Авторы: Титова Анна Рубеновна, Авакова Анжела Андрониковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №28 им. Героя Советского Союза Гагиева А.М.
Населённый пункт: город Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Здоровьесберегающие технологии, используемые в начальной школе»
Раздел: начальное образование
Методическая разработка на тему:
«Здоровьесберегающие технологии, используемые
в начальной школе»
Тренинговые технологии.
Здоровьесберегающие технологии нельзя рассматривать как альтернативу
всем
другим
педагогическим
технологиям,
так
как
цель
любой
педагогической (образовательной) технологии – достижение того или иного
образовательного
результата
в
обучении,
воспитании,
развитии.
Здоровьесбережение
не
может
выступать
в
качестве
основной
и
единственной цели образовательного процесса, оно может быть только
условием достижения главной цели. Понятие здоровьесбережение относится
к качественной характеристике образовательной технологии, показывающей,
насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения
здоровья субъектов образовательного процесса (педагогов, обучающихся).
Либо здоровьесбережение может выступать в качестве приоритета в
идеологии и принципах педагогической деятельности. Начнем с определения
понятия
«здоровье».
Существует
более
300
определений
понятия
«здоровье».
Согласно
определению Всемирной организации здравоохранения,
здоровье
- это
состояние полного физического, психического и социального благополучия,
а
не
только
отсутствие
болезней
или
физических
дефектов.
Физическое здоровье
– это совершенство саморегуляции в организме,
гармония
физиологических
процессов,
максимальная
адаптация
к
окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и
развития
органов
и
систем
организма,
основу
которого
составляют
морфологические
и
функциональные
резервы,
обеспечивающие
адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление,
большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной
деятельности (педагогическое определение); это состояние психической
сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта,
адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды
для каждого человека. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик
мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности,
основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов
поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так
общественная характеристика.
В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к
условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия
человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате
взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних
(наследственность, пол, возраст) факторов.
Признаки индивидуального здоровья:
Специфическая
и
неспецифическая
устойчивость
к
действию
повреждающих факторов;
Показатели роста и развития;
Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности)
организма и личности;
Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок
В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно
представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены
взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:
Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма
человека,
основу
которого
составляет
биологическая
программа
индивидуального
развития,
опосредованная
базовыми
потребностями,
доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти
потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека,
а
во-вторых,
обеспечивают
индивидуализацию
этого
процесса.
Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем
организма,
основу
которого
составляют
морфофизиологические
и
функциональные
резервы,
обеспечивающие
адаптационные
реакции.
Психический компонент - состояние психической сферы, основу которого
составляет
состояние
общего
душевного
комфорта,
обеспечивающее
адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как
биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями
их удовлетворения.
Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и
потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого
определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в
обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так
как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно,
однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний
разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно
охарактеризовать
различные
стороны
жизнедеятельности
человека,
направленные
на
организацию
индивидуального
стиля
жизни.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль
персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами,
историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями,
личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что
способствует выполнению человеком профессиональных, общественных,
семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и
определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении
индивидуального
и
общественного
здоровья.
Здоровый образ жизни:
благоприятное социальное окружение;
духовно-нравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
закаливание организма;
рациональное питание;
личная гигиена;
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных
напитков, наркотических веществ);
положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура
здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека,
которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное
определенным
уровнем
специальных
знаний,
физической
культуры,
социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и
самовоспитания,
образования,
мотивационно-ценностной
ориентации
и
самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также
в
физическом
и
психофизическом
здоровье.
Здоровьесберегающие технологии
реализуются на основе личностно-
ориентированного
подхода.
Осуществляемые
на
основе
личностно-
развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,
благодаря
которым
дети
учатся
жить
вместе
и
эффективно
взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в
освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта
здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение
сферы общения и деятельности ребёнка, развитие его саморегуляции (от
внешнего
контроля
к
внутреннему
самоконтролю),
становление
самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и
самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и
здоровье
других
людей.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это
деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной
предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой
сферы
и
потому
обеспечивающая
наибольшее
для
данных
условий
соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.
Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к
поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую
педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения
между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки
человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на
сохранение и приумножение здоровья ребенка.
Здоровьесберегающие
педагогические технологии
должны обеспечить развитие природных
способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств,
потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с
людьми,
природой,
искусством.
Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению
Н.К.
