Автор: Соболев Сергей Сергеевич
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г.Томмот
Наименование материала: Авторская программа по настольному теннису
Тема: Настольный теннис в школе
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 г. Томмота»
Рекомендовано: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ЭС Заместитель директора Приказ от 30.08.20 №
протокол от 30.08.20 № По УВР Директор МБОУ « СОШ № 6 »
__________ Мулдуянова Н.А. ________ Васильева М.С. ________ Мулдуянов Г.С.
Подпись ФИО Подпись ФИО
Дата 30.08.2021 Дата 30.08.2021 Дата 30.08.2021
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Теннис»
для 5-8 класса
часов 105 ( 3 часа в неделю)
Составитель рабочей программы:
Соболев Сергей Сергеевич
Квалификационная категория:СЗД
Структура программы
1.
Титульный лист
2.
Пояснительная записка
3.
Учебно-тематический план (содержание программы)
4.
Календарно-тематическое планирование
5.
Требования к уровню подготовки учащихся
6.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
7.
Перечень учебно-методического обеспечения
2. Пояснительная записка
Авторская программа по настольному теннису разработана для учащихся 5, 6, 7, 8 классов на основе нормативных документов Минестерства образования и
науки Российской Федерации, в том числе новым Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и действующих образовательных
программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений.
Общая характеристика учебного предмета
Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всём мире, и особенно среди детей, подростков и юношей. Наличие постоянной борьбы, которая
ведётся с помощью естественных движений, сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую
и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным напряжением, человек
получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.
Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию
постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение.
Всё это делает настольный теннис эффективным средством физического воспитания. Занятия настольным теннисом помогают учащимся повысить уровень своего
физического развития и укрепить здоровье.
Цели:
укрепления здоровья учащихся, закаливание, гармоническое физическое развитие, достижение и поддержание высокой работоспособности, привитие
гигиенических навыков;
воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств;
формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в различных условиях;
развитие у занимающихся основных двигательных качеств, к способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений,
формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.
задачи:
приобретение теоретических и методических знаний;
овладение основными приёмами современной техники и тактики игр;
повышение спортивной квалификации.
воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;
воспитание высокоразвитых волевых качеств, умения преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений;
воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.;
воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий.
воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отведенное
на внеурочную деятельность по физической культуре (настольный теннис) составило 3 часа в неделю (105 часов в год).
Содержание материала
Знания о физической культуре
Физическая культура в современном обществе. История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе.
Оборудование и спортинвентарь для
настольного тенниса. Правила безопасности игры. Правила соревнований.
Способы двигательной деятельности
Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.
Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.
Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные
перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа,
контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
Тактика одиночных игр.
Игра в защите.
Основные тактические комбинации.
При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче соперника: а) при длинной подаче — накат по прямой; 6) при короткой подаче —
несильный кистевой накат в середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.
Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.
Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.
Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка общая и игровая).
3. Учебно-тематическое планирование
№ п/
п
Виды программного материала
Количество часов
(уроков)
1
Теория
10
2
Общефизическая подготовка
25
3
Специальная физическая подготовка
20
4
Обучение техническим приёмам
15
5
Интегральная подготовка
15
6
Обучение тактическим действиям и двухсторонняя
игра
20
7
Итого:
105
4. Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка
Тема
урока
Тип
урока
Кол-
во
часов
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Вид
контроля
Дата
план
факт
1
Физическая культура в современном обществе.
Изучение нового
материала
3
Знать т/б на уроках по настольному теннису
Текущий
2
История развития настольного тенниса, и его
роль в современном обществе.
Изучение нового
материала
3
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Текущий
3
Оборудование и спортинвентарь для
настольного тенниса.
Изучение нового
материала
1
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Текущий
4
Правила безопасности игры. Правила
соревнований.
Изучение нового
материала
1
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Текущий
5
Выбор ракетки и способы держания.
Изучение нового
материала
3
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Текущий
6
Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером».
Изучение нового
материала
3
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Текущий
7
Разновидности хватки «пером», «малые клещи»,
«большие клещи».
Изучение нового
материала
3
Знать теоретический материал по настольному
теннису
Текущий
8
Удары по мячу накатом.
Совершенствование
3
Уметь выполнять удары по мячу накатом
Текущий
9
Удар по мячу с полулета, удар подрезкой,
срезка, толчок.
Совершенствование
3
Уметь выполнять удар по мячу с полулета, удар
подрезкой, срезка, толчок
Текущий
10
Игра в ближней и дальней зонах.
Совершенствование
5
Уметь играть в ближней и дальней зонах
Текущий
11
Вращение мяча.
Совершенствование
3
Уметь выполнять вращение мяча
Текущий
12
Основные положения теннисиста.
