Автор: Красовская Марина Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20 им.В.М.Елсукова
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область), Россия
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование навыка фонетически правильного письма у младших школьников"
Раздел: начальное образование
Формирование навыка фонетически правильного письма у младших школьников.
Красовская М.Г., учитель начальных классов
МБОУ ООШ №20
Обучение грамоте как подготовительный этап формирования навыка фонетически правильного
письма.
Обучение грамоте происходит на основе овладения звуковым составом речи. В добукварный
период важнейшую роль играет развитие фонематического слуха, произношения, зрительной
ориентировки, координации движений.
Развитию фонематического слуха способствовали упражнения в различении и воспроизведении
звуков окружающей действительности: звучание летящего самолёта, шуршание листьев, голоса
животных, звуки транспорта на основе восприятия (послушайте и воспроизведите), используя
имеющиеся у детей представления (вспомните и воспроизведите). Такие упражнения проводились
во время экскурсий, прогулок, на уроках, в процессе игр.
Игра «Колокольчик». Водящий стоит в кругу с закрытыми глазами. Кто-то из детей звенит в
колокольчик. Водящий должен отгадать, кто.
Игра «Далеко - близко». Кто-то из детей то близко, почти вплотную к водящему, который стоит с
закрытыми глазами, то отходит от него и называет его имя. Водящий должен угадать, кто это.
Воспроизведение сначала простых, а потом сложных ритмов.
Игра «Три медведя». Выставляются игрушки (иллюстрации), рассказывается сказка, реплики
произносятся то низким, то средним, то высоким голосом. Ребёнок должен угадать, кто говорит.
Развитие фонематического слуха проводилось на каждом уроке обучения грамоте. Это
артикуляционная и дыхательная гимнастика, которая включала упражнения, направленные на
совершенствование артикуляционного аппарата, развитие речедвигательного механизма – языка и
губ. Упражнения проводились в форме игр.
«Вкусное варенье» - движение широким языком по верхней губе вверх и вниз, губы и нижняя
челюсть неподвижны.
«Почистим зубы» - движение языком вправо и влево по внутренней стороне верхних резцов, губы в
улыбке, зубы видны.
«Лошадки» - щёлканье кончиком языка за верхними зубами.
«Прятки» - не закрывая рот, язык надо отодвинуть назад, кончик языка находится внизу.
«Закрытые ворота» - высовывание языка между зубами.
«Маятник» - медленное с постепенным убыстрением движения языка вправо и влево, как маятник.
«Фокус» - приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа.
Упражнения для укрепления, растягивания, расслабления мышц лица и выработки направленной
воздушной струи.
Улыбнуться, широко открыть рот. Удерживать его в таком положении 10 секунд.
Рот открыть. Болтать языком вперёд – назад по верхней губе: бл-бл-бл.
Губы вытянуть вперёд. Удерживать их в таком положении 10 секунд.
Глаза закрыть. Рот приоткрыть. Расслабить мышцы губ, языка.
Рот открыть. Высунуть язык. Выполнять «лакательные» движения языком.
Приоткрыть рот. Высунуть язык. Сделать его тонким.
Надуть щёки. Удерживать воздух за щеками 10 секунд. Медленно выдохнуть воздух.
Уточнению произношения способствовало разучивание четверостиший, скороговорок,
чистоговорок, загадок, в которых наиболее часто встречается тот или иной звук.
Правильно и чётко повторите чистоговорки.
Са-са-са – летит оса.
Су-су-су – мы видели осу.
Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
Су-су-су – прогоним мы осу.
Са-са-са – улетела оса.
Научитесь правильно произносить скороговорку.
У осоньки - осы есть полоски и усы.
Запомните и расскажите стихотворение.
Полосатые осы
Летают возле носа.
Сесть на нос норовят.
Укусить меня хотят.
Упражнения на выработку речевого дыхания.
Игра «Медвежата». Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы
кушать. Слова нужно произносить на выдохе протяжно, баском, чётко произнося звук м: мам, мёду б
нам, мам, молока бы нам. «Ручка в зубах». Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.
