Автор: Шиловская Татьяна Николаевна
Должность: учитель -дефектолог
Учебное заведение: МКОУ СКШ №9
Населённый пункт: город Мыски Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развивающие игры и упражнения для детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование
Статья «Развивающие игры и занимательные упражнения для детей ОВЗ »
учитель –дефектолог Шиловская Татьяна Николаевна
У детей с ограниченными возможностями здоровья умственной сферы деятельности особенно
страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. Эти дети
быстро отвлекаются, внимание у них неустойчиво. Снижена способность к распределению между
разными видами деятельности, т.к. сужены объем внимания и переключаемость с одного вида
деятельности на другой.
Восприятие — более сложный процесс, чем ощущение. Это целостное отражение объектов и
явлений окружающего мира. Оно связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а
также особенностями личности. Восприятие детей с задержкой психического развития
характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщенности. У них образуются
лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому воспитанники с трудом
постигают смысл воспринимаемого. Перечисленные дефекты восприятия отрицательно
сказываются на успешности обучения обучающихся (не соблюдают строку, трудности при письме
элементов букв, в послеслоговом чтении, в расположении предметов в пространстве и т.д.). Для
совершенствования восприятия полезны занятия рисованием, лепкой, конструированием,
спортивные игры и физические упражнения.
Восприятие времени особенно сложно умственно отсталым детям. Длительность, скорость,
последовательность явлений осознаются ими с большим трудом. В играх и упражнениях хорошо
закреплять представления о сутках (утро, день, вечер, ночь), днях недели, месяцах. Ввести в
понятийный словарь временные слова-понятия: раньше, позже, сначала, потом, до, после, затем.
У детей с ОВЗ (с задержкой умственного развития) отмечается пониженная цветовая
чувствительность. С трудом усвоив основные цвета (красный, синий, желтый, зелёный), дети еще
долго путают их оттенки.
Они нередко используют цвет, не соответствующий окраске реального объекта (раскрашивают
кошку в синий цвет, огурец в красный и т.д.), не понимают, что цвет может быть постоянным
признаком того или иного предмета.
Наиболее сложными для детей ОВЗ со слабыми умственными способностями являются словесно-
логические операции, выполнение которых протекает только в умственном плане. На протяжении
всех лет обучения особое внимание уделяется развитие мышление учащихся, поднимая его от
наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словесно-логическим понятиям.
Предлагаемые ниже игры и упражнения способствуют не только активизации мыслительной и
речевой деятельности, но и развивают такие психические процессы, как представления, память,
воображение, эмоции, воля. При их выполнении ребенок должен найти сходства и различия в
предметах и явлениях, сравнить предметы на основе выделенных признаков, сделать обобщение,
умозаключение.
Память детей можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной
работы. Не следует заниматься механической тренировкой памяти, заучивать ненужное или
малопонятное. Ребёнок должен понимать то, что ему предлагается запомнить. Наибольшие
возможности для обучения приемам осмысленного запоминания представляет классификация.
Например, в процессе классификации ребенок создает группу «Обувь». Выбирает из
предложенных картинок те, на которых изображены туфли, тапочки, сапоги, сандалии и т.д.
Называет их и дает им общее название — обувь. Через некоторое время классификация идет уже
«в уме».
Игры, направленные на развитие памяти, способствуют развитию целенаправленного процесса
запоминания, расширению объема памяти. Дети знакомятся с рациональными приемами
осмысленного запоминания и припоминания, учатся устанавливать связи между предметами.
Игры на развитие внимания:
Игра «Кто больше увидит?»
Предложить детям внимательно рассмотреть картинку и перечислить, что он видит на ней. (У этой
игры много вариантов, которые предлагаются в зависимости от класса):
Задание « Найди ошибку»
а) найти фигуру, которую не туда положили. Выкладывается несколько стопок карточек,
подобранных на основе определенных геометрических фигур, однако среди треугольников лежит
квадрат, между ромбами — прямоугольник и т.п.;
б) сказать, что неправильно?
Дано несколько суждений, часть из которых заведомо алогичны. Прочитать предложения и найти
ошибочные суждения.
Например: (кошка умеет летать; зимой холодно; На сосне выросли красные яблоки; у собаки
родились телята.)
Изображены фигуры 3—4 видов (треугольник, круг, квадрат, ромб). Всего 5—10 рядов по 10 фигур
в каждом ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно. Нужно:
а) расставить значки, как показано в образце;
б) расставить значки только в квадратах и треугольниках;
в) поставить значки в ромбах и подчеркнуть все квадраты.
Дается таблица с предметами 5—10 рядов по 8 в каждом. Предметы расположены произвольно.
а) вычеркнуть все грибочки;
б) вычеркнуть все мячики;
в) вычеркнуть все елочки красным карандашом, а мячики — синим;
г) вычеркнуть все мячики и подчеркнуть елочки.
Упражнение «Построй дорожку»
Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения
дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым
определенные геометрические фигуры: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою
сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:
а) все треугольники (круги, квадраты);
б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотреть с ним таблицу. Особо
выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при
выполнении задания
Упражнение «Найди игрушку»
Завяжите глаза ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем
необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место.
Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.
Упражнение «Определи на ощупь»
На столе разложить предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность изучить эти
предметы. Затем завязать ребенку глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения.
