Напоминание

"Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"


Автор: Климова Лариса Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Никольская СОШ"
Населённый пункт: город Руза Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




1

Формирование ценностных

ориентаций на здоровый образ жизни у

младших школьников в урочной и

внеурочной деятельности.

Автор

Климова Лариса Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Никольская СОШ»

Рузского городского округа

Московской области

1

2

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия

общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный

прогноз на будущее. На сегодняшний день известно, что состояние здоровья учащихся,

покидающих школу, не является удовлетворительным.

Тема здоровьесбережения сегодня актуальна потому, что на учащегося и учителя

неизбежно ложится большая учебная нагрузка в связи с интенсификацией обучения, что в

свою очередь ведет к переутомлению.

Обучение - это крайне энергозатратный процесс, а между тем учащихся не обучают

восстановлению своих сил, вследствие чего страдает их физическое и психическое

здоровье.

Сегодня, говоря о здоровье, его часто рассматривают в концепции ортобиоза

(здорового образа жизни) (Шепель В.М. «Ортобиотика: слагаемые оптимизма». М.

1996.). Эта наука представляет собой технологию сбережения человеческого здоровья

и жизненного оптимизма через включение внутренних резервов самого человека, а так

же различных источников и ресурсов, предоставляемых внешней средой.

Ортобиотика понимает здоровье человека как взаимодействие трех составляющих:

физического,

психического ,

духовно-нравственного здоровья.

Таким образом, понятие Здоровье ( с позиций ортобиоза)–

это совокупность

физических, психических, духовно-нравственных состояний человека, определяющих

его самочувствие, работоспособность и отношение к окружающему миру.

Под

ФИЗИЧЕСКИМ

ЗДОРОВЬЕМ обычно

понимается

естественное

состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его

органов и систем.

Под ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ понимается такое состояние психической

сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в

социуме.

Под ДУХОВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ принято понимать наличие у человека таких

моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду,

родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры.

Здоровый образ жизни – комплекс условий и видов деятельности человека, при

наличии

которых

осуществляется

сбережение

и

укрепление

физического,

психического и духовно- нравственного здоровья.

Составляющие здорового образа жизни:

-

социально-экономические условия (материальное благополучие, жилищные

условия, качество медицинского обслуживания и т.д.);

- экологические условия ( природное и социальное окружение);

-

анатомо-физиологические

предпосылки

(особенности

организма

человека,

наследственность);

- культурно-бытовые обстоятельства.

Организация здорового образа жизни предполагает:

- отсутствие вредных привычек;

2

3

- здоровое питание;

- полноценный сон;

- соблюдение режима;

- осуществление связи с природой;

- эффективные отношения с людьми;

- здоровьесберегающую организацию труда;

- двигательную активность;

- психогигиену;

- позитивное оптимистическое отношение к жизни.

По мнению Виктора Максимовича Шепеля, развивающего ортобиотическое

направление в обретении человеком здоровья, существуют три группы

здоровьесберегающих мероприятий: рекреация – физическое укрепление организма,

релаксация – психическое расслабление, катарсис – моральное очищение и

возвышение личности. Крайне важным для достижения здоровьесберегающего эффекта

является реализация каждой позиции. Примерно по одному часу в сутки на рекреацию,

релаксацию, катарсис (минимально по двадцать минут). Автор называет это

формулой самосбережения.

Технология самосбережения и сохранения жизненного оптимизма –

овладение разнообразными и практически доступными способами релаксации,

медитации, различными видами снятия напряжения, способами увеличения

энергетического ресурса.

Табличный вариант технологии самосбережения:

Виды здоровья

Слагаемые

ортобиоза

Стандартные системы мер

Духовное

здоровье

Катарсис

Музыка

Чтение

Путешествия

Творчество

Нравственный самоконтроль

Медитация

Психическое

здоровье

Релаксация

Смехотерапия

Танцевальная терапия

Психофизический тренинг

Водные процедуры

Пение

Утренняя гимнастика

Физкультура и спорт

3

4

Физическое

здоровье

Рекреация

Снарядная и игровая гимнастика

Компенсационная гимнастика

Прогулочная ходьба

Массаж

Танцы

Активные виды отдыха

Вопрос о здоровьесбережении детей на сегодняшний день стоит остро. И он не

исчерпывается проблематикой интенсификации обучения в школе.

