Автор: Самойлович Елена Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 64
Населённый пункт: г.Таганрог
Наименование материала: Статья
Тема: "СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ"
Раздел: дошкольное образование
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Аннотация: Данная статья посвящена определению специфических признаков
физического воспитания и описанию их характеристик. В исследовании рассмотрено и
проанализировано
основное
назначение
специфических
признаков
физического
воспитания.
Ключевые слова:
непрерывность; системность; постепенное наращивание;
адаптивная сбалансированная динамика; цикличность; возрастная адекватность
Актуальность темы. В образовательных и воспитательных концепциях
бытуют общепедагогические принципы, содержащие ключевые её правила
обучения.
Они
становятся
общеметодическими
нормами
физического
воспитания и состоят из ряда универсальных методических правил, без
которых решение учебно-воспитательных задач на высоком уровне просто
недостижимо.
В
практике
физического
воспитания
существуют
специфические принципы, выражающие ряд особенных закономерностей
физического воспитания, обуславливающиеся их системное построение.
Данные вопросы анализируются исследователями И.С. Барчуковым [1],
П.Н. Берцевым [2], В.О. Морозовым [4]. Вопросами физического воспитания
занимались такие исследователи как: М.Я. Виленский [3], Т.Ю. Торочкова
[5], Ж.К. Холодов [6].
Под определением «принципы физического воспитания», согласно
утверждению И.С. Барчукова, можно понимать некие правила в различных
областях нашей жизни, которых необходимо придерживаться. Основные
принципы физического воспитания стоят на первом месте в эффективном
проведении физкультурных занятий [1,
c.29]. Особенно непреложные
правила важны в такой области дошкольного образования, как физическое
развитие. Во избежание травм и неблагоприятного влияния на организм, в
этой образовательной области должна присутствовать строгая дисциплина.
Специфические принципы физического воспитания используются при
разработке воспитательно-образовательных программ для определенных
возрастных категорий, для развивающих и профессиональных занятий.
Среди
них
выделяют
несколько
основополагающих
специфических
принципов, которые далее рассмотрим в представленной статье.
Цель данного исследования – рассмотреть специфические признаки
физического воспитания.
Как отмечает в своем исследовании И.С. Барчуков, специфические
принципы физического воспитания, в отличие от базовых методических,
носят более конкретный характер. Они применяются в процессе составления
программ для определенных возрастных групп, для развивающих занятий. В
совокупности
с
общеметодическими
они
способны
оказывать
положительный эффект от физических нагрузок. Существует несколько
основных специфических принципов физического воспитания [1, c.41].
Непрерывность процесса. В разработка П.Н. Берцева указывается, что
главная
особенность
непрерывности
заключается
в
правильном
последовательном
построении
занятий.
Этот
специфический
принцип
физического воспитания основан на положении о том, что более легкие
упражнения рекомендуется делать в самом начале тренировки, постепенно
переходя к более сложным. Также перед тем, как приступить к изучению
нового материала, необходимо повторить ранее изученный. Ключевым
правилом здесь является определение комплекса физических нагрузок как
целостной неделимой системы [2, c.58].
Системность.
Согласно
утверждению
М.Я. Виленского,
этот
специфический
принцип
физического
воспитания
основывается
на
чередовании во время физических упражнений периодов труда и отдыха.
Стоит иметь в виду, что интервалы пауз имеют важное значение. Например,
если период отдыха будет слишком длинным, то может наступить так
называемая регрессия, и организм вернется к прежнему уровню. А если
отдых будет слишком коротким, то организм не успеет восстановиться, и во
время дальнейшей тренировки будет происходить истощение его ресурсов.
Также при физическом воспитании не всегда стоит учитывать стандартные
интервалы труда и отдыха. Зачастую бывают ситуации, когда эти периоды
корректируются индивидуально [3, c.44].
Постепенное наращивание. В работе В.О. Морозова указывается, что
этот специфический принцип физического воспитания трактуется как
необходимость повышения нагрузок и обновления тренировочных программ
в сторону усложнения при наличии прогресса. Этот принцип работает на
усовершенствование
навыков
при
изменении
в
процессе
тренировок
физических способностей человека. В любом случае и обновление программ
тренировок с более легких на более сложные, и увеличение нагрузок должно
происходить постепенно и планомерно, чтобы организм ощущал изменения,
но не впадал в состояние стресса [4, c.39].
Адаптивная сбалансированная динамика. По мнению Т.Ю. Торочковой,
данный
принцип
специфического
физического
воспитания
отражают
несколько основных положений, характеризующих динамику физических
нагрузок. В период тренировочного процесса сумма нагрузок должна быть
такой силы и интенсивности, чтобы ее применение не смогло вызвать в
организме
неблагоприятные
отклонения.
По
мере
некой
адаптации,
привыкания к физическим нагрузкам и перехода организма в устойчивое
состояние, их параметры должны изменяться в сторону увеличения силы и
интенсивности. Наличие этого суммарного вида нагрузок предполагает
собой, в определенный момент всего тренировочного процесса, или их
усиление, или стабилизацию, или уменьшение [5, c.93].
Цикличность. Согласно утверждению Ж.К. Холодова, данный принцип
специфического физического воспитания заключается в представлении
комплекса тренировок как некоего замкнутого цикла, построенного из
определенных
этапов
и
занятий.
