Автор: Елена Николаевна Галецкая
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДЮТЦ "Васильевский остров"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание чувства патриотизма на уроках в классе балалайки"
Раздел: дополнительное образование
Воспитание
чувства
патриотизма
у
обучающихся
в
классе
балалайки.
Формирование гражданско-нравственных ценностей является одной из
актуальных проблем современности в виду того, что ученые России и других
стран отмечают ситуацию падения нравственных устоев. Особенно важным в
свете данной проблемы является гражданское, духовно-нравственное и
культурное становление личности школьника, чему посвящено немало
трудов отечественных педагогов, социологов, культурологов, философов.
Важным моментом гражданско-нравственного воспитания является
формирование патриотизма, под которым понимается духовно-нравственное
чувство, соединяющее любовь к Родине, родному краю (малой Родине), с
любовью к Отечеству, государству. Интерес и уважение истории своего
народа, бескорыстное служение Отечеству, готовность к защите ценностей
своей страны – все эти качества являются проявлением патриотизма.
Государство должно включать различные мероприятия, направленные на
формирование чувства патриотизма, в систему воспитания и образования
своих граждан на всех ее этапах, начиная с дошкольного образования и
заканчивая воспитанием взрослого населения.
Процесс обучения носит воспитательный характер. Преподаватель не
только передает школьникам знания, умения и навыки, но и выступает перед
ними в роли транслятора социокультурного опыта, формирования у
школьников
ценностных
ориентаций,
их
мировоззрения.
Программы
дополнительного образования детей имеют очень высокий воспитательный
потенциал.
Патриотическое
воспитание
является
процессом
усвоения
наследия
традиционной
отечественной
культуры,
формирования
нравственного отношения к государству, в котором живет ребенок [2, с. 170].
ДМШ, ДШИ и различные дома творчества призваны повышать культуру
обучающихся по средствам приобщения их к разным видам искусств. В
документе «Основы государственной культурной политики» подчеркивается:
«На протяжении всей отечественной истории именно культура сохраняла,
накапливала и передавала новым поколениям духовный опыт нации,
обеспечивала единство многонационального народа России, воспитывала
чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляла авторитет страны
на международной арене» [4, с. 23]. Обучение игре на русских народных
музыкальных инструментах в полной мере отвечает цели патриотического
воспитания.
Балалайка – самый известный в настоящее время русский народный
инструмент, который, наряду с гуслями и гармонью, стал одним из символов
музыкального творчества русского народа. Начиная обучение игре на
балалайке,
юные
музыканты
должны
понимать
значение
данного
инструмента
для
русской
культуры,
для
сохранения
национальной
самобытности. Ведь в руках у ребенка оказывается русский народный
инструмент, и значит, на юного исполнителя также возлагается миссия по
продолжению развития исполнительского искусства игры на балалайке, по
распространению
традиционной
культуры
в
массы.
Преподавателю
необходимо на первых занятиях провести с обучающимся беседу о
происхождении балалайки, об историческом развитии этого инструмента.
Организация
процесса
патриотического
воспитания
среди
обучающихся должна характеризоваться систематичным и комплексным
подходом, являясь неотъемлемым компонентом национальной политики
воспитания
подрастающего
поколения.
В
классе
балалайки
процесс
патриотического
воспитания
обучающихся
может
быть
реализован
посредствам следующих направлений и форм педагогической деятельности:
- продуманная репертуарная политика;
-
участие
обучающихся
в
концертах,
имеющих
национальную,
историческую тематику;
- участие обучающихся в памятных и мемориальных событиях и
акциях;
- участие обучающихся в военно-патриотических мероприятиях.
В
условиях
образовательного
процесса
на
уроках
балалайки
становление представлений о любви к Родине, к Отечеству происходит через
знакомство
с
музыкальными
произведениями,
которые
исполняют
обучающиеся.
Основу
репертуара
балалаечника
составляют
мелодии
народных песен и танцев, обработки традиционных напевов. А воспитание
патриота основано на освоении народной культуры, на познании духовных
ценностей своего народа [1, с. 10].
Репертуар для балалайки стал активно складываться с середины XX
столетия, что связано с деятельностью педагогов-балалаечников московской,
уральской, а позже и петербургской школы игры на балалайке. П. И.
Нечепоренко сумел создать балалаечный репертуар, отвечающий специфике
инструмента. Его «Школа игры на балалайке» построена в основном на
материале народных песен – русских, реже украинских, белорусских [4].
Напевы даются в авторской обработке, а также в обработках Н. Фомина, В.
