Напоминание

Размышления о духовно-нравственной жизни. Первая сотница


Автор: Василий Валентинович Шлепин
Должность: Доктор богословия, профессор и завкафедрой Православной теологии
Учебное заведение: Русская Духовная Академия
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Размышления о духовно-нравственной жизни. Первая сотница
Раздел: высшее образование





Назад




Размышления о духовно-нравственной жизни. Первая сотница

Шлепин Василий Валентинович,

доктор богословия, профессор,

зав. кафедры Православной теологии

Русской духовной академии,

почетный доктор богословия

Славяно-Греко-Латинской академии,

почетный доктор теологии и

почетный доктор экономических наук

Русской духовной академии,

почетный профессор

Русского православного института культуры,

главный научный сотрудник

ДБК «Суть православной веры»

1. Какое можно попытаться дать определение Бога? Бог – Триипостас-

ное Сущее Благо. То есть в Боге три Ипостаси, одна Божественная сущность

и общие Божественные энергии, особо значимые для человека в виде Боже-

ственной благодати, и сам Бог только благое творит.

2. Как устроялся видимый мир? По мысли свв. отцов, сначала с появле-

нием времени и пространства была создана первоматерия, а потом из нее в

течении шести дней создавались различные формы жизни.

3. Как понимать дни творения в книге Бытия? Вообще есть два разных

способа толкования Библии: буквальный и аллегорический, что связано с

развитием Антиохийской и Александрийской богословской школы. Одни

святые отцы понимают под днями творения обычные сутки, другие – неопре-

деленный период времени, но поэтапный. Мне ближе позиция понимать под

днями творения обычные сутки, как это понимал, например, свт. Василий Ве-

ликий. Сказано, что был вечер и было утро. Именно отсюда идет богослу-

жебная традиция начинать день с вечера и это относится к суточному кругу

богослужения. Смерти до грехопадения не было, поэтому и животные в тече-

ние непродолжительного времени не умирали. К тому же они питались тра-

вой: «Всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкаю-

щемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу.

И стало так» (Быт. 1:30). Это после грехопадения мир изменился и появились

хищники: «Проклята земля за тебя» (Быт. 3:17). Проклятие – отчуждение от

Бога, что предполагает изменения, причем в худшую сторону.

4. Обратите внимание почему 1990-е гг. были такие неспокойные: люди

свободно ругались матом, то есть если кого-то отправляют ниже пояса, то

неудивительно, что он впадет в блуд или совершит преступные действия.

Поэтому родителям нужно каждый день благословлять своих детей куда бы

они не шли, а детям надо дорожить родительским благословением, и все

должны просить благословения у Богу на всякое дело, а после дела – благо-

дарить Бога.

5. Соборность Церкви можно понять, если обратиться к Пресвятой Трои-

це. Как каждое Божественное Лицо имеет полноту Божественной природы,

так и каждая Поместная Православная Церковь имеет полноту благодатных

даров, составляя вместе Вселенскую Церковь.

6. Некоторые православные и даже священники говорят, что есть Римо-

Католическая Церковь. Как организация это так, и в официальной переписке

с РПЦ они именуются Церкви-сестры. Но как Мистическое Тело Христово

есть только Православная Церковь. Достаточно сравнить православную и ка-

толическую духовность, что непосредственно отражается на таком суще-

ственном свойстве Церкви как святость. Догматические вопросы отнюдь не

второстепенные, а вытекающие из самой сути спасения: одно начало в Боге –

у православных или два начала – как у католиков? Римский папа – замести-

тель Христа, глава Церкви или все же глава Церкви – Христос? Если нет ев-

харистического общения, то уже в принципе невозможно говорить о двух

равноправных ветвях Церкви: православных и католиков. Даже само евхари-

стия у католиков вызывает много вопросов, там достаточно произнести сло-

ва: «Приимите, ядите...» и хлеб и вино станут Телом и Кровью Христовыми.

Но никто из православных не считает, что когда у нас в храмах произносятся

эти слова, то уже на престоле Тело и Кровь Христовы, но они становятся та-

ковыми после молитвы к Богу Отцу и прилагаются Святым Духом. В доку-

менте «Основные принципы отношения к инославию Русской Православной

Церкви» написано: «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова,

созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и

исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Со-

здам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Она есть Единая,

Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и

подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины»

(1 Тим. 3:15). Она несет полноту ответственности за распространение Исти-

ны Христова Евангелия, равно как и полноту власти свидетельствовать о

«вере, однажды преданной святым» (Иуд. 3). В 28-м правиле IV Вселенского

собора указано: «Во всем следуя определениям святых отцов и признавая чи-

таемое ныне правило ста пятидесяти боголюбезнейших епископов, бывших в

Соборе во дни благочестивые памяти Феодосия, в царствующем городе

Константинополе, новом Риме, то же и мы определяем и постановляем отно-

сительно преимуществ святейшей церкви Константинополя, нового Рима.

Ибо отцы справедливо дали преимущества престолу ветхого Рима, поскольку

он был царствующим городом. Следуя тому же принципу и сто пятьдесят бо-

голюбезных епископов святейшему престолу нового Рима предоставили рав-

ные преимущества, праведно рассудив, чтобы город, получивший честь быть

городом царя и синклита и имеющий равные преимущества с ветхим цар-

ственным Римом, также и в церковных делах был возвеличен подобно тому и

чтобы был вторым после него». А вот комментарий митрополита Илариона

(Алфеева): «Итак, примат римского епископа понимался восточными отцами

не по причине преемства его епископата от Апостола Петра, но на основании

политического значения Рима как столицы империи. Точно также преимуще-

ственное положение Константинополя основывалось не на древности этой

кафедры (Иерусалимская, Александрийская и Антиохийская кафедры были

древнее) и не тех или иных экклезиологических обоснованиях, но исключи-

тельно на политическом значении Константинополя как «города императора

и правительства». Вообще вопрос о преемстве римского папы от апостола

Петра вызывает много дискуссий в православном богословии. Свт. Василий

Великий пишет: «Хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отсту-

пившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оску-

дело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство» (1-е

прав. Вас. Вел.) А вот как это комментирует прот. Владислав Цыпин в

«Церковном праве»: «Оскудение благодати ставит под сомнение полноту

апостольского преемства даже при формально правильном соблюдении кано-

нических условий хиротонии». Прот. Владислав Цыпин в «Церковном праве»

еще пишет: «В XV веке в Греческих Церквах устанавливается единая практи-

ка – воссоединять латинян с Православием по второму чину, через помазание

святым миром. Константинопольский Собор 1484 года утвердил особый чин

присоединения

латинян,

который

предусматривал

для

них

Миропомазание. ... Однако уже в середине XVIII века, менее чем через 40 лет

после того, как было написано это послание Патриарха Иеремии, в отноше-

нии Восточных Церквей к Риму наступает крутой перелом. Константино-

польский Собор 1756 года при Патриархе Кирилле V принимает орос, подпи-

санный также Александрийским Патриархом Матфеем и Иерусалимским

Парфением. В этом оросе говорится: «Общим постановлением отметаем вся-

кое еретическое крещение, а посему всех еретиков, к нам обращающихся,

принимаем как неосвященных и некрещенных... Мы считаем достойным осу-

ждения и отвратительным еретическое крещение, так как оно не соответству-

ет, а противоречит апостольскому Божественному установлению и есть не

иное что, как бесполезное... умывание, оглашенного вовсе не освящающее и

от греха не очищающее; вот почему всех еретиков, некогда некрещенно кре-

щенных, когда они обращаются в Православие, мы принимаем как некрещен-

ных и без всякого смущения крестим их по апостольским и соборным прави-

лам». В Постановлении католики и протестанты прямо не названы, но речь

идет именно о них, ибо после Константинопольского Собора 1756 года

западные христиане при воссоединении с Православием в Восточных

Церквах стали приниматься по первому чину, наравне с иноверцами. В «Пи-

далионе» на этот счет содержится совершенно однозначное разъяснение:

«Латинское крещение ложно называется этим именем, оно не есть вовсе кре-

щение, а лишь простое мытье... А посему мы не говорим, что перекрещиваем

латинян, а крестим их». Следовательно, исторически даже Крещение у като-

ликов ставилось под сомнение, тем более это касается того, что у католиков

есть Церковь как Тело Христово.

