Автор: Голощапова Дарья Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Высокогорный
Населённый пункт: п.Высокогорный, Ванинский район, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Решение задач на проценты"
Раздел: среднее образование
Приложение №80
Решение задач на проценты
Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и
умение их применять при решении жизненных задач
Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и
умения решать основные типы задач на проценты
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог,
аргументировать свою точку зрения
метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать
информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы
решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс
и результаты своей деятельности
Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение
процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при
решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и
углубления знаний учащихся при решении задач по теме “Проценты”.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и
вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях;
воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру
учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой
активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и
способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и
проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач);
развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их
способности рассуждать.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Необходимое оборудование: доска, компьютер, листы оценивания, карточки с заданиями.
Директор МБОУ СОШ п Высокогорный Жавнерова Л.В.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их
готовность к уроку, происходит рассадка в группы по
цвету выбранной конфеты.
У каждого из вас на столах лежат листки оценивания.
Подпишите их. Во время урока мы с вами будем выполнять
задания. По окончанию решения каждой карточки, вы
должны оценить свою работу:
Учащиеся слушают учителя
2. Актуализация знаний
Карточка №1 «Лови ошибку»:
а)0,17=17% б)0,6=6% в) 5%=0, г) 1,03=13%
д) 0,38=38% ж)30%=0,03 з) 114%=0,114
Задание: найти ошибки в примерах.
Для того чтобы вы поняли какова тема нашего
сегодняшнего урока я предлагаю вам разгадать ребус.
Учащиеся самостоятельно
выполняют предложенные задания.
Выносят решение на доску
Результаты заносим в листы
оценивания
Учащиеся разгадывают ребус
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной
деятельности учащихся.
Итак вы разгадали ребус: Процент, новая это тема или
нет?
Кроме того, полученные знания на уроках математики,
помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии
(например: узнать концентрацию песка в компоте),
физике, биологии (жирность сметаны). А также при сдаче
экзамена ЕГЭ.
Где вы в повседневной жизни сталкиваетесь с
Ответы учащихся
Отвечают на поставленный вопрос
(В магазине, и в банке, и в аптеке, и
в кулинарии, и по телевизору и в
процентами?
Тема нашего урока: Решение задач на проценты.
Наша цель на уроке - обобщить знания по теме
"Проценты" и суметь применить их при решении реальных
жизненных задач.
школе)
Формулируют тему и цель урока,
записывают в тетради дату и тему
урока.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Карточка №2 «Соответствие»
1
Найдите 18%от 400
А
40
2
Вычислите процентное отношение
36 к 720
Б
72
3
25% процентов работающих в
банке – мужчины, что составляет
10 человек. Сколько всего
работников в банке?
В
5
Учащиеся в парах выполняют
решение предложенных задач. По
окончании работы над каждой
задачей, оценивают результат
своей деятельности на листах
оценивания.
Решение задачи на листах А4 со взаимопроверкой.
Карточка №3 «Реши задачу»
Банк начисляет 20% годовых и внесенная сумма 10 тысяч
рублей. Какая сумма будет на счете клиента через 3 года?
Учащиеся в группе решают задачу и
передают их другой группе на
проверку. Заносят результат в
листы оценивания
5. Физкультминутка
Давайте немного передохнем.
Дружно с вами мы считали, о процентах рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
Учащиеся поднимаются с мест,
повторяют действия за учителем.
6. Контроль усвоения. Решение теста
Вариант № 1
1.Представьте проценты в виде десятичной дроби 7%;
850%; 4,2%.
Учащиеся решают тест
самопроверка по ключам.
Результаты вносят в листы
1) 0,7; 8,5; 0,42 2) 0,07; 8,5; 0,042
3) 0,07; 85; 0,042 4) 0,7; 85; 0,42
2. Сколько минут составляют 12% от часа?
1) 8 2) 12 3) 7,5 4) 7,2
3. Сколько тонн сахара получится из 280 т. сахарной
свеклы, если из свеклы получается 75% сахара?
1) 210 2) 180 3) 220 4)235
4. Потери при хранении яблок на складе составляют 15%.
Сколько т. яблок сохранится при хранении 140 т.?
1) 180 2) 119 3) 21 4)105
5. Строители за месяц сделали капитальный ремонт в 135
квартирах, при этом выполнили план только на 75 %.
Сколько квартир в доме, если строители должны были
закончить ремонт во всем доме за один месяц?
