Напоминание

Изречения


Автор: Василий Валентинович Шлепин
Должность: Доктор богословия, профессор и завкафедрой Православной теологии
Учебное заведение: Русская Духовная Академия
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Статья
Тема: Изречения
Раздел: высшее образование





Назад




ИЗРЕЧЕНИЯ

Шлепин Василий Валентинович,

доктор богословия, профессор,

зав. кафедры Православной теологии

Русской духовной академии,

почетный доктор богословия

Славяно-Греко-Латинской академии,

почетный доктор экономических наук

Русской духовной академии,

почетный профессор

Русского православного института культуры

1. Есть вера от слышания, как доверие Богу и согласие на представления

о Нем, и вера по благодати, как дар Божий и опытное знание Бога.

2. Cлова «Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф» можно понять как

Трисвятый – Святе святых, то есть Пресвятая Троица, Господь – над тварью,

Бог – над людьми, Саваоф – над ангелами.

3. Благость Божия, которая по мысли святых отцов является самым

существенным свойством в Боге, выражает себя как благодать, когда даром

даруются блага; как милосердие, когда является помощь бедствующим и

нуждающимся; как долготерпение, когда снисходит к грешникам, ожидая их

обращения; как милость, когда уменьшает или отменяет наказание за грехи.

4. Бог всесовершенен и поэтому беспределен, бесконечно велик и

славен. независим и неизмерим.

5. Мы не можем быть причастниками Божественной сущности, потому

что это означает быть Богом по природе, что для творения невозможно.

6. Божественный свет – нетварный свет любви и ведения Пресвятой

Троицы.

7. Будем помнить, что Пресвятая Дева Мария есть Приснодева и

Богородица.

8. Следствием неслитного и неизменного соединения Божеского и

человеческого естества во Христе явилось двойство воль и двойство

действований во Христе, а следствием нераздельного и неразлучного

соединения естеств во Христе – общение свойств, обожение человеческого

естества и единое нераздельное поклонение Иисусу Христу по Божеству и

человечеству в Божественной Ипостаси.

9. Священное Предание включает в себя три уровня передачи: 1) знаний;

2) опыта церковной и духовной жизни; 3) благодатного освящения.

10.

Самое большое богатство и честь для православного христианина

– стяжать в себе Бога и предстоять перед Ним. Все остальное по сравнение с

Ним – сор. Если мы имеем в себе Бога, то у нас есть все, если не имеем, – то

у нас нет ничего.

11.

Для спасения недостаточно верить в Пресвятую Троицу, нужно

верить, что Сын Божий нас спас и не просто верить, но для восприятия

плодов искупительной жертвы – принять святое Крещение во образ крестной

смерти и воскресения Спасителя, чтобы стать членом Церкви – Тела

Христова, а также исполнять Божии и евангельские заповеди, восходя по

добродетелям к уподоблению Богу.

12.

Мы

знаем,

что

Лица

Святой

Троицы

пребывают

во

взаимообщении любви. Так и литургию священник не может совершить

один, но только пребывая во взаимообщении с церковным народом, что

видно из последования литургии.

13. Как воскресший Богочеловек Иисус Христос имел плоть и кровь,

потому что Сам сказал по Воскресении: «дух плоти и костей не имеет, как

видите у Меня» (Лк. 24:39), так и мы в Таинстве Евхаристии причащаемся

воскресшего обоженного Тела и Крови Христовой, то есть в каждой частице

Святых Даров принимаем всего Христа.

14. Православная Церковь имеет свою иерархию (по возрастанию): 1)

миряне (выше из них – певцы, уставщики, регенты, пономари, чтецы и

иподиаконы, имеющие хиротесию); 2) монашествующие (послушники,

иноки, монахи, схимонахи); далее следуют клирики: 3) иеродиаконы и

диаконы (высшие из них – архидиаконы и протодиаконы); 4) иеромонахи и

иереи; 5) игумены и протоиереи; 6) архимандриты и митрофорные

протоиереи; 7) епископы; 8) архиепископы; 9) митрополиты; 10) патриархи;

далее следуют соборы: 11) архиерейские соборы; 12) поместные соборы; 13)

Вселенские соборы.

