Напоминание

Планирование тренировочных нагрузок в соревновательном периоде толкательниц ядра высокой квалификации.


Автор: Бугаков Сергей Алексеевич
Должность: тренер по легкой атлетике
Учебное заведение: ГБУ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ КОМПЛЕКСНАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 2
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Планирование тренировочных нагрузок в соревновательном периоде толкательниц ядра высокой квалификации.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Планирование тренировочных нагрузок в соревновательном периоде

толкательниц ядра высокой квалификации.

Бугаков Сергей Алексеевич

Тренер по легкой атлетике ГБУ Тверской области

Комплексная школа олимпийского резерва № 2

Тверь, 2022

2

Оглавление

Введение

3

Глава 1. Особенности подготовки толкательниц ядра

5

1.1.

Особенности физической подготовки толкательниц ядра

5

1.2. Скоростно-силовая подготовка толкателя ядра

16

1.3. Планирование подготовки толкательниц ядра

20

1.4.

Особенности

подготовки

толкательниц

ядра

в

соревновательном периоде тренировки

23

Глава 2. задачи, методы и организация исследования

24

2.1. Цель и задачи исследования

24

2.2. Методы исследования

24

2.3. Организация исследования

26

Глава

3

Методика

совершенствования

специальной

подготовленности в толкании ядра и результаты эксперимента

27

3.1.

Построение

соревновательного

периода

тренировки

в

толкании ядра

27

Выводы

34

Список использованной литературы

35

Приложение

38

Введение

Актуальность.

На

современном

этапе

развития

спорта,

3

характеризующимся высокими темпами роста спортивного мастерства,

решающее значение имеют два основных фактора: 1) совершенствование

методов

обучения

и

тренировки,

позволяющих

повысить

потенциал

спортсмена и возможность его реализации; 2) совершенствование спортивно-

технического мастерства в соответствии с биомеханическими особенностями

двигательного

аппарата

спортсмена,

что

проявляется

в

большей

целесообразности, эффективности движений.

В

практике

подготовки

высококвалифицированных

спортсменов

возникает потребность в создании объективных условий соответствия между

требованиями

соревновательного

упражнения

и

задачами

управления,

научного обоснования методов и средств тренировки, направленных на его

формирование и совершенствование. Дальнейшая разработка средств и

методов спортивной тренировки и внедрения их в практику является

действенной мерой для повышения эффективности учебно-тренировочного

процесса.

В комплексе характеристик толкателя ядра всѐ более характерными

являются

высокие

требования

к

качественной

организации

процесса

физической подготовки.

Цель исследования – разработать и научно обосновать методику

обучения

и

совершенствования

технико-физической

подготовленности

толкателей ядра.

Выявление эффективности применения комплекса скоростно–силовых

упражнений высокой интенсивности

на предсоревновательном этапе у

толкателей ядра высокой квалификации.

Задачи исследования:

1. Анализ построения соревновательного периода тренировки в

толкании ядра

2

Динамика

уровня

специальной

физической

подготовленности

толкательниц ядра

4

3. Спортивные достижения, показанные в соревновательном периоде

Гипотеза

исследования

основывается

на

предположении,

что

эффективное планирование тренировочного процесса в соревновательном

периоде позволит показать нужный результат в нужное время.

Объект

исследования

тренировочный

процесс

подготовки

толкательниц ядра в соревновательном периоде

Предмет

исследования

-

тренировочная

программа

подготовки

квалифицированных толкательниц ядра.

Глава 1 Особенности подготовки толкателей ядра

5

1.1. Особенности физической подготовки толкательниц ядра

В

практике

подготовки

легкоатлетов

применяются

показатели

двигательных действий с целью оценки как функционального состояния

спортсменов, так и уровня их технической подготовленности. Очевидно,

именно этим объясняется тенденция реализации задач подготовки через

управление

физическим

состоянием

спортсмена,

как

ведущим

из

компонентов,

во

многом

обусловливающим

состояние

спортивной

работоспособности,

технического

мастерства,

результативности

в

соревнованиях.

Спортивный результат в большой степени отражает уровень развития

специальных

физических

качеств

спортсмена.

Процесс

физической

подготовки наряду с технико-тактической и психической является одной из

важнейших составляющих спортивной тренировки, которая направлена на

воспитание силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости спортсмена.

Исключительно важное место в системе спортивной тренировки

метателей занимает специальная силовая подготовка. Научно обоснованный

выбор

её

средств

и

методов

позволяет

целенаправленно

управлять

физическим состоянием спортсмена, подводить его к соответствующим

уровням спортивного мастерства. Значительный практический интерес для

индивидуальной коррекции тренировочного процесса имеет разработка

должных норм физической подготовленности метателей (Васильев Л.А.-

1975).

Толкание ядра предъявляет высокие требования к уровню физической

подготовленности спортсмена. Сильнейшие толкатели ядра в мире имеют

высокие показатели в упражнениях силовой направленности (Верхошанский

Ю.В, 1993) считает, что проявление физических качеств в основном

соревновательном

упражнении

определяется

степенью

динамического

соответствия

соревновательному

упражнению

по

следующим

6

характеристикам техники двигательного действия: направлению и амплитуде

движения, ритму развития усилий на оптимальной траектории. Одним из

ведущих физических качеств, от которых в большой степени зависит

результат в толкании ядра, является сила. Сила и время её приложения

являются решающими факторами, от которых в последствие зависит

начальная скорость вылета ядра, а следовательно, и дальность его полёта.

Специалисты в области спортивной тренировки утверждают, что

различные типы силовых проявлений в двигательной деятельности в спорте,

нередко не взаимосвязаны, а иногда даже отрицательно коррелируют друг с

другом.

Тем

не

менее,

силовые

способности

спортсменов

принято

подразделять на три разновидности: собственно силовые, скоростно-силовые

и силовая выносливость (Верхошанский Ю.В., 1998)

Контакт метателя со снарядом осуществляется в двух вариантах:

– непосредственным увеличением силовых способностей основных

мышечных групп толкателя посредством систематических тренировочных

занятий, при этом следует иметь ввиду, что максимальное проявление силы

осуществляется при тех углах, при которых проводилась тренировка;

( Зациорский В.М. 2008)

– наиболее рациональным использованием имеющегося у толкателя

силового потенциала за счет совершенствования техники двигательного

действия. (Ермаков К.П., 1990)

Спортивный результат в большой степени отражает уровень развития

специальных

физических

качеств

спортсмена.

Процесс

физической

подготовки наряду с технико-тактической и психической является одной из

важнейших составляющих спортивной тренировки, которая направлена на

воспитание силы, быстроты, гибкости спортсмена.

В.А. Запорожанов в своём эксперименте на толкателях ядра выявил,

что наибольшие величины силы могут проявляться в условиях максимальной

длины мышцы и оптимальных углов в суставах. При отклонении от этих

7

условий возможны значительные колебания измеряемых величин ( Донской

Д.Д., Зациорский В.М. 1979).

В

лёгкой

атлетике

условия

проявления

быстроты

движений

осложняются преодолением значительных внешних сопротивлений в виде

веса снарядов и собственного тела, поэтому величина развиваемой скорости

во многом зависит от уровня развития силы спортсмена . (Лунькин А.Н.,

Бакаринов А. 1990). При этом в упражнениях с преодолением инерции

значительных масс (ядра – 7,26 кг) скорость движений в большей мере

зависит от уровня развития силы, чем при метании более легких снарядов и

предметов (камня, теннисного мяча и др.) (Комарова А.Д 1980) . Показано,

что прирост быстроты в тренировке наиболее эффективен при параллельном

повышении силовых возможностей (Лунькин А.Н., Бакаринов А. 1990).

