Напоминание

Размышления о духовно-нравственной жизни. Вторая сотница


Автор: Василий Валентинович Шлепин
Должность: Доктор богословия, профессор и завкафедрой Православной теологии
Учебное заведение: Русская Духовная Академия
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Размышления о духовно-нравственной жизни. Вторая сотница
Раздел: высшее образование





Назад




Размышления о духовно-нравственной жизни. Вторая сотница

Шлепин Василий Валентинович,

доктор богословия, профессор,

зав. кафедры Православной теологии

Русской духовной академии,

почетный доктор богословия

Славяно-Греко-Латинской академии,

почетный доктор теологии,

почетный доктор философских наук и

почетный доктор экономических наук

Русской духовной академии,

почетный профессор

Русского православного института культуры,

главный научный сотрудник

дистанционных богословских курсов

«Суть православной веры»

1. Апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: «В начале было Слово»

(Ин. 1:1). О каком начале идет речь? Книга Бытия начинается словами: «В

начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Следовательно, речь идет о на-

чале нашего тварного мира, который появился вместе с временем и про-

странством. Но Слово уже было, что указывает на вечность Сына Божия.

«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало

быть» (1 Ин. 1:3). Здесь же особое указание на творческую деятельность

Сына Божия, но в создании тварного мира принимали участия все три Лица

Святой Троицы.

2. Свт. Григорий Палама обосновал различие непознаваемой и непри-

частной Божественной сущности и познаваемых и причастных Божествен-

ных энергий. Свт. Григорий Палама называет Божественными энергии умны-

ми и это можно объяснить тем, что Бог Отец – первейший Ум и Божествен-

ные энергии имеют направленность от Бога Отца через Сына и усваиваются в

Духе Святом умным творением, то есть ангелами и людьми.

3. Православный крест – исповедание веры о падении и спасении чело-

века Богочеловеком Иисусом Христом, вхождение в Церковь как умирание и

воскресение с Иисусом Христом, ежедневный путь приближения к Богу как с

испытаниями и скорбями, так и с духовными радостями, защита от бесов и

всякого зла, покаяние через веру в Спасителя, освящение как плод искупи-

тельной жертвы Христовой, а также источник Богопознания и Богословия.

4. Почему мы в молитвах обращаемся ко кресту Христову? Мы не в

коем случае не делаем крест личностью. Это поэтическая форма обращения к

Тому, Кто распят на кресте, то есть к Господу нашему Иисусу Христу.

5. Мы знаем, что в Крещении прощается первородный грех, но его по-

следствия, казалось бы, остаются, хотя это не так. В чем же суть первородно-

го греха, в поврежденности человеческой природы? Его суть в отпадении че-

ловека от Бога и порабощении диаволу. В Крещении человек отрекается от

сатаны, от всех дел его, от служения ему и сочетается со Христом, веруя Ему

как царю и Богу, и крещаемому дается семя Божественной благодати, кото-

рое надо преумножить. Диавол вон изгнан из сердца и искушает лишь со вне,

а внутри пребывает Божественная благодать, которая живописует в сердце

крещеного православного христианина. Цель православного христианина –

теснейшее соединение с Богом, которое реализуется принципом синергии:

усилий самого православного христианина и помощью Божественной благо-

дати.

6. В Таинстве Крещения говорится: омылись, то есть очистились от всех

прежних грехов; освятились, то есть реально приобщились Божественной

благодати; оправдались, то есть восстановили личные отношения с Богом для

Богообщения.

7. Современные люди ищут комфорт и для этого прилагают все усилия.

Но православному христианину нужен не комфорт, а покой в Боге: «Придите

ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Как же достичь этого покоя? Господь продолжает: «Возьмите иго Мое на

себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой

душам вашим» (Мф. 11:29). Какое же иго Господне? Это Божии заповеди. Их

надо исполнять с кротким и смиренным сердцем и тогда обретается покой в

Боге.

8. Известно, что христиане последнего времени будут спасаться через

терпеливое перенесение искушений. Вот пришло к нам искушение и нам оно

показалось выше наших сил, и мы пали. Что делать? Покаяться и двигаться

дальше по пути к Богу и спасению. Не нужно задаваться вопросом: за что,

ведь мы сейчас не согрешили? Да, может сейчас и не согрешили, но грешили

раньше и в будущем, возможно, согрешим. Искушение длится до тех пор,

пока мы не смиримся и не обратимся за помощью к Богу, осознав свою не-

мощь в противостоянии искушению. Смирение – самый безопасный путь ду-

ховно-нравственной жизни и та частота, на которой мы обращаемся к Богу, и

Бог нам отвечает. Бог дает нам возможность идти прямым путем ко спасе-

нию, а мы часто своим разумением сворачиваем от него то в сторону, то идем

назад. Нужно всегда помнить, что без Бога мы ничто и наши силы что-то сде-

лать или изменить - тоже ничто, но с помощью Божией все возможно, поэто-

му нужно уповать на Бога и не печалясь и не отчаиваясь идти к Богу. Надо

понять, что падения для нас, не очистившихся от страстей и грехов, неизбеж-

ны, поэтому, покаявшись, надо продолжать стремиться спастись.

9. Необходимо быть очень внимательным не только к делам, словам и

помышлениям, но и к чувствам, желаниям и намерениям. Есть грехи вольные

и невольные, ведомые (осознанные) и неведомые (неосознанные), но оттен-

ков греха очень много и покаяться нужно стараться во всех неисповеданных

грехах. При этом должно быть именно покаяние, а не простое перечисление

грехов – одна крайность, но и не самогрызение – другая крайность.

10. Если православный христианин искренне кается, имеет намерение

исправиться, исповедует свои грехи, не скрывая их, то ему прощаются все

грехи, а не только исповеданные. Об этом говорится в разрешительной мо-

литве: «Госпо

́

дь и Бо

́

г на

́

ш, Иису

́

с Христо

́

с, благода

́

тию и щедро

́

тами Cвоего

́

человеколю

́

бия да прости

́

т ти

́

ча

́

до (и

́

мя) ВСЯ согрешения твоя. И а

́

з, недо-

сто

́

йный иере

́

й, вла

́

стию Его

́

мне

́

да

́

нною, проща

́

ю и разреша

́

ю тя

́

от ВСЕХ

грехо

́

в твои

́

х, во И

́

мя Отца

́

и Сы

́

на, и Свята

́

го Ду

́

ха. Ами

́

нь».

11. Покаяние в грехе состоит из трёх этапов: 1) покаяться в грехе, как

только его совершили; 2) вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у

Бога за него прощения (последняя молитва в вечернем молитвенном прави-

ле); 3) исповедать его и получить разрешение от грехов на исповеди.

12. Часто люди желают друг другу счастья, но именно философ Аристо-

тель сказал, что высшим благом для человека является счастье, причем это

счастья связано с добродетелью, поэтому не добродетельный человек - несча-

стен. А для православного христианина слово «счастье» связано с «причасти-

ем», поэтому счастлив тот, кто достигает единения с Богом через вкушение

Тела и Крови Христовых, поэтому, чтобы быть счастливым, надо регулярно

причащаться.