Совершенствование
3
Уметь выполнять основные положения
теннисиста.
Текущий
13
Исходные положения, выбор места.
Совершенствование
3
Уметь выполнять исходные положения, выбор
места
Текущий
14
Способы перемещения. Шаги, прыжки,
выпады, броски.
Совершенствование
3
Уметь выполнять способы перемещения. Шаги,
прыжки, выпады, броски
Текущий
15
Одношажные и двухшажные перемещения.
Совершенствование
3
Уметь выполнять одношажные и двухшажные
перемещения
Текущий
16
Подача (четыре группы подач: верхняя,
боковая, нижняя и со смешанным вращением).
Совершенствование
3
Уметь выполнять подачи (четыре группы подач:
верхняя, боковая, нижняя и со смешанным
вращением)
Текущий
17
Подачи: короткие и длинные.
Совершенствование
3
Уметь выполнять подачи: короткие и длинные
Текущий
18
Подача накатом, удары слева, справа,
контрнакат (с поступательным вращением).
Совершенствование
3
Уметь выполнять подача накатом, удары слева,
справа, контрнакат (с поступательным
вращением)
Текущий
19
Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом
по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
Совершенствование
3
Уметь выполнять удары: накатом с подрезанного
мяча, накатом по короткому мячу, крученая
«свеча» в броске.
Текущий
20
Тактика одиночных игр
Совершенствование
3
Уметь выполнять тактические действия в
одиночных играх
Текущий
21
Игра в защите
Совершенствование
3
Уметь играть в защите
Текущий
22
Основные тактические комбинации.
При своей подаче:
а) короткая подача;
б) длинная подача.
Совершенствование
3
Уметь выполнять основные тактические
комбинации
Текущий
23
Основные тактические комбинации
При подаче соперника:
а) при длинной подаче — накат по прямой;
6) при короткой подаче — несильный кистевой
накат в середину стола.
Совершенствование
3
Уметь выполнять основные тактические
комбинации
Текущий
24
Применение подач с учетом атакующего и
защищающего соперника.
Совершенствование
3
Уметь выполнять подачи с учетом атакующего и
защищающего соперника.
Текущий
25
Основы тренировки теннисиста. Специальная
физическая подготовка.
Совершенствование
3
Знать основы тренировки теннисиста.
Специальная физическая подготовка
Текущий
26
Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение
мяча в разных направлениях.
Совершенствование
3
Уметь
выполнять
упражнения
с
мячом
и
ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях
Текущий
27
Тренировка
двигательных
реакций.
Атакующие
удары
(имитационные
упражнения) и в игре.
Совершенствование
3
Уметь выполнять атакующие удары
(имитационные упражнения) и в игре
Текущий
28
Передвижения
у
стола
(скрестные
и
приставные шаги, выпады вперед, назад и в
стороны).
Совершенствование
3
Уметь выполнять передвижения у стола
Текущий
29
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на
точность.
Совершенствование
3
Уметь выполнять удары: накатом у стенки, удары
на точность.
Текущий
30
Игра у стола. Игровые комбинации.
Совершенствование
3
Уметь играть у стола
Тестирование
31
Игра у стола. Игровые комбинации.
Совершенствование
3
Уметь играть у стола
Тестирование
32
Игра у стола. Игровые комбинации.
Совершенствование
3
Уметь играть у стола
Тестирование
33
Соревнования
Совершенствование
3
Уметь играть у стола
Тестирование
34
Соревнования
Совершенствование
3
Уметь играть у стола
Тестирование
5. Требования к уровню подготовленности учащихся
В результате изучения настольного тенниса ученик должен
знать/понимать:
историю развития настольного тенниса;
о месте и значении игры в системе физического воспитания;
о структуре рациональных движений в технических приёмах игры;
правила игры;
правила безопасности игры.
овладеть:
теоретическими сведениями, основными приёмами техники и тактики.
приобрести:
навык участия в игре и организации самостоятельных занятий.
уметь:
выполнять основные приёмы техники - исходные положения, перемещения, подачи, приёмы, нападающие удары, подкрутки, подставки; организовать и
провести самостоятельные занятия по настольному теннису.
6. Критерии и нормы оценки знаний учащихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний
учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный
показатель ниже предлагаемого.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
7. Перечень учебно-методического обеспечения
1.
Амелин А.Н., Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1996 г.
2.
Барчукова Г., Настольный теннис. М, 1990 г.
3.
Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 1997.
4.
В.Д. Ковалёв, «Спортивные игры». Москва 1998 г.
5.
Иванов B.C., Теннис на столе. М, 1996 г.
6.
Физическая культура: Образовательная программа для учащихся начального и среднего профессионального образования.