Напоминание

Формирование читательской грамотности – результат качества образования


Автор: Осокина Ирина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Гимназия имени Сергия Радонежского г.Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г.Йошкар-Ола
Наименование материала: статья
Тема: Формирование читательской грамотности – результат качества образования
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование читательской грамотности –

результат качества образования

Разработала: учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия имени Сергия Радонежского

г. Йошкар-Олы» Осокина Ирина Михайловна

2022

Формирование читательской грамотности –

актуальный результат качества образования

Функциональная грамотность- это общий навык, который накапливается

во время изучения всех предметов. Поэтому она проявляется по-разному.

Функциональная

грамотность

помогает

людям

использовать

запас

имеющейся информации, применять её на практике и решать сложные

жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и

широте их знаний о мире.

Функциональное чтение — нахождение информации из письменных

источников

для

решения

конкретной

задачи;

предполагает

владение

следующими навыками: поиск информации; понимание прочитанного;

работу с полученной информацией (интерпретация, оценка); применение

информации для решения своей задачи (психологическая сторона чтения; три

фазы в процессе чтения: раскрытие содержания, интерпретация текста,

создание

собственного

смысла).

Области

применения

рационального,

поискового, аналитического чтения; активная работа с текстом.

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен

использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения

и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач

в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных

отношений»(Н.Ф.Виноградова).

Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных

текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и

использовать ее при решении учебных, учебно – практических задач и в

повседневной жизни.

В процессе формирования читательской грамотности обучающиеся

приобретают и развивают такие умения, как готовность к смысловому

чтению,

способность

извлекать

необходимую

информацию

для

ее

преобразования в соответствии с учебной деятельностью, ориентироваться с

помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Эти

умения формируются в большей степени во время обучения на уроках

русского языка и литературы.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание

читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания

недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации,

откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным

результатом

освоения

образовательной

программы

основного

общего

образования,

а

также

является

универсальным

учебным

действием

.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его

части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная

память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;

– в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к

себе и к школе;

– в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная

регуляция деятельности;

–– в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить

сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно

передавать информацию, отображать предметное содержание и условия

деятельности в речи.

Сфера применения текста на уроке разнообразна, данная работа может

быть представлена как на этапе изучения нового материала, так и на этапах

закрепления. Работая с текстом, обучающиеся последовательно овладевают

разными

видами

чтения:

просмотровое,

изучающее,

ознакомительное,

поисковое. Виды чтения формируются в процессе выполнения системы

предтекстовых и послетекстовых заданий. Может иметь место и обращение к

личному

опыту.

Прием

«Мозговая

атака»

умственная

разминка,

совместный поиск группового решения. Целью приёма является обращение

к личному опыту, для того чтобы подготовить обучающихся к личностному

восприятию произведения. Например, при

работе по теме в 5 классе

«И.А.Бунин, рассказ « В деревне» целесообразно задать вопросы: «Были ли

вы в деревне», «В какое время года это произошло?», «Какое впечатление у

вас сложилось?». Во время беседы по первичному восприятию рассказа

выяснить: «Какое настроение преобладает в рассказе?», (Рассказ наполнен

предвкушением счастья, ожиданием перемен, которые совершаются в жизни

человека вместе с наступлением весны). «Какой изображена зима в рассказе

И.А.Бунина?»

Выделить изобразительные средства, которые помогают автору описать

картину зимы.

(Яркие эпитеты: молодой (снег), мёртвое (молчание); метафора сугроб,

набитый

вчерашней

метелью;

олицетворение

задумчиво

позванивает

колокольчик делают картину яркой, максимально достоверной.) и сочетания

слов, передающие краски зимы. (В описании преобладают синие, красные,

лиловые,

перламутровые тона).

Мальчик смотрит на мир глазами

художника, замечающего полутона и оттенки).

После чтения текста поразмышлять о прочитанном: «Какие радостные

события объединяются в воспоминаниях писателя?», «Какими словами отец

объясняет мальчику, что надо делать, чтобы людям в деревне жилось

хорошо?», «Почему во время пребывания в деревне мальчика переполняет

радостное чувство?», «Какие приметы пробуждения природы отмечает

писатель?».

Задания на формирование читательской грамотности должны быть

направлены на формирование всех уровней работы с текстом:

-умение найти связь предложений в тексте;

-умение анализировать структуру текста;

-умение вычленить главную информацию в тексте;

-умение работать с неявно заданной информацией;

-умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос;

-умение устно и письменно осмысливать полученную информацию;

-умение находить и извлекать информацию в тексте;

-умение интерпретировать информацию;

-умение

оценивать

достоверность

и

достаточность

представленной

информации.

