Напоминание

«Народные игры как эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств дошкольников»


Автор: Архипцева Лариса Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: «Народные игры как эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Народные игры как эмоционально положительная основа для

развития патриотических чувств дошкольников»

Архипцева Лариса Станиславовна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы

ступени развития они ни находились. Давно стало распространенным

изречение: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем

играют его дети». Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно

заметили, что именно детские игры помогают ярко представить седую

старину. Много из того, что было характерно для быта, а с веками исчезло,

сохранилось лишь благодаря детским играм.

На протяжении многих

столетий русские народные игры были частью, как повседневной жизни, так

и главным весельем в праздниках и гуляньях.

Бережное сохранение

национальных традиций, самобытности национального облика каждого

народа является одним из назначений традиционных народных игр.

С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей

действительностью, в процессе общения передают ему определенный опыт

и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с

людьми.

Закрепление

элементарного

опыта,

отражение

первых

представлений

происходит

в

игре,

что

чрезвычайно

важно

для

полноценного развития детей дошкольного возраста.

Хорошая детская игра – это эмоционально насыщенное действо, а

которое ребенок погружен полностью. Игра – явление сложное и

многогранное. Можно выделить следующие ее функции:

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков,

таких, как память, внимание, восприятие и др.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на

занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком

из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых,

установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического)

напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при

интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки

своего психофизического состояния для более эффективной деятельности,

перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре

творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения

личностных устремлений, которые невыполнимы (трудно выполнимы) в

реальной жизни.

Все народы ценят и стремятся осуществить общечеловеческие идеалы

добра, справедливости, честности, дружелюбия, смелости, выдержки,

целеустремленности,

верности

слову,

великодушия,

скромности,

но

проявляется это у каждого народа в своем национальном своеобразии.

При этом он обращает внимание на то, что одна и та же игра может

быть «своей, родной» сразу для нескольких народов и что сами понятия

«народ», «народный» исторически меняются. Так, в XIX веке слово

«народный» часто понималось как «простонародный», относящийся к

необразованным классам, в основном к крестьянам. В настоящее время

понятие «народ» охватывает все слои общества, включая интеллигенцию. И

каждый человек вносит свой вклад в сокровищницу народного творчества.

За основу классификации игр С.А. Шмаков предлагает взять

человеческую деятельность, которую игры отражают, и разделить все

детские игры на следующие виды:

двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные);

социальные

игры

(творческие,

сюжетно-ролевые

игры,

драматические, деловые игры);

комплексные

игры

(коллективно

творческая,

досуговая

деятельность, хороводные и орнаментальные игры);

интеллектуально-творческие

игры

(предметные

забавы,

состязательные

игры,

сюжетно-интеллектуальные

игры,

дидактические игры и др.).

Каждый вид игр в педагогической литературе и на практике принято

различать по внешним признакам (содержание, место проведения, время

проведения, состав и количество участников, степень регулирования и

управления, наличие аксессуаров) и внутренним признакам (показатели,

приметы, знаки).

2

Двигательные игры — важнейшее средство физического воспитания

детей. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий,

направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

Основной особенностью двигательных(подвижных, моторных) игр является

их

соревновательный,

творческий,

коллективный

характер.

В

них

проявляется умение действовать за команду в постоянно изменяющихся

условиях. Необходимость подчинения правилам формирует честность,

справедливость, дисциплинированность. Кроме того, народные подвижные

игры помогают ребенку усвоить навыки поведения в обществе.

Социальные игры - занимают особое место в воспитании ребенка.

Они носят преимущественно коллективный характер, так как отражают

существо отношений в обществе. В этих играх на основе жизненных или

художественных впечатлений самостоятельно воспроизводятся социальные

отношения

и

материальные

объекты.

Основными

компонентами

социальных игр являются тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет

и роль. Наиболее распространенными из социальных игр являются

сюжетно-ролевые игры.

В ролевых играх дети имеют возможность самостоятельно строить

взаимоотношения друг с другом, приучаются считаться с мнением своих

партнеров в совместной деятельности. Сюжетно-ролевые игры помогают

ребенку приобщиться к трудовой деятельности, освоить свои полоролевые

функции. Следует отметить, что ролевые игры детей не просто копируют

окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности, в

которой, фантазируя и подражая, они раскрывают свой характер, свое

понимание жизни.

Хороводные игры -

включают в себя песню, хореографические

движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и

раскрывается

в

сюжете

песни,

которую

изображают

участники,

передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу. Движения

простые, подчиняющиеся ритму песни. В центре круга стоят главные

исполнители и ведут диалог с двигающимися по кругу игроками или с

помощью пантомимы раскрывают содержание песни.

Народные хороводные игры исполнялись в основном девочками.

Мальчики принимали в них участие очень редко. Мальчики становились

участниками хороводных игр лишь с четырнадцати-пятнадцати лет, когда

они уже воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на

девушек.

