Автор: Маралова Анна Федоровна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: ГБУ ДО ДЮТЦ "Васильевский остров"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "О проблемах взаимодействия педагога и концертмейстера на уроках классического танца"
Раздел: дополнительное образование
О проблемах взаимодействия педагога и концертмейстера на уроках
хореографии
Важной частью, определяющей успешность обучения хореографии,
является музыкальная составляющая занятий. Выразительное музыкальное
сопровождение способствует развитию художественного вкуса, образного
мышления учащихся, помогает в формировании танцевальных навыков и
является
одним
из
важнейших
факторов
отличных
концертных
выступлений. Концертмейстер становится для учеников проводником в мир
музыки, которая не только дарит положительные эмоции, но и помогает
избавиться от боязни ошибок, мотивировать ребенка к занятиям.
Наиболее
эффективно
образовательные
задачи
дисциплины
реализуются
при
качественном
взаимодействии
педагога
и
концертмейстера.
Творческое
сотрудничество
и
взаимопонимание
становятся основой для позитивной рабочей атмосферы в классе и
необходимой базой для развития способностей каждого учащегося. Но не
всегда концертмейстер становится полноправным коллегой и соавтором
творческого процесса.
В данной статье
мы
рассмотрим проблемы,
возникающие при профессиональной и межличностной коммуникации,
предпосылки их возникновения и возможные пути решения.
Одной из базовых причин возникновения проблем на занятиях
является
несоответствие
подготовки
пианистов
и
требований
к
профессиональным концертмейстерам хореографии. Как известно, от
концертмейстера требуется уникальный набор умений и глубокое знание
предмета: необходимо понимать специальную терминологию, темповые и
ритмические
характеристики
различных
упражнений,
уметь
импровизировать, воплощая выразительные особенности движений в
музыке, подбирать музыкальные произведения с учетом возраста и уровня
подготовки
обучающихся,
быть
максимально
внимательным
и
сосредоточенным на уроке, предугадывая действия педагога.
Данные компетенции не реализуются как при получении среднего
профессионального образования, так и отсутствуют в образовательных
стандартах
ФГОС
3++
по
программам
бакалавриата,
специалитета,
магистратуры,
ассистентуры-стажировки
(даже
по
виду
подготовки
«концертмейстерское
исполнительство
на
фортепиано»).
Отсутствие
специальной подготовки при обучении усугубляется предубеждением
многих педагогов против этой профессии. Она часто преподносится как
рутинная и не творческая, способствующая профессиональной деградации,
целиком
и
полностью
подчиняющая
волю
музыканта
требованиям
хореографа.
На
данном
фоне
выделяются
специализированные
учебные
заведения: Академия русского балета им. А. Я. Вагановой и Московская
государственная академия хореографии. В первом из них уже начиная с
1994
года
на
педагогическом
факультете
готовят
пианистов,
специализирующихся на хореографическом аккомпанементе, и изучающих
историю и теорию балета, специальную терминологию, музыкальное
сопровождение урока классического танца, особенности репертуара и
основы
импровизации.
В
МГАХ
также
обучают
студентов
таким
необходимым навыкам как чтение балетных клавиров и приемы адаптации
музыкального материала для различных танцевальных занятий. Но эти вузы
выпускают лишь по 20–25 пианистов бакалавров в год, что существенно не
меняет положение в данной отрасли. Возможным путем решения проблемы
может
стать
расширение
учебных
программ
по
предмету
«концертмейстерский класс» в широком круге средних и высших учебных
заведениях, введение практики на уроках классического, народного и
современного танца на разных уровнях подготовки.
Большинству концертмейстеров приходится осваивать необходимые
навыки непосредственно на практике и заниматься самообразованием, уже
работая
с
различными
коллективами
и
педагогами-хореографами.
Получение специфических знаний и умений часто занимает много времени,
и поддается не всем музыкантам, даже если они являются прекрасными
исполнителями, но не обладают «чувством танца».
Неопытный музыкант может испортить урок или концертное
выступление, стать причиной различных сбоев и недопониманий, что
негативно скажется на всех участниках образовательного процесса. В этом
случае педагогу необходимо на время стать понимающим наставником,
направить концертмейстера в его профессиональном развитии, совместно
работать
над
подбором
репертуара,
объяснить
какие
музыкальные
построения
в
полной
мере
отвечают
особенностям
определённых
музыкальных упражнений.
Система
профессиональной
подготовки
педагогов-хореографов
также не идеальна. Несмотря на то, что при подготовке бакалавров
направления «Хореографическое искусство» изучают основы теории и
истории
музыки,
большинство
педагогов
не
владеет
музыкальной
терминологией в необходимой мере. Проблемой может стать и слабое
владение навыками игры на фортепиано. Опытный концертмейстер,
понимающий педагогические проблемы и задачи, может провести занятие
при
отсутствии
педагога.
Но
может
ли
педагог
справиться
без
концертмейстера?
Проблема владения инструментом может быть решена введением в
предпрофессиональные программы обучения хореографии обязательного
общего курса фортепиано, который, на данный момент, изучается не везде и
часто становится предметом по выбору. Хорошим примером комплексного
подхода к образованию является лицей искусств «Санкт-Петербург», где
учащиеся занимаются на фортепиано уже начиная с первого года обучения.