Скорость движений тесно связана с уровнем технической подготовленности

спортсмена.

По общему мнению специалистов скоростные способности поддаются

воспитанию с большим трудом, чем другие физические способности.

Повышения уровня развития быстроты движений можно достичь не только

воспитывая собственно скоростные способности, но и другими способами,

конкретно, через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей

(Стасюк А. 1993 , Узденова А. 1990)

В

основе

специальной

силовой

подготовки

толкателей

ядра

преимущественно заложено воспитание взрывной силы. Это понятие

подразумевает способность достигать максимальной мощности проявляемой

силы за минимальное время в конкретном движении.

В значительной степени она определяется характером импульсации

мотонейронов работающих мышц, частотой и синхронизацией импульсации

разных мотонейронов. Это показатель был введён в обиход Годиком М.А. и

Зациорским В.М. и был назван скоростно-силовым индексом или градиентом

силы (Юшкевич Т.П., Кобринский М.Е., Конникова А.Н. 2005).

8

В практике физического воспитания, на основе научных исследований,

сформировались методы воспитания силы и направленность упражнений с

отягощениями. Выделяются:

-

метод

максимальных

усилий,

направленный

на

воспитание

максимальной

силы,

с

незначительным

приростом

массы,

и

при

одновременным увеличением силы и мышечной массы;

-

метод

непредельных

усилий

с

фиксированным

количеством

повторений в подходе;

- метод «до отказа»;

- метод динамических усилий;

- ударный метод;

- стато-динамический метод.

В тренировочном процессе, в зависимости от уровня подготовленности

и этапа подготовки применяются практически все перечисленные методы.

( Бондарчук А.П. 2000 , Матвеев Л.П. 1991)

Лесгафтом П.Ф. и его учениками показано, что сила мышц зависит от

калибра сосудов, количества нервных волокон имеющихся в мышце, а также

от мощности фасции, которая сдерживает поперечное расширение мышцы

при её сокращении.

Взрывная сила в значительной степени определяется сократительными

свойствами

мышц. Для

быстрого и

мощного

движения

необходимо

проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении,

что требует предельной концентрации волевых усилий. Следовательно,

взрывная сила является ведущим компонентом метаний (Верхошанский Ю.В.

1968).

Специальная

силовая

подготовка

толкателей

направлена

преимущественно на воспитание взрывной силы. Под этим термином

подразумевается способность достигать максимума проявляемой силы по

ходу движения в возможно меньшее время (оценивается скоростно-силовым

индексом - градиентом силы). Математический градиент силы равен первой

9

производной от силы по времени Df/df. Для численной характеристики

градиента силы используют обычно один из следующих показателей.

Время достижения силы, равной половине максимальной (

t

0,5max)

Частное от деления Fmax/tmax. Это показатель называют скоростно-

силовым индексом.

Время, необходимое для достижения максимальной силы, составляет

примерно 0,30-0,40 секунд. Время проявление силы действия во многих

движениях значительно меньше. Например, финальное усилие в толкание

ядра длится примерно 0,18-0,27 секунд. В этом случае спортсмены не

успевают проявить свою максимальную силу, и достигаемая скорость

зависит в значительной степени от градиента силы.

Принцип толкания ядра состоит в том, чтобы, при воздействии на

снаряд поддерживать ускорение его движения для достижения максимальной

начальной

скорости

вылета,

а,

следовательно,

для

максимального

спортивного

результата.

Чем

выше

уровень

развития

скоростных

способностей спортсмена, тем за более короткое время он сможет проявить

свои силовые способности для сообщения ускорения телу, его отдельным

частям и в итоге ядру. Заметим, что при равных условиях большую

траекторию снаряда может достичь спортсмен, обладающий более высоким

уровнем развития скоростных способностей (Воронкин В.И. 1986). Однако в

скоростно-силовой

подготовке

многих

российских

толкателей

ядра

превалируют

силовые

упражнения,

а

преимущественно

скоростным

упражнениям,

воспитанию

скоростных

способностей,

уделяется

недостаточное внимание.

Спортсмену

для

проявления

максимальной

произвольной

силы

необходимо примерно 300-400 мс. В метании диска финальное усилие длится

приблизительно 100 мс, в толкании ядра варьируется в пределах 200 мс. При

этих условиях спортсмены не успевают достичь своей максимальной

произвольной силы, и проявляемые ими скоростные характеристики зависят

10

в значительной степени от величины импульса силы[39]. Это объясняется

тем, что метание диска выполняется в значительной мере за счёт скорости

перемещения руки, тогда как толкание ядра требует значительных силовых

проявлений. Частное от деления Fmax/tmax называют скоростно-силовым

индексом или моментом силы.

Время, необходимое для достижения максимальной силы, составляет

примерно 0,30-0,40 секунд. Время проявление силы действия во многих

движениях значительно меньше. Например, финальное усилие в толкание

ядра длится примерно 0,18-0,27 секунд. В этом случае спортсмены не

успевают проявить свою максимальную силу, и достигаемая скорость

зависит в значительной степени от градиента силы.

Давно не секрет, что скоростно-силовая подготовленность спортсменов

является

одним

из

базовых

условий

достижения

высокого

уровня

спортивных результатов в спринте, прыжковых видах легкой атлетики и в

метаниях. Под воспитанием скоростно-силовых способностей в данных

видах подразумевается процесс воспитания способности к реализации

максимально возможной силы в кратчайшее время в конкретном движении.

Данная специфичность в подготовке позволяет создать необходимые

предпосылки

и

благоприятные

условия

для

освоения

эффективной

спортивной

техники

двигательного

действия

и

снизить

вероятность

появления ошибок, возникающих впоследствии недостаточного уровня

специальной физической подготовленности.

Между объемом нагрузки силовой направленности в физической

подготовке и величиной и динамикой уровня развития скоростно-силовых

способностей наблюдаются определенные взаимоотношения. Выполнение

длительное время чрезмерного объема нагрузки силовой направленности

приводит к снижению скоростных характеристик движений и способности

мышц

к

проявлению

взрывной

силы.

Волнообразное,

циклическое

повышение

объёма

и

интенсивности

силовой

работы

обеспечивает

повышение уровня развития нагрузки быстроты движений и взрывной силы

11

мышц силовой направленности, обеспечивающее в такой же возможность

волнообразной динамике. При этом большое значение уделяется снижению

эффективного восстановления организма и выход его на более высокий

функциональный уровень.

Для повышения уровня физической подготовленности метателей, в

первую очередь, следует воспитывать силовые и скоростные способности во

взаимосвязи,

отсутствие

которой

ограничивает

возможности

совершенствования технического мастерства занимающихся (Бондарчук А.П.

2000) .

Исследования

специалистов

в

области

физической

подготовки

указывают на то, что физические качества (сила и быстрота) более

эффективно

воспитываются

при

помощи

физических

упражнений,

идентичных по характеру нервно-мышечных проявлений с основными

соревновательными

упражнениями.

