Напоминание

«Применение современных технологий для повышения уровня учебной мотивации на уроках музыки»


Автор: Людмила Викторовна Ракчеева
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ СОШ №31
Населённый пункт: Энгельс
Наименование материала: учебный проект
Тема: «Применение современных технологий для повышения уровня учебной мотивации на уроках музыки»
Раздел: среднее образование





Назад




«Применение современных

технологий для повышения

уровня учебной мотивации на

уроках музыки»

Учебный проект учителя музыки

Ракчеевой Людмилы Викторовны

1i

rf

Тема: «Применение современных технологий для повышения

уровня учебной мотивации учащихся на уроках музыки».

“ Музыка - могучий источник мыслей. Без

музыкального

воспитания

невозможно

полноценное умственное развитие ребенка.

В.А. Сухомлинский

Искусство обучения - есть искусство будить в юных душах

любознательность и затем удовлетворять её

Анатолъ Франс Любой предмет производит на нас впечатление лишь в

той степени, в какой он затрагивает наш разум: всё, что лежит за

пределами наших интересов, ускользает от нас.

Л. Вовенарг

I.

Введение.

Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в

предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и

желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и

жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства

вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить

собственное “Я”? Эти и многие другие вопросы я задавала себе на протяжении многих

лет, работая в школе учителем музыки. В итоге возникла вот такая потребность в

создании и разработке учебного проекта по изучению и внедрению новых методик для

повышения уровня учебной мотивации учащихся на уроках музыки.

В условиях преобразований различных сфер общественной жизни нашей страны

возросла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения,

которое способно понять, оценить и преобразовать в своей практической деятельности

окружающий мир.

В наше время очень важно уделять огромное внимание каждому

конкретному ребенку и формированию его творческой личности.

Творческий человек востребован на любом рабочем месте. Давно известно, что

предметы искусства побуждают ребенка к активации учебной и творческой

деятельности, формируют у него устойчивое эмоциональноэстетическое отношение к

действительности.

Непосредственные занятия учащихся музыкально-художественной деятельностью

очень эффективно способствуют решению задач не только собственно музыкального

развития личности, но и формированию и общих

2

способностей школьника, становлению его индивидуальности. На всех возрастных

этапах искусство выступает как особая форма духовнопрактической деятельности, в

]| ^

ll

rf

процессе которой происходит эмоциональноценностное самоопределение индивида.

Музыкальное воспитание должно строиться на принципах отбора специальных методов

применительно к возрасту и способностям детей.

Для реализации этой деятельности я использую программу В.В Алеева,

Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак, по которой работаю около десяти лет. Она прошла

полную апробацию на протяжении многих лет и дает возможность постоянной

импровизации за счет структуры и формы урока.

II. Основная часть

Основной целью моей работы является не расширение, углубление чисто

теоретических знаний, а развитие творчества через создание уроков, формирующих

устойчивый интерес к учению. Среди них уроки-концерты, уроки-путешествия, уроки-

игры, уроки - викторины, проводимые в рамках государственной программы.

Основной задачей в своей работе считаю формирование положительной мотивации

в процессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного

подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебнопознавательной деятельности

школьников на продуктивно-творческий уровень.

Работа учителя музыки в условиях современной школы предполагает развитие

творческих способностей обучающихся путем поиска эффективных приемов и методов

преподавания. Особенно актуальной проблема творчества обучающихся стала в

настоящее время - в период модернизации российского образования.

Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная

запросы обучающихся в современном мире, я и применяю в своей работе

определенные методики. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к

предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала.

Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный

материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет

познавательным.

Цель проводимого исследования: выявить и обосновать педагогические условия и

средства их реализации, определяющие эффективность процесса формирования

мотивации учения учащихся на уроках музыки и внешкольных мероприятиях.

3

Объект проводимого исследования: процесс формирования мотивации учения

учащихся на уроках музыки и внешкольных мероприятиях.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий и методических средств

формирования мотивации учения учащихся на музыкальных занятиях.

Гипотеза исследования: процесс формирования мотивации учения учащихся на уроках

музыки и внеклассной работе будет эффективным, если совместную музыкально-

]|

^

1i

rf

творческую деятельности учащихся и преподавателей организовать таким образом, что

в ней будут соблюдены интересы субъектов педагогического процесса, каждой

личности в отдельности;

-

учебную музыкальную деятельность построить на основе активации восприятия

учащихся, предполагающей формирования у них потребностей в самовыражении и

умении анализировать собственные музыкальнотворческие проявления;

-

наряду с обновлением содержания занятий и расширением сфер художественного

общения предусмотреть применение различных учебно - игровых ситуаций, носящих

творческий и развивающий характер.