7. Вернемся к вопросу о католиках. Раскол 1054 г., когда произносились

взаимные анафемы римского легата и константинопольского патриарха, каса-

лись только их и их окружения, не затрагивая Римской и Православной

Церкви, и в 20 веке эти взаимные анафемы были сняты. После 1054 г. обще-

ние сохранялось, но взятие Константинополя крестоносцами в 1240 г. уже

привело к настоящему разъединению. Может показаться, что это решение

политическое, но это не так. Католики стали вводить новые догматы, изме-

нился их уровень нравственной жизни, поэтому можно сказать, что они отпа-

ли от Православия. Если сказать, что сохранилось апостольское преемство и

уже на этом давать определение Церкви, то это неправильно. И у раскольни-

ков может сохраниться апостольское преемство, но разве это Церковь. Разве

сегодняшняя ПЦУ на Украине это Церковь? Хотя ее лидер и рукоположен

Константинопольским патриархом. Раскол не может быть Церковью. Так и

католики соблюли внешнюю форму, но они прогнили изнутри. Кроме того, в

истории папства есть случай, когда папой была женщина и она рожала от не-

законной связи. Вообще в истории папства много грязи. Там были случаи,

когда были несколько пап и они друг друга исключали, а по правилам у них

может быть только один папа. Римские папы всегда стремились к государ-

ственной власти, им нужна не только церковная, но и светская власть. Воз-

можно, в дальнейшем Вы будете изучать историю Церкви и поймете, что

папство не безобидно. Митрополит Исидор на Руси, когда еще не было па-

триаршества, принял унию от католиков, но церковный народ это не признал,

и Исидор бежал с Руси. Св. блг. кн. Александр Невский не стал выступать

против татар, которые не меняли веры в русском народе, но выступил и раз-

громил крестоносцев, которые хотели окатоличить Русь. Изучайте историю и

Вы увидите, что православные люди шли часто на смерть, чтобы не принять

католичество, тем более, это говорит о том, что там нет Церкви.

8. Уточню свою позицию в отношении католиков. После взятия Иеруса-

лима крестоносцами в 1240 году принято говорить, что католики окончатель-

но отпали от Православия. Означает ли это, что у них теперь нет благодати?

Нет, не означает, но она сокрыта до их обращения в Православие. Вселен-

ские соборы признавали Крещение и рукоположение ариан, когда они об-

ращались в Православие. Следовательно, там, где сохраняется апостольское

преемство благодать есть, но она сокрыта. Ее действие актуализируется при

переходе в Православную Церковь. Но сами еретики и раскольники Церко-

вью не являются. Мы знаем, что Бог действует и через недостойных священ-

ников, а свт. Иоанн Златоуст говорил: «Бог не всех рукополагает, но через

всех действует». Спасение в полном смысле этого слова только в Православ-

ной Церкви, потому что в ней есть возможность воспринять плоды искупи-

тельной жертвы Христа. Могут ли спастись инославные? Полагаю, что они

могут быть избавлены от мук, если жили по евангельским заповедям, но до-

стигнуть обожения для них невозможно.

9. У католиков индульгенция сокращает чистилищные муки на дни и

года, но о временных муках упоминания в Библии нет, а вечные муки – веч-

ны, поэтому даже теоретически на сколько дней или лет их не сокращай, они

все равно не закончатся. Конечно, участь почившего может измениться до

Страшного Суда, но не по сверхзаслугам Господа или святых, а по молитвам

Церкви об усопших или молитвам и делам милосердия близких почившего.

10. Как понимается православная формулировка, что Святой Дух исхо-

дит от Отца через Сына? Имеется ввиду вневременное исхождение по приро-

де от Отца и энергийное сияние, исхождение благодати Святого Духа от Свя-

той Троицы для освящения мира, так как Божественная благодать подается

от Отца через Сына в Духе Святом.

11. Каковы признаки истинной Церкви: 1) непрерывное апостольское

преемство; 2) правильное понимание и совершение церковных Таинств и бо-

гослужений; 3) непосредственное следование постановлениям Вселенских

соборов, решения которых принимались при содействии Святого Духа, в том

числе неизменный Символ веры; 4) сохранение правильной духовно-нрав-

ственной жизни среди верующих.

12. Как понимать слова апостола Павла, что мы оправдываемся только

верою? Это понимается в отношении Таинства Крещения, для которого в

первую очередь требуется вера и в котором происходит духовной рождение

под действием Божественной благодати. Но чтобы усвоять и умножать Боже-

ственную благодать и возрастать духовно, в «мужа совершенна», нам нужны

добродетели. Поэтому вера и добрые дела неразрывны в духовно-нравствен-

ной жизни и в деле спасения.

13. Иногда православным христианам кажется, что добрыми делами они

могут компенсировать свои грехи. Но это ветхозаветное понимание, а в Вет-

хом Завете себя никто не мог спасти. Спас человечество Христос и именно в

его Теле – Церкви через участие в церковных Таинствах нам прощаются гре-

хи. Когда человек очистит свое сердце от грехов и страстей и стяжет Боже-

ственную благодать – это и будет означать прощение и спасение. Поэтому

нужно не количество добрых дел, хотя они и нужны, но которых всегда будет

недостаточно, а качественное изменение своего ума и сердца, преображение

самого человека.

14. Мы знаем, что самая большая любовь – любовь к Богу. Далее следу-

ет любовь к Богу через любовь к ближнему. И чем сильнее человек любит

Бога, тем сильнее он любит ближнего ради Бога как образ Божий, вплоть до

пожертвования жизнью. Наша жизнь имеет смысл, когда мы любим Бога.

Поэтому важно в любой момент времени находится в присутствии Бога. Он

вездесущий и всеведующий, поэтому мы можем быть с Богом в каждый мо-

мент времени и в любом месте.

15. Мы знаем, что высшие ангелы славословят Бога, а другие – соверша-

ют служение Богу в мире. Так и людям даны заповеди о любви к Богу и

ближним. Поэтому мы любим Бога, напрямую общаясь с Ним, таков путь от-

шельников, пустынников, безмолвников, затворников, и любим Бога через

любовь к ближнему, таков путь для всех остальных.

16. Опыт подвижников свидетельствует, что жизнь в безмолвии выше

священнического служения, потому что священник в первую очередь испол-

няет заповедь о любви к ближним, так как службы он совершает не для себя,

а для людей. Безмолвник же всецело исполняет заповедь о любви к Богу, по-

тому что днем и ночью всецело пребывает в Богообщении в безмолвии духа.

Однако, чтобы стать безмолвником, вначале надо победить в себе страсти,

потому что безмолвник не только уже не воет со страстями, но даже с помыс-

лами, он всецело побеждает свой разум, который его может обмануть, пребы-

вая в самосознании духом и просвещаясь Божественной благодатью. Безмол-

вие – внутренняя схима. Безмолвник трудится над чистотой молитвы.

17. Сейчас некоторые монашествующие ставят себя выше мирян, но мы

знаем, что Бог зрит на сердце и тайный подвиг в миру выше, чем монашеская

повседневная жизнь на виду у всей братии. Исторически монашество выше

жизни в миру, но сейчас в монастырях подвижничество умалено по сравне-

нию с древними отцами, поэтому необоснованно и утверждение, что монахи

всегда выше мирян. И прп. Антонию Великому Богом были показаны миря-

не, которые превосходили его по подвигам. Поэтому не будем огорчаться,

что мы не стали монахами по одежде, но будем сокровенными подвижника-

ми только пред Богом, живя в миру.

18. Какие бы мы не совершали подвиги, но ценой временной жизни мы

не можем заслужить вечной жизни, и она даруется по благодати Божией, по

Божественной милости к нам. Поэтому будем всегда помнить, что без Бога

мы ничто и будем всегда благодарить Бога за Его милости как к нам, так и ко

всему созданию: слава Богу за все!