Необходимо развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку. Этому
способствовали упражнения, основанные на наблюдениях детьми окружающей действительности и
выполнении различной деятельности. Так, например, во время осенней прогулки в природу дети
собирали опавшие листья и в классе разбирали их, распределяли по форме, величине, окраске.
Другой пример: проводилась беседа о детских играх. Из палочек складывалась лесенка. Учащиеся
отвечали: из скольких палочек сложена лесенка, как положены палочки; складывали такую лесенку
по образцу.
Формирование зрительного восприятия и пространственной ориентировки способствовало
развитию аналитико-синтетической деятельности, переводе звуков в графические образы,
подготовило учащихся к правильному восприятию букв.
В качестве первоначальных упражнений, способствующих развитию координации движений кисти и
пальцев рук, использовались: лепка из пластилина, плетение, вырезание по контуру, шитьё по
проколу, игры с мозаикой, мелкими предметами; проводились специальные упражнения.
1.Противопоставление пальцев.
2.Сгибание и разгибание кисти в кулак поочерёдно и одновременно.
3.Движение вверх и вниз в быстром и медленном темпе.
4.Отведение и приведение пальцев.
5.Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
6.Свободное постукивание пальцами по парте одновременно и поочерёдно.
7.Свободное похлопывание кистью по парте.
8.Отведение и приведение кисти.
9.Надавливание подушечками пальцев одной руки на пальцы другой.
10. «Щелчки»
11. «Крючки»
12. Упражнения для держания карандаша.
Для тренировки пальцев использовались упражнения такого вида:
1. Выполнение фигурок из пальцев с речевым сопровождением.
Очки.
Бабушка очки надела и на внуков посмотрела.
(Большой палец правой руки и большой палец левой руки вместе с остальными образуют колечки.
Колечки подносятся к глазам.) Лодка.
Лодочка плывёт по речке, оставляя на воде колечки.
(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.)
2. Выполнение фигурок из пальцев без речевого сопровождения. «Пальчики здороваются» (кончик
большого пальца правой руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного
и мизинца).
«Человечек» (указательный и средний пальцы «бегают» по столу).
«Корни деревьев» (кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз).
3.Выкладывание фигурок из палочек с речевым сопровождением и опорой на образец.
Квадрат.
Четыре палочки сложил и вот квадратик получил.
Лопатка.
Лопаткой я песок копаю, песком машину нагружаю.
В это же время первоклассники учились работать мелом на доске, карандашом на альбомных
листах. Данные упражнения выполнялись без линейки.
1. Обводка по шаблону и трафарету.
2. Обводка по контуру.
3. Соединение по точкам.
4. Раскрашивание и штриховка в разных направлениях с соблюдением предела.
Первые упражнения в тетради – орнаментальное рисование.
1.
Рисование бордюров из отрезков прямых и ломаных линий.
2.
Вычерчивание кривых линий.
3.
Зарисовка предметов, напоминающих буквы.
4.
Рисование бордюров из прямых, кривых, ломаных линий.
5.
Рисование геометрических фигур.
6.
Рисование знакомых предметов.
7.
Рисование бордюров из волнистых линий.
Следующие упражнения направлены на обучение письму элементов букв: прямая палочка, прямая
палочка с закруглением внизу, прямая палочка с закруглением вверху, прямая палочка с
закруглением вверху и внизу, петелька, полуовалы, овал, элемент заглавных букв, элемент буквы е.
По окончании добукварных занятий большинство учащихся научились делить речь на предложения,
предложения на слова, слова на слоги, выделять в словах некоторые звуки, владеть графическими
навыками.
Букварный период 1 класса длится достаточно долго-1-3 четверти. Выделяют 4 этапа букварного
обучения грамоте. Обучение графическим навыкам происходит в единстве с изучением звуков и
букв.
