Автор: Тамара Владимировна Шернякова
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 37"
Населённый пункт: города Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: «Система работы по подготовке к ВПР по окружающему миру»
Раздел: начальное образование
Шернякова Тамара Владимировна,
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 37»
«Система работы по подготовке к ВПР по окружающему миру»
С 2015 года в Российской Федерации проводится апробация аттестации
выпускников 4х классов в новой форме ВПР. Проведение ВПР направлено
на обеспечение единства образовательного пространства Российской
Федерации и поддержки введения Федерального государственного
образовательного стандарта за счет предоставления образовательным
организациям единых проверочных материалов и единых критериев
оценивания учебных достижений.
Всероссийские проверочные работы основаны на системно- деятельност-
ном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с пред-
метными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются
также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности
универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными поня-
тиями. При проведении аттестации в новой форме
используются задания стандартизированной формы, включающие в себя
задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом.
Выполнение этих заданий позволяет установить уровень освоения
федерального государственного стандарта начального общего образования
выпускниками 4 классов.
С
чего
начать
подготовку
к
ВПР?
Прежде всего, необходимо изучить
все имеющиеся по данному вопросу материалы (инструктивно-методические
материалы по подготовке и проведению ВПР, приказ о проведении ВПР, поря-
док проведения ВПР, описание работы по пред мету, демоверсии работ по
2
предмету, методические рекомендации по подготовке к проведению ВПР и
другими материалами).
Подготовку к ВПР начинаю с начала учебного года, с учетом результа-
тов проверочных работ в предыдущем учебном году. В соответствии с этим
ввожу в план урока задания, подобные которым могут встретиться в ВПР.
Подготовка к ВПР – это не отдельное мероприятие, это систематическая
целенаправленная работа по формированию предметных, метапредметных и
личностных результатов в течение всего периода обучения в начальной школе.
Очень много учебной литературы по подготовке к ВПР по окружающему
миру. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них, на мой взгляд, самые
удачные и необходимые. Это « Практикум по выполнению типовых
заданий», издательство «Экзамен», автор Волкова Е.В.,Г.И. Цитович, рабочая
тетрадь
«50 шагов к успеху» автор Н.А. Иванова, «Готовимся к Всероссий-
скойпроверочной работе» рабочая тетрадь 4 класс, пособие-помощник «ВПР.
Окружающий мир. 4 класс. Тренировочные работы. - издательство «Лицей».
Чтобы эта подготовка не носила хаотичный характер, я сначала
составила план работы и подробно изучила работы, которые писали
четвероклассники в прошлом и позапрошлом годах. Мне было легче, так
как я сама подряд выпускала четвероклассников и все данные у меня
были. Провела мониторинг тех заданий, в которых дети сделали
наибольшее
количество ошибок и с какими заданиями они не справились.
Оказалось, что наибольшее затруднение составили у детей задания, где
ра-
бота была заключена в таблицы. Поэтому я акцент сделала на
составление заданий, используя таблицы.
Таблицу по
прогнозам погоды
мы составляли сами , для этого я детей делила на группы, давала пустую
разлинованную таблицу и зачитывала каждой группе свои данные. Они
вписывали, а затем нужно было выбрать верное
утверждение или отве-
тить на заданный вопрос. Но для начала я на
бумаге формата А-4 выпи-
сала
стрелки обозначающие направление ветра и разбирали, ведь не секрет,
3
кто-то из детей не понял эту тему или не допонял, а наша задача,
чтоб ошибок было минимум, а понимания максимум. Так мы еще раз
закрепляем основные и промежуточные стороны горизонта. А если дети
сами их изобразят графически правильно, то результат будет намного выше.
При подготовке к Всероссийским проверочным работам по
окружающему миру я использую как групповые так и индивидуальные
формы
работы, включаем разнообразные методы и приёмы: тестовые работы,
индивидуальные и групповые карточки, плакаты, презентации, проекты,
творческие задания. Ребятам очень нравится такой вид работы, как работа
с географическими картами. Это и «Физическая карта России»,
«Физическая карта мира», «Природные зоны России» и т.д. Так же работа
ведётся на уроках в группах , что позволяет детям ещё больше сплотиться
иоказать помощь товарищу, в случае ошибки. Ребята сами сопоставляют
нахождение зверей согласно их среде и месту обитания. Даются ложны-
ешаблоны животных и ребята с легкостью их убирают как не живущих в
данной природной зоне и на данном материке. Так же и с растениями.
Проговариваем те растения и животных, которые занесены в Красную
книгу. Рассматриваем региональный компонент в заданиях. Аналогично
ведется работа по карте « Смоленской области», дети сами выступают с
проектными работами по заданным темам, которые имеются в ВПР. Не
секрет, что, в каждом классе есть слабые дети, которые требуют к себе
особо-
говнимания и времени. Такие дети находятся у нас на индивидуальном контро-
ле. Своих учеников я активно приучаю работать с разными источниками
информаций, в том числе и с интернет ресурсами. Учащиеся сами готовят
материал к следующему вариативному заданию из ВПР, например
«Ката-
лог животных живущих в жарких странах», «Животные и растения,
занесенные в красную книгу». Ребятам очень нравится такой вид работы, как
защита проектов. При подготовке к защите, они самостоятельно ищут, изучают
материал.
Также ребята решают массу тестов в
дистанционном режиме .
4
Участие в метапредметных конкурсах, онлайн-олимпиадах - это реализация од-
ной из форм внеурочной деятельности в соответствии с требованиями
ФГОС, что так же помогает учащимся в подготовке к ВПР. Учи.ру — это cисте-
ма адаптивного интерактивного образования, полностью соответствующая
ФГОС и значительно усиливающая классическое школьное образование.
Учи.ру — это, прежде всего, интернет портал, где ученики в интерактивной
форме выполняют задания по окружающему миру. Учи.ру — незаменимый по-
мощник для учителя. Позволяет отслеживать прогресс и успехи учеников.
Опираясь на свой опыт хочу отметить важность выработки у учащихся
умения внимательно читать предложенное задание. Очень часто ребята не
прочитав задание, пытаются догадаться, что нужно сделать и упускают детали,
которые при проверке влияют на оценку работы. Учителю необходимо самому
в начале ознакомиться с критериями оценивания заданий и обращать внимание
детей на выполнение задания в полном объёме.
Работа по подготовке к Всероссийским проверочным работам ведётся
постоянно, но я стараюсь часто не употреблять, что скоро ВПР, чтобы не
травмировать детей психологически. А веду упор, что это нужно знать
для вашего кругозора. Чтобы дети ни нервничали, не боялись, вели себя
спокойно и верили в свои силы и знания. Ведь важно не просто натренировать
или как ещё принято выражаться «натаскать» ученика на определённый тип
работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у
него получается выполнять разные по типу задания, переключать своё
внимание и выбирать наилучший путь для выполнения работы.
Ну и, конеч-
но, хочется сказать, что большую помощь и поддержку мне
оказывают родители моиих учеников. Они всегда готовы прийти на помощь,
приобрести пособия и всё необходимое для своих детей, проконтролировать
домашнее задание и поддержать добрым словом. Благодаря их поддержке и
вниманию ребята чувствуют себя увереннее, и мы знаем, что у нас всё
получится, чего и вам желаю.