В соответствии с изучаемой проблемой, целью, объектом, предметом и

гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1.

Выявить особенности формирования мотивации учения учащихся на уроках музыки

и внеклассных мероприятий.

2.

Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность

педагогических условий формирования мотивации учащихся на уроках музыки при

комплексном изучении предметов гуманитарно-эстетического цикла.

3.

Определить комплекс личностно-ориентированных педагогических средств,

обеспечивающих реализацию условий формирования мотивации учения учащихся

средствами музыкально-художественной деятельности.

Урок музыки - прежде всего урок искусства. Музыка - это едва ли не первое явление

окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком. С

первых уроков он сразу начинает разделять музыку на ту, которая ему нравится, и

которая не нравится. Музыка оказывает сильное воздействие на его настроение и

поведение, на его вкус, психику.

И очень важно с первых уроков начинать прививать вкус к хорошей музыке. Учеными

практически доказано, что именно классическая музыка оказывает на человека

благотворное влияние, воспитывает, так как несет в себе высокие идеалы - мир, добро и

красоту. У школьника появляется возможность начать свой жизненный путь с познания

великого музыкального

4

]|

^

1i

rf

искусства, но все это возможно опираясь на активное, творчески-личностное

восприятие музыки, проявляющееся на уроках в разнообразных видах

деятельности. Зерном одаренности, являются познавательные потребности:

«Я хочу это знать, мне интересно это узнать, я стремлюсь это узнать».

Именно музыка определяет все происходящее на занятиях: характер

общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального

материала, логику организации урока. Урок строится на особенностях

закономерности самой музыки. В нем обязательно есть свое ядро, свое развитие,

своя кульминация, подход к ней, заключение. И драматургия урока может быть

аналогичной музыкальным формам, иметь черты трехчастности, рондо,

вариации и т.д. В целом урок по содержанию и по форме должен представлять

собой как бы произведение искусства. На уроках должна звучать музыка,

способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и

высокого вкуса. Здесь сотрудничают чувства и мысли, достигается единство

творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах,

творческая активность и инициатива самих учащихся, удовлетворенность от

совместных занятий возникают именно благодаря музыке. Творческий замысел

реализуется, прежде всего, в выборе методических приемов изучения

музыкального произведения, освоение песни, становление музыкальных

потребностей учащихся, их способностей.

В уроке должно быть повторение усвоенного на предыдущих уроках,

закрепление произведения в сознании учащихся, характер возможного

задания.

Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать

творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся.

Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный

характер, необходим подбор дополнительного репертуара для урока музыки и

для внеклассной работы, включение музыкальных произведений, которые

смогут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это

же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся:

-

с целью формирования у школьников ассоциативного мышления

привлекать аналогичный материал из смежных областей других видов

искусства;

- умело и смело импровизировать в неожиданных ситуациях на уроке;

-

использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на

занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно-

иллюстрированная, поисковая и т.д.);

-разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные

формы их постановки перед учениками;

-

применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии,

исходя из главной задачи конкретного занятия.

5

]| ^

1l

rf

По продолжительности проект длился 9 месяцев - с сентября по май 2009/2010

у.г.

Этот проект я разделила на 5 этапов,1-4 этапы по 2 месяца, 5 этап - 1

месяц:

1.

Применение и анализ метода проблемно-творческого приобщения

учащихся к музыке;

2.

Применение и анализ метода использования информационно-

коммуникационных технологий на уроках музыки;

3.

Применение и анализ методики межпредметного обучения на

уроках музыки;

4.

Применение и анализ методики применения игры на уроках

музыки;

5.

Итогово- диагностический этап.

ЭТАПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Т ЭТАП «МЕТОДИКА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная

ситуация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется

потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или

вопроса, с удивления, недоумения или противоречия.

Иногда учитель сам ставит проблему и сам же решает её, рассуждая вслух.

Но можно организовать проблемное обучение иначе: привлечь учащихся к

самостоятельному поиску новых знаний. На первом этапе своей работы, я

предлагала учащимся 6 и 7 классов несколько проблемных вопросов, что

заставляло ребят сталкиваться с трудностями. Здесь ученик убеждается, что

прежнего багажа музыкальных знаний недостаточно. Вот тогда и возникает у

него потребность в приобретении новых знаний о музыке, появляется интерес к

предстоящей работе.