Специальные

подготовительные

и

подводящие

упражнения

скоростно-силового

характера

необходимо

выполнять в той же последовательности и в таком же ритме, что и целостное

соревновательное упражнение или его часть. Физические упражнения

следует подбирать таким образом, чтобы одновременно воспитывать

скоростно-силовые способности и приобретать необходимые двигательные

навыки в метаниях (Платонов В.Н. 1980).

По данным многочисленных экспериментальных исследований для

развития силовых и скоростно-силовых способностей используются:

– изокинетический метод;

– использование смешанных режимов работы мышц как в одном

тренировочном занятии, так и в одном упражнении.

Сочетание

изометрических

и

динамических

режимов

работы

использовалось в исследовании, применяющего динамическую работу

мышцы, которая предварительно напрягалась в статическом режиме работы

«до отказа». Оказалось, что последующая работа, не смотря на утомление

12

мышцы, была на 20% больше, чем в случае только динамической работы без

предварительного стимулирования.

В статико-динамических упражнениях изометрический режим работы

можно использовать в качестве фактора, положительно влияющего на

динамическую работу. Продолжительность изометрического напряжения при

значительном

весовом

отягощении

(60-

100%)

в

пределах

1,5-3

с.

Отмечается, что последующую динамическую работу необходимо выполнять

однократно, но зато максимально быстро в преодолевающем режиме.

В спортивной практике для развития скоростно-силовых качеств в

основном отмечают методы аналитического, вариативного и синтетического

воздействия. При первом варианте основной акцент делается на развитие

одного из компонентов скоростно-силовых качеств, например силового, но

при этом уменьшаются скоростные показатели выполняемых движений.

Вариативный метод позволяет использовать реакцию свежих следов от

предыдущих

мышечных

усилий,

а

также

создает

дополнительные

возможности для повышения мощности и скоростно-силовых проявлений.

Синтетический метод предполагает совместное воздействие на скоростной и

силовой компоненты двигательных качеств спортсмена (Юшкевич Т.П.

2005).

Спортсмены, пытаясь приобрести комплекс необходимых скоростно-

силовых качеств, выполняют упражнения либо при меньших скоростях, либо

при меньших величинах проявляемых усилий, воздействуя преимущественно

либо на силовой, либо на скоростной компонент в общей структуре

скоростно-силовых

способностей.

В

частности,

с

дополнительными

отягощениями можно достичь уровня мышечных напряжений, характерных

для высокого спортивного результата, однако при скорости сокращения

мышц ниже требуемой .

Известно, что скорость в сложных двигательных действиях зависит не

только от уровня развития скоростных способностей, но и от длины рычагов,

силы отдельных мышечных групп.

13

В метаниях происходит в основном баллистическая работа мышц в

уступающе-преодолевающем

режиме.

Метатель

стремится

к

предварительному растяжению соответствующих мышечных групп перед

началом

сокращения.

В

процессе

метания

снаряду

последовательно

сообщается скорость в трех этапах. На первом из них скорость сообщается

всей системе метатель-снаряд, для чего необходимо проявление скоростно-

силовых способностей нижних конечностей. На втором этапе верхним

частям

тела

и

снаряду

передаётся

скорость,

для

этого

нужен

соответствующий уровень скоростно-силовой подготовленности мышечного

корсета. На третьем этапе сообщается скорость только руке и снаряду, для

чего требуется работа мышц агонистов толкающей руки в скоростно-силовом

режиме.

Предварительное растягивание соответствующих мышц создается

внешними силами, а именно силой мышц уже работающей группы мышц и

весом тела и снаряда. Это значит, что работающая группа мышц должна

растягивать те группы мышц, которые будут включаться в работу после неё .

Условия метания таковы, что контакт метателя с опорой и снарядом

ощущается через 1-2 группы мышц, которые являются более слабыми по

сравнению с другими. В то же время эти мышцы подвергаются значительной

нагрузке в процессе метания (особенно кисть в толкании ядра). Поэтому

метатель должен иметь очень сильные мышцы и связки стоп и толкающей

кисти, для предотвращения возможной амортизации сил (Волков Н.И. 1990).

Эффективность работы мышц зависит от того, в каком состоянии они

находились перед началом работы, т.е. сокращения. Перед сокращением

мышцы могут быть расслаблены, напряжены или предварительно растянуты.

Если мышцы предварительно в оптимальных пределах растянуты, то они

сокращаются с большей силой и скоростью.

Из физиологии известно, что наибольшую силу проявят мышцы, растя-

14

нутые в напряжённом состоянии. Поэтому в метаниях для получения

большей силы при сокращении мышцы перед растягиванием должны быть

напряжены (Волков Н.И.1990).

В отличие от ударного метода тренировки ( Верхошанский Ю.В. 1968)

достижение максимальной силы взаимодействия спортсмена с внешней

средой

при

использовании

предложенных

тренировочных

средств

осуществлялось в процессе выполнения серий повторяющихся движений

нарастающей мощности.

Силовая выносливость помогает метателям проводить тренировки с

большим объёмом физической нагрузкой. Развитие общей выносливости

вырабатывается на базе хорошего здоровья и путём регулярных тренировок,

в которые включается различного типа бег. Однако метателю нужна и

специальная выносливость – скоростно-силовая выносливость, которая

обеспечивается силой нервной системы, её лабильностью, проявляющейся в

способности мобилизовать мышечные силы толкателя на совершение шести

бросков с максимальной мощностью.

Естественно, как и в других видах легкой атлетики, толкателю ядра

необходима гибкость. Чем больше развита активная гибкость спортсмена,

тем больше размах его движений и, соответственно,

длиннее путь

воздействия силы толкателя на снаряд (Воронкин В.И. 1986).

Нестабильность

кинематических

и

динамических

характеристик

двигательного действия является в ряде случаев следствием воспроизведения

двигательной

программы

различной

степени

точности.

Точность

воспроизведения двигательного действия регламентируется возможностями

управляющих

(двигательно-координационные

способности)

иисполнительных (нервно-мышечные звенья биомеханических цепей) систем

организации движений, в частности, пластичности нервных процессов, во

многом определяющих уровень развития двигательно-координационных

способностей спортсмена.

15

Нарушение сбалансированности системы «сила-скорость» неизбежно

приводит

к

координационным

ошибкам,

происходит

рассогласование

текущего движения с программой двигательного действия.

Для воспитания физических качеств метателей в многочисленных

исследованиях

используется

целый

набор

разнообразных

тестовых

упражнений.

Во многих случаях эти средства используются во всех видах

легкоатлетических метаний.

Для воспитания силовых способностей применяются следующие

упражнения и аппаратура:

– становая тяга ;

– жим лёжа ;

– приседания, полуприсед со штангой ;

- рывок классический;

- толок классический, взятие на грудь, толчок с груди и с плеч;

- разножка (продольная, поперечная);

- повороты, наклоны, вращения со штангой на плечах( Бондарчук А.П.

2005).

Для воспитания скоростных способностей используются:

– бег на дистанцию 30 м и 60 м с ходу.

Для воспитания скоростно-силовых способностей применяются:

– прыжок в длину с места ;

- тройной прыжок ;

– бросок ядра снизу вперёд и назад ;

- рывок классический, протяжка рывковая;

- толчок классический.

Многие из представленных упражнений применяются не только как

средства спортивной тренировки, но и как показатели уровня физической

подготовленности метателя на различных этапах спортивной подготовки .