1) 200 2) 160 3) 180 4)220
Вариант № 2
1.Представьте десятичную дробь в виде процентов 0,35;
94,5; 0,0015.
1) 35%: 945%; 1,5% 2) 350%: 9450%; 1,5%
3) 35%; 9450%; 0,15% 4) 3,5%: 945%; 0,15%
2. Сколько килограммов составляет 18% центнера?
1) 18 кг 2) 180 кг 3) 1800 кг
4)1,8 кг
3. Из ржаной муки получается 130% печеного хлеба.
Сколько хлеба получается из 760 кг муки?
1) 1004 2) 950 3) 875 4)
988
4. В сплаве железа и никеля содержится 45 % железа.
Сколько никеля содержится в 280 т. руды?
1) 154 2) 126 3) 158 4)132
5. На концерт было продано 476 билетов. При этом зал
заполнился на 85 %. Сколько составляет вместимость
концертного зала.
оценивания
1) 404,6 2) 560 3) 405 4)600
7. Рефлексия (подведение итогов урока)
Итак, вы сегодня решали много заданий. Я предлагаю вам
на стикерах ответить на вопросы и повесить на «Дерево
успеха»
Собираются листы оценивания и выставляются оценки за
работу на уроке.
Учащиеся сдают листы оценивания.
8. Информация о домашнем задании
Решите следующую задачу:
Придумать свою задачу и оформить ее на листах А4.
Учащиеся записывают домашнее
задание в дневниках.
Приложение 1
Лист оценивания
Предмет: математика
Класс: 6А
Ученик:_____________________________________
Ребус
Карточка №1
«Лови
ошибку»
Карточка №2
«Найди
соответствие»
Карточка №3
«Реши
задачу»
Тест
Доп. задачи
18-21 балл – оценка «5»
15-17 баллов – оценка «4»
11-14 баллов – оценка «3»
Ниже 11 баллов оценка «2»
Приложение 2
Вариант № 1
1.Представьте проценты в виде десятичной дроби 7%; 850%; 4,2%.
1) 0,7; 8,5; 0,42 2) 0,07; 8,5; 0,042
3) 0,07; 85; 0,042 4) 0,7; 85; 0,42
2. Сколько минут составляют 12% от часа?
1) 8 2) 12 3) 7,5 4) 7,2
3. Сколько тонн сахара получится из 280 т. сахарной свеклы, если из свеклы получается 75%
сахара?
1) 210 2) 180 3) 220 4)235
4. Потери при хранении яблок на складе составляют 15%. Сколько т. яблок сохранится при
хранении 140 т.?
1) 180 2) 119 3) 21 4)105
5. Строители за месяц сделали капитальный ремонт в 135 квартирах, при этом выполнили план
только на 75 %. Сколько квартир в доме, если строители должны были закончить ремонт во всем
доме за один месяц?
1) 200 2) 160 3) 180 4)220
Вариант № 2
1.Представьте десятичную дробь в виде процентов 0,35; 94,5; 0,0015.
1) 35%: 945%; 1,5% 2) 350%: 9450%; 1,5%
3) 35%; 9450%; 0,15% 4) 3,5%: 945%; 0,15%
2. Сколько килограммов составляет 18% центнера?
1) 18 кг 2) 180 кг 3) 1800 кг 4)1,8 кг
3. Из ржаной муки получается 130% печеного хлеба. Сколько хлеба получается из 760 кг муки?
1) 1004 2) 950 3) 875 4) 988
4. В сплаве железа и никеля содержится 45 % железа. Сколько никеля содержится в 280 т. руды?
1) 154 2) 126 3) 158 4)132
5. На концерт было продано 476 билетов. При этом зал заполнился на 85 %. Сколько составляет
вместимость концертного зала.
1) 404,6 2) 560 3) 405 4)600
Приложение 3
Карточка №1 «Лови ошибку»
а)0,17=17% б)0,6=6% в) 5%=0,5 г) 1,03=13%
д) 0,38=38% ж)30%=0,03 з) 114%=0,114
Карточка №2 «Найди соответствие »
1
Найдите 18%от 400
А
40
2
Вычислите процентное отношение 36 к 720
Б
72
3
25% процентов работающих в банке – мужчины, что
составляет 10 человек. Сколько всего работников в
банке?
В
5
Карточка №3 «Реши задачу»
Банк начисляет 20% годовых и внесенная сумма 10 тысяч рублей. Какая сумма будет на счете
клиента через 3 года?