На 1 этапе дети овладели рукописным начертанием строчных и прописных букв – их соединением
в обратных и прямых слогах, в словах; списыванием (с рукописного шрифта) букв, слогов, слов
после их звуко-буквенного анализа и составлением из букв разрезной азбуки; письмом под
диктовку усвоенных букв.
На 2 этапе дети овладели начертанием изучаемых строчных и прописных букв, соединением их в
слоги и слова; списыванием букв, слогов, слов (с рукописного шрифта) после звуко-буквенного
анализа; списыванием слогов и слов после составления их из букв разрезной азбуки; написанием
заглавной буквы в именах людей; письмом под диктовку букв, слогов, отдельных слов после
предварительного звуко-буквенного анализа.
На 3 этапе обучающиеся овладели рукописным начертанием строчных и прописных букв,
соединением их в слоги и слова; списыванием с классной доски и с букваря букв, слогов, слов,
коротких предложений; списыванием букв, слогов, слов после составления их из букв разрезной
азбуки; письмом под диктовку изученных слогов, слов после анализа их звукового состава.
На 4 этапе обучающиеся овладели рукописным начертанием усвоенных строчных и прописных
букв, соединением их в слоги и слова; списыванием с классной доски и букваря слогов, слов,
предложений; письмом под диктовку букв, слогов, слов, предложений с предварительным их
анализом; самостоятельным составлением слогов из букв разрезной азбуки и их записью;
добавлением пропущенной буквы или пропущенного слога в словах при списывании с
предварительным анализом.
При обучении грамоте для обеспечения многократного выполнения одного и того же действия
использовались следующие виды заданий при звуковом анализе слова в зависимости от уровня
овладения действием.
Подбор слов к заданной модели.
Составление модели слова по предметной картинке или звучащему слову.
Выбор модели, соответствующей данному слову нескольких и наоборот.
Подбор слов с выполнением условий. Например: слова с определённым количеством
звуков, слогов; слова, начинающиеся на определённый звук; слова, имеющие определённый
звук в любой части слова.
Составление звуковой модели или фонемной записи слова с использованием звука или фонемы.
При звуковом анализе слова использовались такие приёмы работы.
Протяжное проговаривание.
«Послушай и скажи как я». Учащиеся слушают, что произносит учитель. Затем, подражая
учителю, произносят вместе с ним, выделяя тот или иной звук.
«Скажи и послушай». Учащиеся произносят звук до тех пор, пока его не выделят или не
определят его характеристику. Рот - произносит, уши – контролируют, то и другое вместе
помогает дать характеристику звуку.
«Крикни и пронаблюдай». Для выделения гласных и согласных звуков. Если звук гласный, то
при произнесении его громче и громче, рот открывается шире и шире (ртораскрыватели),
если звук согласный – то рот старается закрыться (ртосмыкатели).
«Подбородок и рука – друзья». При делении слов на слоги ладонь руки держится чуть ниже
подбородка. Сколько раз при произношении слова подбородок коснулся ладони, столько и
слогов в слове.
«Позови или спроси слово». Если «позвать слово» или «спросить слово», длиннее всего
окажется ударный слог.
«Положи руку на горло и проверь». Положив руку на горло, проверь, дрожат ли голосовые связки
(если дрожат – согласный звук звонкий, если нет – глухой).
Обучение грамоте – подготовительный этап для формирования навыка фонетически правильного
письма. Правильно построенная система работы на данном этапе обеспечивает успешное
овладение фонетически грамотным письмом во 2 классе.
. Обучение фонетически правильному письму во 2-3 классах.
Непосредственное обучение фонетически правильному письму приходится на 2 класс. Во 2 классе
были изучены основные темы обучения фонетически правильному письму.
1. Звуки и буквы (строчные и прописные). Повторялись изученные в 1 классе звуки и буквы.
Учащиеся выделяли данный звук из слова и соотносили его с соответствующей буквой. Развивались
графические навыки.
