Автор: Василий Валентинович Шлепин
Должность: Доктор богословия, профессор и завкафедрой Православной теологии
Учебное заведение: Русская Духовная Академия
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Размышления о духовно-нравственной жизни. Вторая сотница
Раздел: высшее образование
Размышления о духовно-нравственной жизни. Вторая сотница
Шлепин Василий Валентинович,
доктор богословия, профессор,
зав. кафедры Православной теологии
Русской духовной академии,
почетный доктор богословия
Славяно-Греко-Латинской академии,
почетный доктор теологии,
почетный доктор философских наук и
почетный доктор экономических наук
Русской духовной академии,
почетный профессор
Русского православного института культуры,
главный научный сотрудник
дистанционных богословских курсов
«Суть православной веры»
1. Апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет: «В начале было Слово»
(Ин. 1:1). О каком начале идет речь? Книга Бытия начинается словами: «В
начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Следовательно, речь идет о на-
чале нашего тварного мира, который появился вместе с временем и про-
странством. Но Слово уже было, что указывает на вечность Сына Божия.
«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало
быть» (1 Ин. 1:3). Здесь же особое указание на творческую деятельность
Сына Божия, но в создании тварного мира принимали участия все три Лица
Святой Троицы.
2. Свт. Григорий Палама обосновал различие непознаваемой и непри-
частной Божественной сущности и познаваемых и причастных Божествен-
ных энергий. Свт. Григорий Палама называет Божественными энергии умны-
ми и это можно объяснить тем, что Бог Отец – первейший Ум и Божествен-
ные энергии имеют направленность от Бога Отца через Сына и усваиваются в
Духе Святом умным творением, то есть ангелами и людьми.
3. Православный крест – исповедание веры о падении и спасении чело-
века Богочеловеком Иисусом Христом, вхождение в Церковь как умирание и
воскресение с Иисусом Христом, ежедневный путь приближения к Богу как с
испытаниями и скорбями, так и с духовными радостями, защита от бесов и
всякого зла, покаяние через веру в Спасителя, освящение как плод искупи-
тельной жертвы Христовой, а также источник Богопознания и Богословия.
4. Почему мы в молитвах обращаемся ко кресту Христову? Мы не в
коем случае не делаем крест личностью. Это поэтическая форма обращения к
Тому, Кто распят на кресте, то есть к Господу нашему Иисусу Христу.
5. Мы знаем, что в Крещении прощается первородный грех, но его по-
следствия, казалось бы, остаются, хотя это не так. В чем же суть первородно-
го греха, в поврежденности человеческой природы? Его суть в отпадении че-
ловека от Бога и порабощении диаволу. В Крещении человек отрекается от
сатаны, от всех дел его, от служения ему и сочетается со Христом, веруя Ему
как царю и Богу, и крещаемому дается семя Божественной благодати, кото-
рое надо преумножить. Диавол вон изгнан из сердца и искушает лишь со вне,
а внутри пребывает Божественная благодать, которая живописует в сердце
крещеного православного христианина. Цель православного христианина –
теснейшее соединение с Богом, которое реализуется принципом синергии:
усилий самого православного христианина и помощью Божественной благо-
дати.
6. В Таинстве Крещения говорится: омылись, то есть очистились от всех
прежних грехов; освятились, то есть реально приобщились Божественной
благодати; оправдались, то есть восстановили личные отношения с Богом для
Богообщения.
7. Современные люди ищут комфорт и для этого прилагают все усилия.
Но православному христианину нужен не комфорт, а покой в Боге: «Придите
ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).
Как же достичь этого покоя? Господь продолжает: «Возьмите иго Мое на
себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой
душам вашим» (Мф. 11:29). Какое же иго Господне? Это Божии заповеди. Их
надо исполнять с кротким и смиренным сердцем и тогда обретается покой в
Боге.
8. Известно, что христиане последнего времени будут спасаться через
терпеливое перенесение искушений. Вот пришло к нам искушение и нам оно
показалось выше наших сил, и мы пали. Что делать? Покаяться и двигаться
дальше по пути к Богу и спасению. Не нужно задаваться вопросом: за что,
ведь мы сейчас не согрешили? Да, может сейчас и не согрешили, но грешили
раньше и в будущем, возможно, согрешим. Искушение длится до тех пор,
пока мы не смиримся и не обратимся за помощью к Богу, осознав свою не-
мощь в противостоянии искушению. Смирение – самый безопасный путь ду-
ховно-нравственной жизни и та частота, на которой мы обращаемся к Богу, и
Бог нам отвечает. Бог дает нам возможность идти прямым путем ко спасе-
нию, а мы часто своим разумением сворачиваем от него то в сторону, то идем
назад. Нужно всегда помнить, что без Бога мы ничто и наши силы что-то сде-
лать или изменить - тоже ничто, но с помощью Божией все возможно, поэто-
му нужно уповать на Бога и не печалясь и не отчаиваясь идти к Богу. Надо
понять, что падения для нас, не очистившихся от страстей и грехов, неизбеж-
ны, поэтому, покаявшись, надо продолжать стремиться спастись.
9. Необходимо быть очень внимательным не только к делам, словам и
помышлениям, но и к чувствам, желаниям и намерениям. Есть грехи вольные
и невольные, ведомые (осознанные) и неведомые (неосознанные), но оттен-
ков греха очень много и покаяться нужно стараться во всех неисповеданных
грехах. При этом должно быть именно покаяние, а не простое перечисление
грехов – одна крайность, но и не самогрызение – другая крайность.
10. Если православный христианин искренне кается, имеет намерение
исправиться, исповедует свои грехи, не скрывая их, то ему прощаются все
грехи, а не только исповеданные. Об этом говорится в разрешительной мо-
литве: «Госпо
́
дь и Бо
́
г на
́
ш, Иису
́
с Христо
́
с, благода
́
тию и щедро
́
тами Cвоего
́
человеколю
́
бия да прости
́
т ти
́
ча
́
до (и
́
мя) ВСЯ согрешения твоя. И а
́
з, недо-
сто
́
йный иере
́
й, вла
́
стию Его
́
мне
́
да
́
нною, проща
́
ю и разреша
́
ю тя
́
от ВСЕХ
грехо
́
в твои
́
х, во И
́
мя Отца
́
и Сы
́
на, и Свята
́
го Ду
́
ха. Ами
́
нь».
11. Покаяние в грехе состоит из трёх этапов: 1) покаяться в грехе, как
только его совершили; 2) вспомнить о нем на исходе дня и вновь попросить у
Бога за него прощения (последняя молитва в вечернем молитвенном прави-
ле); 3) исповедать его и получить разрешение от грехов на исповеди.
12. Часто люди желают друг другу счастья, но именно философ Аристо-
тель сказал, что высшим благом для человека является счастье, причем это
счастья связано с добродетелью, поэтому не добродетельный человек - несча-
стен. А для православного христианина слово «счастье» связано с «причасти-
ем», поэтому счастлив тот, кто достигает единения с Богом через вкушение
Тела и Крови Христовых, поэтому, чтобы быть счастливым, надо регулярно
причащаться.
