Автор: Якшибаева Айгуль Вакилевна
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ Гимназия
Населённый пункт: Республика Башкортостан , город Сибай
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность, как один из видов педагогической технологии в рамках преподавания башкирского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Проектная деятельность, как один из видов педагогической технологии в рамках
преподавания башкирского языка и литературы.
Современный мир начала XIX века отличается небывалым потоком информации. Для
современных
детей
учитель,
школа
уже
не
являются
единственным
источником
информации.
В связи с этим, учителю приходится задумываться над новыми методами обучения,
использовать новые технологии преподавания.
Цель современной школы состоит не только в том, чтобы научить учеников просто
запоминать и воспроизводить знания, но и, самое главное, научить их применять полученные
знания на практике, в жизни.
В настоящее время одним из основополагающих понятий в методике является понятие
«педагогические технологии». Существует ряд определений, каждое из которых претендует
на полноту и содержательность. Наиболее распространенными являются следующие
определения:
-
«педагогическая
технология»
-
«организационно-методический
инструментарий»
педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)
- «педагогическая технология» - это продуманная во всех деталях модель совместной
педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного
процесса, с безусловным обеспечением комфортных условий для учащегося и учителя»
(В.М.Монахов)
Среди множества педагогических технологий достаточно значимое место занимает
«проектная технология». У истоков теоретического обоснования метода проектов в
педагогии стоял Дж. Дьюн.
Проект – это совокупность определенных действий, замысел для создания реального
объекта, предмета или иного продукта. Проект существует, чтобы создавать что-либо новое.
Как только это новое становится реальностью, проект прекращает свое существование.
Образовательный
проект
–
это
форма
организации
занятий,
предусматривающая
комплексный характер деятельности всех ее участников, по получению образовательной
продукции за определенный промежуток времени.
Главный принцип проектных технологий: ученик в рамках работы по данной технологии
является субъектом своей деятельности. Метод проектов по своей дидактической сущности
нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной
жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к
изменяющимся условиям,
ориентироваться в разнообразных
ситуациях,
работать
в
различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой
деятельности,
в
которой
возможно
формирование
способности
и
осуществлению
ответственного выбора».
Метод проектов целесообразно применять в учебном процессе, если:
- существует значимая проблема, требующая решения;
- есть значимость результата (теоретическая или практическая);
- предлагается самостоятельная работа учащемуся;
- используются исследовательские методы.
Сейчас встречается разное понимание проектной деятельности. На мой взгляд, одна из
обязательных
отличительных
черт
–
исследовательская
деятельность
учащихся.
Сопровождается
использованием
имеющихся
школьных
знаний
и
поиском
новых.
Уточняются формулировки тем, добавляются новые названия, обсуждается ход работы,
планируемый результат, форма презентаций, распределяются роли. Так, в проекте «Моя
семья », « Мой город», «Моя школа»,» «Башкортостан», «Я горжусь! Я помню!» учащиеся
познакомились
с
огромным
количеством
литературы,
«работали»
в
Интернете,
информационное пространство Интернета стало источником информации. Учащиеся
научились целенаправленно добывать знания; создавая слайд - проекты, освоили программу
презентации и приобрели навыки оформления исследовательской работы.
Таким
образом,
использование ИКТ в
проектной деятельности – это реальность
сегодняшнего дня. Реализуя творческий проект урок – спектакль «Быт и традиции башкир»,
учащиеся готовили самостоятельные исследования по темам:
1.
Культура и быт .
2.
Нравы, быт, костюмы .
3.
Оформление мизансцен, декораций, компьютерное и музыкальное сопровождение.
Это был первый опыт с шестиклассниками, который дал замечательные результаты: в
работе
над проектом работал почти весь класс, спектакль получился интересный, адаптированный к
данному возрасту, музыкальное сопровождение создало историческую атмосферу и
погружение в историю.
Таким образом использование технологии проектной деятельности, ИКТ позволяет
учащимся развить навыки межличностного взаимодействия, умение и способность к
продуктивной деятельности.
Литература:
1.
Е.М.Белякова, В.Н.Воскресенская Проектная деятельность в образовании.
4. Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова. Основы проектной деятельности. Самара
2006г.