Проблема

осознается как более глобальная. Сегодня человек, окончивший школу и высшее

учебное заведение и уже приступивший к работе, находится, так же как и школьник

под гнетом постоянного хронического стресса. К этому явлению современной жизни

ведет много факторов. И один из центральных – это количество поступающей

информации и качество ее обработки. Количество того, что нужно понять, осмыслить и

сделать выводы растет лавинообразно, а возможности человека остаются неизменными.

Отсюда напряжение, дискомфорт, заболевания. Поэтому очень важно научить

школьника обрабатывать информацию быстрее и качественнее, т.е. необходимо

повышать психофизические возможности школьника.

Так сложилось, что на

сегодняшний день методы психофизической регуляции человека сосредоточены в

психологии. Их нет в педагогике, они только начинают туда проникать. Поэтому

можно говорить о том, что психологические знания оторваны от реального

педагогического процесса на местах.

Между тем интеграция возможна: психологическая наука имеет не только

теоретическую базу, но и сильную практическую часть. Поэтому можно попробовать

перенести

эти

методы

в

реальность

школьного

урока.

Психопедагогика

(здоровьесберегающая педагогика) еще очень молодая наука, но уже готова предложить ряд

психолого-педагогических методов и способов, способных в условиях традиционной классно-

урочной системы хотя бы частично нейтрализовать

негативные последствия учебного

стресса.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА (психопедагогика)–

педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья,

которые необходимо воспитать у учащихся и реализовать при проведении учебно-

воспитательного процесса.

Здоровьесберегающие ценностные ориентации - компоненты структуры

личности , сформированные на базе представлений о здоровье человека, имеющие

эмоциональную значимость и детерминирующих здоровьесберегающую

деятельность.

Формирование ценностных ориентаций возможно при создании

здоровьесберегающей среды и здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая среда – комплекс условий и мер, обеспечивающий сохранение

и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса:

Организационно-управленческие

4

5

Социально-экономические

Экологические

Санитарно-гигиенические

Медицинские

Психолого-педагогические

Дидактические

Здоровьесберегающие технологии в школе - системно организованная деятельность,

направленная на защиту здоровья учащихся от неблагоприятного воздействия

факторов, связанных с образовательным процессом и пребыванием в школе.

К здоровьесберегающим педагогическим технологиям можно отнести:

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой

учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает за время проведения

урока на учеников;

учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по

обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры

здоровья, мотивации учеников к ведению здорового образа жизни,

предупреждению вредных привычек;

Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью, здоровому

образу жизни, предполагает:

- овладение комплексом статических и динамических упражнений, приемами

психоэмоциональной саморегуляции организма (навыки ортобиоза);

- умение рационально организовывать свой режим отдыха и труда,

- умение оказать необходимую самопомощь в экстремальной ситуации;

- самодиагностика своего физического и психического состояния;

Обучение основам ортобиоза.

Учащимся необходимо овладеть навыками рекреации, релаксации и катарсиса.

Общая схема выработки и закрепления навыка выглядит следующим образом.

На каждом уроке в течение учебного года можно уделять примерно пять минут на

овладение новыми упражнениями и закрепления уже изученных.

Техники и упражнения, которыми учитель помогает овладеть ребенку, могут быть

самыми разнообразными, но необходимо помнить, что нужно донести до детей мысль

о том, что в течение дня нужно использовать методы и рекреации, и релаксации, и

катарсиса.

Учителю важно определиться с тем, какие именно упражнения он может давать на

уроке. Основная особенность таких упражнений заключается в том, что они не могут

занимать много времени от урока. В среднем упражнения на рекреацию, релаксацию,

катарсис не должны занимать более одной - трех минут. В идеале в рамках 45

минутного урока упражнения должны быть проведены в начале, середине и конце

занятия. Упражнения, выполненные в начале, активизируют мыслительную

деятельность, в середине урока профилактируют учебный стресс, в конце занятия

5

6

помогают закреплению учебного материала и поддержанию ресурсного состояния

сознания.