13. Если раньше епитимии отлучали православных христиан от прича-
стия, то теперь сами православные христиане отлучают себя от Причастия,
не ходя на богослужения и не причащаясь. Однако 80-е правило Трулльского
собора грозит отлучением тому, кто в течение трех воскресных дней не при-
дет в храм на богослужение. Сейчас церковные каноны не применяются по
всей строгости, но их никто не отменял и Церковь по-прежнему ими руко-
водствуется, поэтому будем внимательны к себе, потому что помимо послу-
шания Богу есть и послушание Церкви.
14. Современный человек выстраивает свои отношения с Богом на осно-
ве убеждения, что Бог для нас, но это неверно. Лишь впоследствии в процес-
се воцерковления и получения базовых богословских знаний православный
христианин начинает понимать, что это мы для Бога. Блж. Августин в своем
произведении «Исповедь» пишет: «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя
сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Поэтому жизнь православного хри-
стианина должна быть служением Богу и не просто как необходимость для
избежания ада и наследия Царствия Небесного, а как знак благодарности и
славословия Бога за все благодеяния Божии к нам. Не случайно и основное
православное Таинство теснейшего соединения с Богом носит названия Евха-
ристии, то есть благодарения.
15. На основе чего утверждается, что на Тайной вечери для Таинства Ев-
харистии использовался квасной хлеб? Во всех Евангелиях и в послании апо-
стола Павла к Коринфянам там, где речь идет о Тайной Вечери, используется
слово «άρτος», которое происходит от глагола «поднимать» и прилагательно-
го «совершенный». Оба слова характеризуют тесто, из которого изготавли-
вался квасной хлеб. Царствие Небесное сравнивается с закваской, которая
положена в три меры муки. Апостолы названы «солью земли», а соль исполь-
зуется при приготовлении квасного хлеба. Но главным для нас источником
является Священное Предание, где с первых веков использовали дрожжевой
хлеб, начиная с вечери любви – агап.
16. Столкнулся с тем, что иногда православные христиане приходят в
храм и ставят свечки, не желая их зажигать от другой свечи, но только от
лампады, чтобы тем самым не вмешиваться в молитву других людей. Отме-
чу, что, как правило, лампады в храме зажигаются от одной свечи и процесс
их зажигания тоже может сопровождаться молитвой. Кроме того, в Право-
славной Церкви мы не индивидуумы, а клетки единого живого Богочеловече-
ского организма, поэтому сильнее молитва не одного члена Церкви, а
нескольких. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я
посреди них» (Мф. 18:20) и наиболее важное богослужение – литургия – не
может быть совершена одним священником, но нужно еще присутствие хотя
бы одного члена Церкви. Вместе с тем спасаемся мы не в одиночку, но вме-
сте с другими членами Церкви, ведь Православная Церковь не индивидуаль-
ная, а соборная. Даже с практической стороны, когда зажигают свечки от
лампад, то часто воск капает в лампады или их тем самым гасят, а зажечь их
снова, как правило, не догадываются, и очищать лампады не просто, надо
процедить и перелить лампадное масло. Также часто православные христиа-
не стоят во время панихиды или отпевания с зажженными свечами, тем са-
мым выражая благоговение совершаемому моменту, но при этом они без-
участны к тому, что воск со свечей беспрепятственно капает на пол, ведь
кому-то этот пол придется очищать, но конечно не им. Надо помнить, что
свеча имеет символическое значение и важна, с одной стороны, как жертва
на храм, а, с другой стороны, пламенение нашей молитвы к Богу, поэтому
всегда должна ставиться с молитвой, а итогом этой молитвы должно быть со-
зерцание Божественного света, который и символизирует пламя свечи.
Поэтому постараемся более осознанно совершать благоугождение Богу: не
по форме, а по содержанию, по духу.
17. Иногда задаются вопросом: есть ли смысл в церковных наградах?
Кто-то их ищет, кто-то отказывается. Но правильный подход: не искать, но
принимать как дар новой благодати. В Церкви действует благодать Святого
Духа и все получаемое в ней не просто формальность, но несет в себе и эту
благодать, так как вручается ее носителем.
18. Оказывается, в древней Церкви не было и речи о сидении при чте-
нии/пении псалмов. Известия от VI – VIII в. как для Востока, так и для Запа-
да, говорят о сидении только за чтениями (назидательными), и подчеркивает-
ся стояние за выпеванием всей Псалтири на ночной службе: отделы ее в из-
вестном описании синайской утрени называются статиями, στάσις – стояние,
и говорится, что для пения их вставали; а отделы эти по положению на утре-
не вполне отвечают нашим кафизмам. Стояния за кафизмами требуют и все
Студийские типиконы. Термин «кафизма» применительно к отделам Псалти-
ри начинает встречаться в источниках с VIII – IX вв.; при этом долгое время
(до XIV века) помету «кафизма» ставили в конце отдела Псалтири, чем ука-
зывали, что сидеть дозволяется только после чтения псалмов, во время се-
дальнов и поучений. Однако полагаю в том, чтобы сейчас сидеть на кафизме
ничего страшного нет, потому что этот обычай давно утвердился в РПЦ.
19. В Псалтири царь и пророк Давид восклицает: «Благословлю Господа
во всякое время» (Пс. 33:2). Мы привыкли брать благословение у священни-
ков и архиереев. Но ясно, что царь и пророк Давид не дает благословение
Богу, так как наоборот сам получает его от Бога. Благословить – сказать
благое слово, поэтому царь и пророк Давид говорит благое слово о Боге, о
Его величии.
20. Свт. Афанасий Великий полагает, что слово «аллилуйя» состоит из
следующих частей: «ал – Бог, ил – крепкий, уия – сильный». Это находит со-
ответствие с Трисвятым: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмерт-
ный, которое тоже произносится трижды.
21. Для православного христианина Бог является причиной, источником
и целью. Причина – потому что Бог привел мир из небытия в бытие. Источ-
ник – потому что жизнь всего существующего поддерживается Божественны-
ми энергиями. Цель – потому что мы идем путем Богопознания и Богообще-
ния для единения с Богом и достижения обожения.
22. Вера православного христианина выражается в его мировоззрении,
миросозерцании, мироощущении, причем как с богословской, так и с ду-
ховно-нравственной стороны с тем, чтобы жить полнотой христианской жиз-
ни в соответствии со смыслом жизни.
23. Новый Завет предполагает не менее 4 уровней прочтения: 1) бук-
вальный (прямой); 2) аллегорический (анагогический); 3) нравственный; 4)
прообразовательный (типологический). Если экзегетика толкует Священное
Писание с максимальным учетом исторических обстоятельств, то герменев-
тика – применительно к современным условиям.
