Напоминание

"От учителя - родителю"


Автор: Боронина Полина Геннадьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ школа №94 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Родитель как субъект педагогического взаимодействия. Что нужно знать современному родителю о школе?
Тема: "От учителя - родителю"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Родитель как субъект педагогического взаимодействия. Что нужно

знать современному родителю о школе?»

Автор материала:

Боронина П.Г.

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.

Д. И. Менделеев

Педагогическое мастерство, в основе своей, держится не только на

умении качественно, доступно и грамотно подать учебный материал, научить

и воспитать, но еще и выстроить качественно-полезную взаимосвязь со

взрослыми, а именно, с родителями и\или законными представителями

обучающихся.

Коммуникация педагога с родителями является важным компонентом,

как в начальной, так и в старшей школе, и направлено оно (в первую

очередь),

на

создание

единого

гармоничного

воспитательно-

образовательного пространства.

Взаимодействие с родителями дает возможность педагогу лучше узнать

ребенка, понять его индивидуальные особенности, определить оптимальный

подход к развитию ребенка и формированию его ценностных ориентиров.

Не менее важным, в контексте коммуникации педагог-родитель,

является, и готовность родителей иди на этот контакт, но (увы), не всегда так

получается.

Перед тем, как исследовать вопрос о том, что должны знать родители о

школе,

мы

провели

независимый

опрос

педагогов

различных

образовательных учреждений, на предмет выявления типичных причин

«неконтакта» с родителями.

Проведя анализ опроса, мы выделили несколько причин:

Незаинтересованность родителей в школьной жизни;

Отсутствие критического отношения к ребенку;

Чрезмерная опека;

Игнорирование актуальных потребностей ребенка;

Неблагоприятные семейно-бытовые условия;

Анонимные жалобы на учителей со стороны родителей ;

Недоверие к учителю со стороны родителей.

Успех сотрудничества «педагог-родитель»

зависит не только от

соблюдения учителем этических и педагогических требований, но и от

позитивного отношения родителей к участию в этом сотрудничестве.

Учитель,

как профессионал своей деятельности,

всегда должен

стремиться

к

построению

конструктивного

диалога

и

продуктивных

взаимоотношений

с

родителями: наладить контакт

,

не

отталкивать

обратившихся за помощью родителей,

укреплять и

поддерживать

у

родителей уверенность в своем ребенке, и тд.

Очень важно демонстрировать родителям свою заинтересованность и

доброжелательность по отношению к их ребенку.

Для наиболее продуктивного взаимодействия с родителями и\или

законными

представителями,

каждый

педагог

может

(совместно

с

родителями) составить кодекс взаимоотношений педагога и родителей.

С одной стороной вопроса мы ознакомились, а как обстоят дела с

другой?

В процессе понимания отношения родителей к школьной жизни и

педагогической деятельности, мы часто можем слышать мнение, подобное

«Школа

должна

воспитывать

и

обучать

детей»,

«Школа

должна

создавать условия для развития и становления личности ребенка», «Школа

должна!»

И действительно, школа должна, но не следует забывать и о том, что

родители (в первую очередь), ответственны за воспитание своих детей, и

всегда должны помнить о том, что базовые качества и основы воспитания

закладываются в семье, а далее (в школе, они уже корректируются,

дополняются, совершенствуются).

Однажды, я услышал, что «Современная школа совсем не направлена

на создание условий для грамотного, качественного и продуктивного

обучения детей. Школа стала потребителем, и исходит из той позиции, что

дети все равно придут, потому, что они должны прийти. Школа не

заинтересована в воспитании достойных личностей».

Возможно, в этом высказывании и скрыт корень истины, но сказано

оно родителем, явнее не настроенным на создание конструктивного диалога

со школой, так как в его восприятии, школа уже выступает раздражителем.

И отсюда возникает вопрос, так что же все-таки должны знать

родители о школе?

И ответ на этот вопрос нам помог найти опрос, проведенный среди

родителей.

Форма опроса позволяла родителям свободно высказывать свои мысли,

идеи отношение, и это позволило нам определить качественные идеи и

мысли тех родителей, которые настроены на диалог с учителями, и активно

участвуют в школьной жизни.

Родитель знать и понимать следующее:

Недопустимо (со стороны родителя) вмешиваться в

личную жизнь педагога;

Родитель не должен диктовать свои порядки в школе, и

ждать следования его советам;

Родитель должен интересоваться успехами и неудачами

своего ребенка ;

От

родительского

отношения

(во

многом),

зависит

авторитет учителя;

Родитель должен адекватно воспринимать замечания и

советы учителя, и не относиться к ним как к критике себя, как

родителя;

Только родитель (в первую очередь), может помочь своему

ребенку в решении каких-либо трудностей, а уже потом, педагог;

Родитель должен воспринимать педагога, как союзника. В

любом случае, в вопросах воспитания ребенка, полезным будет иметь

такого союзника;

Не

стоит

осуждать

учителя,

при

возникновении

конфликтной ситуации. Нужно попробовать вместе разобраться в

ней, и найти оптимальный выход из нее;

В любой ситуации сохранять самообладание и не терять

человеческого лица.

Это лишь малая часть, но именно об этом, говорят родители, чей

настрой на взаимодействие с о школой , носит конструктивный характер.

Так неужели только этого и достаточно, для создания прочной и

обоюдно полезной коммуникации родителей со школой?

Ответ на этот вопрос прост, да. Этого вполне достаточно.

Личная заинтересованность родителей – это один из важнейших

показателей формирования и развития культуры взаимодействия не только с

отдельным учителем, но и со школой в целом.

Важно перестать воспринимать школу – как систем урочных и

внеурочных действий, направленных лишь на потребление родительского

ресурса.

Школа – это птица, полет которой не возможен без двух крыльев, одно

из которых – учитель, а второе – родитель.

Вспомогательная литература:

1. Бескоровайняя О.В. Настольная книга учителя начальных классов. –

Ростов н\Дону.:, Феникс, 2011,

2. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя в начальной школе. –

Волгоград, 2011.

3. Лодкина Т., Кевля Ф. Диагностика классного руководителя с семьей //

Народное образование. - 2010. - №1.

4. Осипова М.П. Работа с родителями./ Пособие для учителей начальных

классов./ Минск, 2010.

5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

– Москва, 2011.

10. Ярулов А.А. Работа классного руководителя с семьей // Народное

образование, 2013. - №6.



В раздел образования