Авторы: Гулина Любовь Егоровна, Любовь Егоровна Гулина
Должность: МДОУ №23 "Лесная сказка" .
Учебное заведение: МДОУ №23 "Лесная сказка"
Населённый пункт: САХА (ЯКУТИЯ) РЕСПУБЛИКА, НЕРЮНГРИНСКИЙ РАЙОН, ЧУЛЬМАН
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Создание предметно - пространственной развивающей среды для реализации задач нравственно - патриотического воспитания детей
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
Создание предметно - пространственной развивающей среды для
реализации задач нравственно - патриотического воспитания детей,
как основа успешного внедрения новой федеральной образовательной
программы дошкольного образования.
Воспитатель: Гулина Л.Е.
МДОУ №23 «Лесная сказка»
п.Чульман 2023год
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Родину любить и знать!
Как важно не опоздать…
Воспитание
у
дошкольников
нравственных
чувств
и
чувства
патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается
у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится
целенаправленное
воздействие
родителей
и
педагогов
дошкольного
учреждения в воспитании чувств патриотизма. Любовь к семье, близким,
детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного
будущего гражданина.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям
– отцу, матери, бабушке, дедушке. Каждый из нас должен знать историю,
традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства
сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе
родного края, к культурному наследию народа, уважительно относиться к
представителям других народов, их традициям и обычаям.
Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием,
любовью
и
заботой
работников
дошкольного
учреждения.
У
детей
формируется уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит,
заботится о чистоте помещений. Наблюдая за трудом повара, дворника и
других работников, дети понимают смысл их действий, направленных на
создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой,
заполнение
их
жизни
содержательной,
интересной
деятельностью.
Дошкольники узнают о технической оснащенности труда, слаженный,
коллективный характер труда, на эстетику и культуру. Дети узнают о его
общественной оценке труда людей – наградах и поощрениях.
Таким образом, можно выделить основные ценностные ориентиры,
формирующиеся в ходе нравственно-патриотического воспитания:
семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного
народа;
историческое единство русского народа;
общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура
дополняют другие.
Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у
ребенка
развиваются
навыки
взаимоотношений
со
взрослыми
и
сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям;
появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны,
чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району,
стране, уважения к труду.
В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми
местами, где родился и вырос: с детским садом, куда пошел еще совсем
малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей. Для
воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу воспитатели
вместе с родителями и детьми могут оформить уголки нравственно-
патриотического воспитания в детском саду своими руками.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА
Патриотические уголки в детском саду помогают зародить и развивать
это чувство. Основные направления работы воспитателя по патриотическому
воспитанию: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям
различных
национальностей;
сформировать
духовно-нравственное
отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у
дошкольника чувство собственного достоинства. Развитие у дошкольников
чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том
случае, если воспитатель детского сада будет хорошо знать историю своего
города, страны и сможет донести эти знания до ребенка.
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА
В современных условиях, когда происходят постоянные изменения в
обществе,
воспитание
патриотических
чувств
–
наиболее
актуальное
направление работы дошкольного учреждения с воспитанниками. Для
полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в
ДОО,
развития
их
активности
и
познавательного
интереса
в
этом
направлении
необходимо
создать предметно-развивающую
среду. Оформление патриотических уголков в детском саду, направленное на
ознакомление детей с историей родного города, с государственными
символами страны, с русскими народными промыслами, поможет педагогам
в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям.
Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивается
интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским
подвигам известных людей города и страны.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА
1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и
информационного материала).
2.
Принцип
стабильности
и
динамичности
(создание
уголка
на
длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от
возрастных особенностей детей, периода обучения).
3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а
также убирать ненужные).
4.
Принцип
вариативности
(совмещение
нескольких
блоков
по
патриотическому воспитанию в одной зоне).
5. Принцип интеграции (возможность использования материала во время
образовательной деятельности в других областях).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА
1. Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и
праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие
со сверстниками, родной дом, детский сад).