24. Мы знаем, что Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный
Человек. Но когда человеческая природа во Христе стала совершенной, в мо-
мент ли Боговоплощения? Нет. Но когда Иисус Христос воскрес, победив по-
следнего врага – смерть.
25. Интеллектуальное знание о Боге отличается от опытного Богопозна-
ния, от того, чтобы быть с Богом. Бывают теологи-атеисты, которые не име-
ют никакой веры, хотя говорят о вере и о Боге, причем имеют такое безуча-
стие как будто рассматривают курс Религиоведения. Но есть и опытно по-
знавшие Бога, которые могут передать этот опыт другим людям, когда дадут
им возможность пережить явное посещение Божественной благодати. Свеча
зажигается от свечи, так и опытные делатели зажигают в сердцах людей свет
веры и Божественной благодати. Итак, Православие – не интеллектуальное
учение, а опытное переживание Бога и свв. отцы в своих трудах лишь дели-
лись этим опытом.
26. Для богоугодной, благочестивой и праведной духовно-нравственной
жизни православным христианам необходимо умножение православной веры
и любви. Вера в Бога выражается в Богопознании, Боговедении, Богосозерца-
нии. Любовь к Богу выражается в исполнении воли Божией, указанной в за-
поведях Божиих, через очищение от грехов и искоренение страстей, стяжа-
ние добродетелей и Божественной благодати, которая преображает, духовно-
нравственно совершенствует, соединяет с Богом, уподобляет и усыновляет
Богу, соделывает святым и обоживает. Любовь к ближним проявляется преж-
де всего в делах милосердия, а также всякой помощи, оказываемой по любви
ближнему. Божественная благодать от православных христиан распространя-
ется на весь созданный мир и на все творение, определяя его мироустрой-
ство. Угождающие Богу православные христиане наследует вечную жизнь в
Царствии Небесном.
27. Человек является личностью тогда, и в той мере, когда он уподобля-
ется Святой Троице, В остальных же случаях он является индивидуально-
стью.
28. Мы знаем, что в механике есть системные взаимодействия, в эконо-
мике – экономические отношения, а в богословии – богословие общения. В
Православной Церкви каждый православный христианин есть клетка, кото-
рая взаимодействует со всем Богочеловеческим организмом. Итак, человек
не может эгоистически замыкаться на самом себе, иначе он погибнет. Но ка-
кое должно быть взаимодействие? Если в отношении Бога православный
христианин руководствуется любовью и принципом синергии, то есть сов-
местного действия человеческой воли и Божественной благодати, то отноше-
ния между всеми людьми должны строиться на взаимном уважении, а между
православными христианами – на любви. Конечно, православные христиане
должны любить и других людей, но до той меры, пока это не противоречит
любви к Богу и не служит препятствием к исполнению Божественных запове-
дей.
29. Согласно святоотеческому учению, кто чисто молится, тот богослов.
Поэтому нам представляется перспективным рассматривать богословие не
только как набор теоретических положений, но в первую очередь как опыт
православного богообщения. В будущей жизни наследники Царствия Небес-
ного будут пребывать в постоянном богообщении. Поэтому задача право-
славного христианина уже сейчас установить эту связь с Богом и пребывать в
богообщении по мере возможности постоянно. Это есть уподобление Святой
Троице, Лица которой пребывают во взаимообщении любви. Две основные
составляющие духовно-нравственной жизни – Иисусова молитва и причаще-
ние Тела и Крови Христовых есть ничто иное как богообщение, поэтому и
богословие в некоторой его части может рассматриваться как православное
богообщение.
30. Сейчас в православном богословии появился слишком большой ин-
терес к католическим и протестантским богословам, вместо того чтобы изу-
чать святых отцов. Как правило, ищутся сходства со святоотеческими творе-
ниями, но не лучше ли сразу «пить чистую воду» святоотеческого учения,
чем довольствоваться «грязной водой» западнохристианских воззрений?
31. Отмечу, что сейчас многие из православного духовенства справедли-
во указывают на недостатки церковной жизни православных христиан, но
при этом они проявляют неподдельный интерес к католицизму. Мы убежде-
ны, что Церковь одна – Православная Церковь, хотя и состоит из Поместных
Православных Церквей, а католицизм даже при сохранении апостольского
преемства, по нашему мнению, Церковью не является, так как единство
Церкви обеспечивается не только апостольским преемством, но и евхаристи-
ческим общением, а с католиками у нас евхаристического общения сейчас
нет. Поэтому все симпатии к католицизму лишь свидетельствуют о слабой
ускоренности в православной традиции и не могут быть предметом подража-
ния для мирян. Старцы говорили, что православные и католики потом
объединятся, но в православных храмах тогда благодати уже не будет и в них
ходить будет нельзя. Нам надо подражать святым и глубже изучать свою пра-
вославную традицию, тогда мы поймем, что в Православии есть все, что нуж-
но для спасения и святости,
32. Православная вера не может быть отделена от Церкви. Иногда пра-
вославные христиане считают, что для спасения достаточно принять Та-
инство Крещения, а церковная жизнь не обязательна. Но это не так. Пока
православный христианин является членом Церкви и живет богоугодно, то
он может надеяться на спасение. Однако своими грехами он разрывает связь
с Церковью и с Богом и тем самым делает затруднительным и само спасение.
В Таинстве Покаяния в словах разрешительной молитвы сказано, что право-
славный христианин вновь соединяется с Церковью, то есть вновь обретает
надежду на спасение. Были святые, которые не могли долгое время присту-
пать к церковным Таинствам, но их жизнь была свидетельством покаяния,
что и помогло им обрести спасение. Поэтому для православных христиан,
живущих в миру и не имеющих постоянного покаяния, регулярное участие в
церковной жизни и во всем, что определила Церковь является обязательным.
33. Бывает, что кто-то из богатых построит храм, а православные хри-
стиане часто подают для поминовения записки и покупают свечи. Но разве
этого достаточно для спасения? Разве есть какая-то сумма, которую нужно
заплатить, чтобы спастись? Это у католиков есть индульгенции, но у право-
славных не так. Фарисеи отдавали на храм десятую часть дохода, но Спаси-
тель возвещал им горе, а бедной вдовице сказал, что она больше всех поло-
жила. В чем же дело? Дело в намерении, с которым человек делает Божие
дело. Часто внешние действия могут быть совершенно одинаковыми, но на-
мерение и расположения сердца при этом могут быть противоположными.
Одно, когда дело совершается для Бога со всем усердием, и другое, когда
дело совершается просто для своего эгоизма, чтобы потщеславиться. Богу
всегда надо отдавать лучшее, причем по любви, не ожидая ничего взамен.
Именно Бог дает нам силы и здоровье совершить дело, поэтому нашей заслу-
ги никакой нет. В этой жизни нам надо успеть покаяться, поэтому и будем
творить дела покаяния, чтобы быть не бесплодными, но принести плод пока-
яния, смирения и любви Богу.