2. Буквы, сходные по начертанию. Уточнялось написание букв на основе дифференциации образов;
начертание букв, отличающихся добавочным элементом (и-ш, л-м, п-т, ц-щ, и-щ, г-п-т, х-ж, р-в, о-а,
и-ц, ш-щ, ь-ы, и-й, е-ё), пространственным расположением элементов (б-д, в-д, э-с, з-е, у-ч), а также
трудных по начертанию (з,к, у, ю, я, Д, К, Н, Ф).
3. Пары слов, отличающихся одним звуком, последовательностью звуков в слове, количеством
звуков. Уточнялся звуковой состав слова. Формировались навыки звуко-буквенного анализа и
синтеза на основе выделения сходства и различия в составе слов, определялась
последовательность звуков в слове.
4. Слова со стечением согласных. Развивалось фонематическое восприятие. Учащиеся учились
различать на слух звуки. Уточнялся звуковой состав слова. Использовались упражнения в
преобразовании слов, изменении грамматической формы слов (мосты – мост).
5. Звуки гласные и согласные. Слова с э. Использовались упражнения на развитие фонематического
слуха. Выделялись гласные и согласные. Учащиеся учились изображать звуки условно – графически,
упражнялись в выделении гласных, практически овладевали написанием слов с э.
6. Ударение в двусложных словах. Развивалось слуховое восприятие. Выделялись на слух ударные и
безударные слоги. Учащиеся упражнялись в постановке ударения с помощью учителя.
7. Слова с гласными е, ё, и, ю, я в начале слова и после гласных. Дети упражнялись в написании слов
с йотированными гласными в начале слова и после гласных, в делении слов на слоги.
8. Слова со звуками и-й. Развивалось фонематическое восприятие. Дети учились узнавать на слух и
выделять звук и, слова с й, различать и-й, делить слова с и,й на слоги.
9. Звонкие и глухие согласные (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с). Развивалось фонематическое восприятие.
Учащиеся упражнялись в узнавании на слух звонких и глухих согласных. Уточнялось их
произношение.
10. Артикуляционно сходные звуки р-л. Уточнялось произношение. Дети практически овладевали
написанием слов, в состав
которых входят звуки, сходные по артикуляции, а также упражнялись в анализе слов по их звуко –
буквенному составу.
11. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, и, ю, я. Развивалось
фонематическое восприятие. Дети на слух определяли разницу в звучании твёрдых и мягких
согласных, обозначали на письме мягкость согласных буквами я, е, ё, ю, и. Уточнялось
произношение твёрдых и мягких согласных.
12. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Развивалось фонематическое восприятие. Дети учились различать на слух и в произношении
твёрдые и мягкие согласные. Отрабатывалось умение обозначать мягкость согласных на конце слов
мягким знаком. Устанавливалось расхождение между звуковым и буквенным составом слов с
твёрдыми и мягкими согласными.
13. Согласные свистящие и шипящие (с-ш, щ, з-ж) Уточнялось произношение звуков. Учащиеся
упражнялись в различении на слух слов со свистящими, шипящими звуками, практиковались в
написании слов с данными звуками.
При изучении написания слов со стечением согласных учитывалось, что написание предполагаемых
слов соответствует произношению, поэтому для правильного написания слов основную роль играет
слуховое восприятие. Учебная задача включала: развитие фонематического восприятия, умения
различать на слух звуки уточнять звуко – буквенный состав слова; формирование умения
правильно записывать слова со стечением согласных.
Образование слов со стечением согласных.
1.Образование слов путём наращивания (рот – крот) и перемещения звуков в словах (кот – кто).
2.Графическое обозначение звукового состава слов.
3.Письмо слов со стечением согласных «по следам анализа».
Стечение двух согласных в начале слова.
1.Звуковой анализ и графическое обозначение количества звуков в словах со стечением двух
согласных в начале слова.
2.Составление слов из букв разрезной азбуки, их запись в тетради.
3.Списывание текста с доски. Выделение слов со стечением согласных в начале слова.