16

Физическая подготовленность является основой совершенствования

спортивного мастерства на всех этапах многолетней подготовки, как у

новичков, так и у спортсменов высокой квалификации, важно отметить, что

процесс воспитания физических качеств осуществляется в неразрывном

единстве

с

процессом

совершенствования

технического

мастерства

спортсменов ( Воронкин В.И. 1986).

1.2. Скоростно-силовая подготовка толкателя ядра

Известно, что одним из основных условий достижения высоких

спортивных результатов в большинстве видов в легкой атлетике является

скоростно-силовая подготовленность спортсменов. Под скоростно-силовой

подготовкой

понимается

эффективное

сочетание

средств

и

методов

комплексного воспитания быстроты и силы. Такая подготовка позволяет

создать благоприятные предпосылки для освоения рациональной спортивной

техники

и

снизить

вероятность

ошибок,

возникающих

вследствие

недостаточно высокого уровня физической подготовленности.

Исходя

из

данных

литературы,

можно

сделать

следующую

классификацию средств скоростно-силовой подготовки:

1 - упражнения общего воздействия;

2 - упражнения локального воздействия:

а) упражнения для развития силы мышцы плечевого пояса и рук

б) упражнения для развития мышц, вращающих, сгибающих и

разгибающих туловище

в) упражнения для развития мышц области таза и ног.

3 - упражнения, имитирующие движения толкателя.

Между объемом силовой работы, величиной и темпом прироста уровня

скоростно-силовых качеств существуют определенные взаимоотношения.

Чрезмерный, выполняемый длительное время объем силовой работы,

приводит к снижению быстроты движений и способности мышц к

проявлению взрывных усилий. Циклическое, волнообразное повышение

17

силовой работы обеспечивает такое же волнообразное повышение быстроты

движений и взрывной силы мышц. Большое значение при этом имеют

снижение силовой нагрузки, обеспечивающее возможность восстановления

организма и его выход на новый уровень, функционально более высокий.

Для повышения тренированности в первую очередь следует развивать

мышечную силу и быстроту во взаимосвязи, а отсутствие этой взаимосвязи

ограничивает возможности технического совершенствования спортсменов.

Под влиянием тренировки параметрическая зависимость «сила -

скорость» может измениться по-разному. Это определяется тем, какие

тренировочные средства и методы использовались спортсменом.

Существенно, что прирост скорости при движениях со средними

сопротивлениями может происходить при разном соотношении прироста

силовых и скоростных качеств: в одних случаях - за счет роста скоростных

качеств, в других - за счет роста силовых качеств.

Какой путь роста скоростных показателей является в тренировке более

выгодным, зависит от многих причин, и в частности от величины

сопротивления, которое приходится преодолевать спортсмену: чем оно

больше, тем более важно повышение силовых качеств. Это подтверждается, в

частности,

величинами

непараметрических

зависимостей

между

показателями силовых качеств

спортсмена и скоростью выполнения

движений при разных величинах сопротивления. Поэтому чем больше

величина преодолеваемого сопротивления, тем выгоднее в тренировке

повышать скорость за счет роста силовых показателей .

Исследования многих специалистов указывают на то, что физические

качества (сила и скорость) развиваются более эффективно при помощи

упражнений,

сходных

по

характеру

нервно-мышечных

усилий

с

соревновательными

упражнениями.

Специальные

скоростно-силовые

упражнения должны выполняться в такой последовательности и в том ритме,

в каком выполняется целостное соревновательное упражнение или его часть,

и подбираться таким образом, чтобы одновременно содействовать развитию

18

скоростно-силовых качеств и приобретению необходимых навыков в

метании (Лунькин А.Н. 1990).

Комплекс силовых упражнений, направленных на развитие отдельных

мышц и всей мускулатуры в целом, при оптимальном объеме их применения,

вызывает

скачкообразный

прирост

скоростно-силовых

качеств,

а

упражнения,

выполняемые

с

предельной

и

околопредельной

интенсивностью, повышают скоростно-силовую подготовленность.

Зарубежные тренеры Г.Шпенке и Ганс Гюнтер Рабе

предлагают

систему скоростно-силовой подготовки, в которой большое место занимают

упражнения с оптимальными весами (отягощениями), выполняемые с

максимальной скоростью.

Повышение эффективности процесса подготовки спортсменов за

последние годы в значительной степени было связано с увеличением

объемов и интенсивности тренировочных нагрузок. Эта тенденция, хотя и

дала свои положительные результаты, все же не может рассматриваться в

качестве

основной

перспективы

на

пути

к

достижению

рекордных

результатов, так как увеличение нагрузок не может быть безграничным.

Поэтому в настоящее время особое внимание уделяется вопросам подбора и

дозировки тренировочных средств.

Многие авторы особо выделяют ведущую роль физических качеств при

совершенствовании спортивных двигательных действий ( Озолини Н.Г.

2004). Именно это необходимо спортсменам в соревновательном периоде при

вхождении в оптимальную спортивную форму.

Зимний этап предсоревновательной подготовки длится от двух до

шести недель (микроциклов). Его основными задачами являются сохранение

и

дальнейшее

повышение

достигнутого

уровня

специальной

подготовленности и возможно более полная реализация его в соревнованиях.

Это

достигается

применением

соревновательных

и

близких

к

ним

специально-подготовительных упражнений. Соревновательные микроциклы

строятся

в

соответствии

с

программой

соревнований.

Они

могут

19

ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним и могут

включать и специальные тренировочные занятия .

В пятидесятых годах появились работы, говорящие о возможности

использования

соревнований

в

качестве

факторов,

повышающих

тренированность.

Эмоциональный фон, создаваемый при участии в соревнованиях,

должен усиливать воздействие физических упражнений на организм,

способствуя эмоциональному развитию за счет резервов, которые не

выявляются в условиях обычной тренировки в подготовительном периоде.

Особое

влияние

оказывают

соревнования

на

развитие

специальных

физических качеств. Соревнования помогают совершенствовать навыки,

умения,

качества,

применительно

к

специфическим

условиям

этапа

предсоревновательной подготовки.

Для

повышения

уровня

скоростно-силовых

качеств

необходимо

развивать силу и скорость во взаимосвязи, то есть в упражнениях уместно

использовать субмаксимальные отягощения и время выполнения упражнения

должно быть минимальным.

Для

повышения

результата

в

основном

движении

необходимо

применять упражнения в том же режиме, направленности и на те же группы

мышц, которые участвуют в толкании ядра.

Подготовленность

спортсменов,

как

физическая,

так

и

психологическая, на этапе предсоревновательной подготовки позволяет

выполнять специальные упражнения с большей интенсивностью. Так как

эмоциональный фон в предстоящих соревнований усиливает воздействие

физических упражнений, это способствует большему приросту результатов в

этих упражнениях.

Определение

средств

скоростно-силовой

направленности

и

их

целенаправленное использование на этапе НПП является актуальным

вопросом и ранее практически не исследовался.

20

Проведя анализ литературы, мы сформулировали рабочую гипотезу

(указанную

выше),

что

позволяет

приступить

к

экспериментальным

исследованиям интересующего нас факта.

Таблица 1

Показатели подготовленности спортсменов высокой квалификации,

специализирующихся в толкании ядра (женщины). По Бондарчук А.П.

Упражнение

Показатель

Прыжок в длину с места, м.

2,90-3,10

Тройной прыжок с места, м.

8,50-8,60

Выпрыгивание вверх с места, см.

85-90

Бег 20 м. с хода, с.