Смирнова,
-
это
все
те
психолого-педагогические
технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся
культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению,
формирование
представления
о
здоровье
как
ценности,
мотивацию
на
ведение
здорового
образа
жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, это:
условия
обучения
ребенка
(отсутствие
стресса,
адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными,
половыми,
индивидуальными
особенностями
и
гигиеническими требованиями);
соответствие
учебной
и
физической
нагрузки
возрастным
возможностям ребенка;
необходимый,
достаточный
и
рационально
организованный
двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией
понимается
система, создающая максимально возможные условия для сохранения,
укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального,
личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся,
педагогов и др.).
В эту систему входит:
1.
Использование данных мониторинга
состояния здоровья учащихся,
проводимого в рамках собственных наблюдений в процессе реализации
образовательной
технологии,
ее
коррекция
в
соответствии
с
имеющимися данными.
2.
Учет особенностей возрастного развития обучающегося и разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,
мышления,
работоспособности,
активности
и
т.д.
детей
данной
возрастной группы.
3.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в
процессе реализации технологии.
4.
Использование
разнообразных
видов
здоровьесберегающей
деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение
резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Основными
компонентами
здоровьесберегающей
технологии
выступают:
Аксиологический, проявляющийся в осознании детьми высшей
ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести
здоровый
образ
жизни,
который
позволяет
наиболее
полно
осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и
физические
возможности.
Осуществление
аксиологического
компонента происходит на основе формирования мировоззрения,
внутренних
убеждений
человека,
определяющих
рефлексию
и
присвоение
определенной
системы
духовных,
витальных,
медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих
физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста;
познание
законов
психического
развития
человека,
его
взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром.
Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется
на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье,
здоровьесбережение
и
здравотворчество,
построенных
как
неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом
процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем
осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных
интересах и потребностях.
Гносеологический, связанный с приобретением необходимых для
процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих
потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам
собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу,
различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это
происходит
благодаря
процессу
формирования
знаний
о
закономерностях
становления,
сохранения
и
развития
здоровья
человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное
здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о
здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс
направлен на формирование системы научных и практических знаний,
умений
и
навыков
поведения
в
повседневной
деятельности
обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и
здоровью окружающих людей. Все это ориентирует ребёнка
на
развитие знаний,
которые
включают
факты,
сведения,
выводы,
обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с
самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они
побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый
образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные
отрицательные последствия для собственного организма и образа
жизни.
Здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок,
которые формируют систему гигиенических навыков и умений,
необходимых для нормального функционирования организма, а также
систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и
умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания,
окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится
соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и
отдыха, что способствует предупреждению образования вредных
привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя
психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса,
использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд
специфических способов оздоровления ослабленных.
Эмоционально -волевой, который включает в себя проявление
психологических
механизмов
—
эмоциональных
и
волевых.
Необходимым
условием
сохранения
здоровья
являются
положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека
закрепляется
желание
вести
здоровый
образ
жизни.
Воля
—
психический
процесс
сознательного
управления
деятельностью,
проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к
поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять
регуляцию
и
саморегуляцию
своего
здоровья.
Воля
является
чрезвычайно
важным
компонентом,
особенно
в
начале
оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не
стал
внутренней
потребностью
личности,
а
качественные
и
количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он
направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и
общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует
такие
качества
личности,
как
организованность,
дисциплинированность,
долг,
честь,
достоинство.
Эти
качества
обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют
здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
Экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид
существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую
личность
определёнными
биологическими,
экономическими
и
производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее
физическое
здоровье
и
духовное
развитие.
Осознание
бытия
человеческой
личности
в
единстве
с
биосферой
раскрывает
зависимость физического и психического здоровья от экологических
условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья
личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого
воспитания
формирование
умений
и
навыков
адаптации
к
экологическим
факторам.
К
сожалению,
экологическая
среда
образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья
учащихся. Общение с миром природы способствует выработке
гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро-
и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу,
является мощным оздоровительным фактором.
Физкультурно -оздоровительный компонент предполагает владение
способами деятельности, направленными на повышение двигательной
активности,
предупреждение
гиподинамии.
Кроме
того,
этот
компонент
содержания
воспитания
обеспечивает
закаливание
организма,
высокие
адаптивные
возможности.
Физкультурно-
оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных
жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также
навыков личной и общественной гигиены.
Функции здоровьесберегающей технологии:
формирующая,
осуществляется
на
основе
биологических
и
социальных
закономерностей
становления
личности.
В
основе
формирования
личности
лежат
наследственные
качества,
предопределяющие
индивидуальные
физические
и
психические
свойства.