13. Если раньше епитимии отлучали православных христиан от прича-

стия, то теперь сами православные христиане отлучают себя от Причастия,

не ходя на богослужения и не причащаясь. Однако 80-е правило Трулльского

собора грозит отлучением тому, кто в течение трех воскресных дней не при-

дет в храм на богослужение. Сейчас церковные каноны не применяются по

всей строгости, но их никто не отменял и Церковь по-прежнему ими руко-

водствуется, поэтому будем внимательны к себе, потому что помимо послу-

шания Богу есть и послушание Церкви.

14. Современный человек выстраивает свои отношения с Богом на осно-

ве убеждения, что Бог для нас, но это неверно. Лишь впоследствии в процес-

се воцерковления и получения базовых богословских знаний православный

христианин начинает понимать, что это мы для Бога. Блж. Августин в своем

произведении «Исповедь» пишет: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя

сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Поэтому жизнь православного хри-

стианина должна быть служением Богу и не просто как необходимость для

избежания ада и наследия Царствия Небесного, а как знак благодарности и

славословия Бога за все благодеяния Божии к нам. Не случайно и основное

православное Таинство теснейшего соединения с Богом носит названия Евха-

ристии, то есть благодарения.

15. На основе чего утверждается, что на Тайной вечери для Таинства Ев-

харистии использовался квасной хлеб? Во всех Евангелиях и в послании апо-

стола Павла к Коринфянам там, где речь идет о Тайной Вечери, используется

слово «άρτος», которое происходит от глагола «поднимать» и прилагательно-

го «совершенный». Оба слова характеризуют тесто, из которого изготавли-

вался квасной хлеб. Царствие Небесное сравнивается с закваской, которая

положена в три меры муки. Апостолы названы «солью земли», а соль исполь-

зуется при приготовлении квасного хлеба. Но главным для нас источником

является Священное Предание, где с первых веков использовали дрожжевой

хлеб, начиная с вечери любви – агап.

16. Столкнулся с тем, что иногда православные христиане приходят в

храм и ставят свечки, не желая их зажигать от другой свечи, но только от

лампады, чтобы тем самым не вмешиваться в молитву других людей. Отме-

чу, что, как правило, лампады в храме зажигаются от одной свечи и процесс

их зажигания тоже может сопровождаться молитвой. Кроме того, в Право-

славной Церкви мы не индивидуумы, а клетки единого живого Богочеловече-

ского организма, поэтому сильнее молитва не одного члена Церкви, а

нескольких. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я

посреди них» (Мф. 18:20) и наиболее важное богослужение – литургия – не

может быть совершена одним священником, но нужно еще присутствие хотя

бы одного члена Церкви. Вместе с тем спасаемся мы не в одиночку, но вме-

сте с другими членами Церкви, ведь Православная Церковь не индивидуаль-

ная, а соборная. Даже с практической стороны, когда зажигают свечки от

лампад, то часто воск капает в лампады или их тем самым гасят, а зажечь их

снова, как правило, не догадываются, и очищать лампады не просто, надо

процедить и перелить лампадное масло. Также часто православные христиа-

не стоят во время панихиды или отпевания с зажженными свечами, тем са-

мым выражая благоговение совершаемому моменту, но при этом они без-

участны к тому, что воск со свечей беспрепятственно капает на пол, ведь

кому-то этот пол придется очищать, но конечно не им. Надо помнить, что

свеча имеет символическое значение и важна, с одной стороны, как жертва

на храм, а, с другой стороны, пламенение нашей молитвы к Богу, поэтому

всегда должна ставиться с молитвой, а итогом этой молитвы должно быть со-

зерцание Божественного света, который и символизирует пламя свечи.

Поэтому постараемся более осознанно совершать благоугождение Богу: не

по форме, а по содержанию, по духу.

17. Иногда задаются вопросом: есть ли смысл в церковных наградах?

Кто-то их ищет, кто-то отказывается. Но правильный подход: не искать, но

принимать как дар новой благодати. В Церкви действует благодать Святого

Духа и все получаемое в ней не просто формальность, но несет в себе и эту

благодать, так как вручается ее носителем.

18. Оказывается, в древней Церкви не было и речи о сидении при чте-

нии/пении псалмов. Известия от VI – VIII в. как для Востока, так и для Запа-

да, говорят о сидении только за чтениями (назидательными), и подчеркивает-

ся стояние за выпеванием всей Псалтири на ночной службе: отделы ее в из-

вестном описании синайской утрени называются статиями, στάσις – стояние,

и говорится, что для пения их вставали; а отделы эти по положению на утре-

не вполне отвечают нашим кафизмам. Стояния за кафизмами требуют и все

Студийские типиконы. Термин «кафизма» применительно к отделам Псалти-

ри начинает встречаться в источниках с VIII – IX вв.; при этом долгое время

(до XIV века) помету «кафизма» ставили в конце отдела Псалтири, чем ука-

зывали, что сидеть дозволяется только после чтения псалмов, во время се-

дальнов и поучений. Однако полагаю в том, чтобы сейчас сидеть на кафизме

ничего страшного нет, потому что этот обычай давно утвердился в РПЦ.

19. В Псалтири царь и пророк Давид восклицает: «Благословлю Господа

во всякое время» (Пс. 33:2). Мы привыкли брать благословение у священни-

ков и архиереев. Но ясно, что царь и пророк Давид не дает благословение

Богу, так как наоборот сам получает его от Бога. Благословить – сказать

благое слово, поэтому царь и пророк Давид говорит благое слово о Боге, о

Его величии.

20. Свт. Афанасий Великий полагает, что слово «аллилуйя» состоит из

следующих частей: «ал – Бог, ил – крепкий, уия – сильный». Это находит со-

ответствие с Трисвятым: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмерт-

ный, которое тоже произносится трижды.

21. Для православного христианина Бог является причиной, источником

и целью. Причина – потому что Бог привел мир из небытия в бытие. Источ-

ник – потому что жизнь всего существующего поддерживается Божественны-

ми энергиями. Цель – потому что мы идем путем Богопознания и Богообще-

ния для единения с Богом и достижения обожения.

22. Вера православного христианина выражается в его мировоззрении,

миросозерцании, мироощущении, причем как с богословской, так и с ду-

ховно-нравственной стороны с тем, чтобы жить полнотой христианской жиз-

ни в соответствии со смыслом жизни.

23. Новый Завет предполагает не менее 4 уровней прочтения: 1) бук-

вальный (прямой); 2) аллегорический (анагогический); 3) нравственный; 4)

прообразовательный (типологический). Если экзегетика толкует Священное

Писание с максимальным учетом исторических обстоятельств, то герменев-

тика – применительно к современным условиям.

