Автор: Блинникова Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №32
Населённый пункт: г. Салават
Наименование материала: План-конспект "Профессии на стройке"
Тема: Расширение и закрепление представлений о профессиях людей.
Раздел: дошкольное образование
Лексическая тема «Профессии на стройке»
Звуки [з], [ж].
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и закрепление представлении о профессиях
людей, работающих на стройке. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме
«Профессии настройке» (профессия, работа, стройка, архитектор, инженер, строитель, рабочий,
каменщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, плотник, стекольщик, кровельщик,
сантехник, маляр, штукатур; строить, копать, рыть, расчищать, поднимать, класть. штукатурить,
красить, крыть, стеклить, проводить; нужный, трудный, полезный). Совершенствование
синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому
что). Совершенствование навыка слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и
восприятий, речевого слуха и фонематическою восприятия, артикуляционной, тонкой и общей
моторики, координации речи с движением, ловкости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме «Профессии на стройке»,
«светофоры» с фишками по числу детей, контейнер с карандашами, мяч, контейнер с
деревянными кирпичиками разного размера.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие фонематических пред¬тавлений (определение места
звука на фоне слона).
На столе перед каждым ребенком лежит картинка (маляр, штукатур, кровельщик, крановщик).
- Сегодня мы с вами начнем разговор о профессиях людей, работающие на стройке. Посмотрите
на картинки, которые лежат перед вами. Вспомните названия профессий этих людей.
Произнесите их.
2. Беседа о профессиях строителей. [Расширение и закрепление представлений о профессиях
людей, работающих на стройке. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме
«Профессии на стройке»
Логопед помещает на магнитную доску картинки с изображениями строителей.
- Рассмотрите и назовите картинки.
-Расскажите, что делают эти люди
3.Упражнение «Раздели и забери». [Совершенствование навыка слогового анализа слов.]
- А теперь игра «Раздели и забери». Разделите названия профессий на слоги и заберите себе
картинки. Победит тот, кто разделит на слоги больше слов.
Дети по очереди делят слова на слоги и разбирают картинки. Логопед определяет победителя.
4. Упражнение «Маляры».
[Координация речи с движением.]
Маляры известку носит,
Идут по кругу, держит в руках воображаемые
ведра.
Стены кистью купоросят.
Поворачиваются лицом в круг, делают движения вверх-вниз
воображаемой кистью.
Не спеша разводят мел.
Наклоняются, мешают воображаемой кистью в
воображаемом ведре.
Я бы тоже так сумел. Вновь «красят».
5. Игра «Кто что делает?» [Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Профессии
строителей».]
- Поиграем в мяч. Я бросаю мяч и называю профессию строителя. Вы ловите мяч и перечисляете
все, что может делать этот человек. Крановщик. ( Управляет краном, поднимет груз)
- Каменщик. (Берет раствор и кирпичи, кладет стену)
- Маляр. (Разводит краску, красит стену.)
- Штукатур. ( Берет раствор, выравнивает стену.)
6. Игра «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления. Совершенствование синтаксической
стороны речи (составление сложноподчиненных предложений со словами потому что).]
-А сейчас я буду называть профессии, а вы будете определять, кто лишний и почему. Врач,
воспитатель, каменщик, логопед. Кто лишний?
(Лишний каменщик, потому что он работает на стройке. А врач, логопед и воспитатель работают в
детском саду.)
- Маляр, продавец, штукатур, архитектор. Кто лишний?
(Лишний продавец, потому что он работает в магазине. А маляр, штукатур и архитектор работают
на стройке.)
- Кондуктор, крановщик, экскаваторщик, плотник, сантехник. Кто лишний?
(Лишний кондуктор, потому что он работает на транспорте. Крановщик, экскаваторщик, плотник,
сантехник работают на стройке.)
- Летчик, капитан, плотник, машинист. Кто лишний?
(Лишний плотник, потому что он работает на стройке. А летчик, капитан и машинист работают на
транспорте)
7. Работа в листочках [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушении письменной речи.)
8. Упражнение «Строители». [Профилактика нарушений письменной речи. Развитие
конструктивного праксиса.]
- Давайте превратимся в строителей. Возьмите два длинных кирпичика и один короткий. Сложите
из них букву И
- Теперь превратите ее в букву А.
- Превратите букву А в букву П.
Дети выполняют и это задание. Можно предложить им еще 3-4 подобных упражнения
9. Окончание занятия.
Логопед предлагает детям рассказать, о чем говорили на занятиях, в какие игры играли, а потом
оценить работу друг друга.