Автор: Боронина Полина Геннадьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ школа №94 Выборгского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Родитель как субъект педагогического взаимодействия. Что нужно знать современному родителю о школе?
Тема: "От учителя - родителю"
Раздел: дополнительное образование
«Родитель как субъект педагогического взаимодействия. Что нужно
знать современному родителю о школе?»
Автор материала:
Боронина П.Г.
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
Д. И. Менделеев
Педагогическое мастерство, в основе своей, держится не только на
умении качественно, доступно и грамотно подать учебный материал, научить
и воспитать, но еще и выстроить качественно-полезную взаимосвязь со
взрослыми, а именно, с родителями и\или законными представителями
обучающихся.
Коммуникация педагога с родителями является важным компонентом,
как в начальной, так и в старшей школе, и направлено оно (в первую
очередь),
на
создание
единого
гармоничного
воспитательно-
образовательного пространства.
Взаимодействие с родителями дает возможность педагогу лучше узнать
ребенка, понять его индивидуальные особенности, определить оптимальный
подход к развитию ребенка и формированию его ценностных ориентиров.
Не менее важным, в контексте коммуникации педагог-родитель,
является, и готовность родителей иди на этот контакт, но (увы), не всегда так
получается.
Перед тем, как исследовать вопрос о том, что должны знать родители о
школе,
мы
провели
независимый
опрос
педагогов
различных
образовательных учреждений, на предмет выявления типичных причин
«неконтакта» с родителями.
Проведя анализ опроса, мы выделили несколько причин:
Незаинтересованность родителей в школьной жизни;
Отсутствие критического отношения к ребенку;
Чрезмерная опека;
Игнорирование актуальных потребностей ребенка;
Неблагоприятные семейно-бытовые условия;
Анонимные жалобы на учителей со стороны родителей ;
Недоверие к учителю со стороны родителей.
Успех сотрудничества «педагог-родитель»
зависит не только от
соблюдения учителем этических и педагогических требований, но и от
позитивного отношения родителей к участию в этом сотрудничестве.
Учитель,
как профессионал своей деятельности,
всегда должен
стремиться
к
построению
конструктивного
диалога
и
продуктивных
взаимоотношений
с
родителями: наладить контакт
,
не
отталкивать
обратившихся за помощью родителей,
укреплять и
поддерживать
у
родителей уверенность в своем ребенке, и тд.
Очень важно демонстрировать родителям свою заинтересованность и
доброжелательность по отношению к их ребенку.
Для наиболее продуктивного взаимодействия с родителями и\или
законными
представителями,
каждый
педагог
может
(совместно
с
родителями) составить кодекс взаимоотношений педагога и родителей.
С одной стороной вопроса мы ознакомились, а как обстоят дела с
другой?
В процессе понимания отношения родителей к школьной жизни и
педагогической деятельности, мы часто можем слышать мнение, подобное
«Школа
должна
воспитывать
и
обучать
детей»,
«Школа
должна
создавать условия для развития и становления личности ребенка», «Школа
должна!»
И действительно, школа должна, но не следует забывать и о том, что
родители (в первую очередь), ответственны за воспитание своих детей, и
всегда должны помнить о том, что базовые качества и основы воспитания
закладываются в семье, а далее (в школе, они уже корректируются,
дополняются, совершенствуются).
Однажды, я услышал, что «Современная школа совсем не направлена
на создание условий для грамотного, качественного и продуктивного
обучения детей. Школа стала потребителем, и исходит из той позиции, что
дети все равно придут, потому, что они должны прийти. Школа не
заинтересована в воспитании достойных личностей».
Возможно, в этом высказывании и скрыт корень истины, но сказано
оно родителем, явнее не настроенным на создание конструктивного диалога
со школой, так как в его восприятии, школа уже выступает раздражителем.
И отсюда возникает вопрос, так что же все-таки должны знать
родители о школе?
И ответ на этот вопрос нам помог найти опрос, проведенный среди
родителей.
Форма опроса позволяла родителям свободно высказывать свои мысли,
идеи отношение, и это позволило нам определить качественные идеи и
мысли тех родителей, которые настроены на диалог с учителями, и активно
участвуют в школьной жизни.
Родитель знать и понимать следующее:
Недопустимо (со стороны родителя) вмешиваться в
личную жизнь педагога;
Родитель не должен диктовать свои порядки в школе, и
ждать следования его советам;
Родитель должен интересоваться успехами и неудачами
своего ребенка ;
От
родительского
отношения
(во
многом),
зависит
авторитет учителя;
Родитель должен адекватно воспринимать замечания и
советы учителя, и не относиться к ним как к критике себя, как
родителя;
Только родитель (в первую очередь), может помочь своему
ребенку в решении каких-либо трудностей, а уже потом, педагог;
Родитель должен воспринимать педагога, как союзника. В
любом случае, в вопросах воспитания ребенка, полезным будет иметь
такого союзника;
Не
стоит
осуждать
учителя,
при
возникновении
конфликтной ситуации. Нужно попробовать вместе разобраться в
ней, и найти оптимальный выход из нее;
В любой ситуации сохранять самообладание и не терять
человеческого лица.
Это лишь малая часть, но именно об этом, говорят родители, чей
настрой на взаимодействие с о школой , носит конструктивный характер.
Так неужели только этого и достаточно, для создания прочной и
обоюдно полезной коммуникации родителей со школой?
Ответ на этот вопрос прост, да. Этого вполне достаточно.
Личная заинтересованность родителей – это один из важнейших
показателей формирования и развития культуры взаимодействия не только с
отдельным учителем, но и со школой в целом.
Важно перестать воспринимать школу – как систем урочных и
внеурочных действий, направленных лишь на потребление родительского
ресурса.
Школа – это птица, полет которой не возможен без двух крыльев, одно
из которых – учитель, а второе – родитель.
Вспомогательная литература:
1. Бескоровайняя О.В. Настольная книга учителя начальных классов. –
Ростов н\Дону.:, Феникс, 2011,
2. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя в начальной школе. –
Волгоград, 2011.
3. Лодкина Т., Кевля Ф. Диагностика классного руководителя с семьей //
Народное образование. - 2010. - №1.
4. Осипова М.П. Работа с родителями./ Пособие для учителей начальных
классов./ Минск, 2010.
5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
– Москва, 2011.
10. Ярулов А.А. Работа классного руководителя с семьей // Народное
образование, 2013. - №6.