24. Мы знаем, что Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный

Человек. Но когда человеческая природа во Христе стала совершенной, в мо-

мент ли Боговоплощения? Нет. Но когда Иисус Христос воскрес, победив по-

следнего врага – смерть.

25. Интеллектуальное знание о Боге отличается от опытного Богопозна-

ния, от того, чтобы быть с Богом. Бывают теологи-атеисты, которые не име-

ют никакой веры, хотя говорят о вере и о Боге, причем имеют такое безуча-

стие как будто рассматривают курс Религиоведения. Но есть и опытно по-

знавшие Бога, которые могут передать этот опыт другим людям, когда дадут

им возможность пережить явное посещение Божественной благодати. Свеча

зажигается от свечи, так и опытные делатели зажигают в сердцах людей свет

веры и Божественной благодати. Итак, Православие – не интеллектуальное

учение, а опытное переживание Бога и свв. отцы в своих трудах лишь дели-

лись этим опытом.

26. Для богоугодной, благочестивой и праведной духовно-нравственной

жизни православным христианам необходимо умножение православной веры

и любви. Вера в Бога выражается в Богопознании, Боговедении, Богосозерца-

нии. Любовь к Богу выражается в исполнении воли Божией, указанной в за-

поведях Божиих, через очищение от грехов и искоренение страстей, стяжа-

ние добродетелей и Божественной благодати, которая преображает, духовно-

нравственно совершенствует, соединяет с Богом, уподобляет и усыновляет

Богу, соделывает святым и обоживает. Любовь к ближним проявляется преж-

де всего в делах милосердия, а также всякой помощи, оказываемой по любви

ближнему. Божественная благодать от православных христиан распространя-

ется на весь созданный мир и на все творение, определяя его мироустрой-

ство. Угождающие Богу православные христиане наследует вечную жизнь в

Царствии Небесном.

27. Человек является личностью тогда, и в той мере, когда он уподобля-

ется Святой Троице, В остальных же случаях он является индивидуально-

стью.

28. Мы знаем, что в механике есть системные взаимодействия, в эконо-

мике – экономические отношения, а в богословии – богословие общения. В

Православной Церкви каждый православный христианин есть клетка, кото-

рая взаимодействует со всем Богочеловеческим организмом. Итак, человек

не может эгоистически замыкаться на самом себе, иначе он погибнет. Но ка-

кое должно быть взаимодействие? Если в отношении Бога православный

христианин руководствуется любовью и принципом синергии, то есть сов-

местного действия человеческой воли и Божественной благодати, то отноше-

ния между всеми людьми должны строиться на взаимном уважении, а между

православными христианами – на любви. Конечно, православные христиане

должны любить и других людей, но до той меры, пока это не противоречит

любви к Богу и не служит препятствием к исполнению Божественных запове-

дей.

29. Согласно святоотеческому учению, кто чисто молится, тот богослов.

Поэтому нам представляется перспективным рассматривать богословие не

только как набор теоретических положений, но в первую очередь как опыт

православного богообщения. В будущей жизни наследники Царствия Небес-

ного будут пребывать в постоянном богообщении. Поэтому задача право-

славного христианина уже сейчас установить эту связь с Богом и пребывать в

богообщении по мере возможности постоянно. Это есть уподобление Святой

Троице, Лица которой пребывают во взаимообщении любви. Две основные

составляющие духовно-нравственной жизни – Иисусова молитва и причаще-

ние Тела и Крови Христовых есть ничто иное как богообщение, поэтому и

богословие в некоторой его части может рассматриваться как православное

богообщение.

30. Сейчас в православном богословии появился слишком большой ин-

терес к католическим и протестантским богословам, вместо того чтобы изу-

чать святых отцов. Как правило, ищутся сходства со святоотеческими творе-

ниями, но не лучше ли сразу «пить чистую воду» святоотеческого учения,

чем довольствоваться «грязной водой» западнохристианских воззрений?

31. Отмечу, что сейчас многие из православного духовенства справедли-

во указывают на недостатки церковной жизни православных христиан, но

при этом они проявляют неподдельный интерес к католицизму. Мы убежде-

ны, что Церковь одна – Православная Церковь, хотя и состоит из Поместных

Православных Церквей, а католицизм даже при сохранении апостольского

преемства, по нашему мнению, Церковью не является, так как единство

Церкви обеспечивается не только апостольским преемством, но и евхаристи-

ческим общением, а с католиками у нас евхаристического общения сейчас

нет. Поэтому все симпатии к католицизму лишь свидетельствуют о слабой

ускоренности в православной традиции и не могут быть предметом подража-

ния для мирян. Старцы говорили, что православные и католики потом

объединятся, но в православных храмах тогда благодати уже не будет и в них

ходить будет нельзя. Нам надо подражать святым и глубже изучать свою пра-

вославную традицию, тогда мы поймем, что в Православии есть все, что нуж-

но для спасения и святости,

32. Православная вера не может быть отделена от Церкви. Иногда пра-

вославные христиане считают, что для спасения достаточно принять Та-

инство Крещения, а церковная жизнь не обязательна. Но это не так. Пока

православный христианин является членом Церкви и живет богоугодно, то

он может надеяться на спасение. Однако своими грехами он разрывает связь

с Церковью и с Богом и тем самым делает затруднительным и само спасение.

В Таинстве Покаяния в словах разрешительной молитвы сказано, что право-

славный христианин вновь соединяется с Церковью, то есть вновь обретает

надежду на спасение. Были святые, которые не могли долгое время присту-

пать к церковным Таинствам, но их жизнь была свидетельством покаяния,

что и помогло им обрести спасение. Поэтому для православных христиан,

живущих в миру и не имеющих постоянного покаяния, регулярное участие в

церковной жизни и во всем, что определила Церковь является обязательным.

33. Бывает, что кто-то из богатых построит храм, а православные хри-

стиане часто подают для поминовения записки и покупают свечи. Но разве

этого достаточно для спасения? Разве есть какая-то сумма, которую нужно

заплатить, чтобы спастись? Это у католиков есть индульгенции, но у право-

славных не так. Фарисеи отдавали на храм десятую часть дохода, но Спаси-

тель возвещал им горе, а бедной вдовице сказал, что она больше всех поло-

жила. В чем же дело? Дело в намерении, с которым человек делает Божие

дело. Часто внешние действия могут быть совершенно одинаковыми, но на-

мерение и расположения сердца при этом могут быть противоположными.

Одно, когда дело совершается для Бога со всем усердием, и другое, когда

дело совершается просто для своего эгоизма, чтобы потщеславиться. Богу

всегда надо отдавать лучшее, причем по любви, не ожидая ничего взамен.

Именно Бог дает нам силы и здоровье совершить дело, поэтому нашей заслу-

ги никакой нет. В этой жизни нам надо успеть покаяться, поэтому и будем

творить дела покаяния, чтобы быть не бесплодными, но принести плод пока-

яния, смирения и любви Богу.

