Напоминание

Православное учение о Божественном свете


Автор: Василий Валентинович Шлепин
Должность: Доктор богословия, профессор и завкафедрой Православной теологии
Учебное заведение: Русская Духовная Академия
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Православное учение о Божественном свете
Раздел: высшее образование





Назад




Православное учение о Божественном свете

Шлепин Василий Валентинович,

доктор богословия, профессор,

зав. кафедры Православной теологии

Русской духовной академии,

почетный доктор богословия

Славяно-Греко-Латинской академии,

почетный доктор теологии и

почетный доктор экономических наук

Русской духовной академии,

почетный профессор

Русского православного института культуры,

главный научный сотрудник

ДБК «Суть православной веры»

Бог, будучи непознаваемым по сущности, познается по Своим действи-

ям или энергиям. Различение Божественной сущности и энергий обосновыва-

ет возможность причастия Божественного естества, открывает перспективу

благодатного обожения человека. Митрополит Афанасий (Николау) пишет:

«Сущность солнца – это огненная масса, которую мы видим. А энергия солн-

ца – это свет и тепло, доходящие до нас. Мы не можем соприкасаться с той

огненной лавой, что представляет собой солнце, но чувствуем его энергию –

свет, подающий нам день, и тепло, греющее нас».

Согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, Бог создает мир по причине

Своей благости, распространяя на все сущее животворящие «лучи всецелой

благости». Озаряя мир благим лучезарным сиянием, Бог именуется духовным

или умственным светом. Благой свет является началом единения, собирает

творение воедино, объемлет его Собой, дает единое знание о Себе. Единотво-

рящие лучи благого света сообщают о Боге как едином существе, являющем

Себя основой всего существующего. Будучи единым благом и светом, Бог

еще и красота, поскольку от Него сообщается «очарование всему сущему»,

Он выступает причиной благоустроения и изящества тварного мира. Как

благо и красота, Бог есть предмет любви, потому что сам Бог охватывает

Своей любовью мироздание, обнаруживая Себя в Своем добре и благости к

миру в виде бесконечной и безначальной любви.

Святые отцы Церкви называют ангелов вторыми светами, как бы отблес-

ком Божественного света. По словам архим. Иоанна (Крестьянкина), нахо-

дясь в непосредственной близости к Богу, ангелы наполняются восхищением,

величием, святостью, мудростью и любовью Творца вселенной к своему тво-

рению. Божественный свет свободно льется через них. В этом образ подлин-

ной святости. Небесные силы восприняли в себя Божественный свет, прело-

мили его в себе и, отразив в виде множества лучей, распространили вокруг

себя, передав людям, способным к его восприятию. Сами люди не способны

видеть и ощущать славу Божию, для этого нужны посредники, которые так

преобразуют ее, что она становится доступной и людям.

Согласно прп. Симеону Новому Богослову, Бог находится везде, во всей

целости бытия, и, будучи Светом, все просвещает, и нечистота греховная не

приближается к Нему. Мир не препятствует Ему светить и просвещать. Свт.

Кирилл Александрийский поясняет, что Бог Слово освещает разумных су-

ществ и щедро дарует разумение способным к разумению, чтобы сохраня-

лись и имели силу (Ин. 1:4). По словам Лопухина А.П., Христос, называя

Себя светом (Ин. 8:12), хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель

божественной спасительной истины, но и то, что Он в силу Своего теснейше-

го единения с Отцом есть первоисточник всякого света в мире, что от Него

идет не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь чело-

века, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте неверия и греха (Ин.

1:5).

По словам прп. Максима Исповедника, душа по свободной воле может

становиться либо, как боголюбивая, воском, то есть исполненной добрых

дел, либо, как испытывающая склонность к материи, грязью, то есть напол-

ненной страстями и грехами. «Подобно тому, как грязь естественным об-

разом высушивается солнцем, а воск мягчает под лучами его, так и всякая

душа, тяготеющая к материи и добровольно подражающая грязи, наказывает-

ся Богом, ожесточается и, подобно фараону (Исх. 7:13), толкает себя к поги-

бели. А всякая боголюбивая душа размягчается, как воск, на ней запечатлева-

ются божественные образы и изображения, и она становится в Духе обитали-

щем Бога».

Согласно прп. Серафиму Саровскому, чтобы приять и увидеть в сердце

свет Христов, надо, насколько возможно, отвлечь себя от видимых предме-

тов. Предочистив душу покаянием и добрыми делами и с верою в Распятого

Христа, закрыв телесные глаза, нужно свести ум внутрь сердца, и вопиять

призыванием имени Господа нашего Иисуса Христа, то есть совершать Иису-

сову молитву. Тогда, по мере усердия и горячности духа к Возлюбленному

Христу, молящийся находит в призываемом имени услаждение, которое воз-

буждает желание искать высшего просвещения. Когда через таковое упраж-

нение утвердится ум в сердце, тогда воссияет свет Христов, освещая храмину

души своим Божественным сиянием, как говорит пророк Малахия: «А для

вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды» (Мал. 4:2).

