Напоминание

Модель организации внеурочной деятельности в начальной школе


Автор: Климова Лариса Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Никольская СОШ"
Населённый пункт: Рузский городской округ Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Модель организации внеурочной деятельности в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Модель организации внеурочной

деятельности в начальной школе

3

Введение

Современный этап развития общества характеризуется рядом про-

цессов, которые не всегда могут быть оценены положительно. Среди таких

характерных признаков социальной жизни, которые могут иметь некото-

рые негативные последствия, сегодня можно назвать высокий уровень за-

нятости родителей и повсеместное распространение информационных тех-

нологий. В семьях, где оба родителя работают практически целый день,

дети часто недополучают внимания, что накладывает свой отпечаток на ре-

зультаты воспитательного процесса. После уроков дети оказываются фак-

тически без присмотра. И если они не проводят свой досуг на улице (а это

чревато повышением уличного травматизма и детской преступности), то

тратят все свое свободное время на телевидение и Интернет. Результаты

многочисленных социологических исследований свидетельствуют о том,

что большое количество школьников проводят практически все свободное

от уроков время перед экранами мониторов и телевизоров.

В этом мы наблюдаем негативные последствия массовой информати-

зации общества. Большинство детей школьного возраста сегодня имеют

отклонения в состоянии здоровья – проблемы со зрением, сколиоз, ожире-

ние и т.п. Эти и многие другие заболевания детей школьного возраста свя-

заны именно с результатом информатизации общества – с малоподвижным

образом жизни.

С учетом вышеуказанных факторов сегодня значительное положи-

тельное влияние на воспитание и состояние здоровья школьников могут

иметь внеурочные занятия.

Именно внеурочная деятельность образовательных организаций со-

здает сегодня возможность компенсировать некоторые недостатки се-

мейного воспитания и образа жизни школьников. Роль внеурочной дея-

тельности образовательных учреждений подчеркивается сегодня на всех

уровнях управления образовательными процессами.

4

В этом свете необходимо отметить, что вопросам организации внеу-

рочной деятельности в образовательных учреждениях посвящены многие

теоретические и практические исследования. В частности, в научной ли-

тературе много исследований посвящены отдельным аспектам внеурочной

деятельности, в том числе ее роли в воспитательном процессе. Эти вопро-

сы раскрыты в работах А.А. Бурченковой, А.П. Гладковой, Н.В. Сейдния-

зовой, Л.А. Сериковой и др. Особенности подготовки будущих педагогов к

организации внеурочной деятельности младших школьников описаны в

диссертационном исследовании Н.В. Штильман. Педагогические условия

совершенствования организации системы внеурочной учебной деятельно-

сти учащихся в открытом образовательном пространстве охарактеризова-

ны Г.В. Складчиковой. Отдельные вопросы организации внеурочной дея-

тельности в образовательных учреждениях раскрыты также в работах Е.М.

Рожковой.

Также ценными являются работы практикующих педагогов, их опыт

организации внеурочной деятельности. Например, заслуживает на внима-

ние опубликованный в печати педагогический опыт работы Муниципаль-

ного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразо-

вательной школы № 12 г. Челябинска, Муниципального общеобразова-

тельного учреждения «Каслинская СОШ № 24» и др. образовательных

учреждений России.

Вышеуказанная литература является важным источником информа-

ции по вопросам организации внеурочной деятельности. В то же время,

каждое образовательное учреждения, каждая школа имеет свои особенно-

сти, что требует своего собственного подхода к организации внеурочной

деятельности.

5

Глава 1. Организация внеурочной деятельности в начальной школе

1.1. Значение внеурочной деятельности в образовании личности

Современные тенденции в образовании направлены на обеспечение

максимальных условий для всестороннего развития и активной социализа-

ции учеников.

В связи с этим Федеральный государственный образовательный

стандарт начального общего образования в рамках начального образова-

ния предусматривает использование как урочной, так и внеурочной дея-

тельности. Именно внеурочная деятельность имеет значительный потенци-

ал для личностно-ориентированного развития школьников, а также для

формирования социальных коммуникаций в школьной среде. Возможность

разностороннего влияния на каждого ученика в отдельности, и на их груп-

пы актуализирует применение различных форм, направлений и моделей

организации внеурочной деятельности.