34. Не нужно понимать спасение как умилостивление Бога добрыми де-

лами за наши грехи, как учат католики. По православному учению для спасе-

ния необходимо в первую очередь очищение от грехов и искоренение

страстей, развитие в себе любви к Богу и ближнему, духовно-нравственное

совершенствование личности, то есть на первом месте стоит внутреннее

преображение личности, но которое сопровождается и соответствующими

добрыми делами.

35. Среди экономических наук самая точная – бухгалтерский учет, где

все должно сойтись до копейки. Так и православным христианам в исследо-

вании своих помыслов надо быть максимально точными, чтобы нигде не про-

пустить вражий помысел и его отсечь.

36. Какие книги положено читать монахам? Приведу выдержку из Уста-

ва Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря IX. О ке-

лейном пребывании. Вместе с Библией и толкованиями к ней среди духовно-

нравственной литературы к келейному чтению рекомендуются следующие

подвижнические писания: «Аввы Дорофея, Василия Великого, Иоанна Лест-

вичника, Ефрема Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Варсоно-

фия Великого, Афонский Патерик, Симеона Нового Богослова, Аввы Исаии,

Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, труды епископа Феофана Затвор-

ника, епископа Игнатия Брянчанинова, епископа Петра, пять томов Доброто-

любия, Древний Патерик, Луг Духовный, Пролог, Киевский Патерик, житие

и наставления преподобного Александра Свирского Чудотворца, житие и на-

ставления Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Паисия Велич-

ковского и другие духовно нравственные сочинения».

37. Согласно определению Всероссийского Поместного собора 1917-

1918 гг. пастырь это: 1) тайносовершитель; 2) молитвенник за народ; 3) про-

поведник.

38. Если диакон или иерей кого-либо обидел, обманул или унизил, то

должен попросить прощения у этого человека, иначе он не может служить

литургию. поэтому если заметите, что Вас кто-то из священнослужителей не-

заслуженно унижает, то знайте, что они сами отлучают себя от причастия и

от Христа. Может они избегнут суда человеческого, но не избегнут суда Бо-

жия.

39. Священник в обязательном порядке должен исповедоваться только

раз в год и иногда некоторые миряне чувствуют некоторую ущербность, что

они должны исповедоваться перед каждым причащением, но наоборот этому

надо радоваться: так миряне могут находить в себе наиболее тонкие проявле-

ния страстей и грехов, а священник, если он исповедуется раз в год, не всегда

может назвать все свои грехи, а ведь за каждый личный нераскаянный грех

ему надо будет ответить перед судом Божиим.

40. Сейчас в Православии есть позиция некоторых мирян, да и некото-

рых белых священников видеть в монашестве что-то не нужное, некоторый

фанатизм. Такие люди забывают огромную роль монашества в истории Пра-

вославной Церкви и ту молитвенную помощь, которую они несут миру. Мир

держится молитвами святых, и большая роль в этом принадлежит монаше-

ствующим,

которые

целиком

посвящают

себя

на

служение

Богу.

Большинство святых – преподобные, то есть монашествующие и это не слу-

чайно. Подвиг отречения от карьеры и всех вещей, от семейного счастья и

своей плоти и даже от своей воли – превосходит меру мирян. Скажут: миряне

верят, но и бесы верят и знают о Боге больше любого богослова. А монахи

каждый день несут бескровное мученичество, чтобы спастись не только са-

мим, но и всей Церкви. Поэтому будем с уважением относится к монашеству,

мера которого превосходит обычные пределы естества и требует пламенной

любви к Богу.

41. К священнослужителям и монашествующим следует относиться с

уважением по причине выбранного ими пути служения Богу. Но наличие свя-

щенного сана или монашеского пострига еще не говорит о высокой духовно-

нравственной жизни, поэтому не нужно в них сразу видеть святых. Духовно-

нравственное преуспеяние каждого православного христианина определяется

его личным благочестием.

42. Монашеская мантия имеет сорок складок по числу дней поста

Господня, символизируя постническую жизнь монаха. Благодаря своему сво-

бодному покрою, мантия символизирует ангельские крылья, знаменует пол-

ноту Божественной благодати, силы и премудрости, которыми облекает Царь

Небесный своих служителей. Мантия у монашествующих черная. Однако в

Русской Православной Церкви у Московского Патриарха – зелёная, у митро-

полита – голубая или синяя, у архиепископа и епископа – фиолетовая. Во

время Великого поста надевается такая же мантия, только чёрная. Мантия ар-

хиерея, как и мантия архимандрита, имеет так называемые скрижали. Скри-

жали – это четырёхугольные платы, размещаемые на верхней части мантии, с

изображением крестов или серафимов и с инициалами архиерея или архи-

мандрита – на нижней. Скрижали на мантии означают, что архиерей, управ-

ляя Церковью, должен руководствоваться заповедями Божиими. На мантию

архиерея нашиваются сверху в три ряда белые и красные ленты из другой

ткани – так называемые «источники» или «струи». Они символически изоб-

ражают учение, истекающее из Ветхого и Нового Заветов, проповедовать ко-

торое – обязанность архиерея. С одной стороны, мантия означает охраняю-

щую и покрывающую силу Божию, с другой, – неуклонное исполнение мона-

хом правил избранного им образа жизни. У мантии нет рукавов, что знамену-

ет собой то, что у монашествующего ни руки, ни другие члены тела не сво-

бодны для мирской деятельности, для греха. Кроме того, мантия очень про-

сторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстро-

движных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда го-

тов ко всякому Божьему делу. Как патриарх, митрополиты и архиепископы,

так и все епископы на саккосах и на мантиях имеют звонцы, на подобие тех

звонцов, которые некогда были на омете ризы Аароновой и возвещали глас

исхождения его пред Господа. Звонцы, носимые архиереями на мантиях, по-

казывают, что и они должны, по подобию ветхозаветного звонца златого,

всегда возглашать во храме слово Божие учительное, запретительное, об-

личительное и умолительное.

43. Мы знаем, что ангел заповедовал прп. Пахомию, который был осно-

вателем общежительного монашества, совершать 12 молитв днем (в пол-

день), вечером (перед заходом солнца), ночью (в полночь) и 3 в девятом часу

(в 15.00). Каждая молитва – 100 Иисусовых молитв завершалась одним зем-

ным поклоном. Молитва совершалась после пения псалмов. Итого 39 сотниц

и 39 земных поклоном. Поэтому современная практика пятисотницы (500

Иисусовых молитв с 50 земными и 100 поясными поклонами), хотя и выпол-

няется монахами в России, но вполне оправдана и для мирян и соответствует

уровню послушника на Афоне. Поэтому рекомендую благочестивым миря-

нам выполнять пятисотницу. На каждой сотне Иисусовой молитвы: 10 зем-

ных и 20 поясных поклонов с крестным знамением и 70 Иисусовых молитв

стоя. Пятую сотницу можно совершать молитвой Божией Матери: «Пресвя-

тая Богородице, спаси мя грешнаго». Так, даже не имея много свободного

времени и сил, мы можем благоугождать Богу, а весь день, по возможности,

надо проводить с Иисусовой молитвой.