Можно проводить тесты

по диагностике читательских умений.

Представленные тесты состоят из нескольких информационных блоков

и заданий к ним. В качестве информационных блоков в данном случае

выступают 3 различных текста — публицистический, научный и текст с

картинками. Содержание текстов соответствуют возрастным особенностям

обучающихся 8-9 классов и находятся в сфере их познавательных интересов.

При

отборе

контекста

предусмотрена

ориентированность

на реальные

жизненные ситуации. Задания по работе с текстами направлены на проверку

трех групп умений:

1.

Нахождение и извлечение информации:1,2,6 задания

2.

Интегрирование и интерпретация информации: 3,4,5 задания

3.

Осмысление и оценивание содержания текста: С1, С2

В данной диагностике представлены следующие типы заданий: выбор

всех правильных ответов, задания на сопоставления, задание на исключение

неправильного утверждения, задания с аргументированным ответом.

Диагностика читательской грамотности

Текст

Аптека под ногами

Во всем мире траволечение пользуется особой популярностью. Это

и неудивительно, поскольку фитотерапия имеет, во-первых, тысячелетний

опыт

использования; во-вторых,

минимум

побочных

эффектов

и осложнений; а в-третьих, человек может самостоятельно собрать сырье

и приготовить лекарство.

Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались

за лекарствами. В этой аптеке лекарства не хранятся в склянках, фарфоровых

сосудах и прочих емкостях, а наполняют бесконечное количество живых

растительных клеточек, из которых сформированы стебли, листья, корни,

цветки

трав,

деревьев

и кустарников.

Многие

вещества,

которые

вырабатываются растительными клетками, обладают целебными свойствами:

принятые внутрь или использованные наружно, они помогают больному

организму

справиться

с недугом.

Чтобы

собирать

лекарственные

растения,

необходимо

представлять

их внешний вид, уметь отличать от близких к ним других видов растений,

знать, где они произрастают.

В начале XVII в. по указу Петра I был образован Аптекарский приказ,

и в Москве

в районе

осушенных

болот

за Сухаревой

башней

в целях

«разведения лекарств для казенных аптек» был заложен первый в России

«Аптекарский огород». Сегодня же известно около 500 тыс. видов растений,

но только небольшая часть из них используется в современной медицине.

Многие лекарственные растения используют в пищевой промышленности

(солодка, тмин), парфюмерной (мята, шалфей), а также в металлургии

в качестве пенообразователя (корни солодки, споры плауна).

Поисками

новых

препаратов

растительного

происхождения,

выращиванием лекарственных растений, изучением их природных ресурсов

и разработкой

рационального

режима

их использования

занимаются

сотрудники научно-исследовательских институтов и ботанических садов.

Текст 2

Правила заготовки и хранения лекарственных растений

1. Сбор трав осуществляют в незагрязненных местах вдали

от железнодорожного полотна, автомагистралей, сельскохозяйственных

угодий, промышленных объектов.

2. Сбор ведут в сухую солнечную погоду, после того как обсохла роса,

примерно с 11 до 17 часов.

3. Заготавливать лекарственные растения необходимо в то время, когда они

содержат максимальное количество действующих полезных веществ (для

надземных частей это период от начала цветения до образования плодов).

4. Сушить практически все растения необходимо в тени, без доступа прямого

солнечного света, в хорошо проветриваемых помещениях или под навесом.

5. Крупные части растений, а также корни и корневища (предварительно

хорошо промыв холодной водой) необходимо перед сушкой измельчить.

6. Раскладывать сырье для сушки надо тонким слоем или пучками,

подвешивая на чердаках. В этом случае необходимо следить, чтобы внутри

пучка не появилась плесень.

7. Возможно использование и специальных сушилок, в которых температура

не должна быть более 50°.

8. Высушенные растения следует хранить в хорошо закупоренных банках,

в мешочках из плотной ткани или плотной бумаги.

9. Срок хранения лекарственных растений обычно один год.

Помните, что главные вредители лекарственных растений в период

хранения — это влага, свет и высокая температура! Из Инструкции по сбору

и сушке лекарственного растительного сырья, 1985 г.

Текст 3

1. «Аптекарский огород» в Москве в начале XVII века был создан:

1) для научного изучения лекарственных растений;

2) проведения химических экспериментов;

3) борьбы с инфекционными заболеваниями;

4) разведения лекарственных растений.

2. В качестве пенообразователя в металлургии используют

1) семена тмина;

2) корень солодки

;

3) листья шалфея;

4) цветки мяты.