Рассматривая значение внеурочной деятельности образовательных

организаций в современных условиях, следует сначала определить сущ-

ность данного понятия. Для этого можно использовать нормативный под-

ход и воспользоваться определением термина «внеурочная деятельность» в

нормативных документах. Так, в соответствии с Методическими материа-

лами по организации внеурочной деятельности в образовательных учре-

ждениях, реализующих общеобразовательные программы начального об-

щего образования, под внеурочной деятельностью в рамках реализации

ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуще-

ствляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на

достижение планируемых результатов освоения основной образовательной

программы начального общего образования. Внеурочная деятельность

направлена на достижение планируемых результатов освоения основной

образовательной программы. Внеурочная деятельность отнесена к об-

разовательной деятельности. Это существенный момент, поскольку в науч-

6

ной литературе довольно часто внеурочная деятельность трактуется как

некий «особый вид деятельности». Например, Е. Н. Барышников считает,

что внеурочная деятельность - это особый вид деятельности, осуществляе-

мый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития

личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной програм-

мы; направленный на решение конкретных задач в соответствии с требова-

ниями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся; ре-

ализуемый различными категориями педагогических работников в различ-

ных формах работы вне урока

1

. В целом, данное определение довольно

полное. Но следует учитывать положения современных нормативных ак-

тов и относить внеурочную деятельность именно к образовательной дея-

тельности. Положительным аспектом анализируемого научного определе-

ния является указание направлений внеурочной деятельности.

Также в научной литературе внеурочная деятельность рассматрива-

ется как составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм

организации свободного времени обучающихся

2

. Данное определение не

несет в себе полной характеристики возможностей реализации внеурочной

деятельности и является чрезмерно сжатым.

В своем педколлективе мы определили внеурочную деятельность как

«образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от

классно-урочной, по пяти направлениям развития личности (спортивно-

оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуаль-

ное, общекультурное) и направленную на достижение планируемых ре-

зультатов освоения основной или дополнительных образовательных про-

грамм».

1 Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществле-

ния // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: мате-

риалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С.11.

2 Пестова С.И. Духовно-нравственное воспитание младших школьников через организацию внеурочной

деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – №5. – С.48.

7

Исходя из такого определения, главной задачей внеурочной деятель-

ности является достижение тех или иных запланированных результатов об-

разовательных программ. Вместе с тем, согласно уже анализированным

Методическим материалам задачи внеурочной деятельности также вклю-

чают следующее:

1)

обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

2)

оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

3)

улучшить условия для развития ребенка;

4)

учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

На мой взгляд, такой подход к определению задач внеурочной дея-

тельности является несистемным, поскольку не дает представления о

комплексе различных задач согласно их социально-педагогическому значе-

нию. В нашем педколлективе задачи внеурочной деятельности системати-

зированы следующим образом:

1) предметно-образовательные задачи. Это те образовательные цели,

которые поставлены в образовательных программах. В этом аспекте следу-

ет отметить, что в рамках урока не всегда удается достичь всех поставлен-

ных образовательных целей. И именно внеурочная деятельность позволяет

компенсировать некоторые недоработки урочной формы образовательной

деятельности. Особенно следует подчеркнуть, что внеурочная деятель-

ность способна значительно улучшить процесс обобщения знаний по тому

или иному предмету. Так, например, в рамках проведения Недели матема-

тики, подготовки к математической викторине и т. п. довольно эффективно

удается обобщить полученные на уроках знания, систематизировать их и

научиться применять в практических ситуациях, в повседневной жизни.

Кроме того, внеурочная деятельность дает возможность значительно

углублять предметные знания школьников посредством их участия в рабо-

те различных кружков, секций и т.п. внеурочных форм. В рамках занятий в

различных предметно ориентированных кружках школьники не просто

8

развивают теоретические знания, а выполняют собственные проекты, про-

водят исследования, разрабатывают изобретения и т.д.;

2) воспитательные задачи. В научной литературе довольно часто

подчеркивается воспитательный потенциал внеурочной деятельности. При

этом они реализуется в нескольких направлениях:

- духовно-нравственное воспитание. В концепции духовно-нрав-

ственного развития и воспитания личности гражданина России подчерки-

вается, что «основным содержанием духовно-нравственного развития, вос-

питания и социализации являются базовые национальные ценности, храни-

мые в социально-исторических, культурных, семейных традициях много-

национального народа России, передаваемые от поколения к поколению и

обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях».

Исходя из этого, внеурочная деятельность должна максимально способ-

ствовать духовно-нравственному воспитанию. С этой целью могут исполь-

зоваться различные формы внеурочной деятельности. Но особую ценность

при этом будет иметь модель организации внеурочной деятельности сов-

местно с внешкольными организациями. В научной литературе подчерки-

вается, что духовно-нравственное воспитание учащихся не может полно-

ценно осуществляться силами одной только общеобразовательной школы.

