Автор: Климова Лариса Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Никольская СОШ"
Населённый пункт: Рузский городской округ Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Модель организации внеурочной деятельности в начальной школе
Раздел: начальное образование
Модель организации внеурочной
деятельности в начальной школе
3
Введение
Современный этап развития общества характеризуется рядом про-
цессов, которые не всегда могут быть оценены положительно. Среди таких
характерных признаков социальной жизни, которые могут иметь некото-
рые негативные последствия, сегодня можно назвать высокий уровень за-
нятости родителей и повсеместное распространение информационных тех-
нологий. В семьях, где оба родителя работают практически целый день,
дети часто недополучают внимания, что накладывает свой отпечаток на ре-
зультаты воспитательного процесса. После уроков дети оказываются фак-
тически без присмотра. И если они не проводят свой досуг на улице (а это
чревато повышением уличного травматизма и детской преступности), то
тратят все свое свободное время на телевидение и Интернет. Результаты
многочисленных социологических исследований свидетельствуют о том,
что большое количество школьников проводят практически все свободное
от уроков время перед экранами мониторов и телевизоров.
В этом мы наблюдаем негативные последствия массовой информати-
зации общества. Большинство детей школьного возраста сегодня имеют
отклонения в состоянии здоровья – проблемы со зрением, сколиоз, ожире-
ние и т.п. Эти и многие другие заболевания детей школьного возраста свя-
заны именно с результатом информатизации общества – с малоподвижным
образом жизни.
С учетом вышеуказанных факторов сегодня значительное положи-
тельное влияние на воспитание и состояние здоровья школьников могут
иметь внеурочные занятия.
Именно внеурочная деятельность образовательных организаций со-
здает сегодня возможность компенсировать некоторые недостатки се-
мейного воспитания и образа жизни школьников. Роль внеурочной дея-
тельности образовательных учреждений подчеркивается сегодня на всех
уровнях управления образовательными процессами.
4
В этом свете необходимо отметить, что вопросам организации внеу-
рочной деятельности в образовательных учреждениях посвящены многие
теоретические и практические исследования. В частности, в научной ли-
тературе много исследований посвящены отдельным аспектам внеурочной
деятельности, в том числе ее роли в воспитательном процессе. Эти вопро-
сы раскрыты в работах А.А. Бурченковой, А.П. Гладковой, Н.В. Сейдния-
зовой, Л.А. Сериковой и др. Особенности подготовки будущих педагогов к
организации внеурочной деятельности младших школьников описаны в
диссертационном исследовании Н.В. Штильман. Педагогические условия
совершенствования организации системы внеурочной учебной деятельно-
сти учащихся в открытом образовательном пространстве охарактеризова-
ны Г.В. Складчиковой. Отдельные вопросы организации внеурочной дея-
тельности в образовательных учреждениях раскрыты также в работах Е.М.
Рожковой.
Также ценными являются работы практикующих педагогов, их опыт
организации внеурочной деятельности. Например, заслуживает на внима-
ние опубликованный в печати педагогический опыт работы Муниципаль-
ного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразо-
вательной школы № 12 г. Челябинска, Муниципального общеобразова-
тельного учреждения «Каслинская СОШ № 24» и др. образовательных
учреждений России.
Вышеуказанная литература является важным источником информа-
ции по вопросам организации внеурочной деятельности. В то же время,
каждое образовательное учреждения, каждая школа имеет свои особенно-
сти, что требует своего собственного подхода к организации внеурочной
деятельности.
5
Глава 1. Организация внеурочной деятельности в начальной школе
1.1. Значение внеурочной деятельности в образовании личности
Современные тенденции в образовании направлены на обеспечение
максимальных условий для всестороннего развития и активной социализа-
ции учеников.
В связи с этим Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования в рамках начального образова-
ния предусматривает использование как урочной, так и внеурочной дея-
тельности. Именно внеурочная деятельность имеет значительный потенци-
ал для личностно-ориентированного развития школьников, а также для
формирования социальных коммуникаций в школьной среде. Возможность
разностороннего влияния на каждого ученика в отдельности, и на их груп-
пы актуализирует применение различных форм, направлений и моделей
организации внеурочной деятельности.
