Напоминание

«Проектная деятельность как форма партнерства с родителями»


Автор: Шмырева Елена Александровна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ОНР (5-7 лет)
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10 "Белочка"
Населённый пункт: город Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Проектная деятельность как форма партнерства с родителями»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Проектная деятельность как форма партнерства

с родителями»

«Попытка воспитать детей без помощи и поддержки со стороны семьи

подобна сбору листьев граблями в сильный ветер»

В. А. Сухомлинский

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации

личности. Их воспитательные функции различны, но для разностороннего

развития ребёнка их взаимодействие необходимо.

Одной из наиболее эффективных форм партнёрского взаимодействия

детского сада с семьями воспитанников является проектная деятельность.

Проектная деятельность в соответствии «Законом об образовании РФ» и

ФГОС ДО позволяет:

организовать совместную деятельность детей и взрослых, признавая

ребёнка субъектом образовательных отношений;

объединить воспитание и обучение в целостный образовательный

процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных

ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах

человека, семьи, общества;

создавать условия для участия родителей в образовательной

деятельности;

охватывать все образовательные деятельности:

познавательное;

речевое;

социально – коммуникативное;

художественно – эстетическое;

физическое развитие.

Участниками проекта являются дети, родители, педагоги.

Руководителем является педагог (воспитатель), который организовывает

познавательную деятельность воспитанников и ненавязчиво вовлекает

родителей в совместную работу над проектом, создавая атмосферу

сотворчества (совместного с ребёнком творчества).

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности ДО –

сотрудничество, содействие, партнёрства с ребёнком и педагогами ДОУ.

В проекте должны быть заинтересованы все его участники, т. е. тема

проекта (его проблема) должна быть актуальна для всей команды проекта.

Родители должны включиться в совместную деятельность для достижения

общей цели.

Взаимодействия педагога с родителями начинается с разработки

совместного проекта для всех участников образовательного процесса.

Педагог вовлекает родителей работы над проектом на любом его этапе.

Содержание работы проекта:

1 этап – подготовительный (обсуждение целей и задач с родителями и

детьми; создание условий, необходимых для реализации проекта);

2 этап – практический (реализация основных видов деятельности по

направлениям проекта, привлечение родителей к совместной деятельности);

3 этап – завершающий:

оценка этапов реализации проекта;

обобщение материалов проекта;

подведение итогов (итоги проекта должны совпадать с задачами и быть

зафиксированы на всех этапах проектной деятельности и представлены

в презентации для родителей);

защита проекта (презентация реализованного проекта родителям).

Формы участия родителей в проектной деятельности:

1.

Мотивационная поддержка (заинтересованность в теме реализуемого

проекта)

2.

Информационная поддержка (родители являются источником

информации для ребёнка, помощником в поиски нужной информации)

3.

Организованная поддержка (сопровождение детей на экскурсию, в

музей ит. д.)

4.

Техническая поддержка (фото и видеосъемка, монтаж материалов,

создание презентаций)

Участие родителей в проектной деятельности в виде помощи при:

изготовлении дидактических игр и пособий, подборе необходимых

материалов, художественной литературы (сказок, рассказов, загадок,

пословиц и поговорок, потешек и пр.) и атрибутов игрушек и

костюмов;

написании сценариев, заданий для детей, разработке викторин, квестов,

КВНов и пр.

подготовке итоговых мероприятий, изготовлении поделок, продукта

проектной деятельности, создание методической копилки, обогащении

РППС, подготовки стенгазет, портфолио и др.

помощь в организации и участие в утренниках, праздниках,

постановках, развлечениях, тематических мероприятиях, акциях,

флешмобах.

В своей работе по реализации проекта я использую следующие приёмы и

методы взаимодействия с родителями:

1.

Предпроектное родительское собрание на котором можно

обсудить:

вид проекта (исследовательский, творческий, нормативный);

его цель и задачи (цель очень конкретна и зависит от продукта проекта,

в задачах должны быть отражены конкретные мероприятия для детей,

родителе, педагогов);

его актуальность для всех участников;

на какой промежуток времени проект рассчитан (краткосрочный,

среднесрочный, долгосрочный);

какой будет продукт (он должен быть практически значим, реально

ощутим для всех участников проекта и презентован в конце его

реализации);

Какие ресурсы будут использованы:

информационные: устные, письменные сообщения, интернет,

мессенджеры, выставки музеи и др.;

человеческие: участники проекта, команда проекта;

технические: компьютер, принтер, фотоаппарат, игры, игрушки,

костюмы и т. д.

2.

Для выявления актуальности проекта можно использовать

опросы, анкетирование.

3.

Для повышения образовательного уровня родителей можно

подготовить:

буклеты;

тематические папки – передвижки;

встреч, собрания, «круглые столы»;

индивидуальные рекомендации;

групповые консультации.

4.

ИКТ – технологии:

использование сети интернет (ссылки родителям на полезные

сайты).

С целью создание эффективной системы взаимодействия ДОУ и семьи,

воспитатель активно вовлекает в совместные с детьми виды деятельности,

помогает устанавливать партнёрские взаимоотношения, поощряет

активность и самостоятельность детей. В процессе организаций разных форм

детско - родительское взаимодействия воспитатель способствует развитию

родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими

детьми.

Но самый важный результат проектной деятельности – создание

настоящего сообщества детей, родителей и воспитателей.

Залог успешного партнёрства с родителями воспитанников – это,

несомненно стремление к открытым, доверительным, доброжелательным

отношениям, построенным на взаимном уважении, понимании, готовности

придти на помощь.

Я считаю, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей,

так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять

участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного

труда, что способствует эмоциональному сближению детей, педагогов,

родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного

чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проекта,

являются не только источниками информации, реальной помощи

и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но

и становятся непосредственными участниками образовательного процесса,

обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности

и удовлетворения в этом.



В раздел образования