2. Ознакомление с малой Родиной (родной город (село) и его улицы,
природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города,
символика и гимн, люди города Республики Саха ( Якутии ) стихи и рассказы
о городе (селе).
3.
Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы
старины, изделия декоративно-прикладного искусства, русская и коми
народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь,
фольклор).
4. Ознакомление с Родным краем (символика – гимн РК, флаг, герб),
карта , животный и растительный мир, заповедники, достопримечательности,
знаменитые люди Республики , исторические особенности, посёлка Чульман
полезные ископаемые и т.д.).
5. Ознакомление с Родной страной: символика, гимн, карта страны,
животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство,
национальные
праздники
и
обычаи,
достопримечательности,
Великая
отечественная
война,
наша
планета
Земля
(модель
земного
шара,
национальности)
ГЛАВНЫЕ АТРИБУТЫ
Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические
уголки в детском саду:
- Фото или портрет президента России Владимира, Владимировича Путина,
Айсена Сергеевича Николаева главы Республики Якутия
- Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое
произведение. Обычно представляется в виде текстового варианта и
вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для
прослушивания.
- Герб – является государственным символом, представляет собой щит
четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел,
держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия
Победоносца, убивающего змея.
- Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и
состоит из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир;
синий – символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая
была пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в
виде полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг
маленького размера, стоящий на подставке.
Правильно оформленные патриотические уголки в детском саду
позволят привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут
возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить
совместную работу педагогов с детьми и их родителями.
Материалы,
размещенные
в
уголке,
должны
освещать
основные
направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя
направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и
промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?»,
«Они защищали Родину» и т.д.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УГОЛКОВ
1. Логика размещения материала
2. Эстетичность оформления
3. Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия,
иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток)
4. Соответствие материала возрасту детей
5. Творческий подход педагога в оформлении уголка
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление
с ближайшим окружением (семья, детский сад, родной город),
даются
первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных.
1. В уголке размещен материал по социально – нравственному и
патриотическому воспитанию:
взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний
вид - иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;
семья - подбор иллюстраций, тематических папок «Наши мамы», «Моя
семья», изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих
взаимоотношения членов семьи - заботливое отношение, совместные
действия, совместный отдых;
дом,
в
котором
ты
живешь,
-
фотографии,
иллюстрации
разных
архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду,
материалу, назначению;
ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях -
девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся,
занимаются, играют и т.д.;
эмоциональные
состояния
-
тематические
папки,
иллюстрации,
показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей;
поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры,
книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных
местах, иллюстрации по типу «Хорошо– плохо», «Так можно делать, а так
нельзя», этикет для малышей.
2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» (детским садом,
близлежащими улицами, родным городом): фотоматериалы, иллюстрации,
подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты -
группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен
детский сад.
3.Материал по приобщению детей к истокам русской и коми народной
культуры : предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки
из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных
чурбаков,
обереги),
предметы
народного декоративно
–
прикладного
искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель,
хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.
4.Художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки,
игры, разные виды театра и т.д.)
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город
и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам
русской и коми культуры.
1.
В уголке пополняется материал по нравственно-патриотическому
воспитанию: семейные, народные и государственные праздники, традиции,
художественная литература нравственной тематики.
2.Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом,
близлежащими улицами, родным селом, его знаменитыми жителями,
достопримечательностями,
его
транспортом,
архитектурой,
профессиями, характерными для жителей города и села. Сравнение
понятий «город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации,
альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты - группы,
детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут
быть представлены материалы об истории возникновения города. Животный
и растительный мир, природа в разное время года.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской и коми народной
культуры – предметы старины, русские игрушки, предметы народного
декоративно- прикладного искусства,
различные макеты (коми избы,
комнаты - горницы, крестьянское подворье), куклы в национальных
костюмах, дидактические игры по теме; атрибуты к сюжетно-ролевым играм
и т.д.
