Напоминание

Совершенствование форм и методов работы подготовки обучающихся к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам


Автор: Курятова Маргарита Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Никсольская СОШ"
Населённый пункт: с. Никольское, Рузский городской округ, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Совершенствование форм и методов работы подготовки обучающихся к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам
Раздел: среднее образование





Назад




Совершенствование форм и методов работы

подготовки обучающихся к

интеллектуальным конкурсам и олимпиадам

Курятова Маргарита Сергеевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Никольская СОШ»

На современном этапе в образовании все больше утверждается

деятельностный

компетентностный

подход,

сущность

которого

заключается в том, чтобы сделать ученика активным соучастником

учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике,

интерпретировать и выражать своё отношение к ним это главная цель

педагога в работе с учениками. Знаю -

могу применить - владею

способами применения (знаю как применить) — имею своё отношение -

эта логическая цепочка определяет развитие олимпиадных детей.

Олимпиадное движение, конкурсы это часть большой и серьезной

работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Олимпиада,

конкурс по учебной дисциплине

это определение специальной

способности, проявляющейся во владении содержанием образования в

части

конкретной

учебной

дисциплины.

Они

позволяют

активизировать творческие и познавательные способности учащихся,

выявить талантливых, ориентированных на научную деятельность детей,

служат популяризацией знаний. Дает возможность учителю проверить

уровень подготовки учащихся по предмету, их общий кругозор.

Главными задачами при подготовке учащихся к конкурсам и

олимпиадам является:

Развитие познавательной активности учащихся

Формирование интереса к изучению предметов

Выявления уровня подготовки учащихся по предметам

Расширение кругозора

Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского

мышления

Формирование творческой активности обучающихся

Развитие способности к нахождению аналогий

Развитие

мышления

и

коммуникативных

способностей

учащихся.

Система работы по подготовке к олимпиадам:

базовая школьная подготовка по предмету;

подготовка,

полученная

в

рамках

системы

дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы и

т.д.);

самоподготовка

(чтение

научной

и

научно-популярной

литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации

в Интернете и

т.д.);

Подготовка к олимпиадам это сложный процесс, требующий

продуманности и систематичности. Он включает в себя:

решение как можно большего числа олимпиадных заданий;

подробное дополнительное изучение тем школьного курса;

изучение различных методов решения задач;

комбинированные способы.

Самое сложное вести систематическую подготовку учащихся к

олимпиадам. При этом важна направляющая роль учителя: заинтересовать

учащегося,

поставить

проблему,

показать

новое

направление,

не

изучаемое на уроках.

Основная подготовка ребят к участию в конкурсах и олимпиадах

происходит во время урока. Поэтому в своей деятельности я использую

различные формы работы.

На уроках использую такие формы занятий, как урок-дискуссия

(круглый стол), урок - игра, урок-практикум, «мозговой штурм», написание

сочинения-эссе,

в

которых

предлагаю

учащимся

выразить

свою

гражданскую позицию по тому или иному вопросу, применяю групповые

формы работы,

разного рода творческие задания, различные формы

вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

Это способствует развитию творческого стиля мышления, способность

четко и кратко выражать свои мысли, увеличение интереса к ученой

дисциплине расширяет кругозор учащихся, формирует навык оценки

события в истории.

(Пример: Задания: раскрыть смысл пословицы, анализ различных

ситуаций, работа с документами, текстом, вставить пропущенные слова в

тексте, «Мозговой штурм» - Методика используется тогда, когда можно

предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы.

Например: «Как снизить уровень преступности? Составление и решение

кроссвордов и ребусов. Викторины. В конце каждой темы ребята

составляют кроссворд, а в конце года при обобщении материала сами их

решают. Игра, которая является естественным состоянием любого

ребенка, помогает отрабатывать навык работы с проблемными,

творческими, олимпиадными вопросами.

В 10-11 классе: Задания: высказывание ученных по какой либо проблеме:

-на уроке раскрываем смысл задания, домашнее задание выразить свое

мнение по данной проблеме и привести 2 аргумента.