Когда молящийся внутренне созерцает вечный свет, тогда его ум бывает чист

и не имеет в себе никаких чувственных представлений, но, весь будучи

углублен в созерцание несозданной доброты, забывает все чувственное, не

хочет видеть и себя, но желает скрыться в глубине земли, только бы не ли-

шиться этого истинного блага – Бога.

По словам свт. Иустина (Полянского), православный христианин, озаря-

емый и просвещаемый светом Христовым и обладающий райским сердцем,

должен быть в своей среде светильником горящим и светящим для всех окру-

жающих его, чтобы все видели его добрые дела, подражали им, и таким об-

разом прославляли Отца нашего Небесного.

Согласно свт. Филарету (Дроздову), апостолы, как ученики Христовы,

просветились светом закона духовного; потом на горе Фавор, – постигли свет

молитвенного созерцания; потом на Сионе, – озарились светом воскресения;

на Елеоне, – возводили глаза к свету обожения человечества во Христе; нако-

нец снова на Сионе, – наполнились светом Духа Святого. Так, возвышаясь в

духе, они уже не могли укрыться в естественной простоте своей и необразо-

ванности. Молнии света, не убивающие, но животворящие, проливались из

них не только на землю Иудейскую, но и на языческий мир, лежащий в сугу-

бой тьме неведения и пороков, и преобразовали его в мир света, в мир исти-

ны и добродетели, в мир христианский.

Согласно свт. Иннокентию (Борисову), на горе Фавор молитва Иисуса

Христа до того возбудила и подвигла сокрытую в человечестве Иисусовом

полноту Божества, что она, преисполнив душу Богочеловека светом своим,

проникла сквозь тело и просияла в лице, но не вмещаясь в нем, а осияла и

преобразила и одежду. В славе преображения предызображалась и слава Его

воскресения, и та слава, в которой Он придет, как Судия живых и мертвых, и

будущее преображение людей при Его Втором и страшном пришествии. По

словам свт. Андрея Критского, Иисус Христос хотел открыть апостолам Свое

вечное сияние и этим блистанием их преисполнить. Теперь, по убеждению

прп. Иоанна Дамаскина, благодаря откровению Фавора, «невместимый для

людей Бог, открывающий через Себя и в Себе сияние Божественной приро-

ды, стал вместим» для молящегося через приобщение Его Божественной

благодати. Так и святые во время молитвы, от внутреннего восторга души,

исполненной любовью к Богу, оказались окруженными Небесным светом и

принимали прославленный вид.

На Фаворе Божественный свет исходит не только от Иисуса Христа, но

также затем из облака, которое сияет тем же самым Божественным светом,

что и преобразившаяся плоть Христа. Облако это есть образ явления апосто-

лам Святого Духа. Из этого светлого облака Бог Отец обращается к апосто-

лам со словами свидетельства о Божестве Сына.

Учение о Божественном (нетварном) свете было документально закреп-

лено Православной Церковью в знаменитом Святогорском Томосе 1339 г.,

составленном свт. Григорием Паламой, подписанном старцами и игуменами

Святой Горы Афонской, утвержденном на Соборе 1347 г. При этом обожива-

ющий Божественный свет был отнесен не к непознаваемой Божественной

сущности (природе), а к Божественным действиям или энергиям. Свт. Григо-

рий Палама пишет: «Озарение, или Божественная и обoживающая благодать,

есть не сущность, а энергия Бога». Как энергия Бога, Божественный свет есть

личный или «ипостасный» свет, называемый прп. Максимом Исповедником

«ипостасным воссиянием благого Духа», в котором молящийся видит сияние

Божественной красоты и удостаивается беседы с Богом лицом к Лицу.

Кратко учение о Божественном (нетварном) свете по решению Констан-

тинопольского собора 1351 года русский философ А.Ф. Лосев изложил сле-

дующим образом:

1. Свет Фаворский не есть ни сущность Божия, ни тварь, но энергия

сущности.

2. Энергия сущности нераздельна с сущностью и неслиянна с нею.

3. Энергия сущности нетварна.

4. Энергия сущности не вносит разделения в самую сущность и не нару-

шает её простоты.

5. Имя «Божество» относится к Божественной энергии, то есть энергия

Божия тоже есть сам Бог.

6. В сущности Божией тварь не может участвовать, в энергии же – мо-

жет.