Необходимо активно включать в этот процесс семью, традиционные рос-

сийские религиозные организации, общественность, СМИ, учреждения

культуры, спорта, социальные учреждения. В частности, наиболее эффек-

тивным будет сотрудничество школы с историческими и краеведческими

музеями и подобными организациями;

- физическое воспитание. Значительную роль в современном воспи-

тательном процессе уделяют обучению школьников здоровому образу

жизни. Утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения

сегодня рассматривается в практике работы школы как одно из приоритет-

ных направлений гуманизации образования. Тогда как большинство учени-

ков сегодня ведут малоподвижный образ жизни, особенно актуальными

9

становятся занятия с активными физическими упражнения, спортивные

кружки, состязания и т.п.;

- этическое воспитание. Так, в научной литературе для осуществле-

ния этой воспитательной задачи рекомендуется проведение комплекса ме-

роприятий «Неделя вежливости», контрольный «Тест на знание правил по-

ведения в общественных местах», праздник «Леди и джентльмены» с под-

ведением итогов и награждением победителей.

- экологическое воспитание. Изучение экологии школьниками прида-

ет новый импульс в выдвижении таких ценностей как: отношение к Земле

как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко

всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об

этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную,

дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся

в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как

экологическую нишу человечества. Эти задачи могут быть эффективно ре-

шены в рамках таких форм внеурочной деятельности как эколого-воспита-

тельные марафоны: «Мой заповедный край», «Мир вокруг нас», «Лесные

тайны», конкурс «Зеленый наряд школы (или класса)», создание на при-

школьных участках предметно – развивающих природных сред, проведе-

ние наблюдений, опытнической и исследовательской работы с целью обес-

печения непрерывного экологического воспитания детей и т.п. Помимо

вклада внеурочного экологического образования в достижение метапред-

метных и личностных результатов оно может существенно дополнить

(восполнить) недостающую экологическую составляющую предметного

содержания урочного компонента;

3) задачи социализации. Практические педагоги и психологи отмеча-

ют, что достижение в социально преобразующей добровольческой деятель-

ности воспитательных результатов первого уровня обеспечивается формой

социальной пробы. Социальная проба – инициативное участие ребенка в

социально значимых делах, организованных взрослыми на основе добро-

10

вольности (участие школьников в акциях типа «И помнит мир спасенный»,

«Я хозяин своего города», «Радость малышам», «Осторожно пешеход»,

«Ветеран живет рядом», «День пожилого человека» и т.п.). В достижении

воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных

отношений школьника к базовым ценностям общества и социальной реаль-

ности в целом) значительную роль играют коллективные творческие дела,

реализуемые в процессе внеурочной деятельности. Кроме того, формой

внеурочной деятельности, которая, с одной стороны, учит детей находить

достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично

изменяющемся социуме, а, с другой стороны, устойчиво обеспечивает до-

стижение воспитательных результатов третьего уровня (получение детьми

опыта самостоятельного общественного действия), является социально-

образовательный проект.

Таким образом, с помощью организации внеурочной деятельности

возможным становится не просто решение предметно- образовательных

программ, но и более эффективное воспитание младшего поколения, а так-

же оптимизация процесса его социализации в современном обществе в це-

лом и в школьном коллективе в частности.

Кроме этого, необходимо отметить некоторые особенности внеуроч-

ного образования, которые накладывают свой отпечаток на его содержание

и, в результате, на его роль в образовательном процессе. Эти особенности

сведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. - Особенности внеурочной деятельности

Особенность

Характеристика содержания

Значение

Организация

по интересам

Различные формы внеурочной дея-

тельности организуются по интере-

сам школьников – кто-то любит

рисовать, кто-то вязать и т.д.

Развитие индивидуальных

способностей ребенка, выявле-

ние одаренных детей в той или

иной сфере деятельности

Сотрудниче-

ство с вне-

школьными

организация-

ми

Например, организация внеурочных

мероприятий в музеях, сотрудниче-

ство со спортивными школами (ор-

ганизация состязаний и т.п.), работа

с городскими властями (организа-

ция всегородских акций) и т.п.

