Напоминание

"СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"


Автор: Самойлович Елена Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 64
Населённый пункт: г.Таганрог
Наименование материала: Статья
Тема: "СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

Аннотация: Данная статья посвящена определению специфических признаков

физического воспитания и описанию их характеристик. В исследовании рассмотрено и

проанализировано

основное

назначение

специфических

признаков

физического

воспитания.

Ключевые слова:

непрерывность; системность; постепенное наращивание;

адаптивная сбалансированная динамика; цикличность; возрастная адекватность

Актуальность темы. В образовательных и воспитательных концепциях

бытуют общепедагогические принципы, содержащие ключевые её правила

обучения.

Они

становятся

общеметодическими

нормами

физического

воспитания и состоят из ряда универсальных методических правил, без

которых решение учебно-воспитательных задач на высоком уровне просто

недостижимо.

В

практике

физического

воспитания

существуют

специфические принципы, выражающие ряд особенных закономерностей

физического воспитания, обуславливающиеся их системное построение.

Данные вопросы анализируются исследователями И.С. Барчуковым [1],

П.Н. Берцевым [2], В.О. Морозовым [4]. Вопросами физического воспитания

занимались такие исследователи как: М.Я. Виленский [3], Т.Ю. Торочкова

[5], Ж.К. Холодов [6].

Под определением «принципы физического воспитания», согласно

утверждению И.С. Барчукова, можно понимать некие правила в различных

областях нашей жизни, которых необходимо придерживаться. Основные

принципы физического воспитания стоят на первом месте в эффективном

проведении физкультурных занятий [1,

c.29]. Особенно непреложные

правила важны в такой области дошкольного образования, как физическое

развитие. Во избежание травм и неблагоприятного влияния на организм, в

этой образовательной области должна присутствовать строгая дисциплина.

Специфические принципы физического воспитания используются при

разработке воспитательно-образовательных программ для определенных

возрастных категорий, для развивающих и профессиональных занятий.

Среди

них

выделяют

несколько

основополагающих

специфических

принципов, которые далее рассмотрим в представленной статье.

Цель данного исследования – рассмотреть специфические признаки

физического воспитания.

Как отмечает в своем исследовании И.С. Барчуков, специфические

принципы физического воспитания, в отличие от базовых методических,

носят более конкретный характер. Они применяются в процессе составления

программ для определенных возрастных групп, для развивающих занятий. В

совокупности

с

общеметодическими

они

способны

оказывать

положительный эффект от физических нагрузок. Существует несколько

основных специфических принципов физического воспитания [1, c.41].

Непрерывность процесса. В разработка П.Н. Берцева указывается, что

главная

особенность

непрерывности

заключается

в

правильном

последовательном

построении

занятий.

Этот

специфический

принцип

физического воспитания основан на положении о том, что более легкие

упражнения рекомендуется делать в самом начале тренировки, постепенно

переходя к более сложным. Также перед тем, как приступить к изучению

нового материала, необходимо повторить ранее изученный. Ключевым

правилом здесь является определение комплекса физических нагрузок как

целостной неделимой системы [2, c.58].

Системность.

Согласно

утверждению

М.Я. Виленского,

этот

специфический

принцип

физического

воспитания

основывается

на

чередовании во время физических упражнений периодов труда и отдыха.

Стоит иметь в виду, что интервалы пауз имеют важное значение. Например,

если период отдыха будет слишком длинным, то может наступить так

называемая регрессия, и организм вернется к прежнему уровню. А если

отдых будет слишком коротким, то организм не успеет восстановиться, и во

время дальнейшей тренировки будет происходить истощение его ресурсов.

Также при физическом воспитании не всегда стоит учитывать стандартные

интервалы труда и отдыха. Зачастую бывают ситуации, когда эти периоды

корректируются индивидуально [3, c.44].

Постепенное наращивание. В работе В.О. Морозова указывается, что

этот специфический принцип физического воспитания трактуется как

необходимость повышения нагрузок и обновления тренировочных программ

в сторону усложнения при наличии прогресса. Этот принцип работает на

усовершенствование

навыков

при

изменении

в

процессе

тренировок

физических способностей человека. В любом случае и обновление программ

тренировок с более легких на более сложные, и увеличение нагрузок должно

происходить постепенно и планомерно, чтобы организм ощущал изменения,

но не впадал в состояние стресса [4, c.39].

Адаптивная сбалансированная динамика. По мнению Т.Ю. Торочковой,

данный

принцип

специфического

физического

воспитания

отражают

несколько основных положений, характеризующих динамику физических

нагрузок. В период тренировочного процесса сумма нагрузок должна быть

такой силы и интенсивности, чтобы ее применение не смогло вызвать в

организме

неблагоприятные

отклонения.

По

мере

некой

адаптации,

привыкания к физическим нагрузкам и перехода организма в устойчивое

состояние, их параметры должны изменяться в сторону увеличения силы и

интенсивности. Наличие этого суммарного вида нагрузок предполагает

собой, в определенный момент всего тренировочного процесса, или их

усиление, или стабилизацию, или уменьшение [5, c.93].

Цикличность. Согласно утверждению Ж.К. Холодова, данный принцип

специфического физического воспитания заключается в представлении

комплекса тренировок как некоего замкнутого цикла, построенного из

определенных

этапов

и

занятий.