По словам Георгия Мандзаридиса, видение Божественного света по при-

роде своей динамично и обладает разной степенью ясности в зависимости от

степени совершенства личности. Но как постепенно являемое откровение

бесконечной божественной славы, оно не имеет конца ни в этом веке, ни в

будущем.

Митрополит Антоний Сурожский приводит слова своего духовного

отца: «Никто не может отрешиться от земли и обратить весь свой взор на

небо, если в глазах хоть одного человека, на лице хоть одного человека не

увидит сияние вечной жизни».

По словам схиархим. Софрония (Сахарова), Божественный свет прихо-

дит при молитве глубокого покаяния за себя, а также и при молитве с любя-

щим состраданием за других: «Вдруг любовь сливается со Светом, и Свет

проникает в душу, и извне становится насыщенною Светом атмосферой, вос-

принимаемою глазом». Исходя из единого Божественного существа, Боже-

ственный свет ведет к единому познанию Бога Любви. Бывают моменты,

когда дух человека Божиим могуществом вводится в Царство, которое «не от

мира сего» (Ин.18:36).

Вот как описывает посещение Божественного света схиархим. Софро-

ний (Сахаров): «Неизъяснимый, невидимый – он иногда бывает видим вот

этими телесными очами. Тихий и нежный – он влечет к себе сердце и ум так,

что забываешь о земле, будучи восхищен в иной мир. Это бывает и среди бе-

лого дня, и во тьме ночной. Кроткий, он, однако, более могущественен, чем

все, что нас окружает. Он объемлет человека странным образом извне; ви-

дишь его, но внимание уходит вглубь внутреннего человека, в сердце, согре-

тое любовью, иногда сострадательною, иногда благодарною. Случается, что

не ощущаешь материальности: ни своей, ни окружающей действительности,

и себя видишь как свет. Уходит болезненность; забываются заботы земли;

тревоги поглощаются сладостным миром. Бывало: Свет сей, в начале, являл-

ся как тонкое пламя, целительное и очистительное, дожигавшее и внутри, и

извне все неугодное ему, но тихо, едва уловимым прикосновением».

По словам свт. Фотия Константинопольского, благодать Святого Духа

очищает и истребляет живущие в молящемся страсти с помощью огненного и

резкого, а вместе и переплавляющего действия, и молящийся удостаивается

освящения: «Потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:29). Так,

согласно прп. Макарию Великому, и огонь любви Христовой объемлет, раз-

жигает и распаляет молящегося преданностью к Богу и небесными благами

любви, и ничто небесное, земное и преисподнее, не в состоянии отлучить его

от этой любви, как засвидетельствовал об этом апостол Павел: «Кто отлучит

нас от любви Божией» (Рим. 8:35)? Этот небесный огонь Божества, который

молящиеся в этом веке принимают внутрь себя, в сердце, действуя внутри

сердца их, когда разрушится тело после телесной смерти, начнет действовать

со вне, и снова соединит члены, совершит воскресение разрушенных членов.

Этот огонь действовал в апостолах, когда сошли на них огненные языки

в день Пятидесятницы. Этот огонь облистал Павла гласом, и просветил его

ум, омрачил же у него чувство зрения, потому что с участием плоти видел он

силу этого Божественного света. Этот огонь видел Моисей в купине. Этот

огонь в виде колесницы восхитил Илию с земли. Ища действенности этого

огня, царь и пророк Давид сказал: «Искуси меня, Господи, и испытай меня;

расплавь внутренности мои и сердце мое» (Пс. 25:2). От этого огня просиял

лик первомученика Стефана. Этот огонь согревал сердце Клеопы и спутника

его, когда говорил с ними Спаситель по воскресении. И ангелы причащаются

светлости этого огня, по сказанному: «Ты творишь Ангелами Своими духов и

служителями Своими пламенеющий огонь» (Евр. 1:7). Этот огонь, по словам

прп. Макария Великого, сжигая сучек во внутреннем оке, делает чистым ум,

чтобы, возвратив себе естественную прозорливость, непрестанно видел он

чудеса Божии, подобно тому, кто говорит: «Открой очи мои, и увижу чудеса

закона Твоего (Пс. 118:18). Поэтому, этот огонь прогоняет бесов, истребляет

грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия, просвещение душ,

утверждение умных сил.

По словам прп. Паисия Святогорца, когда возгорится в человеке боже-

ственное пламя – сгорает все. Не прилипают уже скверные помыслы. Диавол

не перестает кидать в него скверными помыслами, но человек духовный есть

огонь и пожигает их.

