Напоминание

Развитие речи у детей дошкольного возраста


Автор: Большова Юлианна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №77
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи у детей дошкольного возраста

Развитие речи детей дошкольного возраста является

необходимым компонентом нормального развития ребенка и многими

взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой

подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре

прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и

речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое

развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

Благодаря речи человек общается, передает свой накопленный

опыт другим, получает опыт в процессе общения с другими людьми.

Развитие речи дошкольника является очень важным этом

подготовки ребенка к школе, без этой подготовки невозможно

полноценное обучение в школе. Это обязательно должно учитываться

как педагогами в дошкольном обучении, так и родителями в процессе

воспитания и развития детей дошкольного возраста.

К году дети начинают произносить отдельные слова. В два года

ребенок уже может говорить предложения из двух, трех слов. К четырем

годам ребенок способен разговаривать достаточно свободно. На шестом

году жизни ети используют практически все части речи, могут активно

заниматься словотворчеством, пересказывать, рассказывать по

картинке, передавая не только главное, но и детали.

Дети осваивают и совершенствуют свою речь путем подражания

окружающим людям, путем формирования условно рефлекторных

ассоциаций по своей природе связей между образами предметов. Так же

дети начинают придумывать новые слова и произносит фразы, которых

взрослый никогда раньше не слышал. Владение родным языком это не

только умение правильно построить предложение, ребенок должен

научиться рассказывать, описывать предметы, события, явления. Дети

учатся слышать и понимать речь взрослого, уметь отвечать на вопросы,

высказываться, уметь выслушать других детей. При развитии всех этих

компонентов развития речи можно говорить о том,

что дошкольник подготовлен к освоению школьной программы.

Выделяют три основные функции речи:

1) Речь – это наиболее совершенное емкое, точное и

быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит

ее межиндивидуальная функция;

2) Речь служит орудием осуществления многих психических функций,

поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности

произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В

этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;

3) Речь представляет отдельному человеку канал связи для

получения информации из общечеловеческого социально-исторического

опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

Функции речи отражают ступени реального процесса развития речи в

онтогенезе. Речь возникает первоначально как средство общения в

своей межиндивидуальной функции и сразу же оказывает

внутрииндивидуальный эффект. Даже первые ранние вербализации

ребенка перестраивают его чувственный опыт. Но все-таки

внутрииндивидуальная функция речи формируется несколько позже

межиндивидуальной: диалогическая речь предшествует монологической.

Общечеловеческая функция (использование письменной речи и

чтение) реально оформляется у детей в школьные годы. Ей

предшествует овладение устной речью ребенком на 2 году его жизни.

Каждая из трех функций речи в свою очередь разделяется еще на ряд

функций. Так, в рамках коммуникативной межиндивидуальной функции

различаются функции сообщения и побуждения, указания

(индикативная) и суждения (предикативная), а также эмоционально-

выразительная. В общечеловеческой функции выделяются речь

письменная и устная.

Роль воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для развития

этих естественных процессов и при необходимости корректировать их,

развивать познавательную речевую активность детей. Отсюда вытекают

задачи работы по развитию речи с детьми:

1) обогащение активного и пассивного словаря;

2) развитие грамматического строя речи;

3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

4) развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи детей.

Развитие речи ребенка начинается с грудного возраста. С первых дней

малыш упражняет свой голосовой аппарат: он кричит, плачет,

произносит непроизвольные звуки. Конечно, это не является речью, но

оказывает огромное влияние на последующее речевое развитие

малыша. При этом ребенок не только прислушивается к своим звукам,

но и с удовольствием слушает голос взрослого. Поэтому родителям

очень важно, как можно больше общаться со своим ребенком:

рассказывать ему, о том, что происходит вокруг, петь песенки, читать

сказки, детские стихи.

Первые три месяца ребенок произносит нечленораздельные сочетания –

он гулит. Родителям необходимо обращать внимание на эти звуки

малыша, повторять их за ним, складывать эти звуки в короткие слова,

кивать ребенку в ответ, улыбаться.

В 6-7 месяцев нужно выкладывайте перед ребенком небольшие детские

книги, пусть ребенок их рассматривает. Выбирает наиболее

привлекательные для него. Родитель может прочитать ребенку книжку

несколько раз, называть ребенку, что нарисовано на иллюстрациях в

книжке. Когда ребенку книжка хорошо знакома, попросить его показать

тот или иной предмет.

В 8-9 месяцем необходимо обращать особое внимания на развитие

мелкой рук. Уровень физического и психического развития ребенка

определяется уровнем развития движений малыша. Учеными

доказано, что «двигательные импульсы пальцев рук влияют на

формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору

головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые

игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка»

С рождения необходимо делать массаж рук, разминать пальчики

малыша. Ближе к году играть с ребенком в следующие игры «Найди

игрушку» (Спрятать на глазах у ребенка в крупе 2-3 некрупные игрушки,

а затем попросить малыша найти, например, киску). Можно приобрести

маленький массажный мячик и, начиная с года, массировать пальчики

и ладошки. С года можно включать в игровую деятельность следующие

игры «Крутись, карандаш» (Предложить покатать ребенку карандаш по

столу вперед – назад, «Спрячь в ладошке» (Попросить ребенка спрятать

в кулачке кусочек поролона или маленькую игрушку из нетвердых

материалов). Игра «Ветерок» (Положите ребенку на ладошку кусочек

ваты и попросите сдуть его).

