Напоминание

Конспект НОД по дифференциации звуков Ж - Ш


Автор: Махнева Мария Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с 88
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект НОД по дифференциации звуков Ж - Ш
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект НОД по дифференциации звуков Ш – Ж.
Составитель: учитель-логопед Махнева Мария Сергеевна Задачи: 1. Образовательные: Обучать детей сравнивать механизмы образования звуков; Сравнение характеристик звуков; Закрепить умение находить место звука в слове; Закрепить понятия звук, слог, слово, предложение; Закрепить лексико-грамматические конструкции. 2. Коррекционные: Развитие артикуляционной моторики; Развитие фонематических процессов; Закрепить правильное звукопроизношение; Закрепить навыки звукового анализа. 3. Воспитательные: Воспитывать усидчивость, работоспособность, интерес к занятиям. Материал: - две картинки разных собак; - картинки профилей звуков Ш; Ж; - картинки с буквами Ш, Ж; - картинки буквы Ж – в виде бабочки, Ш – в виде забора, расччески; - картинки с предметами в названиях, которых есть звуки Ш, Ж (мишка, жук, мышь, жираф); Ход непосредственно образовательной деятельности: 1. Организационный момент. - Здравствуйте ребята! 2. Артикуляционная гимнастика. - Вытяните губы трубочкой, сделайте из губ колечко и подуйте, как дует ветер. Кончиком языка почистили зубки внутри, потом снаружи. Сделайте язычок широкий-широкий, как лопатка, а теперь узкий-узкий, как иголочка. А теперь поднимите язычок за верхние зубки и подуем, а потом пошипим как змейки – Ш-Ш-Ш. Молодцы! 3. Объявление темы.
Сегодня к нам пришли две собачки (показать картинки). Их зовут Жучка и Шарик. С их помощью мы посмотрим чем отличаются звуки Ш и Ж. 4. Сравнительный анализ артикуляции звуков. Для начала давайте вспомним как произносится звук Ш. Губы вытянуты вперед и округлены. Ест небольшое расстояние между зубами. Кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Средняя част спинки языка прогибается. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя сильная. Давайте произнесем звук Ш, положите руку на горлышко. Горло дрожит? – Нет, правильно! А теперь произнесем звук Ж. Артикуляция точно такая же, но мы этот звук произносим со звуком. Горлышко у нас дрожит при произнесении. Звук Ш – произносим шепотом, как змейки пошипим. А звук Ж – голосом, как жуки пожужжим. – Молодцы! Посмотрите на профили этих звуков (показ профилей). 5. Сравнительная характеристика звуков. Звук Ш – согласный почему? – Потому что во рту есть преграда. Глухой, потому что горлышко при произнесении не дрожит. Звук Ж - согласный почему? – Потому что во рту есть преграда. Звонкий, потому что горлышко при произнесении дрожит. 6. Связь звука с буквой. Посмотрите, Жучка с Шариком принесли по букве. Жучка принесла букву Ж, а Шарик – Ш. Как вы думаете почему? - Потому что слово Жучка начинается на звук Ж, а слово Шарик - на Ш. Да, правильно! (показать картинки с буквами) А теперь давайте подумаем, на что похожи эти буквы. Буква Ж – на бабочку, на жука (повесить на доску картинку), А буква Ш – на забор, на расческу (повесить на доску картинку). 7. Дифференциация звуков в изолированном виде. Пожужжим как жуки: Ж-Ж-Ж. Пошипим как змейки: Ш-Ш-Ш. 8. Дифференциация звуков в словах. Подумайте, в каких словах есть звуки Ш, Ж. (Дети называют свои слова) 9. Развитие фонематическких процессов.
Я буду произносить звуки, а вы когда слышите звук Ш – хлопайте в ладоши, а когда слышите Ж – поднимайте руки вверх. П Р Г Л Т Ш В К Ж Д Ш Ж (дети выполняют); Теперь я буду произносить слоги, а вы когда слышите звук Ш – хлопайте в ладоши, а когда слышите Ж – поднимайте руки вверх. Па Ро Ге Лы Ти Шо Ву Ко Жа Де Ши Жу (дети выполняют); А сейчас я буду произносить слова, а вы когда слышите звук Ш – хлопайте в ладоши, а когда слышите Ж – поднимайте руки вверх. Мишка, жук, мост, стол, жираф, шепот (дети выполняют). А сейчас делаем все то же самое, только я произношу предложения: Наташа собирала шишки. У куста лежат ужи и шипят. Молодцы! 10.Физминутка. Мы идем по лесу, (Дети идут на месте), Собираем шишки. (Нагибаются то к одной ноге, то к другой) Ягоды – малину (показ открытых ладоней) Мы кладем в корзину. (имитация перекладывания из одной руки в другую и наоборот) 11.Закрепление звуков в словах Вывешивание картинок со звуком Ш. В слове МИШКА где мы слышим звук Ш в начале, в середине или в конце слова? (Ответы), а в слове ШКАФ?, в слове мышь? (Дети отвечают). Вывешивание картинок со звуком Ж: ЖИРАФ, УЖИ. Так же определение местоположение звука Ж: начало, середина или конец слов. 12. Деление слов на слоги. А теперь давайте определим сколько слогов в слове МИШКА. Произносим слово и отхлопываем в ладоши: МИШ-КА. Определяем количество слогов в других словах: ШКАФ, МЫШЬ, У-ЖИ, ЖИ-РАФ. Сколько хлопков при произнесении – столько слогов в слове. 13. Закрепление звуков Ж. Ш в предложениях. Сейчас мы будем составлять предложения с этими словами. (Показ картинки, а дети составляют свои предложения) картинка – Мишки. (Мишка идет по лесу. И т.д.), Шкаф (Шкаф стоит в углу) 14.Домашние задание
На дом я вам задаю придумать свои слова на звуки Ш, Ж, а с этими словами придумайте предложения. 15.Итог Итак, мы сегодня проходили звуки Ш и Ж. Мы выяснили, что эти звуки разные. Вы очень хорошо поработали. Помогали нам сегодня Жучка и Шарик. Теперь мы не спутаем , где нужно говорить звук Ш, а где звук Ж. До свидания!


В раздел образования