Напоминание

Обособленные приложения. Условия обособления.


Автор: Метелева Светлана Леонидрвна
Должность: учитель русского языка и лииературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №667
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Обособленные приложения. Условия обособления.
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок в 8 классе по теме:

«Обособление приложений. Условия обособления.

Технологическая карта урока русского языка

учителя ГБОУ№667 Метелевой С.Л.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 8

УМК: учебник « Русский язык» под редакцией Л.А.Тростенцовой, Т.А. Ладыженской,

Тема урока:

«Обособление приложений. Условия обособления».

Цели урока:

Обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении определений.

Познакомить учащихся с понятием обособления приложений, условиями обособления

согласованных приложений; формирование у учащихся умений видеть обособленные

приложения в предложении, правильно ставить знаки препинания при них,

интонационно правильно произносить их.

Развивать память, логическое мышление, умение делать выводы, воображение,

выразительность речи.

Способствовать эстетическому воспитанию, развитию коммуникативных отношений.

Создать такую образовательную ситуацию, которая вызовет мотивацию учащегося и

обеспечит его деятельность в направлении изучения данного образовательного объекта.

Задачи урока:

повторить, что называется приложением;

узнать условия обособления;

учиться находить приложения в предложении и выделять их при помощи

выделительных знаков: запятой и тире.

уметь употреблять в речи.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок изучения нового материала. Методы обучения: проблемно-поисковый метод,

наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование: технологическая карта с заданиями и материалами для исследования.

Новые технологии:

- здоровьесберегающие (физкультминутка, дозированная подача знаний, смена видов деятельности);

-личностно-ориентированные (создание комфортных условий для сотрудничества учителя и

ученика));

Этапы урока:

I.Мобилизирующий этап.

II. Формулирование темы урока

III. Определение задач урока:

IV. Этап изучение нового материала

V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание.

VII. Рефлексия.

Ход урока.

Учитель: Наш сегодняшний урок – продолжение большой и очень важной темы «Обособленные

члены предложения» . Работать мы будем в технологической карте, которая лежит перед каждым из

вас.

В

ней

обозначены этапы

нашей

работы,

материал для

работы.

Не

забываем

о

важности

использования при ответе терминов и о графической работе.

I.

Мобилизирующий этап. Этап мобилизации знаний о предмете нашего урока.

- Какие обособленные члены предложения были предметом изучения на предыдущих уроках?

(обособленные определения).

1) Прочитайте следующие предложения. Найдите определения, обозначьте определяемое

слово, подчеркните определение(-я), охарактеризуйте их по известному вам плану:

согласованное-несогласованное,

одиночное – распространённое,

обособленное – необособленное.

При обособленных укажите условие обособления.

1. На иных берёзках, обращённых к солнцу, появились серёжки, золотые, чудесные, нерукотворные.

(_____________________________________________________________________________

)

2. Яблоневый сад, весь в солнечных пятнах, спускался по склону холма.

(________________________________________________________________________________

)

2) Давайте повторим, какие члены предложения называются обособленными. Для этого

поиграем в игру «Верю - не верю». Я озвучиваю утверждения, а вы соглашаетесь или нет , ответ

записываете.

«Верю - не верю»

Верите ли вы, что обособленные члены предложения – это…

1.члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один

вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;

Верите ли вы, что обособленные члены предложения – это

2. второстепенные члены предложения

Верите ли вы, что обособленные члены предложения – это

3. главные и второстепенные члены предложения;

Верите ли вы, что обособленные члены предложения – это

4. члены предложения, выделяемые по смыслу, интонационно и при помощи знаков препинания;

- Какие утверждения оказались верными?

- Дайте определение обособленных членов предложения:

В т о р о с т е п е н н ы е

ч л е н ы п р е д л о ж е н и я ,

к о т о р ы е в ы д е л я ю т с я п о

с м ы с л у,

интонационно(выделительная интонация) и пунктуационно(при помощи знаков препинания.

II. Формулирование темы урока

Исходя из проделанной работы, попробуйте сформулировать тему урока.

- Обособленные члены предложения, определения..

Тема достаточно изучена, но я соглашусь с вами, только необходимо конкретизировать, о каких

определениях пойдёт речь.

- Конкретизируем тему, выполнив следующее задание.

Подчеркните основы в предложениях.

Сравнить

синтаксическую

роль

существительных

«геологи»

и

«разведчики»:

главные

или

второстепенные. Найдите обособленный член предложения. Определите его синтаксическую роль.

1. Геологи – разведчики недр.

2. Геологи, разведчики недр, находят полезные ископаемые.

( «геологи» – специалисты по изучению земной коры).

- Что нового внесло приложение «разведчики недр» в наше представление о деятельности людей в

этой профессии? (характеризует по-новому, уточняет, поясняет).

Конкретизируем тему: «Обособленные приложения. Условия обособления».

Запишите тему урока в начале нашей карты.

- Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы усвоить эту тему?

