Автор: Неделькина Ирина Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №23 "Лесная сказка"
Населённый пункт: САХА (ЯКУТИЯ) РЕСПУБЛИКА, НЕРЮНГРИНСКИЙ РАЙОН, ЧУЛЬМАН
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Формирование у дошкольников нравственно - патриотических представлений в современных условиях"
Раздел: дошкольное образование
«Формирование у дошкольников
нравственно – патриотических
представлений в современных
условиях»
•
МДОУ №23
«Лесная сказка»
п. Чульман
Патриотическое воспитание подрастающего
поколения – одна из самых актуальных
задач нашего времени. Огромные изменения
произошли в нашей стране за последние
годы. Это касается нравственных ценностей,
отношения к событиям нашей истории. У
детей стали искажены представления о
патриотизме, доброте, великодушии.
Изменилось и отношение людей к Родине.
Сегодня материальные ценности
доминируют над духовными. Возрождение
духовно –нравственного воспитания –это
шаг к возрождению Росии
Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ
обязано решать задачи нравственно – патриотического воспитания
дошкольников. А нравственно – патриотическое воспитание ребенка –
сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие
нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к
самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные
через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении
личности патриота.
Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку
обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру
своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры
поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к
культурным традициям других народов.
Работа по нравственно – патриотическому
воспитанию включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей
семье, дому, детскому саду, улице, поселку;
- формирование бережного отношения к природе и всему
живому;
-воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг,
гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения
страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим
народам, их традициям.
Решая задачи нравственно – патриотического воспитания,
педагоги строят свою работу в соответствии с местными
условиями и особенностями детей, учитывая следующие
принципы:
* «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее
приемлемых и актуальных для ребенка);
*непрерывность и преемственность педагогического
процесса;
* дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его
психологических особенностей, возможностей и интересов;
* рациональное сочетание разных видов деятельности:
* деятельностный подход;
* развивающий характер обучения, основанный на детской
активности.
Задачи педагога:
•
Отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны
привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными,
вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными
для данной местности (своя природа, свой быт, ремесла, тралиции).
•
Отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник(близость
расположения, частота посещения, назначение, удобство)
•
Расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это поселок и
район в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники,
символика поселка. Старшие дошкольники должны знать: название поселка,
свою улицу и прилегающей к ней, в честь кого названа.
•
Огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей
( конкретные примеры).
•
Привитие детям важных понятий как «долг перед Родиной», «Любовь к
Отчизне», «Ненависть к врагу», «Фронтовой и трудовой подвиг».
•
Знакомство с другими городами, столицей, символикой государства. Показ
большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и
жизнью всех людей.
•
Самое главное, не следует ждать от детей
«взрослых» форм проявления любви к
Родине. Но если в результате
педагогической работы ребенок будет
располагать знаниями о названии страны,
ее географии, природе, символике, если
ему известны имена кого – то из тех, кто
прославил нашу Родину, ели он будет
проявлять интерес к приобретаемым
знаниям, читать стихи, петь песни, то можно
считать, что задача выполнена в пределах
доступных дошкольного возрасту.
Концепция нравственно- патриотического
воспитания дошкольника
Мой дом
Моя улица
Мой
поселок
Моя страна
Моя малая родина
Моя большая Родина
Моя планета
•
Основные источники, средства
патриотического воспитания в МДОУ
1. Создание условий в группе
2. Правильный отбор объектов
3. Пример взрослых
4. Развивающие виды деятельности
5. Досуговая деятельность
6. Использование всех видов фольклора
7. Знакомство с народной декоративной
росписью
8.Взаимодействие с семьями воспитанников
Формирование у дошкольников нравственно-
патриотических представлений, суждений, оценок.
беседы
Х
у
д
.
л
и
т
е
р
а
т
у
р
а
р
а
с
с
ка
з
ы
в
а
н
и
е
Создание у детей практического
общественного поведения.
М
е
т
о
д
п
р
и
у
ч
е
н
и
я
Уп
р
а
ж
не
ни
й
Пример
взрослых
П
о
к
а
з
д
е
й
с
т
в
и
я
Организация
деятельности
Т
р
у
д
Уп
р
а
ж
не
ни
й
И
г
р
а
Моя малая Родина
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему
поселку.
История поселка – это живая история, она отражается и в
биографии семьи и в судьбе поколения.
Мы живем в поселке с необыкновенной историей,
неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых
ранних лет заложить в детях не только интерес к истории
нашего поселка, но и воспитывать чувство уважения к нему,
гордость за героическое прошлое и настоящее.
В непрерывной образовательной деятельности, экскурсиях,
беседах детям в доступной форме даются краеведческие
сведения о родном поселке, об истории его возникновении,
о его достопримечательностях, зданиях и учреждениях,
знаменитых земляках
•
Мой край родной – Якутия.
Родной поселок – Чульман
Анализ результативности
•
Опыт работы накопленный МДОУ, показывает, что проводимая работа
позволяет детям с ранних лет впитывать народные традиции, народный дух,
знать историю своей малой родины.
•
С помощью бесед, экскурсий проведения непрерывной образовательной
деятельности, улучшено качество патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста.
•
Возрос уровень сформированных патриотических знаний дошкольников и
правильного отношения к миру , стране.
•
У детей появился интерес к истории, знаниям улиц поселка.
•
Особенности представлений о родном поселке, родном крае стали более
существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах,
рисунках, поделках.
•
Возросло количество детей, участвующих в конкурсах и акциях
краеведческой тематики, направленных на развитие творческих
способностей, любознательности, воспитание чувства любви к малой родине.
•
Таким образом, целенаправленная систематическая деятельность,
разработка проекта позволила реализовать возможность воспитания
нравственно –патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Вывод
Воспитывать патриотов своей Родины – ответственная и сложная
задача,
решение
которой
в
дошкольном
детстве
только
начинается.
Планомерная , систематическая работа, использование разнообразных
средств
воспитания,
общие
усилия
детского
сада
и
семьи,
ответственность
взрослых
за
свои
слова
и
поступки
могут
дать
положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по
патриотическому
воспитанию.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых» форм проявления
любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок
будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе,
символике, если ему известны имена кого – то из тех, кто прославил
нашу
Родину,
ели
он
будет
проявлять
интерес
к
приобретаемым
знаниям,
читать
стихи,
петь
песни,
то
можно
считать,
что
задача
выполнена в пределах доступных дошкольного возрасту.
Нравственно –патриотическое
воспитание можно назвать одним
из самых сложных направлений по
ряду причин:
* многоаспектность понятия
«Патриотизм» в современном мире;
*отсутствие концепции;
* теоретических и методических
разработок