При знакомстве в 7 классе с сонатной формой (приложение 1) столкновение с

трудность можно организовать так. Я предложила ответить на вопрос: «Как в

музыке можно отразить борьбу противоположных сил?». Ответы были

противоречивы. Тогда я поставила вопрос иначе: возможно ли вообще отразить

в музыке противоборство? Такой вопрос активизирует музыкальное сознание

детей и вызывает интерес к теме урока. Объяснив, что в основе борьбы в музыке

лежит, как правило, конфликт двух тем, я задала вопрос: почему только двух, а

не десяти. В ответ я услышала, что в случае борьбы

6

]|

^

1i

rf

десяти тем было бы трудно определить, кто с кем борется. И так далее

вопрос за вопросом. Путем собственного анализа учащиеся сами подходили

к поиску оптимального варианта построения сонатной формы. В ходе

данного этапа проекта, анализируя все уроки, построенные таким методом, я

убедилась, что процесс усвоения музыкальных знаний был связан с

пробужденной потребностью в этих знаниях, учащиеся проявляли больший

интерес к изучаемым вопросам, чем тогда когда я такие задачи не ставила

или ставила в конце освоения темы.

Проблемная ситуация на уроке музыке может быть создана и другими путями.

Можно, например, дать прослушать два фрагмента одного произведения: в

исполнении виртуоза и в исполнении ученицы специальной музыкальной

школы. В ходе прослушивания исполнения учащиеся получают задание:

определить, в каком случае играет известный пианист, а в каком ученица.

Вопрос непрост и у меня на уроках вызывал среди учащихся споры. Смысл

этого и подобных проблемных заданий заключается в развитии умения слышать

не только саму музыку, но и анализировать её различное исполнение.

Анализ метода проблемно - творческого приобщения учащихся

к музыке

На начало I этапа:

Проблемные вопросы ставят в тупик - 80% учащихся;

Найдены на уроке верные пути решения проблемного вопроса - 25%;

Заинтересованность учащихся в дополнительных знаниях по предмету - 35%.

На конец I этапа:

Проблемные вопросы ставят в тупик - 30% учащихся;

Найдены на уроке верные пути решения - 75%;

Заинтересованность учащихся в дополнительных знаниях По предмету - 80%.

7

На начало 1 этапа

На конец 1 этапа

■ Ставят в

■ Ставят в

тупик

тупик

Ж

35%

Щ ■ Найдены

яп<!/л

' ■ Найдены

верные пути

верные

пути

■ Заинтересов

■ Заинтересова

анность в

нность в

новых

новых

знаниях

знаниях

]| ^

ll

rf

Анализируя данный этап своей работы, я поняла, что важнейшее условие

формирования музыкально- познавательных интересов учащихся - это такая

организация работы, при которой каждый из них «добывает» и осмысливает

музыкальные знания в посильном самостоятельном труде.

II ЭТАП «МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ»

В наш век компьютерных технологий модернизация образования невозможна

без широкого использования информационно-коммуникативных технологий

(ИКТ) во всех сферах образовательного процесса и в первую очередь обучении.

Поэтому использование ИКТ на уроках музыки, имеет целый ряд преимуществ

по сравнению с другими техническими средствами, главная из которых

мультимедиа. Возможности мультимедийной приставки огромны.

Она позволяет отправиться в путешествие по разным странам, различным

эпохам, просматривать видеофильмы, анимацию, слушать музыку, проводить

игры и все это в сочетании с легким управлением. Слайд - презентация, по

моему мнению, не должна быть только наглядностью, она должна быть вплетена

в структуру урока, "работать" вместе с учителем, помогая ученикам в усвоении

учебного материала, создавая при просмотре эффект присутствия ("я это

видел!", "Я это узнал!"), возникает ощущение подлинности: появляется

заинтересованность в обучении: желание знать и видеть больше. Использование

урока на основе информационно - компьютерных ресурсов открывает новые

возможности для обеспечения самостоятельной познавательной деятельности

учеников. Роль преподавателя заметно меняется при использовании урока на

основе ИКТ, он становится консультантом, координатором учебного процесса.

Его задача состоит в том, чтобы поддерживать и развивать в учениках

способность принимать решения, понимать суть изучаемых явлений и умение

рассуждать. Это достаточно сложные педагогические задачи, а ИКТ в данном

случае играют роль катализатора, они помогают заинтересовать учащихся,

пробудить стремление к новым знаниям.

Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь,

играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому

необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в

различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре

на детских музыкальных инструментах, в музыкальноритмических движениях.

Во время слайд - презентации звучат задания с экрана проектора, и дети

совместно музицируют - играя в оркестре, изображают пантомиму, поют в хоре.

Урок с применением ИКТ - прекрасно решает многие психологические

проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном

действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок - проявит

свою фантазию на деле. В творческом

8

9

коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание

и уважение.

На данном этапе своей работы большую часть уроков я проводила с

использованием мультимедийных презентаций, использовала электронные

пособия, обширную фонотеку. Это были уроки-путешествия, уроки-игры,

внеклассные занятия по музыке. Хочу предложить разработки некоторых

уроков.

Урок- путешествие (приложение 2), урок- игра ( приложение 3),

внеклассное занятие по музыке «Музыкальный турнир» ( приложение 4).

Также на протяжении всей работы использовала обучающие электронные

пособия.

Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных

изображений, сопровождение их текстовой информацией, музыкальными

произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает

художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области

культуры и искусства.

К. I а сои чеекой

и<пц>ы

ж MiMMif гпм

,

ши if)у\н‘нгы

ж,шры

н с rir.ur

viikn.

ми

,иши.илш, &

ХрОИОАОГИЯ. <

\пунппюв II lUtKTOfJtm.l. Ш

У 5 часов классической музыки У

400 биографических статей У 200

статей о произведениях У словарь

музыкальных терминов

У 12 тематических экскурсий о музыкальной культуре разных стран

У видеофрагменты и анимация У музыкальные

викторины различной сложности У хронология

ll

rf

Анализ метода использования информационно - коммуникационных

технологий

После каждого урока с применением ИКТ я проводила рефлексию, которая состояла из

следующих вопросов:

1.

Интересен ли вам урок с применением ИКТ?

2.

Помогает ли презентация понять тему урока?

3.

Оказал ли на вас урок с применением ИКТ положительное

эмоциональное воздействие?

Учащиеся отвечали на данные вопросы, а я систематически их сравнивала и

впоследствии сделала вывод, что уроки с применением ИКТ очень нравятся

учащимся, они находят их полезными. Данная форма работы помогает в

работе с учащимися как немотивированными на творческую музыкальную

деятельность, так и с мотивированными учащимися.

ТТТ « МЕТОДИКА МЕЖПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ»

На уроках музыки и внеклассной работы огромное внимание уделяется вопросам

мотивации учения школьников. Особую значимость представляют уроки с

интегрированными и комплексными формами обучения.

Музыка очень тесно связана с другими школьными дисциплинами такими как:

изобразительное искусство, история, география, трудовое обучение, физкультура,

математика, литература.

Слушание музыкальных произведений с их последующим разбором предполагает

использование знаний и умений, полученных на уроках русского языка и

литературы.

Это понятие о целостности частей текста и его частях, о смысловых и логических

связях частей текста, основной идее. Например, при знакомстве с произведениями

М.И. Глинки, в беседе и близости творчества Глинки и Пушкина я использую

знания учащихся произведений великого русского поэта, включенных в программу

по литературе (вступление к поэме «Руслан и Людмила»).

10

В процессе ознакомления учащихся с музыкальной культурой народов ближнего и

дальнего зарубежья стараюсь использовать знания, приобретаемые учащимися на

]| ^

1l

rf

уроках географии и так, почти на каждом уроке. Вот некоторые исследования,

проводимые мной на 3 этапе проекта:

5 класс «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

На занятиях по этой теме рассматриваются такие литературные жанры как:

стихи, сказки, басни, рассказы, кинофильмы. Рассмотрев и прочитав замечательные

произведения, ставится задача: научить детей слышать живую музыку на страницах

книг. Для этого используются знакомые детям произведения, которые они изучали

ранее на уроках литературы:

Фрагмент из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый, все ходит по цепи кругом.

Идет налево- песнь заводит, на право- сказку говорит.

Важно показать, как тесно связаны два вида искусства литература и музыка. Как много

потеряла бы литература, если бы не было музыки, многие литературные произведения

вообще не могли б появиться на свет, так как музыка является главным действующим

лицом.

Для того, чтобы углубить и закрепить пройденный материал, учащимся предлагаю

самостоятельно выполнить два творческих задания.

( по желанию самих учащихся).

1.

Провести научно-исследовательскую работу - поработать с литературными

текстами и найти стихотворения, где присутствует музыка.

Задание повышенной трудности.

2.

