Автор: Красовская Марина Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20 им.В.М.Елсукова
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область), Россия
Наименование материала: Статья
Тема: "Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Интерактивные методы обучения на уроках в начальной школе.
Красовская М.Г., учитель начальных классов
Широкое распространение в начальной школе получают личностно-
ориентированные педагогические технологии.
Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные
методы и приемы обучения.
Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать
активными, а какие — интерактивными.
Методы обучения классифицируют по разным признакам:
по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные,
исследовательские,
поисковые,
объяснительно-иллюстративные,
эвристические и пр.;
по
источнику
учебного
материала:
словесные,
наглядные, практические;
по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы
формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний,
методы проверки и оценивания.
по степени активности педагога и учащихся: активные, интерактивные
и пассивные
Интерактивные методы обучения – это……
Метод
«Незаконченное
предложение»
это
один
из
методов
интерактивного обучения.
Наши педагоги тоже применяют в своей работе разные методы, которые
способствуют
активизации
мыслительной
деятельности
обучающихся,
которые учат ребёнка учиться.
Активные
методы
обучения
строятся
по
схеме
взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие
методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в
учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и
создатели урока.
Интерактивные: от англ. («интер» - «взаимный», «акт» - «действие»).
Таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы
как методы, позволяющие
учиться
взаимодействовать
между
собой;
а
интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех
обучающихся, включая педагога.
Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному
подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в
сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами
учебного процесса.
Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса
обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
Исследования показали, что интерактивные методы позволяют резко
увеличить процент усвоения материала.
Интерактивные
методы
строятся
на
схемах
взаимодействия
"учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только
учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся,
взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика.
Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия
для инициативы детей.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие
задачи:
Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного
материала.
Повышение познавательной мотивации.
Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать
друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
Воспитание лидерских качеств.
Умение работать с командой и в команде.
Принимать на себя ответственность за совместную и собственную
деятельность по достижению результата.
Интерактивные методы обучения ставят ученика в новую позицию,
когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником
образовательного процесса.
ИМО применяются на всех этапах урока.
(Этапе мотивации - организации класса, проверка домашнего задания,
постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного,
релаксация,
обобщение
знаний,
организация
самостоятельной
работы,
подведение итогов урока, рефлексия).
Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие
эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
К интерактивным методам относятся те, которые способствуют
вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний.
Они бывают индивидуальные и групповые.
Ведущими
признаками
интерактивного
взаимодействия
являются многоголосье, диалог, мыследеятельность, словотворчество,
создание ситуации успеха, рефлексия.
При выборе интерактивного метода необходимо учитывать критерии
отбора: соответствие целям и задачам урока, теме, возрастным особенностям
и другие.
Умелое использование интерактивных приёмов позволяет повышать
интерес к обучению, развивает самостоятельность, способствует созданию
ситуации успеха на уроке.
Методы и приемы интерактивного обучения
Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и
идей
по
заданной
теме,
при
котором
анализ
правильности/неправильности производится после проведения штурма.
Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов
и проблем по определенной мини-теме.
Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов,
ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными
учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые
предполагает
коллективное
обсуждение
учащимися
проблемы,
предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) —
достаточно популярный метод, который может применяться даже в
начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников
той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
Аквариум
— одна из разновидностей деловой игры, напоминающая
реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника.
Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия
участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по
теме и его защита.
BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим
О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником,
но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми
идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее
происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-
классы, построение шкалы мнений, попс - формулу, дерево решений.
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать
главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться.
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на
уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в
доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему
усвоению
знаний,
вызывает
интерес
к
познанию,
формирует
коммуникативную,
личностную,
социальную,
интеллектуальную
компетенции.