Еще одной особенностью упражнений, которые выбираются для урочной

деятельности, является их компактность в плане физических проявлений. В классе нет

места на перемещения, поэтому важно, чтобы ребенок мог предложенную работу

выполнять непосредственно сидя за партой или стоя рядом с ней.

Необходимо учитывать то, что человек может воздействовать только на то, чем он

может управлять. Во-первых, речь идет о физическом теле: человек может совершать

с его помощью какие-либо действия, перемещаться в пространстве, например. Во-

вторых, речь идет о дыхании: им тоже можно управлять. В-третьих, человек может

научиться фиксировать свои мысли и чувства, а со временем и управления ими.

Используемые техники для обучения ортобиозу представлены в таблице:

Виды здоровья

Слагаемые ортобиоза

Методы саморегуляции

Духовное здоровье

Катарсис

Тело

«Медленное движение»

Дыхание

«Дыхание треугольником»

Чувства и мысли

Классическая музыка

Техники: «Лифт», «Роза»

Психическое

здоровье

Релаксация

Тело

«Гимнастика мозга» на расслабление

Дыхание

«Волна»

Чувства и мысли

Визуализация

Физическое

здоровье

Рекреация

Тело

«Гимнастика мозга»

на активизацию

Дыхание

Бодифлекс

Чувства и мысли

Идеомоторная гимнастика

РЕКРЕАЦИЯ – это физическое укрепление и поддержание организма.

Помимо насыщения органов и тканей кислородом, регулярные занятия фитнесом

помогают человеку стать более гибким, сильным, устойчивым (сбалансированным). Он

бодр, подобные занятия помогают ему более эффективно осуществлять как физическую, так

и интеллектуальную деятельность.

6

7

Качественная работа органов и систем напрямую зависит от эффективности работы

головного мозга. Эффективной работа головного мозга становится при условии включения в

работу обоих полушарий мозга.

Работа с телом.

Техники гимнастики мозга, разработанные Полом и Гейл Деннисонами

В их основе лежит идея интеграции деятельности левого и правого полушария

головного

мозга.

Упражнения,

которые

они

предлагают,

изменяют

проводимость

мозолистого тела, разделяющего полушария человека, чем активизируют их одновременную

работу. Упражнения можно выполнять в условиях класса, они не требуют специального

помещения, кроме этого они занимают мало времени (1 – 2 мин.). Между тем, эффект,

который они приносят, сохраняется достаточно долго (от 30 минут до 3 часов). Он напрямую

зависит от интенсивности физической или интеллектуальной деятельности. Кроме этого на

фоне хорошего самочувствия, вызванного гармонизацией полушарий мозга, у школьника

успешно

осуществляются

познавательные

процессы:

внимание,

мышление,

память,

воображение, восприятие, речь и воля.

«Ленивая восьмерка»

Нужно вытянуть правую руку перед собой и поднять вверх большой палец. Взгляд

фиксируем на ногте большого пальца. Рисуем в воздухе лежачую восьмерку (как знак

бесконечности). Начинаем рисунок всегда налево и вверх. Середина восьмерки - на уровне

переносицы. Приблизительно минуту делаем манипуляции правой рукой.

Затем меняем руку на левую. Так же смотрим на ноготь. Восьмерка идет налево и

вверх. Выполняем примерно минуту.

Соединяем руки в замок. Смотрим на ноготь (один большой палец кладем на другой).

Выполняем «Ленивую восьмерку» двумя руками. Делаем упражнение приблизительно

минуту.

В целом упражнение можно повторять сколько угодно раз в течение дня. За один сеанс

примерно от одной до пяти минут, но лучше столько, сколько хочется.

«Думательный колпак»

Большим и указательным пальцами мягко оттягивают назад и прижимают (массируют)

раковины ушей.

Указательный палец - на внешней части ушной раковины. Большой палец - на

внутренней части ушной раковины. Выполняется 1 - 2 минуты. Массаж начинают сверху и

идут вниз.

Когда вы дойдете вниз по «вывернутым» частям вплоть до мочек ушей, начните все

сначала: и идите опять сверху вниз.