Рассматривая значение внеурочной деятельности образовательных
организаций в современных условиях, следует сначала определить сущ-
ность данного понятия. Для этого можно использовать нормативный под-
ход и воспользоваться определением термина «внеурочная деятельность» в
нормативных документах. Так, в соответствии с Методическими материа-
лами по организации внеурочной деятельности в образовательных учре-
ждениях, реализующих общеобразовательные программы начального об-
щего образования, под внеурочной деятельностью в рамках реализации
ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуще-
ствляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования. Внеурочная деятельность
направлена на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы. Внеурочная деятельность отнесена к об-
разовательной деятельности. Это существенный момент, поскольку в науч-
6
ной литературе довольно часто внеурочная деятельность трактуется как
некий «особый вид деятельности». Например, Е. Н. Барышников считает,
что внеурочная деятельность - это особый вид деятельности, осуществляе-
мый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития
личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной програм-
мы; направленный на решение конкретных задач в соответствии с требова-
ниями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся; ре-
ализуемый различными категориями педагогических работников в различ-
ных формах работы вне урока
1
. В целом, данное определение довольно
полное. Но следует учитывать положения современных нормативных ак-
тов и относить внеурочную деятельность именно к образовательной дея-
тельности. Положительным аспектом анализируемого научного определе-
ния является указание направлений внеурочной деятельности.
Также в научной литературе внеурочная деятельность рассматрива-
ется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм
организации свободного времени обучающихся
2
. Данное определение не
несет в себе полной характеристики возможностей реализации внеурочной
деятельности и является чрезмерно сжатым.
В своем педколлективе мы определили внеурочную деятельность как
«образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от
классно-урочной, по пяти направлениям развития личности (спортивно-
оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуаль-
ное, общекультурное) и направленную на достижение планируемых ре-
зультатов освоения основной или дополнительных образовательных про-
грамм».
1 Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществле-
ния // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: мате-
риалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С.11.
2 Пестова С.И. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной
деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – №5. – С.48.
7
Исходя из такого определения, главной задачей внеурочной деятель-
ности является достижение тех или иных запланированных результатов об-
разовательных программ. Вместе с тем, согласно уже анализированным
Методическим материалам задачи внеурочной деятельности также вклю-
чают следующее:
1)
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
2)
оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
3)
улучшить условия для развития ребенка;
4)
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
На мой взгляд, такой подход к определению задач внеурочной дея-
тельности является несистемным, поскольку не дает представления о
комплексе различных задач согласно их социально-педагогическому значе-
нию. В нашем педколлективе задачи внеурочной деятельности системати-
зированы следующим образом:
1) предметно-образовательные задачи. Это те образовательные цели,
которые поставлены в образовательных программах. В этом аспекте следу-
ет отметить, что в рамках урока не всегда удается достичь всех поставлен-
ных образовательных целей. И именно внеурочная деятельность позволяет
компенсировать некоторые недоработки урочной формы образовательной
деятельности. Особенно следует подчеркнуть, что внеурочная деятель-
ность способна значительно улучшить процесс обобщения знаний по тому
или иному предмету. Так, например, в рамках проведения Недели матема-
тики, подготовки к математической викторине и т. п. довольно эффективно
удается обобщить полученные на уроках знания, систематизировать их и
научиться применять в практических ситуациях, в повседневной жизни.
Кроме того, внеурочная деятельность дает возможность значительно
углублять предметные знания школьников посредством их участия в рабо-
те различных кружков, секций и т.п. внеурочных форм. В рамках занятий в
различных предметно ориентированных кружках школьники не просто
8
развивают теоретические знания, а выполняют собственные проекты, про-
водят исследования, разрабатывают изобретения и т.д.;
2) воспитательные задачи. В научной литературе довольно часто
подчеркивается воспитательный потенциал внеурочной деятельности. При
этом они реализуется в нескольких направлениях:
- духовно-нравственное воспитание. В концепции духовно-нрав-
ственного развития и воспитания личности гражданина России подчерки-
вается, что «основным содержанием духовно-нравственного развития, вос-
питания и социализации являются базовые национальные ценности, храни-
мые в социально-исторических, культурных, семейных традициях много-
национального народа России, передаваемые от поколения к поколению и
обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях».
Исходя из этого, внеурочная деятельность должна максимально способ-
ствовать духовно-нравственному воспитанию. С этой целью могут исполь-
зоваться различные формы внеурочной деятельности. Но особую ценность
при этом будет иметь модель организации внеурочной деятельности сов-
местно с внешкольными организациями. В научной литературе подчерки-
вается, что духовно-нравственное воспитание учащихся не может полно-
ценно осуществляться силами одной только общеобразовательной школы.