19. Часто супруги, прожившие некоторое время в браке, начинают испы-

тывать охлаждение любви друг к другу. Что тогда делать? Нужно молиться

Богу: «Господи, даруй мне любовь к жене (мужу)!»

20. В нашей жизни нет ничего случайного. Все события взаимосвязаны и

руководятся Промыслом Божием. Одно событие влияет на другое. Поэтому

надо научиться видеть действие воли Божией в нашей жизни в зависимости

от происходящих событий. Это не значит, что нужно подчиниться мнимой

судьбе, но это означает, что мы благодаря свободному волеизъявлению мо-

жем приклонить Бога на милость и тогда измениться и последовательность

событий. Будем дорожить временем: время жизни кратко, а участь после

Страшного Суда продлится бесконечно. Поэтому будем стараться спастись

изо всех сил, а не как бы между делом. Спасение – основная наша задача, а

все мирские дела – тленное, скоропреходящее. Будем помнить о смерти, что-

бы к ней быть готовым.

21. Часто люди спрашивают, желая узнать волю Божию, но ведь воля

Божия указана в Евангелии: соблюди заповеди и главные из них – о любви к

Богу и ближним, а посторонние желания, например, что-то купить и т.д. это

уже желание подтвердить свою волю, внешнее действие по отношению к

Богу, поэтому не должно искать непременного подтверждения, достаточно,

чтобы оно не противоречило Евангелию, так как человек создан разумным и

этому разуму нужно следовать, проверяя не обличает ли его совесть и нет ли

противоречия с евангельскими заповедями.

22. Все люди между собой связаны, потому что имеют единую человече-

скую природу. Кроме того, православные христиане связаны как члены еди-

ного Богочеловеческого организма. Если Бог – три Ипостаси в единой сущ-

ности, то люди – множественность ипостасей в единой человеческой природе

Поэтому внутреннее богатство каждого отдельного человека любо обогащает

и делает лучше единую общечеловеческую природу, если это добродетели,

либо обедняет и делает хуже единую общечеловеческую природу, если это

грехи. Прп. Силуан Афонский говорил: «Мой ближний – я», «от ближнего

мне жизнь и смерть». Следовательно, наши близкие через наше отношение к

ним обусловливают наше спасения. Поэтому, любя ближних, мы не только

исполняем заповедь Божию и проявляем любовь к ближним, но и созидаем

свое спасение.

23. До личной встречи с Богом дела благочестия такие, как молитвы, по-

сты, участия в Таинствах и т.д., мы делаем формально и значение придаем

самим этим делам, но когда произойдет эта личная встреча с Богом, то мы

поймем необходимость всех сделанных нами дел благочестия, но уже припи-

шем их не себе, а Богу, который вызывал в нас ревность и укреплял на дела

благочестия. Тогда мы уже будем осознанно идти на подвиги не ради самих

подвигов, но чтобы вновь пережить встречу с Богом. Бог уже будет для нас

все, и самым страшным будет находиться вдали от Бога. Милость Божия –

великое благо для человека, но она больше действует в тех, кто больше лю-

бит Бога. Поэтому будем любить Бога, а если мы еще на пути к встречи с Бо-

гом, то будем все терпеть, пока эта встреча не произойдет. Это не значит, что

потом не будет искушений, они будут и даже сильнее, но мы уже будем чув-

ствовать, что мы не одни, мы уже с Богом.

24. Когда мы сделаем какое-либо доброе дело, то нельзя его приписы-

вать себе, иначе доброе дело расстроится и человек впадет в грех. Добрые

дела мы делаем с помощью Божией посредством дарованной нам Божествен-

ной благодати на это доброе дело, поэтому после всякого доброго дела нуж-

но благодарить Бога. Если мы даже доброе дело себе не приписываем, но и

не благодарим Бога, то впоследствии мы его сделать не сможем, потому что

всякое доброе дело мы делаем ради Бога и именно Бог нам даем силы на его

совершение, а за неблагодарность не будет и помощи Божией.

25. Мы, задумав сделать что-то доброе, откладываем это на потом. Но

потом у нас уже не будет такой возможности сделать добро, найдется масса

препятствий, будут искушать бесы. Если светские люди говорят: «Не откла-

дывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», то в духовно-нравственной

жизни оставление на потом очень опасно. Бесы могут искусить человека так,

что он вместо добра нагрешит. Поэтому не будет откладывать на будущее до-

брые дела, но если можем, то сделаем их здесь и сейчас.

26. В православной духовности есть три этапа: 1) обучения, когда право-

славный христианин собирает теоретические знания о Боге; 2) подвига, когда

православный христианин приобретает практический опыт духовно-нрав-

ственной жизни; 3) учительство, когда православный христианин передает

полученные теоретические знания и практический опыт Богопознания дру-

гим православным христианам.

27. Миряне названы апостолом Петром царственным священством

(1Пет. 2:9), а в молитве на хиротесии во чтеца – 1 ступень клира, есть запове-

дание о ежедневном чтении Священного Писания. Мирянам тоже надлежит

читать Священное Писание ежедневно, что указывается в молитвенном пра-

виле для мирян: утренние и вечерние молитвы, 1 гл. Евангелия, 2 гл. Апосто-

ла, 1 кафизма. Постоянное чтение Священного Писания важно не только,

чтобы вспомнить исторические события, но в первую очередь потому, что

Священное Писание богодухновенно и, читая его, на нас действует Боже-

ственная благодать, преображая нас. Поэтому не будем опускать чтение Свя-

щенного Писания, особенно святого Евангелия.

28. Опыт жизни показывает, что наибольших результатов достигает тот,

кто не сразу берется за все, а постепенно восходит от силы в силу, то есть от

одной добродетели к другой. Так и в молитве есть своя лестница восхожде-

ния, а начинается она с внимания и благоговения на молитве. Не страшно,

если не получится непрестанно молиться, но важно продолжать молитву

либо пока молящийся не устанет и тогда может отдыхать, либо пока не насы-

тится Божественной благодатью. Какая бы не была слаба наша молитве,

пользу от нее мы явно ощущаем.

29. Иногда задаются вопросом: как вера связана с молитвой? Поэтому

приведу Вам цитату свт. Василия Великого, который говорит: «У меня вера...

всегда одна и та же. Ибо... как веруем, так и славословим». Вся наша вера от-

ражается на нашей молитвенной жизни, то есть Богообщении, следовательно,

чтобы достигнуть единения с Богом, нужно в Него православно веровать.

30. Когда православный христианин молится, он не просто верит в Бога,

а переживает Божественное присутствие, тем самым опытно познавая Бога.

Для этого нужно молиться искренне, осознавая свою греховность и немощь,

а в случае падения каждый раз полагая благое начало. Нельзя себя мерить:

достиг чего-то или нет, но важно идти в нужном направлении. Даже смерть

для нас – не конец, по воскресении наше движение на соединение с Богом

продолжится.

31. Мы привыкли, что молитвенное правило всегда должно исполняться,

что справедливо для правила, установленного Церковью для мирян: утренние

и вечерние молитвы, 1 гл. Евангелия, 2 гл. Апостола, 1 кафизма, и для мона-

шествующих: еще 3 канона, акафист Иисусу Сладчайшему, пятисотница. Но

для правила, установленного сверх положенного, мы можем делать измене-

ния в зависимости от обстоятельств жизни и искушений. Мы подвержены из-

менениям: иногда духовно растем, иногда падаем и поднимемся, поэтому из-

меняется и правило сверх установленного Церковью. Конечно и церковное

правило может быть изменено, но для этого нужно взять благословение у

священника, чтобы это было не своеволием, а послушанием Церкви.