3,4-3.5

Взятие штанги на грудь, кг.

11-120

Метание ядра назад, 4 кг. м.

21,50-22,50

Приседание со штангой, кг.

180-290

Жим лёжа, кг.

140-160

Рывок штанги, кг.

100-105

Представленные

в

таблице

упражнения

скоростно-силовой

направленности могут применяться на протяжении циклов развития и

составлять 10-30%. В тренировочной практике используются упражнения с

утяжелёнными и облегчёнными снарядами.

1.2. Планирование подготовки толкательниц ядра

Основной

единицей

подготовки

спортсмена

является

годичный

макроцикл, который в основном длится календарный год, но может

сократиться до половины и даже до трети. Годичный цикл делится на

периоды, выполняющие основную функцию в традиционной теории. Первая

часть

направлена

на

решение

задач

предварительной

работы

подготовительный

период,

вторая

часть

обеспечивает

специфическую

направленность соревновательный период. Третий, самый короткий период

предназначен для восстановления организма от перенесённых нагрузок и

21

реабилитации. В свою очередь каждый период состоит из мезоциклов

(средние циклы, средней продолжительности) и микроциклы (тренировочные

циклы

малой

продолжительности),

которые

являются

строительными

элементами всей системы тренировки.

Годичный цикл с одним пиком подходит, в основном, для сезонных

видов

спорта

и

спортсменов

низкой

и

средней

квалификации,

но

категорически не отвечали требованием подготовки в видах спорта, которые

могли соревноваться в любое время года. Практика показывает, что

многопиковая подготовка в макроцикле присуща представителям многих

видов спорта, в частности: лёгкая атлетика, большой теннис, борьба,

фехтование и т.д.

Кроме вышеперечисленного основанием перехода к двухцикловому

планированию

тренировочной

программы

послужили

наблюдения

за

продолжительностью

и

физиологическим

фоном

отставленных

тренировочных

эффектов

после

прекращения

соответствующих

развивающих программ.

Так показано, что аэробная выносливость сохраняет эффективную

длительность в течение 30-35 дней, максимальная сила сохраняется в

соответствии с периодом её воспитания. Анаэробная гликолитическая

ёмкость поддерживается в пределах 18-22 дней, в то время как силовая

выносливость проявляется на достигнутом уровне 15-20 дней, максимальная

скорость (алактатная) 5-8 дней [Иссурин В.Б., Бондарчук А.П., Волков Н.И.,

Губа В.П. Бомпа Т.].

Общие

принципы

двуцикловой

системы

программирования

тренировочных программ представляются как: концентрация тренировочных

нагрузок, минимальное количество качеств (мишений), последовательное

развитие многих качеств в соответствии с их физиологическим фоном,

разработка специализированных, узконаправленных, блоков подготовки. В

составе

макроцикла

подготовки

присутствует

некоторое

количество

тренировочных этапов, каждый из которых состоит из мезоциклов трёх

22

типов: накопительный (1), трансформирующий (2) и реализационный (3).

Характеристика типов мезоциклов включает в себя: качества-мишени- 1.

Аэробная выносливость, мышечная сила, базовое развитие координационных

способностей;

2.

специфические

качества,

специальная

выносливость,

силовая

выносливость,

специфическая

техника;

3.

Соревновательная

готовность,

максимальная

скорость,

тактические

навыки,

техническая

готовность.

Соотношение

объём-интенсивность:

1.

Большой

объём

низкая

интенсивность; 2. Уменьшенный объём-увеличенная интенсивность; 3.

Объём от небольшого до среднего-высокая интенсивность.

Утомление-восстановление

1.

Рациональное

восстановление

для

морфологической адаптации; 2. Недостаточное восстановление, накопление

усталости; 3. Полное восстановление.

Контролирующие характеристики: 1. Уровень проявления основных

параметров; 2. Уровень специфических качеств; 3. Максимальная

скорость,

технико-тактические характеристики и т.д.

Дифференцированный подход реализации тренировочных программ

позволяет

использовать

результаты

накопительного,

и

части

трансформирующего мезоциклов,

с задачей

положительного переноса

физических качеств, с использованием упражнений из различных видов.

Модельные

характеристики

общей

физической

подготовленности

толкателей ядра разработаны Бондарчуком А.П., результаты проведённых

исследований показали, что различное влияние применения облегчённых и

утяжелённых снарядов на корреляционные связи в структуре целостного

движения,

в

зависимости

от

квалификации

спортсмена.

Наибольшие

корреляционные связи отмечены при отклонении веса снаряда в ту или иную

сторону в пределах 10-20%. Слабая взаимосвязь наблюдалась между

результатами в толкании ядра 5,0 и 7,260 кг. у атлетов толкающих ядро на

уровне 20-21 м. (0,365). Высокая взаимосвязь отмечена при толкании ядра

23

весом 9 кг. у спортсменов с результатами 18-19 м. при этом коэффициент

корреляции составил 0,825. Положительный перенос

кумулятивного

эффекта на основное движение в специально-развивающих женщин отмечен

в рывке штанги для результата в толкании ядра на 15-16 м., приседании со

штангой на плечах при результатах 17-18 м., в жиме лёжа для спортсменов

толкающих ядро на 19-20 м.

1.4. Особенности подготовки толкательниц ядра в соревновательном

периоде тренировки

Одноцикловое двухцикловое полицикловое

Планирование планирование планирование

по периодам по этапам по макроциклам

по этапам подготовки

подготовительный, развития (воспитания), накопление,

соревновательный, сохранения, релизация

переходный отдыха

мезоциклы мезоциклы мезоциклы мезоциклы

микроциклы микроциклы микроциклы микроциклы

Рис.1. Варианты планирования годичного цикла толкателей ядра (по

Миллеру В.И. Бондарчуку А.П., Иссурину В.Б.).

24

ГЛАВА 2 Задачи, методы и организация исследования

2.1. Задачи исследования

1. Анализ построения соревновательного периода тренировки в

толкании ядра

2

Динамика

уровня

специальной

физической

подготовленности

толкательниц ядра

3. Спортивные достижения, показанные в соревновательном периоде

2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие

методы исследования:

1. Изучение, обобщение и теоретический анализ литературных

источников.

2. Педагогический эксперимент.

3. Статистические методы обработки экспериментальных данных.

Анализ литературных источников

применялся для исследования

мнения специалистов о развитие физических качеств спортсменов на этапе

НПП, анализировалась различная литература. Всего было проанализировано

27указанных источника.

Анализ практического опыта тренеров применялся для обобщения

практического

опыта

тренеров

о

развитии

физических

качеств

спортсменов на этапе НПП. Был проведен опрос тренеров высокой

квалификации.

Педагогический эксперимент, педагогические тесты

Педагогический эксперимент являлся основным методом проверки

гипотезы исследования и решения поставленных задач. Для проведения

эксперимента был разработан комплекс упражнений, которые должны

повышать уровень скоростно-силовой подготовленности спортсменов.

25

В

комплекс

были

включены

упражнения,

подобранные

по

биомеханическому

соответствию

основному

соревновательному

упражнению. Эти упражнения были направлены на повышение силового

потенциала тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку при

толкании ядра.

Они были выведены из биомеханики толкания ядра, которая позволила

выявить оптимальные движения всех частей тела, а затем анатомически были

определены группы мышц, в основном участвующих в толкании ядра.

