ответственность не
только за себя самого, но и за своих товарищей. У него появляется чувство
сопереживания за своих друзей, а также понимание долга, преданности и
дружбы. Тем самым, формирование коммуникативных навыков у детей
младшего школьного возраста происходит быстрее, чем у детей более старшего
возраста.
Младший школьный возраст является самой подходящей платформой для
формирования коммуникативных универсальных учебных действий, так как
дети в младшем школьном возрасте легко воспринимают новую информацию,
пытаются максимально адаптировать ее под себя, их индивидуальные успехи
впервые начинают приобретать социальный смысл. Поведение и мышление
детей данного возраста легко поддаются корректировке, что в свою очередь
дает возможность использовать различные методы и методики при проведении
работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий
в младшем школьном возрасте.
Список используемых источников:
1. Братчикова, Ю.В., Волошина, Н.С. Развитие у младших школьников
навыков взаимодействия со сверстниками [Текст] ∕ В сборнике: Всероссийская
весенняя психологическая сессия Сборник материалов Всероссийской научно-
практической конференции. 2017. - С. 41-46.
2. Лазуренко, Е.Ю. Коммуникативные особенности поведения [Текст] ∕
Е.Ю. Лазуренко. – М.: Воронеж, 2014 с. – 67 с.