3. Сбор лекарственных растений осуществляется и в горах. Какой

из перечисленных ниже способов пригоден в этом случае для сушки

лекарственных растений?

Для сушки растения:

1) подвешивают пучками на солнечной поляне;

2) раскладывают тонким слоем на камнях в тени;

3) складывают в бумажные пакеты и хранят в тени;

4) заворачивают в полиэтиленовую пленку.

4. Выберите из перечня все утверждения, не соответствующие содержанию

текстов

1и 2.

Обведите

номера

выбранных

утверждений.

1. Фитотерапия наиболее широко стала применяться только в XXI веке.

2. Все известные виды лекарственных растений применяются в медицине.

3. Любая часть растения может содержать лекарственные вещества.

4.

Для

хранения

лекарственных

растений

не требуется

соблюдения

специальных

условий

5. Лекарственные растения можно использовать для изготовления кремов

и лосьонов.

5.

При

чтении

текста

встретились

слова,

которые

употребляются

в повседневной жизни. Из содержания текста можно определить их значение.

Установите соответствие между словом и его толкованием. Для каждого

слова из первого столбца подберите его толкование из второго столбца,

обозначенное цифрой.

Слово

Толкование слова

А)фитотерапия

;

Б) сырье

1) добытый материал, предназначенный для дальнейшей

переработки в готовый продукт;

2) народная мудрость, вобравшая в себя тысячелетний опыт

использования растений;

3) щадящий метод лечения, основанный на применении

растений и медицинских препаратов из них;

4) части растений — листья, корни, кора и т. д., собранные

в сырую погоду

6. Установите соответствие между названием лекарственного растения

и назначением препарата, в состав которого оно входит. Для каждого

элемента первого столбца подберите соответствующий элемент из второго,

обозначенный цифрой.

Название

Назначение препарата

А) пустырник;

Б) мать-и-мачеха;

В) зверобой

1) уменьшение кашля;

2) снятие воспаления в горле;

3) снижение артериального давления;

4) улучшение аппетита

Прочитайте небольшой текст и выполните задания С1 и С2

Разбираясь в домашней аптечке, Маша обнаружила темную склянку

с желтоватой жидкостью, но без этикетки. На коробочке, в которой

находилась склянка, сохранилось только описание препарата:

«Состав и форма выпуска: спиртовая настойка на 70% спирте (1:10);

во флаконах по 50 мл.

Характеристика: прозрачная жидкость желтого цвета, содержит

календен, каротиноиды, салициловую кислоту.

Показания к применению: инфицированные раны, ожоги, ангина, инфекции

полости рта и верхних дыхательных путей.

Способ применения и дозы: наружно в виде полосканий (1 ч. ложка

на стакан воды) или внутрь (как желчегонное средство) — по 10–20 капель

на прием.

Условия хранения препарата: в прохладном, защищенном от света месте.

Хранить в недоступном для детей месте. Срок годности препарата 4 года».

С1. Какое(ие) из представленных в тексте 5 лекарственных растений

могло(и) быть использовано(ы) для приготовления этой настойки? Докажите

правильность своего выбора на основе прочитанных текстов.

С2. Можно ли использовать найденную в домашней аптечке настойку для

ухода за потрескавшейся кожей рук? Приведите два довода для обоснования

своего мнения.

Литература

1.Забродина

Н. П.

Читательская грамотность : пособие по развитию

функциональной грамотности старшеклассников / [Н. П. Забродина, И. Е.

Барсуков, А. А. Бурдакова и др.] ; [под общ. ред. Р. Ш. Мошниной]. – Москва

: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с.

2.Виноградова Н.Ф.Функциональная грамотность младшего школьника.

Книга для учителя. М., «Вентана-Граф», 2018.

288 с. : ил. - (Российский

учебник) (Успешный педагог XXI века). - ISBN 978-5-360-09871-3. .

3.Демидова М. Ю. Диагностика читательской грамотности / М. Ю.

Демидова // Справочник заместителя директора школы : журнал. - 2016. - N

1. - С. 17- 37.

4.Цукерман Г. А. Читательская грамотность школьника. 5-9 классы: книга

для учителя / О. М. Александрова [и др.] ; под ред. И. Н. Добротиной;

Институт

стратегии

развития

образования

Российской

Академии

образования. - М. : ВентанаГраф : Российский учебник, 2018. - 144 с. -

(Российский учебник).

5.Шарова, А.Д. Занятия по формированию читательской грамотности / А. Д.

Шарова // Мастер-класс : прил. к журн. "Методист". - 2015. - N 7. - С. 11-21.



В раздел образования