Напоминание

Тематический час "Правонарушения подростков и закон"


Автор: Петрова Марина Авенировна
Должность: Педагог-организатор
Учебное заведение: МАОУДО "ДДЮТ" г. Чебоксары,
Населённый пункт: Чувашия
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Тематический час "Правонарушения подростков и закон"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методические рекомендации

по проведению тематического часа

«Правонарушения подростков и закон»

(для старшего возраста)

- Народ должен защищать закон,

как свой оплот,

как охранительную стену. (Гераклит)

- Никто не должен быть умнее закона (Аристотель)

- Нравы – это люди,

Законы – разум страны! (О.Де Бальзак)

Сценарий тематического часа посвящен проблеме правонарушений.

Цель: проинформировать учащихся, что такое право, правонарушение;

кодекс, проступок и преступление, какие бывают виды правонарушения?

Развивать правовую культуру учащихся, воспитывать уважение к закону.

Педагог:

Ребята, мы с вами сегодня совершим путешествие в мир «Права».

Давайте вместе подумаем над возможными последствиями тех или иных

поступков, как вести себя в различных жизненных ситуациях; узнаем, когда

можно и нужно обращаться к помощи государства и закона.

Потому что «Право» существует для того, чтобы мы жили в согласии, и оно

всегда отстаивает наши справедливые интересы.

Право – согласие и справедливость

ситуация

поступок

закон

Помни, в любой жизненной ситуации ты должен вести себя достойно,

справедливо и уважать закон.

Именно, правовые знания помогут тебе поступить так, чтобы не пришлось

сожалеть ни тебе, ни твоим родителям, ни другим окружающим тебя людям.

I раздел: «Я и полиция».

В любом государстве есть правоохранительные органы. Для чего они

существуют? Каковы их задачи?

(ребята высказывают своё мнение).

Правильно, они призваны защищать человека, его права и свободы. И

обеспечивать общественный порядок, безопасность граждан. Полицейский

должен в критических ситуациях первым встать на защиту людей в случае

посягательств на их жизнь, здоровье, собственность.

Пожалуйста, поделитесь с нами, если вы или ваши друзья попадали в такие

сложные жизненные ситуации. (Ребята рассказывают примеры из непростых

ситуаций и как поступали представители полиции).

Рассмотрим другой пример. А если кто-то сам нарушает закон, совершает

правонарушения. Что тогда делает полиция?

Правильно, тогда необходимо защищать интересы людей от нарушителя –

хулигана.

Приведите примеры (ребята высказываются).

Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на

улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят

примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята

говорят).

Во-первых, отвечать спокойно на вопросы полицейского, не бояться, не

говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с

тренировки.

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона

родителей или позвоните им сами.

Рассмотрим следующую ситуацию:

- (на школьной доске) «На улице ко мне подошли парни и отняли у меня

любимый телефон. Что мне делать?»

Как бы вы поступили в этом случае? (ребята отвечают)

Во-первых, это преступление! Вы согласны?

Раскрытие этого преступления зависит и от твоих правильных действий

1.Скорее позвони по телефону «02»

2.Внятно объясни, где и когда совершено преступление

3.Сообщи приметы хулиганов

4.Поставь в известность родителей.

Как вы думаете, надо ли с собой носить документы, удостоверяющие

личность? И почему? (ребята отвечают).

Вы правы! Лучше всего с собой иметь ксерокопии паспорта (страничка с

фотографией и домашним адресом) или ученический билет (удостоверение,

справку). Это желательно, но нет закона. А за какие правонарушения вас

могут доставить в полицию? Что такое правонарушение?

Правонарушение - нарушение закона, за которое наступает

административная ответственность для взрослых людей или подростков с 16-

летнего возраста

Правильно:

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое

место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа.

5.Злостное неповиновение.

А теперь поговорим о наших правах.

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши

действия? (ребята отвечают).

2.Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом

случае делаете вы? (ребята отвечают).

Да. В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй

воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве

свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки,

которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских

показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята

отвечают).

