Напоминание

"Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе"


Автор: Красовская Марина Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20 им.В.М.Елсукова
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область), Россия
Наименование материала: Статья
Тема: "Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе.

Красовская М.Г., учитель начальных классов

Широкое распространение в начальной школе получают личностно-

ориентированные педагогические технологии.

Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные

методы и приемы обучения.

Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать

активными, а какие — интерактивными.

Методы обучения классифицируют по разным признакам:

по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные,

исследовательские,

поисковые,

объяснительно-иллюстративные,

эвристические и пр.;

по

источнику

учебного

материала:

словесные,

наглядные, практические;

по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы

формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний,

методы проверки и оценивания.

по степени активности педагога и учащихся: активные, интерактивные

и пассивные

Интерактивные методы обучения – это……

Метод

«Незаконченное

предложение»

это

один

из

методов

интерактивного обучения.

Наши педагоги тоже применяют в своей работе разные методы, которые

способствуют

активизации

мыслительной

деятельности

обучающихся,

которые учат ребёнка учиться.

Активные

методы

обучения

строятся

по

схеме

взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие

методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в

учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и

создатели урока.

Интерактивные: от англ. («интер» - «взаимный», «акт» - «действие»).

Таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы

как методы, позволяющие

учиться

взаимодействовать

между

собой;

а

интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех

обучающихся, включая педагога.

Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному

подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в

сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами

учебного процесса.

Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса

обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко

увеличить процент усвоения материала.

Интерактивные

методы

строятся

на

схемах

взаимодействия

"учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только

учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся,

взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика.

Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия

для инициативы детей.

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие

задачи:

Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного

материала.

Повышение познавательной мотивации.

Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать

друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).

Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

Воспитание лидерских качеств.

Умение работать с командой и в команде.

Принимать на себя ответственность за совместную и собственную

деятельность по достижению результата.

Интерактивные методы обучения ставят ученика в новую позицию,

когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником

образовательного процесса.

ИМО применяются на всех этапах урока.

(Этапе мотивации - организации класса, проверка домашнего задания,

постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного,

релаксация,

обобщение

знаний,

организация

самостоятельной

работы,

подведение итогов урока, рефлексия).

Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие

эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

К интерактивным методам относятся те, которые способствуют

вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний.

Они бывают индивидуальные и групповые.

Ведущими

признаками

интерактивного

взаимодействия

являются многоголосье, диалог, мыследеятельность, словотворчество,

создание ситуации успеха, рефлексия.

При выборе интерактивного метода необходимо учитывать критерии

отбора: соответствие целям и задачам урока, теме, возрастным особенностям

и другие.

Умелое использование интерактивных приёмов позволяет повышать

интерес к обучению, развивает самостоятельность, способствует созданию

ситуации успеха на уроке.

Методы и приемы интерактивного обучения

Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и

идей

по

заданной

теме,

при

котором

анализ

правильности/неправильности производится после проведения штурма.

Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов

и проблем по определенной мини-теме.

Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов,

ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными

учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.

Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые

предполагает

коллективное

обсуждение

учащимися

проблемы,

предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) —

достаточно популярный метод, который может применяться даже в

начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников

той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.

Аквариум

— одна из разновидностей деловой игры, напоминающая

реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника.

Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия

участников, но и предложенные ими варианты, идеи.

Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по

теме и его защита.

BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим

О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником,

но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми

идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее

происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-

классы, построение шкалы мнений, попс - формулу, дерево решений.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать

главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться.

Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на

уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в

доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему

усвоению

знаний,

вызывает

интерес

к

познанию,

формирует

коммуникативную,

личностную,

социальную,

интеллектуальную

компетенции.



В раздел образования