Напоминание

"Особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников в учебной деятельности".


Автор: Красовская Марина Григорьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №20 им.В.М.Елсукова
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий (Кемеровская область), Россия
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников в учебной деятельности".
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ ООШ №20

Учитель начальных классов

Красовская М.Г

«Особенности формирования финансовой грамотности у младших

школьников в учебной деятельности».

Актуальность состоит в том, что на сегодняшний день в нашей стране

возникает большая потребность в формировании финансовой грамотности не

только у взрослых, но и детей. При этом важнейшая задача образования в

этой области – формирование у младшего поколения правильного отношения

к финансам. Формирование финансовой грамотности необходимо уже с

начальной

ступени

образования.

В

Федеральном

государственном

образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС

НОО) говорится о том, что личностные результаты освоения основной

образовательной программы НОО должны отражать овладение начальными

навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире.

Это и включает в себя простые экономические познания в находящейся

реальности, финансовую социализацию и финансовую грамотность.

Определение «финансовая грамотности» Ю. Антонова трактует, как

умения пользоваться терминами финансовой грамотности, понимать их

значение, решать финансовые задачи, которые связаны с экономическими

понятиями, а также рассчитывать бюджет в малых объемах .

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни

человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице.

Они рано понимают, что деньги позволяют получить желаемое, и проявляют

стремление к самостоятельному использованию денег. Необходимость

проведения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что

дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются

пластиковыми картами и мобильными приложениями. Они с раннего

возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками

торгово-финансовых взаимоотношений, что требует определенного уровня

финансовой грамотности.

Младший школьный возраст современными учеными определяется как

от 6-7 до 9-10 лет. В данном возрасте физическое развитие ребенка,

определенный запас представлений о мире, уровень развития речи и

мышления, социальное восприятие окружающего мира позволяют начать

процесс систематического обучения.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни по сравнению

с дошкольным возрастом: новые требования, новая социальная роль ученика,

принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе

он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный

социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений.

Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни .

В младшем школьном возрасте (6-7 лет) интенсивно формируется

личность ребенка через расширение социальных связей со сверстниками,

взрослыми в школе и вне ее. Отношение к окружающему миру напрямую

зависит

от

психологической

ситуации

вокруг

ребенка

(школьная

успеваемость или неуспеваемость, отношение родителей к успехам и

неудачам ребенка, взаимоотношения с учителем и т.д.).

Финансовая

грамотность

воспитывается

по

мере

взросления

и

прохождения

ребенком

различных

жизненных

этапов:

первого

самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных

денег и т.д.

Поэтому

важно

знакомить

детей

с

финансово-экономическими

отношениями с помощью доступных примеров как можно раньше, начиная с

6-7 лет. К этому времени у них начинает развиваться логическое мышление и

повышается интерес к миру взрослых.

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время

вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в

нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Включение данных вопросов актуально, поскольку позволяет привить

ребенку

основы

знаний

о

рыночных

отношениях,

непосредственным

участником которых он неизбежно станет в будущем.

Представляется

особенно

эффективным

развитие

финансовой

грамотности

у

школьников

через

интеграцию

преподавания

соответствующих навыков в учебные программы по различным школьным

предметам. Такими предметами могут быть математика, окружающий мир,

технология, литературное чтение, курс финансовой грамотности.

Такой подход позволяет более экономично расходовать учебное время,

поскольку он позволяет прививать соответствующие навыки в ходе

преподавания других предметов, за счет чего сокращается время, требуемое

на специальное преподавание финансовой грамотности. Кроме того, такой

подход позволяет осуществлять преподавание в игровой форме, которая

особенно

эффективна

для

усвоения

учебного

материала,

проходя

в

ненавязчивой и в то же время прикладной форме. Это достаточно важные

условия успешного усвоения материала для данной возрастной группы .

Формирование финансовой грамотности младших школьников на

уроках математики.

Развитие финансовой грамотности младших школьников на уроках

математики

осуществляется

через

формирование

элементарных

представлений о видах собственности, семейных доходах и расходах,

разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании,

стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся

начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики:

собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.

Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества,

стоимости,

учащиеся

младших

классов

учатся

теоретически

решать

финансовые проблемы.

Разумеется, в этом возрасте учащиеся не являются полноценными

субъектами рыночных отношений. Тем не менее, производить мелкие

бытовые сделки они уже. Если говорить о проводимом в школе времени, то

можно вспомнить элементарный пример посещения школьной столовой.

Сумма денег у школьника обычно ограничена. Но на что её потратить? На

десяток пирожков или полноценный обед? Школьники посещают и

магазины? Что им приобрести? Учебник по литературе или пачку комиксов?

Ведь на всё это одновременно денег у них не хватит. Как видим, даже в

младших классах школы дети оказываются перед дилеммой рационального

расходования денежных средств.

Учащиеся, чтобы понимать, для чего им нужны экономические знания,

должны уметь:

- анализировать свои потребности;

- выделять основные и особые потребности;

- определять источники удовлетворения различных потребностей;

- пользоваться деньгами;

- определять источники доходов и расходов;

- объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;

- совершать элементарные покупки в магазине;

- анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении

потребностей.

В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих

чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости –

копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей.

В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты

для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.

Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости,

средство обращения, средство платежа, средство накопления.

В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами,

купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно.

Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество =

стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и

стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000

рублей.

В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. В 4

классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи,

семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса

ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Формирование финансовой грамотности младших школьников на

уроках литературного чтения [6].

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций,

связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные

социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная

точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной

модели социального и финансового поведения.

Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе

чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино»,

«Мужик и медведь»). После чтения можно предложить разные задания,

которые позволят наглядно убедиться в возможности экономной траты

средств и ресурсов.

Устное

народное

творчество

также

является

важным

ресурсом

формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии.

Формирование финансовой грамотности младших школьников на

уроках окружающего мира.

Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше

возможностей включать элементы финансовой грамотности. Изучаются

такие темы как «Для чего нужна экономика», «Что такое деньги»,

«Государственный бюджет», «Семейный бюджет», «Экономика и экология».

Особое место при формировании экономических понятий у учащихся

следует уделять экономии ресурсов. Для этого необходимо продумывать

расходы. Предлагаем учащимся вспомнить, какие расходы были сделаны в

твоей семье за последнюю неделю. Занеси их в нужный столбик. Подумай,

если бы у тебя были сбережения, на что бы ты их потратил?

Формирование финансовой грамотности младших школьников на

уроках технологии.

Курсу «Технология» принадлежит особая роль, так как решение

практико-ориентированных

финансовых

задач

позволяет

адаптировать

обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться

каждый день. На уроках технологии обучающиеся знакомятся с элементами

финансовой грамотности.

Основные содержательные линии курса: «Деньги, их история, виды,

функции», «Пути экономии» (в каждом разделе рабочей программы),

«Семейный бюджет», «Экономические отношения семьи и государства»,

«Потребности», «Товар-услуга», «Собственный бизнес»

Таким образом, мы выявили, что особенность формирования основ

финансовой грамотности в начальной школе заключаются, во-первых, в

изучении основ финансовой грамотности именно с младшего школьного

возраста

6-7

лет).

Во-вторых,

в

интеграции

преподавания

соответствующих навыков в учебные программы по различным школьным

предметам. Наиболее эффективными являются практико-ориентированные

образовательные

методы,

которые

предусматривают

приобретение

специальных компетенций в процессе решения практических учебных задач.



В раздел образования