Напоминание

"Развивающие игры и упражнения для детей с ОВЗ"


Автор: Шиловская Татьяна Николаевна
Должность: учитель -дефектолог
Учебное заведение: МКОУ СКШ №9
Населённый пункт: город Мыски Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развивающие игры и упражнения для детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




Статья «Развивающие игры и занимательные упражнения для детей ОВЗ »

учитель –дефектолог Шиловская Татьяна Николаевна

У детей с ограниченными возможностями здоровья умственной сферы деятельности особенно

страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. Эти дети

быстро отвлекаются, внимание у них неустойчиво. Снижена способность к распределению между

разными видами деятельности, т.к. сужены объем внимания и переключаемость с одного вида

деятельности на другой.

Восприятие — более сложный процесс, чем ощущение. Это целостное отражение объектов и

явлений окружающего мира. Оно связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а

также особенностями личности. Восприятие детей с задержкой психического развития

характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщенности. У них образуются

лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому воспитанники с трудом

постигают смысл воспринимаемого. Перечисленные дефекты восприятия отрицательно

сказываются на успешности обучения обучающихся (не соблюдают строку, трудности при письме

элементов букв, в послеслоговом чтении, в расположении предметов в пространстве и т.д.). Для

совершенствования восприятия полезны занятия рисованием, лепкой, конструированием,

спортивные игры и физические упражнения.

Восприятие времени особенно сложно умственно отсталым детям. Длительность, скорость,

последовательность явлений осознаются ими с большим трудом. В играх и упражнениях хорошо

закреплять представления о сутках (утро, день, вечер, ночь), днях недели, месяцах. Ввести в

понятийный словарь временные слова-понятия: раньше, позже, сначала, потом, до, после, затем.

У детей с ОВЗ (с задержкой умственного развития) отмечается пониженная цветовая

чувствительность. С трудом усвоив основные цвета (красный, синий, желтый, зелёный), дети еще

долго путают их оттенки.

Они нередко используют цвет, не соответствующий окраске реального объекта (раскрашивают

кошку в синий цвет, огурец в красный и т.д.), не понимают, что цвет может быть постоянным

признаком того или иного предмета.

Наиболее сложными для детей ОВЗ со слабыми умственными способностями являются словесно-

логические операции, выполнение которых протекает только в умственном плане. На протяжении

всех лет обучения особое внимание уделяется развитие мышление учащихся, поднимая его от

наиболее доступных наглядных форм к абстрактным словесно-логическим понятиям.

Предлагаемые ниже игры и упражнения способствуют не только активизации мыслительной и

речевой деятельности, но и развивают такие психические процессы, как представления, память,

воображение, эмоции, воля. При их выполнении ребенок должен найти сходства и различия в

предметах и явлениях, сравнить предметы на основе выделенных признаков, сделать обобщение,

умозаключение.

Память детей можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной

работы. Не следует заниматься механической тренировкой памяти, заучивать ненужное или

малопонятное. Ребёнок должен понимать то, что ему предлагается запомнить. Наибольшие

возможности для обучения приемам осмысленного запоминания представляет классификация.

Например, в процессе классификации ребенок создает группу «Обувь». Выбирает из

предложенных картинок те, на которых изображены туфли, тапочки, сапоги, сандалии и т.д.

Называет их и дает им общее название — обувь. Через некоторое время классификация идет уже

«в уме».

Игры, направленные на развитие памяти, способствуют развитию целенаправленного процесса

запоминания, расширению объема памяти. Дети знакомятся с рациональными приемами

осмысленного запоминания и припоминания, учатся устанавливать связи между предметами.

Игры на развитие внимания:

Игра «Кто больше увидит?»

Предложить детям внимательно рассмотреть картинку и перечислить, что он видит на ней. (У этой

игры много вариантов, которые предлагаются в зависимости от класса):

Задание « Найди ошибку»

а) найти фигуру, которую не туда положили. Выкладывается несколько стопок карточек,

подобранных на основе определенных геометрических фигур, однако среди треугольников лежит

квадрат, между ромбами — прямоугольник и т.п.;

б) сказать, что неправильно?

Дано несколько суждений, часть из которых заведомо алогичны. Прочитать предложения и найти

ошибочные суждения.

Например: (кошка умеет летать; зимой холодно; На сосне выросли красные яблоки; у собаки

родились телята.)

Изображены фигуры 3—4 видов (треугольник, круг, квадрат, ромб). Всего 5—10 рядов по 10 фигур

в каждом ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно. Нужно:

а) расставить значки, как показано в образце;

б) расставить значки только в квадратах и треугольниках;

в) поставить значки в ромбах и подчеркнуть все квадраты.

Дается таблица с предметами 5—10 рядов по 8 в каждом. Предметы расположены произвольно.

а) вычеркнуть все грибочки;

б) вычеркнуть все мячики;

в) вычеркнуть все елочки красным карандашом, а мячики — синим;

г) вычеркнуть все мячики и подчеркнуть елочки.

Упражнение «Построй дорожку»

Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения

дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым

определенные геометрические фигуры: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою

сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:

а) все треугольники (круги, квадраты);

б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотреть с ним таблицу. Особо

выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при

выполнении задания

Упражнение «Найди игрушку»

Завяжите глаза ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем

необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место.

Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.

Упражнение «Определи на ощупь»

На столе разложить предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность изучить эти

предметы. Затем завязать ребенку глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения.

Можно заменить один предмет другим, можно поменять их местами и т. д. Ребенок должен

обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается,

можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.