32. Мы знаем, что нужно понуждать себя на молитву, но бывает такое

внутреннее сопротивление, что молитва превращается в настоящую муку. Не

нужно себя «ломать», это искушение. Нужно заняться каким-то другим де-

лом, а когда искушение пройдет и внутренний мир восстановится, то можно

снова продолжить молитву. Даже если не получилось совершить все прави-

ло, но есть внутренний мир – это лучше, чем совершить правило, изрядно

перенервничав и раздражаясь, чтобы как-то заставлять себя молиться. Лучше

как мытарь смиренно признаться пред Богом в своем бессилии и просить по-

мощи Божией, чем как фарисей хвастаться количеством молитв.

33. Часто мы механически произносим молитву «Отче наш», не задумы-

ваясь над ее содержанием. Но ведь в первых словах этой молитвы уже есть

указание на благодать сыноположения, на уподобление Богу по благодати,

чтобы стать сыном Божиим по благодати, а не только рабом или наемником.

Эта молитва обязывает нас быть достойными христианского звания и не

только прощать грехи, но и любить всех, ведь сказано: «Отче наш», а не

«Отче мой». Мы все дети Бога Отца, но одни отошли от Него, другие ищут к

нему дорогу, но не могут найти и лишь немногие пребывают в доме Отца, но

и они различны. Наше Отечество в горнем Иерусалиме, поэтому не будем

привязываться к земле и земному, но станем наследниками Царствия Небес-

ного.

34. Наше внимание на молитве зависит от нашего отношения: 1) к Богу:

насколько сильно мы Его любим; 2) к ближним, например, нет ли обиды на

кого; 3) к вещам, например, нет ли сильного желания купить какую-то вещь.

Конечно и бесы мешают нам молиться, поэтому нужен молитвенный труд, то

есть нужно понуждать себя на молитву, а результат будет, пусть даже сперва

и незаметный. Само время, проведенное с Богом, – уже результат.

35. Зачем человеку попускаются искушения? Для того, чтобы укрепить

человека в добре, закалить волю человека в направлении к Богу, а также для

того, чтобы полученная человеком Божественная благодать усваивалась че-

рез свободное произволение человека соединяться с Богом и отвергать зло,

бесов, диавола. Если мы не испытываем борения, то наша воля слаба, но

когда нас одолевают искушения, то свободный выбор верности Богу – много-

ценен.

36. Иногда говорят: чего страшного во грехе? Согрешил – покаюсь. Но

любой грех – вне Бога, а вне Бога – смерть, потому что только Бог – жизнь,

поэтому человек убивает себя грехом. От греха люди болеют и умирают.

37. Для старающихся жить духовно-нравственно очень большую опас-

ность представляют: 1) грех осуждения: «Не судите, и не будете судимы; не

осуждайте, и не будете осуждены» (Лк. 6:37). Не нужно никого из людей осу-

ждать. Святые отцы говорят, что надо отделять человека от греха: грех надо

ненавидеть, а людей любить по заповеди Божией. Осуждающий другого впа-

дет в те хе грехи, поэтому ему придется много претерпеть за свое осуждение;

2) грех злословия: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не

проклинайте» (Рим 12:14). Все зло, которое говорит человек о другом к нему

возвращается и ему приходится его искупать своей добродетельной жизнью,

иначе он будет от этого зла страдать.

38. Когда приходит греховный помысел, его надо не принимать. Чтобы

заранее увидеть, что это помысел греховный, помогает навык Иисусовой мо-

литвы. Если не получилось не принять греховный помысел, то надо не согла-

шаться с ним. Если было согласие с греховным помыслом, то нужно сразу

отсекать его. Вообще можно всякий греховный помысел надо сразу отсекать.

Греховный помысел обретает силу, когда к нему привлекается наше внима-

ние. Если мы греховные помыслы ставим ни во что, они быстро ослабнут и

исчезнут.

39. Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй

мя грешнаго» – покаянное и смиренное моление любви к Пресвятой Троице.

В словах «мя грешнаго» заложено покаяние, как осознание своей греховно-

сти, и смирение, как осознание своей немощи. «Помилуй» – моление любви к

любящему Богу, испрашивание милости у Бога. «Господи, Иисусе Христе,

Сыне Божий» – обращение к Пресвятой Троице, которая есть Любовь. Так

первая половина нашей молитвы «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий»

восходит от Святого Духа через Сына к Богу Отцу, а второй половиной «по-

милуй мя грешнаго» даруется нам Божественную благодать, общую всей

Святой Троице, от Отца через Сына во Святом Духе, которая очищает наши

грехи и искореняет страсти, просвещает ум, освящает чувства, укрепляет

волю. Поэтому восхождение и нисхождение в Иисусовой молитве образует

кругообразное движение ума, которое он совершает в сердце усилием воли.

Так в едином действии ума, чувств и воли впоследствии от действия Боже-

ственной благодати Иисусова молитва становится непрестанной.

40. Мы знаем, что прп. Силуан Афонский молился за всего Адама и за

себя. Но на практике мы сталкиваемся с трудностью, что мы никогда не смо-

жем помочь всему Адаму. Поэтому надо молиться за всего нового Адама –

Христа, который принял в свою Божественную Ипостась человеческую при-

роду, наряду с Божественной природой, и принес жертву любви за все чело-

вечество и тем самым спас его. Поэтому теперь в Иисусовой молитве под

«мя» имеет смысл понимать не ветхого Адама как праотца и произошедших

от него потомков, а нового Адама – Христа, еще точнее – искупленное им все

человечество, но под словом «мя» можно по-прежнему подразумевать всего

Адама, но искупленного и меня. Тогда мы уже молимся об усвоении искупи-

тельных плодов жертвы Христовой всем человечеством и можем надеяться

на его помилование.

41. Когда человек учится читать, то сперва читает по слогам, а потом

слова и фразы с интонацией. Так и в Иисусовой молитве: молящийся сперва

совершает молитву по слогам, как бы нараспев, а потом уже произносит мо-

литвенные слова умом и соответствующим чувством (сперва покаяния, по-

том смирения, а затем любви), стараясь быть неотступным в молитве, как

убогая вдова в притче о неправедном судии, тем самым волевым движением

стараясь молиться, по возможности, непрестанно, а не только во время мо-

литвенного правила. После молитвы вслух, молятся в уме, а при соединении

молитвы с дыханием: на вдохе – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий», на

выдохе – «помилуй мя грешнаго», ум сходит в сердце и молится в сердце, и

по действию Божественной благодати ум соединяется с сердцем в сердечном

месте (в верхней части сердца) и молитва становится непрестанной. Так все

силы души (ум, чувство, воля) соединяются в сердечном месте, которое есть

область духа. Тогда молящийся в безмолвии духа совершает молитву. По-

мыслы уже отсекаются на подходе и мысли не беспокоят молящегося. Моля-

щийся в безмолвии духа обладает ясным самосознанием и заботится лишь о

пребывании в Боге.

42. Неправильно поступают те, кто совершают Иисусову молитву, чтобы

достичь особых благодатных состояний, они бывают, но это уже плод молит-

вы. Иисусову молитву нужно совершать с целью очищения от грехов и иско-

ренения страстей, в чем помогает покаянный настрой Иисусовой молитвы.

Также Иисусова молитва не должна становится самоцелью: совершать мо-

литву, чтобы она стала непрестанной. По благодати делателям молитвы дару-

ется и непрестанное молитва в свое время. Но Иисусова молитва – не само-

цель, иначе она станет подобна медитации, а средство к Богообщению, чтобы

как можно теснее соединиться с Богом.

43. Иногда спрашивают: сколько класть земных поклонов на правиле?

Мера начальных (послушников) – 30-50 земных поклонов, мера средних, пре-

успевающих (афонские монахи) – 120 земных поклонов, мера совершенных

(афонские великосхимники) – 300 и более земных поклонов. Так, прп. Иосиф

Исихаст полагал 3.000 земных поклонов, что сейчас нам представляется чем-

то запредельным. Но выбрать одну из указанных трех мер, выбрать может

каждый.