III. Определение задач урока:

повторить, что называется приложением;

узнать условия обособления;

учиться

находить

приложения

в

предложении

и

выделять

их

при

помощи

выделительных знаков: запятой и тире.

уметь употреблять в речи.

Дайте определение приложения.

Приложение – это определение, выраженное существительным, которое даёт

другое название, характеризующее предмет; оно ставится в том же падеже, что и

определяемое слово.

Приложение – по-новому характеризует предмет, давая ему другое название.

Приложение отвечает на вопросы кто такой? Что такое?

Приложение поясняет, уточняет, называет другое существительное и местоимение.

Приложение бывает одиночное и распространённое.

Обособленное , необособленное.

IV. Этап изучение нового материала

Подобно геологам, исследующим недра, мы будем добывать знания. Подспорьем нам будут уже

известные условия обособления определений, их мы рассмотрим на сегодняшнем уроке. А

особенные условия – предмет нашего следующего урока.

Приложения обособляются запятыми, реже тире.

Работа в парах. 2 предложения 1 в. 2 предложения -2 в. Вывод делаем вместею

1 условие.

Найдите в следующих предложениях приложения, подчеркните грамматическую основу, обозначьте

определяемое слово, определите, чем оно выражено, где стоит приложение по отношению к

определяемому слову.

1.Он мошенник лошадь пустил в мой огород.

2.Ему ли карлику тягаться с исполином?

3.Первыми двери к планетам мы русские люди открыли.

4. Ещё вчера беглецы они сегодня становились изгнанниками.

Вывод:

Обособляется любое приложение при личном местоимении (относится к личному местоимению).

2. Найдите в следующих предложениях приложения, подчеркните, обозначьте определяемое слово,

определите, чем оно выражено

1.Моя собака ласковое лохматое чудо лечит меня от плохого настроения.

2. Песня крылатая птица смелых скликает вперёд.

3. Спортсмены участники спартакиады принесли команде много медалей.

4. Цвёл шиповник спутник светлых июньских ночей.

Вывод: Обособляются распространённые приложения, стоящие после определяемого слова

существительного.

А если определяемое слово существительное собственное?

1. Василий, мой брат, работает помощником машиниста.

2. Наш великий соотечественник М.В.Ломоносов был истинным гражданином.

Вывод:

обособляются приложения, относящиеся к имени существительному собственному,

если стоят после определяемого слова

Проблемный вопрос!

Почему обособлены приложения в следующих предложениях?

1. Опытный турист, Александр был выбран старшим группы.

2. Большой лентяй, Сашка Петров редко выполнял все домашние задания.

3. Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении.

4.Сам человек работящий, отец не выносил лени во всех видах.

Вывод:

Приложения

обособляются

всегда

,

если

имеют

добавочное

обстоятельственное

значение причины.

Обобщим полученные знания.

1.Всегда обособляются приложения, одиночные и распространённые, если относятся к личному

местоимению.

2.

Обособляются приложения, относящиеся к имени существительному собственному или

нарицательному, если стоят после определяемого слова.

3. Обособляются приложения, стоящие перед определяемым словом , если имеют добавочное

обстоятельственное значение.

Ещё одно наблюдение!

1. Мы достигли станции – конечной цели нашего путешествия.

2. Выручил его велосипед – единственное богатство, накопленное за последние три года.

3. Изредка ещё слышится отдалённый рокот грома – последний голос недавно прошедшей грозы.

4. В углу гостиной стояло пузатое бюро на пренелепых четырёх ногах – совершенный медведь

Определите условие постановки тире в данных предложениях.

Вывод: Если распространённое приложение стоит в конце предложения, оно выделяется при

помощи тире.

Сравните предложения, объясните постановку тире.

1) Живёт в городке Таруса слесарь Яков Степанович – изобретатель и поэт в душе.

2) Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела.

Учимся применять приложения в речи.

Замените данные предложения предложениями с обособленными приложениями

( воспользуйтесь словами для справок). Расставьте знаки препинания, используя тире. (По

вариантам.)

1. Крейсер Аврора пришвартован у набережной Невы.

2. Петергоф славится парками и фонтанами.

3. Решетка Летнего сада в Петербурге создана архитекторами П. Егоровым и Ю. Фельтеном;

Справка: пригород Санкт-Петербурга;

легендарный военный корабль;

одно из лучших украшений набережной Невы.

Творческая работа

Скоро весна - пора пробуждения природы

Назовите признаки наступающей весны: капель, подснежник, песни птиц.

Опишите в 2-3 предложениях признаки наступающей весны, используя приложение.

VI. Рефлексия.

Вернёмся к задачам, которые мы назвали в начале урока.

Домашнее задание.

Параграф 50, сравните наши выводы с той информацией, которая есть в учебнике.

Задание по выбору:

1. Упр307;

2. Выписать из1 и 3 главы повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина предложения с

обособленными приложениями, в которых автор-рассказчик знакомит нас с героями .

3. Написать небольшой текст о спортивных достижениях ваших товарищей, используя приложения.



В раздел образования