15. Православный христианин, соединяясь с вечным Богом, выходит за

пределы времени и пространства, которые являются тварными. И видит все

прошлое, настоящее и будущее в едином моменте настоящего, также видит и

все пространство. Тогда для него законы товарного естества уже не являются

незыблемыми, и он превосходит их по мере необходимости.

16. Можно привести аналогию по типам святости: праведник приводит к

Богу свою семью, преподобный – свой монастырь, святитель – свою

епархию, а больше из них тот, кто больше любил Бога, больше молился за

весь мир, за всего Адама и больше спас людей для Бога.

17. Когда человек не делает зла, но не делает и добра, то есть живет

только для себя, то он эгоист и погибает; православный христианин

познается по умению жертвенно любить Бога и ближнего и тогда он

спасается.

18. Работа без смирения ведет в ад. Смиренного, который всецело

уповает на Бога, благословляет и спасает Бог.

19. Как древле дьявол в образе змия прельстил праматерь Еву словами о

бессмертии человека и самодостаточности знания: «Нет, не умрете, но знает

Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете,

как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4-5), так и сейчас люди забывают и

не хотят думать о смерти и предпочитают знание, утверждая, что знание –

сила, знание – свет. Об этом говорит апостол Павел: «Всегда учащихся и

никогда не могущих дойти до познания истины» (2 Тим 3:7) и это

характерно, начиная с эпохи Просвещения. Но для православных христиан

Бог есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6) и «Бог есть свет, и нет в Нем

никакой тьмы» (1 Ин. 1:5), и человек предназначен не к знанию мира, а к

обожению. Именно через познание Бога и единение с Ним через стяжание

Божественной благодати человек удостаивается стать богом по благодати и

усыновляется Богу, обретает подлинное бессмертие и вечную жизнь в

Царствии Небесном.

20. Ученые говорят: «человек разумный» и «человек – мера всех вещей»,

а православные христиане говорят: я живу, пока люблю Бога, и любовью к

Богу определяется моя жизнь.

21. Любовь к Богу превосходнее любви к твари и тварному. Люди часто

жертвуют временем, силами и даже здоровьем для родных и близких

любимого занятия. Любовь к Богу, Источнику жизни должна быть

несравненно выше, но похожа на любовь сына к Отцу, потому что Он нас

породил, Он нас накормил, одел, обогрел, Он нас возрастил и устроил нашу

жизнь, Он и по кончине принял нас в вечную жизнь. Любящий Бога

становится перед престолом Божиим и наследует Царствие Небесное, да и в

этой жизни имеет особую милость от Бога. Любовь к ближним не должна

затмевать Бога, но, любя Бога, мы любим и ближним как Его образ.

22. Ветхий Завет показывает действие Промысла Божия в мире и

научает послушанию и исполнению воли Божией.

23. Есть два пути приближения к Богу: 1) покаяние Богу в грехах; 2)

благодарение Бога за Его милости. Пока православный христианин не

очистился от греха и не искоренил страсти, ему сложно благодарить Бога,

поэтому

для

него

по

преимуществу

путь

покаяния.

Православный

христианин, вкусивший Божественную благодать и способный ее сохранить

и преумножить, по преимуществу благодарит Бога.

24. Покаяние образуется от веры в Бога, страха Божия и страха смерти.

25. Когда мы делаем добро ближнему, то делаем добро себе и

показываем, что любим Бога. Добрыми делами мы искупаем наши грехи и

исполняем заповеди Божии.

26. Один из законов духовной жизни таков: если человек желает

другому зла, но тот прав пред Богом, делает добро, то ему станет еще лучше,

а зло человека вернется к нему, и он сам пострадает.