Совершенствование навыков игры поможет в будущей профессиональной
педагогической деятельности и при обучении в колледжах и вузах.
Многие
студенты
мечтают
об
исполнительской
карьере,
но
реальность
профессии
такова,
что
большинству
из
них
придется
столкнуться с педагогической работой, которая требует не только умения
выстраивать
курс,
разрабатывать
уроки,
демонстрировать
материал,
работать над ошибками, но и в полной мере понимать роль музыкальной
составляющей занятия. В МГАХ введены такие дисциплины по выбору при
подготовке бакалавров, как «Музыкальное сопровождение урока и работа с
концертмейстером»
и
«Работа
репетитора-преподавателя
с
концертмейстером». Появление подобных дисциплин в других вузах и
средних специальных учебных заведениях может способствовать более
быстрому, эффективному и безболезненному педагогическому дебюту.
Особенности профессиональной подготовки могут стать причиной
появления проблем с коммуникацией как на уроке, так и при подготовке к
нему. Как известно, музыкальная терминология основана на итальянской
лексике, а хореографическая – на французской. Знание концертмейстером
иноязычной балетной терминологии необходимо для того, чтобы подбирать
или импровизировать музыкальный материал в определенной метре и с
необходимыми ритмическими особенностями, понимать, откуда должно
звучать
повторение
при
возникновении
технической
ошибки,
ориентироваться в программе обучения и в тематическом плане урока.
Для более качественного взаимодействия было бы хорошо, если бы
педагог хореограф в свою очередь понимал и правильно использовал
музыкальные термины: темповые обозначения, термины, характеризующие
особенности метрики, ритма, динамики и характера произведений. Более
глубокое понимания структуры музыкального текста поможет педагогу
лучше объяснять ученикам как техническую часть упражнений, так и
познакомить их с образами, заложенными в произведении, подтолкнуть их
воображение и сделать занятия более творчески наполненным.
Владение музыкальной терминологий поможет на этапе подбора
репертуара и музыкального сопровождения занятий. Особенно это важно
при совместной деятельности педагога с начинающим концертмейстером.
Пока концертмейстер мало знаком с методикой преподавания хореографии
и не понимает задачи определенных этапов урока, педагог сможет
объяснить ему, какие средства музыкальной выразительности необходимы
для определенных движений и создания динамических образов. Этот этап
станет важной базой для дальнейшего самостоятельного расширения
репертуара и основой для импровизации на занятиях.
Раскроем
подробнее
проблему
соотношения
музыкального
и
хореографического метра. Разное восприятие термина метр может стать
причиной недопонимания как при подборе сопровождения, так и на самом
занятии. В отличие от музыкального метра, основанного на чередовании
сильной и слабых долей, хореографический метр имеет количественную
характеристику – основан комплексе движений, которые могут быть
безакцентными.
Концертмейстеру
необходимо
помнить,
что
хореографический метр может соотноситься не напрямую с размером
тактов, а воплощаться при помощи тактов высшего порядка или на
сверхтактовом
структурном
уровне.
Таким
образом,
определенный
комплекс движений может быть исполнен на основе как двухдольного, так
и
трёхдольного
музыкального
сопровождения,
если
фразы
создают
необходимую пульсацию. Метр, который задается музыкой, при этом
должен восприниматься танцорами четко и моментально, что легко
достижимо при исполнении произведений в гомофонно-гармонической
фактуре.
Качественное
взаимодействие
–
основа
эффективного
урока.
Концертмейстер должен быть очень внимателен в процессе занятия и
включен в него: запоминать хореографические комбинации, которые
показывает педагог, и импровизировать для них небольшие построения
определенного метроритма и характера, следить за темпом движения ног,
чередовать контрастные по характеру музыкальные фрагменты, если
учащиеся устали, помогать при помощи музыкальных средств выполнять
сложные движения. Сотворчество музыканта и хореографа на всех этапах
педагогической работы,
их
психологическая
совместимость, помогут
работать
в
тандеме,
в
котором
музыкант
сможет
предугадывать
педагогические задачи и стать частью музыкально-сценического образа. В
этом случае музыка будет играть не просто роль сопровождения, а сделает
урок более гибким, эмоционально насыщенным и ярким.
Список литературы:
1.
Безуглая, Г. А. Концертмейстер балета. Музыкальное сопровождение урока
классического танца / Г. А. Безуглая – СПб., 2005 – 217 с..
2.
Воротной, М. В. О концертмейстерском мастерстве пианиста. К проблеме
получения
квалификации
в
вузе
/
М.
В.
Воротной
//
Проблемы
музыкального образования и педагогики: Межвузовский сборник научных
трудов / Российский государственный педагогический университет им. А.И.
Герцена. – Санкт-Петербург : Издательство Образование, 1999. – С. 66-70.
3.
Иванова, Н. Г. Основы музыкознания как важнейшая компетенция педагога
хореографических дисциплин / Н. Г. Иванова // Наука и образование:
сохраняя прошлое, создаём будущее. – 2021. – С. 92-94.
4.
Останина, Е. В. Взаимодействие концертмейстера и педагога-хореографа на
уроках классического танца / Е. В. Останина // Научный форум: Филология,
искусствоведение и культурология. – 2019. – С. 21-25.