Игра «Как же их отличить?»

Показать одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах

(вырезанные из бумаги).Рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши

куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши

больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь.

Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на

друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт

Игры для совершенствования восприятия пространства( величины, формы, расстояния,

местоположения и пространственных отношений между предметами):

Упражнение:«Угадай и нарисуй»

а) на ощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке (плоские, из картона или фанеры), назвать их,

а затем нарисовать;

б) раскладываются геометрические фигурки, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Вы

показываете любую фигуру и просите достать из мешочка такую же.

Упражнение: «Из каких фигур?»

а) вспомнить и назвать предметы, похожие на: квадрат, прямоуголькик, круг, треугольник;

б) закончить рисунок по заданным фигурам.

Упражнение: «Выложи фигуры из палочек»

Сначала дается детям образец, убирается, чтобы восстановить фигуры по памяти.

Упражнение: «Какая рука?»

Нужно:

а) определить, какой рукой девочка держит флажок;

б) в какой руке мальчик держит шар;

в) на какой ноге стоит девочка;

г) какой рукой мальчик держит ручку.

Упражнение «Что где находится?»

Нужно назвать, что изображено в середине, что в левом верхнем углу и т.д.

Упражнение «Внимательно слушай и рисуй»

Педагог называет геометрические фигуры с указанием их места на листе. Дети должны зарисовать

их на указанном месте согласно инструкции (вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в

центре круг и т.д.).

Упражнение«Лабиринт»

а) помогите зайчику найти дорогу;

б) по какой дороге дети идут в школу.

Упражнение «Дорисуй предметы»

Попросить детей назвать, а затем дорисовать предметы, изображенные на рисунках. А затем

можно или заштриховать, или раскрасить.

Упражнение «Узнай, что изображено»

Перед ребенком картинки, на которых знакомые изображения даны не полностью. Попросить

детей подумать и сказать, что они узнали, кому принадлежат те или иные элементы изображения.

Упражнение: «Кого ты видишь?»

а) обведи контуры каждого животного;

б) обведи контуры игрушки и т.д.

Игра «Пригласим на день рождения» (Развивающая среда: бумага, карандаш.)

Показать одинаковое (или разное) количество точек в двух кругах — это гости и конфеты. Как

узнать, всем ли хватит угощения? Провести от одной точки первого круга черточку к другой точке

второго круга. Так мы устанавливаем взаимные соответствия. Сравнивать в кругах можно любые

предметы и любое их количество — больше или меньше на 1- 3 предмета. Можно ставить знак

равенства между двумя кругами, если количество точек одинаково.

Игры для совершенствования восприятия цвета:

Упражнение«Подбери подходящий лепесток»

Перед ребенком кладут карту с изображением нескольких цветков: ромашка, василек, мак,

подсолнух. У каждого из цветов недостает одного лепестка. Они прилагаются отдельно.

Предложить ребёнку найти им место с учетом цвета и формы.

Упражнение «Узнай по цвету»

Предлагаются полоски разного цвета. Затем показать контуры предметов (листья, огурец, арбуз,

василек, лимон и т.д.)

Задание. Покажи полоску соответствующего цвета.

Упражнение «Чьи платья висят?»

На рисунке изображены девочки, в их волосах бантики разного цвета. На веревке висят платья

того же цвета. Дети должны сказать, кому из девочек принадлежит каждое платье.

Упражнение «Найди в вазе эти фрукты (по цвету)»

Задание. Кто назовет больше предметов?

а) что бывает красным?

б) что бывает зеленым?

в) что бывает желтым?

Упражнение « Назови, одним словом»

Лиса, заяц, медведь, волк — ...

Сыр, колбаса, хлеб, масло — ...

Кровать, стул, диван, кресло — ...

Шапка, юбка, трусы, майка — ...

Сосна, ель, ива, клен — ...

Игра «Зоологическое лото» (настольная игра на закрепление знаний о животных)

Упражнение: «Кто что любит?»

Набор карточек с животными, подобрать каждому животному из другого набора карточек то, что

этот зверь ест.

Упражнение: «Кому что надо?»

Попросить ребенка подобрать к карточкам с изображениями знакомых ситуаций карточки, на

которых нарисованы недостающие предметы.

Упражнение «Слушай и выбирай»

Упражнение «Верно – неверно»

Игры, направленные на развитие памяти

Упражнение: «Назови слова , которые запомнил»

Ребенку дается 5—10 картинок и задание прочитать слова, которые надо запомнить и к каждому

слову подобрать подходящую картинку, чтобы эта картинка помогла, и запомнить слово.

Картинки: лиса, книга, сыр, машина «скорой помощи», метла, еж. Слова для запоминания: еда,

учение, зоопарк, болезнь, работа. Через 20—30 мин. после того, как ребенок отобрал картинки,

спросить, какие слова он запомнил.

Данные игры и упражнения способствуют развитию и успешному обучению детей с ОВЗ

интеллектуального аспекта в образовательной школе. Помогают усваивать новые знания и

способы действия, выходящие за пределы его собственных возможностей. В представленных

играх показаны основные направления использования их на занятиях с детьми разного уровня

интеллектуального развития в условиях одного класса. Задания и упражнения в каждой теме

расположены так, что степень сложности их постоянно возрастает. Поэтому педагогам,

занимающимся с детьми, лучше придерживаться определенной последовательности при

выполнении упражнений и проведении игр.

Педагоги в своей работе могут применять аналогичные игровые задания, упражнения, игры на

развитие тех или иных психических процессов.



В раздел образования