27. Мысли человека влияют не только на людей, но и на животный, и на

растительный мир, поэтому надо, чтобы мысли православного христианина

всегда были добрые, мирные и смиренные.

28. Человек проживает свою жизнь, думая, что она принадлежит ему и

забывая о Боге, но православный христианин должен помнить, что жизнь

человека поддерживается Божественными энергиями, которые наполняют

тварный мир. В нас самих жизни нет, мы не самобытны как Бог и только Бог

дает нам возможность жить, поэтому будет благодарить Его за неисчислимые

Его дары.

29. В этом мире ничего не надо бояться, Бог может все, Он всемогущий,

поэтому будем крепко верить в Него и твердо уповать на Него, просить у

Него помощи и Он поможет любящим Его.

30. Когда мы проходим тяжелые испытания, то просим конкретной

помощи у Бога, но надо научиться доверять Богу. Если Бог нас поставил в

эту ситуацию, то мы ее должны пройти с благодарением Богу, не взирая на

то, как она разрешится: «Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для

Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – [всегда] Господни»

(Рим. 14:8).

31. Иногда спрашивают идти ли мне в монастырь или жениться? Если

горит сердце к монашеской жизни, то нужно испытать себя трудником на

послушаниях в монастыре. Если же такого горения нет, а просто

неопределенность, то лучше оставаться в миру, а женитесь или нет – как

управит Бог. В любом месте важно всегда быть с Богом.

32. Некоторые христиане гнушаются браком, но это неправильно.

Законный брак, а, тем более, благословленный Церковью, дан для научения

любви и чадородия и благословлен Богом еще в раю. Гнушаться нужно

блудом и прелюбодеянием, которые и есть мерзость. Благословленный же

брак чист и не скверен.

33. Монашеские обеты направлены против трех главных страстей: обет

целомудрия против похоти плоти (сластолюбия), обет нестяжания против

похоти очей (сребролюбия) и обет послушания против гордости житейской

(славолюбия).

34. Супруги тоже могут подражать монахам, живя в миру. Обет девства

для супругов заменяет целомудренная жизнь, когда супружеское соитие

происходит только для рождения детей. Обет нестяжания супруги будут

выполнять, живя без роскоши и довольствуясь только самым необходимым,

не имея ничего лишнего. Обе послушания предполагает, что дети слушаются

родителей, а супруги советуются друг с другом, поступая во всем

добросовестно. Хорошо, если у супругов есть духовник, оказывающий им

духовной руководстве. Обет невыхода из монастыря супруги будут

выполнять, если свободное время после работы и в выходные дни будут

проводить со своей семьёй.

35. Христос является Женихом нашей души. Этим не нужно смущаться,

потому что речь идет не о грехе, а о любви и радости, то есть Христос любит

нашу душу как жених любит свою невесту, также и наша душа любит Христа

как своего возлюбленного.

36. Как понимать слова апостола Павла: «Жена да боится своего мужа»

(Еф. 5:33)? Ранее в этом же стихе сказано: «Каждый из вас да любит свою

жену, как самого себя» (Еф. 5:33). Следовательно, жена должна бояться

потерять любовь своего мужа.

37. Часто проблемы нас порабощают, но это от того, что мы не

сохраняем внутреннюю свободу. Можно и на очень тяжёлой и утомительной

работе чувствовать себя полностью свободным, а можно и на отдыхе

тяготится им и желать его скорейшего окончания. Мы рабы Божии и

свободны от всего в Боге, поэтому не нужно становится рабом твари и

товарного вместо Творца.

38. Протестанты и некоторые сектанты, ссылаясь на апостола Павла,

утверждают, что для спасения достаточно только веры во Христа, но апостол

Павел говорил о ненужности только дел закона, то есть обрядовых

предписаний Моисеева закона, но совсем не отрицал необходимость

добродетельной жизни, потому что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26).