Слова со стечением согласных в конце и середине слова.
1.Списывание слов с данного образца.
2.Придумывание аналогичных образцу примеров.
3.Сопоставление слов со стечением согласных из букв разрезной азбуки. Запись этих слов.
4.Составление предложений, включающих слова со стечением согласных. Запись их в тетрадь после
предварительного разбора и записи на доске.
Упражнения в написании слов со стечением согласных.
1.Запись под диктовку слов со стечением согласных «по следам анализа».
2.Списывание предложений, в состав которых входят слова со стечением согласных, с заданием
вставить пропущенные буквы в этих словах.
Проверка усвоения написания слов со стечением согласных.
1.Запись под диктовку слов со стечением согласных.
2.Упражнения в дописывании предложений, записывании вместо картинок слов со стечением
согласных.
Использование дидактических игр при формировании навыка фонетически правильного письма у
младших школьников.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не
окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это
мёртвый груз.
При формировании навыка фонетически правильного письма у младших школьников одним из
эффективных приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их
эмоциональную сферу, является дидактическая игра.
Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное
отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность
многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
При обучении фонетически грамотному письму дидактические игры применялись при проверке
домашнего задания, при работе с новым материалом, при закреплении изученного, при контроле
знаний; в любой форме: парной, групповой, фронтальной.
Звуки и буквы.
Примеры игр на развитие слухового восприятия.
Узнай, кто какие звуки издаёт.
Оборудование. Набор предметных картинок с изображениями жука, змеи, пилы, насоса, комара,
собаки, электровоза.
Ход игры. Учитель показывает картинку, учащиеся называют изображённый на ней предмет,
воспроизводят звук. Победителем считается тот ряд, чьи ответы были всегда правильными.
Чей голосок.
Ход игры. Водящий становится к классу спиной, а все учащиеся
хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию
учителя. Если водящий угадывает его, узнанный ученик становится водящим.
Мы немножко поиграем,
Как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай,
Кто позвал тебя, узнай! (Ребёнок называет имя водящего.)
По звуку угадай предмет.
Ход игры. Учитель за ширмой манипулирует игрушками, вызывая их звучание. Учащиеся отгадывают
и называют предмет.
Примеры игр на отработку чёткости артикуляции.
Угадай звук.
Ход игры. Учитель произносит звук про себя, чётко артикулируя. Учащиеся по движению губ учителя
угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.
В скороговорках не ошибаются.
Ход игры. Каждая команда получает от ведущего скороговорку. В течение двух минут ученики
репетируют шепотом, упражняясь в правильном её произношении. Затем из каждой команды по
очереди выходят играющие и произносят свою скороговорку. Правильное, чёткое, громкое
произнесение оценивается двумя баллами. Выигрывает та команда, которая набрала большее
количество очков.
Примеры игр со схемами.
Волшебная страна.
- В нашей волшебной стране есть всё, что встречается на земле. Но всё это невидимо. Любой
предмет становится видимым, если составить схему его названия. Предмет появится даже в том
случае, если схема будет неверной. Но тогда и предмет будет сломанным.
Примеры игр на развитие фонематического слуха и усвоение звуко-буквенного состава слова.
У кого хороший слух?
Оборудование. Набор предметных картинок.
Ход игры. Учитель показывает картинку и называет её. Учащиеся хлопают в ладоши, если слышат в
названии изучаемый звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся
проговаривают название картинки про себя и реагируют так же.
Какой звук чаще всего слышим?
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Учитель произносит стихотворение, а ученики хором называют звук, который они чаще
всего слышали.
Цепочка.
Ход игры. Один из учеников называет слово, рядом сидящий подбирает своё слово, где начальным
звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ученик ряда и т.д. Задача
ряда не разорвать цепочку. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех тянул цепочку.
Звуковая линейка.
