Автор: Кириллова Галина Кузьминична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №234"
Населённый пункт: НИЖНИЙ НОВГОРОД
Наименование материала: статья
Тема: Обогащение литературного опыта в процессе ознакомление со сказкой
Раздел: дошкольное образование
Обогащение литературного опыта в процессе ознакомление со сказкой
«Воспитывать и развивать
только по сказкам невозможно, поскольку
каждый ребёнок неповторимо индивидуален;
воспитывать и развивать без сказок неразумно
– никто не в силах превзойти мудрость
народов, мудрость тысячелетий».
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого
человека. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих
взаимоотношений, с окружающим миром.
Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая
человека с самых первых лет его жизни, художественная литература
оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она
воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного
языка. Слушая знакомую сказку, ребенок переживает, волнуется вместе с
героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством
этого формируется как личность.
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по
определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого
«талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
определены на основе знания особенностей восприятия и понимания
произведений литературы и представлены в программах детского сада.
Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:
1.
Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать
способность к целостному восприятию произведений разных жанров,
обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную
отзывчивость на него.
2.
Формировать первоначальные представления об особенностях
художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их
специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах
образности в языке.
3.
Воспитывать литературно-художественный вкус, способность
понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать
музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность
рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
4.
Расширение словаря, формирование грамматически правильной,
осмысленной связной речи.
5.
Формирование умений драматизировать и инсценировать
художественные произведения, развитие словесного творчества.
Ребенок самостоятельно не пристрастится к книге. Приобщить его к этому
огромному богатству должен взрослый. Основной задачей взрослого
является привитие любви к художественному слову, уважения к книге:
каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства,
раскрыть его замысел, заразить маленького слушателя эмоциональным
отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим
переживаниям героев. Таким образом, процесс выразительного чтения и
обсуждения книг является определяющим в образовании и развитии,
мировоззренческом и нравственном становлении читающего человека.
Каждый литературный жанр, с которым мы знакомим детей, по-своему
влияет на развитие дошкольников.
В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и
выразительность языка; Все последующее знакомство с огромным
литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы
закладываем в дошкольном детстве.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так
считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на
протяжении веков, и эта тема остаётся актуальной и в наши дни.
Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими
людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и
преобразуются. В период дошкольного детства он получает основные уроки
взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его
представления о себе и собственных возможностях.
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и
многообразие которого отражено в сказках.
Важными источниками развития коммуникативных навыков и речевого
творчества являются художественная литература и фольклорные
произведения, сказки. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до
пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается
неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка». Поэтому в
качестве средства для развития речи дошкольников мною были
использованы русские сказки.
С детской сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с
миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в
целом. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи
детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают
гармонию слова, учатся употреблять в процессе взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками слова и выражения. Дети, повторяя образные
слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и
переносным значением. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям
даны определения – это позволяет ребенку обогатить словарь и лучше
запомнить, и понять содержание сказки.
Так возникла идея формирования речевой компетентности у дошкольников
средствами сказки, которая представляет особую ценность тем, что
сконцентрировала в себе всю совокупность выразительных средств русского
языка. Ребёнок не просто любит сказки, для него сказки - это мир, в котором
он живёт.
ФГОС ДО в требованиях к структуре образовательной
программы дошкольного образования определяет владение речью
как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,
детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
На современном этапе развития системы дошкольного образования осознана
необходимость целенаправленного развития эффективных социально-
коммуникативных и речевых навыков, обеспечения условий для
продуктивного взаимодействия с окружающими, как важного фактора
успешной социализации дошкольников.
В теоретических аспектах развития речи дошкольников имеется немало
исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей:
Е.Н. Водовозовой, Н.В. Гавриш, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой В.Н.
Макаровой, Е.А. Ставцевой, М.Н. Мирошкиной и др. Все они
свидетельствуют о возможности эффективного использования русской
народной сказки для развития речи детей.
Сказка способствует коммуникативному развитию детей. А речь
и коммуникация понятия неразделимые. Сказка учит общаться, вселяет
оптимизм в жизнь ребёнка, веру в торжество добра. За фантастикой и
вымыслом скрываются реальные человеческие взаимоотношения.
Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а
жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно, так
как сказки для детей просты по содержанию и носят цикличный характер, т.
е. один и тот же эпизод повторяется многократно с небольшими
изменениями.
Слушая сказку, дети вновь и вновь переживают события, которые в ней
происходят. Впечатление, производимое на них сказкой, сильно
ее сказочными образами: лиса - хитрая, сообразительная, находчивая; волк -
страшный, глупый и злой; а заяц - трусливый.
Для того чтобы сказка помогла сформировать образы героев, для детей
дошкольного возраста, она должна быть зримой, наглядной.
Именно зрительный образ служит основной опорой для прослеживания
событий, которые происходят в сказке. Такими опорами могут быть хорошие
иллюстрации в книжках, или действия, разыгранные воспитателем при
помощи элементов настольного театра. Дети, усваивают знания при
многократном повторении. В то же время они не любят однообразной
деятельности, от которой быстро устают. Поэтому в работе используются
различные приемы, которые, с одной стороны, помогли бы детям
сформировать определенный образ героев сказки, и с другой стороны, не
утомили бы их.
Перед педагогом стоит сложная задача - качественно изменить отношение к
художественной литературе для формирования у детей дошкольного
возраста интереса к устному творчеству. А также используются новые
подходы при ознакомлении с художественной литературой в работе с детьми
дошкольного возраста.
Основной целью является - использование сказки и применение ее на
практике для формирования у детей дошкольного возраста коммуникативно-
речевой компетентности.
Ставятся такие задачи:
1. Проведение анализа методической и психолого-педагогической
литературы по проблеме.
2.Формирование у детей правильной речи: работа над звукопроизношением,
развитие звуковой культуры речи детей, обогащение словаря, развитие
грамматического строя, связной, выразительной речи.
3. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой
коммуникации.
4. Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических
процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций),
тесно связанных с формированием устного речевого общения.
Вся работа с детьми строится на основе следующих положений:
Опора на возрастные возможности детей.
Поэтапность педагогической работы.
В работе выделяются два этапа формирования коммуникативных умений:
На первом подготовительном этапе изучается и анализируется состояние
данной проблемы в практике формирования коммуникативных навыков
дошкольников в условиях ДОУ; определяется уровень формирования
коммуникативных навыков; выявляется имеющийся опыт общения у детей,
дети мотивируются на овладение коммуникативными умениями с целью
развития интереса и потребности в общении; составляются методические
рекомендации для воспитателей по формированию коммуникативных
навыков.
На втором основном этапе проводится специально организованная
деятельность по формированию коммуникативных навыков: включение
детей в выполнение совместных игровых заданий по овладению
коммуникативными умениями; проведение творческих занятий и работ
художественно-образного характера; совместное создание детьми сказок,
задач сказочного содержания.
При работе со сказкой соблюдаются следующие принципы:
принцип осознанности (показать детям, что одно событие плавно
вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это
незаметно; понять место, закономерность появления и назначения
каждого персонажа сказки).
принцип множественности (показать одну и ту же сказочную
ситуацию с нескольких сторон: с одной стороны, это так, а с другой
стороны, иначе).
принцип связи с реальностью (кропотливо и терпеливо прорабатывать
сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами
использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях).
Не менее важную роль в формировании коммуникативных умений играет и
предметно-развивающая среда, организованная в соответствии с
требованиями ФГОС ДО, с учётом детских интересов, индивидуальных
потребностей. Всё это способствует всестороннему развитию ребёнка,
позволяет обеспечить их эмоциональное благополучие и психологический
комфорт.
Подобрана художественная и методическая литература, иллюстрации разных
художников к одной сказке, картотека художников-иллюстраторов, сказки о
животных, волшебные сказки, сказки народов Мира, фонотека из детских
литературных и музыкальных произведений, детских песен, мультфильмы по
сказкам, дидактические игры и творческие задания, подобраны игры с
диалогами из сказок, наборы сюжетных картинок из сказок, собраны
разнообразные виды театров, которые позволяют создать благоприятный
климат для общения, обогащают активный словарь детей; разработаны
авторские рабочие тетради «Читай. Играй. Выполняй задания» по русским
народным сказкам и интерактивные игры.
