Автор: Шмырева Елена Александровна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ОНР (5-7 лет)
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10 "Белочка"
Населённый пункт: город Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Проектная деятельность как форма партнерства с родителями»
Раздел: дошкольное образование
«Проектная деятельность как форма партнерства
с родителями»
«Попытка воспитать детей без помощи и поддержки со стороны семьи
подобна сбору листьев граблями в сильный ветер»
В. А. Сухомлинский
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации
личности. Их воспитательные функции различны, но для разностороннего
развития ребёнка их взаимодействие необходимо.
Одной из наиболее эффективных форм партнёрского взаимодействия
детского сада с семьями воспитанников является проектная деятельность.
Проектная деятельность в соответствии «Законом об образовании РФ» и
ФГОС ДО позволяет:
организовать совместную деятельность детей и взрослых, признавая
ребёнка субъектом образовательных отношений;
объединить воспитание и обучение в целостный образовательный
процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества;
создавать условия для участия родителей в образовательной
деятельности;
охватывать все образовательные деятельности:
познавательное;
речевое;
социально – коммуникативное;
художественно – эстетическое;
физическое развитие.
Участниками проекта являются дети, родители, педагоги.
Руководителем является педагог (воспитатель), который организовывает
познавательную деятельность воспитанников и ненавязчиво вовлекает
родителей в совместную работу над проектом, создавая атмосферу
сотворчества (совместного с ребёнком творчества).
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности ДО –
сотрудничество, содействие, партнёрства с ребёнком и педагогами ДОУ.
В проекте должны быть заинтересованы все его участники, т. е. тема
проекта (его проблема) должна быть актуальна для всей команды проекта.
Родители должны включиться в совместную деятельность для достижения
общей цели.
Взаимодействия педагога с родителями начинается с разработки
совместного проекта для всех участников образовательного процесса.
Педагог вовлекает родителей работы над проектом на любом его этапе.
Содержание работы проекта:
1 этап – подготовительный (обсуждение целей и задач с родителями и
детьми; создание условий, необходимых для реализации проекта);
2 этап – практический (реализация основных видов деятельности по
направлениям проекта, привлечение родителей к совместной деятельности);
3 этап – завершающий:
оценка этапов реализации проекта;
обобщение материалов проекта;
подведение итогов (итоги проекта должны совпадать с задачами и быть
зафиксированы на всех этапах проектной деятельности и представлены
в презентации для родителей);
защита проекта (презентация реализованного проекта родителям).
Формы участия родителей в проектной деятельности:
1.
Мотивационная поддержка (заинтересованность в теме реализуемого
проекта)
2.
Информационная поддержка (родители являются источником
информации для ребёнка, помощником в поиски нужной информации)
3.
Организованная поддержка (сопровождение детей на экскурсию, в
музей ит. д.)
4.
Техническая поддержка (фото и видеосъемка, монтаж материалов,
создание презентаций)
Участие родителей в проектной деятельности в виде помощи при:
изготовлении дидактических игр и пособий, подборе необходимых
материалов, художественной литературы (сказок, рассказов, загадок,
пословиц и поговорок, потешек и пр.) и атрибутов игрушек и
костюмов;
написании сценариев, заданий для детей, разработке викторин, квестов,
КВНов и пр.
подготовке итоговых мероприятий, изготовлении поделок, продукта
проектной деятельности, создание методической копилки, обогащении
РППС, подготовки стенгазет, портфолио и др.
помощь в организации и участие в утренниках, праздниках,
постановках, развлечениях, тематических мероприятиях, акциях,
флешмобах.
В своей работе по реализации проекта я использую следующие приёмы и
методы взаимодействия с родителями:
1.
Предпроектное родительское собрание на котором можно
обсудить:
вид проекта (исследовательский, творческий, нормативный);
его цель и задачи (цель очень конкретна и зависит от продукта проекта,
в задачах должны быть отражены конкретные мероприятия для детей,
родителе, педагогов);
его актуальность для всех участников;
на какой промежуток времени проект рассчитан (краткосрочный,
среднесрочный, долгосрочный);
какой будет продукт (он должен быть практически значим, реально
ощутим для всех участников проекта и презентован в конце его
реализации);
Какие ресурсы будут использованы:
информационные: устные, письменные сообщения, интернет,
мессенджеры, выставки музеи и др.;
человеческие: участники проекта, команда проекта;
технические: компьютер, принтер, фотоаппарат, игры, игрушки,
костюмы и т. д.
2.
Для выявления актуальности проекта можно использовать
опросы, анкетирование.
3.
Для повышения образовательного уровня родителей можно
подготовить:
буклеты;
тематические папки – передвижки;
встреч, собрания, «круглые столы»;
индивидуальные рекомендации;
групповые консультации.
4.
ИКТ – технологии:
использование сети интернет (ссылки родителям на полезные
сайты).
С целью создание эффективной системы взаимодействия ДОУ и семьи,
воспитатель активно вовлекает в совместные с детьми виды деятельности,
помогает устанавливать партнёрские взаимоотношения, поощряет
активность и самостоятельность детей. В процессе организаций разных форм
детско - родительское взаимодействия воспитатель способствует развитию
родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими
детьми.
Но самый важный результат проектной деятельности – создание
настоящего сообщества детей, родителей и воспитателей.
Залог успешного партнёрства с родителями воспитанников – это,
несомненно стремление к открытым, доверительным, доброжелательным
отношениям, построенным на взаимном уважении, понимании, готовности
придти на помощь.
Я считаю, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей,
так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять
участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного
труда, что способствует эмоциональному сближению детей, педагогов,
родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного
чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проекта,
являются не только источниками информации, реальной помощи
и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но
и становятся непосредственными участниками образовательного процесса,
обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности
и удовлетворения в этом.