Автор: Курятова Маргарита Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Никсольская СОШ"
Населённый пункт: с. Никольское, Рузский городской округ, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Совершенствование форм и методов работы подготовки обучающихся к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам
Раздел: среднее образование
Совершенствование форм и методов работы
подготовки обучающихся к
интеллектуальным конкурсам и олимпиадам
Курятова Маргарита Сергеевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Никольская СОШ»
На современном этапе в образовании все больше утверждается
деятельностный
компетентностный
подход,
сущность
которого
заключается в том, чтобы сделать ученика активным соучастником
учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике,
интерпретировать и выражать своё отношение к ним это главная цель
педагога в работе с учениками. Знаю -
могу применить - владею
способами применения (знаю как применить) — имею своё отношение -
эта логическая цепочка определяет развитие олимпиадных детей.
Олимпиадное движение, конкурсы это часть большой и серьезной
работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. Олимпиада,
конкурс по учебной дисциплине
это определение специальной
способности, проявляющейся во владении содержанием образования в
части
конкретной
учебной
дисциплины.
Они
позволяют
активизировать творческие и познавательные способности учащихся,
выявить талантливых, ориентированных на научную деятельность детей,
служат популяризацией знаний. Дает возможность учителю проверить
уровень подготовки учащихся по предмету, их общий кругозор.
Главными задачами при подготовке учащихся к конкурсам и
олимпиадам является:
•
Развитие познавательной активности учащихся
•
Формирование интереса к изучению предметов
•
Выявления уровня подготовки учащихся по предметам
•
Расширение кругозора
•
Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского
мышления
•
Формирование творческой активности обучающихся
•
Развитие способности к нахождению аналогий
•
Развитие
мышления
и
коммуникативных
способностей
учащихся.
Система работы по подготовке к олимпиадам:
базовая школьная подготовка по предмету;
подготовка,
полученная
в
рамках
системы
дополнительного образования (кружки, факультативы, элективы и
т.д.);
самоподготовка
(чтение
научной
и
научно-популярной
литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации
в Интернете и
т.д.);
Подготовка к олимпиадам это сложный процесс, требующий
продуманности и систематичности. Он включает в себя:
решение как можно большего числа олимпиадных заданий;
подробное дополнительное изучение тем школьного курса;
изучение различных методов решения задач;
комбинированные способы.
Самое сложное вести систематическую подготовку учащихся к
олимпиадам. При этом важна направляющая роль учителя: заинтересовать
учащегося,
поставить
проблему,
показать
новое
направление,
не
изучаемое на уроках.
Основная подготовка ребят к участию в конкурсах и олимпиадах
происходит во время урока. Поэтому в своей деятельности я использую
различные формы работы.
На уроках использую такие формы занятий, как урок-дискуссия
(круглый стол), урок - игра, урок-практикум, «мозговой штурм», написание
сочинения-эссе,
в
которых
предлагаю
учащимся
выразить
свою
гражданскую позицию по тому или иному вопросу, применяю групповые
формы работы,
разного рода творческие задания, различные формы
вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Это способствует развитию творческого стиля мышления, способность
четко и кратко выражать свои мысли, увеличение интереса к ученой
дисциплине расширяет кругозор учащихся, формирует навык оценки
события в истории.
(Пример: Задания: раскрыть смысл пословицы, анализ различных
ситуаций, работа с документами, текстом, вставить пропущенные слова в
тексте, «Мозговой штурм» - Методика используется тогда, когда можно
предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы.
Например: «Как снизить уровень преступности? Составление и решение
кроссвордов и ребусов. Викторины. В конце каждой темы ребята
составляют кроссворд, а в конце года при обобщении материала сами их
решают. Игра, которая является естественным состоянием любого
ребенка, помогает отрабатывать навык работы с проблемными,
творческими, олимпиадными вопросами.
В 10-11 классе: Задания: высказывание ученных по какой либо проблеме:
-на уроке раскрываем смысл задания, домашнее задание выразить свое
мнение по данной проблеме и привести 2 аргумента.