Христианам надлежит исполнять Божии и евангельские заповеди, что уже

подразумевает необходимость добродетельной жизни.

39. Христианство – это не только путь на Голгофу, путь скорби, но это

еще и радость Воскресения, радость Царствия Небесного.

40. Православному христианину помогают не унывать в деле спасения

особые посещения Божественной благодати на молитве, любовь близких,

участие в Таинствах и церковные богослужения.

41. Православному христианину нужно пройти путь от состояния

против природы – очищение от грехов и страстей через состояние природы –

совершение добродетелей ради Бога до состояния сверх природы – стяжание

Божественной благодати и обожение.

42. На надлежит ни во что вменять поношения и почеты этого мира. Нас

не должно интересовать, что думают о нас люди. Важным для нас является:

стараемся ли мы угодить Богу, служим ли Ему и стремимся ли соединиться с

Ним, а все, что в этом мире – тленно и после смерти подлежит забвению.

Сокровище наше – Бог. Когда мы с Ним, у нас есть все, если отдаляемся от

Бога, то у нас уже нет ничего.

43. Когда мирян называют царственным священством, то это не

означает, что они равны со священниками, но предполагает, что они, как и

священники, должны посвятить свою жизнь на служение Богу, то есть

Богоугождение.

44. Священникам и архиереям надлежит помнить, что храм – не их дом

или собственность, но дом Божий и в храм прихожане приходят не к ним, но

к Богу.

45. Как часто наши добрые дела губит тщеславие! После того, как

сделали дело, мы хотим, чтобы люди нас похвалили, а это означает, что

сделали мы дело не ради Бога и любви к ближнему, а из самолюбия, чтобы

нам потом воздавали почести. Господь призывает добрые дела делать втайне,

поэтому нам надо наоборот радоваться, что никто из людей о нас не знает, но

знает Бог, и Он воздаст каждому по его делам, когда придет время. Сам факт

Богоугождения должен нас радовать: если мы хотим быть сынами у Бога, а

не наемниками, то будем бескорыстно любить Бога и Ему благоугождать.

46. Иногда кажется, что тщеславие и гордость – одна и та же страсть, но

это не так. Тщеславие – искание тщетной славы от людей и противоположная

ему добродетель – смирение, а гордость не ищет славы от людей, потому что

укоренена в эгоизме, поэтому противоположная ей добродетель – любовь,

которая направленна на кого-то другого, а не на себя. Если же есть презрение

ближних по причине безграничной любви к себе – гордыня. Чтобы победить

страсти, надо стяжать противоположные им добродетели.

47. Этапы

духовно-нравственной

жизни:

1)

Осознание

своей

греховности и нищеты духовное, ненадеяние на себя, самоукорение; 2)

Покаяние, испрашивает Божией помощи, милости и благословения; 3)

Смирение, всецелое упование на Бога и крепкая вера в Промысел Божий; 4)

Любовь к Богу и ближнему, выраженная в делах любви, молитва за весь мир;

5) Святость, достижение возможного для конкретного человека духовно-

нравственного совершенства; 6) Обожение, единение с Богом и стяжание

полноты Божественной благодати.

48. Некоторые говорят: как могут быть котлы и иные виды мучений в

аду, ведь это духовный мир? Точно также как может быть престол Божий,

которые видели пророки, символом которого является престол в алтаре, и

также как могут быть небесные обители и райские сады, которые видели

святые, и также как есть Небесный Иерусалим, описанный в Апокалипсисе.

Они состоят из надмирных элементов, поэтому могут быть в духовном мире.

49. В притче о блудном сыне говорится, что когда он вернулся к отцу, то

отец устроил для него пир. Для чего? С одной стороны, от радости

возвращения сына, но с другой стороны, чтобы сын оставил пищу свиней, то

есть грехи и страсти и напитался отцовской пищей, то есть благодатью

Божией.