34. Не нужно понимать спасение как умилостивление Бога добрыми де-
лами за наши грехи, как учат католики. По православному учению для спасе-
ния необходимо в первую очередь очищение от грехов и искоренение
страстей, развитие в себе любви к Богу и ближнему, духовно-нравственное
совершенствование личности, то есть на первом месте стоит внутреннее
преображение личности, но которое сопровождается и соответствующими
добрыми делами.
35. Среди экономических наук самая точная – бухгалтерский учет, где
все должно сойтись до копейки. Так и православным христианам в исследо-
вании своих помыслов надо быть максимально точными, чтобы нигде не про-
пустить вражий помысел и его отсечь.
36. Какие книги положено читать монахам? Приведу выдержку из Уста-
ва Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря IX. О ке-
лейном пребывании. Вместе с Библией и толкованиями к ней среди духовно-
нравственной литературы к келейному чтению рекомендуются следующие
подвижнические писания: «Аввы Дорофея, Василия Великого, Иоанна Лест-
вичника, Ефрема Сирина, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Варсоно-
фия Великого, Афонский Патерик, Симеона Нового Богослова, Аввы Исаии,
Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, труды епископа Феофана Затвор-
ника, епископа Игнатия Брянчанинова, епископа Петра, пять томов Доброто-
любия, Древний Патерик, Луг Духовный, Пролог, Киевский Патерик, житие
и наставления преподобного Александра Свирского Чудотворца, житие и на-
ставления Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Паисия Велич-
ковского и другие духовно нравственные сочинения».
37. Согласно определению Всероссийского Поместного собора 1917-
1918 гг. пастырь это: 1) тайносовершитель; 2) молитвенник за народ; 3) про-
поведник.
38. Если диакон или иерей кого-либо обидел, обманул или унизил, то
должен попросить прощения у этого человека, иначе он не может служить
литургию. поэтому если заметите, что Вас кто-то из священнослужителей не-
заслуженно унижает, то знайте, что они сами отлучают себя от причастия и
от Христа. Может они избегнут суда человеческого, но не избегнут суда Бо-
жия.
39. Священник в обязательном порядке должен исповедоваться только
раз в год и иногда некоторые миряне чувствуют некоторую ущербность, что
они должны исповедоваться перед каждым причащением, но наоборот этому
надо радоваться: так миряне могут находить в себе наиболее тонкие проявле-
ния страстей и грехов, а священник, если он исповедуется раз в год, не всегда
может назвать все свои грехи, а ведь за каждый личный нераскаянный грех
ему надо будет ответить перед судом Божиим.
40. Сейчас в Православии есть позиция некоторых мирян, да и некото-
рых белых священников видеть в монашестве что-то не нужное, некоторый
фанатизм. Такие люди забывают огромную роль монашества в истории Пра-
вославной Церкви и ту молитвенную помощь, которую они несут миру. Мир
держится молитвами святых, и большая роль в этом принадлежит монаше-
ствующим,
которые
целиком
посвящают
себя
на
служение
Богу.
Большинство святых – преподобные, то есть монашествующие и это не слу-
чайно. Подвиг отречения от карьеры и всех вещей, от семейного счастья и
своей плоти и даже от своей воли – превосходит меру мирян. Скажут: миряне
верят, но и бесы верят и знают о Боге больше любого богослова. А монахи
каждый день несут бескровное мученичество, чтобы спастись не только са-
мим, но и всей Церкви. Поэтому будем с уважением относится к монашеству,
мера которого превосходит обычные пределы естества и требует пламенной
любви к Богу.
41. К священнослужителям и монашествующим следует относиться с
уважением по причине выбранного ими пути служения Богу. Но наличие свя-
щенного сана или монашеского пострига еще не говорит о высокой духовно-
нравственной жизни, поэтому не нужно в них сразу видеть святых. Духовно-
нравственное преуспеяние каждого православного христианина определяется
его личным благочестием.
42. Монашеская мантия имеет сорок складок по числу дней поста
Господня, символизируя постническую жизнь монаха. Благодаря своему сво-
бодному покрою, мантия символизирует ангельские крылья, знаменует пол-
ноту Божественной благодати, силы и премудрости, которыми облекает Царь
Небесный своих служителей. Мантия у монашествующих черная. Однако в
Русской Православной Церкви у Московского Патриарха – зелёная, у митро-
полита – голубая или синяя, у архиепископа и епископа – фиолетовая. Во
время Великого поста надевается такая же мантия, только чёрная. Мантия ар-
хиерея, как и мантия архимандрита, имеет так называемые скрижали. Скри-
жали – это четырёхугольные платы, размещаемые на верхней части мантии, с
изображением крестов или серафимов и с инициалами архиерея или архи-
мандрита – на нижней. Скрижали на мантии означают, что архиерей, управ-
ляя Церковью, должен руководствоваться заповедями Божиими. На мантию
архиерея нашиваются сверху в три ряда белые и красные ленты из другой
ткани – так называемые «источники» или «струи». Они символически изоб-
ражают учение, истекающее из Ветхого и Нового Заветов, проповедовать ко-
торое – обязанность архиерея. С одной стороны, мантия означает охраняю-
щую и покрывающую силу Божию, с другой, – неуклонное исполнение мона-
хом правил избранного им образа жизни. У мантии нет рукавов, что знамену-
ет собой то, что у монашествующего ни руки, ни другие члены тела не сво-
бодны для мирской деятельности, для греха. Кроме того, мантия очень про-
сторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстро-
движных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда го-
тов ко всякому Божьему делу. Как патриарх, митрополиты и архиепископы,
так и все епископы на саккосах и на мантиях имеют звонцы, на подобие тех
звонцов, которые некогда были на омете ризы Аароновой и возвещали глас
исхождения его пред Господа. Звонцы, носимые архиереями на мантиях, по-
казывают, что и они должны, по подобию ветхозаветного звонца златого,
всегда возглашать во храме слово Божие учительное, запретительное, об-
личительное и умолительное.
43. Мы знаем, что ангел заповедовал прп. Пахомию, который был осно-
вателем общежительного монашества, совершать 12 молитв днем (в пол-
день), вечером (перед заходом солнца), ночью (в полночь) и 3 в девятом часу
(в 15.00). Каждая молитва – 100 Иисусовых молитв завершалась одним зем-
ным поклоном. Молитва совершалась после пения псалмов. Итого 39 сотниц
и 39 земных поклоном. Поэтому современная практика пятисотницы (500
Иисусовых молитв с 50 земными и 100 поясными поклонами), хотя и выпол-
няется монахами в России, но вполне оправдана и для мирян и соответствует
уровню послушника на Афоне. Поэтому рекомендую благочестивым миря-
нам выполнять пятисотницу. На каждой сотне Иисусовой молитвы: 10 зем-
ных и 20 поясных поклонов с крестным знамением и 70 Иисусовых молитв
стоя. Пятую сотницу можно совершать молитвой Божией Матери: «Пресвя-
тая Богородице, спаси мя грешнаго». Так, даже не имея много свободного
времени и сил, мы можем благоугождать Богу, а весь день, по возможности,
надо проводить с Иисусовой молитвой.
