Напоминание

"Воспитание чувства патриотизма на уроках в классе балалайки"


Автор: Елена Николаевна Галецкая
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДЮТЦ "Васильевский остров"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание чувства патриотизма на уроках в классе балалайки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитание

чувства

патриотизма

у

обучающихся

в

классе

балалайки.

Формирование гражданско-нравственных ценностей является одной из

актуальных проблем современности в виду того, что ученые России и других

стран отмечают ситуацию падения нравственных устоев. Особенно важным в

свете данной проблемы является гражданское, духовно-нравственное и

культурное становление личности школьника, чему посвящено немало

трудов отечественных педагогов, социологов, культурологов, философов.

Важным моментом гражданско-нравственного воспитания является

формирование патриотизма, под которым понимается духовно-нравственное

чувство, соединяющее любовь к Родине, родному краю (малой Родине), с

любовью к Отечеству, государству. Интерес и уважение истории своего

народа, бескорыстное служение Отечеству, готовность к защите ценностей

своей страны – все эти качества являются проявлением патриотизма.

Государство должно включать различные мероприятия, направленные на

формирование чувства патриотизма, в систему воспитания и образования

своих граждан на всех ее этапах, начиная с дошкольного образования и

заканчивая воспитанием взрослого населения.

Процесс обучения носит воспитательный характер. Преподаватель не

только передает школьникам знания, умения и навыки, но и выступает перед

ними в роли транслятора социокультурного опыта, формирования у

школьников

ценностных

ориентаций,

их

мировоззрения.

Программы

дополнительного образования детей имеют очень высокий воспитательный

потенциал.

Патриотическое

воспитание

является

процессом

усвоения

наследия

традиционной

отечественной

культуры,

формирования

нравственного отношения к государству, в котором живет ребенок [2, с. 170].

ДМШ, ДШИ и различные дома творчества призваны повышать культуру

обучающихся по средствам приобщения их к разным видам искусств. В

документе «Основы государственной культурной политики» подчеркивается:

«На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла,

накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации,

обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала

чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны

на международной арене» [4, с. 23]. Обучение игре на русских народных

музыкальных инструментах в полной мере отвечает цели патриотического

воспитания.

Балалайка – самый известный в настоящее время русский народный

инструмент, который, наряду с гуслями и гармонью, стал одним из символов

музыкального творчества русского народа. Начиная обучение игре на

балалайке,

юные

музыканты

должны

понимать

значение

данного

инструмента

для

русской

культуры,

для

сохранения

национальной

самобытности. Ведь в руках у ребенка оказывается русский народный

инструмент, и значит, на юного исполнителя также возлагается миссия по

продолжению развития исполнительского искусства игры на балалайке, по

распространению

традиционной

культуры

в

массы.

Преподавателю

необходимо на первых занятиях провести с обучающимся беседу о

происхождении балалайки, об историческом развитии этого инструмента.

Организация

процесса

патриотического

воспитания

среди

обучающихся должна характеризоваться систематичным и комплексным

подходом, являясь неотъемлемым компонентом национальной политики

воспитания

подрастающего

поколения.

В

классе

балалайки

процесс

патриотического

воспитания

обучающихся

может

быть

реализован

посредствам следующих направлений и форм педагогической деятельности:

- продуманная репертуарная политика;

-

участие

обучающихся

в

концертах,

имеющих

национальную,

историческую тематику;

- участие обучающихся в памятных и мемориальных событиях и

акциях;

- участие обучающихся в военно-патриотических мероприятиях.

В

условиях

образовательного

процесса

на

уроках

балалайки

становление представлений о любви к Родине, к Отечеству происходит через

знакомство

с

музыкальными

произведениями,

которые

исполняют

обучающиеся.

Основу

репертуара

балалаечника

составляют

мелодии

народных песен и танцев, обработки традиционных напевов. А воспитание

патриота основано на освоении народной культуры, на познании духовных

ценностей своего народа [1, с. 10].

Репертуар для балалайки стал активно складываться с середины XX

столетия, что связано с деятельностью педагогов-балалаечников московской,

уральской, а позже и петербургской школы игры на балалайке. П. И.

Нечепоренко сумел создать балалаечный репертуар, отвечающий специфике

инструмента. Его «Школа игры на балалайке» построена в основном на

материале народных песен – русских, реже украинских, белорусских [4].

Напевы даются в авторской обработке, а также в обработках Н. Фомина, В.