Обращающегося

к

Богу

грешника

укрепляет

Божественная

благодать. Старший сын шел с поля, на котором он работал. Младший же

сын ещё пировал, потому что не был готов сразу служить отцу. После

вкушения Божественной благодати Бог поставляет кающегося грешника

работать Ему, чтобы он показал верность Богу в благоугождении Ему.

50. Вражеские помыслы опасны тем, что они несут энергию злого духа.

51. В страсти содержатся два аспекта: порабощение и разрушение.

52. Если мы не можем пройти какое-то духовное искушение, то значит

мы еще не достигли нужной меры, чтобы его пройти, поэтому нужно

самоукорение и смирение, а также духовный труд и в свое время это

искушение будет пройдено.

53. Сила прощения такая, что если мы от всего сердца простим

обидчика, делающего нам зло, то и Бог не взыщет с него за это зло и мы

получим прощение в части наших грехов.

54. Наша задача трезвенно относиться ко всем своим чувствам, отсекая

страстные, сохранять внимание к своему уму и своим словам, чтобы отсекать

греховные помыслы и не грешить словом, и бодрствовать над своей волей во

всех своих делах.

55. Нам надлежит в духовно-нравственной жизни не замечать своих

добродетелей,

но

внимательно

рассматривать

происходящие

в

нас

изменения, чтобы определить в какую сторону мы движемся, поэтому будем

бодрствовать и трезвиться над собой, чтобы стать угодными Богу.

56. В основании и на всех этапах духовно-нравственной жизни должно

находиться смирение. Без смирения нет спасения. Смирение – без труда

спасение. «Смирихся, и спасе мя» (Пс. 114:5).

57. Будем чаще вспоминать о смерти, чтобы готовиться к ней. Все в этом

мире суетно и тленно, а смерть не страшит, если к ней подготовиться. Она

все равно наступит рано или поздно, но нужно быть готовым к ее приходу.

Важно, чтобы совесть наша, этот неподкупный судия, была чиста, а для этого

надо чаще исповедоваться, а до исповеди совершать покаянную молитву к

Богу. Для подвижников вся жизнь была покаянием, потому что мы

продолжаем грешить в любом возрасте. Поэтому вспомним последняя своя,

то есть день смерти, и постараемся не грешить.

58. Мы восклицаем: Христос воскресе, потому что смерть упразднена.

Человек рождается во грехе и грешит, поэтому смерть имеет над ним власть.

Христос – Богочеловек родился сверхъестественным образом без греха и не

согрешил. Смерть приняла Его как грешного человека, не имея над ним

власти, но Он силою Божества воскрес и упразднил смерть. Смерть действует

только до всеобщего воскресения и не является концом. Сейчас праведники,

умирающие о Господе, предвкушают райское блаженство, а не покаявшиеся

грешники – вечную муку. Смерть – переход из земной жизни в жизнь

вечную. Поэтому не будем страшиться перехода из тления в нетление, но

озаботимся, чтобы одежда нашей души была достойна брачного чертога

небесного Жениха, чтобы нам достойно предстоять перед Его престолом и

стать гражданином Небесного Иерусалима, вечно радуясь с Богом.

59. Какая самая большая христианская добродетель? Апостол Павел

называет любовь, а прп. Антоний Великий – рассуждение. Здесь нет

противоречия: любовь без рассуждения и рассуждение без любви не имеют

цены, но многоценна любовь с рассуждением.

60. Когда приходят греховные помыслы, не будем их рассматривать, но

сразу отсечем их и подумаем о добром или помолимся.

61. Рекомендую кратко молиться так: «Господи, прости мне все

согрешения вольные и невольные, ведомые и неведомые».

62. Медный змей в Ветхом Завете был прообразом Христа, потому что

как Господь наш Иисус Христос пригвоздил смерть на кресте, «смертию

смерть поправ», и исцелил человеческую природу, так и, взирая на медного

змея, попиралась смерть от укосов ядовитых змей и люди исцелялись.

