Напоминание

«Здоровьесберегающие технологии, используемые в начальной школе»


Авторы: Титова Анна Рубеновна, Авакова Анжела Андрониковна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №28 им. Героя Советского Союза Гагиева А.М.
Населённый пункт: город Владикавказ, РСО-Алания
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Здоровьесберегающие технологии, используемые в начальной школе»
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка на тему:

«Здоровьесберегающие технологии, используемые

в начальной школе»

Тренинговые технологии.

Здоровьесберегающие технологии нельзя рассматривать как альтернативу

всем

другим

педагогическим

технологиям,

так

как

цель

любой

педагогической (образовательной) технологии – достижение того или иного

образовательного

результата

в

обучении,

воспитании,

развитии.

Здоровьесбережение

не

может

выступать

в

качестве

основной

и

единственной цели образовательного процесса, оно может быть только

условием достижения главной цели. Понятие здоровьесбережение относится

к качественной характеристике образовательной технологии, показывающей,

насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения

здоровья субъектов образовательного процесса (педагогов, обучающихся).

Либо здоровьесбережение может выступать в качестве приоритета в

идеологии и принципах педагогической деятельности. Начнем с определения

понятия

«здоровье».

Существует

более

300

определений

понятия

«здоровье».

Согласно

определению Всемирной организации здравоохранения,

здоровье

- это

состояние полного физического, психического и социального благополучия,

а

не

только

отсутствие

болезней

или

физических

дефектов.

Физическое здоровье

– это совершенство саморегуляции в организме,

гармония

физиологических

процессов,

максимальная

адаптация

к

окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и

развития

органов

и

систем

организма,

основу

которого

составляют

морфологические

и

функциональные

резервы,

обеспечивающие

адаптационные реакции (медицинское определение).

Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление,

большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной

деятельности (педагогическое определение); это состояние психической

сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта,

адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).

Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды

для каждого человека. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик

мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности,

основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов

поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.

В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так

общественная характеристика.

В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к

условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия

человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате

взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних

(наследственность, пол, возраст) факторов.

Признаки индивидуального здоровья:

Специфическая

и

неспецифическая

устойчивость

к

действию

повреждающих факторов;

Показатели роста и развития;

Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности)

организма и личности;

Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития

Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно

представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены

взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:

Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма

человека,

основу

которого

составляет

биологическая

программа

индивидуального

развития,

опосредованная

базовыми

потребностями,

доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти

потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека,

а

во-вторых,

обеспечивают

индивидуализацию

этого

процесса.

Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем

организма,

основу

которого

составляют

морфофизиологические

и

функциональные

резервы,

обеспечивающие

адаптационные

реакции.

Психический компонент - состояние психической сферы, основу которого

составляет

состояние

общего

душевного

комфорта,

обеспечивающее

адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как

биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями

их удовлетворения.

Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и

потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого

определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в

обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так

как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно,

однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний

разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно

охарактеризовать

различные

стороны

жизнедеятельности

человека,

направленные

на

организацию

индивидуального

стиля

жизни.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль

персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами,

историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями,

личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что

способствует выполнению человеком профессиональных, общественных,

семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и

определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении

индивидуального

и

общественного

здоровья.

Здоровый образ жизни:

благоприятное социальное окружение;

духовно-нравственное благополучие;

оптимальный двигательный режим (культура движений);

закаливание организма;

рациональное питание;

личная гигиена;

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных

напитков, наркотических веществ);

положительные эмоции.

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура

здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека,

которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное

определенным

уровнем

специальных

знаний,

физической

культуры,

социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и

самовоспитания,

образования,

мотивационно-ценностной

ориентации

и

самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также

в

физическом

и

психофизическом

здоровье.

Здоровьесберегающие технологии

реализуются на основе личностно-

ориентированного

подхода.

Осуществляемые

на

основе

личностно-

развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,

благодаря

которым

дети

учатся

жить

вместе

и

эффективно

взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в

освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта

здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение

сферы общения и деятельности ребёнка, развитие его саморегуляции (от

внешнего

контроля

к

внутреннему

самоконтролю),

становление

самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и

самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и

здоровье

других

людей.

По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это

деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной

предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой

сферы

и

потому

обеспечивающая

наибольшее

для

данных

условий

соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.

Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к

поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую

педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения

между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки

человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на

сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Здоровьесберегающие

педагогические технологии

должны обеспечить развитие природных

способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств,

потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с

людьми,

природой,

искусством.

Здоровьеформирующие образовательные технологии, по определению

Н.К.