Упражнение помогает сосредоточиться на собственном слухе и процессе слушания,

расслабляет напряжение в мышцах головы.

Работа с дыханием.

Кроме воздействия непосредственно на физическое тело человека рекреация может

быть осуществлена через изменение ритма дыхания. Так, например, система дыхания

бодифлекс приводит организм к насыщению кислородом за счет гипервентиляции легких.

7

8

Количество кислорода, получаемое человеком при этом виде дыхания за несколько минут

намного превосходит количество кислорода, получаемое тем же человеком в процессе бега

на стадионе. Обогащенный кислородом организм взрослого или школьника успешно

справляется с учебными нагрузками в течение нескольких часов.

Этапы дыхания по методу «Бодифлекс»:

выдохните весь воздух из легких через рот;

быстро вдохните через нос (глубоко и шумно);

с силой резко выдохните весь воздух через рот и подожмите диафрагму;

задержите дыхание на 8 – 10 счетов;

расслабьтесь и вдохните.

Далее весь цикл повторяется.

Дышите до тех пор, пока в теле не почувствуете жар.

Использование метода «Бодифлекс» позволи

вернуть на уроке физический ресурс

школьникам и активизировать процесс их мыслительной деятельности.

Работа с чувствами и мыслями.

Психосоматика – это замкнутая структура: изменения в физическом теле приводят к

изменениям в психике и, наоборот. Так идеомоторная гимнастика позволяет спортсменам

тренироваться, не сходя со стула. Они просто детально представляют свое будущее

выступление, многократно повторяя необходимые стимулирующие образы, и мышцы

приобретают недостающие гибкость, силу и устойчивость.

Однако, на последней

Олимпиаде, проходившей в Китае, прозвучала информация о том, что сборные практически

всех стран пользуются этим методом. То есть, воздействуя на свои мысли и чувства, человек

может создать себе реальную рекреационную нагрузку.

В процессе школьного обучения можно сознательно предлагать школьникам проживать

емкие, ресурсные образы, бодрящие тело: «купание», «спортивные упражнения», «морозный

воздух» и т.п. Времени на подобные занятия на уроке выделяется в среднем 1 -5 минут.

«Морозный воздух»

«Ребята, вспомните, пожалуйста, ощущения, которые возникают в теле, когда вы

оказываетесь на морозном воздухе. Вы можете работать с открытыми глазами или с

закрытыми, кому как больше нравится.

Детализация образа:

Что вы видите на экране мысленного взора, когда подумали сейчас о

морозном воздухе? Это воспоминание или представление?

Что вы слышите, когда смотрите на данную картину?

Что вы чувствуете, когда смотрите на данную картину и слышите, как она

звучит? Как меняется ваше дыхание? Как ваше тело знает, что воздух, которым вы дышите

морозный?

Что бы вам хотелось сделать сейчас в той картине, которую вы видите?

Может быть, вы хотели бы прокатиться с горы на санках или покататься

по замерзшему пруду на коньках? Может быть, вам хотелось бы громко закричать просто

так, от избытка чувств, что-то еще?

8

9

Сейчас я замолчу, а вы сделаете то, что захотите в своей картине и

представите, что час времени прошел на этом уровне мышления (пауза 15 – 30 секунд).

Что вы видите, слышите и чувствуете прямо сейчас, когда работа

завершена?»

РЕЛАКСАЦИЯ

– это форма психического расслабления.

Зачем человеку нужно

расслабление, отдых? Чтобы набрать психическую энергию. Достаточное количество

психической энергии помогает человеку эффективно осуществлять мыслительные процессы,

дает

ему

возможность

справляться

с

негативными эмоциональными реакциями и

наслаждаться позитивными, помогает поддерживать оптимальные формы взаимодействия с

окружающими, то есть обеспечивает любые виды жизнедеятельности человека.

Во время релаксации состав крови меняется не только на химическом уровне, но и на

физическом уровне можно наблюдать изменения. Например, во время релаксации

эритроциты крови, являющиеся транспортным средством для перенесения гемоглобина,

кислорода и т.п. питательных веществ по всему организму становятся более гибкими,

подвижными и, следовательно, могут без труда проникать в самые сложнодоступные

капилляры, поддерживая состояние человека в оптимальном режиме.

