Напоминание

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень."


Автор: Кочиева Анжела Хадзиматовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№1 им. Д.Хугаева"
Населённый пункт: с. Ногир
Наименование материала: Разработка открытого урока
Тема: Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень."
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Степени сравнения имён прилагательных.Сравнительная степень.»

Цели: дать понятие о степенях сравнения прилагательных;показать синтаксическую роль

прилагательных в форме сравнительной степени;формировать представление о

синтаксической синонимии;развивать навыки работы с тестами.

Задачи урока:

Образовательные:

o

научить образовывать формы степеней сравнения качественных имен

прилагательных, осознавать их функции в языке, грамотно использовать в речи;

o

способствовать формированию лингвистических понятий;

o

осваивать методы комплексного анализа слова;

o

обогащать словарный запас учащихся;

o

закреплять знания о разрядах и морфологических признаках имен

прилагательных;

o

продолжать закреплять знания об употреблении прописных букв;

o

продолжать закреплять знания в области синтаксиса и пунктуации;

o

совершенствовать навыки словообразовательного разбора

Развивающие:

o

осуществление системно-деятельностного подхода;

o

развитие памяти, внимания, слухового и зрительного восприятия, воображения

o

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

o

развитие умения находить, извлекать и систематизировать информацию;

o

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

o

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

o

развитие умений целеполагания, планирования деятельности и ее результатов,

развитие навыков коррекции и оценки;

o

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

o

формирование логических умений;

o

развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

o

развитие умения работы с интернет-ресурсами.

Воспитательные:

o

воспитание любви и ценностного отношения к Родине и малой Родине,воспитание

уважения к родному языку, бережного отношения к слову;

o

формирование умения оценивать усваиваемое содержание, ориентируясь на

социальные и личностные ценности, обеспечивающее личностный моральный

выбор;

o

развитие навыков коммуникации, умения организовывать диалог с партнером,

воспитание уважительного отношения к собеседнику;

o

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, понимания

и сотрудничества.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

o

получение и закрепление знаний о способах образования, морфологических

признаках и синтаксической роли форм степеней сравнения имен прилагательных;

введение понятий, «сравнительная степень», «превосходная степень», «простая

форма», «составная форма»; формирование знаний о речевых ошибках, связанных

с употреблением форм степеней сравнения.

o

формирование навыков комплексного анализа слова (на лексическом,

словообразовательном, морфемном уровнях).

Метапредметные:

o

формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию;

формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные

высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать

деятельность и ее результаты, развитие навыков коррекции и оценки;

o

формирование умений работы в паре, навыков взаимодействия и сотрудничества;

o

формирование умений работы с таблицей, интернет-ресурсами, справочниками;

o

формирование ценностного отношения к учебным предметам.

Личностные:

o

развитие интереса к получению знаний в процессе обучения; формирование

стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;

o

воспитание любви и уважения к национальным;формирование личных

ценностных ориентиров.

Оборудование:доска,интерактивная доска,проектор,компьютер.

Ход урока:

I

.Организационный момент.

II

.Проверка домашнего задания(примеры описаний природы из произведений русских

писателей,подчеркнуть прилагательные как члены предложения).

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А.С.Пушкин.

(Из романа в стихах «Евгений Онегин»)

Встает заря во мгле холодной

Опрятней модного паркета.

На нивах шум работ умолк,

Блистает речка, льдом одета.

С своей волчихою голодной

Мальчишек радостный народ;

Выходит на дорогу волк,

Коньками звучно режет лед.

Его почуя, конь дорожный -

На красных лапках гусь тяжелый -

Храпит - и путник осторожный,

Задумав плыть по лону вод,

Несется в гору во весь дух.

Ступает бережно на лед

На утренней заре пастух

Скользит и падает, веселый,

Не гонит уж коров из хлева.

Мелькает, вьется первый снег,

И в час полуденный в кружок

Звездами падая на брег.

А.С.Пушкин.

Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падает на брег.

А.С.Пушкин.

Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на поляну, как в кринолине,

и другая, робкая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку. Вслед за этим, пока

рассветало больше и больше, разные деревья мне стали показываться по-разному. Это

всегда бывает в начале осени, когда после пышного и общего всем лета начинается

большая перемена и деревья все по-разному начинают переживать листопад.

Пришвин.М.М.

Осинкам холодно

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные

осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли

погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на

завалинках.

Пришвин.М.М.

- Мы внимательно выслушали выразительное чтение отрывков о природе из

произведений великих писателей.Удивидельно,но классики русской литературы сумели

передать едва заметные изменения в окружающей среде,тончайшие чувства человека.В

нашем сознании возникли чудесные образы природы,картины жизни.Благодаря какой

части речи удалось писателям создать такую образную речь?(ответы учащихся)

- Рассмотрим предложение:

,

Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду словно

.

бабочек легкая стая с замираньем летит на звезду

- Кто автор этой поэтической строки?(С.А.Есенин)

- Подчеркните прилагательные как члены предложения?

- Какими членами предложения являются прилагательные?

- Какую синтаксическую роль ещё может выполнять прилагательное?

III

.Работа по теме урока.Актуализация.

- Что мы ещё знаем о прилагательном?Какие разряды имеет прилагательное?

(Качественные,относительные и притяжательные)

- Приведите примеры.(красивый,мудрый,деревянный,серебряный,лисий,медвежий).

(- Кстати,разряды прилагательного вы уже изучали по осетинскому языку в 5-м классе).

- Какие признаки предмета обозначают качественные прилагательные?(вкус,цвет,форму и

т.д.)