Схиархим. Софроний (Сахаров) пишет о Божественном свете: «Свет сей

святой любви, являясь в силе, приносит смиренную любовь, изгоняет всякое

сомнение и страх, оставляет далеко позади все земные отношения, всю пира-

миду мирских чинов и иерархических положений, человек становится как бы

«никто»: он не стоит на пути братьев своих; не ищет себе никакого места в

этом мире. Свет сей есть в самом себе нетленная жизнь, пронизанная миром

любви. Он дает духу нашему познание об ином Бытии, не поддающемся опи-

санию; ум останавливается, став превыше мышления самим фактом вхожде-

ния в новую форму жизни. Невесомый, тончайший всего, что знает земля, он

сообщает душе неуязвимость, неприкосновенность от всего, что отягощало

прежде. От лица его бежит смерть, и молитва – «Святый Боже, Святый Креп-

кий, Святый Бессмертный» – чудно сочетается с ним».

Божественный свет является молящемуся за веру во Христа, свидетель-

ствует о Божестве Христа. Дух молящегося воспринимает Иисуса Христа как

непреложную Истину, подлинно Святую. И этот Божественный свет поро-

ждает внутри молящегося слова, тожественные учению Христа. В Боже-

ственном свете созерцается Отец, виден Христос как Сын единородный

Отцу, воспринимается Святой Дух. Божественный свет непременно соединя-

ется с ощутимой всем существом молящегося Божественной благодати.

По словам прп. Симеона Нового Богослова, есть два суда: один соверша-

ется здесь, на земле – это суд, имеющий в виду спасение; другой – по оконча-

нии мира – есть суд во осуждение. В земной жизни молящийся видит свою

греховность в Божественном свете и то, что он достоин осуждения, но по Бо-

жественной любви и милосердию этот суд сокрыт в глубинах души для очи-

щения и прощения грехов. Для грешащих сейчас и не желающих покаяться

Второе пришествие Христово откроет свет, сокрытый сейчас, и сделает яв-

ным все то, что до сих пор оставалось тайным.

Душа грешника, находящаяся в аду, будет нестерпимо обжигаться тем

же самым светом Божества, который для праведной души будет источником

блаженства.

Согласно свт. Андрею Кесарийскому, праведники, оказавшиеся в Цар-

ствии Небесном, по обещанию Христову будут сиять подобно солнцу (Mф.

13:43) и для них не нужны ни светильники, ни солнечный свет, так как будут

иметь своим просвещением и царем Господа славы. Блж. Феофилакт Болгар-

ский поясняет: «Так как солнце кажется нам сияющим более всех звезд,

поэтому Господь сравнивает славу праведников с солнцем. Но они будут си-

ять ярче солнца. Так как Солнце правды есть Христос, то праведники просве-

тятся тогда подобно Христу», поэтому они будут, как боги по благодати.

Святость праведников увенчается славой Небесной, подобно тому, как слава

Господа явилась в минуту Его преображения, и все признают их сынами све-

та, сынами Бога, Который есть Отец света, Свет, в Котором нет тьмы. Хри-

стос Спаситель есть солнце праведное: Ему уподобятся во славе и все пра-

ведники».

Согласно свт. Кириллу Александрийскому, когда праведники обогати-

лись залогом Духа через Христа (1Кор. 1:5), то приобрели способность побе-

ждать страсти по дару благодати, а в будущем веке имея полный блеск бого-

познания, обогащаясь совершеннейшим даром Святого Духа и совлекшись

тления и страстей плоти, всецело служат Богу, не увлекаясь ко греху и не

привлекаясь какой-либо из страстей, но наравне со святыми ангелами ведут

чистую и беспечальную жизнь. По словам свт. Григория Паламы, «боготво-

рящий дар Духа есть несказанный свет и делает божественным светом обога-

тившихся им, не только наполняя их вечным светом, но и даруя им благодать

знания и богодостойной жизни». Благодаря всеохватывающей Божественной

силе, праведники в будущей жизни будут воспринимать Божественный свет

и телесными чувствами.

Необходимо кратко коснуться и понятия «Божественный мрак», которое

имеет библейские истоки. По восхождении Моисея на Синай происходит

встреча с Богом во мраке, что соответствует словам Псалтири: «Мрак сделал

покровом Своим» (Пс.17:12) и становится у святых отцов образом непознава-

емости Божественной сущности в доступном для человека опыте. По словам

апостола Павла, «Единый имеющий, бессмертие, Который обитает в непри-

ступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может»

(1Тим.6:16). Таким образом, Божественный мрак является неприступным

светом. Псевдо-Дионисий Ареопагит об этом пишет: «Божественный Мрак –

это тот неприступный Свет, в котором, как сказано в Писании, пребывает

Бог», а прот. Алексей Уминский приводит сравнение: «Смотришь на полу-

денное солнце и темнеет в глазах».

Таким образом, созерцание Божественного света после Преображения

Иисуса Христа стало доступно для всех православных христиан и да сподо-

бит нас Бог узреть свет Его Божества!



В раздел образования