Выявление склонностей ребенка

к той или иной социальной дея-

тельности. Это в последующем

может послужить подсказкой ро-

дителям и педагогам при про-

фориентации школьника. Напри-

мер, если ученику понравилось

11

участие в акции «Люди пожило-

го возраста», ему целесообразно

идти работать в социальную сфе-

ру; если же понравилась акция

«Зеленый город» - возможно, он

найдет себя в ландшафтном ди-

зайне, лесоводстве и т.п.

Проведение в

свободное от

уроков время

Все занятия внеурочной деятельно-

стью организуются после основных

занятий (уроков), а иногда и в вы-

ходные дни

Это дает возможность заполнить

досуг ребенка педагогически

ценными занятиями, профилак-

тировать развитие ребенка «на

улице», а соответственно и дет-

ской преступности, а также

уличного травматизма детей

Частое при-

общение к

внеурочной

деятельности

родителей

Например, родители участвуют в

спортивных мероприятиях типа

«Спортивная семья», или же просто

приходят посмотреть на выступле-

ния театрального кружка, спортив-

ные состязания, где участвует их

ребенок

Это способствует формирова-

нию дружеских отношений в се-

мье, дает возможность ребенку

почувствовать поддержку стар-

ших

Разновозраст-

ной характер

деятельности

Возможным является организация

некоторых форм внеурочной дея-

тельности без учета возрастных ха-

рактеристик

школьников.

Напри-

мер, в городских акциях «Чистый

город» или «Зеленая улица» могут

участвовать рядом ученики разных

классов школы

Это способствует налаживанию

социальных

контактов

между

учениками

школы

разных

классов, что создает школьную

сплоченность и улучшают орга-

низационную культуру в образо-

вательной организации

Указанные функции и задачи, решаемые внеурочной деятельностью,

в значительной мере зависят от ее направления. Основными направления-

ми внеурочной деятельности на сегодня являются:

-

спортивно-оздоровительное направление;

-

духовно-нравственное направление;

-

социальное направление;

-

обще-интеллектуальное направление;

-

общекультурное направление.

В зависимости от направления внеурочной деятельности по-разному

будут реализованы отдельные ее задачи и функции. Так, при реализации

спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности глав-

ной ее функцией является функция физического воспитания. Если же это

12

деятельность социального направления, то ее главной функцией будет

функция социализации и т.д.

В зависимости от направления развития личности разными также бу-

дут формы организации внеурочной деятельности. Так, при реализации

спортивно-оздоровительного направления – это преимущественно спор-

тивные и танцевальные секции, при обще-интеллектуальном направлении

– это научные (предметные) кружки.

В целом, внеурочная деятельность обеспечивает учет индивидуаль-

ных особенностей и потребностей обучающихся и организуется по направ-

лениям развития личности, в том числе через такие формы, как экскурсии,

кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные науч-

ные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследова-

ния, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответ-

ствии с выбором участников образовательного процесса.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том,

что внеурочная деятельность сегодня является важным направлением об-

разовательной

деятельности.

Реализовываясь

в

нескольких

главных

направлениях (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, соци-

альное, обще-интеллектуальное, общекультурное) и в различных формах,

внеурочная деятельность обеспечивает образовательную, воспитательную

функции, а также функцию социализации учеников. При этом наиболее

важной, с нашей точки зрения, является воспитательная функция. Она реа-

лизуется в нескольких направлениях: духовно-нравственное, физическое,

этическое, экологическое воспитание. Также внеурочная деятельность

способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей ре-

бенка, его профессиональных наклонностей, дает возможность организо-

вать досуг ребенка, профилактируя тем самым уличный травматизм и

школьную преступность, помогает наладить дружеские отношения в се-

мьях, а также способствует сплоченности учеников школы.

Этапы организации внеурочной деятельности

1 этап

Целеполагание

2 этап

3 этап

4 этап

Выбор модели организации внеурочной деятельности

Заключение договоров образовательной организации

по ресурсному взаимодействию

Документальное оформление процесса организации

внеурочной деятельности

Ресурсное обеспечение программы внеурочной

деятельности

5 этап

13

1.2. Методика и технология организации внеурочной деятельно-

сти в начальной школе

С учетом огромного значения внеурочной деятельности, перед каж-

дой образовательной организацией сегодня стоит задача эффективной ор-

ганизации внеурочной деятельности и поиск путей ее усовершенствования.

Эта задача должна решаться на всех уровнях административного и колле-

гиального управления в образовательной организации. Главными субъек-

тами этого процесса должны выступать: администрация школы, методка-

бинет, педагогический совет, учителя-предметники, классные руководите-

ли, а также сами школьники и их родители.

