Напоминание

Формирование орфографической зоркости у младших школьников


Авторы: Войцехович Жанна Николаевна, Селянина Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов, учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 20
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование орфографической зоркости

у младших школьников

«Грамотное письмо - это не просто движение пишущей руки, а особая

речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и

синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему

правописание» - писал Н.С. Рождественский. Поэтому перед учителем на

уроках русского языка стоит главная задача - создать условия для

формирования орфографической зоркости учащихся. Ведь важно не только

объяснить и разъяснить теоретический материал, но и научить применять

полученные знания на практике.

Проблемы грамотного письма волновали и волнуют умы ученых,

методистов и педагогов, как в 18-20 веках, так и в наши дни эта актуальная

тема беспокоит еще и заинтересованных родителей.

Решение орфографической задачи возможно только тогда, когда

обучающийся видит объект правила - орфограмму, только сумев найти ее

можно решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение

обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, является

базовым

орфографическим

умением,

первым

этапом

при

обучении

правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы

при

письме

-

одна

из

главных

причин,

снижающих

развитие

орфографического навыка. Дети пишут с ошибками в полной уверенности,

что пишут правильно, забывая вспоминать изученные правила.

Грамотное

письмо

включает

соблюдение

правил

графики,

орфографии и пунктуации. Правила графики усваиваются первоклассниками

в период обучения грамоте, в начальном курсе русского языка формируются

только элементарные пунктуационные умения, а вот содержание обучения

орфографии включает изучение большого количества правил правописания,

представляющих разные разделы русской орфографии, и формирование

базовых орфографических умений, составляющих основу грамотности

учащихся.

Обучение

грамотному

письму

в

начальной

школе

предусматривает формирование знаний и умений по орфографии.

Одним из центральных понятий в орфографии является понятие

орфограммы. Орфограмма (от греческого orthos - правильный и gramma -

буква) - правильное (соответствующее правилам или традициям) написание,

которое выбирается из ряда возможных.

Орфографически правильное письмо зависит от самоконтроля -

умения проверять правильность написанного. При воспитании самоконтроля

необходимо учитывать индивидуально - возрастные особенности ребенка.

Самоконтроль

зависит

от

уровня

развития

мышления

ребенка,

у

обучающихся

1-2

классов

из-за

недостаточного

развития

мышления,

самоконтроль развит еще плохо, а у детей 3-4 классов развит уже достаточно.

В результате педагог может опираться на него при обучении детей этого

возраста орфографии.

Содержание работы по формированию орфографической зоркости у

младших школьников предполагает развитие языковых представлений и

навыков

по

направлениям

и

изучаемым

темам

(родственные

слова;

выделение орфограмм в приставке, суффиксе, окончании; ассоциативные

ряды

при

работе

со

словарными

словами;

падежные

формы

имен

существительных; личные окончания глаголов; дифференциация предлогов и

приставок; правописание разделительных ъ и ь; правописание ь на конце

существительных, глаголов; правописание тся, ться в глаголах,..).

К

упражнениям

по

выработке

орфографической

зоркости

К.Д.Ушинский предъявлял требования:

1. Упражнения должны быть по возможности, самостоятельными, т.е.

действительными упражнениями, а не кажущимися только.

2. Упражнения должны быть систематическими, т.е. всякое новое

упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и

делать шаг вперёд. Пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего

из приобретённого и пользуются им для приобретения нового. Чем больше

развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем

самостоятельнее должны быть упражнения.

3. Упражнения должны быть логические. Это даёт возможность

находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую

систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они

стоят.

4. Упражнения должны быть устные и письменные, и при том устные

должны предшествовать письменным.

К заданиям и упражнениям для формирования орфографической

зоркости можно отнести:

Письмо с проговариванием.

Большую роль в формировании

орфографического

навыка

играет,

так

называемое,

орфографическое

проговаривание. Многократное проговаривание прокручивается на уроке

несколько раз, повторяется на последующих уроках и в конце концов прочно

запоминается. Сначала образец проговаривания даёт учитель 1-2 слова по

слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После

хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы,

проговорить индивидуально.

Списывание.

Списывание

предполагает

большую

самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его

в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается

зрительная

и

слуховая

память,

внимание,

сравнение,

воспитывается

самостоятельность, самоконтроль.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием

дома, можно предложить по желанию, выписывать из любимых книг

наиболее

понравившиеся

отрывки.

Особое

внимание

следует

уделить выборочному

списыванию,

что

является

подготовительной

работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному

списыванию могут быть следующие задания:

- Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста;

восклицательные

предложения,

побудительное,

вопросительное,

повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

- Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

- Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова

из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

- Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть

слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

- Спиши слова определённой части речи.

- Выпиши словосочетания.

Какографические упражнения. Эти упражнения предусматривают

исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных

написаний. Это наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с

вопросом

применения

на

уроках

проблемного

обучения

и

создания

проблемных ситуаций. Термин «какография» является антонимом к слову

«орфография»; отсюда и название «какографические», т.е. умышленно

ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и

исправления ошибок. Например: списать с доски в тетради предложение «У

машы рыжые лыжы». Ученики находят и исправляют «ошибки». При этом

дают развернутое пояснение своим действиям.

Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка

должно отводиться письму по памяти.

Упражнение «Аллитерация».

Детям

дается задание подобрать к

заданным словам с пропущенной буквой подходящие по смыслу слова, в

которых пропущенная буква будет первой. Например, м_роз (Очень сильный

мОроз), с_бака (Огромная сОбака), с_поги (Анины сАпоги), м_рковь

(Оранжевая мОрковь), _дежда (Олина Одежда), сах_р (сахАрный Арбуз),

ф_милия (фАмилия Антона), мес_ц (месЯц Январь).

Диктант с пропусками.

Учащиеся записывают предложения под

диктовку, а буквы, в которых сомневаются, пропускают, рисуя на месте

пропуска пустой квадратик. После диктанта спрашивают у одноклассника,

какую букву нужно написать и почему и вставляют пропущенные

орфограммы. Первое и главное достоинство этого диктанта состоит в том,

что дети начинают «нащупывать» свои слабые места, учатся спрашивать и

сомневаться, прислушиваться к мнению товарища, аргументировать ответ.

Упражнение «Четвертый лишний». Возможны различные варианты

подбора слов. Из четырех слов нужно найти лишнее. Д__ревня, т__традь,

ул__ца, уч_ник. Р_бота, род_на, _осква, н_род. Су__ота, кла__, учит_ль,

ру__кий. Т__желый, __дро, в__зал, сл__пил.

По мере автоматизации навыка определять орфограммы, алгоритм

выполнения заданий постепенно совершенствуется. Чем яснее становятся

закономерности

русской

орфографии,

тем

выше

собственная

орфографическая

зоркость.

Предупреждение

орфографических

ошибок

достигается системой занятий по орфографии: изучение правил, осознанное

их усвоение, умение руководствоваться ими в практике письма, постановкой

письменных тренировочных упражнений.



В раздел образования