Напоминание

Дидактические игры на уроках математики в начальных классах


Авторы: Селянина Елена Александровна, Войцехович Жанна Николаевна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 20
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры на уроках математики в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Дидактические игры на уроках математики в начальных классах

Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка

сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к

знаниям. Играя, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое,

ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий,

развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным

желанием,

прилагая

все

усилия,

чтобы

не

подвести

товарищей

по

игре.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения

интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает

преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые

действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача,

поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Примеры дидактических игр, которые можно использовать на уроках математики для

успешного вовлечения детей в учебный процесс:

1.

Эстафета

Каждый ряд получает таблицу с «форточками». Таблицу кладут на одну парту, и по

команде ученик заполняет первую пустую клетку. Закрыв первую «форточку», он

передаёт таблицу своему соседу и т.д. Последний ученик в ряду бежит к столу

учителя. За быстрое решение дополнительно даётся один балл. При проверке

учитывается правильность заполнения таблицы. За каждую правильно заполненную

клетку – один балл. При подведении итогов учитывается поведение всего ряда во

время эстафеты.

2.

Уроки-сказки

Уроки-сказки используются после изучения темы для отработки навыков решения,

для закрепления изучаемого материала. Игра проводится на основе сказки. Класс

разбивается на 2-3 команды. Учитель начинает рассказ, ставит проблему, учащиеся,

применяя

необходимые

знания,

решают

ее.

Учитывается скорость и правильность решения. В конце урока подводятся итоги всей

игры. Устанавливается команда – победитель, часть учеников получает оценки.

3.

Урок-КВН

План проведения:

Разминка. Самостоятельная пятиминутная работа по обязательным результатам

обучения (можно использовать тестовые задания).

Блицтурнир. Предлагаются задания типа «Что бы это значило», «Найди ошибку».

Конкурс «Домашнее задание».

Конкурс капитанов. Капитан решает задания на доске, учащиеся команды – на своих

местах, при необходимости команда может помочь капитану.

Конкурс консультантов. Каждый консультант получает задание, решает его на доске

и объясняет решение. Задача соперников – завалить консультантов, разыграв

непонимание.

Подведение итогов.

4.

Викторина

Викторина – это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает

тот, кто дает больше правильных ответов. При отработке навыков устных

вычислений, викторина проводится в начале урока, при проверке знаний и умений

учащихся – в конце урока. Викторина способствует активизации умственной

деятельности

школьников

на

уроке.

Класс делится на три команды по числу рядов. Баллы, заработанные во время

викторины, записываются на доске.

5.

Уроки-экскурсии

для изучения математики полезны экскурсии, устанавливающие межпредметные

связи с соответствующими учебными дисциплинами. Такие связи повышают

мотивацию изучения математики и расширяют детский кругозор. Знакомство с

математическими

сторонами

жизни

взрослых

людей,

также

способствует

формированию мотивации, интереса изучению математики.. Дети очень гордятся

такими уроками, ощущают личную причастность к математике в своей жизни.

Математические экскурсии:

- развивают наблюдательность, внимание, память;

- способствуют совершенствованию мышления, речи;

- приучают к лучшей ориентировке в явлениях в окружающей действительности;

- дают возможность самостоятельно открывать новое для себя математическое

знание, в том числе из программного материала;

- помогают лучше понять учебный материал, осмыслить, усвоить его, т.е. сделать

своим, прочно запомнить.

Учителю

следует

заранее

позаботиться

об

оборудовании

урока-экскурсии,

предупредить детей, что им могут потребоваться рулетки, блокноты, мелки для

писания на асфальте и др.

Например: Урок - экскурсия в парк. Собравшие листочки нужно распределить по

цвету по размеру; задачи: было, улетели, осталось, было, упали, стало…

Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся,

каждый

имеет

возможность

проявить

себя,

класс

становится

творческим

коллективом.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения

учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму

проведения занятия. Использование дидактических игр во время уроков дают

возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и

развивать их творческую самостоятельность.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют

мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным

формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные

уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к

падению у учащихся интереса к предмету.



В раздел образования