С учетом последовательности выполнения необходимых организаци-

онных работ весь процесс организации внеурочной деятельности в образо-

вательной организации должен включать следующие этапы (рис.1.1).

Рис. 1.1. Этапы организации внеурочной деятельности

14

1 этап. Целеполагание. На этом этапе необходимо определить цели и

задачи внеурочной деятельности. Главные из них были рассмотрены нами

в предыдущем параграфе данного исследования.

2 этап. Выбор модели организации внеурочной деятельности. В на-

стоящее время Министерством образования и науки РФ предложена базо-

вая модель, на основании которой предложены четыре типа организацион-

ных моделей внеурочной деятельности

1

:

1)

Модель дополнительного образования (на основе институциональ-

ной или муниципальной системы дополнительного образования).

2)

Модель «школы полного дня».

3)

Оптимизационная модель.

4)

Инновационно-образовательная модель.

Рассмотрим более детально особенности каждой из выделенных мо-

делей организации внеурочной деятельности. Представим их в табл. 1.2.

Таблица 1.2. - Модели организации внеурочной деятельности

Модель

Характеристика

Формы организа-

ции

Модель дополни-

тельного образо-

вания

Данная модель предполагает создание общего

программно-методического пространства внеу-

рочной деятельности и дополнительного об-

разования детей.

факультативы,

объединения

учебные курсы

по выбору.

Модель «школы

полного дня»

Основой для модели «школы полного дня» яв-

ляется реализация внеурочной деятельности

преимущественно воспитателями групп про-

дленного дня.

Различные фор-

мы в рамках заня-

тий группы про-

дленного дня

Оптимизационная

модель

Модель на основе оптимизации всех внутрен-

них ресурсов образовательного учреждения.

Принимают участие все педагогические работ-

ники. Координирующую роль выполняет, как

правило, классный руководитель.

Различные фор-

мы, организован-

ные преимуще-

ственно

классным руково-

дителем

Инновационно-

образовательная

модель

модель опирается на деятельность инновацион-

ной (экспериментальной, пилотной, внедренче-

ской) площадки, которая существует в образо-

вательном учреждении. В рамках этой модели

проходит разработка, апробация, внедрение но-

вых образовательных программ.

Инновационные

формы организа-

ции внеурочной

деятельности

1 Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогиче-

ский журнал – 2014. – Выпуск № 5. – С.21.

15

Анализ приоритетов внеурочной деятельности для различных воз-

растных категорий школьников показывает, что последняя модель имеет

свои преимущества для организации досуга учеников старшего школьного

возраста. Для начальной и основной школы более целесообразными яв-

ляются первые три модели.

В последнее время становится очевидным, что интересы школь-

ников достаточно разнообразны, а возможности образовательной ор-

ганизации в удовлетворении запросов и пожеланий учеников (особен-

но старшего школьного возраста) и их родителей ограничены. Порой

школа не может в полной мере удовлетворить потребности воспитан-

ников по всем направлениям внеурочной деятельности. Данную

проблему позволяет решить сетевое взаимодействие общего и допол-

нительного образования детей

1

.

Модель такого взаимодействия образовательных учреждений де-

монстрирует рис. 1.2.

Рис. 1.2. Модель интеграции общего и дополнительного образования при органи-

зации внеурочной деятельности

1 Маканова З.Ш. Возможности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в орга-

низации внеурочной деятельности обучающихся// Внеурочная деятельность обучающихся в условиях ре-

ализации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск:

ЧИППКРО, 2014. – С. 204.

16

Внутришкольная интеграция выражается в реализации единой про-

граммы действий, в которой урочная и внеурочная деятельность направле-

ны на реализацию основной образовательной программы, причем внеуроч-

ная работа ориентирована на личностное развитие обучающегося. Внутри-

школьное дополнительное образование расширяет диапазон педагогиче-

ских средств развития и воспитания обучающихся, оно может быть ис-

пользовано для профилизации обучения и предпрофессиональной подго-

товки. Сетевая интеграция с другими общеобразовательными организация-

ми позволяет расширить организационный и методический компоненты

реализации образовательной программы. Взаимодействие с организациями

дополнительного образования целесообразно осуществлять на уровне

разовых массовых мероприятий

1

.

Таким образом, в зависимости от выбора той или иной модели орга-

низации внеурочной деятельности возникает необходимость в следующем

этапе управленческого процесса по организации внеурочной деятельности.