44. О чем заботиться православный аскет? О чистоте сердца и постоян-
ном Богообщении. Ему важно искоренить страсти и не согрешить, а если со-
грешил, то покаяться. Память смертная, страх Божий, память Божия и хожде-
ние пред Богом, постоянная молитва, дела во славу Божию, богомыслие со-
ставляют ежедневное делание православного аскета. Чистое сердце становит-
ся вместилищем Божественной благодати и имеющие его ясно видят Боже-
ственный свет.
45. В духовно-нравственной жизни преуспеяние не определяется коли-
чеством подвигов, оно зависит от их качества. Количество в соединении с ка-
чеством дает навык, а просто количество – привычка, которая может не
иметь никакой цены и даже быть вредной. Не нужно гнаться за количеством,
как иногда советуют, так как это только ведет к тщеславию. Лучше совер-
шать пусть и небольшой подвиг, но качественно, тогда это содействует сми-
рению и привлекает Божественную благодать. «Малое у праведника – лучше
богатства многих нечестивых» (Пс. 36:16).
46. Когда мы делаем добро, мы поднимаемся к Богу. Когда мы делаем
зло, нам кажется, что мы тоже поднимаемся, но на самом деле лишь возрас-
таем во зле и поэтому опускаемся к диаволу. Где мы сейчас находимся мож-
но определить из того, как мы любим делать добро и как отвергаем зло.
47. Сейчас очень распространено лукавство во всех сферах деятельно-
сти, потому что каждый ищет только своей выгоды в ущерб другим. Поэтому
нужно быть простым, но не умом, а смиренным, то есть во всем происходя-
щем видеть Промысел Божий и все принимать как из рук Божиих.
48. Кто тщеславится и смотрит сверху вниз на других, тот впадает в гре-
хи, а кто смиряется и смотрит снизу вверх на Бога, тот духовно-нравственно
возрастает. Современное общество потребления особо ценит лидерство, то
есть поощряет эгоизм, но смиренный православный христианин доволен
всем и никому не завидует, у него лишь одна забота: покаяться в своих гре-
хах и угодить Богу, Которого он искренне любит.
49. Часто православные христиане, согрешая, впадают в уныние и это
происходит от скрытой гордости: каким был хорошим, по своему мнению, и
впал в грех. Наоборот, Бога надо благодарить, Бог показал нам нашу немощь
и теперь мы можем исправиться, стать лучше. Искушения есть до тех пор,
пока мы до конца не смиримся, а когда смиримся, то искушения не будет, его
просто перестанем замечать.
50. Этапы духовно-нравственной жизни по Библии: 1) православная
вера: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго
Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до
скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20), «Кто будет веровать и креститься,
спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16); 2) покая-
ние: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2, 4:17),
«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня»
(Пс. 20:12); 3) кротость и смирение: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь
от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»
(Мф. 11:29); 4) любовь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и
всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая
заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя»
(Мф. 22:37-39); 5) святость: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16);
6) обожение: «Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа
Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам все
потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою
и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования,
дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет.
1:2-4), «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).
51. Мы знаем, что экономический термин «повышение эффективности»
подразумевает увеличение прибыли при минимизации затрат или получение
социально значимого эффекта, но как это происходит в духовно-нравствен-
ной жизни? Это когда православный христианин становится лучше, то есть
очищается от грехов и искореняет страсти – это минимизация затрат, а когда
приобретает добродетели и стяжает Божественную благодать – увеличение
прибыли. Когда же добро, делаемое православным христианином, распро-
страняется на Церковь и общество – социально значимый эффект. Итак, бу-
дем стараться становиться лучше, но не для тщеславия и гордости, а для спа-
сения и Богоугождения.
52. Если рассмотреть книги по философии, то в них прослеживается 4
этапа развития философской мысли: 1) исследование бытия и природы; 2) ис-
следование Бога и человека; 3) исследование жизни в социуме; 4) вновь об-
ращение к человеку (примерно с 2011 года).
53. Мы знаем, что философы учили о доброделании и сами вели аскети-
ческий образ жизни, но они не могли стяжать Божественную благодать, пото-
му что делали это не для Бога. Православному христианину все надлежит де-
лать для Бога и тогда он обретет в своем сердце Бога и наследует Царствие
Небесное.
54. Из всех нехристианских философов мне наиболее близок Сократ. Его
учение и жизнь достойны уважения. А из святых отцов в первую очередь
нужно изучить творения свт. Афанасия Великого, свт. Василия Великого,
свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста, как наиболее полно раскры-
вающие смысл православного вероучения и духовно-нравственной жизни.
55. Как бы рассуждал философ, если бы кто-то перед ним кичился своей
большой зарплатой? Вполне логично, что большая зарплата состоит из ма-
лых частей зарплат, поэтому мы с кичащимся в зарплате равны, просто он
одну и ту же сумму получает за более короткий период времени, а мы за бо-
лее долгий. Но кто из нас лучше использует время своей жизни, это вопрос.
Поэтому надо осознать, что дорого само время жизни, которое надо прово-
дить в благоугождении Богу, а у кого какая зарплата, это совсем не важно.
56. Индусы при медитации произносят магическое слово ом (aum), кото-
рое заключает в себе «сущность, субстанцию всех Вед». Оно значило и со-
единенных вместе трех главных богов Вед, – Индру, Варуну и Агни, а затем
служило символом Брам, то есть души мира, и вместе символом тримурти, то
есть трех главнейших проявлений великого духа – Брамы, Вишну и Шивы. В
Иисусовой молитве ее слова не являются магическими, простое абстрактное
их произнесение не имеет силы. Иисусова молитва требует веры в Того, чье
имя призывается, а также веры в безграничную благость Божию по отноше-
нию к молящемуся.
57. Скоро праздник Преображения Господня, но почему он важен для
нас? Да, Христос преобразился на горе Фавор, приоткрыв для апостолов не
только человеческую, но и свою Божественную природу. Но ведь, живя в
Православной Церкви как Богочеловеческом организме и постоянно во-
церковляясь, и мы можем по мере чистоты сердца и по мере стяжания Боже-
ственной благодати постепенно достигать обожения. Следовательно, и мы
можем преображаться и не только можем, но и должны это делать. Господь
сказал не только для апостолов, но и для всех последующих своих учеников:
«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Не нуж-
но думать, что Евангелие устарело и лишь плод какой-то эпохи. Нет, оно
живо и действенно как слово Божие: «Ибо слово Божие живо и действенно и
острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и
духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.
4:12).
58. В праздник Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье освя-
щаются вербы как символ победы Иисуса Христа над смертью. Казалось бы,
эти вербы не имеют практического применения, но они освящены в храме, а
значит несут в себе частицу освящающей Божественной благодати. Если их
положить у себя дома рядом с иконами, то эта Божественная благодать будет
освящать и наш дом.