44. О чем заботиться православный аскет? О чистоте сердца и постоян-

ном Богообщении. Ему важно искоренить страсти и не согрешить, а если со-

грешил, то покаяться. Память смертная, страх Божий, память Божия и хожде-

ние пред Богом, постоянная молитва, дела во славу Божию, богомыслие со-

ставляют ежедневное делание православного аскета. Чистое сердце становит-

ся вместилищем Божественной благодати и имеющие его ясно видят Боже-

ственный свет.

45. В духовно-нравственной жизни преуспеяние не определяется коли-

чеством подвигов, оно зависит от их качества. Количество в соединении с ка-

чеством дает навык, а просто количество – привычка, которая может не

иметь никакой цены и даже быть вредной. Не нужно гнаться за количеством,

как иногда советуют, так как это только ведет к тщеславию. Лучше совер-

шать пусть и небольшой подвиг, но качественно, тогда это содействует сми-

рению и привлекает Божественную благодать. «Малое у праведника – лучше

богатства многих нечестивых» (Пс. 36:16).

46. Когда мы делаем добро, мы поднимаемся к Богу. Когда мы делаем

зло, нам кажется, что мы тоже поднимаемся, но на самом деле лишь возрас-

таем во зле и поэтому опускаемся к диаволу. Где мы сейчас находимся мож-

но определить из того, как мы любим делать добро и как отвергаем зло.

47. Сейчас очень распространено лукавство во всех сферах деятельно-

сти, потому что каждый ищет только своей выгоды в ущерб другим. Поэтому

нужно быть простым, но не умом, а смиренным, то есть во всем происходя-

щем видеть Промысел Божий и все принимать как из рук Божиих.

48. Кто тщеславится и смотрит сверху вниз на других, тот впадает в гре-

хи, а кто смиряется и смотрит снизу вверх на Бога, тот духовно-нравственно

возрастает. Современное общество потребления особо ценит лидерство, то

есть поощряет эгоизм, но смиренный православный христианин доволен

всем и никому не завидует, у него лишь одна забота: покаяться в своих гре-

хах и угодить Богу, Которого он искренне любит.

49. Часто православные христиане, согрешая, впадают в уныние и это

происходит от скрытой гордости: каким был хорошим, по своему мнению, и

впал в грех. Наоборот, Бога надо благодарить, Бог показал нам нашу немощь

и теперь мы можем исправиться, стать лучше. Искушения есть до тех пор,

пока мы до конца не смиримся, а когда смиримся, то искушения не будет, его

просто перестанем замечать.

50. Этапы духовно-нравственной жизни по Библии: 1) православная

вера: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго

Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до

скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20), «Кто будет веровать и креститься,

спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16); 2) покая-

ние: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2, 4:17),

«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня»

(Пс. 20:12); 3) кротость и смирение: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь

от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»

(Мф. 11:29); 4) любовь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и

всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая

заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя»

(Мф. 22:37-39); 5) святость: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16);

6) обожение: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа

Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам все

потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою

и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования,

дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет.

1:2-4), «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

51. Мы знаем, что экономический термин «повышение эффективности»

подразумевает увеличение прибыли при минимизации затрат или получение

социально значимого эффекта, но как это происходит в духовно-нравствен-

ной жизни? Это когда православный христианин становится лучше, то есть

очищается от грехов и искореняет страсти – это минимизация затрат, а когда

приобретает добродетели и стяжает Божественную благодать – увеличение

прибыли. Когда же добро, делаемое православным христианином, распро-

страняется на Церковь и общество – социально значимый эффект. Итак, бу-

дем стараться становиться лучше, но не для тщеславия и гордости, а для спа-

сения и Богоугождения.

52. Если рассмотреть книги по философии, то в них прослеживается 4

этапа развития философской мысли: 1) исследование бытия и природы; 2) ис-

следование Бога и человека; 3) исследование жизни в социуме; 4) вновь об-

ращение к человеку (примерно с 2011 года).

53. Мы знаем, что философы учили о доброделании и сами вели аскети-

ческий образ жизни, но они не могли стяжать Божественную благодать, пото-

му что делали это не для Бога. Православному христианину все надлежит де-

лать для Бога и тогда он обретет в своем сердце Бога и наследует Царствие

Небесное.

54. Из всех нехристианских философов мне наиболее близок Сократ. Его

учение и жизнь достойны уважения. А из святых отцов в первую очередь

нужно изучить творения свт. Афанасия Великого, свт. Василия Великого,

свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста, как наиболее полно раскры-

вающие смысл православного вероучения и духовно-нравственной жизни.

55. Как бы рассуждал философ, если бы кто-то перед ним кичился своей

большой зарплатой? Вполне логично, что большая зарплата состоит из ма-

лых частей зарплат, поэтому мы с кичащимся в зарплате равны, просто он

одну и ту же сумму получает за более короткий период времени, а мы за бо-

лее долгий. Но кто из нас лучше использует время своей жизни, это вопрос.

Поэтому надо осознать, что дорого само время жизни, которое надо прово-

дить в благоугождении Богу, а у кого какая зарплата, это совсем не важно.

56. Индусы при медитации произносят магическое слово ом (aum), кото-

рое заключает в себе «сущность, субстанцию всех Вед». Оно значило и со-

единенных вместе трех главных богов Вед, – Индру, Варуну и Агни, а затем

служило символом Брам, то есть души мира, и вместе символом тримурти, то

есть трех главнейших проявлений великого духа – Брамы, Вишну и Шивы. В

Иисусовой молитве ее слова не являются магическими, простое абстрактное

их произнесение не имеет силы. Иисусова молитва требует веры в Того, чье

имя призывается, а также веры в безграничную благость Божию по отноше-

нию к молящемуся.

57. Скоро праздник Преображения Господня, но почему он важен для

нас? Да, Христос преобразился на горе Фавор, приоткрыв для апостолов не

только человеческую, но и свою Божественную природу. Но ведь, живя в

Православной Церкви как Богочеловеческом организме и постоянно во-

церковляясь, и мы можем по мере чистоты сердца и по мере стяжания Боже-

ственной благодати постепенно достигать обожения. Следовательно, и мы

можем преображаться и не только можем, но и должны это делать. Господь

сказал не только для апостолов, но и для всех последующих своих учеников:

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Не нуж-

но думать, что Евангелие устарело и лишь плод какой-то эпохи. Нет, оно

живо и действенно как слово Божие: «Ибо слово Божие живо и действенно и

острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и

духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.

4:12).

58. В праздник Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье освя-

щаются вербы как символ победы Иисуса Христа над смертью. Казалось бы,

эти вербы не имеют практического применения, но они освящены в храме, а

значит несут в себе частицу освящающей Божественной благодати. Если их

положить у себя дома рядом с иконами, то эта Божественная благодать будет

освящать и наш дом.