Работа строится с применением различных методов и приемов, с целью
формирования всех компонентов языковой системы:
чтение художественных произведений;
дидактические игры;
мнемотехника;
беседы, помогающие определить жанр, основное содержание, средства
художественной выразительности;
зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей
(выборочное чтение);
знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве,
рассматривание книг, иллюстраций к ним;
просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным
произведениям (возможен только после знакомства с текстом книги);
прослушивание записей исполнения литературных произведений
мастерами художественного слова;
развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные
игры, направленные на развитие навыков общения);
творческие задания по сказкам;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
рассказывание сказки с помощью ЛЕГО - конструктора;
мини-конкурсы, викторины.
Перед педагогом стоит сложная задача – каждую русскую народную сказку
донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить
слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их
чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора. А для этого
необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой,
понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны
содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть
техникой чтения и рассказывания.
Успешный подход к работе со сказкой - не традиционный подход, т.к.
развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано.
Дети должны мыслить и по-своему воспринимать содержание, и творчески
преобразовывать ход повествования сказки, придумывать различные
концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов
в один и т.д., и именно при такой работе будет оказываться непосредственное
влияние на речевое развитие ребенка и помогают ему лучше адаптироваться
в социуме.
Реализация работы осуществляется по таким направлениям:
- ознакомление со сказками (рассказывание сказок, рассматривание
иллюстраций, знакомство с художниками – иллюстраторами,
слушанье сказок в аудиозаписи, просмотр сказок – мультфильмов,
коллективное рассказывание и обыгрывание сказок, обсуждение поведения
героев);
- продуктивная деятельность по прочитанным произведениям, с
использованием тетрадей «Читай. Играй. Выполняй задания». В них
содержатся задания на развитие: памяти, логического мышления, умения
сравнивать и понимать сравнения, навыков мелкой моторики,
классификации, счета, письма, чтения. Задания, самое главное, способствуют
развитию речи: образованию однокоренных слов, подбору рифм, усвоению
имен существительных с уменьшительно – ласкательными и
увеличительными оттенками, подбору синонимов и антонимов,
формируются навыки употребления в речи относительных и притяжательных
прилагательных, предлогов, согласования порядковых числительных с
существительными, деление слов на слоги, пересказу и рассказыванию,
развитию монологической и диалогической речи дошкольников.
Детям можно предложить такие задания как: «Лабиринты», «Дорисуй»,
«расскажи сказку по иллюстрациям», «Покажи и расскажи сказку» (на
фланелеграфе, настольный театр), «Посчитай …», «Найди две одинаковых.»,
«Найди отличия», «Выложи дорожку» (фасолью, камешками марблс),
«Найди тень», «Выложи из счетных палочек», «Математические пазлы»,
«Найди предмет такой же формы», «Соедини от меньшего к большему» и т.д.
Эти задания позволяют дольше сохранять интерес к работе со сказкой,
работоспособность детей.
При использовании современных подходов в работе с дошкольниками
применяются компьютерные игры, презентации.
Интерактивные игры дополняют тот объем традиционных игр (настольных,
печатных, дидактических), которые есть в арсенале педагога. Любая игра –
это тема для общения с ребенком, может нести дополнительную нагрузку,
можно задать вопросы ребенку, уточнить, проговорить задание, описать
предмет, составить предложение, предложить вспомнить все картинки
последовательности сказки и т.д. По мотивам любой сказки можно
придумать задания, которые предложить для выполнения детям. В таких
играх можно использовать разнообразные познавательные задания: «Кто где
живет?», «Чей хвост (лапы, уши)?», «Что принадлежит герою?», «Какое
высказывание из этой сказки», «Отгадай о ком эти слова» и т.д. Игры могут
проигрываться неоднократно. Через игру ребенок активизирует и обогащает
свой лексический словарь, развивает слуховое внимание и навыки связной
речи. Интерактивные игры помогают нашим детям общаться между собой,
понимать друг друга, находить компромиссы в спорных ситуациях, узнавать
что-то новое.
Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это
позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями,
проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными
словесными играми, ситуациями поиска с элементами экспериментирования
и практического исследования.
В работе особую роль отводится просвещению родителей: рассказыванию о
роли сказки в развитии речи и становлении личности детей;
консультированию по использованию сказки как средства нравственного
воспитания подрастающего поколения; разъяснению им о значимости
семейного чтения, подчёркиванию его весомого вклада при формировании у
ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно
положительных эмоции. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие
словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои
собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй
семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.
Эффективным в работе является совместное проведение родителей с детьми
различных мероприятий: викторин, конкурсов, выставок детских работ,
театрализованных представлений по сказкам, мастер – классов.
Итак, подводя итог, можно отметить – сказка является универсальным
развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы
непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с
широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них
богатую языковую среду.
Для определения результативности проведенной работы используется
педагогическое наблюдение за развитием детей по данному направлению.
Проведенная работа существенно повлияла на формирование стойких
познавательных мотивов и интересов детей, значительно повысился уровень
инициативности и самостоятельности.
Благодаря специальной работе направленной на развитие гибкости, быстроты
мышления и творческого воображения у детей появилось умение находить
много вариантов решения стандартных и нестандартных проблемных
ситуаций.
В процессе организованной образовательной деятельности наблюдались
позитивные изменения в развитии речи детей. Появилась большая
активность, дети хотят отвечать, им интересно. Теперь рассказывать могут не
только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто с начала
обучения почти всегда молчал. Выражая предположения в размышлениях,
дети самостоятельно подбирают аргументы, чувствуют себя свободно,
непринужденно, не боятся даже ошибочных суждений; стали лучше,
эмоционально – выразительнее рассказывать сказки, находить в них эпитеты,
сравнения и активно их использовать; строить развернутые ответы на
вопросы по содержанию знакомой сказки и сочинять собственные, используя
наглядные модели.
Наблюдения за самостоятельной художественной, игровой деятельностью
детей показали, что повысился общий уровень их активности и
инициативности. Увеличилось количество детей, берущих на себя
руководящие роли, предлагающих различные варианты игрового сюжета.
Причем более весомым стал этап обсуждения замысла игры, сюжета. Было
замечено, что в процессе игровой деятельности, дети употребляли
разнообразные речевые средства творчески и уместно строили высказывания.
Таким образом, изучая проблему комуникативно – речевого развития, был
сделан вывод, что в перспективе нельзя останавливаться на достигнутом, а
наоборот, нужно продолжать более углубленно изучать данную проблему,
внедрять новые технологии.
Благодаря системе в работе необходимо развивать, коммуникативные,
умственные способности детей, что крайне важно для дальнейшего
успешного обучения в школе и адаптации в социуме; добиваться, чтобы
каждый ребенок, переходя из детского сада в школу, овладел таким сложным
умением, как общение. Уголок книги.
Книга всегда была и остается основным источником формирования
правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект,
словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы,
позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.
Научить работать с книгой. Дать понять, что это увлекательно, несёт что-то
новое. У ребёнка должен быть свободный доступ к книгам.
В групповой комнате должно быть специально выделенное и оформленное
место, где ребёнок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и
спокойно рассмотреть и «перечитать» её.
При оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить
индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть
соблюдены, это удобство и целесообразность. Уголок книги должен быть
уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому
сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая
работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным
особенностям и потребностям детей.
Необходимо регулярно устраивать в книжном уголке тематические выставки.
Мы всю жизнь совершенствуем свою речь, овладевая родным языком.
Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие.
Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст
- его дошкольный и школьный периоды. Мы обязаны совершенствовать речь
ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру
речи и всех его выразительных возможностей, ибо речь – это важная и
широкая сфера деятельности человека.
Какие же уроки жизни нам дает сказка?
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих
Сказка формирует образ положительного героя
Сказка учит не бояться трудностей
Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей
Сказка учит не судить о людях по внешнему виду
Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается
Сказка учит любви к родителям
Сказка учит патриотизму
Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль
Сказка учит: добро всегда побеждает зло