3

В

народной

педагогике

достаточно

распространенными

были

орнаментальные

игры,

во

время

которых

участники

двигались

в

определенном порядке под песню или музыкальное сопровождение.

Хореографический рисунок движений определялся мелодией, содержание

же песни в игре не учитывалось. Участники изображали различные

сооружения и явления: плетень, ворота, мост, улицу, метель, шум ветра и

пр.

Состязательные игры - направлены на развитие как физических, так и

умственных способностей детей. Они представляют собой состязание в

силе, меткости, ловкости, быстроте реакции и сообразительности. Среди

них выделяется группа игр с различными предметами: палками, шарами,

мячами, жгутами и т.п. Основной чертой состязательных игр является

наличие четко сформулированных правил игры и установка на победу.

Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки

зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда

зависит:

от

содержания

познавательной

и

нравственной

информации,

заключенной в тематике игр;

от того, каким героям подражают дети;

от обеспечения самого процесса игры как деятельности, требующей

достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования

действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и,

конечно, установления доброжелательных отношений.

Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной

работы. Во всех коллективных играх решается единая задача – найти способ

сотрудничества, взаимодействия на пути к обшей цели, действуя в рамках

установленных норм и правил. А организованность, самодисциплина,

творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся

ситуации — важные качества для человека сегодняшнего и завтрашнего

дня.

Воспитательный потенциал игры исследован достаточно полно. В

научно-педагогической литературе отмечается роль игры:

в познании мира;

в развитии свойств интеллекта;

в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний;

в

физическом

развитии

ребенка

и

приобретении

опыта

нравственного поведения;

4

в

формировании

трудовых

навыков

и

навыков

культуры

межличностных,

коммуникативных

отношений

(дружба,

партнерство);

в формировании опыта разнополовых и разновозрастных связей.

Русские игры отличались разнообразием, в них участвовали и дети, и

взрослые, которые в редкие от тяжелой работы праздничные дни могли себе

позволить повеселиться, соревнуясь в силе или ловкости, хоть не намного

откинув серые будни повседневности.

Русские народные игры можно условно поделить на мужские

(«Бабки», «Лапта», «Городки», «Взятие снежного городка»), детские

(«Ладушки»,

«Сорока-ворона»),

коллективные

(«Горелки»,

«Прятки»,

«Ручеек», «Прятки», «Поводырь»).

В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные ко-

сти нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров,

свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно

для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от

двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На

ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (ли-

ния кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности,

каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом. Это

эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершен-

ствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала

выдержку и внимание.

«Лапта» - русская народная командная игра, в которой использовались

бита (она была лопатообразной, отсюда и название игры) и мяч, проводи-

лась она на открытом естественном пространстве, разделенном на две сто-

роны: «город» и «кон», занимаемые разными командами. Игра заключалась

в том, что игрок одной команды должен был ударить мяч битой посильнее в

сторону принадлежащую противнику, чтобы он улетел подальше и пробе-

жаться за это время в стан «врага» и обратно, причем, чтобы тебя не «осали-

ли» мячом, пойманным игроками команды противника. Удачная пробежка

приносила команде очко, у кого было их больше, тот и победил. Эта игра

способствовала сплочению людей, вырабатывала в них чувство крепкого то-

варищества, взаимной поддержки, верности и конечно вырабатывала внима-

тельность и ловкость.

«Городки» (по другому «Рюхи», «Чушки»). В этой игре с определенного

расстояния специальной битой на расчерченной площадке выбивались

расставленные «городки» - фигурки из нескольких деревянных чушек,

5

сделанных из березы, липы, бука и т.д. Основной задачей было выбивание

15-ти основных фигур, каждая из которых имела свое название, используя

минимальное количество бросков. Соревнования по выбиванию фигур

могут

быть

как

личные,

так

и

командные.

Игра

отличается

увлекательностью, требует наличия ловкости и силы, выдержки, меткости и

отличной координации движений.

В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без

веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек», в который

переплеталась такие важные для молодых людей чувства как выбор

симпатии, борьба за свою любовь, испытание силы чувств, ревность,

волшебное прикосновение к руке свой избранницы. Участники игры

становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко

над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому

пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и,

разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу.

Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким

образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем

игра веселее и увлекательнее.

«Горелки» - веселая, озорная и подвижная игра, развивающая внимание и

скорость. Игроки разбивались на пары и становились в колонны,

выбранный водящий становился спиной к ним, не смотря назад. Перед ним

на некотором расстоянии рисуется линия, участники напевали веселую

песенку «Гори-гори ясно» и по её окончании на слове «беги» пара

размыкает руки и бежит к линии, а водящий должен поймать одного из них,

пока они не сомкнули руки за чертой. С пойманным он становится в пару, а

его партнер, оставшийся один, становится следующим водящим.