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел

или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать

неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший.

Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен

немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили

незначительное правонарушение, то после составления протокола вас

должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они

забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать

в административном порядке – не более 3 часов (время после составления

протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ),

если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении

тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при психологе или педагоге,

при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие

не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете

обжаловать!

А теперь поработаем с правовым словарем (на одной стороне слово, на

другой, что оно значит).

Открыта часть слова: первое слово……

Кодекс - что это, по-вашему? (ребята поясняют).

Сейчас проверим, открываем правую сторону – это правовые нормы

(правила) определяющие отношения в какой-либо сфере нашей жизни.

Уголовный кодекс определяет, какие бывают преступления и какие

наказания за них следуют.

Ответственность – поясните (ребята отвечают).

Правильно, это обязанность отвечать за свои поступки перед законом. Если

человек поступил не правильно в отношении других людей, он должен

понести наказание и исправить свои ошибки.

Поступок – это нарушение человеком правил или правовой нормы.

Штраф – деньги, которые берутся с человека, нарушившего какие-то нормы

или правила.

Какие еще слова вы бы включили в наш «Правовой словарь»?

Арест, тюрьма, конституция, свидетель, обвиняемый, потерпевший,

терроризм, право.

Итак, поясните слово «Право» (ребята отвечают).

Значит, это разработанные людьми правила поведения человека в обществе;

законы, которые в обязательном порядке должны исполнять все граждане

государства, независимо от пола, национальности, профессии, положения в

обществе и занимаемой должности.

А знаете ли вы, что существует отдельный закон «Об образовании» Как вы

думаете, о чем он гласит? (ребята высказываются).

-На экране статья 14 Закона «Об образовании». «Содержание образования

должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,

народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и

социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих

подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный

выбор мнений и убеждений».

В этом законе гарантировано ваше право на доступность и бесплатность

основных ступеней образования независимо от происхождения, места

жительства, возраста, состояния здоровья и так далее.

-Я уверена, что вы четко знаете все свои права и обязанности в «Школьном

государстве».

Но рассмотрим следующую жизненную ситуацию, в которой я верю, вы

легко сейчас разберетесь.

В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в

полицию: «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка,

чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это

преступление или шутка? (ребята высказываются).

Преступление -

серьезное

нарушение

закона

взрослыми

людьми

и

несовершеннолетними,

достигшими

возраста,

с

которого

наступает

уголовная ответственность.

-Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет

серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан.

Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и

панику в обществе.

Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по

всей строгости закона? (ребята отвечают).

Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить

весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место

происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к

ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и

воспитанию детей.

И в статье Уголовного кодекса предусматривается наказание за заведомо

ложное сообщение об акте терроризма: штрафом в размере до двух сот тысяч

рублей или исправительными работами на срок от одного года до 2х лет,

либо арестом на срок от 3х до 6ти месяцев, либо лишение свободы на срок до

3х лет.

Так что, помните, с законом шутки плохи!

Список литературы.

Алексеева, Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной

работы / Л.С. Алексеева // Семья в России. - 2011. - № 3. - С. 45-50.

Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы

риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М.: Дашков

и К, 2012. - 120

Подросток: проблемы социальной адаптации / Сост. и ред. В.К.

Криворученко. - М.: Сфера, 2010. - 80 с.

Плоткин, М.М. Семейное неблагополучие как фактор девиантного

поведения детей / М.М. Плоткин, В.И. Ширинсит // Семья в

России. - 2012. - № 2. - С. 46.

Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан,

Я.Л. Коломинский. - СПб.: Питер, 2013. - 456 с.

Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М.: ЭКСМО-

Пресс, 2009. - 128 с.

Черемошкина, Л.В. Ценностные ориентации современной

молодёжи как основа социальной ответственности / Л.В.

Черемошкина // Социальная политика и социология. - 2009. - № 3.

- С. 146-154.

Штинова, Г.Н. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов,

обучающихся по специальности «Соц. педагогика» и

«Социальная работа» / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н.

Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 447 с.



В раздел образования