3 этап. Заключение договоров образовательной организации по ре-

сурсному взаимодействию. Как уже было отмечено, организация внеуроч-

ной деятельности требует расширения спектра социальных партнеров шко-

лы, привлечения специалистов без педагогического образования для орга-

низации различных социальных практик. Посредником, координатором и

активным участником ресурсного взаимодействия со школой должно стать

учреждение дополнительного образования (УДО). Роль УДО в школе за-

ключается в помощи администрации, классным руководителям и обучаю-

щимся по выстраиванию индивидуальной образовательной программы

школьника в процессе организации внеурочной деятельности

2

.

1 Вежев М.Б. Индивидуальный образовательный маршрут по физическому воспитанию в условиях инте-

грации общего и дополнительного образования // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реа-

лизации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск:

ЧИППКРО, 2014. – С. 106-107.

2 Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогиче-

ский журнал – 2014. – Выпуск № 5. – С.24.

17

4 этап. Документальное оформление процесса организации внеуроч-

ной деятельности. На этом этапе необходимыми становятся такие под эта-

пы:

а) разработка Программы внеурочной деятельности. Именно разра-

ботанная программа будет определять все модели, формы реализации

внеурочной деятельности. В соответствии с программой будет определять-

ся необходимое количество финансовых и других ресурсов для обеспече-

ния эффективной внеурочной деятельности в образовательной организа-

ции.

Для осуществления внеурочной деятельности на сегодня разработа-

но большое количество программ, которые позволяют выбрать свой вари-

ант внеурочной деятельности в образовательном учреждении. Программа

внеурочной деятельности может осуществляться в течение ряда лет

(например, с 5 по 9 класс), что позволит решать еще более сложные об-

разовательные задачи.

Эффективному достижению личностных результатов способствует и

возможность реализации разнообразных видов программ внеурочной рабо-

ты. Их классификация, основные характеристики представлены в табл.1.3.

Таблица 1.3. – Классификация образовательных программ во внеурочное время

1

Характеристика про-

грамма

Варианты характеристики

1. По полу

Смешанные, для мальчиков, для девочек

2. По продолжительно-

сти реализации

Одногодичные, двухгодичные и др.

3. По формам реализа-

ции

Групповые, индивидуальные

4. По видам деятельно-

сти

Художественная, техническая, эколого-биологическая, турист-

ско-краеведческая, культурологическая и др.

5. По воспитательным

результатам

Комплексные образовательные программы, предполагающие

последовательный переход от 1-ого уровня к результатам тре-

тьего уровня в различных видах внеурочной деятельности

6. По тематической

направленности

Направленные на получение воспитательных результатов в

определенном проблемном поле и использующие при этом

возможности различных видов внеурочной деятельности

(например, образовательная программа патриотического вос-

питания)

1 Сейдниязова Н. В., Серикова Л.А. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных ре-

зультатов в начальном звене обучения // ИСОМ. – 2012. – №6. – С. 125.

18

Характеристика про-

грамма

Варианты характеристики

7. По достижению ре-

зультатов определенно-

го уровня

Образовательная программа, обеспечивающая 1-ый уровень

результатов; Образовательная программа, обеспечивающая 1-

ый и 2-ой уровни результатов; Образовательная программа,

обеспечивающая 2-ой и 3-ий уровни результатов

Важным моментом является выбор названия программ внеурочной

деятельности. Название программы должно отражать суть деятельности, в

которую будет включаться обучающийся. Например, «Футбол», «Спортив-

ные игры на свежем воздухе», «Дискуссии о смысле жизни», «Творческое

общение», «Коллективная творческая деятельность». Это позволит обуча-

ющимся и их родителям понять предназначение этих программ. Не реко-

мендуется использовать в названиях программ воспитательные или учеб-

ные цели: «Патриотическое воспитание обучающихся» или «Интеллекту-

альное развитие»

1

.

В ходе построения программы внеурочной деятельности встает во-

прос о включении в программу тех или иных форм внеурочной деятельно-

сти. При этом необходимо учитывать различные факторы:

-

желание учеников и их родителей;

-

ресурсные, в том числе кадровые возможности школы;

-

педагогическую целесообразность.

На этом этапе целесообразным становится анкетирование школьни-

ков и их родителей, построение индивидуального образовательного марш-

руту (ИОМ). ИОМ – это программа действий, определяющая обучающего-

ся как субъекта разработки и реализации образовательной программы при

поддержке педагогами его самоопределения и самореализации. ИОМ раз-

рабатывается для конкретного обучающегося. При разработке ИОМ, обу-

чающийся и его родители выступают как субъекты образования и как за-

казчики, предъявляя образовательные потребности и познавательный

1 Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществле-

ния // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: мате-

риалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С.12.