Игра в «Прятки» - популярное детское развлечение, отличающееся

веселостью, азартностью и подвижностью, она способствует развитию

смекалки, выдержки и находчивости, учит работать в команде. Играть в неё

можно как вдвоем, так и командой. Выбирают водящего, который

становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные убегают и прячутся,

водящий должен их найти и назвать по имени.

Любимой игрой - потешкой для совсем маленьких деток были всем

хорошо

известные

«Ладушки»,

призванные

развеселить

ребенка,

заинтересовать его веселыми стишками, сопровождающиеся движениями

рук и головы, хлопаньем в ладошки, увлекательной мимикой лица. Данная

игра хорошо развивает мелкую моторику рук и координацию движений,

6

учит навыкам общения и, конечно, приносит малышу массу позитивных

эмоций.

«Взятие снежного городка» - традиционная зимняя забава русского наро-

да, которая являлась частью разудалых игрищ на Масленицу. «Городок»

(представлял собой две стены с воротами, украшенными фигуркой петуха,

бутылки и рюмки) строился из снега на открытом пространстве (в поле или

на площади), обливался водой для придания ему большей неприступности.

В игре участвовали две команды, обычно состоявшие из молодых крепких

парней, одни были «осажденные», они находились внутри снежной крепо-

сти, другие «осаждающие», они нападали с целью захватить снежный горо-

док и разрушить его (кстати, им разрешалось быть на конях). Защитники го-

родка (они были пешие) оборонялись с помощью веток и метелок, лопатами

засыпали атакующих снегом и закидывали их снежками. Первый, кто

ворвался в ворота снежной крепости, считался победителем. Такие развле-

чения отличались безудержной удалью, весельем и отчаянной бесшабашно-

стью.

Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для

своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для

здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими

и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить

на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои

силы и помощь друзей. Поэтому народные игры в детском саду являются

неотъемлемой

частью

поликультурного,

физического,

эстетического

воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением

детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное

отношение

к

культуре

родной

страны,

создаѐтся

эмоционально

положительная основа для развития патриотических чувств.

Родители – первые участники игр своих малышей. И чем активнее обще-

ние матери или отца с ребёнком, тем быстрее он развивается. Родители не

только организуют детские игры, но и сами включаются в детские забавы.

Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много

радости и удовольствия, а папам и мамам даёт возможность лучше узнать

своего ребёнка, стать его другом. Одним из средств создания положитель-

ной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных кон-

тактов между взрослыми и детьми, являются народные игры. В них много

юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий

(прятанье – поиск, загадывание – отгадывание и др.), сохраняет этот на-

строй до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний. В рус-

7

ских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движе-

ниям, удальству.

Большинство родителей знают, что такое народные подвижные игры и

знакомы с ними, но в то же время дети не знают, что такое народные игры.

Это говорит о том, что в семьях слабо прослеживается связь поколений,

воспитание в историческом, культурологическом и патриотическом русле

не проводится. По итогам анкетирования было решено ознакомить

родителей с информацией о важности и необходимости совместных

подвижных игр с детьми, их значении для укрепления здоровья детей и

укрепления связей внутри семьи как между родителями и детьми, так и

между

родителями.

Обратить

внимание

родителей

на

взаимосвязь

поколений

в историческом, культурологическом и патриотическом

направлении. С этой целью были проведены консультации для родителей

«В подвижные игры играем — здоровье укрепляем», «Русские народные

игры», индивидуальные беседы с родителями, также к родителям была

просьба принести фотографии моментов совместных игр с детьми с целью

привлечения родителей к совместным играм с детьми. Преимущество в том,

что игры просты и доступны в организации. Они не требуют специального

оборудования, специального отведённого для этого времени. С ребёнком вы

можете играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время

путешествия в поезде, на даче, в походах.

Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами

представляют собой основу начального этапа формирования гармонически

развитой , активной личности, сочетающей в себе духовное богатство,

моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления от веселых

игр детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они

образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и

дальнейшего

проявления их в общественно полезной и творческой

деятельности

Литература

1.

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры детей младшего

дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1979.

2.

Губанова И.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-

Синтез, 2006.

8

3.

Дыбина О.В. Образовательная среда в организации самостоятельной

деятельности старших дошкольников. М., 2008.

4.

Жуковская

Р.И.

Игра

и

ее

педагогическое

значение.

М.:

Просвещение, 1984.

5.

Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях. Энциклопедия

семейного воспитания и обучения. Выпуск IV.

6.

Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность дошкольников // Игра в

развитии личности дошкольника. – М.: Просвещение, 1990.

7.

Литвинова М.А. Детские народные подвижные игры. – М., 1990.

8.

Михайленко Н.Я. Проблемы дошкольной игры. – М.: Педагогика,

1990.

9.

Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.

10.

Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. – М.: Просвещение, 1965.

11.

Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.:

Просвещение, 1990.

9



В раздел образования