***Творческая работа - Попробовать самим сочинить небольшое стихотворение,

где музыка будет играть главную роль (задание повышенной трудности).

В результате творческой работы появилось стихотворение ученицы 5 класса:

Тихо - тихо рядом сядем Входит

музыка в наш дом В ярком

красочном

наряде

Красном,

желтом, голубом Вдаль бегут

лесные тропки Вся земля видна

кругом

Вместе

с

музыкой

хорошей

11

1

2

К нам приходит волшебство.

Музыка в баснях.

Для рассмотрения музыки в баснях берется известная учащимся басня

И.Крылова «Квартет», которую ребята хорошо знают из программы

предмета «Родная речь».

Для углубления и закрепления пройденного материала, а также для

раскрытия творческих способностей учащихся, дается творческое задание.

( по желанию) по двум ступеням:

1 .Провести научно-исследовательскую работу - найти в книгах басни, где

присутствует музыка (простое)

Задание повышенной трудности

2.*** Творческая работа - Попробовать самим сочинить небольшую

басню, где будет звучать музыка (задание повышенной трудности).

Результат - одна из работ ученицы 5 класса

БАСНЯ.

Когда нет в музыке согласья

голосов, Не музыка получится, а рев.

Играть такую музыку не сможешь,

Даже в шутку.

Однажды скрипка, барабан и дудка

Мелодию решили сочинить Такую,

чтобы мир весь удивить. Казалось

им, что это очень просто И каждый

выбрал ноты на свой вкус Играет

каждый сам себе,

А вместе ничего не удается.

У скрипки тянется напев,

У барабана дробь быстрей Стрелы

несется,

А дудка расчирикалась, как воробей.

И каждый лишь свою игру Считает

идеальной А на партнера - ноль

вниманья.

Чтоб музыку красивую создать,

]| ^

ll

rf

Друг друга нужно уважать и слушать,

А если каждый сам себе начнет играть,

То слушатель заткнуть захочет уши.

Аналогичное творческое задание проводится по теме : «Музыка в сказках».

1 .Провести научно-исследовательскую работу - найти сказку, где музыка

играет главную роль. (простое)

Задание повышенной трудности

2

.*** Попробовать самим сочинить сказку, где присутствует музыка

(задание повышенной трудности)

По теме «Музыка и литература» творческих работ учащихся было много. И не

важно, хороша ли получилась сказка, басня, стих - главное, что ребенок захотел

ее сочинить, проявил трудолюбие, усердие и творчество, попробовал себя как

художник, сочинитель, оформитель своей работы, а ведь большое искусство

начинается с малого.

Научно-исследовательская деятельность учащихся 7-го класса по

группам.

Тема «Роль военных песен в победе Великой Отечественной войны». Класс

разделила на две группы. Каждой группе выдала карточки с заданиями.

Задание №1. Выбрать из списка песен:

1.

песни, написанные до войны;

2.

песни, написанные во время войны;

3.

песни, написанные после войны.

Список песен:

1.

А. Новиков «Дороги»

2.

А. Александров «Священная война»

3.

К. Листов «В землянке»

4.

Э.Колмановский «Алеша»

5.

В.Мурадели «Бухенвальдский набат»

6.

Д.Тухманов «День Победы»

7.

И. Дунаевский «Моя Москва»

13

]| ^

1i

rf

8.

Я. Френкель «Журавли»

9.

Н. Богословский «Темная ночь»

10.

М. Блантер «Катюша»

11.

А. Эшпай «Москвичи»

12.

А. Новиков «Смуглянка»

Задание № 2. Инсценировать любую песню и подобрать к ней эпиграф из

заранее заготовленного литературного текста.

Научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках музыки в 7-х

классах. Подобрать стихи к указанным выше песням похожие по образу.

Тексты стихов:

Вячеслав Иванов

1. Льются звуки, печалью глубокой,

Бесконечной тоскою полны:

То рассыплются трелью высокой,

То замрут тихим всплеском волны.

Звуки, звуки! О чем вы рыдаете,

Что в вас жгучую будит печаль?

Или в счастье вы веру теряете,

Иль минувшего страстно вам жаль?

2.

Солдаты пели

А по земле туманы моросили

И падали на травы и леса,

Солдаты пели о России На все,

что есть на свете голоса.

В степи синели древние курганы,

Бежал дымок по желтому жнивью.

Солдаты с песней забывали раны,

Тоску и боль окопную свою.

Привет вам, синие, родные дали,

Привет березам, речкам и холмам.