История изобилует датами, огромным количеством понятий, имен и
т.д. Решая задания по «'дешифровке» дат, составляя кроссворды,
придумывая логические вопросы лучше запоминается материал.
Также по общество-знанию ребята начиная с 6 до 11 класса
составляют словарь понятий, (какие-то записываются на уроке, какие -
то понятия оформляются дома).
Наглядность также является очень важным фактором при подготовке
к конкурсам и олимпиадам. Использование ИКТ позволяют создать
информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории
и обществознания. Это дает возможность использовать на уроке
карты,
рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты,
диаграммы.
Презентация позволяет мне, как учителю, иллюстрировать свой
рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в
виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик
должен
провести
огромную
научно-
исследовательскую
работу,
использовать
большое
количество
источников
информации,
что
позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт
индивидуального
творчества.
Данный
вид
учебной
деятельности
позволяет развивать у ученика
логическое
мышление,
формирует
общеучебные
умения
и
навыки.
Ранее
бесцветные,
порой
неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие
и запоминающиеся.
При подготовке к олимпиадам большую роль играет приобретение
практического навыка, а именно решение как можно большего числа
олимпиадных заданий.
Поэтому при подготовке практических устных и письменных работ я
использую большое количество заданий, представленных на олимпиаде и
формирующих необходимые навыки.
(Пример: I
. формирование хронологических знании,
(задания на диагностику сформированности хронологических знаний и
умении
-тест на определение даты по событию
- тест на определение события по дате
- кто из перечисленных исторических деятелей был современником
- расставьте в хронологической последовательности
- соотнесите событие и дату
- определите принцип образования хронологического ряда
- какое событие произошло раньше (позже)
- какое событие произойти в царствование...
- вставьте пропущенные в текст даты)
2. Формирование картографических знаний и_умений,
(задания на диагностику сформированности картографических знаний и
умении
- тесты с географическими названиями
- соотнесение регион и название княжества или государства (регион и
название племени)
- картографический диктант
- контурная карта
- интерактивные карты
- выбрать лишнее картографическое название
- вставить слова, подходящие по смыслу)
Изучение теоретического материала
Формирование понятий.
- Работа со словарем.
- Составьте предложения со словами.
- Тестовые задания.
-
Составьте (разгадайте) кроссворд.
Формирование причинно- следственных связей.
- Составление схем и логических схем. Заполнить пропуски в схеме
- Сравнение причин событии.
- Выделение последствий и итогов событии.
- Объяснение высказывания.
- Сделайте вывод.
- Сформулируйте вопросы к тексту.
Работа продолжается и во внеурочное время: в виде индивидуальных
консультаций, самостоятельной работы, участии в подготовке наглядных
пособий, презентаций, конкурсов, исследовательской и проектной работы и
т.д.
Одной
из
форм
подготовок
к
олимпиадам
я
использую
исследовательскую работу учащихся, принимая участие в различных
конкурсах. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу
в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность
обучающихся из потока информации выделять события, описывать их
аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать
источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации,
аргументировать личные взгляды.
Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены
человеком самостоятельно, после определенных усилий.
При самостоятельной подготовке учащихся к олимпиадам часто
возникает
проблема
отбора
литературы,
источников.
Поэтому
следующий этап - рекомендация списка литературы и источников. Для
этого можно задействовать кабинет истории: периодически вывешивать
на стенде интересную информацию с указанием источника, откуда она
взята. На уроках с использованием ИКТ можно давать ссылки на сайты,
откуда взята информация. Вообще Интернет на сегодняшний момент -
самая обширная база информации, поэтому я широко использую в работе
его ресурсы.
Все эти формы работы помогают индивидуально раскрывать и
совершенствовать личность учащегося, расширять его кругозор,
формировать навык оценки тех или иных исторических событий и
общественных явлений в жизни общества.
Овладение данными навыками помогает учащимся достичь высоких
результатов в конкурсах учебно-исследовательских работ, предметных
олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.