Напоминание

Блоки Дьенеша. Игры и занятия на развитие логики, альбомы с заданиями.


Автор: Мурадханова Эфриз Кисматуллаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 77 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Учебно-методическое пособие
Тема: Блоки Дьенеша. Игры и занятия на развитие логики, альбомы с заданиями.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Блоки Дьенеша. Что это такое?

На первый взгляд может показаться, что логические блоки Дьенеша – это обычный набор

геометрических тел или строительных блоков. В действительности же это гораздо больше, чем

просто строительный материал. Это целый кладезь игр на развитие логического, математического

и пространственного мышления!

Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что

ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем

свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить

малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию,

умение кодировать и декодировать информацию. В этой статье я подробно расскажу о самых

интересных и полезных играх с блоками Дьенеша и про их использование в развитии детей.

Преимуществом набора также является его относительно невысокая цена (если сравнивать с

другими популярными логическими играми). А из недостатков же могу отметить, что блоки не так

уж легко найти в продаже.

Среди мам очень популярны специальные альбомы с заданиями для блоков Дьенеша. Альбомы

отлично подходят для первого знакомства с фигурами, ведь в процессе игры малыш обращает

внимание на разные формы, цвета и размеры блоков.

В альбомах ребенку предлагается собрать картинку по схеме. Самым маленьким картинку можно

собирать, накладывая блоки на схему, более опытным строителям желательно строить фигурку

рядом с образцом.

Варианты игр с блоками Дьенеша я привожу в порядке возрастающей трудности. Разнообразие

заданий настолько велико, что в них найдется много полезного как для 2-летних, так и для 5-

летних детей. Не забывайте превращать любое занятие с пособием в игровую ситуацию, пускай

блоки будут не просто объемными фигурами, а печеньками, жильцами домов, пассажирами

паровоза и т.д.

Важно научить ребенка выделять и узнавать отдельные свойства фигур. Во время первых занятий

акцентируйте внимание ребенка только на каком-то одном свойстве, например, цвет или форма.

Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит

круглые печеньки (печеньками будут логические блоки Дьенеша), а Мишка квадратные. Пускай

малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям.

Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как

правило, ребенку дается труднее всего, поэтому займитесь им в последнюю очередь.

Сортируем фигуры по наличию двух признаков

Когда малыш будет хорошо справляться с предыдущим заданием, попробуйте добавить еще одно

свойство для сортировки.

На этот раз фигуры могут быть семенами, которые нужно рассадить по грядкам. На одну грядку

сажаем все красные и большие семена, а на вторую – синие и треугольные.

Сортируем блоки с использованием логических карточек

Следующий шаг – это развитие умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с

помощью логических символов. То есть, если до сих пор вы задавали ребенку условия для

сортировки словами, то теперь малыш будет учиться устанавливать взаимосвязь между свойством

блока и его графическим изображением.

Для такого варианта игры вам понадобятся логические карточки со следующими обозначениями:

Карточка 1 , Карточка 2 , Карточка 3 - синий, красный, желтый блок

Карточка 4 , Карточки 5 - большой и маленький блок

Карточки 6 , Карточки 7 - толстый и тонкий блок

Карточки 8 , Карточки 9, Карточки 10 , Карточки 11— блок соответствующей формы

Карточки с перечеркнутыми изображениями указывают на отрицание какого-либо свойства.

Например, Карточки 13 - не синий, Карточки 14 - не круглый, Карточки 15 - не толстый, Карточки

16 - не большой и т.д.

В комплекте блоков Дьенеша таких карточек, к сожалению, нет. Вы можете сделать их

самостоятельно или СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ. Вводите логические карточки в игру постепенно, объясняя

ребенку, что значит тот или иной символ.

Например, предложите малышу рассортировать фигуры на две группы (не забывайте как-то

обыгрывать задание, блоки могут стать пассажирами, которых нужно рассадить в две разные

машины). Для каждой группы поставьте одну или две логических карточки. К примеру, рядом с

одной группой поставьте красную карточку и треугольник (значит сюда нужно подобрать все

красные треугольные фигуры), рядом с другой – карточки с кругом и маленьким домиком

(подбираем маленькие круглые фигуры).

