Напоминание

"Обобщение изученного о частях речи"


Автор: Виктория Алексеевна Дмитриева
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ЛО "Лужская школа-интернат"
Населённый пункт: город Луга
Наименование материала: Урок русского языка в 3 классе
Тема: "Обобщение изученного о частях речи"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект пробного урока по русскому языку, проведённого в 3

3

классе

базовой школы

Дмитриевой Викторией Алексеевной 16 мая 2019 г.

УМК: «Школа России»

Тема: Обобщение изученного о частях речи

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель: создание благоприятных условий для закрепления учащимися умения определять части речи.

Задачи урока:

1. Предметные:

совершенствовать навык каллиграфического письма буквы

«

П

»

;

формировать навык грамотного письма;

закрепить умение проводить морфологический разбор слов: проснулся, в зелени;

систематизировать знания учащихся о частях речи: находить общее, формировать умение осознанно распознавать слова,

относящиеся к различным частям речи;

обобщить и систематизировать знания учащихся о частя речи: служебных и самостоятельных;

развивать умения различать части речи: существительное, прилагательное, глагол, опираясь на вопрос, общее значение и

роль в предложении;

совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки;

формировать умение применять полученные знания в конкретной языковой ситуации;

совершенствовать навык правильной посадки.

2.Метапредметные:

Познавательные УУД:

осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

развивать умение работать с информацией на уроке.

Коммуникативные УУД:

учить активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

формировать умения слушать и слышать собеседников и вести диалог, признавать различные точки зрения;

развивать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Регулятивные УУД:

овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

и условиями её реализации;

формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

3. Личностные:

формировать уважительное отношение к иному мнению;

содействовать положительной мотивации к учебной деятельности, осознания обучающимися ценности изучаемого

предмета, темы;

развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 2 часть, авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий ;

рабочая тетрадь; карточки с заданиями, ИКТ;

Подпись учителя:____________________

Подпись методиста:____________________

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный

момент

Время:

Цель:

включение

учащихся

в

деятельность

на

личностно-

значимом

уровне.

Оформление работы

- Здравствуйте, ребята! Давайте встанем и

поприветствуем

друг

друга.

Меня

зовут

Виктория Алексеевна. Сегодня урок русского

языка проведу у вас я.

- Давайте проверим готовность к уроку. На

парте должны лежать: рабочая тетрадь, учебник,

пенал, дневник.

Присаживайтесь.

- Откройте рабочие тетради. Перед письмом

необходимо проверить посадку. Ноги поставь в

упор. Спина касается спинки стула. Положи

тетрадь под наклон. Правильно возьми ручку.

Все сидят правильно. Молодцы.

- Проверьте, записано ли у вас сегодняшнее

число и классная работа.

Дети встали и поприветствовали

учителя.

Проверили готовность к уроку.

Дети проверяют посадку

Актуализация знаний

Время:

Цель:

повторение

изученного материала,

необходимого

для

«открытия

нового

знания».

Минутка

каллиграфии

Цель:

совершенствовать

навык

правильного

написания

заглавной

буквы

«

П

»

и

соединения с нею.

- Ребята, я посмотрела ваши тетради и увидела

там, что у вас есть проблемная буква – буква, в

которой большинство из вас делают много

ошибок. Вы узнаете, о какой букве я говорю,

отгадав загадку. Слушайте внимательно.

Петя любит Песни Петь.

Любит дверью поскриПеть.

Любит ездить он в куПе

И слова на Букву... (П)

- Правильно. Я говорила вам про заглавную

букву «

П

». Посмотрите внимательно на доску.

(На доске перевёрнуты листы с ошибочным

написанием букв. Открываю листы по ходу

разговора).

(Открываю первый лист).

- Назовите мне ошибку, которая присутствует в

написании первой буквы.

-Совершенно верно. Так писать нельзя!

(Переворачиваю лист).

(Открываю второй лист).

- Какие ошибки допущены в написании этой

буквы?

- Правильно. Так писать мы не будем!

Хором: «Буква «П» !

Дети

смотрят

на

доску

и

принимают

участие

в

обсуждении ошибок.

- Буква написана без наклона.

- У буквы неправильно написан

последний элемент – шляпка.

На доске

перевёрнуты

листы с

ошибочным

написанием букв.

На слайде

3.Словарная

работа

(Переворачиваю лист).

(Открываю третий лист).

- И какие же ошибки вы увидели в написании

этой буквы?

- Старайтесь больше не допускать таких ошибок

у себя в тетрадях.

- Ребята, посмотрите на экран. Перед вами

образец написания буквы «

П

».

- До середины строки пропишите строчную

букву

«

П

»,

соблюдайте

высоту,

наклон,

ширину буквы.

- При завершении задания покажи свою

готовность.

(Прохожу и проверяю работу детей).