Насонова и др. При работе с обучающимися над исполнением народных

песен («Светит месяц», «Пойду ль я, выйду ль я», «Во поле береза стояла»,

«Во сыром бору тропина», «Девицы-красавицы», «Как у наших у ворот», «Я

на камушке сижу» и др.) преподавателю необходимо указывать на их

жанровую принадлежность (плясовые, лирические, былины, хороводные,

шуточные). Песни даются в «Школе игры на балалайке» без текста, и

подтекстовка их напевов поможет выявить содержание, а значит и характер

мелодии, а также лучше и быстрее запомнить песни. Знакомство с русским

фольклором посредствам исполнения песен на балалайке способствует

приобщению обучающихся к данному пласту музыкальной культуры своей

страны. Кроме того, песни в хороших обработках профессиональных

исполнителей-балалаечников

являются

благодатным

материалом

для

освоения первоначальных навыков игры на инструменте, техники двойных

нот, арпеджио, аккордов, развития техники правой и левой рук, то есть всех

элементов

исполнительского

аппарата

балалаечника.

Талантливым

композитором, автором обработок и переложений народных песен также

является исполнитель-балалаечник А. Б. Шалов.

В репертуар обучающихся-балалаечников также должны входить

переложения произведений русских композиторов XIX (М. И. Глинки, Н. А.

Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и др.) и XX веков

(Д. Кабалевский, Г. Свиридов, В. С. Калинников, А. Жилинский и др.).

Сочинения

этих

выдающихся

композиторов,

как

создателей

русской

профессиональной

музыки,

должны

исполняться

и

на

балалайке.

Преподавателю стоит проводить с обучающимися небольшие беседы о

значении русских композиторов, об их вкладе в культуру своей страны.

Недопустимо, чтобы обучающиеся не знали ничего об авторах произведений,

которые они исполняют. Если о композиторах XIX века школьники, как

правило,

знают

какие-то

сведения

из

курсов

слушания

музыки

и

музыкальной литературы, то об авторах XX века часто не имеют никаких

представлений. Преподавателю можно показать обучающемуся портрет

композитора

или

известного

исполнителя-балалаечника,

рассказать

интересный эпизод из его жизни, посмотреть интересную видеозапись по

интересуемой теме.

Неотъемлемой частью творческой жизни школ является проведение

концертов исторической, национальной тематики, на которых принимают

участие

обучающиеся

разных

классов,

в

том

числе

исполнители-

балалаечники. Это может быть мероприятие, посвященное творчеству

какого-либо композитора, например, основоположника русской музыки М.

И. Глинки, тематический вечер «Балалайка – душа русской музыки»,

«Сказанья

старины

глубокой»

или

«На

сцене

русские

народные

инструменты» и др. Выстроенный сценарий поможет участникам концерта

погрузиться в необходимую атмосферу, почувствовать себя сопричастным к

историческим событиям страны. Большую роль для патриотического

воспитания играет проведение концертов, посвященных «Дню Победы»,

«Дню России» и другим памятным датам. Музыкальные произведения,

которые

на

них

исполняются,

не

обязательно

должны

иметь

соответствующую направленность, это могут быть и детские пьесы. Природа

самой балалайки относит инструмент к национальным символам России.

Обучающихся класса балалайки необходимо вовлекать в

участие

общественно важных дел, которые символизируют единство нации и народа

(например, акция «Бессмертный полк»), привлекать к осуществлению

деятельности, которая будет направлена на сохранение и приумножение

традиций и культурных ценностей российского народа. Мероприятия,

проводимые с обучающимися, должны приумножать их знания об истории

России,

своего

города

и

региона,

о

символике

государства

и

др.

Обучающиеся должны владеть информацией о подвигах героев России во все

времена, у них должно развиваться ответственное и добросовестное

отношение к учебе и любому выполняемому делу. Обучение в ДМШ и ДШИ

организовывает досуг школьников, который также будет направлен на

формирование базовых ценностей.

Воспитание чувства патриотизма является одной из задач учреждений

дополнительного образования детей. Обучение игре на русском народном

инструменте – балалайке – представляет благодатную почву для введения

патриотической

направленности.

Однако

организация

процесса

патриотического воспитания должна быть основана на систематичном,

комплексном подходе, который включает продуманную репертуарную

политику и различные формы трансляции обучающимися традиционной

русской

культуры.

Обучение

игре

на

балалайке

является

важным

компонентом национальной политики воспитания подрастающего поколения

и содержит большой патриотический потенциал.

Список литературы.

1.

Аронов А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание. –

1988. – № 2. – С. 10-13.

2.

Гусев Д. А., Васильев К. В. Малая родина в патриотическом

воспитании дошкольников // Молодой ученый. – 2014. – № 21.1. –

80.1. С. 170-173.

3.

Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. – М.:

Музыка, 1987. – 184 с.

4.

Основы

государственной

культурной

политики:

утв.

Указом

Президента Российской Федерации от 24декабря 2014 года. № 808 //

Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 52,

ч. 1. – Ст. 7753. – 74 с.



В раздел образования