44. Мы знаем молитвенное правило прп. Серафима Саровского, данное

для сестер Серафимо-Дивеевской обители, которое частично исполняют не-

которые миряне: 3 раза Отче наш, 3 раза Богородице Дево, радуйся и 1 раз

Символ веры – утром, в обед и вечером. И многим кажется, что это очень

легко. Но многие оставляют сказанное: до обеда – Иисусова молитва, а после

обеда – молитва Богородице. Получается, что если сестра спит 8 часов, то 16

часов она молится. Афонские подвижники, пребывающие без церковных

служб, совершают 7.000 Иисусовых молитв в течение 7 часов, а сестрам, по

сути, заповедано 16 часов! молиться. Суть ведь не в количестве молитв, а в

том, чтобы все время дня было наполнено молитвой к Богу. Неудивительно,

что прп. Серафим Саровский сказал, что, исполняющие его правило, могут

достичь меры христианского совершенства. Так и мы, если мы только мо-

лимся во время правила, а остальное время проводим невнимательно, не

вспоминая о Боге, то наше правило малополезно. Тогда больше пользы у тех,

кто постоянно пребывают в смирении пред Богом, даже если они заняты тру-

дом, и лишь кратко молящийся. Не случайно сказано в книге Бытия: «И хо-

дил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:24). То

есть Енох весь день посвящал Богу, предстоя перед Ним. Так и нам надлежит

в течение всего дня в смирении быть с Богом и не огорчаться, если правило

наше не очень большое и не успели его выполнить, гораздо важнее наше ис-

креннее постоянное смиренное обращение к Богу в предстоянии пред Ним.

45. Чем сегодня афонские монахи побеждают диавола? Как и раньше:

чистотой сердца и целомудрием ума. Поэтому они постоянно стараются со-

вершать Иисусову молитву. Иисусова молитва – не только монашеское дела-

ние, но дана для всех православных христиан, поэтому и мирянам надо по-

сильно совершать Иисусову молитву.

46. 14 января праздник Обрезания Господня! В этот день Спасителю

было наречено имя «Иисус», возвещенное ангелами. Этот день можно на-

звать днем рождения Иисусовой молитвы, которая и получила свое название

от имени Спасителя и в которой имя «Иисус» составляет сердцевину молит-

вы. В этот день также празднуется память свт. Василия Великого, вселенско-

го учителя Церкви, столп от земли до неба, который указывает путь к спасе-

нию: православная вера, покаяние, терпение, скромность, смирение, кро-

тость, благость, любовь.

47. Святые отцы не щадили себя в подвигах, потому что своей жертвен-

ностью старались уподобиться Богу, который есть Любовь. Бог принес жерт-

ву любви, и святые отцы ежедневно приносили Богу жертву своей любви, не

щадя себя. Подобное познается подобным, и святые отцы стали преподобны-

ми.

48. Как понимают слово «подвизаться»? Это значит духовно-нравствен-

но преуспевать, то есть нужна молитва и труд. Как еще шире это можно рас-

крыть? Молиться (богослужение и частная молитва), трудиться (послуша-

ния), поститься (целомудрие и воздержание тела (церковный пост), ума (трез-

вение), чувств и воли (бодрствование)).

49. Духовный пост – бодрствование, трезвение, смирение и милосердие

сердца.

50. Два крыла подвижника – чистота сердца и просвещение ума.

51. Бесстрастный – тот, кто отрекся от этого мира и от самого себя и на-

ходится в послушании воли Божией.

52. Иеромонах Симон (Бескровный) пишет: «Благодаря постоянству

пребывания в безмятежности духа, благодать расцветает в сердце – сначала,

как облако благости, затем, как огонь, а в завершение проявляет себя как

неописуемый свет». Эти три этапа проходи делатель Иисусовой молитвы.

Вначале он видит как бы некое расширяющееся облако, которое его покрыва-

ет. Это действие Божественной благодати. Иногда она являет себя как журча-

щий ручеек, дождь, роса. Затем в сердце виден огонь, который попаляет стра-

сти. В итоге является нетварные свет в виде белых волн везде и повсюду, так

что ничего не видно, кроме этих белых волн света.

53. По словам иером. Симона (Бескровного), Божественный свет – «все-

проникающий, мирный, кроткий, любвеобильный, премудрый, пресвятой,

пренебесный, пребожественный». Современный мир живет во тьме и не хо-

чет обратиться к Свету. Большинство людей не знает, что значит жить, стя-

жая Божественную благодать. Важно понять, что весь мир тленен и скоро-

преходящ, а духовные богатства останутся с нами в вечности. Позаботимся

стяжать Божественную благодать и тогда ветхий наш человек превратится в

нового, живущего иным бытием, не материальным, но духовным. Тогда все

заботы мира перестанут нас пленять и мы обретем свободу в Боге.

54. Когда совершается каждение, то кадится престол, жертвенник, ико-

ностас, кадятся также все иконы в храме и, что удивительно, все присутству-

ющие в храме, независимо от их духовного состояния. Каждый человек – об-

раз Божий, поэтому кадится каждый присутствующий в храме. И нам надо

научиться видеть в каждом человеке образ Божий и не осуждать человека, но

прощать. В духовной жизни мы не должны оправдывать себя, как это делали

Адам и Ева, но должны сразу просить прощения. Однако другого человека

нам надо оправдать, а его грех отвергнуть. В этом одно из положений ду-

ховно-нравственной жизни: человека мы должны любить как образ Божий, а

грех – ненавидеть: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диа-

вол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диа-

вола» (1 Ин. 3:8), а кто живет по Богу, тот не грешит: «Всякий, пребывающий

в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (1

Ин. 3:6). Постараемся быть очень внимательными к себе и любить Бога и

ближнего.

55. Сейчас на приходах не читается 9-й час перед началом вечернего бо-

гослужения, а вместо двух кафизм на утрени часто читают одну кафизму или

читают по одному псалму из трех слав или просто одну славу или вообще ка-

физмы опускают. Что в таком случае делать тем, кто ревнует о богослужеб-

ном уставе? Если есть храм, где устав соблюдается, то можно ходить на ве-

чернюю службу туда. Однако если такого храма нет, то можно самостоятель-

но прочитывать недостающее. Но мы должны понимать, что ревность о букве

не должна подменять содержание. Нам надо на службе приложить все уси-

лия, чтобы не просто прослушать службу, но искренне и внимательно помо-

литься Богу. Служба создает некую молитвенную атмосферу, но сама молит-

ва зависит от нас. Как мы будем молиться на службе, такой и будет результат

от ее посещения. Поэтому будем на службе максимально собраны,

бодрственно и трезвенно совершать молитвы Богу. Наша цель – единение с

Богом, поэтому будем к этому стремиться.

56. В 50-м псалме в конце говорится о Сионе и о созидании стен Иеруса-

лима. Для православного понимания Сион – Церковь Христа, а стены Иеру-

салима – клир, подвижники и праведники, то есть те, кто строят и укрепляют

Церковь. Каждый православный христианин, угождая Богу, укрепляет не

только храм своей души, но и зиждет Церковь как ее член, а согрешая, он ру-

шит свой храм души, но Церковь от этого не умаляется, но умаляется он, так

как отсекается от Церкви и требуется Таинство Покаяния, чтобы вновь со-

единиться с Церковью. Кроме того, каждый грех увеличивает зло в мире, а

каждое доброе дело зло уменьшает. Для православных христиан важно до-

брое дело ради Христа, только оно ведет ко спасению, но и общечеловече-

ские ценности в мире благотворно влияют на жизнь людей. Будем же сози-

дать свое спасение как строитель возводит здание и когда оно будет готово,

то и сам Хозяин захочет обитать в нем: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит

Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к

нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).

57. Как нужно преступать к исповеди? Нужны сокрушение сердечное о

грехах и намерение исправить свою жизнь, а также православная вера в Бога

и надежда на Его милосердие.

58. Господь наш Иисус Христос принес жертву любви за все человече-

ство по человечеству (Божество страдать не может) всей Пресвятой Троице.

59. Каков образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах?