59. Современная молодежь часто отмечает, что не испытывает потребно-
сти в религии, потому что у нее на первом плане реализацию творческого по-
тенциала с целью накопления материального благосостояния. Конечно, это
зависит от сложившегося мировоззрения. Люди старших возрастов понима-
ют, что они смертны и эта смерть может застать их в любой момент, и тогда
они предстанут перед Судом Божиим. Но у молодежи, по их мнению, все
впереди, поэтому вопрос о смерти их не интересует. Это связано с тем, что
современное общество потребления формирует и соответствующие ценно-
сти, и поведение людей. Какой есть выход из этого положения? Привитие
традиционных православных ценностей через духовно-нравственное воспи-
тание молодежи. Сейчас чем что-то порочней, тем оно моднее, а традицион-
ные православные ценности позволят критически оценивать все нововведе-
ния.
60. При написании иконы сперва пишут темными красками, а потом все
светлее и светлее. Так и человек в духовно-нравственной жизни сперва темен
по причине грехов и страстей, а потом по мере очищения сердца становится
все светлее.
61. Если православный христианин надеется быстро достичь бесстра-
стия или получить от Бога благодатные дары, то это неправильно, потому что
он еще не очистился от грехов и не искоренил страсти. В таком случае всякое
падение может стать катастрофой, потому что при увеличении Божественной
благодати усиливается и тяжесть греха. Полезнее было бы держаться покая-
ния и смирения, а дарования от Бога придут в свое время при должном по-
двиге.
62. Можно назвать два критерия, которые влияют на степень духовного
подвига православного христианина: 1) расположение сердца на духовный
подвиг, то есть ревность, выраженная в конкретным действиях: чем больше
самоотречения, тем выше цена подвига. Этот критерий выше у монахов, осо-
бенно отшельников; 2) условия и обстоятельства жизни православного хри-
стианина: чем сложней условия и обстоятельства жизни, тем выше цена по-
двига. Этот критерий выше у мирян.
63. Часто мы что-то делаем и вдруг не получается. Это потому, что мы
понадеялись на свои силы и забыли, что Бог нам помогал, поэтому и могли
делать, а когда понадеялись на себя, то не получилось. Будем же помнить о
помощи Божией нам и благодарить Бога: «Бог нам прибежище и сила,
скорый помощник в бедах» (Пс. 45:2).
64. Некоторые православные христиане смущаются фразы «раб Божий».
Почему же мы так говорим: 1) рабство Богу противоположно рабству дьяво-
лу, бесам, страстям и грехам; 2) рабство Богу означает добровольное испол-
нение самого лучшего, что есть в жизни – любви к Богу и ближнему; 3) раб
верен хозяину, поэтому рабство Богу означает верность Богу; 4) рабом в Вет-
хом Завете мог быть и домоправитель, а рабство Богу переходит в сыновство
Богу по благодати. Сын – наследник отца, так и сыны Отца по благодати на-
следуют Царствие Небесное.
65. Господь наш Иисус Христос сказал: «Вы – соль земли» (Мф. 5:13).
Эти слова можно отнести ко всем христианам, а не только к апостолам. Сама
соль по себе не вкусная, но в соединении с другой пищей предает ей вкус и
полезность. Так и православные христиане лишь когда служат не себе, а
ближним могут принести много пользы как для себя, так и для них. Право-
славные христиане спасаются не в одиночку, а со всей Церковью. Любовь
всегда обращена к кому-то и не может замыкаться на себе, иначе это эгоизм,
гордость. Будем же служить и любить наших ближних, через это мы спасаем-
ся.
66. Если православный христианин соблюдает внешние установления
церковного благочестия, то есть ходит на службу в храм, соблюдает посты,
читает ежедневно молитвы, то у него возникает иллюзия духовного благопо-
лучия, что он спасается. Но Бог смотрит на сердце человека и если оно мерт-
во, то есть у него нет живого, искреннего обращения к Богу и нет добрых
дел, а только внешняя форма благочестия, то он в опасном духовном состоя-
нии, потому что растит внутреннего фарисея. Для спасения нужно участие
сердца, все делать пред Богом, для Бога и во славу Божию, нужно именно
служение Богу, а не обрядность. Когда православный христианин всего себя
отдает на служение Богу и ближним, то тогда он исполняет заповеданное.
Вера действует любовью, а если не будет любви, то одной веры для спасения
будет недостаточно. Ко спасению нужно приступать с верою и любовью.
67. Есть мнение, что священникам спасаться легче. Если священник жи-
вет добродетельно, то благодать священства содействует ему во спасении, но
если он живет греховно, то спастись ему сложнее, потому что с него больше
спрашивается, так как больше дано. Однако на совершении Таинств грехи
священников не отражаются, если они не лишены сана и не запрещены в слу-
жении. Совершитель Таинств – Бог, во всех Таинствах действует Божествен-
ная благодать, а священник – только проводник Божественной благодати.
Образ служения не Богу не имеет решающего значения, так как мы все точки
окружности движемся к центру – Богу, каждый в своем служении. Кто совер-
шает свое служение со всем усердием и богоугодно, тот и достигнет спасе-
ния.
68. Часто пост называется весной духовной. Самое главное дело поста –
не грешить. На это он весь направлен и воздержание в пище – одно из
средств для ослабления страстей. Сейчас пост заканчивается, но это не повод
ко греху. Нельзя месяц быть христианином, а потом превращаться в язычни-
ка. Нужно всегда сохранять бдительность: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому
что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить»
(1 Пет. 5:8).
69. Многие полазают, что в среду и пятницу (и в понедельник – для мо-
нашествующих) всегда положено только сухоядение, но по Типикону это не
так. Если в эти дни есть шестеричная, славословная или полиелейная служба,
то можно вкушать вареную пищу и даже, если нет зазрения совести, то и рас-
тительное масло. Если в эти дни есть бденная служба, то можно вкушать
рыбу. Знание этих особенностей Устава значительно помогает не надрывать
свое здоровье и поститься разумно.
70. Надо всегда быть довольным тем, что имеешь, тем самым избегается
зависть и тщеславие. Почему святы отцы жили, казалось бы в нищете, всегда
радовались своему положению? Потому что они считали это довольным для
жизни, но они обладали внутренним богатством – Божественной благодатью,
которую стяжали посредством подвигов.
71. Все, что мы воспринимаем, мы воспринимаем через пространство и
время. Духовный мир не подчиняется нашим законам пространства и време-
ни. Поэтому, когда мы молимся, выходим за границы нашего пространства и
времени и соединяемся с вечным Богом. Не нужно прилепляться к земному и
материальному, тогда откроется духовный мир. Вхождение в него не без-
опасно для человека, но если мы соединены с Богом, то Бог оградит нас от
зла.