Именно на эти группы мышц и оказывалось основное действие скоростно-

силового плана.

Кроме комплексных (экспериментальных) упражнений повышающих

уровень

скоростно-силовой

подготовленности,

в

эксперименте

использовались общепринятые тестовые упражнения, которыми обычно

определяют уровень скоростно-силовой подготовленности.

Также фиксировались результаты в толкании ядра.

Эффективность

экспериментального

комплекса

упражнений

оценивались по сдвигам в показателях (в толкании ядра), которые

сравнивались

со

сдвигами

в

контрольной

группе

испытуемых,

тренирующихся отдельно от экспериментальной группы, как обычно (в

основном силовые тренировки небольшой интенсивности и малого объема и

толкания основного снаряда).

Статистические методы обработки экспериментальных данных

Результаты измерения контролируемых показателей обрабатыва-лись

методами математической статистики.

Средняя арифметическая величина (Х

ср

). Величина Х

ср

рассчитывалась

по формуле:

Критерий Вилкоксона - критерий достоверности различия двух

выборок - рассчитывается по следующему порядку:

Объединение двух выборок в одну. Объём объединенной выборки

будет n=n

x

+n

y

=12. Ранжируем объединенную выборку, располагая данные в

26

порядке возрастания, При этом отмечаем данные, относящиеся к одной из

выборок (все равно какой), например второй.

Находим ранги R обедненной выборки. Отмечаем ранги,относящиеся

ко второй выборке.

Суммируем по отдельности ранги, т.е. находим суммы:

R

x

= ER

x

iи R

y

= Е R

xi

Меньшую из Сумм рангов (R

x

или R

y

) принимаем в качестве значения

критерия W.

2.3. Организация исследования

Наша работа осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе исследования мы изучали литературу, имеющую

отношение к проблеме исследования. Завершением работы на первом этапе

было формирование гипотезы и задач исследования.

На втором этапе исследования мы определили методы исследования из

числа доступных нам, инструментальную методику сбора необходимой нам

информации, методики обработки и анализа данных.

На третьем этапе был осуществлен педагогический эксперимент.

Четвертый этап предусматривал обработку данных, полученных в

результате эксперимента и формирование ответов на поставленные задачи.

Эксперимент проходил на легкоатлетической базе г.Подольска в

2010году. Было проведено 10 тренировок см. (таблица 1) Проводились

исследования на основе летнего этапа предсоревновательной подготовки.

Экспериментальные упражнения выполнялись в течение шести недель два

раза в неделю. В исследовании участвовало две группы по пять человек в

каждой.

Им

был

предложен

специальный

комплекс

упражнений,

разработанный специально для групп. После каждой тренировки делались

контрольные измерения, чтобы не нарушить чистоту и ход эксперимента.

27

Глава 3 Методика совершенствования специальной подготовленности

в толкании ядра и результаты эксперимента

3.1. Построение соревновательного периода тренировки в

толкании ядра

В своих исканиях наиболее рационального подхода к построению

тренировочной программы соревновательного периода мы исходили из

положений о двухцикловом планировании годичного цикла подготовки.

Соревновательный период подготовки включил в себя семь мезоциклов,

каждый из которых обеспечивал решение определённой задачи.

Первый

микроцикл.

Направленность

-

укрепление

опорно-

двигательного

аппарата,

совершенствование

двигательно-

координационных

и

скоростно-силовых

способностей

спортсменов,

овладение элементами техники и ритмовой структурой соревновательного

упражнения. Задачи:

-

совершенствование

основы

двигательно-координационных

способностей (способность сохранять устойчивое положение тела при

выполнении

отдельных

элементов

техники

соревновательного

упражнения);

- содействие укреплению опорно-двигательного аппарата, с особым

акцентом на укрепление кисти толкающей руки, совершенствованию

скоростно-силовых и силовых способностей мышц нижних конечностей,

туловища,

верхних

конечностей

и

пояса

верхних

конечностей

в

статодинамическом режиме;

- формирование общей структуры передачи усилий с нижних

конечностей на верхний плечевой пояс.

Второй

микроцикл.

Направленность - дальнейшее укрепление

опорно-двигательного

аппарата,

совершенствование

двигательно-

28

координационных

и

скоростно-силовых

способностей

спортсменов,

совершенствование элементов техники. Задачи: -

совершенствование

основы

двигательно-координационных

способностей

с

акцентом

на

способность сохранять равновесие

- содействовать укреплению опорно-двигательного аппарата и

совершенствованию скоростно-силовых способностей мышц туловища;

Третий микроцикл.

Направленность - дальнейшее укрепление

опорно-двигательного

аппарата,

совершенствование

двигательно-

координационных

и

скоростно-силовых

способностей

спортсменов.

Задачи:

-совершенствовать способность сохранять динамическое равновесие;

- содействие дальнейшему укреплению опорно-двигательного

аппарата, совершенствованию скоростно-силовых и силовых способностей

мышц верхних и нижних конечностей, синхронизации работы верхних и

нижних конечностей;

Четвёртый микроцикл. Направленность - дальнейшее укрепление

опорно-двигательного

аппарата,

совершенствование

двигательно-

координационных

и

скоростно-силовых

способностей

спортсменов.

Задачи:

- совершенствование двигательно-координационные способности,

уделяя особое внимание способности сохранять динамическое равновесие;

- содействовать дальнейшему укреплению опорно-двигательного

аппарата и совершенствованию скоростно-силовых способностей мышц

тела;

-

совершенствовать

технику

выполнения

элементов

соревновательного упражнения: работа левой ногой во входе в поворот,

мах и постановка правой, постановка левой ноги, работа правой ноги в

финальном усилии.

Пятый микроцикл.

Направленность - дальнейшее укрепление

опорно-двигательного

аппарата,

совершенствование

двигательно-

29

координационных

и

скоростно-силовых

способностей

спортсменов,

разучивание элементов техники. Задачи: - содействовать дальнейшему

укреплению

опорно-двигательного

аппарата,

совершенствованию

скоростно-силовых способностей мышц туловища и нижних конечностей в

статодинамическом режиме;

- углублённое разучивание техники выполнения элементов

соревновательного упражнения: мах правой ногой и её последующая

постановка;

- увеличение амплитуды движений в финальном усилии; финального

усилия

с

акцентом

на

проталкивание

правой

ногой,

вращение

и

отталкивание левой ногой во входе в поворот. Разучивание техники

выполнения финального усилия с акцентом на работу левой ноги в

финальном усилии, увеличение силы воздействия кисти на снаряд. Особый

акцент на совершенствование входа в поворот и обгона ногами плечевого

пояса.

Шестой микроцикл.

Направленность - дальнейшее укрепление

опорно-двигательного

аппарата,

совершенствование

двигательно-

координационных

и

скоростно-силовых

способностей

спортсменов,

закрепление

и

совершенствование

элементов

техники.

Задачи:

-

содействовать дальнейшему укреплению опорно-двигательного аппарата,

совершенствованию скоростно-силовых способностей мышц нижних и

верхних конечностей и туловища;

- совершенствование двигательно-координационных способностей;

- закрепление и совершенствование техники выполнения элементов

соревновательного упражнения.

Седьмой микроцикл.

Направленность - Задачи: - содействовать

дальнейшему

укреплению

опорно-двигательного

аппарата,

совершенствованию скоростно-силовых способностей мышц нижних и

верхних конечностей и туловища;

30

- совершенствование двигательно-координационных способностей;

- закрепление и совершенствование техники выполнения элементов

соревновательного упражнения.