Господь Иисус Христос в евхаристических дарах присутствует телом и ду-

шою человечества, и Божеством. Даже в самой малой частице Святых Даров

православный христианин принимает в себя всего Христа. При этом тот же

Христос пребывает во всех православных храмах, поэтому не имеет значения

в каком храме мы причащаемся, но нам важно должным образом подгото-

виться ко причащению.

60. Почему, когда мы причащаемся, то не всегда ощущаем в себе дей-

ствие Божественной благодати? Это зависит от духовно-нравственного со-

стояния человека и его меры усваивать Божественную благодать. Бывает, что

человек не совсем готов ко причащению, тогда Божественная благодать мо-

жет казаться не заметной. В целом это зависит от всего образа жизни челове-

ка до причащения. Если человек не будет стараться жить благочестиво, то и

частое причастие будет незаметно, а для живущих благочестиво и редкое

причастие, в случае невозможности частого, становится обоживающим и

действует явно. Конечно, лучше причащаться чаще, но нужно каждому испы-

тать свою совесть и если совесть спокойна, то, должным образом подгото-

вившись, можно причащаться. При этом важно, чтобы не было привыкания к

святыне, поэтому при частом причащении нужно испытывать свою совесть.

61. Если, когда мы хотим часто причащаться, мы испытываем чувство

недовольства, лень, нежелание идти ко причастию, формализм, не благогове-

ние в отношении причастия без живого осознания потребности в Теле и Кро-

ви Христовых как теснейшему соединению со Христом и обожению, то луч-

ше причащаться не слишком часто, чтобы в нас назрела необходимость во

Христе. Но здесь есть другая крайность: человек будет откладывать надолго

причастие, считая себя недостойным. Мы никогда не будем достойны святых

Тела и Крови Христовых и чувство своего недостоинства всегда должно нас

сопровождать, но мы идем причащаться, зная спасительность Таинства При-

чащения. Поэтому нужно придерживаться установленной нормы для мирян:

раз в одну-две недели, а если чаще, то испытывать совесть, чтобы это не ста-

ло формальной привычкой.

62. Господь наш Иисус Христос обожил человеческое естество и мы,

участвуя в Таинстве Евхаристии, обожаемся. И когда мы совершаем Иисусо-

ву молитву и созерцаем Божественный свет, мы воспринимаем обоживаю-

щую благодать. Поэтому Евхаристия и Иисусова молитва являются духов-

ным стержнем всей нашей христианской жизни.

63. В Таинстве Елеосвящения православный христианин получает исце-

ление от телесные и душевных болезней и, как принято думать, ему проща-

ются забытые грехи. Однако более точным является, что ему прощаются гре-

хи, которые послужили причиной болезни.

64. Многие православные христиане до сих пор впадают в заблуждение,

когда полагают, что богоявленская и крещенская вода разная. Чин освящения

один и тот же и вода одна и та же – великая агиасма.

65. Мы знаем икону «Троица» прп. Андрея Рублева, где три ангела сим-

волически изображают собой три Лица Святой Троицы, так и честный крест

содержит вверху 3 части, которые могут символически изображать собой три

Лица Святой Троицы, а четвертая часть внизу – наше человечество, восходя-

щее вверх по пути спасения, который проложил для нас Господь наш Иисус

Христос.

66. Вездесущий и всемогущий Бог в Лице второй Божественной Ипоста-

си -–Сына Божия воспринял ограниченное человеческое естество и тем са-

мым дал нам возможность достигнуть обожения. Наша цель в этой жизни –

теснейшее единение с Богом, а все остальное – средства к ее достижению.

Насколько человек достиг цели, настолько его жизнь была плодотворной.

Кто-то приближается к Богу через любовь к ближним, кто-то через непосред-

ственное посвящение всего себя на служение Богу, но выше тот, кто любо-

вью достиг единения с Богом. Мы в этой жизни ставим задачи, которые ста-

раемся достичь, но если мы через их исполнение не стали ближе к Богу, то

они иллюзорны. Можно и живя в шалаше с помощью молитвы достигнуть

обожения – путь подвижника, а можно будучи очень богатым спасти от ну-

жды многих людей – путь праведника. Каждый получит свою награду от

Бога. Нужны все пути, если они ведут к Богу, но каждый делает свой выбор.

Очень важно, чтобы он был по силам и чтобы всегда была ревность к Бого-

угождению. Поэтому призываю Вас: настало время жизни по Богу, начнем с

малого и оно станет большим, но нужен ежедневный труд доброделания и

тогда он принесет плод.

67. Мы знаем, что Бог непостижим, то есть Он непознаваем как конеч-

ный результат, потому что человек ограничен, а Бог неограничен и Боже-

ственная сущность непознаваема для человека, но, другой стороны, Бог по-

знаваем как процесс, потому что мы познаем действия Бога в мире через Бо-

жественные энергии и они познаваемы для человека. Процесс Богопознания

не закончится на Земле, но будет продолжаться в Царствии Небесном.

68. Мы знаем из притчи Христа о плоде добром в 100, 60 и 30 крат. Но

кто это? Плод в 30 крат – благочестивые миряне, живущие семейной жизнью.

Они борются с тем, чтобы не согрешать делом и хранят целомудрие. Плод в

60 – безбрачные, живущие в миру. Они стараются не согрешать словом. А

плод в 100 – монашествующие. Они избегают даже греха в помыслах. Конеч-

но все они падают, но после падения встают. Мирянам вставать тяжелее, без-

брачным – легче, а монашествующие быстро приходят в ту же меру и идут

дальше. Почему? Как грех от долгой привычки укореняется, так и доброде-

тель от навыка укореняется. Поэтому те, кто более бодрственно и трезвенно

живут, быстрее встают и идут дальше по пути спасения. Тот, кто живет, по

уставам более высокой степени, получит и более высокую награду, и наобо-

рот. Поэтому и монах может оказаться мирянином, но и достойно удивления,

когда мирянин сопричисляется монахом. Только Бог знает меру человека.

69. Как православная христианка может следовать примеру Божией Ма-

тери? Это достигается через смирение, целомудрие и любовь к Богу.

70. Прп. Серафим Саровский говорил, что для добродетели нужна реши-

мость. Но на практике одной решимости, если под ней понимать только воле-

изъявление на совершение добродетели, недостаточно, нужен еще и труд, как

совокупность усилий по преодолению своей немощи. Конечно силы право-

славному христианину для доброделания дает Бог, но на каждом этапе совер-

шения добродетели требуется физически терпеть и изнемогать, чтобы

преодолеть свою немощь и это называется подвиг. Так, когда человек уже

устал или слаб здоровьем, тогда приходится, например, на каждой молитве

трудиться не только духовно, но и физически изнемогать, чтобы совершить

молитвенное правило. Не случайно некоторых православных христиан назы-

вают подвижниками благочестия, потому что их подвиг был, по словам свя-

тых отцов, таков: «Дай кровь и приими Дух». Если же под решимостью пони-

мать всю совокупность действий для совершения добродетели, то тогда слова

прп. Серафима Саровского не требуют уточнения.

71. Значительную часть времени люди проводят на работе. Что при этом

важно? Каждое дело православные христиане должны посвящать Богу.

Поэтому перед началом работы нужно попросить благословения у Бога:

«Господи, благослови»! А по окончании работы нужно поблагодарить Бога:

«Слава тебе, Господи, слава тебе». Во время работы мы должны помнить, что

Бог вездесущий и всеведующий, поэтому, пока мы работаем, мы может нахо-

диться в присутствии Божием: Бог взирает и нас и мы чувствуем Его присут-

ствие, и делаем работу, которую посвящаем Ему. Конечно, если работа моно-

тонная, то можно совершать краткую молитву, но это не всегда возможно.