63. Лучше читать Новый Завет и Псалтирь вслух, чтобы просвещались и

освящались не только зрение и ум светом Евангелия и богодухновенными

словами псалмов, но речь и слух также преображались под действием

Божественной благодати.

64. Слова «они победили его кровию Агнца и словом свидетельства

своего» (Отк. 12:11) можно понимать как речь о победе над дьяволом через

участие в Таинстве Причащения и совершение Иисусовой молитвы.

65. Общение с Богом – сущность духовно-нравственной жизни, которое

проявляется в постоянной молитве и регулярном причащении Тела и Крови

Христовых.

66. Мы знаем, что молитва – устремление ума, чувств, воли к Богу, а

молитвенные

слова

форма

выражения

молитвы,

которая

есть

благоговейное, внимательное, смиренное моление любви.

67. Молитва – это не произнесение слов, а расположение ума и сердца к

Богу, поэтому вся жизнь должна стать молитвой.

68. Известно, что монахи совершают послушание с молитвой, так и

мирянам, старающимся благоугождать Богу, нужно монотонную работу

выполнять с молитвой по мере сил. Тогда и работа получит Божие

благословение и сам молящийся будет благословлен Богом.

69. Уставом Церкви не положены земные поклоны в воскресные дни, в

дни двунадесятых праздников, от Рождества Христова до Крещения, от

Пасхи до Пятидесятницы.

70. Чем отличается Иисусова молитва от йоги? Если йога – прекращение

деятельности сознания и отключение органов чувств, но при мысленном

представлении бога и идентификации с ним, тем самым открывая путь бесам,

то Иисусова молитва совершается с полным благоговением, вниманием, с

целью покаяния, и осознанно направляет ум, чувства и волю к Богу, соединяя

с Ним, но со строгим запрещением каких-либо образов. При йоге человек

впадает в прелесть, исполняясь бесовской гордостью, а при Иисусовой

молитве молящийся постепенно соединяется с Богом и обоживается.

71. Мы знаем, что нельзя делать другим того, чего не желаем себе. Но с

точки зрения христианства, мы должны желать другим того, чего желаем

себе. Поэтому, когда мы говорим в молитве Богу: «помилуй», то этой

милости мы должны желать и другим людям. Для этого нужно молиться не

только за себя, но и о других людях.

72. Есть мнение, что число 8 – символ бесконечности и не случайно в

математике бесконечность – повернутая восьмерка. Иисусова молитва

содержит в полной форме 8 слов. Молчание является таинством будущего

века, который будет бесконечен. Иисусова молитва и имеет окончание в

созерцательном молчании. Благодаря Иисусовой молитве мы можем уже в

этой жизни вступить на порог вечности, соединившись с вечным Богом. В

созерцательном

молчании

нет

времени

и

пространства,

но

только

Божественный свет, которые преображает всего человека.

73. При

умной

Иисусовой

молитве

она

мыслится,

то

есть

ум,

заключенный в слова молитвы, живописует их в уме и читает их в свете ума,

слыша произносимые слова внутренним слухом.

74. Через дыхание молитва входит в сердце и устанавливается в

сердечном месте.

75. Когда ум молится в сердце, он не остается неподвижным, но

движется кругообразно. При этом по благодати сами собой могут течь слезы.

76. При соединении молитвы с дыханием ощущается благоухание.

77. Когда Божественная благодать наполнит не только дух и душу, но и

тело, то будут мощи.

78. Есть три вида света: 1) физический, материальный, чувственный

свет; 2) интеллектуальный, умственный свет; 3) духовный свет, свет веры,

преображения, благодати.

79. Мы не должны находиться в праздности, но нужно всегда

заниматься каким-то полезным делом, чередуя молитву и труд. Умеренный

труд усиливает нашу молитву, а молитва освящает труд.