59. Современная молодежь часто отмечает, что не испытывает потребно-

сти в религии, потому что у нее на первом плане реализацию творческого по-

тенциала с целью накопления материального благосостояния. Конечно, это

зависит от сложившегося мировоззрения. Люди старших возрастов понима-

ют, что они смертны и эта смерть может застать их в любой момент, и тогда

они предстанут перед Судом Божиим. Но у молодежи, по их мнению, все

впереди, поэтому вопрос о смерти их не интересует. Это связано с тем, что

современное общество потребления формирует и соответствующие ценно-

сти, и поведение людей. Какой есть выход из этого положения? Привитие

традиционных православных ценностей через духовно-нравственное воспи-

тание молодежи. Сейчас чем что-то порочней, тем оно моднее, а традицион-

ные православные ценности позволят критически оценивать все нововведе-

ния.

60. При написании иконы сперва пишут темными красками, а потом все

светлее и светлее. Так и человек в духовно-нравственной жизни сперва темен

по причине грехов и страстей, а потом по мере очищения сердца становится

все светлее.

61. Если православный христианин надеется быстро достичь бесстра-

стия или получить от Бога благодатные дары, то это неправильно, потому что

он еще не очистился от грехов и не искоренил страсти. В таком случае всякое

падение может стать катастрофой, потому что при увеличении Божественной

благодати усиливается и тяжесть греха. Полезнее было бы держаться покая-

ния и смирения, а дарования от Бога придут в свое время при должном по-

двиге.

62. Можно назвать два критерия, которые влияют на степень духовного

подвига православного христианина: 1) расположение сердца на духовный

подвиг, то есть ревность, выраженная в конкретным действиях: чем больше

самоотречения, тем выше цена подвига. Этот критерий выше у монахов, осо-

бенно отшельников; 2) условия и обстоятельства жизни православного хри-

стианина: чем сложней условия и обстоятельства жизни, тем выше цена по-

двига. Этот критерий выше у мирян.

63. Часто мы что-то делаем и вдруг не получается. Это потому, что мы

понадеялись на свои силы и забыли, что Бог нам помогал, поэтому и могли

делать, а когда понадеялись на себя, то не получилось. Будем же помнить о

помощи Божией нам и благодарить Бога: «Бог нам прибежище и сила,

скорый помощник в бедах» (Пс. 45:2).

64. Некоторые православные христиане смущаются фразы «раб Божий».

Почему же мы так говорим: 1) рабство Богу противоположно рабству дьяво-

лу, бесам, страстям и грехам; 2) рабство Богу означает добровольное испол-

нение самого лучшего, что есть в жизни – любви к Богу и ближнему; 3) раб

верен хозяину, поэтому рабство Богу означает верность Богу; 4) рабом в Вет-

хом Завете мог быть и домоправитель, а рабство Богу переходит в сыновство

Богу по благодати. Сын – наследник отца, так и сыны Отца по благодати на-

следуют Царствие Небесное.

65. Господь наш Иисус Христос сказал: «Вы – соль земли» (Мф. 5:13).

Эти слова можно отнести ко всем христианам, а не только к апостолам. Сама

соль по себе не вкусная, но в соединении с другой пищей предает ей вкус и

полезность. Так и православные христиане лишь когда служат не себе, а

ближним могут принести много пользы как для себя, так и для них. Право-

славные христиане спасаются не в одиночку, а со всей Церковью. Любовь

всегда обращена к кому-то и не может замыкаться на себе, иначе это эгоизм,

гордость. Будем же служить и любить наших ближних, через это мы спасаем-

ся.

66. Если православный христианин соблюдает внешние установления

церковного благочестия, то есть ходит на службу в храм, соблюдает посты,

читает ежедневно молитвы, то у него возникает иллюзия духовного благопо-

лучия, что он спасается. Но Бог смотрит на сердце человека и если оно мерт-

во, то есть у него нет живого, искреннего обращения к Богу и нет добрых

дел, а только внешняя форма благочестия, то он в опасном духовном состоя-

нии, потому что растит внутреннего фарисея. Для спасения нужно участие

сердца, все делать пред Богом, для Бога и во славу Божию, нужно именно

служение Богу, а не обрядность. Когда православный христианин всего себя

отдает на служение Богу и ближним, то тогда он исполняет заповеданное.

Вера действует любовью, а если не будет любви, то одной веры для спасения

будет недостаточно. Ко спасению нужно приступать с верою и любовью.

67. Есть мнение, что священникам спасаться легче. Если священник жи-

вет добродетельно, то благодать священства содействует ему во спасении, но

если он живет греховно, то спастись ему сложнее, потому что с него больше

спрашивается, так как больше дано. Однако на совершении Таинств грехи

священников не отражаются, если они не лишены сана и не запрещены в слу-

жении. Совершитель Таинств – Бог, во всех Таинствах действует Божествен-

ная благодать, а священник – только проводник Божественной благодати.

Образ служения не Богу не имеет решающего значения, так как мы все точки

окружности движемся к центру – Богу, каждый в своем служении. Кто совер-

шает свое служение со всем усердием и богоугодно, тот и достигнет спасе-

ния.

68. Часто пост называется весной духовной. Самое главное дело поста –

не грешить. На это он весь направлен и воздержание в пище – одно из

средств для ослабления страстей. Сейчас пост заканчивается, но это не повод

ко греху. Нельзя месяц быть христианином, а потом превращаться в язычни-

ка. Нужно всегда сохранять бдительность: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому

что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить»

(1 Пет. 5:8).

69. Многие полазают, что в среду и пятницу (и в понедельник – для мо-

нашествующих) всегда положено только сухоядение, но по Типикону это не

так. Если в эти дни есть шестеричная, славословная или полиелейная служба,

то можно вкушать вареную пищу и даже, если нет зазрения совести, то и рас-

тительное масло. Если в эти дни есть бденная служба, то можно вкушать

рыбу. Знание этих особенностей Устава значительно помогает не надрывать

свое здоровье и поститься разумно.

70. Надо всегда быть довольным тем, что имеешь, тем самым избегается

зависть и тщеславие. Почему святы отцы жили, казалось бы в нищете, всегда

радовались своему положению? Потому что они считали это довольным для

жизни, но они обладали внутренним богатством – Божественной благодатью,

которую стяжали посредством подвигов.

71. Все, что мы воспринимаем, мы воспринимаем через пространство и

время. Духовный мир не подчиняется нашим законам пространства и време-

ни. Поэтому, когда мы молимся, выходим за границы нашего пространства и

времени и соединяемся с вечным Богом. Не нужно прилепляться к земному и

материальному, тогда откроется духовный мир. Вхождение в него не без-

опасно для человека, но если мы соединены с Богом, то Бог оградит нас от

зла.

72. Святые отцы говорят: «Мир стоит молитвою». Кто-то скажет: ведь

были языческие времена, кто же тогда молился истинному Богу? Вера всегда

сохранялась в богоизбранном еврейском народе и свое выражение она нахо-

дила в молитвах к Богу в форме жертвоприношений и непосредственно в мо-

литве как таковой.