Подбираем карточки к соответствующим фигурам

Попробуйте и обратное задание. Сначала вместе рассортируйте блоки по какому-то словесному

условию. Допустим, предложите расселить все фигуры по двум домикам (толстые в один домик,

тонкие – в другой). После того, как ребенок справится с заданием, предложите «подписать»

каждый домик карточкой, чтобы жильцы не перепутали свои домики. Помогите малышу выбрать

подходящие карточки из нескольких предложенных

Сортируем блоки по отсутствию одного признака

Предложите ребенку рассортировать фигуры на НЕ круглые и НЕ квадратные. При этом обратите

внимание малыша на то, что некоторые блоки (к примеру, треугольные) могут подойти и туда, и

туда. Не забывайте оживлять игру каким-то сюжетом (например, котенок рассаживает цветы по

клумбам – на одной клумбе НЕ круглые цветы, а в другой НЕ квадратные).

Сортируем по отсутствию двух и более признаков

Если у малыша все получается, то можно предложить рассортировать блоки по отсутствию сразу

двух и даже трех признаков. А самый продвинутый уровень – это сортировка по наличию одних и

по отсутствию других признаков.

Находим сходство и отличие

Расставьте перед ребенком на столе несколько тарелочек и объясните, что в каждую из них нужно

положить по два блока одинаковой формы. Пусть малыш самостоятельно примет решение, какие

это будут фигуры (допустим, он может взять два круглых блока любого цвета и размера). В этом

задании главная задача, которая стоит перед малышом, — выделить у фигур одно общее

свойство, невзирая на все остальные.

В другой раз предложите положить на каждую тарелочку по две фигуры одинакового цвета /

размера / толщины.

Следующий шаг – попробуйте установить отличие между блоками. Так, предложите ребенку

положить в каждую мисочку по две фигуры разного цвета / формы / размера / толщины.

Ну и наконец, самый сложный вариант этого задания выглядит так: положить в одну миску два

блока одинакового размера, но разной формы; одинаковой формы и одинакового размера;

разной формы и разного размера и т.д.

«Расселяем жильцов» в домике. Для каждой комнаты задаем условие

Это задание похоже на игры с логическими карточками. Ребенку необходимо расселить фигуры в

домике, учитывая те условия, которые даны для каждой «комнатки». Если вы только учитесь

понимать значения изображений, достаточно будет одного условия, ну а более «продвинутым»

можно и три условия в одну комнатку нарисовать.

Собираем дорожку / мостик по заданным условиям

Расскажите малышу историю о том, как между домиками ваших игрушечных друзей (например,

Зайки и Мишки) поломался мостик, из-за чего теперь они не могут ходить в гости друг к другу.

Предложите построить новый мостик. Но он будет не простой, а волшебный. На этом мостике

каждый кирпичик можно выкладывать только по особому правилу: вы задаете для каждого блока

условие с помощью 1-2 логических карточек, а малыш выкладывает фигуры в рядочек.

Например, сначала вы показываете карточку с перечеркнутым кругом Карточки 14 – ребенок

выбирает и ставит на мостик любой некруглый блок, далее вы показываете синюю карточку

Карточка 1 и полного человечка Карточки 6 – ребенок выбирает и ставит на мостик синий толстый

элемент и т.д.

Альбом заданий «Лепим нелепицы»

Отдельно хочется сказать про альбом заданий «Лепим нелепицы». Если честно, мне он

понравился больше всех остальных пособий. На обложке возрастное ограничение от 4х лет, на

деле его смело можно использовать с 3х лет, особенно, если малыш уже не первый раз играет с

блоками Дьенеша.

Этот альбом учит ребенка подбирать фигуры с учетом трех условий одновременно. Подобрав все

блоки и поставив их в нужные места, малыш получит забавную картинку. Причем эта картинка

еще и является ответом на загадку. Загадки, кстати, тоже непростые, это загадки обманки – по

рифме просится один ответ, а на самом деле другой

Расселяем жильцов» в домике. Учимся работать с таблицей

Еще одна задачка на расселение «жильцов» в домике, только на этот раз принцип расселения

совсем другой. Малыш должен расставить фигуры в пустые клетки так, чтобы они удовлетворяли

условиям в строке и столбце одновременно. То есть ребенок учится работать с таблицей. Это

умение очень важное и полезное, на нем базируется множество развивающих игр, да и школьных

задач.

С принципом построения таблицы можно знакомить уже трехлетнего ребенка, для него это

вполне посильная задача.



В раздел образования