Напоминание

Проектная деятельность, как один из видов педагогической технологии в рамках преподавания башкирского языка и литературы


Автор: Якшибаева Айгуль Вакилевна
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ Гимназия
Населённый пункт: Республика Башкортостан , город Сибай
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность, как один из видов педагогической технологии в рамках преподавания башкирского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Проектная деятельность, как один из видов педагогической технологии в рамках

преподавания башкирского языка и литературы.

Современный мир начала XIX века отличается небывалым потоком информации. Для

современных

детей

учитель,

школа

уже

не

являются

единственным

источником

информации.

В связи с этим, учителю приходится задумываться над новыми методами обучения,

использовать новые технологии преподавания.

Цель современной школы состоит не только в том, чтобы научить учеников просто

запоминать и воспроизводить знания, но и, самое главное, научить их применять полученные

знания на практике, в жизни.

В настоящее время одним из основополагающих понятий в методике является понятие

«педагогические технологии». Существует ряд определений, каждое из которых претендует

на полноту и содержательность. Наиболее распространенными являются следующие

определения:

-

«педагогическая

технология»

-

«организационно-методический

инструментарий»

педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)

- «педагогическая технология» - это продуманная во всех деталях модель совместной

педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного

процесса, с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося и учителя»

(В.М.Монахов)

Среди множества педагогических технологий достаточно значимое место занимает

«проектная технология». У истоков теоретического обоснования метода проектов в

педагогии стоял Дж. Дьюн.

Проект – это совокупность определенных действий, замысел для создания реального

объекта, предмета или иного продукта. Проект существует, чтобы создавать что-либо новое.

Как только это новое становится реальностью, проект прекращает свое существование.

Образовательный

проект

это

форма

организации

занятий,

предусматривающая

комплексный характер деятельности всех ее участников, по получению образовательной

продукции за определенный промежуток времени.

Главный принцип проектных технологий: ученик в рамках работы по данной технологии

является субъектом своей деятельности. Метод проектов по своей дидактической сущности

нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной

жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к

изменяющимся условиям,

ориентироваться в разнообразных

ситуациях,

работать

в

различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой

деятельности,

в

которой

возможно

формирование

способности

и

осуществлению

ответственного выбора».

Метод проектов целесообразно применять в учебном процессе, если:

- существует значимая проблема, требующая решения;

- есть значимость результата (теоретическая или практическая);

- предлагается самостоятельная работа учащемуся;

- используются исследовательские методы.

Сейчас встречается разное понимание проектной деятельности. На мой взгляд, одна из

обязательных

отличительных

черт

исследовательская

деятельность

учащихся.

Сопровождается

использованием

имеющихся

школьных

знаний

и

поиском

новых.

Уточняются формулировки тем, добавляются новые названия, обсуждается ход работы,

планируемый результат, форма презентаций, распределяются роли. Так, в проекте «Моя

семья », « Мой город», «Моя школа»,» «Башкортостан», «Я горжусь! Я помню!» учащиеся

познакомились

с

огромным

количеством

литературы,

«работали»

в

Интернете,

информационное пространство Интернета стало источником информации. Учащиеся

научились целенаправленно добывать знания; создавая слайд - проекты, освоили программу

презентации и приобрели навыки оформления исследовательской работы.

Таким

образом,

использование ИКТ в

проектной деятельности – это реальность

сегодняшнего дня. Реализуя творческий проект урок – спектакль «Быт и традиции башкир»,

учащиеся готовили самостоятельные исследования по темам:

1.

Культура и быт .

2.

Нравы, быт, костюмы .

3.

Оформление мизансцен, декораций, компьютерное и музыкальное сопровождение.

Это был первый опыт с шестиклассниками, который дал замечательные результаты: в

работе

над проектом работал почти весь класс, спектакль получился интересный, адаптированный к

данному возрасту, музыкальное сопровождение создало историческую атмосферу и

погружение в историю.

Таким образом использование технологии проектной деятельности, ИКТ позволяет

учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, умение и способность к

продуктивной деятельности.

Литература:

1.

Е.М.Белякова, В.Н.Воскресенская Проектная деятельность в образовании.

4. Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова. Основы проектной деятельности. Самара

2006г.



В раздел образования