73. Как много зла в мире принесла реализация греховных помыслов и

мыслей людей, которые не имели должного контроля. Некоторым кажется,

что этот поток остановить невозможно, но это не так. Православный христиа-

нин, старающийся постоянно совершать молитву, может не только обуздать

свои мысли и не принимать помыслы, но вследствие молитвенной связи с Бо-

гом имеет лишь те мысли, которые появляются под действием Божественной

благодати. Поэтому будем ревновать о молитвенном делании и его не остав-

лять.

74. Услышал, как женщина произносит Иисусову молитву: «Господи,

Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», то есть с окончанием в

мужском роде. Женщинам надо произносить Иисусову молитву с окончани-

ем: «грешную», то есть в женском роде. Так и все остальные молитвы жен-

щинам следует произносить, когда речь идет о ней, в женском роде. Важно

не просто следовать установленной форме, но и понимать смысл, который

важнее, чем форма.

75. Для обретения чистой молитвы нужно угомониться, то есть ничего

не ждать: ни событий, ни состояний, а жить настоящим временем и делать то,

что требуется сейчас. Православным христианам заповедано непрестанно мо-

литься, поэтому им сейчас и надлежит понуждать себя на молитву, пока они

это могут делать.

76. Православный христианин желает всем людям спасения по заповеди

любви, если же он кому-то спасения не желает, то его собственное спасение

становится затруднительным. Заповедь любви побуждает молиться о всех

людях.

77. Прп. Паисий Святогорец говорил, что молиться нужно с болью. Это

не значит, что на молитве нужно испытывать физическую боль. Молиться

нужно с концентрацией своих телесно-душевно-духовных сил, то есть сосре-

доточено. Однако иногда бывает как бы некая преграда во время молитвы, то

тогда нужно молиться мягко, а потом снова сосредоточиться. При этом мо-

литва всегда должна быть внимательной.

78. Нужно ли брать благословение на Иисусову молитву? На устную и

умную Иисусову молитву брать благословение не нужно, так как это также,

как если бы мы совершали любую другую молитву вслух или про себя. Но

когда речь идет о сердечной молитве, то благословение нужно и, если есть

возможность, то нужно и руководство опытного наставника, чтобы не повре-

дить здоровью или не впасть в прелесть.

79. Иисусова молитва – покаянное и смиренное моление любви к Пре-

святой Троице. От ума – во образ Бога Отца рождается мысль, выраженная

словом, – во образ Сына Божия с сопутствующим дыханием – образ Святого

Духа. Поэтому, когда с дыханием и внутренним словом мы сводим внимание

в сердце, то оно привлекает туда и ум. По благодати Божией ум с сердцем со-

единяются, а благодаря памяти сердца молитва становится непрестанной. На

вдохе произносятся слова: «Господи (от Святого Духа), Иисусе Христе (через

Сына), Сыне Божий (к Богу Отцу)» и с дыханием входят в верхнюю часть

сердца – духовный центр, где и остаются вниманием ума, а на выдохе произ-

носится «помилуй мя грешнаго», испрашивая милость Божию. Так в сердце

устрояется обитель Пресвятой Троицы. Подвижники и святые через молитву

также пребывают в общении друг с другом.

80. Как молиться Иисусовой молитвой за других людей? Сперва один

раз говорится: «Спаси Господи и помилуй рабов твоих (имярек)», а потом

произносится Иисусова молитва, которая возможна в двух вариантах: 1)

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Прп. Силуан

Афонский молился так, что под словом «мя» подразумевал всего Адама и

себя, так и мы, имея единого праотца Адама, под словом «мя» понимаем не

только себя, но и тех, о ком до этого молились, поэтому прп. Силуан

Афонский говорил: «Мой ближний – я»; 2) «Господи, Иисусе Христе, Сыне

Божий, помилуй нас». Здесь слово «нас» – все те, о ком мы ранее молились, и

мы сами.

81. Иногда делатели молитвы акцентируют слишком большое внимание

на молитве как главной добродетели, но необходимо отметить, что право-

славный христианин должен совершенствоваться во всех добродетелях и

особенно в смирении, без смирения все добродетели не прочны. Скорби нам

помогают смириться, а когда человек смирится, то и скорби уже будут вос-

приниматься иначе. За каждую скорбь нужно благодарить Бога, тогда и скор-

бей не будет.

82. Часто православные христиане просят что-то у Бога по нужде, но не

ищут самого Бога. Бог – не исполнитель наших желаний, к которому мы при-

бегаем лишь для того, чтобы что-то от него получить. Нам надлежит искать

самого Бога по любви к Нему, потому что именно единение с Богом и упоко-

ение в Нем является искомым для нас блаженством в этой жизни и в буду-

щей.

83. Большое значение в духовно-нравственной жизни имеет намерение

человека при совершении какого-либо дела. Например, можно чистить под-

свечники лишь потому, что они стали грязными, а можно чистить их, помня,

что каждый огарок есть часть свечи, поставленной с молитвой к Богу, Бого-

родице, небесным силам, святым, и чистя подсвечник, становишься соучаст-

ником их молитвы, приобщенным к молитве многих людей, и сам при этом

можешь совершать молитву уже не только как один, но как соучастник мо-

литв множества людей.

84. Если спросить у подвижника: какая самая лучшая еда? Он ответит:

хлеб. Какое самое лучшее питье? Вода. Какая самая вкусная пища? Хлеб,

смоченный в воде. Многие скажут: такое невозможно. Но на Афоне есть та-

кие подвижники.

85. Славословие – наивысшее выражение любви. Не случайно в благо-

дарственных молитвах после причащения уже в начале три раза повторяется:

«Слава тебе, Боже», так как посредством причащения Тела и Крови Христо-

вых происходит теснейшее соединение со Христом. Православный христиа-

нин обожается, усыновляется Богу и достигается единение в любви.

86. Для стяжавшего благодать Святого Духа языковые различия не пре-

града, потому что по благодати говорящие на разных языках друг друга по-

нимают.

87. Преуспевшие в духовно-нравственной жизни подвижники выделяют

три этапа: 1) начальный – непрестанная молитва; 2) средний – созерцание Бо-

жественного света: 3) завершающий – покой и блаженство в Боге, единение с

Богом.

88. Мы знаем, что Иисус Христос победил смерть, так почему же люди

умирают? Здесь нужно учитывать два аспекта: 1) в Ветхом Завете все умер-

шие сходили в ад, теперь же праведники оказываются в раю; 2) теперь смерть

тела – временное явление, в воскресение мертвых все усопшие воскреснут и

уже никогда не умрут.

