Автор: Махнева Мария Сергеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ д/с 88 Населённый пункт: г. Екатеринбург Наименование материала: Конспект Тема: Конспект НОД по дифференциации звуков Ж - Ш Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по дифференциации звуков Ш – Ж.
Составитель: учитель-логопед Махнева Мария Сергеевна
Задачи:
1.
Образовательные:
Обучать детей сравнивать механизмы образования звуков;
Сравнение характеристик звуков;
Закрепить умение находить место звука в слове;
Закрепить понятия звук, слог, слово, предложение;
Закрепить лексико-грамматические конструкции.
2.
Коррекционные:
Развитие артикуляционной моторики;
Развитие фонематических процессов;
Закрепить правильное звукопроизношение;
Закрепить навыки звукового анализа.
3.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, работоспособность, интерес к занятиям.
Материал:
- две картинки разных собак;
- картинки профилей звуков Ш; Ж;
- картинки с буквами Ш, Ж;
- картинки буквы Ж – в виде бабочки, Ш – в виде забора, расччески;
- картинки с предметами в названиях, которых есть звуки Ш, Ж (мишка, жук,
мышь, жираф);
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1.
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!
2. Артикуляционная гимнастика.
- Вытяните губы трубочкой, сделайте из губ колечко и подуйте, как дует
ветер. Кончиком языка почистили зубки внутри, потом снаружи. Сделайте
язычок широкий-широкий, как лопатка, а теперь узкий-узкий, как иголочка.
А теперь поднимите язычок за верхние зубки и подуем, а потом пошипим как
змейки – Ш-Ш-Ш.
Молодцы!
3. Объявление темы.
Сегодня к нам пришли две собачки (показать картинки). Их зовут Жучка и
Шарик. С их помощью мы посмотрим чем отличаются звуки Ш и Ж.
4.
Сравнительный анализ артикуляции звуков.
Для начала давайте вспомним как произносится звук Ш. Губы вытянуты
вперед и округлены. Ест небольшое расстояние между зубами. Кончик языка
поднят к бугоркам за верхними зубами. Средняя част спинки языка
прогибается. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Воздушная струя сильная.
Давайте произнесем звук Ш, положите руку на горлышко. Горло дрожит? –
Нет, правильно!
А теперь произнесем звук Ж. Артикуляция точно такая же, но мы этот звук
произносим со звуком. Горлышко у нас дрожит при произнесении.
Звук Ш – произносим шепотом, как змейки пошипим. А звук Ж – голосом,
как жуки пожужжим. – Молодцы!
Посмотрите на профили этих звуков (показ профилей).
5.
Сравнительная характеристика звуков.
Звук Ш – согласный почему? – Потому что во рту есть преграда. Глухой,
потому что горлышко при произнесении не дрожит.
Звук Ж - согласный почему? – Потому что во рту есть преграда. Звонкий,
потому что горлышко при произнесении дрожит.
6.
Связь звука с буквой.
Посмотрите, Жучка с Шариком принесли по букве. Жучка принесла букву Ж,
а Шарик – Ш. Как вы думаете почему?
- Потому что слово Жучка начинается на звук Ж, а слово Шарик - на Ш.
Да, правильно! (показать картинки с буквами)
А теперь давайте подумаем, на что похожи эти буквы. Буква Ж – на бабочку,
на жука (повесить на доску картинку), А буква Ш – на забор, на расческу
(повесить на доску картинку).
7.
Дифференциация звуков в изолированном виде.
Пожужжим как жуки: Ж-Ж-Ж.
Пошипим как змейки: Ш-Ш-Ш.
8.
Дифференциация звуков в словах.
Подумайте, в каких словах есть звуки Ш, Ж. (Дети называют свои слова)
9.
Развитие фонематическких процессов.
Я буду произносить звуки, а вы когда слышите звук Ш – хлопайте в ладоши,
а когда слышите Ж – поднимайте руки вверх.
П Р Г Л Т Ш В К Ж Д Ш Ж (дети выполняют);
Теперь я буду произносить слоги, а вы когда слышите звук Ш – хлопайте в
ладоши, а когда слышите Ж – поднимайте руки вверх.
Па Ро Ге Лы Ти Шо Ву Ко Жа Де Ши Жу (дети выполняют);
А сейчас я буду произносить слова, а вы когда слышите звук Ш – хлопайте в
ладоши, а когда слышите Ж – поднимайте руки вверх.
Мишка, жук, мост, стол, жираф, шепот (дети выполняют).
А сейчас делаем все то же самое, только я произношу предложения:
Наташа собирала шишки. У куста лежат ужи и шипят.
Молодцы!
10.Физминутка.
Мы идем по лесу, (Дети идут на месте),
Собираем шишки. (Нагибаются то к одной ноге, то к другой)
Ягоды – малину (показ открытых ладоней)
Мы кладем в корзину. (имитация перекладывания из одной руки в другую и
наоборот)
11.Закрепление звуков в словах
Вывешивание картинок со звуком Ш. В слове МИШКА где мы слышим звук
Ш в начале, в середине или в конце слова? (Ответы), а в слове ШКАФ?, в
слове мышь?
(Дети отвечают).
Вывешивание картинок со звуком Ж: ЖИРАФ, УЖИ. Так же определение
местоположение звука Ж: начало, середина или конец слов.
12. Деление слов на слоги.
А теперь давайте определим сколько слогов в слове МИШКА. Произносим
слово и отхлопываем в ладоши: МИШ-КА. Определяем количество слогов в
других словах: ШКАФ, МЫШЬ, У-ЖИ, ЖИ-РАФ.
Сколько хлопков при произнесении – столько слогов в слове.
13. Закрепление звуков Ж. Ш в предложениях.
Сейчас мы будем составлять предложения с этими словами. (Показ картинки,
а дети составляют свои предложения) картинка – Мишки.
(Мишка идет по лесу. И т.д.), Шкаф (Шкаф стоит в углу)
14.Домашние задание
На дом я вам задаю придумать свои слова на звуки Ш, Ж, а с этими словами
придумайте предложения.
15.Итог
Итак, мы сегодня проходили звуки Ш и Ж. Мы выяснили, что эти звуки
разные. Вы очень хорошо поработали. Помогали нам сегодня Жучка и
Шарик. Теперь мы не спутаем , где нужно говорить звук Ш, а где звук Ж. До
свидания!