Автор: Татьяна Александровна Ворсина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 161
Населённый пункт: Красноармейского района Волгограда"
Наименование материала: статья
Тема: «Расширение имеющихся представлений о своем городе у воспитанников старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
ФИО автора материала: Ворсина Татьяна Александровна.
Место
работы:
Муниципальное
дошкольное
образовательное
учреждение
«Детский
сад
№
161
Красноармейского
района
Волгограда».
Должность авторов: Воспитатель.
Статья:
«
Расширение имеющихся представлений о своем городе у
воспитанников старшего дошкольного возраста
»
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец,
родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у
дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к
детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в
становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания:
идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее
общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные
исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и
педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников
рассматривают национально- региональный компонент. При этом акцент делается на
воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями формирует у них такие черты
характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь,
яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в
детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
К. Симонов в стихотворении «Родина» писал:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал,
ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство
любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не
раз; с двором, где посадил первое деревце.
1
Рост
научно-технического
прогресса,
новые
открытия
и
технические
изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у
подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения
ученых и практиков на многие годы. Среди подростков чаще и в крайних формах
стали
проявляться
жестокость,
агрессивность,
увеличивается
число
несовершеннолетних преступников, отвергаются нравственные ценности, такие как
патриотизм, любовь к Родине, честность, недооценивается необходимость сохранения
и развития культурного, исторического, художественного наследия, передача опыта
старшего поколения в процессе сотрудничества.
С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные
изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания
образования.
Одним
из
приоритетных
направлений
стало
знакомство
детей
дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и
историей города, края, страны.
Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно
решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления
работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла
необходимость
изменить
формы
организации
педагогического
процесса
по
ознакомлению детей с особенностями города и края.
В ходе подготовки к данной работе мы:
• Изучили методическую, справочную, энциклопедическую литературу;
• Составили перспективный план;
• Разработали конспекты занятий;
• Подобрали художественную литературу по теме;
• Создали развивающую среду;
• Подобрали дидактические игры и оборудование.
В ходе работы мы провели:
• НОД на темы: «Мой родной район», «Улицы нашего города», «История
возникновения родного города», «Памятники защитникам Отечества», «Их помнит
вся Россия, их помнит родной Волгоград», «Они защищали Родину», «Музеи родного
города», «Заповедные места Волгоградской области».
• Беседы с детьми: «Улицы родного города», «Царицын – Сталинград –
Волгоград»; «Моя Родина – Россия, моя Родина – Волгоград!», «Герб Волгограда»;
2
• Чтение и разучивание стихов и песен о Волгограде;
•
Дидактические
игры
«Герб
города»,
«Достопримечательности
города
Волгограда»,
«По
истории
Сталинградской битвы»;
«Памятники
защитникам
Отечества»;
• Праздник, посвящённый годовщине битвы под Сталинградом;
• Праздник, посвящённый Дню Победы;
• Выставка детских рисунков на темы: «Моё любимое место в городе», «Моя
любимая улица», «Мамаев Курган», «Мы не хотим войны».
Формы взаимодействия с детьми:
• Непосредственно-образовательная деятельность;
• Совместная деятельность воспитателя и детей;
• Выставки рисунков и поделок;
• Чтение художественной литературы;
• Беседы, ситуативные разговоры;
• Слушание музыки;
• Игры (дидактические, коммуникативные, ролевые, подвижные);
• Изготовление фотоальбомов: «Я и моя улица», «Царицын –Сталинград -
Волгоград».
Формы взаимодействия с родителями:
•
Консультации
«История
района
в
названиях
улиц»;
«Нравственно-
патриотическое воспитание детей»;
• Сотворчество детей и родителей;
• Посещение родителей с детьми памятных мест города;
Проведя данную работу, мы достигли следующих результатов:
•
Приобретение
детьми
знаний
об
истории
города,
символике,
достопримечательностях;
• Активное участие детей и родителей в выставках, конкурсах;
• Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.
3