Смирнова,

-

это

все

те

психолого-педагогические

технологии,

программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся

культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и

укреплению,

формирование

представления

о

здоровье

как

ценности,

мотивацию

на

ведение

здорового

образа

жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, это:

условия

обучения

ребенка

(отсутствие

стресса,

адекватность

требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная организация учебного процесса (в соответствии с

возрастными,

половыми,

индивидуальными

особенностями

и

гигиеническими требованиями);

соответствие

учебной

и

физической

нагрузки

возрастным

возможностям ребенка;

необходимый,

достаточный

и

рационально

организованный

двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией

понимается

система, создающая максимально возможные условия для сохранения,

укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального,

личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся,

педагогов и др.).

В эту систему входит:

1.

Использование данных мониторинга

состояния здоровья учащихся,

проводимого в рамках собственных наблюдений в процессе реализации

образовательной

технологии,

ее

коррекция

в

соответствии

с

имеющимися данными.

2.

Учет особенностей возрастного развития обучающегося и разработка

образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,

мышления,

работоспособности,

активности

и

т.д.

детей

данной

возрастной группы.

3.

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в

процессе реализации технологии.

4.

Использование

разнообразных

видов

здоровьесберегающей

деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение

резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

Основными

компонентами

здоровьесберегающей

технологии

выступают:

Аксиологический, проявляющийся в осознании детьми высшей

ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести

здоровый

образ

жизни,

который

позволяет

наиболее

полно

осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и

физические

возможности.

Осуществление

аксиологического

компонента происходит на основе формирования мировоззрения,

внутренних

убеждений

человека,

определяющих

рефлексию

и

присвоение

определенной

системы

духовных,

витальных,

медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих

физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста;

познание

законов

психического

развития

человека,

его

взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром.

Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется

на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье,

здоровьесбережение

и

здравотворчество,

построенных

как

неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом

процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем

осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных

интересах и потребностях.

Гносеологический, связанный с приобретением необходимых для

процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих

потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам

собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу,

различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это

происходит

благодаря

процессу

формирования

знаний

о

закономерностях

становления,

сохранения

и

развития

здоровья

человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное

здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о

здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс

направлен на формирование системы научных и практических знаний,

умений

и

навыков

поведения

в

повседневной

деятельности

обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и

здоровью окружающих людей. Все это ориентирует ребёнка

на

развитие знаний,

которые

включают

факты,

сведения,

выводы,

обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с

самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они

побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый

образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные

отрицательные последствия для собственного организма и образа

жизни.

Здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок,

которые формируют систему гигиенических навыков и умений,

необходимых для нормального функционирования организма, а также

систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и

умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания,

окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится

соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и

отдыха, что способствует предупреждению образования вредных

привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя

психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса,

использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд

специфических способов оздоровления ослабленных.

Эмоционально -волевой, который включает в себя проявление

психологических

механизмов

эмоциональных

и

волевых.

Необходимым

условием

сохранения

здоровья

являются

положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека

закрепляется

желание

вести

здоровый

образ

жизни.

Воля

психический

процесс

сознательного

управления

деятельностью,

проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к

поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять

регуляцию

и

саморегуляцию

своего

здоровья.

Воля

является

чрезвычайно

важным

компонентом,

особенно

в

начале

оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не

стал

внутренней

потребностью

личности,

а

качественные

и

количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он

направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и

общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует

такие

качества

личности,

как

организованность,

дисциплинированность,

долг,

честь,

достоинство.

Эти

качества

обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют

здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.

Экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид

существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую

личность

определёнными

биологическими,

экономическими

и

производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее

физическое

здоровье

и

духовное

развитие.

Осознание

бытия

человеческой

личности

в

единстве

с

биосферой

раскрывает

зависимость физического и психического здоровья от экологических

условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья

личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого

воспитания

формирование

умений

и

навыков

адаптации

к

экологическим

факторам.

К

сожалению,

экологическая

среда

образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья

учащихся. Общение с миром природы способствует выработке

гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро-

и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу,

является мощным оздоровительным фактором.

Физкультурно -оздоровительный компонент предполагает владение

способами деятельности, направленными на повышение двигательной

активности,

предупреждение

гиподинамии.

Кроме

того,

этот

компонент

содержания

воспитания

обеспечивает

закаливание

организма,

высокие

адаптивные

возможности.

Физкультурно-

оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных

жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также

навыков личной и общественной гигиены.

Функции здоровьесберегающей технологии:

формирующая,

осуществляется

на

основе

биологических

и

социальных

закономерностей

становления

личности.

В

основе

формирования

личности

лежат

наследственные

качества,

предопределяющие

индивидуальные

физические

и

психические

свойства.