4.Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы,
поговорки, разные виды театра и т.д.
5.Элементы государственной символики – флаг, герб, гимн.
6.Элементы региональной символики – флаг, герб, гимн.
7.Материал для ознакомления с защитниками Отечества- подбор
иллюстраций, тематические папки, макеты, художественная литература,
видеопрезентации, наборы военной техники; атрибуты для сюжетно-ролевых
игр «Моряки», «Пограничники» и т.д.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной
страной, государственной символикой, историческим героическим прошлым
России; п
родолжают формировать представления воспитанников о семье, о
родословной;
о
своем
детском
саде
как
втором
доме;
знакомят
с
достопримечательностями Республики Саха (Якутия), города
Якутска с
историей города Нерюнгри, родного посёлка Чульман. Продолжают знакомить
с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с
произведениями русских и коми писателей, композиторов, поэтов, художников
и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного
искусства; о современной архитектуре.
1.
Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб
моей семьи», «Генеалогическое дерево», «Отдыхаем всей семьей», видео
презентации и т.д.
2.
Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на
темы: «История возникновения города», «Наука, образование и культура»,
«Знаменитые земляки», «Наши земляки в годы Великой Отечественной
войны»,
«Наше
духовное
наследие»,
«Достопримечательности»,
«Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика
города (флаг, герб).
3.
Мой край – символика Республики
Саха (Якутия), карта, материал,
знакомящий детей со славой и достижениями Республики Якутия (города ,
посёлка, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство, полезные
ископаемые-коллекции).
4.
Родная страна – карта России, природные зоны нашей страны, народы
населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство), презентации,
символика (герб, флаг, гимн-аудиозапись), портрет президента.
5.
Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши
предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная
война»,
«Война
1812
года»,
«Российская
армия».
Фотоматериал
«Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические
игры по теме: макеты (древняя крепость), коллекции «Военная техника»,
«Военная форма»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр военной тематики и
т.п.
6.
Приобщение
к
истокам
русской
и
коми
народной
культуры –
иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси»,
«Предметы старины», «Из истории русского и коми народного костюма»,
«Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», предметы
старины, русские игрушки, русские и якутские народные музыкальные
инструменты; предметы народного декоративно – прикладного искусства,
куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме, создание
мини-музеев.
7.
Духовно
–
нравственное
воспитание –
материал,
дающий
детям
первоначальное представление о православии: фотоматериалы соборов,
церквей; книги, брошюры и т.д.
8.
Художественная литература по фольклору
Русские, якутские народные сказки, былины, предания, коми легенды, игры-
инсценировки, разные виды театра и т.д.
9.
Великие
соотечественники –
портреты,
художественная
литература,
рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию и
Республику Якутию.
10.
Наша планета земля – глобус, детская карта мира; художественная
литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни
людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях,
характерных для той или иной страны.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УГОЛКЕ
Воспитатели,
планируя
работу
по
нравственно-патриотическому
воспитанию, могут делить материал по блокам: «Моя семья», «Мой
любимый город», «Моя родина - Россия», «Животный и растительный мир
России»
и
т.
д.
Каждая
тема
изучается
с
использованием
бесед,
видеопрезентаций,
дидактических
игр,
экскурсий,
игр-бесед,
игр-
инсценировок, оформлением фотоальбомов, мини-музеев. Работа в уголке
ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад) к более
сложному (страна, город). После ознакомления с материалами в уголке с
детьми
проводятся
спортивные
праздники,
посвященные
защитникам
Отечества,
изучаются
русские
потешки,
поговорки,
пословицы,
воспитывается у детей потребность в народной музыке, сказке.
Только постоянная и планомерная совместная работа педагогов ДОУ и
родителей
позволит
развить
у
дошкольников
чувство
патриотизма,
гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и
народов.
А
правильно
организованная
предметно-пространственная
развивающая среда по воспитанию нравственно-патриотических чувств и
ценностей в этом только поможет.
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать
подлинным патриотом». С. Михалков.