Таблица 2.

Динамика тренировочной нагрузки квалифицированных

толкательниц ядра

Основные

Октябрь

Σ

Ноябрь

Σ

Декабрь

параметры

подготовки

1

2

3

4

за X

5

6

7

8

9

за XI

10

11

12

13

XII

Кол-во дней

тренировки

5

5

6

6

22

6

4

6

6

5

27

6

4

6

5

Кол-во дней

отдыха

2

2

1

1

6

1

3

1

1

2

8

1

1

1

2

Кол-во тренировок

5

5

6

6

22

6

4

8

11

9

38

10

6

9

6

Кол-во

восстановительны

х мероприятий

0

0

0

0

0

0

0

2

2

2

6

2

2

2

1

Кол-во

контрольных тр-к

0

0

0

1

1

0

0

1

1

0

2

0

0

0

1

Кол-во дней

соревнований

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Кол-во стартов

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Травмы, дни

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

0

0

Болезни, дни

0

2

0

0

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Основной снаряд,

бр

174 120 146 146

586

144 100

125

210 222 801

167 113 257 148 685

Облегчённый

снаряд, бр

55

87

96

90

328

71

60

70

25

50

276

108

80

71

133 392

Утяжелённый

снаряд, бр

55

20

90

90

255

71

60

70

50

64

315

46

40

0

10

Вспомогательный

снаряд, бр

60

0

0

110

170

0

0

190

770 510 1470 410 200 145

30

785

Спринт, км

1

0,5

0,5

0,8

2,8

1,1

0,3

0,6

0,6

0,7

3,3

2

0,5

0,4

0

2,9

Силовые

упражнения, кпш

или т

12,8 9,3 21,3 17,8 61,2 14,5 3,8

4,7

17,8 8,9 49,7 13,2 12,0 29,7 9,7 64,6

Прыжки, отт

210 180 100 200

690

0

120

230

100 250 700

170 200 220 150 740

Контрольные

упражнения

Толкание

основного снаряда

15,60

16,15

16,80

Толкание

вспомогательног

снаряда

Прыжок в длину с

2,45

2,55

2,60

31

места

Тройной прыжок с

места

7,20

7,43

7,50

Бросок ядра

вперед с низу

14,50

15,50

15,70

Бросок ядра назад

спиной

16,00

17,77

17,40

Рывок штанги

50

50

50

Подъем штанги на

грудь

70

70

70

Присед со

штангой на плечах

90

95

95

Жим лежа

65

65

65

В

течение

подготовительного,

зимнего

цикла

тренировки,

на

протяжении 3 мезоциклов, повышалось количество тренировочных дней и

составило в октябре 22, ноябре 27, в декабре 21. При этом неуклонно

возрастали нагрузки на 10-15% в метаниях снарядов основного веса,

облегчённого, утяжелённого весов. Из таблицы видно, что результаты в

метаниях из различных положений также возрастали. Особое внимание на

этом этапе подготовки уделялось силовой подготовке в упражнениях со

штангой различного веса

Таблица 3.

Динамика тренировочных нагрузок на этапе основных соревнований

Основные

Январь

Σ

Февраль

Σ

параметры подготовки

14

15

16

17

за I

18

19

20

21

за II

Кол-во дней тренировки

4

4

6

5

19

3

6

5

2

16

Кол-во дней отдыха

3

2

1

0

6

2

1

1

4

8

Кол-во тренировок

4

4

6

5

19

3

6

5

2

16

Кол-во восстановительных

мероприятий

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Кол-во контрольных тр-к

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Кол-во дней соревнований

0

1

0

2

3

2

0

1

1

4

Кол-во стартов

0

1

0

2

3

2

0

1

1

4

Травмы, дни

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Болезни, дни

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Основной снаряд, бр

43

101

86

148

378

40

168

66

10

284

Облегчённый снаряд, бр

87

60

110

100

357

0

40

0

0

40

Утяжелённый снаряд, бр

63

60

20

164

307

40

135

169

0

344

32

Вспомогательный снаряд, бр

0

50

70

0

120

0

0

0

0

0

Спринт, км

0

0,7

0,5

0,1

1,3

0,3

0,7

0,3

0

1,3

Силовые упражнения, кпш или т

16,4

4,9

16,6

6,8

44,7

2,9

11

25,8

0

39,7

Прыжки, отт

120

305

250

80

755

0

210

360

0

570

Контрольные упражнения

Метание основного снаряда

17,00

16,70

Метание вспомогательног снаряда

Прыжок в длину с места

2,60

2,60

Тройной прыжок с места

7,60

7,60

Бросок ядра вперед с низу

15,50

15,63

Бросок ядра назад спиной

17,60

17,47

Рывок штанги

50

50

Подъем штанги на грудь

70

70

Присед со штангой на плечах

95

95

Жим лежа

65

65

На данном этапе подготовки произошло резкое увеличение бросков

основного снаряда, облегчённого, утяжелённого в пределах 50-60%.

Значительно увеличился объём спринтерской нагрузки до 20%. Причём

показатели контрольных упражнений практически не изменились. Таким

образом можно констатировать, что главной задачей этого периода была в

реализации

накопленного

потенциала

в

результат

посредством

максимального повышения объёма специальной работы.

Таблица 4.

Динамика тренировочных нагрузок на заключительном этапе зимнего

цикла подготовки.

Основные

Март

Σ

Апрель

Σ

параметры подготовки

22

23

24

25

26

за III

27

28

29

30

за IV

Кол-во дней тренировки

5

5

6

6

6

28

6

6

6

6

24

Кол-во дней отдыха

2

2

1

1

1

7

1

1

1

1

4

Кол-во тренировок

5

5

9

9

9

37

9

9

9

9

36

Кол-во восстановительных

мероприятий

0

0

2

2

2

6

2

2

2

2

8

Кол-во контрольных тр-к

0

0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

Кол-во дней соревнований

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

Кол-во стартов

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

Травмы, дни

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Болезни, дни

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Основной снаряд, бр

55

80

0

0

50

185

153

120

213

170

656

33

Облегчённый снаряд, бр

100

90

315

330

300

1135

108

63

98

120

389

Утяжелённый снаряд, бр

0

0

0

0

0

0

50

35

43

52

180

Вспомогательный снаряд, бр

30

50

380

400

350

1210

320

300

430

70

1120

Спринт, км

1

1

0,4

2

1,5

5,9

3

1,5

1,2

0,8

6,5

Силовые упражнения, кпш

или т

5

7,2

17,5

20

15

64,7

14,8

18,2

12,0

17,9

62,9

Прыжки, отт

200

150

480

500

400

1730

450

500

120

320

1390

Контрольные упражнения

Метание основного снаряда

16,79

17,02

Метание вспомогательног

снаряда

Прыжок в длину с места

2,65

2,77

Тройной прыжок с места

7,69

7,72

Бросок ядра вперед с низу

15,80

16,5

Бросок ядра назад спиной

17,80

17,9

Рывок штанги

50

55

Подъем штанги на грудь

70

75

Присед со штангой на

плечах

95

115

Жим лежа

70

70

На заключительном этапе тренировки в зимнем цикле подготовки

нагрузка постепенно за счёт снижения объёма специальных упражнений

снижается. В тоже время в значительной мере поддерживается объём и

даже повышается объём спринтерской работы с16,3 км в январе-феврале до

18,3

в

марте-апреле.