К двум годам в речи детей появляются простые предложения

Взрослый может использовать игровые приемы. Например, при

рассматривании игрушки лисы, зайчика, можно поиграть в игры «Лиса и

зайчик» ( Взрослый достает зайчика и спрашивает: «Кто это?». Ребенок

отвечает. Взрослый спрашивает: «А где у зайчика хвост, лапы, глазки,

нос, уши?», «Прятки с игрушками» (На столике стоят несколько

игрушек. Взрослый предлагает ребенку выбрать одну, задает ребенку

вопрос: «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку, что тебе в ней

нравится?» После этого ребенок отворачивается, взрослый прячет

игрушку в заметное место. «Пора», - говорит взрослый, ребенок

поворачивается и ищет игрушку.

Дети третьего года могут заучивать короткие детские стихи, потешки.

Необходимо проводить работу и по звуковой культуре речи. Для этого

можно использовать игры: «Ауканье» (Взрослый предлагает ребенку

представить, что они заблудились и позвать друг друга «ау», при этом

сложив руки рупором, «Ветер» (Взрослый предлагает ребенку спеть, как

ветерок: в-в-в, затем как сильный ветер, ребенок усиливает громкость

произнесения. Взрослый просит ребенка усиливать и снижать громкость

голоса, «Комарики» (Взрослый предлагает ребенку превратиться в

комариков. Произносится звуки: з-з-з, «Свисток» ( Звуки: с-с-с).

В 3-4 года дети знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях

встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и

существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их

описать и объяснить словами. Речь в 3-4 года еще аграмматична.

Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно

интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и

умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые

и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и

основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь

ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих

предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

На четвертом году в занятия с детьми можно включать рассказывание

сказок. Учить детей рассматривать иллюстрации, внимательно следить

за содержанием сказки, отвечать на вопросы по тексту. Для развития

интереса детей можно использовать игрушки (герои сказок, маски.

Один из способов развития речи детей – рассматривание

игрушки. (Мяч, неваляшку, куклу). Рассмотрев игрушку вместе с

ребенком, попросить его назвать цвет, форму, величину. Учить ребенка

рассказывать об игрушке. Для привлечения внимания ребенка можно

использовать стихи об игрушке, сюрпризные моменты. (Показать ребенку

игрушку не сразу, а коробку, в которой она спрятана, спросить: «Что же

это за коробка? Что в ней?»). Можно использовать игры «Что

изменилось» (Взрослый рассаживает игрушки, ребенок рассматривает,

взрослый за ширмой меняет местами игрушки и просит ребенка

рассказать, что же изменилось)

На этом возрастном этапе можно рассматривать с детьми несложные

по сюжету картины. Учить детей рассматривать картину, отвечать на

вопросы по ее содержанию.

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно

использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается

произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок

настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он

говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают

придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась

забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

В возрасте 4-5 лет ребенок уже хорошо владеет речью, может

беседовать со взрослыми на отвлеченные темы, ребенок начинает

грамматически правильно строить фразы, достаточно хорошо

произносит звуки. На вопросы взрослого ребенок способен

отвечать развернутыми фразами. Но не следует прекращать работу

по развитию речи детей.

Следует продолжать с детьми много говорить и беседовать. Спрашивать

у детей впечатления о событиях, например, прошедшего дня,

увиденного. На прогулках с детьми следует обращать

внимание детей на окружающую природу: деревья, птицы, небо и т. д.,

на одежду людей, на интересные события. Происходящие по пути

следования. Обговаривать это с ребенком, интересоваться его

впечатлениями, придя домой спросить, что ребенок запомнил, что

понравилось, о чем может рассказать. После посещения парка можно

составить с ребенком рассказы об увиденных растениях, о животном,

например, о собаке, о белке. Побуждать ребенка к тому, чтобы он

употреблял как можно больше описательных прилагательных, задавая

детям вопросы, например, «какой у белки был хвост», «какая была

шерстка» и т. д.

В этом возрасте можно для развития речи детей можно использовать

следующие игры: «Бывает – не бывает» (Взрослый рассказывает

ребенку историю, ребенок говорит, что из этой истории может быть на

самом деле, а чего не может быть, «Какая, какой, какое» (Взрослый

называет предмет, а ребенок как можно больше признаков,

соответствующих данному предмету, «Закончи предложение» (Взрослый

начинает предложение, а ребенок заканчивает его, подбирая слова с

противоположным значением, например, «лук горький, а

арбуз», «Загадай, я отгадаю» (Взрослый предлагает ребенку рассказать

о каком-либо предмете, не называя его, а взрослый отгадывает, о чем

рассказал ребенок).

