Автор: Архипцева Лариса Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: «Народные игры как эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
«Народные игры как эмоционально положительная основа для
развития патриотических чувств дошкольников»
Архипцева Лариса Станиславовна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы
ступени развития они ни находились. Давно стало распространенным
изречение: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем
играют его дети». Игра сопровождает человека с колыбели. Ученые давно
заметили, что именно детские игры помогают ярко представить седую
старину. Много из того, что было характерно для быта, а с веками исчезло,
сохранилось лишь благодаря детским играм.
На протяжении многих
столетий русские народные игры были частью, как повседневной жизни, так
и главным весельем в праздниках и гуляньях.
Бережное сохранение
национальных традиций, самобытности национального облика каждого
народа является одним из назначений традиционных народных игр.
С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей
действительностью, в процессе общения передают ему определенный опыт
и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с
людьми.
Закрепление
элементарного
опыта,
отражение
первых
представлений
происходит
в
игре,
что
чрезвычайно
важно
для
полноценного развития детей дошкольного возраста.
Хорошая детская игра – это эмоционально насыщенное действо, а
которое ребенок погружен полностью. Игра – явление сложное и
многогранное. Можно выделить следующие ее функции:
Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков,
таких, как память, внимание, восприятие и др.
Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на
занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком
из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых,
установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.
Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического)
напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при
интенсивном учении, труде.
Психотехническая функция – формирование навыков подготовки
своего психофизического состояния для более эффективной деятельности,
перестройка психики для интенсивного усвоения.
Функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре
творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.
Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения
личностных устремлений, которые невыполнимы (трудно выполнимы) в
реальной жизни.
Все народы ценят и стремятся осуществить общечеловеческие идеалы
добра, справедливости, честности, дружелюбия, смелости, выдержки,
целеустремленности,
верности
слову,
великодушия,
скромности,
но
проявляется это у каждого народа в своем национальном своеобразии.
При этом он обращает внимание на то, что одна и та же игра может
быть «своей, родной» сразу для нескольких народов и что сами понятия
«народ», «народный» исторически меняются. Так, в XIX веке слово
«народный» часто понималось как «простонародный», относящийся к
необразованным классам, в основном к крестьянам. В настоящее время
понятие «народ» охватывает все слои общества, включая интеллигенцию. И
каждый человек вносит свой вклад в сокровищницу народного творчества.
За основу классификации игр С.А. Шмаков предлагает взять
человеческую деятельность, которую игры отражают, и разделить все
детские игры на следующие виды:
двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные);
социальные
игры
(творческие,
сюжетно-ролевые
игры,
драматические, деловые игры);
комплексные
игры
(коллективно
–
творческая,
досуговая
деятельность, хороводные и орнаментальные игры);
интеллектуально-творческие
игры
(предметные
забавы,
состязательные
игры,
сюжетно-интеллектуальные
игры,
дидактические игры и др.).
Каждый вид игр в педагогической литературе и на практике принято
различать по внешним признакам (содержание, место проведения, время
проведения, состав и количество участников, степень регулирования и
управления, наличие аксессуаров) и внутренним признакам (показатели,
приметы, знаки).
2
Двигательные игры — важнейшее средство физического воспитания
детей. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий,
направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.
Основной особенностью двигательных(подвижных, моторных) игр является
их
соревновательный,
творческий,
коллективный
характер.
В
них
проявляется умение действовать за команду в постоянно изменяющихся
условиях. Необходимость подчинения правилам формирует честность,
справедливость, дисциплинированность. Кроме того, народные подвижные
игры помогают ребенку усвоить навыки поведения в обществе.
Социальные игры - занимают особое место в воспитании ребенка.
Они носят преимущественно коллективный характер, так как отражают
существо отношений в обществе. В этих играх на основе жизненных или
художественных впечатлений самостоятельно воспроизводятся социальные
отношения
и
материальные
объекты.
Основными
компонентами
социальных игр являются тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет
и роль. Наиболее распространенными из социальных игр являются
сюжетно-ролевые игры.
В ролевых играх дети имеют возможность самостоятельно строить
взаимоотношения друг с другом, приучаются считаться с мнением своих
партнеров в совместной деятельности. Сюжетно-ролевые игры помогают
ребенку приобщиться к трудовой деятельности, освоить свои полоролевые
функции. Следует отметить, что ролевые игры детей не просто копируют
окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности, в
которой, фантазируя и подражая, они раскрывают свой характер, свое
понимание жизни.
Хороводные игры -
включают в себя песню, хореографические
движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и
раскрывается
в
сюжете
песни,
которую
изображают
участники,
передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу. Движения
простые, подчиняющиеся ритму песни. В центре круга стоят главные
исполнители и ведут диалог с двигающимися по кругу игроками или с
помощью пантомимы раскрывают содержание песни.
Народные хороводные игры исполнялись в основном девочками.