80. Если нам очень тяжело в искушениях, то вспомним крестный путь

Христа. Мы христиане и каждый несёт свой крест. И если мы претерпим до

конца, то узнаем и торжество Воскресения, и станем наследниками Царствия

Небесного.

81. Если краткую молитву привыкнуть произносить механически как

мантру, то нет в этом никакой пользы. Молитва произносится с верой,

вниманием и благоговением, иначе это просто набор слов.

82. Высшим изложением своего опыта Богопознания является не просто

песнь, молитва или стих, но все эти 3 элемента вместе – Божественный гимн.

83. Современный мир гонится за знаниями, но в основе всего

существующего заложена любовь, которая и была первопричиной мира,

потому что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8) и именно поэтому Бог дал главную

заповедь о любви к Нему и подобную ей – о любви к ближним.

Православным христианам нужны не суетные и временные знания, а

«любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14).

84. Кто больше любит Бога, тот и ближе к Нему, и духовно-нравственно

выше остальных людей, а это не зависит ни от сана, ни от должности.

Поэтому не будем основываться на церковной или светской иерархии в

представлении о человеке, потому что Бог зрит на сердце, а оно сокрыто от

взора людей, но делами любви иногда являет сокровенное.

85. Мы призваны уподобиться Богу, который есть Любовь через

исполнение заповедей Божиих, то есть дел любви. Но любовь раскрывается

через общение. Богообщение наиболее явно выражается через молитву, а для

общения любви с людьми нам нужно устремить наше сердце к другому

человеку и подарить ему частицу нашей любви, которая может быть

выражена через дело, слово, помышление, желания. Как для общения с

Богом важна чистота сердца, так и для общения с людьми важна искренность

и доброта намерений.

86. В нашем ближним мы должны увидеть образ Божий и оказать ему

любовь во славу Божию и по любви к Богу, образ которого запечатлен на

рабе Его. Но ближний ценен для нас и сам по себе. Он наш брат или сестра

во Христе и в силу единства Церкви как Тела Христова и Богочеловеческого

организма мы любим его как часть единого целого – как всего человечества,

произошедшего от единого праотца Адама, как часть нашей Родины, как

часть нашей Церкви. Мы любим нашего ближнего просто за то, что он

человек и именно от него зависит наше спасение. Конечно, можно любить и

животных и заботиться о них, но это не имеет даже близкого сравнения с

любовью к ближнему, потому что от него зависит какая будет наша вечная

учесть. Наш ближний – брат и сестра Христовы и мы должны их любить как

любят свою семью, единую во Христе. Даже если ближний не разделяет

нашу веру, он все равно остается нашим родственником по Адаму.

87. Мы

исполняем

слова

Господа:

«Приобретайте

себе

друзей

богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные

обители» (Лк. 16:9), когда вместо обличения грешников, их утешаем. Через

это богатство милосердия, которое тратится не на обличение греха, что

следовало бы по правде, чтобы привести грешников к покаянию, мы их

утешаем и оправдываем, исполняя заповедь Божию о любви к ближним, и

через это наследуем Царствие Небесное. Богатые исполняют эту заповедь,

когда неправедно нажитые деньги, тратят на дела милосердия.

88. Нужно ежедневно нести духовный труд в благоугождении Богу и

тогда Бог сподобит видеть сияние Божественной благодати.

89. Совершенству предшествует бесстрастие, созерцание нетварного

света и сыновья любовь к Богу. Поэтому градиент нашей молитвы к Богу

имеет максимальное значение в точке бесстрастия, созерцания и любви.

90. Переживание Божественного мрака (сверх светлой тьмы – по

причине непознаваемости Божественной сущности) – высший предел

созерцания Божественного для живущего на Земле человека.