Необходимо активно включать в этот процесс семью, традиционные рос-
сийские религиозные организации, общественность, СМИ, учреждения
культуры, спорта, социальные учреждения. В частности, наиболее эффек-
тивным будет сотрудничество школы с историческими и краеведческими
музеями и подобными организациями;
- физическое воспитание. Значительную роль в современном воспи-
тательном процессе уделяют обучению школьников здоровому образу
жизни. Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения
сегодня рассматривается в практике работы школы как одно из приоритет-
ных направлений гуманизации образования. Тогда как большинство учени-
ков сегодня ведут малоподвижный образ жизни, особенно актуальными
9
становятся занятия с активными физическими упражнения, спортивные
кружки, состязания и т.п.;
- этическое воспитание. Так, в научной литературе для осуществле-
ния этой воспитательной задачи рекомендуется проведение комплекса ме-
роприятий «Неделя вежливости», контрольный «Тест на знание правил по-
ведения в общественных местах», праздник «Леди и джентльмены» с под-
ведением итогов и награждением победителей.
- экологическое воспитание. Изучение экологии школьниками прида-
ет новый импульс в выдвижении таких ценностей как: отношение к Земле
как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко
всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об
этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную,
дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся
в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как
экологическую нишу человечества. Эти задачи могут быть эффективно ре-
шены в рамках таких форм внеурочной деятельности как эколого-воспита-
тельные марафоны: «Мой заповедный край», «Мир вокруг нас», «Лесные
тайны», конкурс «Зеленый наряд школы (или класса)», создание на при-
школьных участках предметно – развивающих природных сред, проведе-
ние наблюдений, опытнической и исследовательской работы с целью обес-
печения непрерывного экологического воспитания детей и т.п. Помимо
вклада внеурочного экологического образования в достижение метапред-
метных и личностных результатов оно может существенно дополнить
(восполнить) недостающую экологическую составляющую предметного
содержания урочного компонента;
3) задачи социализации. Практические педагоги и психологи отмеча-
ют, что достижение в социально преобразующей добровольческой деятель-
ности воспитательных результатов первого уровня обеспечивается формой
социальной пробы. Социальная проба – инициативное участие ребенка в
социально значимых делах, организованных взрослыми на основе добро-
10
вольности (участие школьников в акциях типа «И помнит мир спасенный»,
«Я хозяин своего города», «Радость малышам», «Осторожно пешеход»,
«Ветеран живет рядом», «День пожилого человека» и т.п.). В достижении
воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных
отношений школьника к базовым ценностям общества и социальной реаль-
ности в целом) значительную роль играют коллективные творческие дела,
реализуемые в процессе внеурочной деятельности. Кроме того, формой
внеурочной деятельности, которая, с одной стороны, учит детей находить
достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично
изменяющемся социуме, а, с другой стороны, устойчиво обеспечивает до-
стижение воспитательных результатов третьего уровня (получение детьми
опыта самостоятельного общественного действия), является социально-
образовательный проект.
Таким образом, с помощью организации внеурочной деятельности
возможным становится не просто решение предметно- образовательных
программ, но и более эффективное воспитание младшего поколения, а так-
же оптимизация процесса его социализации в современном обществе в це-
лом и в школьном коллективе в частности.
Кроме этого, необходимо отметить некоторые особенности внеуроч-
ного образования, которые накладывают свой отпечаток на его содержание
и, в результате, на его роль в образовательном процессе. Эти особенности
сведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. - Особенности внеурочной деятельности
Особенность
Характеристика содержания
Значение
Организация
по интересам
Различные формы внеурочной дея-
тельности организуются по интере-
сам школьников – кто-то любит
рисовать, кто-то вязать и т.д.
Развитие индивидуальных
способностей ребенка, выявле-
ние одаренных детей в той или
иной сфере деятельности
Сотрудниче-
ство с вне-
школьными
организация-
ми
Например, организация внеурочных
мероприятий в музеях, сотрудниче-
ство со спортивными школами (ор-
ганизация состязаний и т.п.), работа
с городскими властями (организа-
ция всегородских акций) и т.п.
Выявление склонностей ребенка
к той или иной социальной дея-
тельности. Это в последующем
может послужить подсказкой ро-
дителям и педагогам при про-
фориентации школьника. Напри-
мер, если ученику понравилось
11
участие в акции «Люди пожило-
го возраста», ему целесообразно
идти работать в социальную сфе-
ру; если же понравилась акция
«Зеленый город» - возможно, он
найдет себя в ландшафтном ди-
зайне, лесоводстве и т.п.