Это
принцип
позволяет
разделять
комплексы упражнений на недельные, месячные и годичные, что дает
возможность
наблюдать
за
прогрессом
занимающегося
внутри
определенного
цикла
физических
нагрузок,
создавать
поступательные
программы,
нацеленные
на
постепенное
увеличение
положительного
эффекта от упражнений [6, c.128].
Возрастная адекватность. В трактовании П.Н. Берцева, возрастная
адекватность – это специфический принцип физического воспитания,
который учитывает, помимо всего прочего, определенные этапы онтогенеза
организма и корректирует тренировочную программу, исходя из них.
Например, в дошкольном периоде развития нагрузки направлены на широкие
взаимодействия, позволяющие развивать более общие навыки обучающегося.
В дошкольный период учитывается развитие чувствительных областей
организма, которые дают толчок для развития многих физических качеств
ребенка. Во время сложного этапа пубертатного периода тренировки
подбираются индивидуально и очень осторожно [2, c.59].
Во
многих
книгах
о
специфических
принципах
физического
воспитания говорится, что под разные виды спорта формируются свои
индивидуальные правила. Например, циклические и нециклические нагрузки
имеют свои существенные различия. Итак, при циклических видах спорта
существуют
дополнительные
специфические
принципы
физического
воспитания. Далее приведем дополнительные принципы.
Всесторонность
развития.
В
соответствии
с
разработками
М.Я. Виленского
укажем,
что
это
правило
имеет
важное
место
в
формировании человека, входящего в большой спорт. Оно заключается в
том, что личность спортсмена формируется посредством многолетних
разнообразных тренировок. В процессе такой длительной подготовки
закладываются не только совокупность безупречных физических навыков, но
и
определенная
спортивная
культура,
крепкие
эмоционально-волевые
качества, интеллектуальные особенности. Также физическая подготовка
должна быть непосредственно связана не только с тем видом спорта, в
котором
развивается
человек,
но
и
включать
разнообразные
общие
упражнения [3, c.45].
Волнообразность нагрузок. По мнению И.С. Барчукова, в циклических
видах
спорта
очень
важно
учитывать
такую
особенность,
как
волнообразность нагрузок. Дело в том, что спортсмен должен уметь работать
на
различных
дистанциях,
с
различной
степенью
интенсивности.
В
длительном периоде работы, таком как годичный, должны наблюдаться
некие варьирования физических нагрузок, в определенной прогрессии,
составленной тренерским составом [1, c.42].
Специализация. В разработках В.О. Морозова отмечается, что очень
важный пункт для формирования спортсмена. Он учитывает особенность
вида спорта, период начала занятий, а также основные программы.
Специализация имеет свое распространение не только на определенную
физическую подготовку учащихся, но и на развитие эмоциональных качеств,
тактических и технических особенностей. Так, например, если взять лыжный
спорт, то существуют определенные предрасположенности того или иного
человека к определенным физическим нагрузкам. Также эта специализация
учитывает то, что профессиональная подготовка начнется только после
пятнадцатилетнего возраста, и то, что молодые спортсмены будут выступать
на коротких дистанциях, в последующих соревнованиях переходя на более
длинные. Это все трактуется определенными правилами и закономерностями
развития человека в онтогенезе [4, c.71].
При реализации данных принципов педагогу необходимо учитывать
физическую подготовленность занимающихся, как они переносят нагрузку, и
какой
объём
могут
выполнить.
Необходимо
также
учитывать
интеллектуальное развитие занимающихся, их субъективные установки,
целеустремлённость,
желание
и
волевое
проявление
в
освоении
двигательных действий.
Таким
образом,
в
ходе
исследования
в
данной
статье
были
рассмотрены
кратко
общие
методические,
специфические
принципы
физического воспитания. Без этих важнейших положений невозможно
построение какой-либо, даже самой простой, развивающей программы.
Правила учитывают многие факторы, от причины занятия человека спортом
до
физических
особенностей
той
или
иной
возрастной
группы.
Специфические принципы физического воспитания заключают в себе
правила и рекомендации, сформированные опытом различных спортсменов и
тренеров. Именно поэтому они являются неким постулатом для составления
различных воспитательно-образовательных программ
.
Список использованных источников:
1.
Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник /
И.С. Барчуков; под. общ. ред. Г.В. Барчуковой – 5-е изд. – М.: КНОРУС, 2017. – 366 с.
2.
Берцев, П.Н. Методика обучения и воспитания (физкультурное образование): Учебно-
методический комплекс / П.Н. Берцев, С.А. Хисматуллин. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. –
158 с.
3.
Виленский, М.Я. Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – 3-е изд.,
стер. – М. : Кнорус, 2018. – 213 с.
4.
Морозов, В.О. Физическая культура и здоровый образ жизни / В.О. Морозов. – М.: Флинта,
2015. – 214 с.
5.
Торочкова,
Т.Ю.
Теория
и
методика
физического
воспитания
детей:
учебник
/
Т.Ю. Торочкова. – 4-е изд. – М. : Академия, 2017. – 272 с.
6.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. Для студентов
вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 10-е изд., испр. – М.: Академия, 2012. – 480 с.