Мы на войне бесстрашно умирали

За все, что мило с детства было

нам.

Душа зовет к необозримой сини,

Г де выше крыш зимой лежат снега.

Поют солдаты о России,

О той, что всем до боли дорога.

3.

Песня о песне

]| ^

1i

rf

14

Когда печаль души твоей коснется,

Когда разлука сердце обожжет,

Ты песню кликни, песня отзовется,

И песня вдруг, как милый друг придет.

И любовь, и боль, и смертный бой-

Песня все пережила с тобой,

Если, умирая, можно петь,

Я хотел бы с песней умереть.

4.

Какая музыка была!

Какая

музыка

играла

Когда

и

души и тела Война

проклятая попрала!

Какая музыка во всех Все и для

всех- Не по ранжиру

Осилим. Выстоим, спасем. Ах, не до

жиру- Быть бы живу...

5.

Я бы с песни начал свой рассказ

С той, которая на всех фронтах звучала.

В холод, стужу столько раз

Эта песня нас в землянках согревала.

6.

В тот день, когда закончилась война

И все стволы палили в счет салюта

В тот час на торжестве была одна

Особая для всех минута.

7.

В конце пути, в далекой стороне Под

гром пальбы прощались мы впервые Со

всеми, кто погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются живые.

8.

И девчонке смуглой, что уселась На

ступеньки старого крыльца Вдруг

необъяснимо захотелось Увидать

поющего бойца.

9.

Незаметно расправлялись плечи,

Прибавлялось мужества и сил

И солдат надеялся на встречу

С тем, кто эту песню

сочинил.

]| ^

1i

rf

15

]| ^

1l

rf

Перед началом выполнения задания учащимся было предложено провести

научно-исследовательскую работу. Найти материал о создании военных

песен, биографию композиторов, узнать, где эти песни были написаны, при

каких обстоятельствах. В течение исследовательской работы самими

ребятами, было выделено три периода создания военных песен, которые

сыграли огромную роль в победе Великой Отечественной войны:

1)

песни, написанные до войны;

2)

песни, написанные во время войны;

3)

песни, написанные после войны

Во время научно-исследовательской работы учащиеся самостоятельно

нашли картины, созданные художниками на военную тематику, что показало

наглядно межпредметную связь музыки и изобразительного искусства, а

также сплоченность и объединенность советских людей в борьбе против

фашизма. В ходе работы были представлены портреты композиторов,

пропеты песни о войне, инсценировка песен. Творческий урок, где слились

воедино музыка , литература, история, изобразительное искусство, показал

высокий уровень самоподготовки учащихся и огромный интерес учащихся к

истории нашего государства.

По наблюдениям и анализу детских творческих работ видно, что

учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их

индивидуальное усилие.

Широкая интегративная основа музыки с жизнью, природой, а также с

предметами художественной и познавательной деятельности - чтением,

изобразительным искусством, природоведением. Это все открывает учащимся

возможность творческого самовыражения, проявляющегося в различных формах

исполнительской деятельности - хоровом пении, пластическом интонировании,

художественной импровизации, музыкальнодраматической театрализации.

Учащиеся могут адекватно воспринимать подаваемый материал по мере

получения знаний и накопления личного жизненного опыта. Любое

исследование - это получение новых знаний.

Анализ методики межпредметного обучения на уроках музыки

III этап наглядно продемонстрировал успех данной методики. Учащиеся

были вовлечены в исследовательскую деятельность и в результате данной

работы появились стихи, басни собственного сочинения, что дало

возможность учащимся творчески самовыразиться, а это в свою очередь

повышает уровень мотивированности на получение новых знаний.

16

1

8

]| ^

IV «МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

Объектом исследования на данном этапе стали учащиеся начальных классов.

Для школьников младших классов одним из основных видов деятельности

остаётся игра. Иногда с помощью игровых элементов становится доступнее

понимание сути какого-то научного процесса или явления. На уроке музыки

игровые приемы применяются, как правило, для того, чтобы облегчить детям

понимание содержания музыкального произведения и его художественных

особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоёмкие процессы

слушания музыки или её разучивания не казались слишком утомительными.

На своих занятиях я проводила такой игровой приём, как «Пение «про себя»,

когда по моему знаку часть ранее выученного музыкального произведения

исполняется как обычно, а часть - «молча», пропевая только внутренним слухом.