19

профиль обучающегося. При реализации обучающийся выступает как

субъект образования

2

.

Пример выбора ИОМ по спортивной направленности внеурочной де-

ятельности представлен на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Модель выбора ИОМ по спортивной направленности внеурочной дея-

тельности

В целом, внеурочная деятельность может быть реализована по

направлениям развития личности в таких формах, как художественные

студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведче-

2 Вежев М.Б. Индивидуальный образовательный маршрут по физическому воспитанию в условиях инте-

грации общего и дополнительного образования // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реа-

лизации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск:

ЧИППКРО, 2014. – С. 107.

20

ская работа, научно-практические конференции, школьные научные обще-

ства, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно по-

лезные практики, военно-патриотические объединения и в других формах.

Разнообразие этих форм позволяет говорить о том, что реализовывать ее

могут педагоги различных категорий: педагоги дополнительного образова-

ния, классные руководители, педагоги-организаторы, учителя-предметни-

ки и т. д. В связи с этим процесс освоения способов проектирования про-

грамм,

курсов внеурочной деятельности становится актуальным для

большинства педагогических и руководящих работников

1

.

б) составление Положения о внеурочной деятельности, планов внеу-

рочной деятельности в различных классах и т.п.

в) Определение должностных обязанностей всех педагогических ра-

ботников, которые задействованы в реализации программы внеурочной де-

ятельности.

5 этап. Ресурсное обеспечение программы внеурочной деятельности.

Естественно, что внеурочные мероприятия различных форм требуют при-

влечения ряда дополнительных финансовых, технических и других ресур-

сов. Поэтому важно вовремя рассчитать их необходимое количество,

спрогнозировать источники получения и т.д.

Главные виды ресурсного обеспечения и особенности их учета при

разработке программы внеурочной деятельности образовательной органи-

зации представлены в табл. 1.4.

1 Айчувакова Е.Р., Путилова Н.В. Организация внеурочной деятельности в общеобразовательной орга-

низации в условиях реализации ФГОС общего образования // // Внеурочная деятельность обучающихся в

условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Че-

лябинск: ЧИППКРО, 2014. – С. 68.

21

Таблица 1.4. - Ресурсное обеспечение внеурочной деятельности*

Вид ресурсного

обеспечения

Характеристика

Организационное

обеспечение

Может включать создание ресурсных центров, интеграцию в

открытое образовательное пространство на основе современных

информационно-коммуникационных технологий, сетевое взаимо-

действие образовательных учреждений

Финансово-эко-

номическое обес-

печение

Должны быть использованы все возможности бюджетного и вне-

бюджетного финансирования

Информационное

обеспечение

Необходимы: создание и ведение различных баз данных (норма-

тивно-правовой, методической и других); информационно-ком-

муникационные технологии, обеспечивающие процессы планиро-

вания, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности

Научно-методи-

ческое обеспече-

ние

Необходимы: разнообразие форм методической работы; диссе-

минация передового педагогического опыта; внедрение новых

моделей повышения квалификации

Кадровое обеспе-

чение

Предполагает следующее: укомплектованность образовательного

учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и

иными работниками; наличие соответствующей квалификации

педагогических и иных работников образовательного учрежде-

ния; непрерывность профессионального развития педагогических

работников образовательного учреждения

* Составлено автором на основании

1

Следует отметить, что для эффективной организации внеурочной де-

ятельности образовательного учреждения важным является соблюдение

ряда принципов. Главные из них представлены в табл. 1.5.

Таблица 1.5. - Принципы организации внеурочной деятельности

Принцип

Характеристика

Принцип добро-

вольности

Учащиеся включаются во внеурочную деятельность по собствен-

ному желанию. Этот принцип имеет свою особенность: ученик,

который сам определил свое участие в том или другом виде внеу-

рочной деятельности, берет на себя добровольное обязательство

продолжать дополнительное изучение предмета, что будет требо-

вать от него дополнительных усилий

Принцип массо-

вости

предусматривает активное участие во внеурочных мероприятиях

наибольшего количества учеников.