Кроме того, важно, чтобы в работе был какой-то интерес и его надо найти, то

есть что-то в работе должно нас интересовать. Дети часами проводят в

компьютерных играх, забывая о еде и сне, потому что им это интересно. Так

и часы работы мы можем скрасить, если в самой работе находим что-то ин-

тересное и тогда работа не будет нас так сильно утомлять. Так, утром совер-

шив утренние молитвы и получив Божие благословение на наступающий

день, затем проводя рабочий день с Богом, а вечером совершив вечерние мо-

литвы, в которых проси благословения на ночь и исповедавшись перед Богом

в грехах, мы мирно оканчиваем рабочий день. И на это все? Нет, не все. А

как же наши близкие? Надо и перед работой, и после работы уделить им вни-

мание, чтобы оно было выражением нашей любви. Светлая улыбка, блеск в

глазах, радостное выражение лица, ободряющий голос – все это утешает на-

ших близких и показывает, что мы их любим и помним о них.

72. Лица Святой Троицы единосущны, но не односущны, чтобы не пу-

тать с ересью Савеллия, который не различал в Боге Лица, а только модусы

единого Бога. Так и каждый человек уникален и является личностью, поэто-

му при общении и взаимодействии нужно учитывать личностные особенно-

сти каждого человека.

73. Чем меньше в человеке эгоизма, тем больше в нем любви, тем сво-

боднее действует Божественная благодать и больше возможностей для спасе-

ния.

74. Сейчас эгоизм современного мира ищет во всем лидерства, быть все-

гда первым, а Евангелие и творения святых отцов учат занимать последнее

место. Это то место, где мы можем до конца смириться, а когда смиримся, то

Бог дарует нам свою благодать, которая по причине смирения останется с

нами. По опыту своей жизни отмечу, что когда был пономарем на приходе 5

лет, то ощущал себя на последнем месте и настоятель помогал мне это место

усвоить не только когда прислуживал в алтаре, но и когда выполнял послу-

шания для прихожан. Тогда мог всю службу непрерывно молиться. Потом

же, когда пошел учиться в семинарию и дальше, ощущение этого последнего

места уже не было, но и молитвы уже такой не было. Поэтому призываю Вас

не бояться быть последним, а наоборот смиряться перед всеми и тогда Бог

дарует Божественную благодать.

75. Люди, которые к нам недобры, учат нас смирению, а которые добры,

– любви. Сами же мы учимся покаянию. Поэтому все содействует нам ко

благу, если мы это правильно понимаем.

76. Каждый из нас испытывал физическую и душевную боль и знает как

это трудно. Невоцерковленный православный христиан начинает роптать на

Бога, обвинять во всем других людей. Воцерковленный православный хри-

стианин просит помощи у Бога и терпеливо ждет, пока боль прекратиться.

Боль – защитная реакция организма и не является злом. Она показывает, что

если дальше, то человек получит сильную травму и может даже умереть.

Боль – забота любящего Бога о нас, чтобы мы снова вспомнили о Боге и при-

несли покаяние в своих грехах. Боль – напоминание о нашей тленности и

смертности. Поэтому будем благодарить Бога не только за радости, но и за

боль, которая приближает нас к Богу. Бог страдал и мы страдаем. Мы

уподобляемся Богу, если терпеливо и с благодарностью переносим страда-

ние. У нас много грехов, поэтому лучше в этой земной жизни пострадать,

чем страдать в вечности. Как золото очищается в горниле, так и страдания

очищают наше сердце от примесей грехов и страстей, делая нас более сми-

ренными и любящими Бога.

77. Бывают случаи, когда мы не знаем какое принять решение. Но мы

сами себе не признаемся, что нам не хватает мудрости для его принятия и

поэтому не молимся Богу о помощи. Когда же мы познаем свою немощь, то

тогда уже молимся: «Господи, вразуми» или же три раза молимся Богу и куда

склоняется воля, такое решение и принимаем. Нужно во всех обстоятель-

ствах обращаться к Богу в молитве. Если что-то происходит, то можно помо-

литься: «Господи, управи!» Мы вверяем себя в волю Божию и надеемся на

Промысел Божий И тогда вся наша жизнь станет нераздельна с молитвой и

Богом.

78. Св. прав. Николай Гурьянов говорил: «Где просто, там ангелов со

сто, а где мудрено, там ни одного». Что имеется ввиду? В данном случае про-

стота понимается как синоним смирения и святости. Простой, смиренный и

святой человек удостаивается от Бога видеть ангелов, а если он священник,

то видит, как они сослужат ему. А почему же «где мудрено, там ни одного»?

Здесь имеется ввиду мудрование плоти или плотское мудрование, то есть

изощренность во зле. Злой человек отдаляется от Бога и ангелов не видит, но

ему могут являться бесы. Поэтому будем просты и не лукавы, и Бог просве-

тит нас на делание добра.

79. Есть духовное преемство: прп. Сергий Радонежский – прп. Серафим

Саровский – прп. Серафим Вырицкий и св. прав. Николай Гурьянов. Они

были близки по духу и по духовным дарам.

80. Пока православный христианин не научился любить Бога, ему по-

пускаются искушения как средство для приближения к Богу через скорби и

страдания. Когда же православный христианин всецело полюбит Бога, то ис-

кушения потеряют силу и, более того, он полюбит страдания, которые его

приближают к Богу.

81. Мы можем достоверно сказать о человеке только глядя на то, как он

будет умирать. Тогда у людей часто открывается их внутреннее устроение,

которое до этого было сокрыто. Если сейчас человек грешит, то потом может

глубоко покаяться и ему простятся грехи. Поэтому не будем оценивать ни

кого. Мы можем говорить лишь о некоторых действиях человека, а не о

самом человеке. Лучше внимательно следить за своими делами, словами,

мыслями и чувствами и стараться жить безгрешно.

82. Если в нас есть некая часть добродетели, то мы будем видеть ее в

других людях, также если в нас есть часть греха или страсти, то и их мы бу-

дем видеть в других людях. Апостол Павел говорит: «Для чистых все чисто;

а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и

совесть» (Тит. 1:15). Чтобы научиться видеть добро в других людях, надо

сперва это добро возрасти в самом себе.

83. В человеке накапливается опыт всей его жизни и через определенные

периоды времени он повторяется. Почему мы впадаем в одни и те же грехи?

Потому что не исправили свои ошибки и каждый раз нам дается возможность

преодолеть грех. Будем внимательны в себе и постараемся во всем поступать

благочестиво, тогда с каждый последующим периодом времени нам будет

намного легче. Как грех получает силу от привычки и превращается в

страсть, так и добро от частого повторения обретает навык. Постараемся стя-

жать навык делания добра. Человек долго борется за то, чтобы его молитва

была непрестанной и когда он достигнут нужной меры и молитва станет не-

престанной, то уже надо просто поддерживать ее, не прилагая как ранее

очень больших усилий. Тогда Божественная благодать научает человека как

ему поступать в той или иной ситуации и будет просвещает его.

84. Прп. Паисий Святогорец был в армии радистом и призывает нас на-

строиться на частоту смирения, потому что на этой частоте говорит Бог. Бо-

жия Матерь обладала глубоким смирением и Господь призрел на ее смире-

ние. Поэтому и нам, пользователем интернета, надо открыть веб-страницу

смирения и с нее не уходить. Смиренным Бог дает Божественную благодать

и благодаря смирению Божественная благодать сохраняется. Прп. Паисий

Святогорец говорил и о радостном терпении несправедливости этого мира,

потому что за это Бог утешает и дарует Божественную благодать. Поэтому,

чтобы с нами не случалось, будем не только смиряться, но всегда иметь в

себе смиренный настрой и тогда Бог будет близок нам и дарует Божествен-

ную благодать.

85. События в мире в отношении России учат нас тому, чтобы мы обра-

тились к Богу и просили у Него помощи, чаще участвовали в Таинствах и

жили благочестиво. Сила России в живой православной вере, содействующей

любовью, поэтому будем веровать в Бога, верить Богу, уповать на Бога, а

также творить дела любви, и тогда Бог явит свою милость над Россией. Не

будем теплохладными, живя как ни в чем не бывало, но будем жить по вере,

а не по духу этого мира. Бог есть любовь и нам надо возрастать в любви к

Богу и ближним.