История изобилует датами, огромным количеством понятий, имен и

т.д. Решая задания по «'дешифровке» дат, составляя кроссворды,

придумывая логические вопросы лучше запоминается материал.

Также по общество-знанию ребята начиная с 6 до 11 класса

составляют словарь понятий, (какие-то записываются на уроке, какие -

то понятия оформляются дома).

Наглядность также является очень важным фактором при подготовке

к конкурсам и олимпиадам. Использование ИКТ позволяют создать

информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории

и обществознания. Это дает возможность использовать на уроке

карты,

рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты,

диаграммы.

Презентация позволяет мне, как учителю, иллюстрировать свой

рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в

виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик

должен

провести

огромную

научно-

исследовательскую

работу,

использовать

большое

количество

источников

информации,

что

позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт

индивидуального

творчества.

Данный

вид

учебной

деятельности

позволяет развивать у ученика

логическое

мышление,

формирует

общеучебные

умения

и

навыки.

Ранее

бесцветные,

порой

неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие

и запоминающиеся.

При подготовке к олимпиадам большую роль играет приобретение

практического навыка, а именно решение как можно большего числа

олимпиадных заданий.

Поэтому при подготовке практических устных и письменных работ я

использую большое количество заданий, представленных на олимпиаде и

формирующих необходимые навыки.

(Пример: I

. формирование хронологических знании,

(задания на диагностику сформированности хронологических знаний и

умении

-тест на определение даты по событию

- тест на определение события по дате

- кто из перечисленных исторических деятелей был современником

- расставьте в хронологической последовательности

- соотнесите событие и дату

- определите принцип образования хронологического ряда

- какое событие произошло раньше (позже)

- какое событие произойти в царствование...

- вставьте пропущенные в текст даты)

2. Формирование картографических знаний и_умений,

(задания на диагностику сформированности картографических знаний и

умении

- тесты с географическими названиями

- соотнесение регион и название княжества или государства (регион и

название племени)

- картографический диктант

- контурная карта

- интерактивные карты

- выбрать лишнее картографическое название

- вставить слова, подходящие по смыслу)

Изучение теоретического материала

Формирование понятий.

- Работа со словарем.

- Составьте предложения со словами.

- Тестовые задания.

-

Составьте (разгадайте) кроссворд.

Формирование причинно- следственных связей.

- Составление схем и логических схем. Заполнить пропуски в схеме

- Сравнение причин событии.

- Выделение последствий и итогов событии.

- Объяснение высказывания.

- Сделайте вывод.

- Сформулируйте вопросы к тексту.

Работа продолжается и во внеурочное время: в виде индивидуальных

консультаций, самостоятельной работы, участии в подготовке наглядных

пособий, презентаций, конкурсов, исследовательской и проектной работы и

т.д.

Одной

из

форм

подготовок

к

олимпиадам

я

использую

исследовательскую работу учащихся, принимая участие в различных

конкурсах. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу

в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность

обучающихся из потока информации выделять события, описывать их

аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать

источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации,

аргументировать личные взгляды.

Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены

человеком самостоятельно, после определенных усилий.

При самостоятельной подготовке учащихся к олимпиадам часто

возникает

проблема

отбора

литературы,

источников.

Поэтому

следующий этап - рекомендация списка литературы и источников. Для

этого можно задействовать кабинет истории: периодически вывешивать

на стенде интересную информацию с указанием источника, откуда она

взята. На уроках с использованием ИКТ можно давать ссылки на сайты,

откуда взята информация. Вообще Интернет на сегодняшний момент -

самая обширная база информации, поэтому я широко использую в работе

его ресурсы.

Все эти формы работы помогают индивидуально раскрывать и

совершенствовать личность учащегося, расширять его кругозор,

формировать навык оценки тех или иных исторических событий и

общественных явлений в жизни общества.

Овладение данными навыками помогает учащимся достичь высоких

результатов в конкурсах учебно-исследовательских работ, предметных

олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.



В раздел образования