Оборудование. У каждого ученика – это две полоски картона, склеенные с трёх сторон. С четвёртой,
узкой стороны вставляется в линейку язычок, по размеру длиннее линейки. Внутренняя поверхность
нижней полоски линейки окрашена в чёрный цвет. На
верхней полоске вырезаны квадратики.
Ход игры. Учитель называет слово или показывает картинку. Ученики, протяжно повторяя слово,
одновременно выдвигают подвижную часть линейки так, чтобы на каждый звук приходился один
открывшийся тёмный квадратик. Произнеся таким образом всё слово, ученик подсчитывает
количество звуков в слове при помощи открывшихся на линейке квадратиков. Выигрывает тот, кто
быстрее и правильнее определит количество звуков.
Что изменилось?
Ход игры. Учитель составляет слово из разрезной азбуки. Дети прочитывают его. Затем они
закрывают глаза, а учитель меняет, вставляет или убавляет одну – две буквы. Открыв глаза,
учащиеся прочитывают слово и определяют, что изменилось.
Рассыпанные буквы.
Ход игры. Учитель называет буквы, ученики набирают их из разрезной азбуки и составляют слово.
За правильно составленное слово ученик получает одно очко. Выигрывает тот, кто к концу игры
набрал большее количество очков.
Сложи буквы.
Оборудование. У каждого ученика конверт с несколькими элементами букв, вырезанными из
картона.
Ход игры. Учитель предлагает ученикам достать из конверта элементы букв. Из них надо сложить
буквы так, чтобы не осталось лишних элементов. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.
Гласные и согласные звуки.
Примеры игр на закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Красное – синее.
Оборудование. Синие и красные кружки у каждого ученика.
Ход игры. Учитель произносят гласный звук. Учащиеся повторяют его вслед за учителем, поднимая
красный кружок и отодвигая его затем в направлении ото рта на расстояние вытянутой руки (этим
показывается отсутствие преграды при произнесении гласного звука). При произнесении учителем
согласного звука учащиеся поднимают синий кружок, произносят звук, удерживая кружок возле рта.
Найди место.
Оборудование. Предметные картинки, синий и красный кружки у каждого ученика.
Ход урока. Учащиеся раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от
того, с гласного или согласного звука начинается название картинки.
Кто больше?
Ход игры. Класс делится на группы по рядам. Каждой группе учитель предлагает выбрать какой-
нибудь один согласный или гласный звук. Когда звук выбран, ученики вспоминают названия
предметов, начинающихся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее
количество слов.
Звонкие и глухие согласные.
Примеры используемых игр.
Игра с мячом.
Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.
Оборудование. Мяч.
Ход игры. Учитель называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч,
называет парный согласный и возвращает мяч учителю.
Кто быстрее и точнее.
Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости
(звонкости).
Оборудование. Наборы предметных картинок, цветные мелки.
Ход игры. Класс делится на три группы. Ученики каждой группы выходят по порядку к столу, берут
верхнюю картинку из своей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове,
определяют его как звонкий или глухой. Выигрывает та группа, ученики которой более правильно
выделяли первые звуки в словах и точно дали их характеристику.
Твёрдые и мягкие согласные.
Примеры используемых игр.
Загадки.
Цель. Развитие умения отгадывать загадки и различать твёрдые и мягкие согласные в начале слов-
отгадок с последующей их записью.
Слог.
Примеры используемых игр.
Чудесный мешочек.
Цель. Развитие умения делить слова на слоги.
Оборудование. Мешочек с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Ход игры. Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его.
Слово повторяется по слогам или делится для переноса.
Отгадайте, кого я называю.
Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Ход игры. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена
состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.
Полслова за вами.
Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.
Ход игры. Учитель, обращаясь к каждому ученику по порядку, произносит первый слог двусложного
слова. Ученик должен закончить, назвав второй слог.
Таким образом, игры, используемые для формирования фонетически правильного письма, помогают
детям интересно, доступно, качественно разобраться в звуковом строе языка, освоить работу
звуков, их характеристику; делают процесс обучения более разнообразным по характеру
используемых методов и приёмов.