- Что мы ещё можем сказать о качественных прилагательных?(имеют краткую и полную

форму:умный-умён;являются в предложении определением или сказуемым)

- Рассмотрим интересный пример.Перед нами герб Осетии.Из истории мы знаем,что в

18в. В.Багратиони в архивах Грузии обнаружил этот герб,который датируется 6-8вв.н.э.

Исследовательская работа двух учеников.

- Сейчас мы прослушаем небольшое сообщение.Будьте внимательны.Выпишите

прилагательные,которые использовали ученики в своей работе.

Беседа:

- Что изображено на гербе Осетии-Алании?(презентация)

- Барс на фоне гор – исторический герб Осетии.Барс символизирует верховенство,величие

и уважение.

Горный кряж из восьми вершин – символ мировой горы.

- Как расположены вершины гор?

- В три уровня.

- У основания четыре горы,выше мы видим три белоснежные горные вершины,а над ними

одну,но самую высокую гору(внизу,выше,ещё выше).

-Как правильно сказать о расположении этих предметов(гор)?-Высокая,выше,высочайшая.

- Из услышанного сообщения мы выписали прилагательные.

(горные,белые,красный,жёлтый,самая

высокая,сильный,мировой,отважный,величественный,круглый,белоснежный и т.д.)

- Попробуйте изменить прилагательные так,чтобы признак предмета был в большей или

меньшей степени(Например:сильный,сильнее,сильнейший).

- Горный.

- Не получилось?Почему?(Потому что это прилагательное является

относительным.Относительные прилагательные указывают на материал,из которого

сделан предмет.Поэтому такие прилагательные не могут иметь признак в большей или

меньшей степени:горный-горнее – сделать нельзя,золотой-золотее – не бывает).

Белоснежные-белоснежнее-белоснейжнейший;самую высокую-высокий-выше и т.д.).

- Сделайте вывод по этому заданию.(Признаки качественных прилагательных можно

сравнивать.Признак предмета может быть в большей или меньшей степени).

Проблемный вопрос.

- Над какими задачами нам предстоит работать на уроке?

IV.

Работа по теме урока.Самостоятельное чтение теоретического материала(стр.10,п.57).

- Мы сделали вывод,теперь посмотрим научный материал,данный в параграфе.

- Познакомиться с формами имён прилагательных,которые показывают степень

проявления признака у данного предмета,лица,явления в сравнении с другими

предметами,лицами,явлениями нам поможет таблица.

Запись в тетрадях.

- Поработаем с таблицей.Сопостовляя предметы по качеству , размеру,цвету,форме,вкусу

и т.д.,мы образуем степени сравнения.Только качественные прилагательные обозначают

признаки,которые свойственны предметам.

Степени сравнения – это формы прилагательных, в которых выражаются значения разной

меры.

Степени сравнения качественных имён

прилагательных.

Простая сравнительная степень:суф.-е,-ее,-

ей,-ше

новее,храбрее,шире

Составная сравнительная

степень:более,менее

Более умный,менее жесткий

Простая превосходная степень:

Составная превосходная:

ЗАПОМНИТЬ!

В некоторых случаях может происходить чередование звуков и усечение основы,если

простая сравнительная степень образована при помощи

суф.-е:молодой-моложе(д//ж),звонкий-звонче(к//ч),сладкий-слаще(д//щ),отсечение к.

Некоторые прилагательные образуют простую сравнительную форму при помощи суф.-

ше:тонкий-тоньще,далекий-дальше.

Простая сравнительная степень прилагательных в словах:хороший-лучше,плохой-

хуже,маленький-меньше – образуется от других основ.

Физ.минутка.

.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища

.

. -

,

. 1 -

И п

стойка ноги врозь руки за голову

резко повернуть

, 2 -

.

таз

направо

резко повернуть

таз

налево

Во время

.

4-

поворота плечевой пояс оставить неподвижным Повторить

6

.

.

раз Темп средний

V

.Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику:

1)Упр.330 – коллективное выполнение с комментированием,работа с синонимами(рамка

на стр.116)

ЗАПОМНИТЬ!

Комментарии:прилагательные гигантский,исполинский,колоссальный – не образуют

степеней сравнения,поэтому нельзя использовать вместо слова крупнейших.

Слова гигантский,исполинский,колоссальный – в тексте образуют стилистический прием –

градацию.

Градация - размеренная последовательность при переходе от одного к другому.

Градация - (от лат. gradatio — "ступень, степень") — стилистическая фигура, заключающая

в себе ряд слов, каждое из которых усиливает значение предшествующего слова с целью

создания определённого впечатления. Ряд может быть построен с нарастанием или

убыванием какого-либо значения.

Качественные прилагательные в своих произведениях писатели используют часто как

эпитеты.

Эпитет [греч. ephiteton – приложение] – слово, определяющее, поясняющее,

характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета,

Выражается преимущественно именем прилагательным:

белоснежные вершины.

2)Упр.331 – синтаксический разбор(в сравнительной степени – сказуемое).

Групповая работа.

3)Тест 16,КИМы.

4)Самостоятельная работа.Выписать прилагательные в простой сравнительной степени из

стихотворения:

Всё удивительно вокруг:

Надёжней всех твой первый друг!

А голос мамы всех милее,

Добрее, мягче и роднее.

А Эверест из гор всех выше.

И зверя нет трусливей мыши.

И глубже озера – река,

Белее снега – облака.

Без качественных прилагательных

Вещей не будет занимательных.

Теперь мы знаем, без сомненья,

Что значит СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ.

VI

.Подведение итогов.Рефлексия.

- Какие степени сравнения имеют качественные имена прилагательные?

- Что показывают степени сравнения?

- Как образуются степени сравнения?От каких основ прилагательных?

Д/З.

Учебник: п.57,упр.333,рабочая тетрадь:задание 63.

- Для более сильных учеников:упр.336.



В раздел образования