Напоминание

"Образование 2020-2030:будущее наступило вчера"


Автор: Перхун Диана Алексеевна
Должность: преподаватель правовых дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РО "РАТК"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Образование 2020-2030:будущее наступило вчера"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Образование 2020–2030: будущее наступило

вчера»

Автор: Перхун Диана Алексеевна, преподаватель Государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Ростовский-на-

Дону автотранспортный колледж»

Статья 43 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года гласит:

каж

дый

имеет

право

на

образование.

Гарантируются

общедоступность

и

бесплатность

дошкольного,

основного

общего

и

среднего

профессионального

образования

в

государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об образовании в

Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022), определяет:

образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,

являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,

семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений,

навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных

объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,

физического

и

(или)

профессионального

развития

человека,

удовлетворения

его

образовательных потребностей и интересов.

29–30 июля 2021 года проходил ReForum Winning The Hearts ― онлайн-форум,

посвящённый современному человеку, его ценностям, деятельности и идеям. Спикеры

обсудили

значение

XXI

века

в истории

человечества,

конфликт

технологий

и консервативного мышления, а также будущее онлайн-обучения. Последнему и был

посвящён доклад

Патрика

Бразерса

управляющего

директора

и сооснователя

глобальной

платформы

по исследованию

рынка

образования

HolonIQ.

Именно

на прогнозы HolonIQ обычно опираются эксперты, оценивая глобальные перспективы

рынка EdTech.

Бразерс

рассказал,

как

будет

выглядеть

сфера

образования

в ближайшее

десятилетие и под влиянием каких факторов она будет меняться. О том, что перемены

неминуемы, говорит резкий рост показателей онлайн-обучения в 2020–2021 годах.

Пандемия коронавируса, став разрушительной силой для многих отраслей, онлайн-

образование, наоборот, подтолкнула к росту и сделала эту отрасль привлекательнее для

инвесторов.

Платформа HolonIQ проанализировала 5000 статей и цитирований об образовании,

чтобы обозначить действующие тренды. В результате исследователи сформулировали

пять возможных сценариев развития системы образования в мире.

Сценарий №1 Education-as-Usual ― «Образование как всегда». Прогнозируется, что

к 2050 году число людей, которым необходимо образование, увеличится почти на два

миллиарда ― с 7,8 млрд до 9,4 млрд человек. Бразерс утверждает, что нынешняя система

образования не справится с таким потоком, а значит, нужно находить новые формы

обучения. Уже сейчас различные навыки, которые не могут дать традиционные

1

университеты, можно получить в альтернативных формах обучения ― например,

на онлайн-платформах.

Сценарий №2 Regional Rising ― «Региональный рост». Согласно этому сценарию,

отдельные страны, понимая, что у них не хватает ресурсов, могут объединяться

и создавать образовательные экосистемы, чтобы получить преимущество. В рамках

«коллаборации» они будут обмениваться студентами, преподавателями и так далее.

Сценарий №3 Global Giants ― «Глобальные гиганты». Этот сценарий предполагает,

что

крупные

технологические

платформы

вроде

Amazon

или

Google

станут

доминантными на рынке образования. Благодаря своим масштабам они будут легко

обмениваться информацией и давать качественный образовательный продукт. Сыграет

роль и то, что у них высокий уровень технологической интеграции.

Сценарий №4 Peer to Peer ― «От человека к человеку». Никаких кампусов,

университетов,

посредников

в этом

сценарии

преподаватель-эксперт

и ученик

работают напрямую. И, судя по статистике HolonIQ, у этого варианта будущего большие

шансы стать реальностью. По словам Бразерса, при таком формате обучения знания

демократизируются и становятся более доступными, а качество и скорость их передачи

повышаются. При этом образование становится перспективным для инвестирования.

Сценарий №5 Robo Revolution ― «Робореволюция». При таком развитии событий

в каждом классе преподавателю будет помогать искусственный интеллект. Благодаря

тому, что ИИ сможет отслеживать успеваемость учеников и индивидуально распределять

нагрузку

на каждого

участника

образовательного

процесса,

обучение

станет

персонализированным.

В «робобудущем»

преподаватель

будет

выступать,

скорее,

в качестве коуча или ментора, так как немалую часть процесса возьмут на себя

технологии.

Какой сценарий выберет мир? Еще до пандемии HolonIQ проводила опрос среди

5000 образовательных и инвестиционных организаций о предпочтительном сценарии

развития. В финальной выборке представлены Австралия, Китай, Израиль, Франция,

Германия,

Россия,

Великобритания

и США.

Вариант

классического

образования

практически не нашел отклика у респондентов. В создании региональных экосистем

образования заинтересованы Россия, США, Германия (23%, 19% и 19% соответственно).

Большинство стран видят будущее именно за обучением без посредников

(максимум

доверия

к этому

сценарию

во Франции

55%,

в России

32%)

и роботизацией образовательного процесса (максимум в Китае ― 45%, в России ― 22%).

Образование 2030” — проект модели образования будущего: Министерство

просвещения

начало

реализацию

масштабного

проекта

по

созданию

цифровой

образовательной среды.

Сергей Кравцов в ходе очередного заседания неформальной рабочей группы

“Образование 2030” (проект модели образования будущего) заявил: «Главный принцип

создания цифровой образовательной

среды в том, что процесс обучения находится на первом

месте, а технологии – на втором».

2

Основным принципом является– первостепенность традиционного школьного

обучения. По словам Министра, на сегодняшний день около 70% российских детей учатся

очно. Он подчеркнул, что главная задача – создать безопасные условия для обучения.

Он отметил, что цифровые технологии должны использоваться именно для

решения проблем в традиционном образовании, расширения его возможностей, в

частности для преодоления цифрового неравенства между городскими и сельскими

школами, организации учебного процесса для болеющих детей или в случае введения

карантина.

«Мы фактически создали образовательный интернет, включающий социальную

сеть для школьников, мессенджеры для родителей и учеников, систему наблюдения и

верифицированный контент», сообщил Сергей Кравцов.

Различные текущие изменения и глобальные тренды создают новые потребности и

возможности, требующие эффективных ответных мер как общества, так и отдельного

человека. Такие требования оказывают определенное влияние на подготовку учащихся,

так как влекут за собой необходимость быстрых изменений различных аспектов

образовательной системы в связи с постоянными экономическими и социальными

преобразованиями, появлением новых направлений и видов работ, а также должностей,

технологий и социальных вызовов, соответствующих сегодняшнему дню.

Список использованной литературы

1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием

12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

3. Интернет-ресурс.

3



В раздел образования