Всё это происходит по мимике педагога - утрированно сомкнутые губы, дающие

условный знак: «Поем про себя». На начальных стадиях внедрения этого

приема я чередовала пение вслух и про себя построчно. Привожу пример:

Андрей-воробей, не гоняй голубей (Вслух)

Г оняй галочек из-под палочек (Про себя)

Уж как шла лиса по травке (Вслух)

Нашла азбуку в канавке (Про себя)

Она села на пенек (Вслух)

И читала (Про себя)

Весь денек(Вслух)

Такое исполнение является наипростейшим. По мере того, как у ребят стал

накапливаться певческий опыт, я усложняла задания. В результате масса

положительных эмоций и интерес к разучиванию новых песен.

Для того, чтобы заострить внимание ребят при прослушивании

инструментальных пьес, я решила обратиться к приему под названием

«Прослушаем музыку с закрытыми глазами». С этой целью я перед

прослушиванием музыкальной пьесы объясняла её содержание, а затем

обращала внимание на какой-нибудь яркий момент. Задачей школьников было

фокусирование восприятия музыки при её прослушивании. Данный метод помог

мне на уроке добиться внимательного отношения к звучащей музыке. И таких

игровых примеров, которые я использовала в своей работе множество, среди

них: эхо, узнай песню по ритму, уши назад и др.

В начале каждого урока на протяжении всего проекта проводила упражнения на

распевание и развитие дикции (приложение 5)

По итогам четвертей я использовала проверочные работы в виде викторин и

кроссвордов. Вот один из них:

Найти спрятанные «музыкальные слова»

17

1i

rf

Анализ использования игровых методов, как средства повышения

мотивации учащихся

На начало 4 этапа результаты выполнения викторины составляли:

На «5»- 50%

На «4»-30%

На «3»- 20%

На конец 4 этапа результаты итоговой викторины были следующие:

На «5»- 85%

На «4»- 15%

На «3»-0%

Анализ 4 этапа показал, что в ходе его проведения результаты уровня обученности

учащихся значительно выросли, по сравнению с начальными показателями.

л

V ЭТАП « ИТОГОВО - ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ»

А

Р

Ф

А

Е

Ф

А

М

П

О

Н

А

М

Д

О

Н

Л

Р

П

О

Г

И

А

Р

И

Я

Н

Е

Т

О

О

К

Т

А

В

А

Р

А

Т

Т

П

Е

С

Н

Я

А

С

К

Р

И

П

К

А

Н

М

Е

Л

О

Д

И

Я

Ф

О

К

О

Н

Т

Р

А

Б

А

С

В

А

Л

Ь

С

Н

Р

Е

И

Т

А

К

Т

Р

О

Я

Л

Ь

2

0

5 этап посвящен подведению итогов проекта «Применение современных технологий

для повышения уровня учебной мотивации на уроках музыки».

В ходе данного этапа я подводила итог методом наблюдения и анализа.

Это один из наиболее простых по форме, но сложных для анализа методов,

используемых для диагностики влияния эмоционального состояния на мотивацию

учения. Показатели наблюдения выявляют отношение учащегося к учению.

Например: стремление учащихся посещать занятия или желание уклониться от них.

Общая активность на занятиях; наличие и характер отвлечений; отношение к

занятию; поведение учащихся по окончанию занятий (радуются и хотят заниматься

еще, задерживаются после занятий и обсуждают с учителем содержание урока,

делятся своими впечатлениями, знаниями, воспоминаниями).

Наблюдение и анализирование мотивации учащихся,

в период с 01.09.09 по 01.11.09.

заня

тия

Фамилия

класс

Желание

посещать

занятия

Отношение к

средствам

действия

Наличие

отвлеченности во

время занятий, их

кол-во

Наличие

высказывани

й

Общая

активность на

уроках

Желан

ие

позани

маться

после

заняти

й

1-8

Пименова

---

-+--+

--++++++

----

--

---

Полина 6

класс

+++++

+++

++++

++++++

+++

++

1-8

Корнеева

Наталья 6

класс

--++++

++

--+++

+++

—+++++

—++++

-—++++

+++

+

1-8

Киреев

Иван 6

класс

++++++

+

--+++++

—+++

—+++++

--++++++

+++

+++

1-8

Васильев

Дима 7

класс

-----+++

-—++++

-—++++

...........

++

-—++++

+++

+

1-8

Сатарихи

-

-- - -

--

+++++++

--++++++

+++

на Люба 7

класс

++++++

+

++++

++++++

+

+++

++

1-8

Лисицкая

--

-+++++++

-—++++

--

+++++++

--

Катя 7 класс

++++++

++++++

+

+++

+++

1-8

Полосина

Ирина 7

класс

-—++++

-—++++

-—++++

—+++++

--++++++

+++

+++

19

1l

rf

Наблюдение и анализирование мотивации учащихся,

в период с 01.03.10 по 01.05.10.