89. Некоторые люди избегают темы смерти и крайне редко или вообще

не ходят на кладбище, полагая, что это забытое прошлое. Но кладбище - не

прошлое, для только что умершего человека это настоящее, а для живущих

или которые будут жить – будущее. Конечно, помянуть родных можно и в

храме, и дома, но на кладбище человек переживает личную встречу с ними и

часто имеет духовное утешение как в мирном устроении духа, так и в отходе

от суеты и размышлениях о вечности. В связи с темой смерти надо отметить

и тему сна. Сейчас активно развивается виртуальная метавселенная, в кото-

рой люди могут взаимодействовать, не выходя из дома. Это своего рода па-

раллельна Вселенная. Но для нас сон – тоже как метавселенная. Каждый раз

во сне мы переживаем свою жизнь в новых обстоятельствах и кажется, что

вполне реально. Бывает, что сны повторяются и это часто служит предупре-

ждением. Вообще снам верить нельзя. Но если сон был нехороший, то нужно

быть внимательней к себе и искать в себе недочеты, чтобы их исправить.

90. Часто уход из земной жизни близких нам людей воспринимается как

трагедия и люди чувствуют себя одинокими. Но ведь с нами всегда Бог, Ма-

терь Божия, святые и ангелы. Все больше людей наполняет Горний Иеруса-

лим и когда-то мы все вместе будем предстоять перед Богом в невечернем

свете в Царствия Божия. Первый шаг, который делает человек, это шаг в сто-

рону смерти. Но первое крестное знамение, которое мы совершаем, направ-

лено в сторону вечной жизни. Жизнь – подготовка к вечной жизни. Всем нам

надо стать достойными войти в Царствие Небесное и сдать экзамен на право

быть небожителем. Не будем же тратить драгоценное время на суету земной

жизни, а будем благоугождать Богу, уготовляя себя для вечной жизни.

91. На отпевании, панихиде и литии возглашается «вечная память». Ино-

гда люди думают, что речь идет о памяти потомков об этом человеке, но веч-

ность относится лишь к Богу, поэтому речь идет о том, чтобы Бог помнил

этого человека, так как вечная память Бога означает бытие для этого усопше-

го. Более того, еще из Ветхого Завета известно, что когда говорится, что Бог

вспомнил о ком-то, то это означает благодеяние Бога тому, о ком Он вспо-

мнил. Так и вечная память об усопшем означает блаженную жизнь для него в

Царствии Небесном.

92. Известен спор между свт. Игнатием (Брянчаниновым) и свт. Феофа-

ном Затворником о природе души. В пользу того, что душа - тонкое тело го-

ворится, что в полном смысле духовен только Бог. Это несправедливо. Мы

же говорим о духовном мире, а ангелы прямо названы служебными духами:

«Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылаю-

щий» (Пс. 103:4). Кроме того, тело, даже тонкое, должно обладать свойства-

ми тела, а с душой этого нет. Следовательно, природа души духовна.

93. Мы знаем слова: «Не откладывайте на завтра то, что можете сделать

сегодня». Но эти слова можно продолжить: «Ведь завтра для нас в этом зем-

ном мире может не наступить». Поэтому будем помнить о смерти и стараться

сделать все необходимое в течение дня, чтобы к ночному сну уже быть гото-

выми к переходу в вечность.

94. Сейчас исследователи искусственного интеллекта уже задаются во-

просом: может ли он стать идеальным правительством? Ясно, что нет, хотя

многие задачи им уже решаются, но сама постановка такого вопроса вызыва-

ет обеспокоенность. Сейчас осуществление конца мира для человечества ста-

новится все более низкозатратным по причине развития техники и техноло-

гий. Кроме того, необходимо учитывать, что их разработчики могут иметь

различные предрассудки и тиражирование этих предрассудков при внедре-

нии на практике представляет опасность для человечества. Не удивительно,

если искусственный интеллект сможет заменить теологов теоретиков, но он

никогда не заменит теологов практиков. Поэтому в качестве ответа на разви-

тие искусственного интеллекта для православного христианина является лич-

ное благочестие, богоугодная жизнь, стяжание добродетелей и Божественной

благодати.

95. Свт. Василий Великий пишет: «Самое тяжкое наказание – быть

оставленным от Бога». Человек часто творит свою волю, отстраняясь от Бога,

но если Бог не поможет ему, то он безусловно падет. Без Бога человек – ни-

что и это надо осознавать.

96. В случае какой-то беды люди часто говорят: как Бог такое допустил?

Это подразумевает: ведь Бог всемогущий, почему же тогда происходит зло?

Зло не имеет сущности и паразитирует на добре. Причина зла в свободной

воле личных существ – бывших ангелов, ставших бесами, а также людей. По-

мимо воли в мире действуют и духовные законы, когда увеличение добра или

зла в мире, совершаемые отдельными людьми, влияет и на мировые процес-

сы, когда чаша добра или зла перевешивает в каждом конкретном месте и

каждом конкретном случае. Не нужно искать виноватых, а надо стараться

уменьшать зло в себе и взращивать добро, тогда и соотношение в мире ста-

нет лучше. Бог действует в мире своим Промыслом, но это не означает невоз-

можность зла. Бог попускает зло, но использует его на пользу людям, направ-

ляя так события, чтобы люди могли спастись, если обратятся к Богу. Иногда

попускаются и строгие меры, чтобы человек проснулся от греховного сна и

осознал, что только в Боге его жизнь и спасение.

97. Почему при общении с разными людьми эти люди совершают одни и

те же ошибки? Потому что в процессе общения передается накопленный

опыт другого человека и если в нем есть ошибки, то эти же ошибки переда-

ются и нам и пока мы не осознаем, что это ошибка, мы ее повторяем. Также

происходит и с положительным опытом, и если мы его воспримем, то он ока-

жется нам полезен. Многое при этом зависит от того насколько доминирую-

щая личность, с которой мы общаемся, и чем вес ее больше, тем большее

влияние она на нас окажет и на наше поведение в будущем.

98. Надо стараться жить незаметно, чтобы обрести смирение, и сохра-

нять спокойствие во всех обстоятельствах, чтобы обрести дух мирен.

99. Мы знаем, что есть церковная иерархия, но у Бога в Царствии Небес-

ном с виду простой мирянин может быть архиереем, а архиерей может стать

мирянином или отпасть от Церкви. Поэтому будем заботиться о чистоте

сердца и стяжании Божественной благодати, всецело доверяя Промыслу Бо-

жию о нас. Нам нужно стараться в духовном возрастании, а меру каждого

знает лишь Бог.

100. Свт. Василий Великий: «Кто взошел на гору Господню, простер

взор выше земного, тот, как бы приобщившись чистейшего озарения, может

сретить Божий свет, просвещающий душевные очи к созерцанию блаженных

и мысленных видений и Божественных умозрений». Достигнуть созерцания

Божественного света возможно лишь при искренней и чистой любви к Богу.

Надо любить Бога ради Бога, а не из-за его благодеяний и даров. Бог – самое

ценное, что есть в нашей жизни и поэтому надо очень трепетно относиться к

Нему: со священным трепетом.



В раздел образования