Дополняют

формирующее

воздействие

на

личность

социальные факторы, обстановка в семье, коллективе, установки на

сбережение и умножение здоровья как базы функционирования

личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная, обеспечивает трансляцию опыта

ведения

здорового

образа

жизни,

преемственность

традиций,

ценностных

ориентации,

формирующих

бережное

отношение

к

индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

диагностическая, заключается в мониторинге развития учащихся на

основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и

направленность действий педагога в соответствии с природными

возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный

анализ

предпосылок

и

факторов

перспективного

развития

педагогического

процесса,

индивидуальное

прохождение

образовательного маршрута каждым ребенком;

адаптивная,

воспитание

у

учащихся

направленности

на

здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние

собственного организма и повысить устойчивость к различного рода

стрессогенным

факторам

природной

и

социальной

среды.

Она

обеспечивает

адаптацию

школьников

к

социально-значимой

деятельности.

рефлексивная, заключается в переосмыслении предшествующего

личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что

позволяет

соизмерить

реально

достигнутые

результаты

с

перспективами.

интегративная, объединяет народный опыт, различные научные

концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения

здоровья подрастающего поколения.

Типы технологий

Здоровьесберегающие

(профилактические

прививки,

обеспечение

двигательной

активности,

витаминизация,

организация

здорового

питания);

Оздоровительные

(физическая

подготовка,

физиотерапия,

аромотерапия,

закаливание,

гимнастика,

массаж,

фитотерапия,

арттерапия);

Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в

предметы общеобразовательного цикла);

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию

личности мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке

по критерию субъектной включенности обучающегося в образовательный

процесс:

Внесубъектные,

технологии

рациональной

организации

образовательного

процесса,

технологии

формирования

здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового

питания (включая диетическое) и т.п.

Предполагающие пассивную позицию ребёнка: фитотерапия, массаж,

офтальмотренажеры и т.п.

Предполагающие активную субъектную позицию детей различные

виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры

здоровья.

Классификация здоровьесберегающих технологий.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть

как

частные

(узкоспециализированные),

так

и

комплексные

(интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих

технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний;

коррекции

и

реабилитации

соматического

здоровья;

санитарно-

гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью

(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии

организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и

коррекции

девиантного

поведения);

психологические

(технологии

профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и

интеллектуального

развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии

комплексной

профилактики

заболеваний,

коррекции

и

реабилитации

здоровья

(физкультурно-оздоровительные

и

валеологические);

педагогические

технологии,

содействующие

здоровью;

технологии,

формирующие

ЗОЖ.

Педагогу в организации и проведении занятия необходимо учитывать:

1.

обстановку и гигиенические условия

в кабинете: температуру и

свежесть

воздуха,

рациональность

освещения

кабинета,

наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей

и т.д.;

2.

число

видов

учебной

деятельности:

беседа,

слушание,

рассказ,

рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практическая

деятельность и др. Норма – 4-7 видов за занятие. Частые смены одной

деятельности

другой

требуют

от

обучающихся

дополнительных

адаптационных усилий;

3.

среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов

учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4.

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,

самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5.

чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15

минут;

6.

наличие и выбор места на занятиях

методов, способствующих

активизации

инициативы

и

творческого

самовыражения

самих

обучающихся. Это такие методы, как метод свободного выбора

(свободная

беседа,

выбор

способа

действия,

выбор

способа

взаимодействия;

свобода

творчества

и

т.д.);

активные

методы

(обучающиеся в роли педагога, обучение действием, обсуждение в

группах, ролевая игра, дискуссия, семинар); методы, направленные на

самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения,

самооценки и взаимооценки);

7.

место

и

длительность

применения

ТСО

соответствии

с

гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как

возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8.

физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии– их

место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут

урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с тремя повторениями

каждого упражнения;

9.

наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на занятии

(интерес к занятиям, умениям стремление больше узнать, радость от

активности,

интерес

к

изучаемому

материалу

к

изготовлению

творческой

работы

и

т.п.)

и

используемые

педагогом

методы

повышения этой мотивации;

10.

наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со

здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание

этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к

ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни;

формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка

индивидуального

способа

безопасного

поведения,

сообщение

обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и

т.д.;

11. психологический климат на занятии;

12.

наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок,

афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце занятия следует обратить внимание на следующее:

1.

плотность

занятия,

т.е.

количество

времени,

затраченного

обучающимися на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не

более 75-80 %;

2.

момент наступления утомления обучающихся и снижения их

активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию

двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе

учебной работы;

3.

темп и особенности окончания занятия:

быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы обучающихся;

спокойное завершение урока: обучающиеся имеют возможность задать

педагогу

вопросы,

педагог

может

прокомментировать

ответ,

попрощаться с обучающимися.



В раздел образования