Это

принцип

позволяет

разделять

комплексы упражнений на недельные, месячные и годичные, что дает

возможность

наблюдать

за

прогрессом

занимающегося

внутри

определенного

цикла

физических

нагрузок,

создавать

поступательные

программы,

нацеленные

на

постепенное

увеличение

положительного

эффекта от упражнений [6, c.128].

Возрастная адекватность. В трактовании П.Н. Берцева, возрастная

адекватность – это специфический принцип физического воспитания,

который учитывает, помимо всего прочего, определенные этапы онтогенеза

организма и корректирует тренировочную программу, исходя из них.

Например, в дошкольном периоде развития нагрузки направлены на широкие

взаимодействия, позволяющие развивать более общие навыки обучающегося.

В дошкольный период учитывается развитие чувствительных областей

организма, которые дают толчок для развития многих физических качеств

ребенка. Во время сложного этапа пубертатного периода тренировки

подбираются индивидуально и очень осторожно [2, c.59].

Во

многих

книгах

о

специфических

принципах

физического

воспитания говорится, что под разные виды спорта формируются свои

индивидуальные правила. Например, циклические и нециклические нагрузки

имеют свои существенные различия. Итак, при циклических видах спорта

существуют

дополнительные

специфические

принципы

физического

воспитания. Далее приведем дополнительные принципы.

Всесторонность

развития.

В

соответствии

с

разработками

М.Я. Виленского

укажем,

что

это

правило

имеет

важное

место

в

формировании человека, входящего в большой спорт. Оно заключается в

том, что личность спортсмена формируется посредством многолетних

разнообразных тренировок. В процессе такой длительной подготовки

закладываются не только совокупность безупречных физических навыков, но

и

определенная

спортивная

культура,

крепкие

эмоционально-волевые

качества, интеллектуальные особенности. Также физическая подготовка

должна быть непосредственно связана не только с тем видом спорта, в

котором

развивается

человек,

но

и

включать

разнообразные

общие

упражнения [3, c.45].

Волнообразность нагрузок. По мнению И.С. Барчукова, в циклических

видах

спорта

очень

важно

учитывать

такую

особенность,

как

волнообразность нагрузок. Дело в том, что спортсмен должен уметь работать

на

различных

дистанциях,

с

различной

степенью

интенсивности.

В

длительном периоде работы, таком как годичный, должны наблюдаться

некие варьирования физических нагрузок, в определенной прогрессии,

составленной тренерским составом [1, c.42].

Специализация. В разработках В.О. Морозова отмечается, что очень

важный пункт для формирования спортсмена. Он учитывает особенность

вида спорта, период начала занятий, а также основные программы.

Специализация имеет свое распространение не только на определенную

физическую подготовку учащихся, но и на развитие эмоциональных качеств,

тактических и технических особенностей. Так, например, если взять лыжный

спорт, то существуют определенные предрасположенности того или иного

человека к определенным физическим нагрузкам. Также эта специализация

учитывает то, что профессиональная подготовка начнется только после

пятнадцатилетнего возраста, и то, что молодые спортсмены будут выступать

на коротких дистанциях, в последующих соревнованиях переходя на более

длинные. Это все трактуется определенными правилами и закономерностями

развития человека в онтогенезе [4, c.71].

При реализации данных принципов педагогу необходимо учитывать

физическую подготовленность занимающихся, как они переносят нагрузку, и

какой

объём

могут

выполнить.

Необходимо

также

учитывать

интеллектуальное развитие занимающихся, их субъективные установки,

целеустремлённость,

желание

и

волевое

проявление

в

освоении

двигательных действий.

Таким

образом,

в

ходе

исследования

в

данной

статье

были

рассмотрены

кратко

общие

методические,

специфические

принципы

физического воспитания. Без этих важнейших положений невозможно

построение какой-либо, даже самой простой, развивающей программы.

Правила учитывают многие факторы, от причины занятия человека спортом

до

физических

особенностей

той

или

иной

возрастной

группы.

Специфические принципы физического воспитания заключают в себе

правила и рекомендации, сформированные опытом различных спортсменов и

тренеров. Именно поэтому они являются неким постулатом для составления

различных воспитательно-образовательных программ

.

Список использованных источников:

1.

Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник /

И.С. Барчуков; под. общ. ред. Г.В. Барчуковой – 5-е изд. – М.: КНОРУС, 2017. – 366 с.

2.

Берцев, П.Н. Методика обучения и воспитания (физкультурное образование): Учебно-

методический комплекс / П.Н. Берцев, С.А. Хисматуллин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. –

158 с.

3.

Виленский, М.Я. Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 3-е изд.,

стер. – М. : Кнорус, 2018. – 213 с.

4.

Морозов, В.О. Физическая культура и здоровый образ жизни / В.О. Морозов. – М.: Флинта,

2015. – 214 с.

5.

Торочкова,

Т.Ю.

Теория

и

методика

физического

воспитания

детей:

учебник

/

Т.Ю. Торочкова. – 4-е изд. – М. : Академия, 2017. – 272 с.

6.

Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. Для студентов

вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 10-е изд., испр. – М.: Академия, 2012. – 480 с.



В раздел образования