Мальчики принимали в них участие очень редко. Мальчики становились
участниками хороводных игр лишь с четырнадцати-пятнадцати лет, когда
они уже воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на
девушек.
3
В
народной
педагогике
достаточно
распространенными
были
орнаментальные
игры,
во
время
которых
участники
двигались
в
определенном порядке под песню или музыкальное сопровождение.
Хореографический рисунок движений определялся мелодией, содержание
же песни в игре не учитывалось. Участники изображали различные
сооружения и явления: плетень, ворота, мост, улицу, метель, шум ветра и
пр.
Состязательные игры - направлены на развитие как физических, так и
умственных способностей детей. Они представляют собой состязание в
силе, меткости, ловкости, быстроте реакции и сообразительности. Среди
них выделяется группа игр с различными предметами: палками, шарами,
мячами, жгутами и т.п. Основной чертой состязательных игр является
наличие четко сформулированных правил игры и установка на победу.
Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки
зрения имеют и много общего. Их воспитывающий потенциал всегда
зависит:
от
содержания
познавательной
и
нравственной
информации,
заключенной в тематике игр;
от того, каким героям подражают дети;
от обеспечения самого процесса игры как деятельности, требующей
достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования
действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и,
конечно, установления доброжелательных отношений.
Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной
работы. Во всех коллективных играх решается единая задача – найти способ
сотрудничества, взаимодействия на пути к обшей цели, действуя в рамках
установленных норм и правил. А организованность, самодисциплина,
творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся
ситуации — важные качества для человека сегодняшнего и завтрашнего
дня.
Воспитательный потенциал игры исследован достаточно полно. В
научно-педагогической литературе отмечается роль игры:
в познании мира;
в развитии свойств интеллекта;
в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний;
в
физическом
развитии
ребенка
и
приобретении
опыта
нравственного поведения;
4
в
формировании
трудовых
навыков
и
навыков
культуры
межличностных,
коммуникативных
отношений
(дружба,
партнерство);
в формировании опыта разнополовых и разновозрастных связей.
Русские игры отличались разнообразием, в них участвовали и дети, и
взрослые, которые в редкие от тяжелой работы праздничные дни могли себе
позволить повеселиться, соревнуясь в силе или ловкости, хоть не намного
откинув серые будни повседневности.
Русские народные игры можно условно поделить на мужские
(«Бабки», «Лапта», «Городки», «Взятие снежного городка»), детские
(«Ладушки»,
«Сорока-ворона»),
коллективные
(«Горелки»,
«Прятки»,
«Ручеек», «Прятки», «Поводырь»).
В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные ко-
сти нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров,
свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно
для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от
двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На
ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (ли-
ния кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности,
каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом. Это
эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершен-
ствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала
выдержку и внимание.
«Лапта» - русская народная командная игра, в которой использовались
бита (она была лопатообразной, отсюда и название игры) и мяч, проводи-
лась она на открытом естественном пространстве, разделенном на две сто-
роны: «город» и «кон», занимаемые разными командами. Игра заключалась
в том, что игрок одной команды должен был ударить мяч битой посильнее в
сторону принадлежащую противнику, чтобы он улетел подальше и пробе-
жаться за это время в стан «врага» и обратно, причем, чтобы тебя не «осали-
ли» мячом, пойманным игроками команды противника. Удачная пробежка
приносила команде очко, у кого было их больше, тот и победил. Эта игра
способствовала сплочению людей, вырабатывала в них чувство крепкого то-
варищества, взаимной поддержки, верности и конечно вырабатывала внима-
тельность и ловкость.
«Городки» (по другому «Рюхи», «Чушки»). В этой игре с определенного
расстояния специальной битой на расчерченной площадке выбивались
расставленные «городки» - фигурки из нескольких деревянных чушек,
5
сделанных из березы, липы, бука и т.д. Основной задачей было выбивание
15-ти основных фигур, каждая из которых имела свое название, используя
минимальное количество бросков. Соревнования по выбиванию фигур
могут
быть
как
личные,
так
и
командные.
Игра
отличается
увлекательностью, требует наличия ловкости и силы, выдержки, меткости и
отличной координации движений.
В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без
веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек», в который
переплеталась такие важные для молодых людей чувства как выбор
симпатии, борьба за свою любовь, испытание силы чувств, ревность,
волшебное прикосновение к руке свой избранницы. Участники игры
становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко
над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому
пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и,
разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу.
Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким
образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем
игра веселее и увлекательнее.
«Горелки» - веселая, озорная и подвижная игра, развивающая внимание и
скорость. Игроки разбивались на пары и становились в колонны,
выбранный водящий становился спиной к ним, не смотря назад. Перед ним
на некотором расстоянии рисуется линия, участники напевали веселую
песенку «Гори-гори ясно» и по её окончании на слове «беги» пара
размыкает руки и бежит к линии, а водящий должен поймать одного из них,
пока они не сомкнули руки за чертой. С пойманным он становится в пару, а
его партнер, оставшийся один, становится следующим водящим.