Проведение в
свободное от
уроков время
Все занятия внеурочной деятельно-
стью организуются после основных
занятий (уроков), а иногда и в вы-
ходные дни
Это дает возможность заполнить
досуг ребенка педагогически
ценными занятиями, профилак-
тировать развитие ребенка «на
улице», а соответственно и дет-
ской преступности, а также
уличного травматизма детей
Частое при-
общение к
внеурочной
деятельности
родителей
Например, родители участвуют в
спортивных мероприятиях типа
«Спортивная семья», или же просто
приходят посмотреть на выступле-
ния театрального кружка, спортив-
ные состязания, где участвует их
ребенок
Это способствует формирова-
нию дружеских отношений в се-
мье, дает возможность ребенку
почувствовать поддержку стар-
ших
Разновозраст-
ной характер
деятельности
Возможным является организация
некоторых форм внеурочной дея-
тельности без учета возрастных ха-
рактеристик
школьников.
Напри-
мер, в городских акциях «Чистый
город» или «Зеленая улица» могут
участвовать рядом ученики разных
классов школы
Это способствует налаживанию
социальных
контактов
между
учениками
школы
разных
классов, что создает школьную
сплоченность и улучшают орга-
низационную культуру в образо-
вательной организации
Указанные функции и задачи, решаемые внеурочной деятельностью,
в значительной мере зависят от ее направления. Основными направления-
ми внеурочной деятельности на сегодня являются:
-
спортивно-оздоровительное направление;
-
духовно-нравственное направление;
-
социальное направление;
-
обще-интеллектуальное направление;
-
общекультурное направление.
В зависимости от направления внеурочной деятельности по-разному
будут реализованы отдельные ее задачи и функции. Так, при реализации
спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности глав-
ной ее функцией является функция физического воспитания. Если же это
12
деятельность социального направления, то ее главной функцией будет
функция социализации и т.д.
В зависимости от направления развития личности разными также бу-
дут формы организации внеурочной деятельности. Так, при реализации
спортивно-оздоровительного направления – это преимущественно спор-
тивные и танцевальные секции, при обще-интеллектуальном направлении
– это научные (предметные) кружки.
В целом, внеурочная деятельность обеспечивает учет индивидуаль-
ных особенностей и потребностей обучающихся и организуется по направ-
лениям развития личности, в том числе через такие формы, как экскурсии,
кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные науч-
ные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследова-
ния, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответ-
ствии с выбором участников образовательного процесса.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том,
что внеурочная деятельность сегодня является важным направлением об-
разовательной
деятельности.
Реализовываясь
в
нескольких
главных
направлениях (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, соци-
альное, обще-интеллектуальное, общекультурное) и в различных формах,
внеурочная деятельность обеспечивает образовательную, воспитательную
функции, а также функцию социализации учеников. При этом наиболее
важной, с нашей точки зрения, является воспитательная функция. Она реа-
лизуется в нескольких направлениях: духовно-нравственное, физическое,
этическое, экологическое воспитание. Также внеурочная деятельность
способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей ре-
бенка, его профессиональных наклонностей, дает возможность организо-
вать досуг ребенка, профилактируя тем самым уличный травматизм и
школьную преступность, помогает наладить дружеские отношения в се-
мьях, а также способствует сплоченности учеников школы.
Этапы организации внеурочной деятельности
1 этап
Целеполагание
2 этап
3 этап
4 этап
Выбор модели организации внеурочной деятельности
Заключение договоров образовательной организации
по ресурсному взаимодействию
Документальное оформление процесса организации
внеурочной деятельности
Ресурсное обеспечение программы внеурочной
деятельности
5 этап
13
1.2. Методика и технология организации внеурочной деятельно-
сти в начальной школе
С учетом огромного значения внеурочной деятельности, перед каж-
дой образовательной организацией сегодня стоит задача эффективной ор-
ганизации внеурочной деятельности и поиск путей ее усовершенствования.
Эта задача должна решаться на всех уровнях административного и колле-
гиального управления в образовательной организации. Главными субъек-
тами этого процесса должны выступать: администрация школы, методка-
бинет, педагогический совет, учителя-предметники, классные руководите-
ли, а также сами школьники и их родители.