Принцип учета и

развития индиви-

дуальных осо-

бенностей и ин-

тересов учеников

предусматривает учет их собственного опыта, интересов, жела-

ний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной

сферы и статуса личности в коллективе

1 Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогиче-

ский журнал – 2014. – Выпуск № 5. – С.25.

22

Продолжение табл. 1.5

Принцип связи

внеурочной дея-

тельности с уро-

ками,

состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развива-

ющих и воспитательных целей внеклассных занятий и уроков. Он

также предусматривает связь учебных материалов, которые ис-

пользуются во внеклассной работе, с материалом действующих

учебно- методических комплексов.

Принцип связи

обучения с жиз-

нью.

позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности с

условиями жизни и деятельности ребёнка.

Принцип комму-

никативной ак-

тивности уча-

щихся

Предпосылкой более высокой коммуникативной активности уча-

щихся во внеклассной работе является возможность выбрать наи-

более интересующий и доступный вид деятельности: ведение

переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом

языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях дра-

матического кружка и т.д.

Принцип

учета

возрастных

осо-

бенностей

уча-

щихся

Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся

дают возможность учителю осуществлять перспективное плани-

рование внеурочной деятельности, определять её задачи и спосо-

бы организации на каждом этапе.

Принцип

разви-

тия

инициативы

и самодеятельно-

сти

предусматривает стимулирование и развитие у школьников само-

деятельности и инициативы в работе.

Таким образом, рассмотренная методика и технология организации

внеурочной деятельности при условии соблюдения вышеуказанных прин-

ципов дают возможность разработать эффективную программу внеуроч-

ной деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, достижение пе-

дагогических целей (образовательных, воспитательных, социализации), а с

другой – способствует реализации интересов школьников и их родителей.

23

Список использованной информационных источников

1.

Айчувакова Е.Р., Путилова Н.В. Организация внеурочной деятельности

в общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС об-

щего образования // // Внеурочная деятельность обучающихся в усло-

виях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс.

науч.-практ. конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С. 68.

2.

Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные

подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучаю-

щихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II

Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. –

С.11.

3.

Безганс С.Г., Мельникова А.А. Современные формы и методы препода-

вания этикета в дополнительном образовании во внеурочной деятель-

ности, или Размышления педагога о важности, полезности и интересно-

сти этикета // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реа-

лизации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс. науч.-практ.

конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С.82.

4.

Вежев М.Б. Индивидуальный образовательный маршрут по физическо-

му воспитанию в условиях интеграции общего и дополнительного об-

разования // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реали-

зации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс. науч.-практ.

конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С. 106-107.

5.

Горанова П. В., Шурмелева С. В. Социальное проектирование как эф-

фективная технология воспитательной деятельности в рамках внеуроч-

ной деятельности школьников // Внеурочная деятельность обучающих-

ся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II

Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. –

С.123.

24

6.

Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Каким должно быть внеурочное эко-

логическое образование? // Вестник БГУ. – 2012. – №1.1. – С. 88.

7.

Ильясова О. В., Шарафутдинова Ю. Н. Экологическое воспитание де-

тей, как одно из ведущих направлений развития личности в организа-

ции внеурочной деятельности обучающихся // Внеурочная деятель-

ность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования:

материалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск: ЧИПП-

КРО, 2014. – С. 176.

8.

Кузнецова И.В. Формирование валеологической культуры детей млад-

шего школьного возраста во внеурочной деятельности // Вестник

ЧГПУ. – 2010. – №10. – С.71.

9.

Маканова З.Ш. Возможности сетевого взаимодействия общего и допол-

нительного образования в организации внеурочной деятельности обу-

чающихся// Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реали-

зации ФГОС общего образования: материалы II Всеросс. науч.-практ.

конференции – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – С. 204.

10.Моисеева А. В. Механизм реализации социального направления в рам-

ках внеурочной деятельности учащихся // Внеурочная деятельность

обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: мате-

риалы II Всеросс. науч.-практ. конференции – Челябинск: ЧИППКРО,

2014. – С. 220.

11.Пестова С.И. Духовно-нравственное воспитание младших школьников

через организацию внеурочной деятельности // Муниципальное образо-

вание: инновации и эксперимент. – 2014. – №5. – С.48.

12.Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятель-

ности // Пермский педагогический журнал – 2014. – Выпуск № 5. –

С.21.

13.Сейдниязова Н. В., Серикова Л.А. Внеурочная деятельность как сред-

ство

достижения

личностных

результатов

в

начальном

звене

обучения // ИСОМ. – 2012. – №6. – С. 125.

25



В раздел образования