Показатели наблюдений:

1.Желание посещать занятия (+) или отсутствие такого желания (-) исходная

позиция;

2.Отношение к средствам действия: положительное (+) или отрицательное (-

);

Э.Наличие отвлечений во время занятий, их количество за занятие;

20

зан

яти

я

Фамилия

класс

Желание

посещать

занятия

Отношение

к

средствам

действия

Наличие

отвлеченнос

ти во время

занятий, их

кол-во

Наличие

высказыва

ний

Общая

активность на

уроках

Жела

ние

позан

имать

ся

после

занят

ий

20-

Пименова

++++++

+++++++

-+++++++

+++++++

++++++++

+++

28

Полина

++

+

+++

6 класс

++

20-

Корнеева

-

--

-

+++++++

++++++++

+++

28

Наталья

++++++

+++++++

++++++++

+

+++

6 класс

+

+

++

20-

Киреев

++++++

+++++++

-+++++++

+++++++

++++++++

+++

28

Иван

++

+

+++

6 класс

++

20-

Васильев

--

-+++++++

-+++++++

+++++++

++++++++

+++

28

Дима

++++++

+

+++

7 класс

++

20-

Сатарихи

++++++

++++

--++++++

+++++++

++++++++

+++

28

на Люба

++

+

+++

7 класс

++

20-

Лисицкая

-

+++++++

-+++++++

+++++++

++++++++

+++

28

Катя

++++++

+

+

+++

7 класс

+

++

20-

Полосина

++++++

+++++++

++++++++

+++++++

++++++++

+++

28

Ирина

++

+

+

+++

7 класс

++

ll

rf

4.Наличие высказываний, выражающих положительное (+) или

отрицательное (-), либо безразличное отношение к занятиям (0);

5.Общая активность на занятиях: увлеченность содержанием занятия (+),

отсутствие увлеченности (-);

6.Желание позаниматься еще после окончания занятия (+) или отсутствие такого

желания (-), «результатирующая мотивация».

ВЫВОД:

Сравнивая показатели на начало проекта и конец проекта, я сделала вывод, что у

учащихся повысилось желание посещать занятия, ребята стали меньше

отвлекаться во время занятий, а общая активность на занятиях повысилась.

Анализируя свою деятельность в ходе проекта, хочу отметить, что уроки музыки

значительно активизируются, если использовать различные приемы работы,

основанные на игровых, соревновательных, проблемных принципах.

Апробирование данных методик дало положительные результаты.

Активировалась творческая работа слабых учеников, те уроки, которые

проходили на среднем уровне, стали ярче, интересней, эффективней при

помощи исследовательской деятельности учащихся. Это дает возможность с

успехом использовать их на уроках музыки и интегрированных уроках любых

школьных предметов . Предлагаемая система направлена на 100% освоение

пройденного материала, который дается с трудом слабым ученикам.

Я полагаю, что главным достоинством и главным результатом работы над

проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний,

навыков, умений и их творческое применение в новых условиях.

Творчество это деятельность человека, это результат труда и усилий самого

человека. Исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой

вариант бескорыстного поиска истины. По проведенным мною экспериментам,

наблюдениям и выводам видно, что возрастает мотивация именно при

подготовке творческих заданий, так как это увлекает, затягивает. Слабые

ученики, который вели себя пассивно на уроках, после выполнения

определенных творческих заданий , активно включаются в процесс работы. И

это уже не те вчерашние школьники, которым было все безразлично, которые

мешали учителю и товарищам, это творческие люди, находящиеся в поиске,

готовые выполнять новые задания, покорять новые высоты.

Г лавная задача, открыть музыкальные способности каждого ребенка, и

одаренного и ребенка, у которого они глубоко скрыты, при использовании

этой системы полностью решаема.

Уроки должны проходить под лозунгом: «Думать, мыслить, творить».

21

22

]| ^

ll

rf

Литература:

М.А. Давыдова «Уроки музыки», Москва Вако 2008 г.

М.А. Давыдова, И.А. Агапова «Мир музыкальных праздников» Москва, 5 за

знания, 2006 г.

Т.А. Затямина «Современны урок музыки» Глобус,2007 г.

Е.Н. Арсенина «Музыка 1-7 классы», издательство «Учитель», Волгоград



В раздел образования