Напоминание

Формирование учебной мотивации через метод проектов на уроках истории и обществознания.


Автор: Курятова Маргарита Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Никольская СОШ"
Населённый пункт: с. Никольское, Рузского городского округа, Московской области
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование учебной мотивации через метод проектов на уроках истории и обществознания.
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование учебной

мотивации через метод

проектов на уроках истории и

обществознания.

Учитель истории и обществознания

Курятова М.С.

Интерес к получению знаний падает, наблюдается некая пассивность у многих

школьников. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения

можно

назвать

одной

из

центральных

проблем

современной

школы,

делом

общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания

обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного

приобретения

знаний

и

познавательных

интересов,

формирования

социальных

компетентностей, активной жизненной позиции.

Метод проектов как раз и позволяет решить данную проблему современного

образования - проблему мотивации.

Проект — в переводе с латинского означает "самостоятельный поиск пути"

("брошенный вперед"). В педагогической практике под проектом чаще всего понимается

учебный замысел, направленный на появление конкретного продукта, а под учебным

проектированием – деятельность по реализации замысла.

Проектная деятельность – это способ достижения

дидактической цели через

детальную разработку

проблемы, которая должна завершиться вполне реальным

практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Применение проектной методики повышает интерес учащихся к изучению

предмета, формируя внутреннюю мотивацию путем переноса центра процесса обучения

с учителя на ученика.

Цели проектной деятельности таковы:

1.

Воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и

действиях;

2.

Развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умение работать

с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

3.

Развития у учащихся критического мышления.

Что привлекает нас в нем? Это баланс между академическими знаниями

и

практическими умениями. Суть метода можно выразить в тезисе: «Всё, что не знаю, я

знаю, для чего мне это надо и где и как могу эти знания применить». Метод проектов

ориентирован на самостоятельную деятельность и творческую активность учащихся.

Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые

не имели бы единых, заранее известных решений. Для этого нужно еще на старте

педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой,

перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос

проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

1.

Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем

исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированных знаний.

2.

Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая,

познавательная).

3.

Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании.

4.

Структурирование этапов выполнения проекта.

5.

Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

В курсе истории метод проектов можно использовать в рамках программного

материала практически на любом уроке. Я избираю темы более значительные,

интересные и усложняю в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность

в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и

общения.

При

выполнении

проектной

работы

я

придерживаюсь

следующих

рекомендаций:

- Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать

собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать

школьников, желательно поощрять их самостоятельность;

-Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не

может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий

можно вводить и некоторый дополнительный материал.

-В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но

проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз

подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.

Классифицировать учебные проекты можно по различным признакам:

1.

Доминирующая в проекте деятельность:

1.1.

Исследовательские проекты

Исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования и имеют

структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным

исследованием. Может широко применяться в преподавании истории, особенно в

старших классах.

Пример: 10-11 классы. Темы «Эпоха дворцовых переворотов», «Россия в эпоху

Петра

Великого»,

«Пресвященный

абсолютизм

Екатерины

II»,

«Великая

Отечественная война» и т.д. Это групповые проекты. Выполняются всем классом и как

результат презентации, буклеты, устный журнал «История в лицах» и т.д.

1.2.

Творческие проекты

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов и,

как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности

участников. Они предполагают соответствующее оформление результатов в виде

сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так

далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр. Возможно применение в

межпредметных историко-культурных проектах.

Пример: Рассказы ребят. В рабочих тетрадях 6-7 класс в конце пройденной темы

ребятам предлагается придумать рассказ

о жизни в древней Руси крестьянина,

горожанина, купца, князя или рассказ о жизни русского человека в период ордынского

владычества.

Это может быть сочинение, или написать сценарий одной из серий по схеме:

название сериала, действующие лица, сюжет, проект «Жизнь подростка в группе», «Моя

семья», «Моя школа» и т.д. Для этого решите, что в существующей школе можно

оставить, что изменить и добавить.