91. Выражение «Бог стал в сонме богов» (Пс. 81:1) можно понимать

двояко. Из контекста псалма следует, что люди могут превозносить себя как

боги и тогда подлежат суду: «Среди богов произнес суд: доколе будете вы

судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым» (81:1-2). Но Бог

может находиться и среди людей, ставшими богами по благодати, то есть

достигших уподобления и усыновления Богу и об этом говорят слова: «Я

сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Пс. 81:6).

92. Все

православные

христиане

призваны

к

апостольству

через

свидетельство

о

православной

вере

в

той

части

мира,

с

которой

соприкасаемся. Это свидетельство в первую очередь своей христианской

жизнью. Слова без дел веры никого не убедят, а вера, явленная в делах,

может творить чудеса и способна донести благую весть до сердца каждого

человека.

93. Какое сейчас наивысшее человеческое признание для православного

христианина, которое выше заслуженных профессоров духовных академий и

архиереев? То, когда его называют апостолом любви. Именно такое

наименование носил апостол Иоанн Богослов и в его соборных посланиях

язык любви явно выражен.

94. Чего православный христианин должен хотеть? Жить и умереть по-

христиански.

95. Иногда спрашивают: почему уходят из жизни люди, которые были

для многих очень полезны? Потому что они уже готовы для вечности и они

уходят к Богу. Если мы будем подражать им, то сможем и себя уготовить для

встречи с Богом. Важно при этом поревностнее браться за дело, не лениться.

96. Правильно говорить о человеке можно только после его смерти,

потому что в течение жизни он может как приблизиться к Богу, так и отпасть

от Него. Поэтому, пока человек жив, не будем его не превозносить, не

унижать, потому что он может измениться.

97. Если народ не наказывает грех, то Бог наказывает народ, который не

наказывает грех.

98. Благополучие России зависит от духовно-нравственного состояния

народа. Если народ верит в Бога, кается в грехах, смиряется от сознания

своей немощи без помощи Божией, любит Бога и ближнего, то такой народ

находится под водительством Бога и на нем явится милость Божия. Согласно

пророчествам, в России будет православный царь и Россия еще будет высоко

духовно-нравственной православной державой.

99. Мы знаем, что архиереи и священнослужители молятся ежедневно за

всех православных христиан и наш долг, как православных христиан, также

ежедневно за них молиться. Этому способствует полный помянник в конце

утренних молитв, где перечисляются о здравии моления за Церковь, страну,

власти, воинство, архиереев и священнослужителей, духовного отца, наших

родителей,

сродников

и

близких,

монашествующих,

разных

групп

православных христиан, всех православных христиан, а также тех, кто нас

ненавидит и даже еретиков. Далее идет помянник о усопших православных

царей, князей, архиереев, священнослужителей и иноческом чине, наших

родителей и сродников и всех православных христиан. Читая помянник и

живых и усопших, мы исполняет долг христианской любви.

100. Воскресенье – первый день недели, когда воскрес Иисус Христос.

Воскресенье – седьмой день недели, который мы должны посвящать Богу.

Воскресенье

таинственный

восьмой

день,

когда

будет

всеобщее

воскресенье и наступит вечная жизнь.

Гимн Богу

Пресвятая Троица, оживотвори мя Духом Святым,

Сердце соделай с Тобою одним,

Жертвою любви Божественного Сына спаси мя,

В Царствие Небесное к Богу Отцу введи мя.

Желаю вечно славить Творца,

Любовь Его возгревает сердца.

Божественную благодать Владыка дает,

Вслед за собою Господь мя ведет.

Божественный свет озаряет внутри и повсюду,

Вечно теперь славословить Бога я буду.

В Духе и истине молитва звучит,

Вседержитель дыхание жизни моей хранит.

(18.08.2022)

Схема духовного восхождения

Путь мирянина

Путь аскета

Путь святого

Покаяние

Смирение

Любовь

Молитва

Любовь

Благодать

Непрестанная

молитва

Бесстрастие

Нетварный свет

Святость

Обожение

Православная вера



В раздел образования