Количество

прыжковых

отталкиваний

за

рассматриваемые периоды сохранили свои значения.

34

Выводы.

1. В течение подготовительного, зимнего цикла тренировки, на

протяжении 3 мезоциклов, повышалось количество тренировочных дней и

составило в октябре 22, ноябре 27, в декабре 21. Основная идея была в

освоении максимального объема во всех средствах подготовки. Особое

внимание

уделялось

силовым

упражнениям

в

частности

толканию

утяжеленного снаряда. В декабре количество бросков увеличилось в 2 раза,

по сравнению с октябрем и ноябрём. В остальных средствах подготовки

значительных изменений по нагрузке не отмечается. Данный период

времени

можно

считать

как

накопление

потенциала

к

будущим

соревнованиям.

Второй

этап

является

основным

соревновательным

(январь,февраль). Отличается от предыдущего снижением количеством

тренировочных дней от 19 до 16, количество толчков основного снаряда

снижается на 20%, объем работы выполненным с облегченным снарядом

снизился

на

90%.

Показатели

по

остальным

средствам

остались

практически неизменными.

Третий этап (март, апрель) можно разделить на 2 мезоцикла. В марте

отмечается стабилизация нагрузки по всем средствам подготовки.. В апреле

отмечается значитильное увеличение в использовании основного снаряда

35

со 185 до 656 повторений.

2. В течение всех тренировочных циклов проводились контрольные

упражнения. В пример мы взяли толкание основного снаряда, тройной

прыжок с места и приседание со штангой на плечах. По результатам тестов

в первом этапе результаты улучшаются, во втором этапе стабилизируются,

в третьем улучшаются значительно.

3. В течение рассматриваемого времени спортсмены принимали

участие в 8 соревнованиях, 7 из которых пришлись на январь и февраль. В

декабре на соревнованиях был показан результат 16м71см., в январе и

феврале проводились 3 значимых старта – 11.01.16 результат 16м.44см.,

22.01.16 результат составил 17м.20см., в феврале было 2 значимых старта –

11.02.16 был показан результат 17м11см., а 20.02.16 был показан лучший

результат в зимнем соревновательном сезоне 17м 77см.

Список использованной литературы

1.

Аракелян

Е.Е.

Совершенствование

технического

мастерства

легкоатлетов различной квалификации: Сб. науч. тр. каф. теории и методики

легкой атлетики, подготовлен. по итогам НИР за 1999 г. / Аракелян Е.Е.,

Мирзоев О.М.; РГАФК. - М., 2000. - 120 с.:

2.Бондарчук А.П. Периодизация спортивной тренировки / Бондарчук

Анатолий Павлович. - Киев, 2000. - 567с.

3.Буевская

И.П.

Использование

технических

средств

для

совершенствования специальной подготовленности метателей/ Буевская

И.П., Казеев Е.М.// Человек, здоровье, физическая культура и спорт в

изменяющемся мире: Материалы 6-й научный –практическая конференция.

Коломна 1996.

4.Васильев

Л.А.

Экспериментальное

исследование

значения

вариативности веса снаряда для воспитания специальных скоростно-

силовых качеств метателя: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Васильев Леонард

Алексеевич 1975.

36

5. Верхошанский Ю.В. Ударный метод взрывной силы/ Верхошанский

Ю.В.// Теория и практика физической культуры .-1968

6. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории

методики спортивной тренировки/ Верхошанский Ю.В.// Теория и практика

физической культуры.-1993

7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки

спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988.

8. Ворошин Ю. Андрей Михневич: Хочу вырастить у ядра крылья.//

Легкая атлетика-2004.

9. Волков Н.И. Биоэнергетика напряженной мышечной деятельности

человека и способы повышения работоспособности спортсменов: Автореф.

дисс. …док. биол. наук. – М.: 1990.

10. Воронкин В.И. Основы системы подготовки спортивных метаний ,

резервов в легкоатлетических метаниях. Автореф. дисс.пед.наук.-М.,1986

11. Выступление сборной России по метаниям на Играх 28 Олимпиады

в Афинах 2004 г. Результаты, анализ подготовки, прогнозирование : метод.

пособие : рек. Ученым советом Моск. гос. акад. физ. культуры / Ю.М.

Бакаринов [и др.] ; Федер. агенство по физ. культуре, спорту и туризму [и

др.]. - Малаховка, 2004. - 105 с.:

12. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика: Учебник для ИФК.-

М.: Физкультура и спорт,1979

13. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена / 2-е издание

переработанное.- М.: Физкультура и спорт 1972.

14. Ермаков К.П. Методы отбора и контроля за подготовленностью

метателей высокой квалификации на этапе спортивного совершенствования.

Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Малаховка, 1990, -25с.

15. Легкая атлетика/под ред. Т. П. Юшкевич, М. Е. Кобринского, А. Н.

Конникова. – Мн., 2005

16.

Платонов

В.Н.

Современная

спортивная

тренировка.-Киев:

Здоровье, 1980-336с.

37

17. Легкоатлетические метания: методические рекомендации / Состав.

Ю. Бакаринов, А. Квитков- Харьков ,1991,-144с

18.Легкая атлетика учебник для ИФК / под ред. Н. Озолина, В.И.

Воронкина, Ю.Н. Примакова, изд.4-е перераб-М.: ФиС, 1989.

19. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник

для ИФК.-М.: Физкультура и спорт, 1991,- 543с.

20. Комарова А.Д. Динамика физической подготовленности юных

метателей

при

равномерном

и

концентрированном

распределение

тренировочных средств: - М.: Теория и практика физической культуры ,1980

21. Лунькин А.Н. Скоростно-силовая и техническая подготовка юных

толкателей ядра на этапе начальной спортивной специализации.: Автореф.

дисс. канд. пед. наук.- М.: 1990

22. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера : Наука побеждать / Озолин

Николай Григорьевич.-М: АСТ: 2004

23.

Пал

Рамеш.

Основы

техники

скоростно-

силовых

легкоатлетических

упражнений

:дисс.

канд.

пед.

наук./

Пал

Рамеш;

ГЦОЛИФК.-М.,1991.

24. Теория спорта/под ред. В.Н. Платонова.- Киев. Высшая школа.1980

25. Сахновский . А.П. Подготовка спортивного резерва.- Киев:

Здоровье 1990

26. Стасюк А. Толкателям ядра: специальные подготовительные и

общеподготовительные упражнения/ Стасюк А.//Легкая атлетика.-1993

27. 11 лет спустя: Толкание ядра// Легкая атлетика .-2003. N 9-10.С. 42

28. Узденова А. Тренажерное устройство для толкания ядра: Наука-

практике / Узденова А.// Легкая атлетика.-1990

29. Укенов К.Ш. Индививидуализация тренировочного процесса

толкателей ядра/Укенов К.Ш.// Оптимизация структуры тренировочного

процесса квалифицированных спортсменов.-Алма-Ата,1991

38

Приложение

39

октябрь

ноябрь,

декабрь

январь,февраль

март, апрель

Основной

Основной

Основной

2,8

Основной

Основной

Основной

спринт (км)

40

октябрь

ноябрь,

декабрь

январь,февраль

март, апрель

Основной

Основной

690

Основной

Основной

Основной

прыжки (отт)



В раздел образования