Напоминание

«Система работы по подготовке к ВПР по окружающему миру»


Автор: Тамара Владимировна Шернякова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 37"
Населённый пункт: города Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: «Система работы по подготовке к ВПР по окружающему миру»
Раздел: начальное образование





Назад




Шернякова Тамара Владимировна,

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя школа № 37»

«Система работы по подготовке к ВПР по окружающему миру»

С 2015 года в Российской Федерации проводится апробация аттестации

выпускников 4х классов в новой форме ВПР. Проведение ВПР направлено

на обеспечение единства образовательного пространства Российской

Федерации и поддержки введения Федерального государственного

образовательного стандарта за счет предоставления образовательным

организациям единых проверочных материалов и единых критериев

оценивания учебных достижений.

Всероссийские проверочные работы основаны на системно- деятельност-

ном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с пред-

метными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются

также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности

универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными поня-

тиями. При проведении аттестации в новой форме

используются задания стандартизированной формы, включающие в себя

задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом.

Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения

федерального государственного стандарта начального общего образования

выпускниками 4 классов.

С

чего

начать

подготовку

к

ВПР?

Прежде всего, необходимо изучить

все имеющиеся по данному вопросу материалы (инструктивно-методические

материалы по подготовке и проведению ВПР, приказ о проведении ВПР, поря-

док проведения ВПР, описание работы по пред мету, демоверсии работ по

2

предмету, методические рекомендации по подготовке к проведению ВПР и

другими материалами).

Подготовку к ВПР начинаю с начала учебного года, с учетом результа-

тов проверочных работ в предыдущем учебном году. В соответствии с этим

ввожу в план урока задания, подобные которым могут встретиться в ВПР.

Подготовка к ВПР – это не отдельное мероприятие, это систематическая

целенаправленная работа по формированию предметных, метапредметных и

личностных результатов в течение всего периода обучения в начальной школе.

Очень много учебной литературы по подготовке к ВПР по окружающему

миру. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них, на мой взгляд, самые

удачные и необходимые. Это « Практикум по выполнению типовых

заданий», издательство «Экзамен», автор Волкова Е.В.,Г.И. Цитович, рабочая

тетрадь

«50 шагов к успеху» автор Н.А. Иванова, «Готовимся к Всероссий-

скойпроверочной работе» рабочая тетрадь 4 класс, пособие-помощник «ВПР.

Окружающий мир. 4 класс. Тренировочные работы. - издательство «Лицей».

Чтобы эта подготовка не носила хаотичный характер, я сначала

составила план работы и подробно изучила работы, которые писали

четвероклассники в прошлом и позапрошлом годах. Мне было легче, так

как я сама подряд выпускала четвероклассников и все данные у меня

были. Провела мониторинг тех заданий, в которых дети сделали

наибольшее

количество ошибок и с какими заданиями они не справились.

Оказалось, что наибольшее затруднение составили у детей задания, где

ра-

бота была заключена в таблицы. Поэтому я акцент сделала на

составление заданий, используя таблицы.

Таблицу по

прогнозам погоды

мы составляли сами , для этого я детей делила на группы, давала пустую

разлинованную таблицу и зачитывала каждой группе свои данные. Они

вписывали, а затем нужно было выбрать верное

утверждение или отве-

тить на заданный вопрос. Но для начала я на

бумаге формата А-4 выпи-

сала

стрелки обозначающие направление ветра и разбирали, ведь не секрет,

3

кто-то из детей не понял эту тему или не допонял, а наша задача,

чтоб ошибок было минимум, а понимания максимум. Так мы еще раз

закрепляем основные и промежуточные стороны горизонта. А если дети

сами их изобразят графически правильно, то результат будет намного выше.

При подготовке к Всероссийским проверочным работам по

окружающему миру я использую как групповые так и индивидуальные

формы

работы, включаем разнообразные методы и приёмы: тестовые работы,

индивидуальные и групповые карточки, плакаты, презентации, проекты,

творческие задания. Ребятам очень нравится такой вид работы, как работа

с географическими картами. Это и «Физическая карта России»,

«Физическая карта мира», «Природные зоны России» и т.д. Так же работа

ведётся на уроках в группах , что позволяет детям ещё больше сплотиться

иоказать помощь товарищу, в случае ошибки. Ребята сами сопоставляют

нахождение зверей согласно их среде и месту обитания. Даются ложны-

ешаблоны животных и ребята с легкостью их убирают как не живущих в

данной природной зоне и на данном материке. Так же и с растениями.

Проговариваем те растения и животных, которые занесены в Красную

книгу. Рассматриваем региональный компонент в заданиях. Аналогично

ведется работа по карте « Смоленской области», дети сами выступают с

проектными работами по заданным темам, которые имеются в ВПР. Не

секрет, что, в каждом классе есть слабые дети, которые требуют к себе

особо-

говнимания и времени. Такие дети находятся у нас на индивидуальном контро-

ле. Своих учеников я активно приучаю работать с разными источниками

информаций, в том числе и с интернет ресурсами. Учащиеся сами готовят

материал к следующему вариативному заданию из ВПР, например

«Ката-

лог животных живущих в жарких странах», «Животные и растения,

занесенные в красную книгу». Ребятам очень нравится такой вид работы, как

защита проектов. При подготовке к защите, они самостоятельно ищут, изучают

материал.

Также ребята решают массу тестов в

дистанционном режиме .

4

Участие в метапредметных конкурсах, онлайн-олимпиадах - это реализация од-

ной из форм внеурочной деятельности в соответствии с требованиями

ФГОС, что так же помогает учащимся в подготовке к ВПР. Учи.ру — это cисте-

ма адаптивного интерактивного образования, полностью соответствующая

ФГОС и значительно усиливающая классическое школьное образование.

Учи.ру — это, прежде всего, интернет портал, где ученики в интерактивной

форме выполняют задания по окружающему миру. Учи.ру — незаменимый по-

мощник для учителя. Позволяет отслеживать прогресс и успехи учеников.

Опираясь на свой опыт хочу отметить важность выработки у учащихся

умения внимательно читать предложенное задание. Очень часто ребята не

прочитав задание, пытаются догадаться, что нужно сделать и упускают детали,

которые при проверке влияют на оценку работы. Учителю необходимо самому

в начале ознакомиться с критериями оценивания заданий и обращать внимание

детей на выполнение задания в полном объёме.

Работа по подготовке к Всероссийским проверочным работам ведётся

постоянно, но я стараюсь часто не употреблять, что скоро ВПР, чтобы не

травмировать детей психологически. А веду упор, что это нужно знать

для вашего кругозора. Чтобы дети ни нервничали, не боялись, вели себя

спокойно и верили в свои силы и знания. Ведь важно не просто натренировать

или как ещё принято выражаться «натаскать» ученика на определённый тип

работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у

него получается выполнять разные по типу задания, переключать своё

внимание и выбирать наилучший путь для выполнения работы.

Ну и, конеч-

но, хочется сказать, что большую помощь и поддержку мне

оказывают родители моиих учеников. Они всегда готовы прийти на помощь,

приобрести пособия и всё необходимое для своих детей, проконтролировать

домашнее задание и поддержать добрым словом. Благодаря их поддержке и

вниманию ребята чувствуют себя увереннее, и мы знаем, что у нас всё

получится, чего и вам желаю.



В раздел образования