Напоминание

"Формирование у дошкольников нравственно - патриотических представлений в современных условиях"


Автор: Неделькина Ирина Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №23 "Лесная сказка"
Населённый пункт: САХА (ЯКУТИЯ) РЕСПУБЛИКА, НЕРЮНГРИНСКИЙ РАЙОН, ЧУЛЬМАН
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Формирование у дошкольников нравственно - патриотических представлений в современных условиях"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование у дошкольников

нравственно – патриотических

представлений в современных

условиях»

МДОУ №23

«Лесная сказка»

п. Чульман

Патриотическое воспитание подрастающего

поколения – одна из самых актуальных

задач нашего времени. Огромные изменения

произошли в нашей стране за последние

годы. Это касается нравственных ценностей,

отношения к событиям нашей истории. У

детей стали искажены представления о

патриотизме, доброте, великодушии.

Изменилось и отношение людей к Родине.

Сегодня материальные ценности

доминируют над духовными. Возрождение

духовно –нравственного воспитания –это

шаг к возрождению Росии

Дошкольное учреждение, как начальное звено системы образования РФ

обязано решать задачи нравственно – патриотического воспитания

дошкольников. А нравственно – патриотическое воспитание ребенка –

сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие

нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к

самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…И хотя

многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные

через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении

личности патриота.

Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, поскольку

обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за

землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру

своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры

поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к

культурным традициям других народов.

Работа по нравственно – патриотическому

воспитанию включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей

семье, дому, детскому саду, улице, поселку;

- формирование бережного отношения к природе и всему

живому;

-воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг,

гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения

страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим

народам, их традициям.

Решая задачи нравственно – патриотического воспитания,

педагоги строят свою работу в соответствии с местными

условиями и особенностями детей, учитывая следующие

принципы:

* «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее

приемлемых и актуальных для ребенка);

*непрерывность и преемственность педагогического

процесса;

* дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его

психологических особенностей, возможностей и интересов;

* рациональное сочетание разных видов деятельности:

* деятельностный подход;

* развивающий характер обучения, основанный на детской

активности.

Задачи педагога:

Отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны

привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными,

вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными

для данной местности (своя природа, свой быт, ремесла, тралиции).

Отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник(близость

расположения, частота посещения, назначение, удобство)

Расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это поселок и

район в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники,

символика поселка. Старшие дошкольники должны знать: название поселка,

свою улицу и прилегающей к ней, в честь кого названа.

Огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей

( конкретные примеры).

Привитие детям важных понятий как «долг перед Родиной», «Любовь к

Отчизне», «Ненависть к врагу», «Фронтовой и трудовой подвиг».

Знакомство с другими городами, столицей, символикой государства. Показ

большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и

жизнью всех людей.

Самое главное, не следует ждать от детей

«взрослых» форм проявления любви к

Родине. Но если в результате

педагогической работы ребенок будет

располагать знаниями о названии страны,

ее географии, природе, символике, если

ему известны имена кого – то из тех, кто

прославил нашу Родину, ели он будет

проявлять интерес к приобретаемым

знаниям, читать стихи, петь песни, то можно

считать, что задача выполнена в пределах

доступных дошкольного возрасту.

Концепция нравственно- патриотического

воспитания дошкольника

Мой дом

Моя улица

Мой

поселок

Моя страна

Моя малая родина

Моя большая Родина

Моя планета

Основные источники, средства

патриотического воспитания в МДОУ

1. Создание условий в группе

2. Правильный отбор объектов

3. Пример взрослых

4. Развивающие виды деятельности

5. Досуговая деятельность

6. Использование всех видов фольклора

7. Знакомство с народной декоративной

росписью

8.Взаимодействие с семьями воспитанников

Формирование у дошкольников нравственно-

патриотических представлений, суждений, оценок.

беседы

Х

у

д

.

л

и

т

е

р

а

т

у

р

а

р

а

с

с

ка

з

ы

в

а

н

и

е

Создание у детей практического

общественного поведения.

М

е

т

о

д

п

р

и

у

ч

е

н

и

я

Уп

р

а

ж

не

ни

й

Пример

взрослых

П

о

к

а

з

д

е

й

с

т

в

и

я

Организация

деятельности

Т

р

у

д

Уп

р

а

ж

не

ни

й

И

г

р

а

Моя малая Родина

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему

поселку.

История поселка – это живая история, она отражается и в

биографии семьи и в судьбе поколения.

Мы живем в поселке с необыкновенной историей,

неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых

ранних лет заложить в детях не только интерес к истории

нашего поселка, но и воспитывать чувство уважения к нему,

гордость за героическое прошлое и настоящее.

В непрерывной образовательной деятельности, экскурсиях,

беседах детям в доступной форме даются краеведческие

сведения о родном поселке, об истории его возникновении,

о его достопримечательностях, зданиях и учреждениях,

знаменитых земляках

Мой край родной – Якутия.

Родной поселок – Чульман

Анализ результативности

Опыт работы накопленный МДОУ, показывает, что проводимая работа

позволяет детям с ранних лет впитывать народные традиции, народный дух,

знать историю своей малой родины.

С помощью бесед, экскурсий проведения непрерывной образовательной

деятельности, улучшено качество патриотического воспитания детей

старшего дошкольного возраста.

Возрос уровень сформированных патриотических знаний дошкольников и

правильного отношения к миру , стране.

У детей появился интерес к истории, знаниям улиц поселка.

Особенности представлений о родном поселке, родном крае стали более

существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах,

рисунках, поделках.

Возросло количество детей, участвующих в конкурсах и акциях

краеведческой тематики, направленных на развитие творческих

способностей, любознательности, воспитание чувства любви к малой родине.

Таким образом, целенаправленная систематическая деятельность,

разработка проекта позволила реализовать возможность воспитания

нравственно –патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Вывод

Воспитывать патриотов своей Родины – ответственная и сложная

задача,

решение

которой

в

дошкольном

детстве

только

начинается.

Планомерная , систематическая работа, использование разнообразных

средств

воспитания,

общие

усилия

детского

сада

и

семьи,

ответственность

взрослых

за

свои

слова

и

поступки

могут

дать

положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по

патриотическому

воспитанию.

Однако, не следует ждать от детей «взрослых» форм проявления

любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок

будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе,

символике, если ему известны имена кого – то из тех, кто прославил

нашу

Родину,

ели

он

будет

проявлять

интерес

к

приобретаемым

знаниям,

читать

стихи,

петь

песни,

то

можно

считать,

что

задача

выполнена в пределах доступных дошкольного возрасту.

Нравственно –патриотическое

воспитание можно назвать одним

из самых сложных направлений по

ряду причин:

* многоаспектность понятия

«Патриотизм» в современном мире;

*отсутствие концепции;

* теоретических и методических

разработок



В раздел образования