Ещё один важный момент это подготовка к ЕГЭ.

Обществознание: Эссе. 10-11 класс.

1.3. Ролевые, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до

завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные

характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные исторические

персонажи или герои, имитирующие социальные отношения. Очень интересная форма

работы, позволяющая учащимся ощутить живой аромат истории, пробудить интерес к

изучаемому материалу, уйти от мертвых схем и лучше понять связь истории с нашей

повседневной жизнью.

Пример: Для закрепление материала «Формы общения» класс делится на несколько

групп, и каждая группа разыгрывает сценку определенной формы общения (деловое,

повседневное, убеждающего, ритуального). Предлагается определенная ситуация и

задачи для каждого собеседника. Далее идет анализ

ситуации. Это позволяет

формировать навыки социального партнерства.

1.4. Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности

его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные

интересы самих участников (проект закона, справочный материал и т.д.). Этот тип

проекта является наименее востребованным на уроках истории.

Обществознание по теме «Человек, общество» природа ребята делали памятки

«Защита окружающей среды» 6 класс

1.5. Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте,

явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее

анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

Пример: рабочая тетрадь. Эссе по исторической личности. «Иван III: человек и

государь», «Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири», «Жизнь и творчество Андрея

Рублева».

2.

Предметно-содержательная область:

2.1. Монопроект (в рамках одного предмета);

2.2. Межпредметный проект.

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это —

либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные,

продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно

сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Как правило данный вид

проектов используется при изучении тем по истории «Культура и быт», обществознание

«Выдающаяся личность» устный журнал «В мире замечательных людей».

3.

Характер координации проекта:

3.1. непосредственный (жесткий, гибкий)

Учитель участвует в проекте, направляет работу, организует отдельные этапы

проекта.

3.2.скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4.Количество участников проекта.

4.1. индивидуальные

4.2. парные

4.3. групповые

Проектная технология основана на идее взаимодействия учащихся в группе в

ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором они берут на себя не

только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач,

начинают помогать друг другу, отвечать за успехи каждого.

5.

Продолжительность выполнения проекта.

5.1. краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части, более крупной

проблемы), которые могут быть разработаны на нескольких уроках по программе

одного предмета или как междисциплинарные)

5.2.средней продолжительности (от недели до месяца)

5.3. долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Этапы работы над проектом.

1 Подготовка. Определение темы и целей проекта. Выбор тематики проектов в

разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя определяют

тематику

с

учетом

учебной

ситуации

по

своему

предмету,

естественных

профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других —

тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может

быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом

на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие,

прикладные. Формирование рабочей группы. Обсуждение предмета проекта с учителем

и получение при необходимости дополнительной информации.

2 Планирование.

а) Определение источников информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в)

Определение

способа

представления

результатов

(формы

проекта).

г)

Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной

деятельности.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды. Формируют

задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и

показатели

успеха

проектной

деятельности.

Предлагает

идеи,

высказывает

предположения. Наблюдает за деятельностью учащихся.

3 Исследование. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач.

Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения,

эксперименты

и

т.п.

Выполняют

исследование,

решая

промежуточные

задачи.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

4

Формулирование

результатов

или

выводов.

Анализ

информации.

Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом,

анализируя информацию. Оформляют проект. Консультирует учащихся.

5 Защита проекта. Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования,

представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет,

устный

отчет

с

демонстрацией

материалов,

письменный

отчет.

Участвуют

в

коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. Слушает, задает

целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет

процесс анализа.

6 Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Один из важных

вопросов - оценка проекта, ведь творчество оценить очень сложно. Проблема в том,

что способы оценки проекта вступают в противоречие с официальной процедурой

выставления оценки за работу ученика.

Критерии оценки могут отличаться и

варьироваться в зависимости от вида и цели проекта, возраста его участников.