В возрасте 5-6 лет словарь детей пополняется новыми словами. Это

связано с интенсивным расширением представлений об окружающем

мире. К концу шестого года жизни словарный запас детей насчитывает

3000 – 4000 слов. В словаре детей появляются родовые понятия,

например. Растения – это деревья, кустарники, травы, цветы.

Продолжается развитие диалогической и монологической речи, но на

этом возрастном этапе наиболее важным считается овладение

диалогической речью, так как диалог позволяет ребенку легко входит в

контакт со сверстниками и взрослыми. Дети этого возраста легко

овладевают диалогической речью при условии, если взрослые относятся

к ним с уважением, считаются с ребенком. Прислушиваются к его

мнению, учитывают его интересы. Когда взрослые не только говорят

сами, но умеют внимательно выслушать ребенка. С детьми

этого возраста нужно много говорить, спрашивать. Некоторые дети

этого возраста еще могут испытывать трудности в произношении звуков,

например, сонорных (л, н, шипящих. Поэтому задачей взрослых является

помочь детям. В настоящее время справиться с этой задачей детям

помогают логопеды, педагоги в дошкольных учреждениях. Родители

так же могут поучаствовать в этом процессе. В этом им помогут

игры «Поймай слог» (Взрослый называет слог, ребенок придумывает

слово, начинающееся на этот слог, «Подбираем

рифмы», «Кузовок», «Наоборот» и др.

Для развития речи детей в этом возрасте можно использовать

игры «Если я»(придумывание ситуаций, «Рифмы», «Загадки» (Ребенок

сочиняет загадку, описывает то, о чем задумал, взрослый или другой

ребенок отгадывает, «Угадай сказку» (Ребенок подбирает и называет

ряд слов из сказки, взрослый или другой ребенок угадывают

сказку, «Кто больше» (Выбирается звук, кто из играющих придумает

больше слов, начинающихся на этот

звук, «Противоположности» (Взрослый говорит слово –ребенок

подбирает противоположное по значению).

Развитие детей 6-7 лет настолько высоко, что позволяет быть ребенку

интересным собеседником. Дети могут строить достаточно сложные

предложения. Дети осваивают много новых видов деятельности. Что

сказывается на психическом, речевом развитии детей. Дети становятся

более самостоятельны, рассудительны. Но тем не менее взрослым

необходимо уделять особое внимание речевому развитию детей.

Задача родителей и педагогов – научить ребенка пользоваться

многообразием синонимов, закрепить умение правильно произносить

звуки. Расширять словарный запас

детей. Поиграть с ребенком в игры «Закончи предложение», «Ласковые

слова» (Кто подберет больше ласковых слов). Взрослые должны как

можно больше с ребенком читать, заучивать, придумывать рассказы,

истории сказки. Взрослый может помогать ребенку, если тот

затрудняется в подборе слов. Так же необходимым этапом в развитии

речи и в подготовке к школе является «Обучение грамоте». В данный

раздел развития речи входит обучение ребенка умению слышать звук в

слове, определять позицию звука в слове (в начале, в конце, в

середине, определять гласный и согласный: мягкий, твердый, звонкий,

глухой звуки. Умению проговорить слово, четко выделяя звуки, назвать

звук, если взрослый просит, например: «Назови третий звук в слове».

Важно научить ребенка умению делить слова на слоги, предложение на

слова, рассказ на предложения. В этом помогут игры «Где наш

дом», «Построим пирамиду»(на количество звуков в слове, «Стол

находок», «Рассыпанные буквы»(Звукобуквенный анализ слов, «Как их

зовут» (Умение определять первый звук в слове, «Зоопарк» (Деление на

слоги, «Помоги Буратино» (Умение выделять гласный и согласный

звук).

Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно учиться.

Умение высказываться и передавать свои мысли – прочный фундамент

для овладения школьными знаниями.

Активность родителей в развитии речи ребенка:

Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой

индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в

развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с

нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять

сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот

вопрос нельзя.

Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно

речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно

продвигаются в следующих направлениях:

формирование словарного запаса;

словотворчество;

развитие умений словесного описания.

В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни

возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают.

Такое простое участие взрослых значительно расширит активный

словарик дошкольника.

Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует

развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие

приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи,

совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда

сопровождается смехом и радостным настроением.

Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям.

Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее

дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом

предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие

занятия просты в исполнении, однако относятся к эффективным

средствам развития речи. Их можно реализовать в любой обстановке –

дома или на прогулке.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что, если родители и педагоги

стремятся к тому. чтобы их ребенок владел родной речью, мог свободно

общаться со взрослыми и сверстниками. успешно овладевал школьной

программой, их задача развивать речь детей с момента рождения и до

школы.

Литература:

С. В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 года до 3 лет»;

Г. Я. Затулина «Комплексные занятия по развитию речи»;

О. С. Рудик «Развитие речи детей в свободной деятельности».



В раздел образования