С учетом последовательности выполнения необходимых организаци-
онных работ весь процесс организации внеурочной деятельности в образо-
вательной организации должен включать следующие этапы (рис.1.1).
Рис. 1.1. Этапы организации внеурочной деятельности
14
1 этап. Целеполагание. На этом этапе необходимо определить цели и
задачи внеурочной деятельности. Главные из них были рассмотрены нами
в предыдущем параграфе данного исследования.
2 этап. Выбор модели организации внеурочной деятельности. В на-
стоящее время Министерством образования и науки РФ предложена базо-
вая модель, на основании которой предложены четыре типа организацион-
ных моделей внеурочной деятельности
1
:
1)
Модель дополнительного образования (на основе институциональ-
ной или муниципальной системы дополнительного образования).
2)
Модель «школы полного дня».
3)
Оптимизационная модель.
4)
Инновационно-образовательная модель.
Рассмотрим более детально особенности каждой из выделенных мо-
делей организации внеурочной деятельности. Представим их в табл. 1.2.
Таблица 1.2. - Модели организации внеурочной деятельности
Модель
Характеристика
Формы организа-
ции
Модель дополни-
тельного образо-
вания
Данная модель предполагает создание общего
программно-методического пространства внеу-
рочной деятельности и дополнительного об-
разования детей.
факультативы,
объединения
учебные курсы
по выбору.
Модель «школы
полного дня»
Основой для модели «школы полного дня» яв-
ляется реализация внеурочной деятельности
преимущественно воспитателями групп про-
дленного дня.
Различные фор-
мы в рамках заня-
тий группы про-
дленного дня
Оптимизационная
модель
Модель на основе оптимизации всех внутрен-
них ресурсов образовательного учреждения.
Принимают участие все педагогические работ-
ники. Координирующую роль выполняет, как
правило, классный руководитель.
Различные фор-
мы, организован-
ные преимуще-
ственно
классным руково-
дителем
Инновационно-
образовательная
модель
модель опирается на деятельность инновацион-
ной (экспериментальной, пилотной, внедренче-
ской) площадки, которая существует в образо-
вательном учреждении. В рамках этой модели
проходит разработка, апробация, внедрение но-
вых образовательных программ.
Инновационные
формы организа-
ции внеурочной
деятельности
1 Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогиче-
ский журнал – 2014. – Выпуск № 5. – С.21.
15
Анализ приоритетов внеурочной деятельности для различных воз-
растных категорий школьников показывает, что последняя модель имеет
свои преимущества для организации досуга учеников старшего школьного
возраста. Для начальной и основной школы более целесообразными яв-
ляются первые три модели.
В последнее время становится очевидным, что интересы школь-
ников достаточно разнообразны, а возможности образовательной ор-
ганизации в удовлетворении запросов и пожеланий учеников (особен-
но старшего школьного возраста) и их родителей ограничены. Порой
школа не может в полной мере удовлетворить потребности воспитан-
ников по всем направлениям внеурочной деятельности. Данную
проблему позволяет решить сетевое взаимодействие общего и допол-
нительного образования детей
1
.
Модель такого взаимодействия образовательных учреждений де-
монстрирует рис. 1.2.
Рис. 1.2. Модель интеграции общего и дополнительного образования при органи-
зации внеурочной деятельности
1 Маканова З.Ш. Возможности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в орга-
низации внеурочной деятельности обучающихся// Внеурочная деятельность обучающихся в условиях ре-
ализации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск:
ЧИППКРО, 2014. – С. 204.
16
Внутришкольная интеграция выражается в реализации единой про-
граммы действий, в которой урочная и внеурочная деятельность направле-
ны на реализацию основной образовательной программы, причем внеуроч-
ная работа ориентирована на личностное развитие обучающегося. Внутри-
школьное дополнительное образование расширяет диапазон педагогиче-
ских средств развития и воспитания обучающихся, оно может быть ис-
пользовано для профилизации обучения и предпрофессиональной подго-
товки. Сетевая интеграция с другими общеобразовательными организация-
ми позволяет расширить организационный и методический компоненты
реализации образовательной программы. Взаимодействие с организациями
дополнительного образования целесообразно осуществлять на уровне
разовых массовых мероприятий
1
.
Таким образом, в зависимости от выбора той или иной модели орга-
низации внеурочной деятельности возникает необходимость в следующем
этапе управленческого процесса по организации внеурочной деятельности.