86. Князь Дмитрий Донской перед Куликовой битвой ездил в Троице-

Сергиев монастырь, чтобы взять благословение на битву у прп. Сергия Радо-

нежского. Вместе с благословением прп. Сергий дал ему двух иноков: Пере-

свету и Ослябю. Прп. Сергий постриг их в великую схиму и эту схиму дал им

в качестве доспехов. Когда был перед битвой поединок Челубея с Пересве-

том, то Пересвет не стал одевать доспехи, но возложил на себя схимнические

доспехи. Челубей был непобедимым воином у Мамая, но Пересвет уповал на

Бога, а не на одеяние. В итоге Пересвет поразил Челубея, но и сам погиб от

смертельной раны. Ослябя тоже погиб геройски. Но русские победили. Пере-

свет и Ослябя причислены к лику святых в чине преподобных. Что из этого

следует? Разве побеждает сила? Нет, побеждает вера. Во время битвы прп.

Сергий Радонежский с братией молился за воинов на Куликовском поле и по-

именно поминал павших. Русь победила, потому что шла не с силой, но с ве-

рой, шла с Богом. Мы часто говорим: мы русские, с нами Бог! А когда Бог с

нами? Когда мы храним православную веру. Вот еще пример дружественной

нам Сербии. Князю Лазарю было открыто, что он и войско погибнет на

Коссовском поле, но сохранится православная вера и он предпочел смерть. В

итоге Сербия – православная страна. Выигрывает войну не тот, кто всех

убил, а тот, кто сохранил православную веру. Важно быть с Богом и тогда за

него будет сражаться Бог. Ветхозаветный судия Гедеон с 300 воинами привел

в ужас громадной войско из тысяч воинов, которые в ужасе стали друг друга

убивать. К чему это сказано. Русская Православная Церковь ежедневно со-

вершает молитву за воинов. Кто сохранит верность Богу, тот и победит. Если

Украина находится в духовном кризисе и не захотела перемирия, то Россия

укрепляет православную веру и уповает на Бога.

87. В 2022 году было заявлено, что искусственный интеллект возможно

обладает сознанием, но серьезные специалисты это отвергают, указывая, что

это, вероятнее всего, статистические корреляции математического алгоритма.

Поэтому мы можем быть уверены, что сам искусственный интеллект всего

лишь программа, имеющая в себе большое количество информации и на

основе его выдающая правдоподобные тексты. Вследствие этого вся опас-

ность лежит на разработчиках. Важно, чтобы они в программу не заносили

информацию, способную навредить людям.

88. Сейчас искусственный интеллект может писать статьи, програм-

мировать программы, генерировать изображения и видео, сгенерировать го-

лос человека по трех секундному отрывку голоса, но он не может верить и

любить Бога, это возможно только человеку, поэтому всю нашу повседнев-

ную жизнь может заменить искусственный интеллект, но он не может заме-

нить для нас спасение, поэтому будем заботиться о главном, а все внешнее

тленно и скоропреходящее и вменяется ни во что. Человек разумный – это в

некотором смысле можно сказать и о искусственном интеллекте, хотя у него

нет самосознания, но человек молящийся – это можно сказать только о веру-

ющем человеке. Не будем роботом в своей повседневной деятельности, но

станем человеком в полном смысле этого слова, а это предполагает необхо-

димость благочестивой и богоугодной жизни.

89. Когда мы записываем православные мысли в виде текста, то это яв-

ляется аналогией Святой Троицы. Так мысль рождается умом, который есть

образ Первейшего Ума – Бога Отца. Мысль записывается в виде слов, а Бо-

жественный Словом является Сын Божий. Записываем мы текст с помощью

руки, так и Святой Дух доводит до нас Божественные действия.

90. Почему для еврейского народа было важно деторождение? Часто по-

лагают, что это связано с тем, что все евреи хотели, чтобы из их рода произо-

шел Спаситель. Но не только по этому. Евреи верили, что человек живет в их

потомках, поэтому если они доживут до царства Мессии, то и их предок

вступит в это царство. Поэтому бездетность, как и безбрачие, воспринима-

лось в еврейском народе как проклятие. Однако Матерь Божия нарушила вет-

хозаветное представление, добровольно избрав девство. Даже замуж она вы-

шла за Иосифа Обручника, чтобы удобнее сохранить обет девства. Бог из-

брал Деву Марию для рождения Спасителя по ее добровольному согласию на

это. Теперь избирающие девственную жизнь находятся выше, живущих в

браке, если они свое девство посвящают Богу, живя благочестиво. Поэтому

соделаем девственным нашего внутреннего человека, живущего не по стихи-

ям сего мира, но по Богу, в чистоте и святости.

91. Как мы можем убедиться, что мир подходит к концу? Мы знаем, что

Содом и Гоморра были истреблены Богом за однополые отношения и другие

беззакония. Сейчас большая часть мира заражена этим грехом, а значит и

близка к своему концу. Однако для человека нет необходимости ждать всеоб-

щего конца мира. Нужно всегда помнить о смерти. Когда она придет, тогда

человек и переходит из этой временной жизни в жизнь иную, и сам для себя

уже ничего сделать не может. Время дорого и кратко, поэтому будем его це-

нить для спасения.

92. Как мы должны относиться к себе, Богу и ближним? По отношению

к себе мы должны смириться, учась кротости и смирению у Христа. Смире-

ние – серебро. В отношении Бога и ближних, мы сперва должны любить

Бога, а потом – ближних, учась любви у Пресвятой Троицы, которая есть Лю-

бовь. Любовь – золото. Если Вы это исполните, то считайте, что закончили

Высшие богословских курсы.

93. Если Вы стяжали дух православной церковности, то есть любите бо-

гослужения, исполняете молитвенное правило, соблюдаете посты и принима-

ете все церковные установления и живете церковной жизнью, то есть бого-

угодно и благочестиво в исполнении заповедей, то считайте, что Вы закончи-

ли духовную семинарию.

94. Если Вы стараетесь постоянно молиться покаянным и смиренным

молением любви, соединяя в сердце ум, чувство и волю и переходя от молит-

венного слова к молитвенному чувству и далее – к молитвенному духу, и вся

жизнь у Вас становится едина с молитвой, то Вы закончили магистратуру по

богословию.

95. Если Вы любите Священное Писание и Священное Предание Церкви

и знаете жизнь и творения святых отцов и стараетесь им следовать в своей

жизни, подражая им в духовных подвигах, то считайте, что Вы закончили ас-

пирантуру по богословию в духовной академии и усвоили дух православной

духовности.

96. Если Вы годами стяжаете Божественную благодать и стараетесь до-

стигнуть ее полноты и обожения, то считайте, что Вы закончили докторанту-

ру по богословию.

97. Прп. Макарий Великий понимал под благодатью Божественную

силу, даруемую человеку для того, чтобы он мог познать Бога, исполнять за-

поведи Его и получить вечное блаженство. Именно Божественная благодать

дает всему жизненную силу действовать и совершенствоваться.

98. По словам прп. Макария Великого, если православный христианин

принуждает себя только к молитве, а о стяжании кротости, смирения, любви

и других добродетелей не заботиться, то может дастся ему на время Боже-

ственная благодать, потому что Бог дает просящим, но он без добродетелей

не сможет ее сохранить и преумножить.

99. По словам Макария Великого, Божественная благодать обладает сле-

дующими действиями: 1) умерщвляет грех и греховный образ жизни; 2) по-

могает легко исполнять заповеди и приобретать добродетели; 3) освобождает

от привязанности к мирскому; 4) теснейшим образом соединяет с Богом; 5)

душа делается обителью Святого Духа, исполняется Его совершенств и пло-

дов, и становится вся светом.

100. По словам прп. Макария Великого, православный христианин, на-

ходясь на высшей степени причастия Божественной благодати, может пасть

и лишиться Божественной благодати, а может потом снова восстать и опять

получить дар Божественной благодати. Для получения Божественной благо-

дати необходимо постоянное свободное произволение православного христи-

анина, его содействие, иначе Божественная благодать останется бесплодной

или удалится.



В раздел образования