Напоминание

Создание предметно - пространственной развивающей среды для реализации задач нравственно - патриотического воспитания детей


Авторы: Гулина Любовь Егоровна, Любовь Егоровна Гулина
Должность: МДОУ №23 "Лесная сказка" .
Учебное заведение: МДОУ №23 "Лесная сказка"
Населённый пункт: САХА (ЯКУТИЯ) РЕСПУБЛИКА, НЕРЮНГРИНСКИЙ РАЙОН, ЧУЛЬМАН
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Создание предметно - пространственной развивающей среды для реализации задач нравственно - патриотического воспитания детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

Создание предметно - пространственной развивающей среды для

реализации задач нравственно - патриотического воспитания детей,

как основа успешного внедрения новой федеральной образовательной

программы дошкольного образования.

Воспитатель: Гулина Л.Е.

МДОУ №23 «Лесная сказка»

п.Чульман 2023год

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Родину любить и знать!

Как важно не опоздать…

Воспитание

у

дошкольников

нравственных

чувств

и

чувства

патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается

у детей под влиянием окружающей жизни. Нормальным явлением становится

целенаправленное

воздействие

родителей

и

педагогов

дошкольного

учреждения в воспитании чувств патриотизма. Любовь к семье, близким,

детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного

будущего гражданина.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям

– отцу, матери, бабушке, дедушке. Каждый из нас должен знать историю,

традиции, культуру своего народа, родную природу, испытывать чувства

сопричастности к своей семье, своему городу, своей стране, к природе

родного края, к культурному наследию народа, уважительно относиться к

представителям других народов, их традициям и обычаям.

Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен вниманием,

любовью

и

заботой

работников

дошкольного

учреждения.

У

детей

формируется уважение к труду тех, кто их воспитывает, лечит, кормит,

заботится о чистоте помещений. Наблюдая за трудом повара, дворника и

других работников, дети понимают смысл их действий, направленных на

создание в детском саду чистоты, уюта, обеспечение детей вкусной едой,

заполнение

их

жизни

содержательной,

интересной

деятельностью.

Дошкольники узнают о технической оснащенности труда, слаженный,

коллективный характер труда, на эстетику и культуру. Дети узнают о его

общественной оценке труда людей – наградах и поощрениях.

Таким образом, можно выделить основные ценностные ориентиры,

формирующиеся в ходе нравственно-патриотического воспитания:

семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного

народа;

историческое единство русского народа;

общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура

дополняют другие.

Нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у

ребенка

развиваются

навыки

взаимоотношений

со

взрослыми

и

сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям;

появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны,

чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району,

стране, уважения к труду.

В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми

местами, где родился и вырос: с детским садом, куда пошел еще совсем

малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей. Для

воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу воспитатели

вместе с родителями и детьми могут оформить уголки нравственно-

патриотического воспитания в детском саду своими руками.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА

Патриотические уголки в детском саду помогают зародить и развивать

это чувство. Основные направления работы воспитателя по патриотическому

воспитанию: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям

различных

национальностей;

сформировать

духовно-нравственное

отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у

дошкольника чувство собственного достоинства. Развитие у дошкольников

чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том

случае, если воспитатель детского сада будет хорошо знать историю своего

города, страны и сможет донести эти знания до ребенка.

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА

В современных условиях, когда происходят постоянные изменения в

обществе,

воспитание

патриотических

чувств

наиболее

актуальное

направление работы дошкольного учреждения с воспитанниками. Для

полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в

ДОО,

развития

их

активности

и

познавательного

интереса

в

этом

направлении

необходимо

создать предметно-развивающую

среду. Оформление патриотических уголков в детском саду, направленное на

ознакомление детей с историей родного города, с государственными

символами страны, с русскими народными промыслами, поможет педагогам

в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям.

Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивается

интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским

подвигам известных людей города и страны.

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА

1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и

информационного материала).

2.

Принцип

стабильности

и

динамичности

(создание

уголка

на

длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от

возрастных особенностей детей, периода обучения).

3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а

также убирать ненужные).

4.

Принцип

вариативности

(совмещение

нескольких

блоков

по

патриотическому воспитанию в одной зоне).