3 этап. Заключение договоров образовательной организации по ре-
сурсному взаимодействию. Как уже было отмечено, организация внеуроч-
ной деятельности требует расширения спектра социальных партнеров шко-
лы, привлечения специалистов без педагогического образования для орга-
низации различных социальных практик. Посредником, координатором и
активным участником ресурсного взаимодействия со школой должно стать
учреждение дополнительного образования (УДО). Роль УДО в школе за-
ключается в помощи администрации, классным руководителям и обучаю-
щимся по выстраиванию индивидуальной образовательной программы
школьника в процессе организации внеурочной деятельности
2
.
1 Вежев М.Б. Индивидуальный образовательный маршрут по физическому воспитанию в условиях инте-
грации общего и дополнительного образования // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реа-
лизации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск:
ЧИППКРО, 2014. – С. 106-107.
2 Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогиче-
ский журнал – 2014. – Выпуск № 5. – С.24.
17
4 этап. Документальное оформление процесса организации внеуроч-
ной деятельности. На этом этапе необходимыми становятся такие под эта-
пы:
а) разработка Программы внеурочной деятельности. Именно разра-
ботанная программа будет определять все модели, формы реализации
внеурочной деятельности. В соответствии с программой будет определять-
ся необходимое количество финансовых и других ресурсов для обеспече-
ния эффективной внеурочной деятельности в образовательной организа-
ции.
Для осуществления внеурочной деятельности на сегодня разработа-
но большое количество программ, которые позволяют выбрать свой вари-
ант внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Программа
внеурочной деятельности может осуществляться в течение ряда лет
(например, с 5 по 9 класс), что позволит решать еще более сложные об-
разовательные задачи.
Эффективному достижению личностных результатов способствует и
возможность реализации разнообразных видов программ внеурочной рабо-
ты. Их классификация, основные характеристики представлены в табл.1.3.
Таблица 1.3. – Классификация образовательных программ во внеурочное время
1
Характеристика про-
грамма
Варианты характеристики
1. По полу
Смешанные, для мальчиков, для девочек
2. По продолжительно-
сти реализации
Одногодичные, двухгодичные и др.
3. По формам реализа-
ции
Групповые, индивидуальные
4. По видам деятельно-
сти
Художественная, техническая, эколого-биологическая, турист-
ско-краеведческая, культурологическая и др.
5. По воспитательным
результатам
Комплексные образовательные программы, предполагающие
последовательный переход от 1-ого уровня к результатам тре-
тьего уровня в различных видах внеурочной деятельности
6. По тематической
направленности
Направленные на получение воспитательных результатов в
определенном проблемном поле и использующие при этом
возможности различных видов внеурочной деятельности
(например, образовательная программа патриотического вос-
питания)
1 Сейдниязова Н. В., Серикова Л.А. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных ре-
зультатов в начальном звене обучения // ИСОМ. – 2012. – №6. – С. 125.
18
Характеристика про-
грамма
Варианты характеристики
7. По достижению ре-
зультатов определенно-
го уровня
Образовательная программа, обеспечивающая 1-ый уровень
результатов; Образовательная программа, обеспечивающая 1-
ый и 2-ой уровни результатов; Образовательная программа,
обеспечивающая 2-ой и 3-ий уровни результатов
Важным моментом является выбор названия программ внеурочной
деятельности. Название программы должно отражать суть деятельности, в
которую будет включаться обучающийся. Например, «Футбол», «Спортив-
ные игры на свежем воздухе», «Дискуссии о смысле жизни», «Творческое
общение», «Коллективная творческая деятельность». Это позволит обуча-
ющимся и их родителям понять предназначение этих программ. Не реко-
мендуется использовать в названиях программ воспитательные или учеб-
ные цели: «Патриотическое воспитание обучающихся» или «Интеллекту-
альное развитие»
1
.
В ходе построения программы внеурочной деятельности встает во-
прос о включении в программу тех или иных форм внеурочной деятельно-
сти. При этом необходимо учитывать различные факторы:
-
желание учеников и их родителей;
-
ресурсные, в том числе кадровые возможности школы;
-
педагогическую целесообразность.