Можно заменить один предмет другим, можно поменять их местами и т. д. Ребенок должен
обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается,
можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.
Игра «Как же их отличить?»
Показать одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах
(вырезанные из бумаги).Рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши
куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши
больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь.
Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на
друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт
Игры для совершенствования восприятия пространства( величины, формы, расстояния,
местоположения и пространственных отношений между предметами):
Упражнение:«Угадай и нарисуй»
а) на ощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке (плоские, из картона или фанеры), назвать их,
а затем нарисовать;
б) раскладываются геометрические фигурки, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Вы
показываете любую фигуру и просите достать из мешочка такую же.
Упражнение: «Из каких фигур?»
а) вспомнить и назвать предметы, похожие на: квадрат, прямоуголькик, круг, треугольник;
б) закончить рисунок по заданным фигурам.
Упражнение: «Выложи фигуры из палочек»
Сначала дается детям образец, убирается, чтобы восстановить фигуры по памяти.
Упражнение: «Какая рука?»
Нужно:
а) определить, какой рукой девочка держит флажок;
б) в какой руке мальчик держит шар;
в) на какой ноге стоит девочка;
г) какой рукой мальчик держит ручку.
Упражнение «Что где находится?»
Нужно назвать, что изображено в середине, что в левом верхнем углу и т.д.
Упражнение «Внимательно слушай и рисуй»
Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Дети должны зарисовать
их на указанном месте согласно инструкции (вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в
центре круг и т.д.).
Упражнение«Лабиринт»
а) помогите зайчику найти дорогу;
б) по какой дороге дети идут в школу.
Упражнение «Дорисуй предметы»
Попросить детей назвать, а затем дорисовать предметы, изображенные на рисунках. А затем
можно или заштриховать, или раскрасить.
Упражнение «Узнай, что изображено»
Перед ребенком картинки, на которых знакомые изображения даны не полностью. Попросить
детей подумать и сказать, что они узнали, кому принадлежат те или иные элементы изображения.
Упражнение: «Кого ты видишь?»
а) обведи контуры каждого животного;
б) обведи контуры игрушки и т.д.
Игра «Пригласим на день рождения» (Развивающая среда: бумага, карандаш.)
Показать одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах — это гости и конфеты. Как
узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке
второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия. Сравнивать в кругах можно любые
предметы и любое их количество — больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак
равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.
Игры для совершенствования восприятия цвета:
Упражнение«Подбери подходящий лепесток»
Перед ребенком кладут карту с изображением нескольких цветков: ромашка, василек, мак,
подсолнух. У каждого из цветов недостает одного лепестка. Они прилагаются отдельно.
Предложить ребёнку найти им место с учетом цвета и формы.
Упражнение «Узнай по цвету»
Предлагаются полоски разного цвета. Затем показать контуры предметов (листья, огурец, арбуз,
василек, лимон и т.д.)
Задание. Покажи полоску соответствующего цвета.
Упражнение «Чьи платья висят?»
На рисунке изображены девочки, в их волосах бантики разного цвета. На веревке висят платья
того же цвета. Дети должны сказать, кому из девочек принадлежит каждое платье.
Упражнение «Найди в вазе эти фрукты (по цвету)»
Задание. Кто назовет больше предметов?
а) что бывает красным?
б) что бывает зеленым?
в) что бывает желтым?
Упражнение « Назови, одним словом»
Лиса, заяц, медведь, волк — ...
Сыр, колбаса, хлеб, масло — ...
Кровать, стул, диван, кресло — ...
Шапка, юбка, трусы, майка — ...
Сосна, ель, ива, клен — ...
Игра «Зоологическое лото» (настольная игра на закрепление знаний о животных)
Упражнение: «Кто что любит?»
Набор карточек с животными, подобрать каждому животному из другого набора карточек то, что
этот зверь ест.
Упражнение: «Кому что надо?»
Попросить ребенка подобрать к карточкам с изображениями знакомых ситуаций карточки, на
которых нарисованы недостающие предметы.
Упражнение «Слушай и выбирай»
Упражнение «Верно – неверно»
Игры, направленные на развитие памяти
Упражнение: «Назови слова , которые запомнил»
Ребенку дается 5—10 картинок и задание прочитать слова, которые надо запомнить и к каждому
слову подобрать подходящую картинку, чтобы эта картинка помогла, и запомнить слово.
Картинки: лиса, книга, сыр, машина «скорой помощи», метла, еж. Слова для запоминания: еда,
учение, зоопарк, болезнь, работа. Через 20—30 мин. после того, как ребенок отобрал картинки,
спросить, какие слова он запомнил.
Данные игры и упражнения способствуют развитию и успешному обучению детей с ОВЗ
интеллектуального аспекта в образовательной школе. Помогают усваивать новые знания и
способы действия, выходящие за пределы его собственных возможностей. В представленных
играх показаны основные направления использования их на занятиях с детьми разного уровня
интеллектуального развития в условиях одного класса. Задания и упражнения в каждой теме
расположены так, что степень сложности их постоянно возрастает. Поэтому педагогам,
занимающимся с детьми, лучше придерживаться определенной последовательности при
выполнении упражнений и проведении игр.
Педагоги в своей работе могут применять аналогичные игровые задания, упражнения, игры на
развитие тех или иных психических процессов.