Игра в «Прятки» - популярное детское развлечение, отличающееся
веселостью, азартностью и подвижностью, она способствует развитию
смекалки, выдержки и находчивости, учит работать в команде. Играть в неё
можно как вдвоем, так и командой. Выбирают водящего, который
становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные убегают и прячутся,
водящий должен их найти и назвать по имени.
Любимой игрой - потешкой для совсем маленьких деток были всем
хорошо
известные
«Ладушки»,
призванные
развеселить
ребенка,
заинтересовать его веселыми стишками, сопровождающиеся движениями
рук и головы, хлопаньем в ладошки, увлекательной мимикой лица. Данная
игра хорошо развивает мелкую моторику рук и координацию движений,
6
учит навыкам общения и, конечно, приносит малышу массу позитивных
эмоций.
«Взятие снежного городка» - традиционная зимняя забава русского наро-
да, которая являлась частью разудалых игрищ на Масленицу. «Городок»
(представлял собой две стены с воротами, украшенными фигуркой петуха,
бутылки и рюмки) строился из снега на открытом пространстве (в поле или
на площади), обливался водой для придания ему большей неприступности.
В игре участвовали две команды, обычно состоявшие из молодых крепких
парней, одни были «осажденные», они находились внутри снежной крепо-
сти, другие «осаждающие», они нападали с целью захватить снежный горо-
док и разрушить его (кстати, им разрешалось быть на конях). Защитники го-
родка (они были пешие) оборонялись с помощью веток и метелок, лопатами
засыпали атакующих снегом и закидывали их снежками. Первый, кто
ворвался в ворота снежной крепости, считался победителем. Такие развле-
чения отличались безудержной удалью, весельем и отчаянной бесшабашно-
стью.
Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для
своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для
здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими
и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить
на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои
силы и помощь друзей. Поэтому народные игры в детском саду являются
неотъемлемой
частью
поликультурного,
физического,
эстетического
воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением
детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное
отношение
к
культуре
родной
страны,
создаѐтся
эмоционально
положительная основа для развития патриотических чувств.
Родители – первые участники игр своих малышей. И чем активнее обще-
ние матери или отца с ребёнком, тем быстрее он развивается. Родители не
только организуют детские игры, но и сами включаются в детские забавы.
Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много
радости и удовольствия, а папам и мамам даёт возможность лучше узнать
своего ребёнка, стать его другом. Одним из средств создания положитель-
ной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных кон-
тактов между взрослыми и детьми, являются народные игры. В них много
юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий
(прятанье – поиск, загадывание – отгадывание и др.), сохраняет этот на-
строй до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний. В рус-
7
ских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движе-
ниям, удальству.
Большинство родителей знают, что такое народные подвижные игры и
знакомы с ними, но в то же время дети не знают, что такое народные игры.
Это говорит о том, что в семьях слабо прослеживается связь поколений,
воспитание в историческом, культурологическом и патриотическом русле
не проводится. По итогам анкетирования было решено ознакомить
родителей с информацией о важности и необходимости совместных
подвижных игр с детьми, их значении для укрепления здоровья детей и
укрепления связей внутри семьи как между родителями и детьми, так и
между
родителями.
Обратить
внимание
родителей
на
взаимосвязь
поколений
в историческом, культурологическом и патриотическом
направлении. С этой целью были проведены консультации для родителей
«В подвижные игры играем — здоровье укрепляем», «Русские народные
игры», индивидуальные беседы с родителями, также к родителям была
просьба принести фотографии моментов совместных игр с детьми с целью
привлечения родителей к совместным играм с детьми. Преимущество в том,
что игры просты и доступны в организации. Они не требуют специального
оборудования, специального отведённого для этого времени. С ребёнком вы
можете играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время
путешествия в поезде, на даче, в походах.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами
представляют собой основу начального этапа формирования гармонически
развитой , активной личности, сочетающей в себе духовное богатство,
моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления от веселых
игр детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они
образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и
дальнейшего
проявления их в общественно полезной и творческой
деятельности
Литература
1.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры детей младшего
дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1979.
2.
Губанова И.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-
Синтез, 2006.
8
3.
Дыбина О.В. Образовательная среда в организации самостоятельной
деятельности старших дошкольников. М., 2008.
4.
Жуковская
Р.И.
Игра
и
ее
педагогическое
значение.
–
М.:
Просвещение, 1984.
5.
Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях. Энциклопедия
семейного воспитания и обучения. Выпуск IV.
6.
Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность дошкольников // Игра в
развитии личности дошкольника. – М.: Просвещение, 1990.
7.
Литвинова М.А. Детские народные подвижные игры. – М., 1990.
8.
Михайленко Н.Я. Проблемы дошкольной игры. – М.: Педагогика,
1990.
9.
Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
10.
Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. – М.: Просвещение, 1965.
11.
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.:
Просвещение, 1990.
9