На этом этапе целесообразным становится анкетирование школьни-
ков и их родителей, построение индивидуального образовательного марш-
руту (ИОМ). ИОМ – это программа действий, определяющая обучающего-
ся как субъекта разработки и реализации образовательной программы при
поддержке педагогами его самоопределения и самореализации. ИОМ раз-
рабатывается для конкретного обучающегося. При разработке ИОМ, обу-
чающийся и его родители выступают как субъекты образования и как за-
казчики, предъявляя образовательные потребности и познавательный
1 Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществле-
ния // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: мате-
риалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С.12.
19
профиль обучающегося. При реализации обучающийся выступает как
субъект образования
2
.
Пример выбора ИОМ по спортивной направленности внеурочной де-
ятельности представлен на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Модель выбора ИОМ по спортивной направленности внеурочной дея-
тельности
В целом, внеурочная деятельность может быть реализована по
направлениям развития личности в таких формах, как художественные
студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведче-
2 Вежев М.Б. Индивидуальный образовательный маршрут по физическому воспитанию в условиях инте-
грации общего и дополнительного образования // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реа-
лизации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск:
ЧИППКРО, 2014. – С. 107.
20
ская работа, научно-практические конференции, школьные научные обще-
ства, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно по-
лезные практики, военно-патриотические объединения и в других формах.
Разнообразие этих форм позволяет говорить о том, что реализовывать ее
могут педагоги различных категорий: педагоги дополнительного образова-
ния, классные руководители, педагоги-организаторы, учителя-предметни-
ки и т. д. В связи с этим процесс освоения способов проектирования про-
грамм,
курсов внеурочной деятельности становится актуальным для
большинства педагогических и руководящих работников
1
.
б) составление Положения о внеурочной деятельности, планов внеу-
рочной деятельности в различных классах и т.п.
в) Определение должностных обязанностей всех педагогических ра-
ботников, которые задействованы в реализации программы внеурочной де-
ятельности.
5 этап. Ресурсное обеспечение программы внеурочной деятельности.
Естественно, что внеурочные мероприятия различных форм требуют при-
влечения ряда дополнительных финансовых, технических и других ресур-
сов. Поэтому важно вовремя рассчитать их необходимое количество,
спрогнозировать источники получения и т.д.
Главные виды ресурсного обеспечения и особенности их учета при
разработке программы внеурочной деятельности образовательной органи-
зации представлены в табл. 1.4.
1 Айчувакова Е.Р., Путилова Н.В. Организация внеурочной деятельности в общеобразовательной орга-
низации в условиях реализации ФГОС общего образования // // Внеурочная деятельность обучающихся в
условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Че-
лябинск: ЧИППКРО, 2014. – С. 68.
21
Таблица 1.4. - Ресурсное обеспечение внеурочной деятельности*
Вид ресурсного
обеспечения
Характеристика
Организационное
обеспечение
Может включать создание ресурсных центров, интеграцию в
открытое образовательное пространство на основе современных
информационно-коммуникационных технологий, сетевое взаимо-
действие образовательных учреждений
Финансово-эко-
номическое обес-
печение
Должны быть использованы все возможности бюджетного и вне-
бюджетного финансирования
Информационное
обеспечение
Необходимы: создание и ведение различных баз данных (норма-
тивно-правовой, методической и других); информационно-ком-
муникационные технологии, обеспечивающие процессы планиро-
вания, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности
Научно-методи-
ческое обеспече-
ние
Необходимы: разнообразие форм методической работы; диссе-
минация передового педагогического опыта; внедрение новых
моделей повышения квалификации
Кадровое обеспе-
чение
Предполагает следующее: укомплектованность образовательного
учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и
иными работниками; наличие соответствующей квалификации
педагогических и иных работников образовательного учрежде-
ния; непрерывность профессионального развития педагогических
работников образовательного учреждения
* Составлено автором на основании
1
Следует отметить, что для эффективной организации внеурочной де-
ятельности образовательного учреждения важным является соблюдение
ряда принципов. Главные из них представлены в табл. 1.5.
Таблица 1.5. - Принципы организации внеурочной деятельности
Принцип
Характеристика
Принцип добро-
вольности
Учащиеся включаются во внеурочную деятельность по собствен-
ному желанию. Этот принцип имеет свою особенность: ученик,
который сам определил свое участие в том или другом виде внеу-
рочной деятельности, берет на себя добровольное обязательство
продолжать дополнительное изучение предмета, что будет требо-
вать от него дополнительных усилий
Принцип массо-
вости
предусматривает активное участие во внеурочных мероприятиях
наибольшего количества учеников.