Прочитайте пословицу и объясните смысл.

Запишите эту пословицу в тетрадь, соблюдая

ширину, высоту и наклон, и соединения букв.

- Сейчас мы с вами повторим написание слов из

словаря. Проверьте посадку.

С красной строки, с большой буквы напишите

слово «Словарь» и поставьте двоеточие.

- Буква очень широкая

Выполняют работу в тетрадях.

- Повторение ранее выученного

лучший

учитель,

самый

хороший

способ

что-либо

запомнить

Дети выполняют указания

учителя.

правильное

написание буквы

«

П

».

1) Повторение –

мать учения.

Цель:

упражнять

в

написании

слов

с

непроверяемыми

орфограммами.

Рефлексия

Письмо по памяти

Цель:

формировать

навык

грамотного

письма.

-

Выпишите

только

словарные

слова,

подчеркните букву, написание которой нужно

запомнить, поставьте ударение

(Сирень, птица, пенал, одуванчик, шубка,

моряк, огород, кровать, ковер, огурец, молодец,

тетрадь, гнездо, рыба, ромашка, товарищ)

- Внимательно посмотрите на экран. Сверьте

свою работу с доской

- Кто справился с работой без ошибок – ставит

на полях восклицательный знак, кто допустил

одну ошибку – плюс, а кто две и более – минус.

- Сейчас проверим ваше домашнее задание.

Записываем на следующей строчке «Письмо по

памяти».

- Отройте учебник на странице 132. Минуту на

повторение.

- Закрываем учебник. Пишем.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.

Откройте учебник, проверьте.

- Над словами укажите изученные части речи.

- Проверяем по цепочке.

Сирень,

пенал,

одуванчик,

огород, огурец, тетрадь, овощ,

товарищ,

ромашка,

ученик.

Дети на полях оценивают свою

работу.

Повеяло – глагол. Черемухой –

существительное. Проснулся –

Если допущена

ошибка, называем

существенные

признаки каждой

части речи.

Морфологический

разбор

слова

«проснулся»

Морфологический

разбор

слова

«(в) зелени»

Рефлексия

Постановка

учебной

задачи

Время:

Цель:

обсуждение

затруднений.

- Самостоятельно выполните разбор слов под

цифрой 3.

- Сверьте свою работу со слайдом.

- Кто допустил ошибку? Какую? Исправь.

- Кто справился со всей работой без ошибок –

ставит на полях восклицательный знак, кто

допустил одну или две ошибку – плюс, а кто три

и более – минус.

- Ребята, как вы думаете, какая будет тема

нашего урока?

- А какая будет цель нашего урока?

- Молодцы!

- Какие части речи вы знаете?

- Мы сейчас разделимся на 5 групп. Но перед

глагол.

Соловей

существительное.

Песнью

существительное. Заливается –

глагол. Он – местоимение. В –

предлог.

Зелени

существительное.

Ветвей

существительное.

Проснулся – гл., (что сделал?). Н.

ф. – проснуться. В пр. вр., в ед.

ч., в м. р. Сказуемое.

В зелени – сущ., (в чем?) Н. ф. –

зелень. Неодуш., нариц., ж. р. В

П. п., в ед. ч. Втор. Чл.

- Части речи.

- Обобщить знания о частях

речи.

- Существительное, глагол, имя

прилагательное,

местоимение,

Обобщение

и

систематизация

Повторение сведений

о частях речи

Цель:

вспомнить все

сведения

о

каждой

части речи

Групповая работа

этим вспомним правила работы в группах.

-

Ваша

задача

по

вопросам

на

карточке

представить рассказ о части речи (каждой

группе своя часть речи). Работайте дружно,

ответить должен каждый.

Выходите вся ваша группа к доске и по очереди

отвечайте по одному вопросу.

Как называется часть речи?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Как изменяется?

Каким членом предложения является?

Привести примеры слов.

После каждого рассказа открываю часть речи.

имя числительное.

- Работаем дружно. Друг друга

не перебиваем. Уважаем мнение

товарищей.

Существительное –

это часть

речи, обозначает, предметы и

явления. Отвечает на вопросы

кто? или что? Имеют форму трех

родов

мужского,

женского

и

среднего.

Бывают

1,

2,

3,

склонения.

Изменяются

по

падежам

и

числам.

В

предложении

являются

подлежащим,

обстоятельством,

дополнением.

Имя прилагательное — часть

речи,

которая

обозначает

признак предмета и отвечает на

вопросы какой? какая? какое?

чей?

Бывают

мужского,

женского

и

среднего

рода,

единственного и множественного

числа.

Изменяться

по

родам,

Оцениваю каждую группу.

- Ребята, а какие части речи мы еще с вами не

повторили?

падежам

и

числам.

В

предложении

являются

подлежащим,

сказуемым,

дополнением, определением.