72. Святые отцы говорят: «Мир стоит молитвою». Кто-то скажет: ведь
были языческие времена, кто же тогда молился истинному Богу? Вера всегда
сохранялась в богоизбранном еврейском народе и свое выражение она нахо-
дила в молитвах к Богу в форме жертвоприношений и непосредственно в мо-
литве как таковой.
73. Как много зла в мире принесла реализация греховных помыслов и
мыслей людей, которые не имели должного контроля. Некоторым кажется,
что этот поток остановить невозможно, но это не так. Православный христиа-
нин, старающийся постоянно совершать молитву, может не только обуздать
свои мысли и не принимать помыслы, но вследствие молитвенной связи с Бо-
гом имеет лишь те мысли, которые появляются под действием Божественной
благодати. Поэтому будем ревновать о молитвенном делании и его не остав-
лять.
74. Услышал, как женщина произносит Иисусову молитву: «Господи,
Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», то есть с окончанием в
мужском роде. Женщинам надо произносить Иисусову молитву с окончани-
ем: «грешную», то есть в женском роде. Так и все остальные молитвы жен-
щинам следует произносить, когда речь идет о ней, в женском роде. Важно
не просто следовать установленной форме, но и понимать смысл, который
важнее, чем форма.
75. Для обретения чистой молитвы нужно угомониться, то есть ничего
не ждать: ни событий, ни состояний, а жить настоящим временем и делать то,
что требуется сейчас. Православным христианам заповедано непрестанно мо-
литься, поэтому им сейчас и надлежит понуждать себя на молитву, пока они
это могут делать.
76. Православный христианин желает всем людям спасения по заповеди
любви, если же он кому-то спасения не желает, то его собственное спасение
становится затруднительным. Заповедь любви побуждает молиться о всех
людях.
77. Прп. Паисий Святогорец говорил, что молиться нужно с болью. Это
не значит, что на молитве нужно испытывать физическую боль. Молиться
нужно с концентрацией своих телесно-душевно-духовных сил, то есть сосре-
доточено. Однако иногда бывает как бы некая преграда во время молитвы, то
тогда нужно молиться мягко, а потом снова сосредоточиться. При этом мо-
литва всегда должна быть внимательной.
78. Нужно ли брать благословение на Иисусову молитву? На устную и
умную Иисусову молитву брать благословение не нужно, так как это также,
как если бы мы совершали любую другую молитву вслух или про себя. Но
когда речь идет о сердечной молитве, то благословение нужно и, если есть
возможность, то нужно и руководство опытного наставника, чтобы не повре-
дить здоровью или не впасть в прелесть.
79. Иисусова молитва – покаянное и смиренное моление любви к Пре-
святой Троице. От ума – во образ Бога Отца рождается мысль, выраженная
словом, – во образ Сына Божия с сопутствующим дыханием – образ Святого
Духа. Поэтому, когда с дыханием и внутренним словом мы сводим внимание
в сердце, то оно привлекает туда и ум. По благодати Божией ум с сердцем со-
единяются, а благодаря памяти сердца молитва становится непрестанной. На
вдохе произносятся слова: «Господи (от Святого Духа), Иисусе Христе (через
Сына), Сыне Божий (к Богу Отцу)» и с дыханием входят в верхнюю часть
сердца – духовный центр, где и остаются вниманием ума, а на выдохе произ-
носится «помилуй мя грешнаго», испрашивая милость Божию. Так в сердце
устрояется обитель Пресвятой Троицы. Подвижники и святые через молитву
также пребывают в общении друг с другом.
80. Как молиться Иисусовой молитвой за других людей? Сперва один
раз говорится: «Спаси Господи и помилуй рабов твоих (имярек)», а потом
произносится Иисусова молитва, которая возможна в двух вариантах: 1)
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Прп. Силуан
Афонский молился так, что под словом «мя» подразумевал всего Адама и
себя, так и мы, имея единого праотца Адама, под словом «мя» понимаем не
только себя, но и тех, о ком до этого молились, поэтому прп. Силуан
Афонский говорил: «Мой ближний – я»; 2) «Господи, Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй нас». Здесь слово «нас» – все те, о ком мы ранее молились, и
мы сами.
81. Иногда делатели молитвы акцентируют слишком большое внимание
на молитве как главной добродетели, но необходимо отметить, что право-
славный христианин должен совершенствоваться во всех добродетелях и
особенно в смирении, без смирения все добродетели не прочны. Скорби нам
помогают смириться, а когда человек смирится, то и скорби уже будут вос-
приниматься иначе. За каждую скорбь нужно благодарить Бога, тогда и скор-
бей не будет.
82. Часто православные христиане просят что-то у Бога по нужде, но не
ищут самого Бога. Бог – не исполнитель наших желаний, к которому мы при-
бегаем лишь для того, чтобы что-то от него получить. Нам надлежит искать
самого Бога по любви к Нему, потому что именно единение с Богом и упоко-
ение в Нем является искомым для нас блаженством в этой жизни и в буду-
щей.
83. Большое значение в духовно-нравственной жизни имеет намерение
человека при совершении какого-либо дела. Например, можно чистить под-
свечники лишь потому, что они стали грязными, а можно чистить их, помня,
что каждый огарок есть часть свечи, поставленной с молитвой к Богу, Бого-
родице, небесным силам, святым, и чистя подсвечник, становишься соучаст-
ником их молитвы, приобщенным к молитве многих людей, и сам при этом
можешь совершать молитву уже не только как один, но как соучастник мо-
литв множества людей.
84. Если спросить у подвижника: какая самая лучшая еда? Он ответит:
хлеб. Какое самое лучшее питье? Вода. Какая самая вкусная пища? Хлеб,
смоченный в воде. Многие скажут: такое невозможно. Но на Афоне есть та-
кие подвижники.
85. Славословие – наивысшее выражение любви. Не случайно в благо-
дарственных молитвах после причащения уже в начале три раза повторяется:
«Слава тебе, Боже», так как посредством причащения Тела и Крови Христо-
вых происходит теснейшее соединение со Христом. Православный христиа-
нин обожается, усыновляется Богу и достигается единение в любви.
86. Для стяжавшего благодать Святого Духа языковые различия не пре-
града, потому что по благодати говорящие на разных языках друг друга по-
нимают.
87. Преуспевшие в духовно-нравственной жизни подвижники выделяют
три этапа: 1) начальный – непрестанная молитва; 2) средний – созерцание Бо-
жественного света: 3) завершающий – покой и блаженство в Боге, единение с
Богом.
88. Мы знаем, что Иисус Христос победил смерть, так почему же люди
умирают? Здесь нужно учитывать два аспекта: 1) в Ветхом Завете все умер-
шие сходили в ад, теперь же праведники оказываются в раю; 2) теперь смерть
тела – временное явление, в воскресение мертвых все усопшие воскреснут и
уже никогда не умрут.