Принцип учета и
развития индиви-
дуальных осо-
бенностей и ин-
тересов учеников
предусматривает учет их собственного опыта, интересов, жела-
ний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной
сферы и статуса личности в коллективе
1 Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогиче-
ский журнал – 2014. – Выпуск № 5. – С.25.
22
Продолжение табл. 1.5
Принцип связи
внеурочной дея-
тельности с уро-
ками,
состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развива-
ющих и воспитательных целей внеклассных занятий и уроков. Он
также предусматривает связь учебных материалов, которые ис-
пользуются во внеклассной работе, с материалом действующих
учебно- методических комплексов.
Принцип связи
обучения с жиз-
нью.
позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности с
условиями жизни и деятельности ребёнка.
Принцип комму-
никативной ак-
тивности уча-
щихся
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности уча-
щихся во внеклассной работе является возможность выбрать наи-
более интересующий и доступный вид деятельности: ведение
переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом
языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях дра-
матического кружка и т.д.
Принцип
учета
возрастных
осо-
бенностей
уча-
щихся
Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся
дают возможность учителю осуществлять перспективное плани-
рование внеурочной деятельности, определять её задачи и спосо-
бы организации на каждом этапе.
Принцип
разви-
тия
инициативы
и самодеятельно-
сти
предусматривает стимулирование и развитие у школьников само-
деятельности и инициативы в работе.
Таким образом, рассмотренная методика и технология организации
внеурочной деятельности при условии соблюдения вышеуказанных прин-
ципов дают возможность разработать эффективную программу внеуроч-
ной деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, достижение пе-
дагогических целей (образовательных, воспитательных, социализации), а с
другой – способствует реализации интересов школьников и их родителей.
23
Список использованной информационных источников
1.
Айчувакова Е.Р., Путилова Н.В. Организация внеурочной деятельности
в общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС об-
щего образования // // Внеурочная деятельность обучающихся в усло-
виях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс.
науч.-практ. конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С. 68.
2.
Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные
подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучаю-
щихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II
Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. –
С.11.
3.
Безганс С.Г., Мельникова А.А. Современные формы и методы препода-
вания этикета в дополнительном образовании во внеурочной деятель-
ности, или Размышления педагога о важности, полезности и интересно-
сти этикета // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реа-
лизации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс. науч.-практ.
конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С.82.
4.
Вежев М.Б. Индивидуальный образовательный маршрут по физическо-
му воспитанию в условиях интеграции общего и дополнительного об-
разования // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реали-
зации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс. науч.-практ.
конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С. 106-107.
5.
Горанова П. В., Шурмелева С. В. Социальное проектирование как эф-
фективная технология воспитательной деятельности в рамках внеуроч-
ной деятельности школьников // Внеурочная деятельность обучающих-
ся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II
Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. –
С.123.
24
6.
Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Каким должно быть внеурочное эко-
логическое образование? // Вестник БГУ. – 2012. – №1.1. – С. 88.
7.
Ильясова О. В., Шарафутдинова Ю. Н. Экологическое воспитание де-
тей, как одно из ведущих направлений развития личности в организа-
ции внеурочной деятельности обучающихся // Внеурочная деятель-
ность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования:
материалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск: ЧИПП-
КРО, 2014. – С. 176.
8.
Кузнецова И.В. Формирование валеологической культуры детей млад-
шего школьного возраста во внеурочной деятельности // Вестник
ЧГПУ. – 2010. – №10. – С.71.
9.
Маканова З.Ш. Возможности сетевого взаимодействия общего и допол-
нительного образования в организации внеурочной деятельности обу-
чающихся// Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реали-
зации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс. науч.-практ.
конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С. 204.
10.Моисеева А. В. Механизм реализации социального направления в рам-
ках внеурочной деятельности учащихся // Внеурочная деятельность
обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: мате-
риалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск: ЧИППКРО,
2014. – С. 220.
11.Пестова С.И. Духовно-нравственное воспитание младших школьников
через организацию внеурочной деятельности // Муниципальное образо-
вание: инновации и эксперимент. – 2014. – №5. – С.48.
12.Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятель-
ности // Пермский педагогический журнал – 2014. – Выпуск № 5. –
С.21.
13.Сейдниязова Н. В., Серикова Л.А. Внеурочная деятельность как сред-
ство
достижения
личностных
результатов
в
начальном
звене
обучения // ИСОМ. – 2012. – №6. – С. 125.
25