Глагол

это

часть

речи.

Обозначает действие предмета.

Отвечает на вопрос что сделать?

Что делать?

Что делал? Что

делает? Изменяется по числам, а

в прош. времени ед. числа – по

родам. В предложении является

сказуемым.

Имя

числительное

самостоятельная

часть

речи,

которая

обозначает

число,

количество и порядок предметов

Местоимение

это

самостоятельная

часть

речи,

которая указывает на предметы

(вещи, лица, их количество), но

не называет их. Изменяются по

родам.

Местоимения

3-го

лица

единственного числа изменяются

по

родам.

Во

мн.

числе

не

изменяются.

- Служебные. (рассказывают все

о служебных частях речи)

Физкультминутка

Время:

Цель:

смена

деятельности

для

снятия

(ослабления)

утомления детей, затем

переключение

на

работу.

Самостоятельная

работа

упражнения

239.

Время:

Цель:

проверить

сформированность

умений и навыков по

теме.

- Я вижу вы немного подустали, давайте

немного отдохнем.

- Встаньте со своих мест.

- Я буду называть слова разных частей речи, а

вы определенными действиями показывайте их.

Если это существительное вы – тянетесь руками

к потолку. Если это прилагательное вы –

тянетесь ручками к полу. А если это глагол вы –

приседаете.

- Начнем! (если ребенок допускает ошибку, то

должен

поставить

вопрос,

сказать,

что

обозначает часть речи)

Махать

(приседают),

яблоко

(руки

вверх),

красивый (руки вниз), портфель (руки вверх),

плыть

(приседают),

ручка

(руки

вверх),

приятный (руки вниз), телефон (руки вверх),

прыгать (приседают), подушка (руки вверх),

глубокий (руки вниз), шкаф (руки вверх),

учебник (руки вверх), мечтать (приседают).

- Вы были очень внимательны, молодцы! -

Садитесь на свои места.

- Переходим к упражнению 239. Прочитайте

слова про себя.

- Какие части речи вы встретили в этом

упражнении?

-

Существительное,

имя

прилагательное,

местоимение,

глагол,

имя

числительное

и

- Распределите слова по частям речи. Запишите

слова каждой части речи с новой строки, с

большой

буквы,

через

запятую,

вставляя

пропущенные буквы, выделяя орфограмму.

- Прочитайте имена существительные.

- Какие орфограммы встретились?

- Самостоятельно выполните разбор слова под

цифрой 2, а один ученик выполнит разбор у

предлог.

1) Долина, желание, объявление,

счастье, коллектив.

2) Далёкий, зелёный, радостный,

разговорчивый.

3) Он, мы, они, ты.

4) Желать, зеленеть, объяснить,

прилететь, говорить.

5) Четыре, восемь, шестнадцать.

6) Около, над, к, за, по.

1.

Безударная гласная: долина,

далекий,

зелёный,

зеленеть,

прилететь,

разговорчивый,

говорить

2. Запоминаем гласную: желание,

желать, четыре, около, восемь

3.

Разделительный ь, ъ знак:

объявление, объяснить, счастье

4.

Непроизносимая согласная:

радостный,

шестнадцать,

коллектив

Морфемный разбор

слова

«разговорчивый»

Поиск лишнего слова

Цель:

определить

лишнее слово в ряду и

обосновывать

свою

точку зрения

Итог урока

Время:

Цель:

формировать

умение

обобщать

и

оформлять

определение.

Домашнее

задание

Время:

доски.

- Сверьте вашу работу с работой на доске

- У вас на партах лежат овалы. Возьмите их.

Найдите в каждой строке лишнее слово и

подчеркните его.

- Какие слова вы подчеркнули? Почему это

слово лишнее? Обоснуйте свою точку зрения.

- Молодцы, поднимите руку те, кто доволен

своей работой на уроке.

- А теперь поднимите руку те, кто мог работать

лучше.

- Ребята, что мы сегодня повторяли на уроке?

-

Назовите

самостоятельные

части

речи?

Служебные?

Разговорчивый

1. разговорчивый, разговорчивая

– окончание –ый

2. основа разговорчив

3. говор, говорить, корень –

говор-

4. приставка раз-

5. суффикс –чив-

- Мечтать, на, сторона, дом.

- Части речи.

-

Самостоятельные:

имя

существительное,

имя

прилагательное,

глагол,

местоимение, имя числительное.

Служебные:

предлог,

союз,

частица.

Цель:

тренировать

письменный

навык

употребления

изученного понятия.

- Какие задания на уроке вызвали затруднение?

- Откроем дневники, найдем следующий урок

русского языка. Запишем домашнее задание

страница 133, упражнение 243.

- Спасибо за урок! Урок окончен!

Ответы детей.

Записывают.

стр. 133, №243.



В раздел образования