Напоминание

«Организация работы по ранней профориентации в младшей группе ДОУ»


Автор: Васильева Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: «Организация работы по ранней профориентации в младшей группе ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация работы по ранней профориентации

в младшей группе ДОУ»

Васильева Юлия Михайловна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Детский сад – первоначальное звено единой и непрерывной системы

образования в РФ. Как считают опытные воспитатели и педагоги, именно в

стенах дошкольного учреждения должно начинаться формирование базовых

знаний

о

многообразии

и

широком

выборе

видов

деятельности.

Расширяя и обогащая представления детей о профессиях, ребенок

знакомится с различными видами труда, что в дальнейшем может помочь

сделать ему самостоятельный выбор в пользу той или иной профессии. Ведь

именно в детском саду дети начинают знакомится с самыми разными

профессиями.

Ранняя детская профориентация в детском саду ставит цель - расширить

знания детей о мире профессий, сформировать интерес к трудовой деятельности

взрослых, и осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и

самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную,

продуктивную и игровую деятельность. Это приводит к повышению интереса

детей к миру профессий, закреплению представлений и успешной социализации

каждого ребёнка.

Для того чтобы во взрослой жизни ребенок смог осознанно сделать свой

выбор, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, и

начинать нужно с ближнего окружения, а именно с профессией родителей и

людей, чей труд дети наблюдают изо дня в день, поэтому на каждом возрастном

этапе ставим задачи по их реализации :

Задачи работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года).

формировать первоначальные представления о некоторых видах труда

взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

учить вычленять труд взрослых как особую деятельность,

направленную на

заботу о людях;

обращать внимание детей на положительных сказочных героев и

персонажей

литературных произведений, которые трудятся;

развивать представления об использовании безопасных способов

выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего

окружения.

Если все это реализовано успешно, у детей формируются соответствующие

навыки, а также уважение к труду в любой сфере, расширяется кругозор,

выявляются способности, увлечения и интересы. Таким образом, главная задача

знакомства воспитанников ДОУ с профессиями – подготовка к осознанному

самоопределению, дальнейшему самостоятельному планированию, анализу и

реализации своего трудового пути.

Игра – основное занятие дошкольника, которому он посвящает львиную

долю своего времени. Значит, она идеально подходит для формирования у детей

понятия о разных профессиях. Среди множества видов игр стоит предпочесть

сюжетно-ролевую, так как именно она позволяет полноценно воспроизвести

реалии мира взрослых.

Воспитанники ДОУ могут самостоятельно или с помощью воспитателя

моделировать ситуации «на рабочем месте», перевоплощаясь в своих родителей,

близких родственников или знакомых. Предлагаю вашему вниманию любимые

сюжетно-ролевые

игры

по

ознакомлению

с

трудом

взрослых

моих

воспитанников.

«Дом, семья»

Задачи:

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх

быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно

создавать для задуманного сюжета игровую

обстановку. Раскрывать нравственную сущность

деятельности взрослых людей: ответственное

отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и

коллективный характер труда.

Роли:

мама, папа, дети, бабушка, дедушка.

Игровые действия:

Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о

младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к

празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема

гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день» и др. Вносить в игру

элементы

труда:

стирка

кукольного

белья,

починка

одежды,

уборка

помещения.

По

ходу

игры

подбирать,

менять

игрушки,

предметы,

конструировать игровую обстановку с помощью разнообразного подсобного

материала, использовать собственные самоделки, применять природный

материал.

Предварительная работа:

Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа.

Задание детям: узнать дома о труде родителей. Беседа о труде родителей с

использованием иллюстрированного материала. Создание альбома «Наши

папы

и

мамы

трудятся».

Рассматривание

семейных

фотографий.

Инсценировка стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». Составление

детьми рассказов на тему «Как я живу дома». Беседа на тему «Как я помогаю

взрослым» с участием Петрушки. Изготовление с детьми атрибутов к игре.

Игровой материал:

предметы домашнего обихода, куклы.

«Детский сад»

Задачи: расширить и закрепить представления детей о

содержании трудовых действий сотрудников детского

сада.

Роли:

воспитатель, младший воспитатель, логопед,

заведующая,

повар,

музыкальный

руководитель,

физкультурный руководитель, медсестра, врач, дети,

родители.

Игровые действия: Воспитатель принимает детей, беседует с

родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует

игры... Младший воспитатель следит за порядком в группе,

оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям,

получает еду… Логопед занимается с детьми постановками

звуков, развитием речи… Муз. руководитель проводит муз. занятие. Врач

осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра взвешивает,

измеряет детей, делает прививки, уколы, дает таблетки, проверяет чистоту

групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.

Игровые ситуации: «Утренний прием», «Наши занятия», «На прогулке», «На

музыкальном занятии», «На физкультурном занятии», «Осмотр врача», «Обед

в д/саду» и др.

Предварительная работа: Наблюдение за работой воспитателя, помощника

воспитателя. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя,

повара, медсестры и др. работников д/сада. Экскурсия-осмотр музыкального

(физкультурного) зала с последующей беседой о работе муз. руководителя

(физ. рук.). Экскурсия-осмотр мед. кабинета, наблюдение за работой врача,

беседы из личного опыта детей. Осмотр кухни, беседа о техническом

оборудовании, облегчающем труд работников кухни. Игра-драматизация по

стихотворению Н.Забилы «Ясочкин садик» с использованием игрушек.

Составление детьми рассказов на тему «Мой самый лучший день в детском

саду». Чтение рассказа Н. Артюховой «Компот» и беседа о труде дежурных.

Показ с помощью Петрушки сценок на темы «Наша жизнь в детском саду»,

«Хороший и плохой поступок». Подбор и изготовление игрушек для ролей

муз. работника, повара, помощника воспитателя, медсестры.

Игровой материал:

тетрадь для записи детей, куклы, мебель, посуда

кухонная и столовая, наборы для уборки, мед. инструменты, одежда для

повара, врача, медсестры и др.

«Больница»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача,

медсестры;

воспитывать

чуткое,

внимательное

отношение

к

больному,

доброту,

отзывчивость,

культуру общения.

Роли: врачи, медсестры, больные, санитарки.

Игровые действия: Больной поступает в приемный покой. Медсестра

регистрирует его, проводит в палату. Врач осматривает больных,

внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает

фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение.

Медсестра

выдает

лекарства

больным,

измеряет

температуру,

в

процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д.

Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные,

друзья.

Предварительная работа:

Экскурсия в медицинский кабинет д/с.

Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит

горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор

Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Чтение лит.

произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э.Успенский «Играли в

больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских

инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.).

Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе

врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре.

Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к

игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки,

талоны и т.д.)

Игровой материал: халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов,

фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка,

шприц, мази, таблетки, порошки и т.д.

Работа по ранней профориентации дошкольников должна

осуществляться через совместную деятельность педагога с родителями детей.

Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией,

которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия,

где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает.

Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают истории из своего

детства. Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – можно

предложить родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту

машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на

свою работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое

впечатление у ребенка на выбор его профессии. Чем больше ребенок впитает

информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет

сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается

не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в

том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить

ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Литература

1.Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В.

Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.

2.Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.:

Просвещение,1974. 192с.

3.Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-

методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев»,

2004.

4.Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/

В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание.- 1978.- № 10. с.56–63.

5.Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.:

ТЦ Сфера, 2008. 64с.

6.Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко //

Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.

7. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические

рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова,

Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

8. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные

профессии. К программе «Я — человек» / К. П. Нефедова. — М.: Школьная

пресса, 2008



В раздел образования