Насонова и др. При работе с обучающимися над исполнением народных
песен («Светит месяц», «Пойду ль я, выйду ль я», «Во поле береза стояла»,
«Во сыром бору тропина», «Девицы-красавицы», «Как у наших у ворот», «Я
на камушке сижу» и др.) преподавателю необходимо указывать на их
жанровую принадлежность (плясовые, лирические, былины, хороводные,
шуточные). Песни даются в «Школе игры на балалайке» без текста, и
подтекстовка их напевов поможет выявить содержание, а значит и характер
мелодии, а также лучше и быстрее запомнить песни. Знакомство с русским
фольклором посредствам исполнения песен на балалайке способствует
приобщению обучающихся к данному пласту музыкальной культуры своей
страны. Кроме того, песни в хороших обработках профессиональных
исполнителей-балалаечников
являются
благодатным
материалом
для
освоения первоначальных навыков игры на инструменте, техники двойных
нот, арпеджио, аккордов, развития техники правой и левой рук, то есть всех
элементов
исполнительского
аппарата
балалаечника.
Талантливым
композитором, автором обработок и переложений народных песен также
является исполнитель-балалаечник А. Б. Шалов.
В репертуар обучающихся-балалаечников также должны входить
переложения произведений русских композиторов XIX (М. И. Глинки, Н. А.
Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и др.) и XX веков
(Д. Кабалевский, Г. Свиридов, В. С. Калинников, А. Жилинский и др.).
Сочинения
этих
выдающихся
композиторов,
как
создателей
русской
профессиональной
музыки,
должны
исполняться
и
на
балалайке.
Преподавателю стоит проводить с обучающимися небольшие беседы о
значении русских композиторов, об их вкладе в культуру своей страны.
Недопустимо, чтобы обучающиеся не знали ничего об авторах произведений,
которые они исполняют. Если о композиторах XIX века школьники, как
правило,
знают
какие-то
сведения
из
курсов
слушания
музыки
и
музыкальной литературы, то об авторах XX века часто не имеют никаких
представлений. Преподавателю можно показать обучающемуся портрет
композитора
или
известного
исполнителя-балалаечника,
рассказать
интересный эпизод из его жизни, посмотреть интересную видеозапись по
интересуемой теме.
Неотъемлемой частью творческой жизни школ является проведение
концертов исторической, национальной тематики, на которых принимают
участие
обучающиеся
разных
классов,
в
том
числе
исполнители-
балалаечники. Это может быть мероприятие, посвященное творчеству
какого-либо композитора, например, основоположника русской музыки М.
И. Глинки, тематический вечер «Балалайка – душа русской музыки»,
«Сказанья
старины
глубокой»
или
«На
сцене
русские
народные
инструменты» и др. Выстроенный сценарий поможет участникам концерта
погрузиться в необходимую атмосферу, почувствовать себя сопричастным к
историческим событиям страны. Большую роль для патриотического
воспитания играет проведение концертов, посвященных «Дню Победы»,
«Дню России» и другим памятным датам. Музыкальные произведения,
которые
на
них
исполняются,
не
обязательно
должны
иметь
соответствующую направленность, это могут быть и детские пьесы. Природа
самой балалайки относит инструмент к национальным символам России.
Обучающихся класса балалайки необходимо вовлекать в
участие
общественно важных дел, которые символизируют единство нации и народа
(например, акция «Бессмертный полк»), привлекать к осуществлению
деятельности, которая будет направлена на сохранение и приумножение
традиций и культурных ценностей российского народа. Мероприятия,
проводимые с обучающимися, должны приумножать их знания об истории
России,
своего
города
и
региона,
о
символике
государства
и
др.
Обучающиеся должны владеть информацией о подвигах героев России во все
времена, у них должно развиваться ответственное и добросовестное
отношение к учебе и любому выполняемому делу. Обучение в ДМШ и ДШИ
организовывает досуг школьников, который также будет направлен на
формирование базовых ценностей.
Воспитание чувства патриотизма является одной из задач учреждений
дополнительного образования детей. Обучение игре на русском народном
инструменте – балалайке – представляет благодатную почву для введения
патриотической
направленности.
Однако
организация
процесса
патриотического воспитания должна быть основана на систематичном,
комплексном подходе, который включает продуманную репертуарную
политику и различные формы трансляции обучающимися традиционной
русской
культуры.
Обучение
игре
на
балалайке
является
важным
компонентом национальной политики воспитания подрастающего поколения
и содержит большой патриотический потенциал.
Список литературы.
1.
Аронов А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание. –
1988. – № 2. – С. 10-13.
2.
Гусев Д. А., Васильев К. В. Малая родина в патриотическом
воспитании дошкольников // Молодой ученый. – 2014. – № 21.1. –
80.1. С. 170-173.
3.
Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. – М.:
Музыка, 1987. – 184 с.
4.
Основы
государственной
культурной
политики:
утв.
Указом
Президента Российской Федерации от 24декабря 2014 года. № 808 //
Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 52,
ч. 1. – Ст. 7753. – 74 с.