89. Некоторые люди избегают темы смерти и крайне редко или вообще
не ходят на кладбище, полагая, что это забытое прошлое. Но кладбище - не
прошлое, для только что умершего человека это настоящее, а для живущих
или которые будут жить – будущее. Конечно, помянуть родных можно и в
храме, и дома, но на кладбище человек переживает личную встречу с ними и
часто имеет духовное утешение как в мирном устроении духа, так и в отходе
от суеты и размышлениях о вечности. В связи с темой смерти надо отметить
и тему сна. Сейчас активно развивается виртуальная метавселенная, в кото-
рой люди могут взаимодействовать, не выходя из дома. Это своего рода па-
раллельна Вселенная. Но для нас сон – тоже как метавселенная. Каждый раз
во сне мы переживаем свою жизнь в новых обстоятельствах и кажется, что
вполне реально. Бывает, что сны повторяются и это часто служит предупре-
ждением. Вообще снам верить нельзя. Но если сон был нехороший, то нужно
быть внимательней к себе и искать в себе недочеты, чтобы их исправить.
90. Часто уход из земной жизни близких нам людей воспринимается как
трагедия и люди чувствуют себя одинокими. Но ведь с нами всегда Бог, Ма-
терь Божия, святые и ангелы. Все больше людей наполняет Горний Иеруса-
лим и когда-то мы все вместе будем предстоять перед Богом в невечернем
свете в Царствия Божия. Первый шаг, который делает человек, это шаг в сто-
рону смерти. Но первое крестное знамение, которое мы совершаем, направ-
лено в сторону вечной жизни. Жизнь – подготовка к вечной жизни. Всем нам
надо стать достойными войти в Царствие Небесное и сдать экзамен на право
быть небожителем. Не будем же тратить драгоценное время на суету земной
жизни, а будем благоугождать Богу, уготовляя себя для вечной жизни.
91. На отпевании, панихиде и литии возглашается «вечная память». Ино-
гда люди думают, что речь идет о памяти потомков об этом человеке, но веч-
ность относится лишь к Богу, поэтому речь идет о том, чтобы Бог помнил
этого человека, так как вечная память Бога означает бытие для этого усопше-
го. Более того, еще из Ветхого Завета известно, что когда говорится, что Бог
вспомнил о ком-то, то это означает благодеяние Бога тому, о ком Он вспо-
мнил. Так и вечная память об усопшем означает блаженную жизнь для него в
Царствии Небесном.
92. Известен спор между свт. Игнатием (Брянчаниновым) и свт. Феофа-
ном Затворником о природе души. В пользу того, что душа - тонкое тело го-
ворится, что в полном смысле духовен только Бог. Это несправедливо. Мы
же говорим о духовном мире, а ангелы прямо названы служебными духами:
«Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылаю-
щий» (Пс. 103:4). Кроме того, тело, даже тонкое, должно обладать свойства-
ми тела, а с душой этого нет. Следовательно, природа души духовна.
93. Мы знаем слова: «Не откладывайте на завтра то, что можете сделать
сегодня». Но эти слова можно продолжить: «Ведь завтра для нас в этом зем-
ном мире может не наступить». Поэтому будем помнить о смерти и стараться
сделать все необходимое в течение дня, чтобы к ночному сну уже быть гото-
выми к переходу в вечность.
94. Сейчас исследователи искусственного интеллекта уже задаются во-
просом: может ли он стать идеальным правительством? Ясно, что нет, хотя
многие задачи им уже решаются, но сама постановка такого вопроса вызыва-
ет обеспокоенность. Сейчас осуществление конца мира для человечества ста-
новится все более низкозатратным по причине развития техники и техноло-
гий. Кроме того, необходимо учитывать, что их разработчики могут иметь
различные предрассудки и тиражирование этих предрассудков при внедре-
нии на практике представляет опасность для человечества. Не удивительно,
если искусственный интеллект сможет заменить теологов теоретиков, но он
никогда не заменит теологов практиков. Поэтому в качестве ответа на разви-
тие искусственного интеллекта для православного христианина является лич-
ное благочестие, богоугодная жизнь, стяжание добродетелей и Божественной
благодати.
95. Свт. Василий Великий пишет: «Самое тяжкое наказание – быть
оставленным от Бога». Человек часто творит свою волю, отстраняясь от Бога,
но если Бог не поможет ему, то он безусловно падет. Без Бога человек – ни-
что и это надо осознавать.
96. В случае какой-то беды люди часто говорят: как Бог такое допустил?
Это подразумевает: ведь Бог всемогущий, почему же тогда происходит зло?
Зло не имеет сущности и паразитирует на добре. Причина зла в свободной
воле личных существ – бывших ангелов, ставших бесами, а также людей. По-
мимо воли в мире действуют и духовные законы, когда увеличение добра или
зла в мире, совершаемые отдельными людьми, влияет и на мировые процес-
сы, когда чаша добра или зла перевешивает в каждом конкретном месте и
каждом конкретном случае. Не нужно искать виноватых, а надо стараться
уменьшать зло в себе и взращивать добро, тогда и соотношение в мире ста-
нет лучше. Бог действует в мире своим Промыслом, но это не означает невоз-
можность зла. Бог попускает зло, но использует его на пользу людям, направ-
ляя так события, чтобы люди могли спастись, если обратятся к Богу. Иногда
попускаются и строгие меры, чтобы человек проснулся от греховного сна и
осознал, что только в Боге его жизнь и спасение.
97. Почему при общении с разными людьми эти люди совершают одни и
те же ошибки? Потому что в процессе общения передается накопленный
опыт другого человека и если в нем есть ошибки, то эти же ошибки переда-
ются и нам и пока мы не осознаем, что это ошибка, мы ее повторяем. Также
происходит и с положительным опытом, и если мы его воспримем, то он ока-
жется нам полезен. Многое при этом зависит от того насколько доминирую-
щая личность, с которой мы общаемся, и чем вес ее больше, тем большее
влияние она на нас окажет и на наше поведение в будущем.
98. Надо стараться жить незаметно, чтобы обрести смирение, и сохра-
нять спокойствие во всех обстоятельствах, чтобы обрести дух мирен.
99. Мы знаем, что есть церковная иерархия, но у Бога в Царствии Небес-
ном с виду простой мирянин может быть архиереем, а архиерей может стать
мирянином или отпасть от Церкви. Поэтому будем заботиться о чистоте
сердца и стяжании Божественной благодати, всецело доверяя Промыслу Бо-
жию о нас. Нам нужно стараться в духовном возрастании, а меру каждого
знает лишь Бог.
100. Свт. Василий Великий: «Кто взошел на гору Господню, простер
взор выше земного, тот, как бы приобщившись чистейшего озарения, может
сретить Божий свет, просвещающий душевные очи к созерцанию блаженных
и мысленных видений и Божественных умозрений». Достигнуть созерцания
Божественного света возможно лишь при искренней и чистой любви к Богу.
Надо любить Бога ради Бога, а не из-за его благодеяний и даров. Бог – самое
ценное, что есть в нашей жизни и поэтому надо очень трепетно относиться к
Нему: со священным трепетом.