Напоминание

Психологическая диагностика детей с нарушением слуха младшего школьного возраста


Автор: Грицына Ирина Сергеевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАОУ "Средняя школа "53"
Населённый пункт: город Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Психологическая диагностика детей с нарушением слуха младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Психологическая диагностика детей с нарушением слуха

младшего школьного возраста

Педагог – психолог МАОУ «Средняя школа №53»

Грицына Ирина Сергеевна

г. Красноярск

При обследовании особенностей психического развития детей с

нарушенным

слухом

необходимо

соблюдать

принцип

комплексности,

предполагающий всестороннее обследование ребенка: состояние слуха,

вестибулярного аппарата, развитие движений, особенности развития речи.

При этом нельзя ограничиваться аудиологическим (с помощью аппаратуры,

измеряющей

слух)

исследованием

состояния

слуха

ребенка,

которое

позволяет судить о степени снижения слуха и его диапазоне. Кроме этого,

нужно знать, как ребенок пользуется остаточным слухом в быту: при

общении с окружающими людьми.

Принцип целостного системного изучения ребенка дает возможность

не только обнаружить отдельные проявления нарушения психического

развития, но и установить — а это главное — связи между ними. Целостное

изучение ребенка с нарушенным слухом предполагает его наблюдение в

процессе деятельности — предметной, игровой, учебной, трудовой и в

процессе общения.

В процессе диагностики особенностей психического развития детей с

нарушенным слухом используются традиционные методы и методики.

Главное — определить степень нарушения слуха у ребенка и время

возникновения дефекта. Для этого анализируют историю его психического

развития на ранних этапах жизни, рассматривают особенности поведения.

Исследование состояния слуха и уровня развития речи у ребенка с

нарушенным слухом поможет правильно организовать его обучение и

воспитание, поможет определить направления компенсации нарушенного

слуха (в том числе с использованием специальной звукоусиливающей

аппаратуры), полноценного развития его познавательной сферы и личности.

Методы диагностического обследования детей с нарушениями слуха.

Рекомендации

по

обследованию

детей

с

нарушениями

слуха

представлены в научных трудах Г. Л. Выгодской, А.А. Венгер, Е. И.

Исениной, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко.

В диагностических обследованиях психолог может использовать

методики, по психодиагностике раннего возраста, но при предъявлении

заданий и анализе результатов необходимо учитывать структуру нарушения

или потери слуха.

В школьном возрасте, большее значение приобретают

вторичные

отклонения (отставание в речевом развитии, отсутствие речи, замедленное

формирование процессов мышления).

Основным методом изучения детей с нарушениями слуха является

метод наблюдения. Педагог – психолог ведет наблюдение за внешними

компонентами

поведения:

движениями

тела, перемещениями

ребенка,

мимикой и пантомимикой, внешними проявлениями вегетативных реакций,

речевыми актами и др.

Психолого-педагогическое

изучение

обучающихся

с

нарушениями

слуха.

При

обследовании

школьного

возраста

наряду

с

наблюдением

используются

экспериментально-психологические

методики,

все

виды

психологического эксперимента, направленные на выявление особенностей в

развитии восприятия, пространственных представлений, памяти, наглядно-

действенного и словесно-логического мышления.

Если дети не владеют словесной речью или владеют ею недостаточно,

используется

невербальная форма заданий,

когда и ребенок и педагог -

психолог могут не пользоваться устной речью: условия заданий вытекают из

характера предъявленного материала или могут быть показаны с помощью

естественных жестов.

При проведении обследования детей с нарушениями слуха Т. В.

Розанова советует предварительно

использовать

аналогичное

задание,

относительно легкое, но по существу такое же, как основное.

Только после того как ребенок выполнит предварительное задание,

можно переходить к основному. Возможно предъявление инструкций в

письменной форме.

При

обследовании

детей

с

нарушениями

слуха

необходимо

использовать задания, направленные на изучение всех видов восприятия,

предметных действий, конструирования, образной и словесной памяти,

пространственных и временных представлений, всех видов мышления.

Большое значение при обследовании школьников с нарушениями слуха

имеет анализ продуктов деятельности. Изучению подлежат материальные

результаты разных видов деятельности: учебной, трудовой, изобразительной

и др.

Анализ работ позволяет педагогу – психологу зафиксировать действия

ребёнка которые он выполняет самостоятельно и по инструкции. Важно

анализировать продукты деятельности обучающихся с нарушениями слуха,

на каждом этапе развития.

В младшем школьном возрасте - аппликации, рисунки, поделки из

пластилина и природного материала; в среднем школьном возрасте -

письменные работы, которые отражают грамматические и лексические

особенности речи.

Для

определения

уровня

интеллектуального

развития

детей

с

нарушениями слуха широко используются тесты.

Для тестирования людей с нарушениями слуха создаются специальные

шкалы действия,

которые включают решение головоломок из блоков,

задания на составление узоров, идентификацию картинок, складывание

фигур по образцам и т.п.

Основной их особенностью является то, что

решение достигается путем операций с различными элементами предметов, а

речь используется минимально.

Хорошо зарекомендовали себя матрицы Дж. Равена и подобные им

наглядные задачи, не требующие сложной инструкции со стороны педагога-

психолога.

Достоверные результаты дает применение стандартизированных шкал,

разработанных для исследования детей, имеющих нормальный слух (шкала

Д. Векслера, школьный тест умственного развития, разработанный под

руководством К.М. Гуревича).

Литература

1.

Т. С. Колосова, Н. В. Звягина, Л. В. Морозова; Под общ. ред. Т. С.

Колосовой.

Психофизиологические

особенности

развития

детей

младшего школьного возраста – Архангельск: Изд-во Поморского

госуниверситета, 1997. — 159 с.

2.

Сурдопедагогика:

учеб.

для

студентов

высш.

пед.

заведений,

обучающихся по специальности 031600 "Сурдопедагогика" / [И. Г.

Багрова и др.] ; Под ред. Е. Г. Речицкой .- М. : ВЛАДОС, 2004 .- 655 с.

3.

Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед.

учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - с. 3-203

4.

Основы психологии детей с нарушениями слуха: учебное пособие/сост.

О.И. Суслова. – Саратов: Из-ий центр «Наука», 2013 – 92 с.



В раздел образования