Напоминание

Особенности подготовки локомотивных бригад с использованием компьютерно-обучающих тренажёров


Автор: Бугаёва Елена Валерьевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: Ожерельевский железнодорожный колледж - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
Населённый пункт: Кашира
Наименование материала: статья
Тема: Особенности подготовки локомотивных бригад с использованием компьютерно-обучающих тренажёров
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНО-ОБУЧАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ

Профессиональное

обучение

определяется

как

процесс

подготовки

персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач, т.е.

совершенствование

стандартных

компетенций.

Вместе

с

тем

современное

профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня,

но и на будущие потребности организации. Профессиональное обучение является

важнейшей частью профессионального развития персонала.

Внедрение

компьютерно-обучающих и

программных

тренажеров

для

подготовки

локомотивных

бригад

железнодорожного

транспорта

началось

сравнительно недавно. Такие устройства стали применяться для обучения

водителей автомобилей, самолетов, танков, морских и речных судов. Тренажеры

имеют отношение к обучающим тренажерам комплексного типа, формирующим

комплекс как умственных, так и моторных навыков для управления техникой в

нормальных и в экстремальных ситуациях.

В настоящее время используются КОП различных типов. В наибольшей

степени распространение получили тренажеры, предназначенные для контроля

знаний по охране труда. Их одним-единственным плюсом является сокращение

времени обучения. Аналогичные программные средства проблемы прямого

обеспечения безопасности никак не решают, равно, как при работе с ними человек

никак не приобретает новой для себя информации.

Данные программы никак не являются обучающими. Они осуществляют

дополнительные ссылочные функции при подготовке. Принципиально важно, что

при

использовании

КОП

затрагивается

отнюдь

не

только

область

профессиональных познаний работника, но и задействуется экспансивная сфера.

Фото и видеофрагменты с участков работ (поломка крана, беспорядок при пожаре,

экспресс-интервью

с

потерпевшим

в

лечебном

заведении,

последствия

столкновения в железнодорожном переезде и т.п), оставляют наиболее глубокий

след в памяти, чем вербальное изложение.

В значительном преимущества компьютерных технологий скованы для того,

что пропускная способность визуального анализатора, с помощью которого

человек обретает данные с ПК, значительно выше, чем пропускная способность, в

частности,слухового

анализатора.

Наличие

прибавления

видеоизображения

повышается сосредоточенность обучающегося согласно части сопоставлению со

слуховым восприятием (без визуального представления сведении), в случае если

слушатель в силу разных обстоятельств отвлекается, перестает ориентироваться на

получаемую информацию и утрачивает заинтересованность.

Также в практике подготовки и переподготовки локомотивных бригад

обоснована и методика упражнений на тренажерах. Каждая ситуация на тренажере

задается посредством определенного сочетания сигналов, которые подаются

инструктором. Если на тренажере нельзя воспроизвести все необходимые сигналы,

то некоторые из них могут быть сообщены дополнительно устно. Аварийные

сигналы сопровождаются, как правило, звуковыми или световыми сигналами

(звонки или вспышки сигнальных ламп). При этом предусматривается создание

таких условий, чтобы обучающийся в ходе упражнений не мог заранее

подготовиться к действиям в данной ситуации (так, например, панель тренажера

закрывается специальными шторами и т.п).

Получив задание по упражнениям на тренажере обучающийся, прежде всего,

определяет, имеются ли отклонения в протекании процесса и каков их характер.

Затем, поворачивая рукоятки, установленные на панели тренажера, он изменяет

значения определенных показателей,производит все необходимые переключения,

включения, отключения и т.п до тех пор, пока не появятся сигналы, которые

соответствуют нормальному состоянию процесса.

Всем своим действиям обучающийся должен дать полное и четкое

объяснение и обоснование. Упражнения на тренажере проводятся до тех пор, пока

действия обучающегося не станут точными и уверенными. С помощью

компьютерно-обучающих

и

программных

тренажеров

можно

значительно

сокращать срок подготовки и переподготовки обучающихся специалистов и тем

образом повысить их профессиональный уровень.

Список литературы:

1. Айзинбуд С.Я, Кельперис П.И Эксплуатация локомотивов: учебное

пособие. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт. - 1990 г. - 305 c.

2. Алиев О.Т Анализ современных автоматизированных тренажерно-

обучающих комплексов для подготовки локомотивных бригад [Текст]/ О.Т Алиев,

О.И- Копытенкова // Известия петербургского университета путей сообщения. -

2014. - Выпуск 3(40). - С. 143-150

3. Богомолов Н.Ю, Конев К.В, Шийка Р.Н, Ширяев А.В Тренажер

высокоскоростного электропоезда «Сапсан»: учеб.пособие. - М.: ООО «Пиар-

Пресс», 2011. - С. 49

4. Бонч-Бруевич В.В

Развитие профессионально важных навыков с

помощью психофизиологических тренажеров /В.В Бонч-Бруевич, А.С. Кремез,

Б.П Чирков // Автоматизация в промышленности. - 2008. №7. С. 49-51



В раздел образования