Напоминание

Словарная работа на уроках русского языка


Авторы: Войцехович Жанна Николаевна, Селянина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 20
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Словарная работа на уроках русского языка
Раздел: начальное образование





Назад




Словарная работа на уроках русского языка

"Словарная

работа

-

это

не

эпизод

в

работе

учителя,

а

систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно

построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка".

А.В. Текучев.

Проблема

формирования

орфографической

грамотности

в

современной школе, является одной из главных задач обучения русскому

языку в начальной школе. В русском языке немало слов, написание которых

не подчиняется правилам проверки. Научить ребенка писать эти слова без

ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.

Ведущим на уроке русского языка, несомненно, является работа со

словом. В ходе такой работы будет постепенно формироваться, по словам

известного

лингвиста

Л.Щербы

"твёрдый

зрительный

образ"

слова.

В методике различают словарно-семантическое, словарно-

орфографическое и словарно-стилистическое направление словарной работы,

способствующие обогащению словарного запаса учащихся и формированию

навыков правописания. Слово рассматривается одновременно в четырёх

аспектах: орфоэпическом, лексическом, орфографическом и в контексте с

другими словами.

Слово на уроке должно не просто прозвучать, а прозвучать правильно.

Поэтому можно проводить орфоэпические диктанты. Например, на доске

записаны слова, учащиеся должны расставить ударение и правильно их

прочитать (ровесник, красивее, квартал) или игры "Выбери словечко".

Например, учитель читает слова, а учащиеся выбирают правильный вариант,

записывают слово и проставляют ударение (дОсуг или досУг, фОрзац или

форзАц,

квАртал

или

квартАл,

звОнит

или

звонИт

и

т.д.).

Для выяснения лексического значения слова можно провести

творческие диктанты. Например, учитель даёт толкование слова, учащиеся

записывают само слово.

1. Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на

льду. (Коньки)

2. Человек, занимающийся спортом. (Спортсмен)

3. Коллективная спортивная игра на льду с шайбой. (Хоккей)

3. Топкое место, избыточно увлажненный участок земли со стоячей

водой и зыбкой поверхностью. (Болото)

Можно провести игру "Лингвистическое лото". На карточках лото

написаны слова: афиша, жюри, каталог и т.д. Учитель читает толкование,

дети должны закрыть фишкой или вычеркнуть слово). А также игру

"Доскажи словечко":

1. Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас, это наш просторный ... (класс)

2. По долинам, по оврагам мчит широкая дорога.

И она, как знают все, называется ... (шоссе)

3. С мамой в магазин ходили, для занятий все купили.

За ластик, ручку, пасту несу я деньги в ... (кассу)

4. В середине, по бокам цветы и липы тут и там.

Идти нам веселее по липовой ... (аллее)

Для предупреждения ошибок в употреблении слов можно провести

игровой приём "Объясни разницу". Даются пары слов: представить -

предоставить, пребывание - прибывание, одеть - надеть, экономный -

экономичный. Учащиеся должны объяснить отличие в значениях слов, при

затруднении обратиться к толковому словарю.

Подбирая различные типы заданий, нужно помнить, что учащиеся

должны усвоить слово и в орфографическом плане. Для этого можно

провести зрительный диктант. Такой вид диктанта особенно полезен при

работе с непроверяемыми написаниями, он способствует запоминанию

нужных орфограмм и выработке навыка грамотной письменной речи:

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

"Здорово, дрозд - приятель!"

И ставит подпись: дятел.

В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать

упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также

на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для

выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию

высказывания

и

делают

его

правильным,

точным

и

выразительным. Языковым материалом для проведения таких упражнений

могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения,

отрывки из художественных произведений. Можно составить предложение

из слов; составить предложение с данными словарными словами; заменить

предложение словарным одним словом; вставить пропущенное словарное

слово; выделить словосочетание со словарным словом; сгруппировать слова

по темам; по опорным словам составить небольшой рассказ на заданную

тему; подобрать синонимы.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами

вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и успешному

запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-

7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что

ученик

свободно

овладевает

словарным

материалом

и

безошибочно

применяет его в практике.

Словарная работа, проводимая почти на каждом уроке, способствует

обогащению словарного запаса учащихся, вырабатывает орфографическую

зоркость, развивает речь, а в целом, способствует формированию навыков

грамотной письменной речи. Умение точно и целесообразно отбирать

языковые средства в соответствии с содержанием, целями и задачами

высказывания, является одним из компонентов правильной письменной речи.



В раздел образования