Напоминание

«Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылки формирования патриотических чувств»


Автор: Федулова Ольга Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №154" город Магнитогорск
Населённый пункт: Челябинская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылки формирования патриотических чувств»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»

города Магнитогорска

Консультация

для педагогов ДОУ

Тема:

«Социально-нравственное воспитание детей

раннего возраста как предпосылки формирования

патриотических чувств»

Составитель: педагог-психолог

Федулова Ольга Анатольевна

Магнитогорск, 2022

Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова:

«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети

станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному.

Ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется (строится) жизненное

знание нравственности и благородства».

Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и

воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них

можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать.

Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до

трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с

колыбельными

песнями,

которые

исполняет

мама,

с

прибаутками,

пестушками,

потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и

заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой,

через русский фольклор. Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с

близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать

первым этапом воспитания патриотизма.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким

людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и

ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие

как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе

отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как

самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова

Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно

считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного

отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников

детского сада.

Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является

создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности

позитивной

социализации

ребенка,

его

всестороннего

личностного,

морально-

нравственного

и

познавательного

развития,

развития

инициативы

и

творческих

способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Задачами нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста

являются:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице,

городу;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• формирование элементарных знаний о правах человека;

• развитие чувства ответственности;

• формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в

играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические

чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Основная

цель работы с детьми раннего возраста - ознакомление их с ближайшим окружением, т. е.

с теми предметами, что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние

животные.

Хорошим средством воспитания является организация трудовой деятельности.

Например, с малышом можно полить цветочки на клумбе, поскрести листья осенью

детскими граблями, сгрести песок в горку, повесить кормушки и подкармливать птиц

зимой и т.д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр является

взрослый или старшие дети. С детьми раннего возраста необходимо совершать прогулки,

наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения. необходимо

педагогам планировать дидактические игры с целью закрепления понятий овощи-фрукты,

домашние,

дикие

животные.

Знакомить

детей

с

окружающим

миром

через

рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы.

Работая с детьми раннего возраста, большое внимание педагоги должны уделять

понятию «семья», проводить этические беседы о семье, о близких родственниках.

Совместно со взрослыми готовить подарки для родных и близких к праздникам 23

февраля, 8 марта, Пасха красная, День Победы. Организовывать беседы с детьми («Мой

папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали с папой и мамой»),

дидактические игры («Чей малыш», «У кого какая мама»), пальчиковые игры («Семья»,

«Сорока Белобока», « Этот пальчик дедушка»), сюжетно-ролевые игры («Семья», «Дочки-

матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие»), разучивать песни и стихи о маме и семье.

Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического

воспитания является организация и проведение праздников.

В

детском

саду

необходимо

чаще

проводить

фольклорные

праздники

и

развлечения, на которых уже с раннего детства будет происходить знакомство с

традициями народа. Ещё одно средство реализации нравственно-патриотического

воспитания – ознакомление малышей с народными играми. Чаще всего это подвижные

игры. Педагоги должны систематически планировать работа по приобщению детей к

народному фольклору. Детей знакомить с русскими народными сказками, потешками,

попевками, прибаутками. Подобные игры помогут познакомить детей с русскими

народными обычаями, развить нравственные и патриотические чувства. В игре ребёнок

сможет отобразить труд взрослых, окружающую жизнь, в игре разовьется первое чувство

дома. Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное

творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с

вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой.

К старшему дошкольному возрасту, дети уже будут иметь небольшой багаж знаний и

важно, чтобы ребенок не только знал поговорки, прибаутки и сказки, но чтобы он

использовал их в подходящих случаях, в играх.

С первой младшей группы, когда дети только пришли в детский сад, с первого

умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку «Водичка-водичка», так в

детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки

«Пошёл котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с

другом.

Потешка

«Сорока-сорока»

воспитывает

трудолюбие,

желание

помогать

ближнему. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению

основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. К.Д.

Ушинский писал: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я

не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим

гением народа». Не случайно великий педагог подчеркивал, что «воспитание, если оно не

хочет быть бессильным, должно быть народным». Так, например, рассказывая сказку

«Курочка Ряба», педагог в доступной форме может научить детей сопереживать близким.

Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитает у детей первые навыки послушания, а

сказка «Теремок» – дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей

Родины, условия труда, быт народа.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что

воспитываем настоящих патриотов, любящих свою Родину. Совершенно очевидно, что

если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к

Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети

вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью

Отечества.



В раздел образования