5. Принцип интеграции (возможность использования материала во время

образовательной деятельности в других областях).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА

1. Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и

праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие

со сверстниками, родной дом, детский сад).

2. Ознакомление с малой Родиной (родной город (село) и его улицы,

природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города,

символика и гимн, люди города Республики Саха ( Якутии ) стихи и рассказы

о городе (селе).

3.

Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы

старины, изделия декоративно-прикладного искусства, русская и коми

народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь,

фольклор).

4. Ознакомление с Родным краем (символика – гимн РК, флаг, герб),

карта , животный и растительный мир, заповедники, достопримечательности,

знаменитые люди Республики , исторические особенности, посёлка Чульман

полезные ископаемые и т.д.).

5. Ознакомление с Родной страной: символика, гимн, карта страны,

животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство,

национальные

праздники

и

обычаи,

достопримечательности,

Великая

отечественная

война,

наша

планета

Земля

(модель

земного

шара,

национальности)

ГЛАВНЫЕ АТРИБУТЫ

Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические

уголки в детском саду:

- Фото или портрет президента России Владимира, Владимировича Путина,

Айсена Сергеевича Николаева главы Республики Якутия

- Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое

произведение. Обычно представляется в виде текстового варианта и

вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для

прослушивания.

- Герб – является государственным символом, представляет собой щит

четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел,

держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия

Победоносца, убивающего змея.

- Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и

состоит из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир;

синий – символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая

была пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в

виде полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг

маленького размера, стоящий на подставке.

Правильно оформленные патриотические уголки в детском саду

позволят привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут

возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить

совместную работу педагогов с детьми и их родителями.

Материалы,

размещенные

в

уголке,

должны

освещать

основные

направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя

направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и

промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?»,

«Они защищали Родину» и т.д.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УГОЛКОВ

1. Логика размещения материала

2. Эстетичность оформления

3. Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия,

иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток)

4. Соответствие материала возрасту детей

5. Творческий подход педагога в оформлении уголка

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление

с ближайшим окружением (семья, детский сад, родной город),

даются

первоначальные представления о родном крае, его растениях и животных.

1. В уголке размещен материал по социально – нравственному и

патриотическому воспитанию:

взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний

вид - иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;

семья - подбор иллюстраций, тематических папок «Наши мамы», «Моя

семья», изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих

взаимоотношения членов семьи - заботливое отношение, совместные

действия, совместный отдых;

дом,

в

котором

ты

живешь,

-

фотографии,

иллюстрации

разных

архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду,

материалу, назначению;

ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях -

девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся,

занимаются, играют и т.д.;

эмоциональные

состояния

-

тематические

папки,

иллюстрации,

показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей;

поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры,

книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных

местах, иллюстрации по типу «Хорошо– плохо», «Так можно делать, а так

нельзя», этикет для малышей.

2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» (детским садом,

близлежащими улицами, родным городом): фотоматериалы, иллюстрации,

подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты -

группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен

детский сад.

3.Материал по приобщению детей к истокам русской и коми народной

культуры : предметы старины, русские игрушки (различные куклы-закрутки

из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных

чурбаков,

обереги),

предметы

народного декоративно

прикладного

искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель,

хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.

4.Художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки,

игры, разные виды театра и т.д.)

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город

и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам

русской и коми культуры.

1.

В уголке пополняется материал по нравственно-патриотическому

воспитанию: семейные, народные и государственные праздники, традиции,

художественная литература нравственной тематики.

2.Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом,

близлежащими улицами, родным селом, его знаменитыми жителями,

достопримечательностями,

его

транспортом,

архитектурой,

профессиями, характерными для жителей города и села. Сравнение

понятий «город - село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации,

альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты - группы,

детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут

быть представлены материалы об истории возникновения города. Животный

и растительный мир, природа в разное время года.

3. Материал по приобщению детей к истокам русской и коми народной

культуры – предметы старины, русские игрушки, предметы народного

декоративно- прикладного искусства,

различные макеты (коми избы,

комнаты - горницы, крестьянское подворье), куклы в национальных

костюмах, дидактические игры по теме; атрибуты к сюжетно-ролевым играм

и т.д.