Что можно сказать о мыслительной деятельности человека в момент релаксации? Она

приостанавливается, давая отдохнуть именно тем участкам мозга, которые до этого были

задействованы на решение какой-то проблемы (учение Д. Ухтомского о доминанте).

Работа с телом.

Набор

упражнений

по

саморегуляции

на

достижение

человеком

релаксации

разнообразен. Для классного помещения больше подходят упражнения на поочередное

напряжение – расслабление

различных групп мышц и упражнения на потягивание

различных частей тела.

Такие упражнения можно подобрать в техниках гимнастики мозга.

Занимают

упражнения в среднем 1 – 3 минуты. В течение одного урока могут выполняться до

нескольких раз.

«Сова»

Ладонью правой руки помассируйте область шеи и плеча с противоположной стороны.

Делайте такие сжатия ладонью, словно вы месите тесто. Голова должна двигаться в

направлении противоположного плеча, имитируя движения птицы совы. Каждый нажим на

плечо и легкий поворот головы совмещайте со звуком «Ух». Нажимать лучше посильнее, и

не стоит удивляться, что, скорее всего, будет больно. Проделайте то же самое с другой

стороны. Если кто-то есть рядом с вами, то попросите его для начала размять вам область

плеч и шеи. Вы быстро почувствуете, что к голове бежит, словно какой-то холодок, через

некоторое время вы обнаружите, что голова стала очень легкой и свежей. После этого

упражнения хорошо работается.

В классе возможен групповой вариант работы с данной техникой. Учащиеся могут

встать цепочкой друг за другом и массировать область плеч впередистоящему, во время

выполнения техники можно ходить по кругу.

Работа с дыханием.

9

10

Релаксация обычно происходит при изменении ритма дыхания: надо, чтобы выдох стал

длиннее вдоха примерно в два раза. Хорошо расслабляет просто глубокое дыхание. Идеально

помогает метод полного дыхания («Волна»). Иногда бывает достаточно просто осознанного

дыхания, когда учащийся концентрирует внимание на вдохе и выдохе. Работа с дыханием

предлагается фронтально всему классу и занимает 1 – 3 минуты.

«Волна»

Сделайте глубокий вдох, делая сначала акцент на выпячивание живота, а затем на

подъеме груди. Если смотреть на вас со стороны, то отчетливо будет видно, что ваши живот

и грудь вздымаются волной, отсюда название. Задерживать дыхание на пике подъема груди

нужно не больше, чем на 1-2 секунды. Выдыхать важно медленно, чтобы выдох получался

длиннее вдоха. Выдох нужно так же начинать из живота, а заканчивать грудью.

Затем нужно повторить цикл. Максимальное количество - пять раз.

Подобное дыхание занимает очень мало времени – это его первый плюс. А второй

заключается в том, что уже через 1-3 вдоха вы можете почувствовать легкое головокружение

и расслабиться.

Работа с чувствами и мыслями.

Современной науке известно, что при релаксации активизируется правое полушарие

головного мозга, отвечающее за образность. Образ – это форма для мыслей и чувств

человека, только изложенных не на языке левого полушария (слов), а картинок, то есть

правого полушария. Это взаимосвязанный процесс: если удалось расслабиться, то человек на

экране мысленного взора может наблюдать образы и наоборот, если он может наблюдать

образы на экране внутреннего взора – значит пошло расслабление. Занимаясь расслаблением

на уроке, можно предлагать школьникам метод визуализации - фиксации внимания на

образах,

заведомо

ведущих

к

расслаблению:

«спокойной

реки»,

«лесного

озера»,

«падающего снега», «шума дождя» и т.п. Детализируя образы, воссоздавая визуальный,

аудиальный и кинестетический (телесный) ряды воспоминания, ученик расслабляется,

получая долгожданный отдых. Расслабляющие сюжеты не обязательно только припоминать.

Учитель может просто приготовить заранее то, с чем можно будет работать на уроке

(картинку, музыку и т.п.).

«Озеро»

Текст читается учителем с музыкой или без.

