Напоминание

"О проблемах взаимодействия педагога и концертмейстера на уроках классического танца"


Автор: Маралова Анна Федоровна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: ГБУ ДО ДЮТЦ "Васильевский остров"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "О проблемах взаимодействия педагога и концертмейстера на уроках классического танца"
Раздел: дополнительное образование





Назад




О проблемах взаимодействия педагога и концертмейстера на уроках

хореографии

Важной частью, определяющей успешность обучения хореографии,

является музыкальная составляющая занятий. Выразительное музыкальное

сопровождение способствует развитию художественного вкуса, образного

мышления учащихся, помогает в формировании танцевальных навыков и

является

одним

из

важнейших

факторов

отличных

концертных

выступлений. Концертмейстер становится для учеников проводником в мир

музыки, которая не только дарит положительные эмоции, но и помогает

избавиться от боязни ошибок, мотивировать ребенка к занятиям.

Наиболее

эффективно

образовательные

задачи

дисциплины

реализуются

при

качественном

взаимодействии

педагога

и

концертмейстера.

Творческое

сотрудничество

и

взаимопонимание

становятся основой для позитивной рабочей атмосферы в классе и

необходимой базой для развития способностей каждого учащегося. Но не

всегда концертмейстер становится полноправным коллегой и соавтором

творческого процесса.

В данной статье

мы

рассмотрим проблемы,

возникающие при профессиональной и межличностной коммуникации,

предпосылки их возникновения и возможные пути решения.

Одной из базовых причин возникновения проблем на занятиях

является

несоответствие

подготовки

пианистов

и

требований

к

профессиональным концертмейстерам хореографии. Как известно, от

концертмейстера требуется уникальный набор умений и глубокое знание

предмета: необходимо понимать специальную терминологию, темповые и

ритмические

характеристики

различных

упражнений,

уметь

импровизировать, воплощая выразительные особенности движений в

музыке, подбирать музыкальные произведения с учетом возраста и уровня

подготовки

обучающихся,

быть

максимально

внимательным

и

сосредоточенным на уроке, предугадывая действия педагога.

Данные компетенции не реализуются как при получении среднего

профессионального образования, так и отсутствуют в образовательных

стандартах

ФГОС

3++

по

программам

бакалавриата,

специалитета,

магистратуры,

ассистентуры-стажировки

(даже

по

виду

подготовки

«концертмейстерское

исполнительство

на

фортепиано»).

Отсутствие

специальной подготовки при обучении усугубляется предубеждением

многих педагогов против этой профессии. Она часто преподносится как

рутинная и не творческая, способствующая профессиональной деградации,

целиком

и

полностью

подчиняющая

волю

музыканта

требованиям

хореографа.

На

данном

фоне

выделяются

специализированные

учебные

заведения: Академия русского балета им. А. Я. Вагановой и Московская

государственная академия хореографии. В первом из них уже начиная с

1994

года

на

педагогическом

факультете

готовят

пианистов,

специализирующихся на хореографическом аккомпанементе, и изучающих

историю и теорию балета, специальную терминологию, музыкальное

сопровождение урока классического танца, особенности репертуара и

основы

импровизации.

В

МГАХ

также

обучают

студентов

таким

необходимым навыкам как чтение балетных клавиров и приемы адаптации

музыкального материала для различных танцевальных занятий. Но эти вузы

выпускают лишь по 20–25 пианистов бакалавров в год, что существенно не

меняет положение в данной отрасли. Возможным путем решения проблемы

может

стать

расширение

учебных

программ

по

предмету

«концертмейстерский класс» в широком круге средних и высших учебных

заведениях, введение практики на уроках классического, народного и

современного танца на разных уровнях подготовки.

Большинству концертмейстеров приходится осваивать необходимые

навыки непосредственно на практике и заниматься самообразованием, уже

работая

с

различными

коллективами

и

педагогами-хореографами.

Получение специфических знаний и умений часто занимает много времени,

и поддается не всем музыкантам, даже если они являются прекрасными

исполнителями, но не обладают «чувством танца».

Неопытный музыкант может испортить урок или концертное

выступление, стать причиной различных сбоев и недопониманий, что

негативно скажется на всех участниках образовательного процесса. В этом

случае педагогу необходимо на время стать понимающим наставником,

направить концертмейстера в его профессиональном развитии, совместно

работать

над

подбором

репертуара,

объяснить

какие

музыкальные

построения

в

полной

мере

отвечают

особенностям

определённых

музыкальных упражнений.

Система

профессиональной

подготовки

педагогов-хореографов

также не идеальна. Несмотря на то, что при подготовке бакалавров

направления «Хореографическое искусство» изучают основы теории и

истории

музыки,

большинство

педагогов

не

владеет

музыкальной

терминологией в необходимой мере. Проблемой может стать и слабое

владение навыками игры на фортепиано. Опытный концертмейстер,

понимающий педагогические проблемы и задачи, может провести занятие

при

отсутствии

педагога.

Но

может

ли

педагог

справиться

без

концертмейстера?

Проблема владения инструментом может быть решена введением в

предпрофессиональные программы обучения хореографии обязательного

общего курса фортепиано, который, на данный момент, изучается не везде и

часто становится предметом по выбору. Хорошим примером комплексного

подхода к образованию является лицей искусств «Санкт-Петербург», где

учащиеся занимаются на фортепиано уже начиная с первого года обучения.

