Напоминание

Формирование познавательного интереса, интеллектуального творческого потенциала детей посредством экспериментально - исследовательской деятельности, через сетевое взаимодействие ДОУ и Сош .


Автор: Неделькина Ирина Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №23 "Лесная сказка"
Населённый пункт: САХА (ЯКУТИЯ) РЕСПУБЛИКА, НЕРЮНГРИНСКИЙ РАЙОН, ЧУЛЬМАН
Наименование материала: Сообщение из опыта работы
Тема: Формирование познавательного интереса, интеллектуального творческого потенциала детей посредством экспериментально - исследовательской деятельности, через сетевое взаимодействие ДОУ и Сош .
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сообщение из опыта работы

Старшего воспитателя МДОУ №23 «Лесная сказка»

Неделькиной Ирины Борисовны

«Формирование познавательного интереса детей посредством

экспериментально – исследовательской деятельности»

Одним из важнейших направлений в работе с детьми в МДОУ №23 «Лесная сказка»

является развитие естественно – научных знаний у дошкольников.

Данное направление выбрано нами не случайно: На современном этапе к выпускнику

– дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть

любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в

детском экспериментировании развиваются логическое мышление, все виды памяти,

что ведет к высокому уровню познавательного развития в дальнейшем. Не случайно

во ФГОС ДО значится, что одним из основных принципов дошкольного образования

является «формирование познавательных интересов и

познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

Цель - Развитие познавательной активности детей посредством опытно -

экспериментальной деятельности.

Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать

способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая

становление мировидения ребенка, его личностный рост путем совершенствования его

исследовательских способностей.

Задачи

1.Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические

представления детей;

2. Формировать навыки постановки элементарных опытов и умений делать выводы на

основе полученных результатов;

3. Развивать стремление к поисково - познавательной деятельности;

4.Способствовать овладению приемам практического взаимодействия с окружающими

предметами;

5. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать

выводы;

6.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

7.Стимулировать желание детей экспериментировать.

В саду работает всего 10 педагогов. Их отличает постоянный творческий поиск,

глубокие знания.

Для развития в ребенке интереса к исследованиям, открытиям созданы необходимые

для этого условия.

Приобрели детскую цифровую лабораторию для дошкольников «Наураша в

стране Наурандии».

Лаборатория вызывает у детей интерес, дает возможность самостоятельно делать

маленькие открытия, развивает любознательность.

Для успешного проведения образовательной деятельности по данному направлению в

группах созданы мини-лаборатория, где расположены необходимое оборудование и

материалы. Каждый год мы пополняем новым оборудованием, так в прошлом году мы

приобрели лабораторные очки, магниты, увеличительные стекла, пробирки, пипетки,

сенсорная труба, баночки для изучения насекомых, с увеличительным стеклом, линзы для

смешивания цвета.

Начиная с детьми младшей группы проводим опыты. Дети с удовольствием

участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои

знания: ставят опыты с водой, с песком, глиной, растениями, исследуют состав почвы,

сравнивают свойства песка, и глины.

В ходе опытов дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого

явления, выбирают способ решения познавательной задачи.

Прежде чем приступить к экспериментированию, педагоги с детьми составляют план

предстоящей деятельности:

1. Выбирают объект исследования.

2. Подбирают необходимое оборудование.

3. Уточняют, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.

4.Определяют, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).

5. Закрепляют с детьми последовательность действий.

6. Вспоминают правила безопасности.

7. Проводят эксперимент.

8. Фиксируют результат.

9. Проанализировать полученные результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с

реальными; какой момент опыта был самый интересный; в чем испытывали затруднения)

Для организации исследовательской деятельности дошкольников мы

используем следующие методы: эвристические беседы – постановка и решение вопросов

проблемного характера; наблюдения; опыты и эксперименты; фиксация результатов:

наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; дидактические игры,

игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; постановка и решение

проблемных педагогических ситуаций; проектная деятельность познавательно -

исследовательского характера.

