Автор: Перхун Диана Алексеевна
Должность: преподаватель правовых дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РО "РАТК"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Образование 2020-2030:будущее наступило вчера"
Раздел: дополнительное образование
«Образование 2020–2030: будущее наступило
вчера»
Автор: Перхун Диана Алексеевна, преподаватель Государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Ростовский-на-
Дону автотранспортный колледж»
Статья 43 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года гласит:
каж
дый
имеет
право
на
образование.
Гарантируются
общедоступность
и
бесплатность
дошкольного,
основного
общего
и
среднего
профессионального
образования
в
государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022), определяет:
образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,
являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений,
навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных
объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого,
физического
и
(или)
профессионального
развития
человека,
удовлетворения
его
образовательных потребностей и интересов.
29–30 июля 2021 года проходил ReForum Winning The Hearts ― онлайн-форум,
посвящённый современному человеку, его ценностям, деятельности и идеям. Спикеры
обсудили
значение
XXI
века
в истории
человечества,
конфликт
технологий
и консервативного мышления, а также будущее онлайн-обучения. Последнему и был
посвящён доклад
Патрика
Бразерса
―
управляющего
директора
и сооснователя
глобальной
платформы
по исследованию
рынка
образования
HolonIQ.
Именно
на прогнозы HolonIQ обычно опираются эксперты, оценивая глобальные перспективы
рынка EdTech.
Бразерс
рассказал,
как
будет
выглядеть
сфера
образования
в ближайшее
десятилетие и под влиянием каких факторов она будет меняться. О том, что перемены
неминуемы, говорит резкий рост показателей онлайн-обучения в 2020–2021 годах.
Пандемия коронавируса, став разрушительной силой для многих отраслей, онлайн-
образование, наоборот, подтолкнула к росту и сделала эту отрасль привлекательнее для
инвесторов.
Платформа HolonIQ проанализировала 5000 статей и цитирований об образовании,
чтобы обозначить действующие тренды. В результате исследователи сформулировали
пять возможных сценариев развития системы образования в мире.
Сценарий №1 Education-as-Usual ― «Образование как всегда». Прогнозируется, что
к 2050 году число людей, которым необходимо образование, увеличится почти на два
миллиарда ― с 7,8 млрд до 9,4 млрд человек. Бразерс утверждает, что нынешняя система
образования не справится с таким потоком, а значит, нужно находить новые формы
обучения. Уже сейчас различные навыки, которые не могут дать традиционные
1
университеты, можно получить в альтернативных формах обучения ― например,
на онлайн-платформах.
Сценарий №2 Regional Rising ― «Региональный рост». Согласно этому сценарию,
отдельные страны, понимая, что у них не хватает ресурсов, могут объединяться
и создавать образовательные экосистемы, чтобы получить преимущество. В рамках
«коллаборации» они будут обмениваться студентами, преподавателями и так далее.
Сценарий №3 Global Giants ― «Глобальные гиганты». Этот сценарий предполагает,
что
крупные
технологические
платформы
вроде
Amazon
или
станут
доминантными на рынке образования. Благодаря своим масштабам они будут легко
обмениваться информацией и давать качественный образовательный продукт. Сыграет
роль и то, что у них высокий уровень технологической интеграции.
Сценарий №4 Peer to Peer ― «От человека к человеку». Никаких кампусов,
университетов,
посредников
―
в этом
сценарии
преподаватель-эксперт
и ученик
работают напрямую. И, судя по статистике HolonIQ, у этого варианта будущего большие
шансы стать реальностью. По словам Бразерса, при таком формате обучения знания
демократизируются и становятся более доступными, а качество и скорость их передачи
повышаются. При этом образование становится перспективным для инвестирования.
Сценарий №5 Robo Revolution ― «Робореволюция». При таком развитии событий
в каждом классе преподавателю будет помогать искусственный интеллект. Благодаря
тому, что ИИ сможет отслеживать успеваемость учеников и индивидуально распределять
нагрузку
на каждого
участника
образовательного
процесса,
обучение
станет
персонализированным.
В «робобудущем»
преподаватель
будет
выступать,
скорее,
в качестве коуча или ментора, так как немалую часть процесса возьмут на себя
технологии.
Какой сценарий выберет мир? Еще до пандемии HolonIQ проводила опрос среди
5000 образовательных и инвестиционных организаций о предпочтительном сценарии
развития. В финальной выборке представлены Австралия, Китай, Израиль, Франция,
Германия,
Россия,
Великобритания
и США.
Вариант
классического
образования
практически не нашел отклика у респондентов. В создании региональных экосистем
образования заинтересованы Россия, США, Германия (23%, 19% и 19% соответственно).
Большинство стран видят будущее именно за обучением без посредников
(максимум
доверия
к этому
сценарию
во Франции
―
55%,
в России
―
32%)
и роботизацией образовательного процесса (максимум в Китае ― 45%, в России ― 22%).
“
Образование 2030” — проект модели образования будущего: Министерство
просвещения
начало
реализацию
масштабного
проекта
по
созданию
цифровой
образовательной среды.
Сергей Кравцов в ходе очередного заседания неформальной рабочей группы
“Образование 2030” (проект модели образования будущего) заявил: «Главный принцип
создания цифровой образовательной
среды в том, что процесс обучения находится на первом
месте, а технологии – на втором».
2
Основным принципом является– первостепенность традиционного школьного
обучения. По словам Министра, на сегодняшний день около 70% российских детей учатся
очно. Он подчеркнул, что главная задача – создать безопасные условия для обучения.
Он отметил, что цифровые технологии должны использоваться именно для
решения проблем в традиционном образовании, расширения его возможностей, в
частности для преодоления цифрового неравенства между городскими и сельскими
школами, организации учебного процесса для болеющих детей или в случае введения
карантина.
«Мы фактически создали образовательный интернет, включающий социальную
сеть для школьников, мессенджеры для родителей и учеников, систему наблюдения и
верифицированный контент», сообщил Сергей Кравцов.
Различные текущие изменения и глобальные тренды создают новые потребности и
возможности, требующие эффективных ответных мер как общества, так и отдельного
человека. Такие требования оказывают определенное влияние на подготовку учащихся,
так как влекут за собой необходимость быстрых изменений различных аспектов
образовательной системы в связи с постоянными экономическими и социальными
преобразованиями, появлением новых направлений и видов работ, а также должностей,
технологий и социальных вызовов, соответствующих сегодняшнему дню.
Список использованной литературы
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
3. Интернет-ресурс.
3