Авторы: Войцехович Жанна Николаевна, Селянина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 20
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Словарная работа на уроках русского языка
Раздел: начальное образование
Словарная работа на уроках русского языка
"Словарная
работа
-
это
не
эпизод
в
работе
учителя,
а
систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно
построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка".
А.В. Текучев.
Проблема
формирования
орфографической
грамотности
в
современной школе, является одной из главных задач обучения русскому
языку в начальной школе. В русском языке немало слов, написание которых
не подчиняется правилам проверки. Научить ребенка писать эти слова без
ошибок - одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.
Ведущим на уроке русского языка, несомненно, является работа со
словом. В ходе такой работы будет постепенно формироваться, по словам
известного
лингвиста
Л.Щербы
"твёрдый
зрительный
образ"
слова.
В методике различают словарно-семантическое, словарно-
орфографическое и словарно-стилистическое направление словарной работы,
способствующие обогащению словарного запаса учащихся и формированию
навыков правописания. Слово рассматривается одновременно в четырёх
аспектах: орфоэпическом, лексическом, орфографическом и в контексте с
другими словами.
Слово на уроке должно не просто прозвучать, а прозвучать правильно.
Поэтому можно проводить орфоэпические диктанты. Например, на доске
записаны слова, учащиеся должны расставить ударение и правильно их
прочитать (ровесник, красивее, квартал) или игры "Выбери словечко".
Например, учитель читает слова, а учащиеся выбирают правильный вариант,
записывают слово и проставляют ударение (дОсуг или досУг, фОрзац или
форзАц,
квАртал
или
квартАл,
звОнит
или
звонИт
и
т.д.).
Для выяснения лексического значения слова можно провести
творческие диктанты. Например, учитель даёт толкование слова, учащиеся
записывают само слово.
1. Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на
льду. (Коньки)
2. Человек, занимающийся спортом. (Спортсмен)
3. Коллективная спортивная игра на льду с шайбой. (Хоккей)
3. Топкое место, избыточно увлажненный участок земли со стоячей
водой и зыбкой поверхностью. (Болото)
Можно провести игру "Лингвистическое лото". На карточках лото
написаны слова: афиша, жюри, каталог и т.д. Учитель читает толкование,
дети должны закрыть фишкой или вычеркнуть слово). А также игру
"Доскажи словечко":
1. Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас, это наш просторный ... (класс)
2. По долинам, по оврагам мчит широкая дорога.
И она, как знают все, называется ... (шоссе)
3. С мамой в магазин ходили, для занятий все купили.
За ластик, ручку, пасту несу я деньги в ... (кассу)
4. В середине, по бокам цветы и липы тут и там.
Идти нам веселее по липовой ... (аллее)
Для предупреждения ошибок в употреблении слов можно провести
игровой приём "Объясни разницу". Даются пары слов: представить -
предоставить, пребывание - прибывание, одеть - надеть, экономный -
экономичный. Учащиеся должны объяснить отличие в значениях слов, при
затруднении обратиться к толковому словарю.
Подбирая различные типы заданий, нужно помнить, что учащиеся
должны усвоить слово и в орфографическом плане. Для этого можно
провести зрительный диктант. Такой вид диктанта особенно полезен при
работе с непроверяемыми написаниями, он способствует запоминанию
нужных орфограмм и выработке навыка грамотной письменной речи:
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд - приятель!"
И ставит подпись: дятел.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать
упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также
на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для
выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию
высказывания
и
делают
его
правильным,
точным
и
выразительным. Языковым материалом для проведения таких упражнений
могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения,
отрывки из художественных произведений. Можно составить предложение
из слов; составить предложение с данными словарными словами; заменить
предложение словарным одним словом; вставить пропущенное словарное
слово; выделить словосочетание со словарным словом; сгруппировать слова
по темам; по опорным словам составить небольшой рассказ на заданную
тему; подобрать синонимы.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами
вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и успешному
запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-
7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что
ученик
свободно
овладевает
словарным
материалом
и
безошибочно
применяет его в практике.
Словарная работа, проводимая почти на каждом уроке, способствует
обогащению словарного запаса учащихся, вырабатывает орфографическую
зоркость, развивает речь, а в целом, способствует формированию навыков
грамотной письменной речи. Умение точно и целесообразно отбирать
языковые средства в соответствии с содержанием, целями и задачами
высказывания, является одним из компонентов правильной письменной речи.