Дополняют
формирующее
воздействие
на
личность
социальные факторы, обстановка в семье, коллективе, установки на
сбережение и умножение здоровья как базы функционирования
личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная, обеспечивает трансляцию опыта
ведения
здорового
образа
жизни,
преемственность
традиций,
ценностных
ориентации,
формирующих
бережное
отношение
к
индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая, заключается в мониторинге развития учащихся на
основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и
направленность действий педагога в соответствии с природными
возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный
анализ
предпосылок
и
факторов
перспективного
развития
педагогического
процесса,
индивидуальное
прохождение
образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная,
воспитание
у
учащихся
направленности
на
здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние
собственного организма и повысить устойчивость к различного рода
стрессогенным
факторам
природной
и
социальной
среды.
Она
обеспечивает
адаптацию
школьников
к
социально-значимой
деятельности.
рефлексивная, заключается в переосмыслении предшествующего
личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что
позволяет
соизмерить
реально
достигнутые
результаты
с
перспективами.
интегративная, объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения
здоровья подрастающего поколения.
Типы технологий
Здоровьесберегающие
(профилактические
прививки,
обеспечение
двигательной
активности,
витаминизация,
организация
здорового
питания);
Оздоровительные
(физическая
подготовка,
физиотерапия,
аромотерапия,
закаливание,
гимнастика,
массаж,
фитотерапия,
арттерапия);
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в
предметы общеобразовательного цикла);
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию
личности мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке
по критерию субъектной включенности обучающегося в образовательный
процесс:
Внесубъектные,
технологии
рациональной
организации
образовательного
процесса,
технологии
формирования
здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового
питания (включая диетическое) и т.п.
Предполагающие пассивную позицию ребёнка: фитотерапия, массаж,
офтальмотренажеры и т.п.
Предполагающие активную субъектную позицию детей различные
виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры
здоровья.
Классификация здоровьесберегающих технологий.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть
как
частные
(узкоспециализированные),
так
и
комплексные
(интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих
технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;
коррекции
и
реабилитации
соматического
здоровья;
санитарно-
гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии
организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и
коррекции
девиантного
поведения);
психологические
(технологии
профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и
интеллектуального
развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии
комплексной
профилактики
заболеваний,
коррекции
и
реабилитации
здоровья
(физкультурно-оздоровительные
и
валеологические);
педагогические
технологии,
содействующие
здоровью;
технологии,
формирующие
ЗОЖ.
Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:
1.
обстановку и гигиенические условия
в кабинете: температуру и
свежесть
воздуха,
рациональность
освещения
кабинета,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей
и т.д.;
2.
число
видов
учебной
деятельности:
беседа,
слушание,
рассказ,
рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практическая
деятельность и др. Норма – 4-7 видов за занятие. Частые смены одной
деятельности
другой
требуют
от
обучающихся
дополнительных
адаптационных усилий;
3.
среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов
учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
4.
число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5.
чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15
минут;
6.
наличие и выбор места на занятиях
методов, способствующих
активизации
инициативы
и
творческого
самовыражения
самих
обучающихся. Это такие методы, как метод свободного выбора
(свободная
беседа,
выбор
способа
действия,
выбор
способа
взаимодействия;
свобода
творчества
и
т.д.);
активные
методы
(обучающиеся в роли педагога, обучение действием, обсуждение в
группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы, направленные на
самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения,
самооценки и взаимооценки);
7.
место
и
длительность
применения
ТСО
(в
соответствии
с
гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как
возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8.
физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии– их
место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут
урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с тремя повторениями
каждого упражнения;
9.
наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на занятии
(интерес к занятиям, умениям стремление больше узнать, радость от
активности,
интерес
к
изучаемому
материалу
к
изготовлению
творческой
работы
и
т.п.)
и
используемые
педагогом
методы
повышения этой мотивации;
10.
наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со
здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание
этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к
ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни;
формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка
индивидуального
способа
безопасного
поведения,
сообщение
обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и
т.д.;
11. психологический климат на занятии;
12.
наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок,
афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце занятия следует обратить внимание на следующее:
1.
плотность
занятия,
т.е.
количество
времени,
затраченного
обучающимися на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не
более 75-80 %;
2.
момент наступления утомления обучающихся и снижения их
активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию
двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе
учебной работы;
3.
темп и особенности окончания занятия:
быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы обучающихся;
спокойное завершение урока: обучающиеся имеют возможность задать
педагогу
вопросы,
педагог
может
прокомментировать
ответ,
попрощаться с обучающимися.