4.Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы,

поговорки, разные виды театра и т.д.

5.Элементы государственной символики – флаг, герб, гимн.

6.Элементы региональной символики – флаг, герб, гимн.

7.Материал для ознакомления с защитниками Отечества- подбор

иллюстраций, тематические папки, макеты, художественная литература,

видеопрезентации, наборы военной техники; атрибуты для сюжетно-ролевых

игр «Моряки», «Пограничники» и т.д.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной

страной, государственной символикой, историческим героическим прошлым

России; п

родолжают формировать представления воспитанников о семье, о

родословной;

о

своем

детском

саде

как

втором

доме;

знакомят

с

достопримечательностями Республики Саха (Якутия), города

Якутска с

историей города Нерюнгри, родного посёлка Чульман. Продолжают знакомить

с государственными и народными праздниками, с произведениями фольклора, с

произведениями русских и коми писателей, композиторов, поэтов, художников

и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного

искусства; о современной архитектуре.

1.

Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб

моей семьи», «Генеалогическое дерево», «Отдыхаем всей семьей», видео

презентации и т.д.

2.

Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на

темы: «История возникновения города», «Наука, образование и культура»,

«Знаменитые земляки», «Наши земляки в годы Великой Отечественной

войны»,

«Наше

духовное

наследие»,

«Достопримечательности»,

«Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика

города (флаг, герб).

3.

Мой край – символика Республики

Саха (Якутия), карта, материал,

знакомящий детей со славой и достижениями Республики Якутия (города ,

посёлка, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство, полезные

ископаемые-коллекции).

4.

Родная страна – карта России, природные зоны нашей страны, народы

населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство), презентации,

символика (герб, флаг, гимн-аудиозапись), портрет президента.

5.

Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши

предки – славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная

война»,

«Война

1812

года»,

«Российская

армия».

Фотоматериал

«Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические

игры по теме: макеты (древняя крепость), коллекции «Военная техника»,

«Военная форма»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр военной тематики и

т.п.

6.

Приобщение

к

истокам

русской

и

коми

народной

культуры

иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси»,

«Предметы старины», «Из истории русского и коми народного костюма»,

«Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», предметы

старины, русские игрушки, русские и якутские народные музыкальные

инструменты; предметы народного декоративно – прикладного искусства,

куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме, создание

мини-музеев.

7.

Духовно

нравственное

воспитание

материал,

дающий

детям

первоначальное представление о православии: фотоматериалы соборов,

церквей; книги, брошюры и т.д.

8.

Художественная литература по фольклору

Русские, якутские народные сказки, былины, предания, коми легенды, игры-

инсценировки, разные виды театра и т.д.

9.

Великие

соотечественники

портреты,

художественная

литература,

рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию и

Республику Якутию.

10.

Наша планета земля – глобус, детская карта мира; художественная

литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни

людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях,

характерных для той или иной страны.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УГОЛКЕ

Воспитатели,

планируя

работу

по

нравственно-патриотическому

воспитанию, могут делить материал по блокам: «Моя семья», «Мой

любимый город», «Моя родина - Россия», «Животный и растительный мир

России»

и

т.

д.

Каждая

тема

изучается

с

использованием

бесед,

видеопрезентаций,

дидактических

игр,

экскурсий,

игр-бесед,

игр-

инсценировок, оформлением фотоальбомов, мини-музеев. Работа в уголке

ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад) к более

сложному (страна, город). После ознакомления с материалами в уголке с

детьми

проводятся

спортивные

праздники,

посвященные

защитникам

Отечества,

изучаются

русские

потешки,

поговорки,

пословицы,

воспитывается у детей потребность в народной музыке, сказке.

Только постоянная и планомерная совместная работа педагогов ДОУ и

родителей

позволит

развить

у

дошкольников

чувство

патриотизма,

гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и

народов.

А

правильно

организованная

предметно-пространственная

развивающая среда по воспитанию нравственно-патриотических чувств и

ценностей в этом только поможет.

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное

предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать

подлинным патриотом». С. Михалков.



В раздел образования