Способы и критерии оценки проекта

Оценка учителя (А)

Средняя оценка одноклассников (В)

Самооценка автора проекта (С)

Итоговая оценка D = (А+В+С):3

Критерии оценки проекта

1.Соответствие отобранных фактов и явлений выбранной теме.

2.Логика и последовательность их изложения.

3.Умение представить результаты проведенных исследований на устной защите

проекта.

4.Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность

ответов каждого члена группы.

5.Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

6.Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными

возможностями.

7.Эстетика оформления результатов проведенного проекта.

8.Практическое использование проектного изделия.

9.Качество записей и наглядных материалов.

10.Использование знаний из других наук и учебных предметов.

11.Полнота знаний по теме.

12.Оригинальность решения проекта.

13.Культура речи.

14.Привлечение знаний из других областей.

15.Умение пользоваться информационными технологиями.

Выполнение проектов предполагает создание конкретного продукта, который

может представлять различные формы:

1.

Сценарии,

2.

Программа,

3.

Таблица,

4.

Описание,

5.

Аннотация,

6.

Рецензия,

7.

Афиша,

8.

Реклама,

9.

Презентация

в

электронном виде (Power Point).

10.

Альбом,

11.

Газета,

12.

Выставка,

13.

Каталог,

14.

Словарь,

15.

Журнал,

16.

Справочник,

17.

Брошюра,

18.

Фото, видео отчет

Практика показала высокую эффективность внедрения проектной технологии

в учебно-воспитательный процесс, так как работа над проектом и его последующая

защита перед аудиторией стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию,

способствует:

• формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности;

• получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над

решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции;

• повышению активности и самостоятельности учащихся;

• овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение

возникших задач;

• осознанию учеником ценностей совместного труда;

• эстетическому воспитанию;

формированию высокой информационной и общей культуры будущих

специалистов современного информационного общества.

Подводя итог и говоря о повышении мотивации школьников. Ведь что такое

мотив. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Почему я должен это

делать. Следовательно,

формирование мотивации обучения

можно

путем

воспитания их творческой активности.

Развития творческих способностей учащихся можно добиться лишь путем

организации их активной самостоятельной деятельности, создания условий для

проявления творчества, т.е. сам учащийся должен мотивированно включаться в

процесс «добывания» знаний, проявляя при этом максимум самостоятельности,

пытаться творчески применить свои знания к решению разнообразных вопросов.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать,

наклеивать, копаться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать

фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на компьютере. В такой

деятельности происходит усвоение знаний, и, в то же время, вырабатываются

гибкие приемы мыслительных действий, формируются прочные умения и навыки

самостоятельной творческой работы.

Заключение

Специфика предмета истории заключается именно в том, что любая тема

– это бесконечная мозаика событий, ситуаций, предметов быта, лиц,

человеческих стремлений и амбиций – та живая жизнь, которая не только

обучает, но и воспитывает. И проектная деятельность дает учителю

возможность расширить рамки учебника, ввести в процесс обучения

альтернативные точки зрения на изучаемый материал, расширять кругозор

учащихся, формировать самостоятельную личность, гражданина своей

страны.

Учителю проект позволяет раздвинуть рамки учебной программы,

построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение

продолжительного времени и в различных формах, что дает основание

рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно

эффективное

средство

обучения,

воспитания

и

развития

личности

школьника, востребованное современной образовательной практикой.

Как

формируется

мотивация?

Сила

мотивов

определяется

потребностями.

Наши

потребности

сильнее

наших

мотивов.

Идея

потребности – это не просто понятие потребности. Хорошо известно, что

идея, овладевшая человеком, определяет его поведение. Человек, охваченный

идеей потребности, придаёт всему своему поведению соответствующий

оттенок: он интересуется знаниями, стремится к самообразованию.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Одним из

важнейших моментов, раскрывающих сущность отношений школьников к

учению, является совокупность мотивов.

Мотивация – это

действенный способ управления

личностью,

воздействия на её потребности и желания.

Уроки обществознания, как и уроки истории, позволяют усиливать

ученическую активность,

Пример



В раздел образования