Каждую весну мы выращиваем рассаду на окне «Огород на окне» где дети

наблюдают и ухаживают за рассадой ведут дневники наблюдений

За окном еще лежит снег, а в каждой возрастной группе на подоконниках зеленеет

огород. Сколько воображения, фантазии и творчества вкладывают в него творческий

педагогический коллектив и родители! Чтобы мини-огород привлекал внимание детей,

использовались различные сюжеты. Так появился сюжет из сказки «Колобок»,

деревенский дворик, семейка забавного «Чиполлино», корабль с маленькими лодочками и

многое другое. С каждым годом наши огороды преобразуются, становиться более

современным, и всегда очень актуальны в жизни и деятельности детей и взрослых. На

нашем огороде дети сами могут посадить и выращивать рассаду, ухаживать за ней,

наблюдать за ростом и условиями произрастания различных растений. Свои наблюдения

отражают в дневнике наблюдений.

Выращенную рассаду высаживаем на участке, где имеется огород, теплица,

клумбы и продолжаем знакомство детей с особенностями выращивания культурных

растений (лук, морковь, огурцы, томат, бобовые, редис и др.). Это «живое» общение с

природой, где проходят наблюдения и практическая деятельность по уходу за растениями,

овощами. Расширяем представления детей о растениях, как живых организмах, об

условиях необходимых для роста и развития, развиваем эстетические чувства, умение

радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Сбор урожая - самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он

детям. Овощи собирают дети вместе с воспитателями.

У нас имеется методическая литература по данной теме.

Создана картотека элементарных опытов и экспериментов.

Проводим работу с родителями: родительские собрания, консультации,

разрабатываем буклеты и памятки для родителей, проводим анкетирование

родителей, создали рубрику в родительском уголке «По экспериментируем!»,: на

которых объясняем родителям, что главное дать ребёнку импульс к самостоятельному

поиску новых знаний, «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к

экспериментированию».

Результат: в ходе совместной деятельности дети учатся различать и уверенно называть

овощи и фрукты, их особенности и различия. С помощью опытническо -

исследовательской работы выявлено многообразие и разнообразие посевного материала,

дети получают знания о необходимых условиях для роста и развития растений в

комнатных условиях и на участке, учатся ухаживать за растениями и знакомятся с

условиями их содержания, закрепляют умение делать простые выводы, устанавливать

причинно - следственные связи. Повышен интерес у детей и родителей к совместной

познавательно-исследовательской деятельности. Формируются навыки культурного

поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней сформировано у детей

уважительное отношения к труду.

Наш коллектив вместе с детьми участвовали в конкурсах и были награждены

дипломами и грамотами: за участие в республиканском конкурсе «Экология начинается со

двора», получили диплом 2 степени, а за участие в районном конкурсе «Лучшая площадка

детского сада» получили сертификат.

Проанализировав результаты педагогической деятельности, мы пришли к выводу,

что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как

экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный

интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений

Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам".

Методическое сопровождение

1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до

школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Издательство

«Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.

2.Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов, «Познавательно – исследовательская деятельность

дошкольников», Издательство «Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.

3. Н.Е. Веракса А.Н. Веракса Проектная деятельность Дошкольников - М.: Мозаика

- Синтез,2017г.

4.О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников». ТЦ «Сфера» Москва 2002г.

5. Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова «Развитие познавательных способностей

дошкольников» ,Издательство «Мозаика - Синтез», Москва, 2014г.

6.Е.М.Мартынова, И.М. Сучкова «Организация опытно – экспериментальной

деятельности детей 2 – 7 лет» Издательство «Учитель», 2009г.

7.Л.Н.Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» 4 -6 лет

Издательство «Учитель», 2009г.

8. С. Н. Николаева, парциальная программа «Юный эколог» 3-7 лет Издательство

«Мозаика - Синтез», Москва, 2017г.

9.А.И.Шапиро «Секреты знакомых предметов». «Лужа». (опыты и эксперименты для

детей) Издательство «Речь», 2009г.

10.А.И.Шапиро «Секреты знакомых предметов». «Пузырек воздуха» (опыты и

эксперименты для детей) Издательство «Речь», 2009г.



В раздел образования