Автор: Шеметова Юлия Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ № 157
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование игрового материала с целью формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
«Использование игрового материала с целью формирования
пространственных представлений у детей старшего дошкольного
возраста с ОВЗ»
Учитель - дефектолог
МБДОУ г. Мурманска № 157
Шеметова Ю. А.
2 слайд
Дошкольный возраст – это период, когда формируется большая часть
пространственных представлений. Данный процесс у детей происходит
достаточно медленно, методом длительного наблюдения, накопления
практического опыта, изучения других жизненных ситуаций.
3 слайд
Каждый ребенок, начиная с дошкольного возраста, должен уметь:
ориентироваться в схеме собственного тела; определять расположение
предметов в ближнем и дальнем пространстве; моделировать
пространственное расположение предметов; определять направление,
двигаться в заданном направлении и изменять его; ориентироваться на поле
листа бумаги.
4 слайд
У воспитанников с ЗПР особенно сложно формируются пространственные
представления. Детям данной категории сложно усвоить пространственные
понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни.
Поэтому с самого начала коррекционного процесса, необходимо вести
работу в данном направлении.
В начале обучения внимание детей с интеллектуальной недостаточностью
очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только внешним видом
предмета.
5 слайд
Одним из принципов построения занятий является частая смена видов
деятельности.
Другим принципом построения является повторяемость программного
материала.
Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий
происходило в новых ситуациях и на новых предметах. Это необходимо для
того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям.
6 слайд
Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, работа
должна быть построена с учётом возрастных и психологических
особенностей детей на каждом возрастном этапе. Проведение занятий в
игровой и занимательной форме поможет в дальнейшем быстрее и легче
овладеть школьной программой.
7 слайд
Обучение пространственной ориентировке – процесс многоуровневый и
связан с развитием и совершенствованием интегративных процессов,
умением и возможностью целостно и обобщенно воспринимать окружающее
пространство, анализировать его, используя как конкретные,
индивидуальные, так и обобщенные ориентиры, наполняющие пространство.
1. Ориентировка в схеме собственного тела.
2. Ориентировка в окружающем пространстве:
• определение направлений относительно себя;
• ориентация себя относительно других объектов.
3. Пространственные схемы и диктанты, которые в свою очередь
способствуют развитию графомоторных навыков, предполагают
формирование у воспитанников дошкольного возраста предпосылок к
дальнейшей учебной деятельности.
4. Конструирование и копирование.
Все игры и пособия подобраны в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей.
8 слайд
Существует огромное количество игр по ориентировке в пространстве.
Нашим воспитанникам очень нравится такая игра, как «поездка на машине»
Перед каждым ребёнком лист бумаги (А 4) и маленькая машинка. Дети,
слушая инструкции, передвигают машинку в нужном направлении.
Например, из центра листа машинка поехала в правый нижний угол, затем
вдоль правой стороны в правый верхний угол, затем в левый нижний угол, к
середине правой стороны и т.д. В данной игре можно использовать карточки
со стрелками, указывающими нужное направление.
9 слайд
С целью разнообразить педагогический процесса я стараюсь использовать не
только покупные игры, но и изготовить оригинальные и интересные пособия
самостоятельно.
Подробней хотелось бы рассказать о некоторых из них.
В играх лесенка и домик у детей происходит овладение пространственными
наречиями и предлогами. Особо воспитанников привлекает то, что они
объемные (можно трогать и перемещать).
Данные игры можно использовать в различных вариантах. На пример
Кто стоит на третьей ступеньке снизу? На какой ступеньке сидит собака?
Кто находится слева от лестницы? На какой ступеньке сверху сидит заяц?
Посади корову на ступеньку ниже, чем сидит заяц и т. д.
10 слайд
С помощью данного пособия удобно отрабатывать с детьми понятия: выше –
ниже, слева – справа, над – под, прямой и обратный счет, больше – меньше,
решать задачки, закреплять признаки времен года.
Одни и те же игры могут быть использованы при изучении разных
лексических тем, добавив или изменив некоторые атрибуты.
11 слайд
Пособие представляет собой фланелеграф и различные картинки, схемы,
ленточки. В процессе игры можно закрепить не только пространственные
представления, но и развивать речь, мелкую моторику, логическое
мышление, творческие способности.
12 слайд
Целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого
позволяют детям реализовать их потенциальные возможности.