Совершенствование навыков игры поможет в будущей профессиональной

педагогической деятельности и при обучении в колледжах и вузах.

Многие

студенты

мечтают

об

исполнительской

карьере,

но

реальность

профессии

такова,

что

большинству

из

них

придется

столкнуться с педагогической работой, которая требует не только умения

выстраивать

курс,

разрабатывать

уроки,

демонстрировать

материал,

работать над ошибками, но и в полной мере понимать роль музыкальной

составляющей занятия. В МГАХ введены такие дисциплины по выбору при

подготовке бакалавров, как «Музыкальное сопровождение урока и работа с

концертмейстером»

и

«Работа

репетитора-преподавателя

с

концертмейстером». Появление подобных дисциплин в других вузах и

средних специальных учебных заведениях может способствовать более

быстрому, эффективному и безболезненному педагогическому дебюту.

Особенности профессиональной подготовки могут стать причиной

появления проблем с коммуникацией как на уроке, так и при подготовке к

нему. Как известно, музыкальная терминология основана на итальянской

лексике, а хореографическая – на французской. Знание концертмейстером

иноязычной балетной терминологии необходимо для того, чтобы подбирать

или импровизировать музыкальный материал в определенной метре и с

необходимыми ритмическими особенностями, понимать, откуда должно

звучать

повторение

при

возникновении

технической

ошибки,

ориентироваться в программе обучения и в тематическом плане урока.

Для более качественного взаимодействия было бы хорошо, если бы

педагог хореограф в свою очередь понимал и правильно использовал

музыкальные термины: темповые обозначения, термины, характеризующие

особенности метрики, ритма, динамики и характера произведений. Более

глубокое понимания структуры музыкального текста поможет педагогу

лучше объяснять ученикам как техническую часть упражнений, так и

познакомить их с образами, заложенными в произведении, подтолкнуть их

воображение и сделать занятия более творчески наполненным.

Владение музыкальной терминологий поможет на этапе подбора

репертуара и музыкального сопровождения занятий. Особенно это важно

при совместной деятельности педагога с начинающим концертмейстером.

Пока концертмейстер мало знаком с методикой преподавания хореографии

и не понимает задачи определенных этапов урока, педагог сможет

объяснить ему, какие средства музыкальной выразительности необходимы

для определенных движений и создания динамических образов. Этот этап

станет важной базой для дальнейшего самостоятельного расширения

репертуара и основой для импровизации на занятиях.

Раскроем

подробнее

проблему

соотношения

музыкального

и

хореографического метра. Разное восприятие термина метр может стать

причиной недопонимания как при подборе сопровождения, так и на самом

занятии. В отличие от музыкального метра, основанного на чередовании

сильной и слабых долей, хореографический метр имеет количественную

характеристику – основан комплексе движений, которые могут быть

безакцентными.

Концертмейстеру

необходимо

помнить,

что

хореографический метр может соотноситься не напрямую с размером

тактов, а воплощаться при помощи тактов высшего порядка или на

сверхтактовом

структурном

уровне.

Таким

образом,

определенный

комплекс движений может быть исполнен на основе как двухдольного, так

и

трёхдольного

музыкального

сопровождения,

если

фразы

создают

необходимую пульсацию. Метр, который задается музыкой, при этом

должен восприниматься танцорами четко и моментально, что легко

достижимо при исполнении произведений в гомофонно-гармонической

фактуре.

Качественное

взаимодействие

основа

эффективного

урока.

Концертмейстер должен быть очень внимателен в процессе занятия и

включен в него: запоминать хореографические комбинации, которые

показывает педагог, и импровизировать для них небольшие построения

определенного метроритма и характера, следить за темпом движения ног,

чередовать контрастные по характеру музыкальные фрагменты, если

учащиеся устали, помогать при помощи музыкальных средств выполнять

сложные движения. Сотворчество музыканта и хореографа на всех этапах

педагогической работы,

их

психологическая

совместимость, помогут

работать

в

тандеме,

в

котором

музыкант

сможет

предугадывать

педагогические задачи и стать частью музыкально-сценического образа. В

этом случае музыка будет играть не просто роль сопровождения, а сделает

урок более гибким, эмоционально насыщенным и ярким.

Список литературы:

1.

Безуглая, Г. А. Концертмейстер балета. Музыкальное сопровождение урока

классического танца / Г. А. Безуглая – СПб., 2005 – 217 с..

2.

Воротной, М. В. О концертмейстерском мастерстве пианиста. К проблеме

получения

квалификации

в

вузе

/

М.

В.

Воротной

//

Проблемы

музыкального образования и педагогики: Межвузовский сборник научных

трудов / Российский государственный педагогический университет им. А.И.

Герцена. – Санкт-Петербург : Издательство Образование, 1999. – С. 66-70.

3.

Иванова, Н. Г. Основы музыкознания как важнейшая компетенция педагога

хореографических дисциплин / Н. Г. Иванова // Наука и образование:

сохраняя прошлое, создаём будущее. – 2021. – С. 92-94.

4.

Останина, Е. В. Взаимодействие концертмейстера и педагога-хореографа на

уроках классического танца / Е. В. Останина // Научный форум: Филология,

искусствоведение и культурология. – 2019. – С. 21-25.



В раздел образования