«Представьте себе, что вы идете по густому лесу. У каждого из вас есть свой лес, в

котором вы предпочитаете бывать, и с которым связаны приятные воспоминания. Кругом

деревья, под ногами трава или сухие иголки - я не знаю. Вы оглядываетесь вокруг - стволы

деревьев тянутся высоко вверх. Постепенно деревья расступаются, и за ними появляется

большая поляна, посреди которой лежит лесное озеро, наполненное удивительно чистотой,

прозрачной водой. Оно сверкает, как драгоценный камень. Оно очень спокойное и глубокое.

А теперь представьте, что вы превращаетесь в это озеро. Ощутите свою глубину,

спокойствие. Позвольте себе побыть некоторое время тихим лесным озером, скрытым от

людских глаз в густом лесу. Если вы хотите, вы можете оставить себе это чувство. Оно есть

в вас, и останется с вами столько, сколько вы захотите».

КАТАРСИС как моральное очищение и духовное возвышение личности Достижение

катарсиса обычно меняет личность, трансформирует ее, заставляя переосмысливать какое-то

10

11

события.

Высокие

вибрации,

соответствующие

катарсису

(например,

в

процессе

прослушивания классической музыки), помогают отпустить застывшие эмоции, простить

кого-то, принять что-то. Тело человека настраивается на проживание высоких вибраций и

меняет в соответствии с ними химический состав крови, повышает электропроводимость

различных участков тела и органов и т.п. На психическом плане тоже происходят изменения.

Психика в целом становится более устойчивой, познавательные процессы идут значительно

активнее и качественнее. На физиологическом плане диагностируется синхронизация

работы обоих полушарий головного мозга.

Работа с телом.

«Медленное движение»

Встаньте прямо. Выберете объект, до которого вы сможете легко дотянуться

(спинка стула, тетрадь на столе, ручка, что-то еще).

Теперь быстро дотроньтесь до выбранного объекта. И вернитесь в исходное

положение.

А теперь решите, что вы проделаете то же самое движение, но очень – очень

медленно. Фактически вам нужно максимально сдерживать свое движение.

Вы выполняете то же самое действие, но очень медленно.

Как вы себя сейчас чувствуете?

Как правило, учащийся чувствует сильное расслабление.

Работа с дыханием.

Для достижения быстрого катарсического результата можно использовать короткую

тибетскую медитацию «Дыхание треугольником». Техника проводится в течение примерно

2 – 3 минут от урока.

Представьте себе, что под пяткой левой ноги у вас находится резервуар с густым

голубым воздухом. Вообразите, что этот воздух вы можете вдохнуть пяткой. Вдохните и

задержите вдох на несколько мгновений в области затылка, а затем выдохните его через

пятку правой ноги. Повторяйте это действие некоторое время. Если смотреть на вас со

стороны, то получится, что вы как бы дышите треугольником. Понаблюдайте за собой.

Какой цвет вы выдыхаете правой пяткой (серый, черный?..) Дышите до тех пор, пока

выходящий воздух не станет также голубого цвета. Голубым цветом подышите еще 1-2

минуты.

Работа с чувствами и мыслями.

Мы уже говорили о том, что мысли и чувства человека могут быть представлены в

образной системе, например, картинах. Но кроме этого образом так же является и музыка.Ее

можно слушать на любом этапе обучения в классе. Лучше, если музыка будет звучать

достаточно долго, минимально 10 минут.

Классическая музыка

«Роза»

Расслабьтесь любым возможным способом.

Представьте себе на экране внутреннего взора цветок розы.

Раскрасьте розу в красный цвет.

Раскрасьте розу в белый цвет.

Раскрасьте розу в розовый цвет.

11

12

Верните на экран красную розу и почувствуйте ее запах.

Теперь измените цвет розы на белый и почувствуйте, как пахнет белая роза.

Возможно продолжение техники. Учитель может предложить ребятам почувствовать

себя розовым кустом (цветы любого цвета, запах соответствующий) и представить, что куст

распускается.

Поэтому в чисто прагматических целях ученику важно овладеть для начала методами

рекреации и релаксации.

12



В раздел образования