Автор: Залилова Галина Николаевна
Должность: преподаватель отделения изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г.Муравленко, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка, урок
Тема: «Цветовой спектр».
Раздел: дополнительное образование
Конспект урока по предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» для
учащихся
1
класса
(8–ми
летним
сроком
обучения
по
предпрофессиональной
образовательной программе «Живопись») на отделении изобразительного искусства
МБУ ДО «Детской школы искусства».
Данный урок нацелен на закрепление знаний о цветовом круге, основных цветах и составных
(производных). Формирование первоначальных знаний о родственных цветах и их оттенках.
Закрепление умения работать гуашевыми красками, палитрой и кистями. Данность урока
важна для усвоения и применения знаний об оттенках цвета и их роль в цветовом круге для
создания в дальнейшем композиций на конкурсах и творческих работах для выставок.
Тема: «Цветовой спектр».
(2 часа)
Цель: изучение и применение знаний о цветовом спектре, и способов создания оригинальной
творческой композиции в определенной методической последовательности.
Задачи:
- закрепление знаний об основных и составных цветах цветового спектра;
- развитие представления знаний о холодных, теплых и родственных цветах и их оттенках;
- развивать творческих способностей и навыки в работе гуашевыми красками, соблюдая
последовательность выполнения работы;
- воспитывать аккуратность в выполнении работы, стремление довести работу до конца.
Тип урока: комбинированный
Оборудование для учителя:
маркер, доска, наглядный материал – цветовой спектр,
натюрморт в холодной и теплой гамме, формат А4, гуашь, кисти, палитра, простой карандаш,
влажные салфетки.
Оборудование для учащихся:
формат А4, набор гуашевых красок, простой карандаш,
палитра, кисти, стаканчик для воды, влажные салфетки.
Литература:
1.
Н.М.Сокольникова. Основы композиции. Москва. Изд. «Титул», 1993 г.
2.
Н.М.Сокольникова. Основы живописи. Москва. Изд. «Титул», 1993 г.
3.
А.С.Питерских, Г.Е. Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни
человека. Москва.«Просвещение», 2008 г.
4.
О.В.Ратиева, В.И.Денисенко. Обучение техникам живописи. Теория и методика
преподавания в художественной школе. Москва. Изд. ООО «Лань-Пресс», 2019г.
Словарь: родственные цвета.
Структура урока:
1. Организационный момент – 2 минуты.
2. Активизация опорных знаний - 18 мин.,
3. Объяснение нового материала, упражнение – 20 мин.
4. Закрепление материала. Творческое задание – 30 мин.
5. Подведение итогов, анализ работ, выставление оценок - 8 минут.
6. Подведение итогов - 3 мин.
УУД: познавательные – умение строить высказывание, умение действовать по образцу.
Коммуникативные - умение работать в группе, слушать и вести диалог.
Регулятивные – планирование, контроль, оценка.
Ход урока.
1.
Орг. момент.
Приветствие учащихся. Проверка посещаемости. Подготовка рабочего места к уроку.
2.
Активизация опорных знаний.
- Мир, окружающий нас, разнообразен и многоцветен. Чтобы лучше ориентироваться в
многочисленных цветах, следует иметь некоторое представление и знание о свойствах
цвета. Отгадайте такую загадку:
«Поднялись ворота, всему миру красота?» (Радуга)
- Верно, радуга. Назовите, пожалуйста, семь цветов радуги. (красный, оранжевый, желтый,
зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Если мы перенесём радугу в круг, то у нас образуется цветовой спектр, который откроет
нам много нового о цветах. Посмотрите на него и скажите, какие цвета будут основными?
(красный, желтый, синий)
- Правильно, а почему они считаются основными? (потому что это натуральные цвета, они
существуют в природе сами по себе в виде пигментов, которые нельзя получить
смешиванием)
- Всё верно. А как же тогда называются другие цвета: оранжевый, зелёный, фиолетовый?
(это составные цвета, которые получаются при помощи смешивания основных цветов)
- Правильно. Смешивая красный и синий, мы получим фиолетовый, красный и желтый –
оранжевый, а желтый и синий – зелёный.
3. Новый материал.
Тема нашего урока «Цветовой спектр». В цветовом круге есть ещё и производные цвета –
это оттенки, которые получаются при смешивании основных и составных цветов. Они
находятся на границе перехода от одного цвета цветового круга к другому.
- Обратите внимание на цветовой круг. Если разделить его на две части, то мы увидим, что
получили две группы цветов: холодных (зелёный, синий, фиолетовый) и тёплые (красный
оранжевый, жёлтый). Цвета, находящиеся рядом друг с другом, в своей половине цветового
спектра называются родственными.
- Предлагаю вам выполнить упражнение «Цветок» на нахождение оттенков двух
родственных цветов (красный и желтый).
На альбомном листе рисуем круг, делим его на равные восемь частей, прорисовываем
лепестки и серединку цветка. После открываем гуашь и выкладываем кистью на палитру
немного желтого цвета. Теперь мы прокрываем первый лепесток чистым желтым цветом.
Нам нужно получить разные оттенки от желтого к красному цвету, мы добавляем в палитру
совсем на кончике кисти красный цвет гуаши. Получился чуть светло оранжевый оттенок –
закрываем этим цветом следующий лепесток. После мы в этот же цвет добавляем ещё
красного – цвет будет еще насыщенней. Так мы закрываем все лепестки цветка, пока
последний лепесток не будет чистым красным. (упражнение выполняется учащимися в
след показа преподавателя, по окончании задания, проводится анализ.)
Кириченко Вероника, 8 лет Бозылева Карина, 8 лет
Перемена и подготовка ко второму уроку.
- Ребята, посмотрите на доску, вам представлены два натюрморта. Что можно о них
сказать? (ответы детей)
- Верно. Натюрморты представлены в теплой и холодной гамме. Это декоративные
натюрморты, которые дополнены орнаментом. В обоих натюрмортах присутствует
множество оттенков цветов. Это вам будет небольшой подсказкой для выполнения
творческого задания.
4. Задание.
Применяя знания, которые мы с вами сегодня изучили, вам нужно будет выполнить
творческую работу «Волшебная бабочка». Крылья бабочки одинаковы друг к другу по
форме и содержанию узора. Вначале вы обводите шаблон бабочки на альбомном листе
простым карандашом, после дополняете крылья узором. Одна половина бабочки будет
холодной гаммы цветов и их оттенков, а другая тёплой. Не забываем применять палитру
для получения оттенков цвета.
(учащиеся приступают к работе, преподаватель по ходу задания консультирует,
подсказывает, помогает.)
5.
Анализ работ.
Отмечаются успехи и недочёты в работе. Проводится оценивание.
6.
Подведение итогов.
- Вам понравился сегодня урок?
- Давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали на уроке?
- Какие цвета называются основными, а какие составные?
- Какие цвета называются родственными?
- Как можно получить оттенки?
-Спасибо за работу. Занятие окончено. Убираем рабочее место.
Приложение:
Кириченко Вероника, 8 лет Авчиханова Амина, 9 лет Вехтер Виктория, 8 лет Виденеева Таисия, 7 лет
Вехтер Виктория, 8 лет Авчиханова Амина, 8 лет
Кириченко Вероника, 8 лет Видинеева Таисия, 7лет